Рецензия на рассказ «Солнечный удар» (Бунин И. ). Урок внеклассного чтения по прозе И.А. Бунина эмигрантского периода (рассказы "Святитель", "Именины", "Скарабеи", "Музыка", "Слепой"). Рецензия на произведение бунина "господин из сан-франциско"

И. А. Бунин является ярчайшим представителем писателей рубежа веков. Бунин - фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.
С осени 1924 по осень 1925 Бунин создаёт цикл произведений, которые, будучи внешне не связаны между собой, объединяются глубокой внутренней связью определяемой особенностями подхода автора к теме лежащей в их основе. Тема эта - любовь, трактуемая как сильное, часто роковое потрясение в жизни человека, как «солнечный удар», оставляющий глубокий неизгладимый след в человеческой душе. Пять произведений, посвященных этой теме - «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан», «Дело корнета Елагина» - это как бы пять изображений разновидностей любовного чувства, пять примеров поразительного воздействия любви на разум, волю, сердце человека.
Рассказ «Солнечный удар» был написан в 1925 году в Приморских Альпах. О происхождении этого рассказа Бунин рассказывал Г. Кузнецовой, которая записала в своём дневнике: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У И.А.(Ивана Алексеевича) это начинается с природы, какой- нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так солнечный удар явился от представления о выходе на палубу после обеда, из света во мрак летней ночи на Волге. А конец пришел позднее»
Обратимся к сюжету произведения. Юный офицер, поручик, встретив на волжском пароходе молодую женщину, приглашает её сойти на пристани городка, мимо которого они проезжают. Молодые люди останавливаются в гостинице, и здесь происходит их сближение. Утром, так и не назвав себя, женщина уезжает со следующим пароходом. Поручик оставшись один, осознаёт, каким невыразимым счастьем была для него эта, казалось бы, случайная мимолётная встреча и как трагично что он больше никогда не увидит женщину, которая принесла ему это счастье.

Неожиданная, порой мимолётная встреча «его» и «её», иногда, как в рассказе «Солнечный удар», даже не названных по имени, бурный взрыв любовных чувств и последствия, часто роковые и трагические, этого взрыва - такова сюжетная основа большинства зарубежных произведений Бунина, посвящённых теме любви. Автор раскрывает с предельной силой глубину любовных переживаний героев, которые, оставаясь нередко вполне заурядными во всех других областях жизни, именно в любви раскрывают незаурядность своих натур. Мимолётная встреча двух простых, по-видимому ничем не замечательных людей («И что в ней особенного?» - в недоумении спрашивает себя поручик, а о нем автор говорит, что «лицо его - обычное офицерское лицо») рождает у каждого из них чувство такого огромного счастья, что оба вынуждены признать, что «никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот ни другой».
На мой взгляд это неслучайно, что весь рассказ пронизывает атмосфера нестерпимо жгучего летнего солнца. Ночью влюблённые входят «в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер», на другой день женщина уезжает «в десять часов утра, солнечного жаркого, счастливого». Оставшись один, поручик кружит «по маленькому жаркому и запущенному садику», он сидит «возле открытого окна, в которое несло жаром», чувствует, «безмерное счастье, великую радость даже в этом зное», и, когда, наконец, полностью осознаёт потерю, для него всё оказывается залитым, «жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем».
Поручик и молодая женщина расстались довольно легко, ещё не подозревая, что в их жизнь, до её конца вошло нечто самое главное в ней, вошло, чтобы тут же навсегда ускользнуть. Молодая женщина уезжает к себе в город, где её ждут муж и трёх летняя дочка, и навсегда уходит из рассказа, но одна из необычайнейших художественных находок рассказа заключается в том, что трагические переживания поручика после её отъезда являются не опровергаемым свидетельством, что и она испытывает такую же муку. А эта мука терзает поручика с возрастающей силой. Он как бы по ступенькам восходит на голгофу мучений, становящихся невыносимыми.
Чувство поручика достигает необычайной нравственной высоты, у него как бы возникает второе зрение. То, что ранее не останавливало его внимание, казалось обычным, стало теперь уродливым, неестественным. Ему становится страшно при виде портрета кого-то военного, выставленного на витрине. С изумлением взирает он и на щемящую душу монотонность двухэтажных белых купеческих домиков, выстроившихся словно солдаты, вдоль улицы.
«Солнечный удар» у Бунина завершается картиной трагического одиночества, отчаяния человека, оказавшегося перед бездной утраченного счастья и это подтверждается последней фразой: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».
Мне кажется, что в тех рамках, в которых написан этот рассказ, тема любви получает удивительно сильное, яркое и покоряющее воплощение.

