Андрей соколов судьба человека поступок. Cочинение «Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»). Сочинение нравственный подвиг андрея соколова

Подвиг солдата в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов -- главный герой. Второй голос--голос автора, слушателя, случайного собеседника. Голос Андрея Соколова в рассказе -- это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.

Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом -- глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос--звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии. Все, что осталось в жизни Соколова -- воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.

Тот жалок, кто под молотом судьбы

Поник - испуганный - без боя:

Достойный муж выходит из борьбы

В сияньи гордого покоя,

И вновь живет - главы не преклоняя...

Н. Огарев

Рассказ Шолохова «Судьба человека» стал этапным в раскрытии военной темы. Шолохов не раз обращался к мысли о цене великой победы, о страшных потерях, понесенных страной. Изображение в полный рост трагической судьбы рядового солдата, вынесшего всю тяжесть войны, стало главной задачей рассказа.

Кто он - герой «без страха и упрека»? Этот вопрос мог бы остаться без ответа, если бы не «Судьба человека» М. Шолохова, где показан скромный рядовой участник войны, труженик, ничем не выдающийся человек Андрей Соколов.

Именно ему автор посвящает талантливое произведение, восторгается его подвигом, видит в нем верного сына отечества. Рассказ его можно назвать героической песней в честь русского солдата и разделить с автором его восторг, преклонение перед мужеством героя, несгибаемостью его воли, чувством сострадания. Проникновенно, предельно искренне написано произведение, построенное как рассказ в рассказе (искусный авторский прием для достижения наибольшей достоверности в изложении тех событий, о которых говорится). Автор показывает не просто исторический момент, он изображает конкретного человека на войне с его мыслями, чувствами, переживаниями.

Начинается повествование с описания «первой послевоенной весны», «дружной и напористой ». Весна - это всегда возрождение к жизни, обретение надежды, подъем всего лучшего как во всей природе, так и в человеческом сердце, и Шолохов начинает со светлого аккорда, но тут же предостерегает: «...в эту недобрую пору бездорожья». Ведь этими разбитыми, тяжелыми дорогами войны, дорогами судьбы идут к нам герои: Ванюшка и Андрей Соколов.

Упоминанием о бездорожье Шолохов хочет подготовить читателя к чему-то тревожному (горькое повествование о страданиях и лишениях героя), а также доброму и душевному (о возрождении к жизни, обретении счастья утраченного отцовства).

Его главный герой, Андрей Соколов, является и рассказчиком, и действующим лицом. В описании портрета героя больше всего поражают «глаза, наполненные неизбывной смертной тоской». Вэтих «словно присыпанных пеплом» глазах,как в зеркале, отразилась вся его жизнь, полная невыносимых мук и невосполнимых утрат.

Андрей начинает печальную повесть о себе так: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная». И действительно, ничего в ней необычного нет: Андрей гордится своей женой-умницей, детьми. Не зря он так подробно говорит о своей довоенной жизни: «Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», как будто пытается зафиксировать каждый день, каждый час, каждый миг.

И эта налаженность, устроенность, семейное счастье обрываются, как обрывается туго натянутая струна: «А тут вот она, война» . Эта фраза символизирует резкий переход от мира к войне, от счастья к горю, от жизни к смерти. Как тяжело было расставание героя с родными, у него «сердце на части разрывалось» при виде убитой горем жены, плачущих детей. Сцена настолько потрясает, что слезы невольно наворачиваются на глаза, и именно в этот момент автор обрывает рассказ Андрея: «Не надо, друг, не вспоминай!»

Читая, ловишь себя на мысли: если трудно даже слушать, каково же было пережить! Следишь с участием за началом испытаний - первом страшном витке судьбы пленного. Дальше события развиваются по спирали, как снежный ком обрастают новыми, все более тяжкими ударами.

Не на поле боя, а в условиях фашистского плена совершает Андрей свой подвиг, он выносит страшные побои, бесчеловечные издевательства, унижения. Герой бесстрашно смотрит смерти в глаза, мужественно переносит ужасы концлагеря. И никто, ни при каких обстоятельствах не может убить, раздавить в нем силу духа русского человека, поствить его на колени: «У меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Герой, преодолев, казалось бы, все испытания, возвращается домой, но на месте дома... воронка. Воронка и в душе Андрея, для него не осталось ничего (« все рухнуло в единый миг »), кроме последней надежды - старшего сына. Как гордится отец боевой доблестью молодого командира, с каким трепетом ждет не дождется встречи со своей кровиночкой.

