Звездное небо на длинной выдержке. Фотографируем звезды с дэйвом морроу

Статья о том, как фотографировать Млечный путь и звёздное небо вообще. В этом виде съёмки есть некоторые особенности, зная которые, можно получить отличный результат.

Для начала нам нужно позаботиться о фотоаппарате. Для фотографирования звёзд подойдёт практически любая современная зеркальная камера с китовым объективом. О цифровых компактах с несменной оптикой судить не будем, это отдельная тема.

У продвинутых аппаратов будет одно существенное преимущество — высокая допустимая светочувствительность (ISO). Например, приведённая ниже фотография снята на ISO6400, которое неприемлемо для дешёвых фотоаппаратов.


Объектив для ночных съёмок

Что касается объектива, то для съёмки метеоров и звёзд чрезвычайно желательна светосила, которой, как известно, много не бывает. f/2.8 — вполне достаточно. f/3.5 — уже темновато, но жить всё ещё можно. Ширина угла тоже имеет большое значение: звёзды непрерывно движутся, и с этим нужно считаться. Если у вас объектив с фокусным расстоянием (ФР) 18-24мм на полноформатной камере (или 12-16 мм на кропе), то выдержка, которую вы можете установить, не превышает 20 секунд.

Сделайте пробный кадр, посмотрите со 100% увеличением, и вы увидите треки звёзд (звёзды вместо точек приобретают вид линий). Если вам не нужно большое разрешение итогового снимка, то можете увеличить длину выдержки до 30 секунд, а впоследствии уменьшить размеры и опубликовать в интернете — никто не догадается, что выдержка была длинная. например, кадры с 30-секундной выдержкой можно снимать на 10мм фишай, прицепленный к полнокадровой камере, что позволит избежать появления треков. Вернее, они есть, но видны только при 100% увеличении.

Для удобства составлена таблица. Если вы не знаете, какая камера у вас, смотрите третий столбик

Фокусное расстояние — Выдержка для ФФ — Выдержка для кропа


  • 10мм — 40с — 30с

  • 14мм — 35с — 25с

  • 18мм — 25с — 15с

  • 24мм — 20с — 12с

  • 35мм — 12с — 8с

  • 50мм — 8с — 6с

Как пользоваться таблицей? Очень просто. Находите в левом столбике фокусное расстояние своего объектива (например, 18мм), затем, если у вас полноформатная камера (если это так, то вы это и так знаете), тогда смотрите второй столбик — это будет максимальная выдержка для вас. Если же у вас кропнутая камера (Nikon d90, d60, d3000, d5000, d7000 и др., Canon 1000d, 50d, 7d и др.), то смотрите третий столбик, там будет указана ваша максимальная выдержка.

Но вы не обязаны слепо следовать описанным выше правилам! Если вхотите запечатлеть движение звёзд, то выдержку, напротив, следует увеличить вплоть до 60 минут. Соответственно, ISO придется убавить, а диафрагму прикрыть, чтобы не переэкспонировать кадры.

Эльбрус ночью, выдержка 10 минут. Солнце село недавно

Теперь поговорим о светочувствительности (ISO) для фотографирования ночного неба

Чем она выше, тем лучше. Но не дурствуйте! Изучите возможности камеры! У Nikon d7000 можно смело ставить ISO3200, или осторожно 6400. У моего Nikon d600 можно смело ставить 6400. Практически все кадры бермамытского звездопада сняты на ISO6400. Но у каждого фотоаппарата есть его верхний предел, когда количество шумов начинает расти быстрее, чем добавляются новые детали звёздного неба. Например, на d90 ни за что не выставляйте светочувствительность выше 1600, и то потом пришлось бы основательно шумодавить. Малое ISO можно компенсировать более широким углом и более длинными выдержками, так что дерзайте!

Диафрагма при съёмке звёзд

В съёмках звёздного неба, а особенно метеоров, нам нужно заполучить максимальное количество света в кратчайшие промежутки времени, поэтому диафрагму придётся открыть. У всех объективов своё максимальное значение диафрагмы, обычно это f/1.4, 1.8, 2.8, 3.5, 4 — если вы не знаете, что это такое, то рассмотрите внимательно свой объектив. Оно там написано =)

Чем меньше число, тем больше света попадает на матрицу. НО! У всех объективов при максимально открытой диафрагме качество картинки хуже, чем при закрытой. Например, снимая небо на диафрагме f/1.4, вы можете сильно разочароваться: вместо звёзд получатся печальные блямбы. Сделав один кадр, увеличьте его на 100% и внимательно изучите. Если звёзды нерезкие и имеют вид блямб, то сначала проверьте точность фокусировки, а уж затем прикройте диафрагму, например, до 2.8. Снимки станут темнее, но качество картинки вырастет. Если у вас дешёвый китовый объектив, то не парьтесь, ставьте максимально допустимые 3.5 и снимайте! Хуже уже не сделаете.