Рассказ “Чистый понедельник” посвящен теме любви. Любовь и смерть – две основные темы в творчестве И. А. Бунина. Этот рассказ входит на сборник “Темные аллеи”. Писатель говорил, что в своих рассказах он стремился изобразить “темные аллеи любви”. Именно таким неосвещенным, загадочным, таинственным и непонятным проявлениям любви посвящен рассказ “Чистый понедельник”, который писатель на склоне лет считал лучшим из написанного им.

Жанр произведения – рассказ. В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение рассказа: “малая форма эпической прозаической литературы”. Термин “рассказ” не обладает строго определенным значением и, в частности, находится близок определениям “новелла” и “очерк”.

Кроме того, рассказ очень близок по жанру к повести, но отличается тем, что в нем представлен один эпизод из жизни героев, в котором характер раскрывается полно и многогранно. Мастерство И. А. Бунина заключается в том, что он высвечивает личность героя и его историю жизни.

Сюжет рассказа “Чистый понедельник” – несчастная любовь главного героя, определяющая всю его жизнь. Отличительная черта многих произведений И. А. Бунина – отсутствие счастливой любви.

Повествование ведется от первого лица, поэтому глубоко раскрываются чувства и переживания рассказчика, его душевный мир. Сила любви героя к героине видна даже из ее портретной характеристики: “Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица”.
Герой очень тяжело переживает трагический финал их отношений. Подтверждением того служит следующий отрывок: “Я долго по самым грязным кабакам спивался, всячески опускаясь все больше и больше….Потом стал оправляться – равнодушно, безнадежно”.
Судя по этим двум цитатам, герой – очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить по состоянию души героя, по искусно подобранным внешним проявлениям чувств.
Автор использует такой прием художественной выразительности, как “оксюморон”. Древность он противопоставляет современности: упоминает название храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Также он упоминает названия самых известных московских ресторанов начала 20 столетия, книг современных авторов. Героиня никак не может дочитать “Огненный ангел”. В этом факте сквозит скептицизм автора по отношению к новым литературным направлениям: современность, по его мнению, не наделена одухотворенностью древности.

На героиню мы смотрим глазами влюбленного в нее человека. Уже в самом начале произведения перед нами ее портрет: “Красота у нее была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие на своей густоте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, черные, как бархатный уголь, глаза”. В словах главного героя передается описание мятущейся души героини, ее поиски смысла жизни, волнения и сомнения, раскрывается образ “духовной странницы”.

Кульминация рассказа – решение героини уйти в монастырь. Этот неожиданный поворот сюжета позволяет понять неопределившуюся душу этой женщины.

Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник – первый день великого поста. С другой стороны, оно символично. Происходит очищение души от всего суетного, греховного. Причем меняется не только героиня, избравшая монашеское отшельничество. Ее поступок побуждает и героя к самоанализу, заставляет и его измениться, очиститься.

“Чистый понедельник” написан автором в годы его парижской эмиграции. Однако российская действительность сквозит буквально в каждой строчке. Об этом свидетельствуют и пейзажные зарисовки: “Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали на тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота,…, солнце только что село, еще совсем было светло, давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг спокойными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами”.

Так пронзительно мог написать лишь глубоко русский человек, хранящий образ Родины в своем сердце, не чуждом ностальгии.

Рассказ написан шестьдесят лет назад. Для вселенной – это взмах ресниц, для истории страны – целая эпоха… Что же привлекает нас, современных читателей, в этом рассказе? Если читать вдумчиво, можно найти ответы на извечные философские вопросы: как любить и быть любимым, в чем заключается смысл жизни, что есть истинные ценности? Бунин был равнодушен к житейским будням, преходящему. Он непоколебимо сосредоточен на возвышенном и прекрасном, на конкретной человеческой судьбе.

По словам П. Б. Струве, ” …основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим”

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Иван Бунин известен многим читателям как гениальный писатель и поэт. За свою творческую карьеру литератор создал огромное количество стихов, рассказов,...

Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”.

Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с другой – очерк, так как прослеживается отсутствие цепи событий, что характерно для рассказа. Существует иное мнение жанровой принадлежности этого произведения: многие считают “Антоновские яблоки” поэмой в прозе, по причине свойственной лиричности.