И тут судьбе надо распорядиться иначе: сына убивают почти за день до победы. От этого удара сердце героя скручивает смертельная тоска и тупая безысходность, для него, казалось бы, жизнь потеряла смысл, он остался один на всем белом свете. «Похоронил я сына, - рассказывает Соколов, - и словно что-то во мне оборвалось, а мои невыплаканные слезы на сердце засохли...» Ни война, ни личные утраты не сломили Андрея, он не зачерствел сердцем, не ушел в себя. Герой совершил еще великий гражданский и гуманистический подвиг - усыновил «маленького оборвыша», мальчишку-сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать».

Тема преодоления трагического, незаслуженного одиночества связана у Шолохова с изображением огромной силы самой жизни. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится «представителем» неуничтожимой человечности мира. Так тянется цепочка «добра за добро», выражающая народный взгляд на этический смысл жизни.

С какой любовью и лаской воспитывает Андрей сынишку, с каким умиленьем смотрит на его голубые « глазенки ». Единственное, что тревожит отца: «сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»; боится, что не дотянет он, не увидит, как будет жить и расти Ванюшка. Но автор оставляет читателю надежду, что Андрей Соколов сумеет воспитать сына, сделать из него настоящего человека.

Герой рассказа - образ собирательный, несмотря на реальный прототип. Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе сам тип русского национального характера.

Судьба главного героя привлекает мое внимание тем, что, не будучи выдающейся личностью, он проявляет моральную выдержку и твердость в самых драматических обстоятельствах. Шолохов тем самым доказывает величие русского человека, способного перенести любые трудности, показать милосердие и душевную стойкость. «Судьба человека» М. Шолохова не просто рассказ о нелегкой судьбе человека на войне - это хвалебная песнь сильным людям.

Подобный торжественный мотив звучит во многих произведениях, посвященных войне, таких, как «Хатынская повесть» Алеся Адамовича, «Дожить до рассвета» В. Быкова, в стихах К. Симонова.

Тема подвига во всю свою героическую мощь высказана, выплакана именно в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». В нем показан русский солдат, прошедший ад войны, который несмотря ни на что стремится к счастью, любви, который является не просто символом стойкости и мужества человека из народа, но и символом гуманизма. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

/ / / Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Замечательный русский писатель Михаил Шолохов не боялся ставить в своих произведениях непростые нравственные вопросы и разрешать их. В его творчестве наиболее частыми были темы человека и войны. В рассказе «Судьба человека» автор показал нравственный подвиг настоящего гуманиста, который не просто выжил, пройдя все испытания, но и не озлобился на всех.

Весь рассказ пронизан верой писателя в стойкость русского человека. Это подтверждают многие яркие эпизоды. Главный герой Андрей Соколов ушел на фронт. И вначале ему везло, но однажды он попадает в плен к немцам.

Первое нравственное испытание, которое герой там переживает, связано с другими пленными. Он случайно слышит разговор, из которого ясно, что один из пленных хочет донести на сослуживца. Андрей не может допустить, чтобы пострадал невинный человек, и поэтому учиняет самосуд над предателем.

Второе испытание связано с доносом на него самого. Немцы не щадили военнопленных и заставляли трудиться в каменном карьере, требуя очень большое количество выработки за день. Соколов как-то обронил неосторожную фразу о несправедливости такого отношения. На следующий день его вызвали к коменданту лагеря. Все понимали, что это равнозначно расстрелу. Но случилось невероятное – герой выжил и даже вышел из ситуации победителем.

Как же так произошло, и что сделал Соколов? Комендант любил издеваться над пленными, показывать свою власть. Поэтому когда Андрей зашел в комнату, то увидел стол со всякой едой. Это было пыткой для изголодавшегося человека. Но Андрей не кинулся к столу, не стал умолять о куске хлеба, как того ожидали враги, а нашел в себе силы отвернуться от стола. Герой вел себя достойно, не струсил и не стал отказываться от своих слов, чтобы избежать расстрела. Тогда лагерфюрер, так называли коменданта, предложил Соколову выпить за победу их оружия. Когда герой отказался это сделать, ему предложили выпить за свою несчастную участь. Андрей выпивает три раза, отказавшись закусить. При этом он твердо держался на ногах, хотя для истощенного организма это было почти невозможным. Комендант был поражен стойкостью русского солдата и принял неожиданное решение – помиловать его и дать немного еды.