Фокусировка при фотосъёмке неба

С этим бывают проблемы, причём большие. Дело в том, что у большинства объективов полжение значка «бесконечность» на кольце фокусировки не соответствует реальной бесконечности. В этом очень просто убедиться: в солнечный день выйдите на улицу, найдите максимально удалённый объект или горизонт, сфокусируйтесь и посмотрите на кольцо фокусировки. Вы будете удивлены тем, что значок бесконечности не точно совпадает с отметкой. Запомните это положение, а лучше наклейте на объектив полоску пластыря, на которой маркером сделайте отметку. В темноте вам не придётся делать тридцать пять тысяч кадров, лихорадочно вертя кольцо фокусировки из стороны в сторону, пытаясь поймать резкость и упуская падающие метеоры. И не надейтесь, что в полной темноте камера сумеет сфокусироваться на автомате. Только ручками!

Ещё вам понадобится штатив и пульт дистанционного управления (ну или хотя бы задержка спуска). Но, надеюсь, вы и так об этом догадывались. Впрочем, можно снимать звёзды без пульта и не пользоваться задержкой спуска: вам понадобятся - очень жёсткий штатив, твёрдые руки, да и при съёмках чёрного неба мелкие вибрации камеры в течение первой секунды вообще ни на что не влияют.

Ну-с, мы изучили техническую часть вопроса, теперь приступим к практике.

Где снимать звёзды и млечный путь?

Прежде всего, собираясь фотографировать звёзды, помните: в городе ловить нечего. Город создаёт очень много света, который подсвечивает влагу и пыль, взвешенную в атмосфере. Само по себе это явление не мешает видеть нам самые яркие звёзды, но Млечный путь из города увидеть невозможно (если не произошла энергетическая катастрофа с тотальным отключением всего и вся). Поэтому прежде всего позаботьтесь о месте съёмки. От населённых пунктов нужно уезжать как можно дальше, дальше, и ещё дальше. Даже с Бермамыта отлично видно световое загрязнение от городов КМВ:

Как видите, нижняя часть неба над горизонтом оказалась засвечена огнями городов (а в городах вообще была дымка, и звёзд почти не видно, ха-ха). Хотя на Бермамыте такое явление уже не способно помешать, а лишь украшает кадр. В городе при тех же параметрах съёмки мы получили бы ярко-жёлтое небо без единой звезды.

Когда лучше фотографировать звёздное небо?

Когда на звёздном небе нет луны!

Да, луна способна очень сильно подпортить вам ночную жизнь, особенно полная луна в Зените. Поэтому, собираясь отправиться на звёздную охоту, ознакомьтесь с лунным календарём. Например, во время поездки на Бермамыт месяц был совсем молодой и висел низко над горизонтом, а потом и вовсе скрылся, оставив лишь интересную оранжевую полосу на горизонте и красивый отблеск на склонах Эльбруса. И это хорошо.

Вид с верхней части плато после заката

Помимо луны, вам придётся позаботиться о хорошей погоде. Как вы будете делать это, ни кому не известно. Кому-то помогает принести жертву богам, кому-то помолиться, некоторым удача способствует, если погладить кота, а отдельные чудаки даже пользуются прогнозами погоды. Но факт остаётся фактом: нам нужно ясное небо!

В какой области неба искать падающих звёзд?

Говорят, что самая удачная часть неба для съёмки падающих метеоров — 45 градусов от зенита. Это где-то посреди между горизонтом и линией, идущей точно вверх (да простят мою дремучесть астрономы). Однако, интересных результатов можно добиться, если делать снимки вертикально вверх широкоугольным объективом. А если вы снимаете Персеиды, то логично будет повернуть объектив в сторону созвездия Персея, вот пример:

Приведённый кадр снят на Nikon d7000, ISO6400, выдержка 15 секунд. НО! Не обольщайтесь, не все метеоры попали в кадр сразу. Об этом — чуть ниже. Вот где точно не стоит искать падающих метеоров, — на горизонте. Во-первых, оптические свойства атмосферы не дадут почти ничего увидеть, во-вторых, горизонт обычно светел.