Раннее творчество Бунина связано со стихотворениями о любви к родине, но позже поэта более привлек жанр прозы. Именно таким произведением стал рассказ “Антоновские яблоки”, написанный под впечатлением от поездки в имение своего брата. Рассказ был написан приблизительно в конце 1890х годов. Первая его публикация относится к 1900 году.

Название рассказа “Антоновские яблоки” символизирует ушедшую Россию, канувшие в прошлое дворянские усадьбы, вольности деревенской жизни, покой и размеренность, красоту и патриархальность. “Яблоки”, в данном случае – символ, посредством которого герой погружается в воспоминания о былой жизни.

Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне, давая не только пейзажные, но и портретные зарисовки, раскрывая, тем самым, тему природы и образ русского крестьянина. На фоне этих тем писатель сравнивает склад дворянской жизни со складом богатой, мужицкой жизни на примере усадьбы своей тетки. В ее доме еще чувствовалось крепостное право. Например, в том, как мужики снимали шапки перед господами. Далее следует описание интерьера усадьбы, насыщенное деталями – синие и лиловые стекла в окнах, старая мебель красного дерева, зеркала в витых рамах.

“Угасающий дух помещиков” поддерживает только охота. Автор вспоминает “обряд” охоты в доме своего шурина Арсения Семёновича. Особенно приятный отдых, когда “случалось проспать охоту”. Таким образом, автор раскрывает тему разрушающихся дворянских гнезд. Но в то же время автор любуется образом жизни “мелкомоестного” дворянства, его распорядком дня, привычками.

Несмотря на это, Бунин осуждает русское дворянство: образ жизни помещиков, повествую об увядании дворянских усадьб, а также об исчезнувшей поэзии старинного русского быта – “дворянского и мужицкого”, того уклада, на котором веками стояла Россия. В то же время писатель восхищается красотой русской природы, которая изображена автором в динамике, в тонкой передаче красок и авторских настроений. Бунин воспевает привлекательные стороны помещичьего быта: близость крестьян и дворян, сращенность жизни человека и природы. Автор сожалеет об ушедших из жизни помещиков, о прозаичном настоящем, где выветривается запах антоновских яблок…

    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому. Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна […]
    • «Слово – полководец человечьей силы…» В.В. Маяковский. Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность. Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
  • Рассказ «Чистый понедельник» (1944) завершает цикл из позднего творчества И.А. Бунина «Темные аллеи». Писатель смеялся, что написал «об одном и том же тридцать восемь раз». Этой одной темой была тема любви. И как во всем гениальном, мы при чтении «Темных аллей» не ощущаем исчерпанности или повтора в похожих повествованиях об отношениях мужчины и женщины, хотя даже сюжетная схема рассказов цикла однотипна. Как правило, описывается встреча героев, внезапное сближение, вспышка чувств – и неотвратимое расставание. Любовь для Бунина – всего лишь прекрасный миг. И в каждом рассказе он находит новые и новые оттенки любовного чувства.

    В последнем рассказе – «Чистый понедельник» – удивительным образом слились лирика и патетика, народные традиции и модерн, божественное и мирское; здесь словно подведены поэтические и философские итоги бунинского творчества. Автор разворачивает перед нами повествование не только о любви, но о тайнах человеческой души, о понимании счастья, о сложном и противоречивом национальном характере, о духе исторической эпохи, о вере. И нарочитая похожесть сюжетов помогает читателю сосредоточиться не на ходе событий, а на героях и неподражаемом стиле Бунина.

    Основным художественным приемом в рассказе «Чистый понедельник» выступает прием антитезы. Выстраивается целая система противопоставлений: антонимы, пронизывающие первое предложение («Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи…»); разные по складу характера герой и героиня («…и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала…»); нарядная светская жизнь героини и ее глубокая религиозность; любовь, не имеющая внешних препятствий, и ее трагический финал. Движением текста словно управляют два противоположных мотива – пошлость окружающей действительности и духовность вечных ценностей.