Писатель показывает, что герой победил благодаря тому, что оказался нравственно стойким человеком, не опустился до уровня голодного зверя.

Показан во многих эпизодах как нравственно высокий человек. Но самым главным его подвигом стало решение усыновить Ванюшу. Когда герой остался совсем один без семьи, он случайно встречает такого же одинокого человека, маленького мальчика. У Ванечки никого не осталось в его то малые годы, ему не было даже где приклонить головы. Андрей решает, что не даст Ванечке пропасть и берет себе за сына. Герой спасает ребенка и тем самым спасает и себя. Ведь мальчик становится его новым смыслом в жизни.

Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» в стойкости, гуманности, жажде к жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «История русской литературы XX века (40-60-е гг.)»

Тема нравственного подвига в рассказе М. Шолохова «Судьба челов е ка»

Выполнила студентка

Карабасова О.С.

Проверила:

доцент Сухих Ольга

Станиславовна

Нижний Новгород 2015

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ГЕРОЙ ИЛИ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

2. НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Война… Она ломает человеческие судьбы, оставляет на сердце рваные, незалечимые раны, уносит жизни, лишает самого дорогого: семьи, друзей, а порой и смысла существования.

Многие писатели обращались к теме войны в своих произведениях. Михаил Шолохов - один из них.

Выдающимся произведением Шолохова стал рассказ «Судьба человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1956 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

Это поистине великолепный рассказ. Он затрагивает каждую ниточку души.

Читая его, ты будто оказываешься на месте главного героя. Переживаешь все его трудности.

Также поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, терпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

1. ГЕРОЙ ИЛИ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Название заголовка говорит само за себя. Не каждый человек смог бы взять под свое крыло маленького ребенка, тем более в такие тяжелые времена. Когда идет война и думать ты можешь только о себе, Андрей Соколов берет на себя ответственность и заботится о чужой, такой же поломанной жизни, как и у него.

В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира. Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать.

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «…И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества -- эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

Но самая большая ошибка человека зачастую не ценить того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и Андрей Соколов перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит… Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком. рассказ нравственный подвиг герой

2. НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ

Что такое нравственность?- спросите вы. Помогать людям, быть добрым? У этого слова много определений. Вот одно из многих.

Нравственность -- понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность -- это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность -- сугубо индивидуальное понятие. Так, для одного жить с любимой девушкой вне брака и не изменять ей -- это вполне нравственно, а для другого это недопустимо, так как жить полноценно с девушкой и не состоять с ней в браке -- пример антинравственного поведения. Субъективная точка зрения позволяет оценивать нравственность как высокую и низкую в зависимости от конкретного мнения.

Я считаю, что нравственные поступки исходят из души. Нельзя родиться нравственным или стать нравственным человеком. Им можно только быть. Наш герой именно такой человек, он делает все по зову сердца.

Все поступки Соколова в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и девушкам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провоевал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили… Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть.

Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата.

Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет…

Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Насколько нужно быть сильным человеком, чтобы выдержать такие удары судьбы? На этот вопрос никогда не будет найден ответ, потому что он скрывается в человеческой душе. Каждый человек по своему силен, но есть те, которых судьба сламливает и они опускают руки, а есть, как Соколов, он потерял все, но не сдается. И судьба делает ему подарок, преподносит ему сироту, дает шанс на жизнь.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что можно сказать в заключении. Это потрясающий рассказ. Нужно обладать поистине твердым характером, чтоб не расплакаться, читая это произведение.

Шолохов одним из первых создал исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский боец не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Время, описанное в рассказе,-- первая послевоенная весна.

Рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека" проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.
Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.А.Шолохов. Судьба человека. Изд-во «Советская Россия». М.,1975

2. С. И. Ожегов "Словарь русского языка"1198 стр. Москва 2004г. "Оникс 21 век".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности разговорной лексики, основные преимущества её использования в художественных текстах. Лексический состав, сдвиги в семантике. Разговорная и просторечная лексика. Употребление разговорной лексики в рассказе М. Шолохова "Судьба человека".