Как найти созвездие Персея? Вот вам картинка из интернета:

Как найти созвездие Персея

Как поймать метеор в кадр?

Навести камеру на одну точку, заставить её непрерывно снимать, и ждать, и ждать, и ждать. Рано или поздно метеоры начнут попадать в ваш объектив, а вам останется из тысячи кадров выбрать те самые 30 штук с треками падающего космического мусора, и свести их воедино. И это не шутка! В приведённом выше примере автор сделал около 1200 кадров, из них выбрал 38 с метеорами, а затем соединил снимки воедино. Такое возможно, если вы ведёте съёмку по направлению Полярной звезды. Тогда при вращении кадров вокруг воображаемого центра — Полярной звезды — они будут точно совмещаться друг с другом. Что-то лишнее подрежем, и останется вот такая розочка метеорного потока.

В любом случае, терпение, труд и убитый затвор всё перетрут!))

Удачных кадров!

Текст и фото Павел Богданов

Ночь - особое время: своя жизнь, свои обитатели, свои правила. И если днем картинку делает тень, то ночью все решает свет. Мобильные телефоны ночью, как правило, используются по прямому назначению - звонить. Но с хорошей камерой и следованию некоторым советам можно достичь неплохих результатов даже ночью с мобильным телефоном. Ближе к вечеру интенсивность света становится все меньше, цвета становятся блеклыми. Функция HDR, так хорошо вытягивающая тени и цвета днем, к вечеру становится ненужной: в отсутствии солнца картинка сглаживается и получается плоской.

Впрочем, уже через час после заката она снова обретает ценность. Совет: пользоваться HDR в контрастных изображениях, ночью - до появления звезд, иначе выступает “зерно”.

Используйте все возможные отражающие поверхности для интересных кадров. Но лучше всего в период после захода солнца и полного “почернения” неба.

Чтобы разнообразить картинку, можно сделать два кадра - со спокойной водой и рябью. Просто поводите рукой по поверхности воды – отражение художественно размоется.

Полированные металлические поверхности перестают быть скучными вечером. Огни проезжающих автомобилей, светофоры, городское освещение – все это иногда красиво отражается на таких банальных вещах, как, например, строительный забор.

В Р8 есть функция съемки ночного неба. Выдержка может быть любой, поэтому вы сможете снять как “застывшие” звезды, так и “со следом”. Только имейте в виду: для лучшего результата нужно выехать за пределы города, и тогда небо будет сине-черным, а не серым. Чтобы сделать кадр глубже, поместите в него неподвижный темный объект - дом, дерево, мост. Свет в окне придаст снимку теплоту.

Для ночной съемки в городе лучше быть готовым. Заранее выбрать место и прийти на него уже с имеющимся представлением о будущем кадре. Для этого придется потратить несколько вечеров в походах по возможным точкам съемки. Но иногда картинка появляется “здесь и сейчас”, поэтому важно иметь с собой маленький карманный штатив с поворотной головкой, чтобы не искать твердые поверхности, на которые можно опереться – их просто может не быть.

Чтобы быть полностью готовым, захватите зеркальце - тогда вам не придется ложиться на землю, чтобы контролировать картинку на экране телефона при съемке с низкой точки (например, когда с уровня земли снимаете небо). Плюс, с его помощью можно создавать картинки как в калейдоскопе: достаточно поднести его к объективу и посмотреть, что получается.

И не забудьте фонарик: он пригодится вам для подсветки переднего фона и вообще будет полезен ночью. В Р8 есть функция принудительного использования вспышки (работает как фонарик и как вспышка). Экспериментируя с ней, можно добиться разного освещения переднего плана.

При съемке в движении удобнее использовать кнопку громкости для спуска затвора: это удобнее и картинка получается четче, так как телефон меньше шевелится.

Но и шевеление рук можно перевести в достоинство. В некоторых сюжетах, где фигурирует скорость, “дрожащий свет” может отлично передавать ощущение движения.

Воспользуйтесь советами Кирилла и участвуйте в – победитель получит смартфон !

Для ночной съемки в городе лучше быть готовым. Заранее выбрать место и прийти на него уже с имеющимся представлением о будущем кадре. Для этого придется потратить несколько вечеров в походах по возможным точкам съемки. Но иногда картинка появляется «здесь и сейчас», поэтому важно иметь с собой маленький карманный штатив с поворотной головкой, чтобы не искать твердые поверхности, на которые можно опереться — их просто может не быть.