    Рассказ имеет ретроспективную структуру: о своей страстной любви к таинственной красавице герой вспоминает. Это дает возможность представить события как бы в двойном освещении: то, что герой не заметил «тогда», он осмысляет уже по памяти, будто подводя итоги. Построение рассказа на отдельных эпизодах и кольцевая композиция позволяет автору не только показать быстротечность времени, но и с наибольшей полнотой воссоздать портрет эпохи. Историческая панорама 10-х годов XX века в России представлена людьми, реально существовавшими, олицетворявшими культуру той поры. Бунин с иронией изображает А. Белого, К. Станиславского, Ф. Шаляпина, и в этом сквозит манера писателя общаться со своими современниками, так знакомая нам по мемуарам. В то же время детали действительности начала ХХ века переплетаются с приметами глубокой древности: наряду с ресторанами «Яр», «Стрельна» о многовековой истории России напоминают бесчисленные названия московских храмов, монастырей, икон (Храм Христа Спасителя, Кремль, Собор Василия Блаженного, Зачатьевский монастырь, икона Богородицы Троеручницы и другие), имена исторических деятелей (Ослябли, Пересвета), цитаты из летописей, сказаний, молитв. Так в рассказе складывается образ эпохи, соединяющей в себе модерн и «допетровскую Русь», и так прорисовывается русский национальный характер, сотканный из противоречий.

    Сюжетным и композиционным центром произведения становятся сложные отношения двух героев – Его и Ее. Повествование ведется от первого лица, что создает эффект присутствия и усиливает реалистичность событий. Сам образ главного героя дан эскизно, показаны лишь его чувства и переживания, и это роднит персонаж с лирическим героем поэзии Бунина. Но нас настораживает, что герой не понимает ту, которой искренне поклоняется. Ослепленный любовью, он не может постичь, какая внутренняя работа свершается в душе его возлюбленной. Однако именно влюбленность дает герою исключительную остроту восприятия, через призму которой представлен в рассказе портрет героини. В ее описании определяющими являются эпитеты «странная» и «загадочная»: «…она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения…». Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты «черный», «бархатный», «янтарный» не проясняют психологическое состояние героини, а, наоборот, подчеркивают ее таинственность.

    Мы узнаем, что отец героини – «просвещенный человек знатного купеческого рода», но дальше содержится намек на его заурядность («что-то, как все такие купцы, собирал»). То есть в происхождении мы не находим объяснения раздвоенности душевного мира героини, получающей удовольствие и от мирских страстей, и почитающей религиозные обряды. Двойственность характера, скорее, коренится в сочетании западного и восточного. Эта девушка серьезно относится к чтению европейской литературы (Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского), но внутри нее очень много от Востока, что проявляется даже во внешности: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Вся жизнь героини соткана из необъяснимых противоречий. Она с одинаковым интересом посещает и древние храмы, монастыри и рестораны, капустники. Все ее бытие – непрерывное метание между плотью и духом, сиюминутным и вечным. За видимым светским лоском в ней есть исконно национальные, русские начала. И они оказываются более сильными, так как проявляются в убеждениях.

    Непонятная в своих противоположных склонностях, героиня, вместе с тем, очень органично вписывается в контрасты Москвы тех лет, города, который сочетал в себе многовековую красоту соборов, перезвон колоколов с реалиями новой буржуазной эпохи.

    Как и во всем творчестве Бунина, одним из важнейших в «Чистом понедельнике» оказывается мотив красоты, неразрывно связанный с образом героини. Причем, красоты не столько внешней, сколько внутренней. Загадочная женщина всюду видит ее исчезновение – и это главная мука ее души. «Вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась эта Русь…». Стремление сохранить в себе эту красоту ведет героиню в монастырь. Кроме того, она никак не могла найти смысл в своем существовании: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы,

    Ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…». Поэтому и возникло желание заполнить жизнь чем-то значительным, духовным миром. Автору удалось настолько тонко передать сущность героини, что мы и не представляем ее в ситуации земного счастья. Интересно, что в отличие от Лизы Калитиной из «Дворянского гнезда» И. Тургенева, бунинская героиня сама не ищет счастья в этой жизни, изначально осознавая его невозможность. Психологизм автора «Темных аллей» существенно отличается от «диалектики души» Л. Толстого и «тайного психологизма» И. Тургенева. Движения души героев Бунина не поддаются логическому объяснению, герои будто не властны над собой. В этой связи обращают на себя внимание часто употребляемые писателем безличные глагольные конструкции («…почему-то захотелось непременно войти туда…»).

    В «Чистом понедельнике» перекликаются с другими произведениями Бунина мотивы суетного мира и духовной жизни. Характерно, каждый из мотивов поддержан своей системой образов. И большая концентрированность деталей в сочетании с сжатым изложением требует от нас внимательного прочтения. Так, предметной основой для мотива суетного мира являются функционально нагруженные детали: литературная богема изображена как бессмысленный «капустник», где лишь «выкрики», кривляние и позерство. Мотиву же духовной жизни соответствуют «самопроизвольные» детали: описания природы и памятников архитектуры («Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне»). Чувства художника, всем сердцем любящего родную природу, переданы через цветовую гамму и эмоционально-оттеночные эпитеты («тонко и грустно», «светло», «дивно», «на золотой эмали заката»).