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Особенности русского национального характера в литературе XIX-XX веков. Ритм и хозяйственный уклад русской жизни. Описание русского национального характера в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    реферат , добавлен 16.11.2008

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Тема Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей и поэтов. Повесть М.А. Шолохова "Судьба человека". Емкая и глубокая концентрация в произведении опыта войны. Невосполнимая утрата героя повести, переплетение трагического и героического.

    реферат , добавлен 15.02.2012

    Образ отвергнутого обществом и ожесточившегося человека в рассказе Федора Михайловича Достоевского "Кроткая". Внутренний монолог героя после самоубийства жены. Все оттенки психологии героя в его взаимоотношении с Кроткой. Духовное одиночество героя.

    реферат , добавлен 28.02.2011

    Анализ творчества В. Быкова, В. Астафьева, А. Твардовского, М.А. Шолохова. Раскрытие нравственной, гражданской и духовной сущности героев произведений, проблем героизма и подвига человека во время Великой Отечественной войны, ее антигуманной сущности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Желание любви в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание". "Случайная" любовь в рассказе И.А. Бунина "Солнечный удар". Чистая любовь в рассказе "Чистый понедельник". Необычайная сила и искренность чувства, которые свойственны героям бунинских рассказов.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Изучение духовных, материальных ценностей, отражение их сущности в рассказе Александра Солженицына "Матренин двор". Символический смысл и авторская философия жизни. Мнение о рассказе, его художественных особенностях критика и публициста В. Полторацкого.

Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» создан в 1956 году, спустя десятилетие после Великой Отечественной войны, в период хрущёвской оттепели. Именно тогда возникла потребность подвести итоги прошедшей войны, осмыслить судьбу народа и судьбу отдельной личности, раскрыть истоки подвига.

Главный герой рассказа – Андрей Соколов – ровесник века.

История его жизни – это и история страны. На первый взгляд, перед нами обыкновенный человек, такой же, как и все, простой человек из народа, и его судьба неотделима от судьбы его Родины. Уроженец Воронежской губернии, в гражданскую войну он был в Красной Армии. В голодный двадцать второй год работал на кулаков и тем спасся от голода. Работал на заводе, женился на сироте.

Шолохов не идеализирует своего героя. Возвращаясь с работы усталым и злым, порой он грубо обращался к женой, случалось, выпивал. Но жена ему досталась – золото, тихая, ласковая, кроткая и терпеливая. Благодаря её доброте, в семье был мир, на душе у Андрея покой.

Исследуя характер своего героя, Шолохов пытается понять, как простой и незаметный шофёр – работяга оказывается в годы войны способным на героические поступки.

С самого начала войны Андрей Соколов проявил силу характера, стойкость, мужество. В письмах жене он никогда не жаловался на трудности, понимая, что женщинам в тылу тоже нелегко.

Выполняя опасное задание – нужно было провезти на батарею снаряды, - Соколов попал под артобстрел и потерял сознание. Так Андрей попал в плен.

Многое пришлось ему вынести: и издевательства, и побои немцев, и голод, и тяжёлый труд, - но не потерял солдат своего человеческого достоинства, сохранил силу духа. Его поединок с комендантом лагеря Мюллером закончился нравственной победой простого русского солдата. Идя в комендатуру, Соколов готовился к смерти, но сумел собраться с духом, «чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не видели в последнюю …минуту», что трудно ему расставаться с жизнью.

Мюллер по достоинству оценил храбрость русского солдата и подарил ему жизнь.

Андрей Соколов не только сумел бежать из плена, но и доставил в нашу часть важного немецкого генерала.

Но главное испытание ожидало простого русского солдата после войны. Авиабомба попала в дом Соколова, погибли жена и дочки. Сына Анатолия в День Победы убил немецкий снайпер. Как жить, когда нет близких и родных?

Не ожесточилось сердце солдата, сохранило способность к любви, милосердию, состраданию. Усыновил Андрей мальчонку – сироту Ванюшку с ясными, как звёздочки, глазами. Оттаивает возле ребёнка сердце человека, с глазами, «словно присыпанными пеплом, наполненными такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть».

И выше нет того духовного, нравственного подвига, когда человек, «исказнённый войной», сохранил в себе душу живую и отдаёт тепло своего сердца тому, кто больше всего в этом нуждается, - ребёнку, осиротевшему во время войны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.