    Поэтичность рассказа проявляется в звуковой и ритмической организации текста. Здесь также ярки контрасты: «медленное сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» сменяется канканом, а звуки литургии – маршем из «Аиды». Чередование важнейших мотивов – временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляет ритмическую основу рассказа. Убеждает в этом и «маршруты» прогулок героев: «Метрополь» – Рогожское кладбище – трактир Егорова – театр – «капустник». Наконец, само название «Чистый понедельник» символизирует, в соответствии с православным календарем, границу между жизнью суетной и Великим постом, когда люди должны очиститься от скверны мирской жизни. Героиня идет на очень большой грех, поддавшись искушению с любимым именно в этот день. Правда, она уже в тот момент знала, что готова отречься от мира земного и возродиться духовно, став Христовой невестой. Важно, что и для героя Чистый понедельник становится переломным в жизни. В Прощеное воскресенье оба героя прощаются со своей старой жизнью, которая не дала им счастья, но в новой жизни с ними остается их любовь. И только очистив душу этим высоким чувством, человек постигает истинное счастье. Взаимосвязь темы любви и темы очищения души – лейтмотив всего творчества И.А. Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» – так писал автор в рассказе «Темные аллеи».

    Мир писателя настолько чувствительный, осязаемый, внимательный, слышимый, что на поверхность выходят насущные проблемы, выявляются забытые детали. Небольшой изложенный текст Бунина как раз полон впечатлением героя, гаммой звуков. Произведение творца – это монолог, в котором писатель излагает момент из своего детства. Бунин выступает перед читателями и как участник некоего события, в то же время как наблюдатель, что видит себя после стольких прошедших лет.

    Как известно, сочинение сего творения Бунин вершил за границей. В этот период времени он сильно тосковал по дому. Соответственно, произведение «Именины» полностью отразило атмосферу царившего беспорядка в душе писателя. Несмотря на то, что вокруг праздник, идут именины, автор никак не может заставить себя радоваться, ибо тоска и горечь по родине берут своё. Настроение на праздничном дне для героя – это нечто приносящее ужас и беспокойство. Находясь на именинах, ему осознается, что он является вне жизни, оторванный от времени настоящего, идущего с неумолимой быстротой. Ощущается провал в темную и не отпускающую древность, забитость. У героя происходят эмоциональные перепады настроения, меняется поток сознания, мировоззрение персонажа уже не такое, какое было раньше. Он понимает, что отчужденность от сего настоящего убивает стремление жить. А такое, абсолютно точно, не должно возникать в сознании человека!

    В чем же заключается финал рассказа? В горечи и тоске по родным местам и краям. В том, что время неумолимо берет своё, назад уже вернуть на свои места всё не получается. Однако воспоминания бьют ключом, оставляя колкие раны на сердце! Об этом говорит Бунин: о том, что оторванность от родины не только ломает тебя физически, но и калечит духовно!

    Своим монологом автор смог описать собственные переживания в период разлуки с теплыми для него местами. Этот текст дает возможность погрузиться во внутренний мир Ивана Бунина, осознать, как сильно был привязан писатель к родным краям! Произведение, написанное во время пребывания за границей, необычно затрагивает все струны души! В этом и состоит талант творца: своими простыми словами навсегда западать в сердце, заставляя переосмысливать собственную жизнь!

    Несколько интересных сочинений

    • Рылов А.А.

      Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства

    • Сочинение Учимся работать 7 класс

      Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

    • При упоминании слова «Родина» у меня перед глазами мгновенно появляются картинки всего самого важного для меня, красивого, дорогого и прекрасного.

    • Сочинение Лиза Мохова в романе Тихий Дон Шолохов

      Лиза приходится дочерью купцу Сергею Платоновичу Мохову с хутора Татарского. Помимо отца семья Лизы состоит из мачехи и брата по имени Владимир. Отец с мачехой мало уделяли времени воспитанию своих детей.

    • Я проснулся от какого-то стука. Открыв глаза, понял, что солнце еще не поднялось, и решил попробовать заново уснуть. Но все мои попытки оказались тщетны. К тому же не давал покоя стук.