Чтобы быть полностью готовым, захватите зеркальце — тогда вам не придется ложиться на землю, чтобы контролировать картинку на экране телефона при съемке с низкой точки (например, когда с уровня земли снимаете небо). Плюс, с его помощью можно создавать картинки как в калейдоскопе: достаточно поднести его к объективу и посмотреть, что получается.

Как фотографировать звездное небо

Красивая фотография звездного неба приводит в восторг практически любого, кто ее увидит. Можно ли легко и самостоятельно сделать ночное фото или это удел профессионалов с дорогим и качественным оборудованием? Разбираемся максимально подробно: как фотографировать звездное небо.

1. Выбор места и погоды

Наверно, легко догадаться: небо для съёмки должно быть ясное. Но есть ещё несколько менее очевидных советов. Перед объективом
не должно быть ярко освещенных предметов , таких как фонари, окна домов или квартир. На небе не должно быть луны. Любые сильные источники света на больших выдержках перекроют весь кадр. Проверьте отсутствие бокового света, который так же может дать засветку. Лучше всего, отправится искать фон для съемки далеко за город, на природу. Как снимают звезды в условиях города? Профессионалы делают несколько снимков с разной длиной выдержки, и затем объединяют их с помощью программ-редакторов, таких, как Adobe Photoshop. Фотография «Следы звезд над Столовой горой» Эрика Натана была снята в Кейптауне, Южная Африка, в июне 2014 года. Чтобы получить этот снимок, фотограф сделал 900(!) кадров с 30-секундной выдержкой и сшил их вместе:

> Желательно, чтобы в кадр кроме неба попали другие,
статичные предметы . Это нужно как минимум для повышения художественной ценности снимка, как максимум - для передачи масштаба. Мало интересного смотреть просто на чёрный снимок с белыми точками, не правда ли? Красивый вид можно присмотреть заранее днем, чтобы после половины ночи, проведенной на ногах, не нашлось какой-нибудь мусорный кучи, живописно лежащей по центру кадра.

2. Оборудование


  • Съемка ночного неба производится при больших выдержках, поэтому необходимо закрепить фотоаппарат на штатив, чтобы получить необходимую резкость фотографий. Конечно, в отсутствии штатива можно попробовать подручных средства: положить фотоаппарат на камень или использовать другие неподвижные элементы пейзажа. Важно, чтобы ваша техника совершенно не двигалась во время всего процесса съёмки.

  • Штатив выбираем исходя из того, какие путешествия вам больше по душе. Большой и тяжелый вариант лучше противостоит любым атмосферным колебаниям,это хороший выбор для автопутешественников. Маленький и легкий штатив хуже справляется со своими обязанностями, зато мало весит и не занимает много места в рюкзаке пешего туриста.

  • Для дополнительной стабилизации изображения обычно используется тросик . Это пульт для выставления выдержки и дистанционного спуска затвора. При нажатии кнопки вы так или иначе немного сдвигаете фотоаппарат, что сказывается на качестве фото. Тросик позволяет производить спуск не трогая фототехнику.

  • Желательно иметь в наличии светосильный объектив . Чем меньше значение диафрагмы можно выставить, тем меньше придётся поднимать ISO. Напомню, большие цифры которого дают зернистость не однородной картинку.

  • Так же желательно, чтобы объектив был широкоугольный , для лучшей картинки и более широкого захвата звездного неба.

Млечный путь над обсерваторией Пик Терскол (в центре кадра) недалеко от Эльбруса. Это работа фотографа Евгения Триско «Над световым шумом»:

>

3. Как фотографировать звездное небо

Любые настройки фотоаппарата, описанные в интернете, являются примерными. Это не инструкции, которым надо неукоснительно следовать, а, скорее, отправная точка, с которой надо начинать съемку, последовательно корректируя значения в зависимости от задумки и полученного результата. Разберем очень подробно каждую настройку фотоаппарата для съемки звезд. Фотография «Прогулки по звездной реке» Карена Жао из Китая была снята над Уюни - крупнейшим солончаком в мире, расположенным в Боливии.

>

Режим

Для начала, перевести фотоаппарат в режим “М” для полного контроля над ситуацией. По опыту скажу, что иногда достаточно режима “Т” (выбора выдержки), поскольку диафрагму современная техника и так выставит на минимум.

Диафрагма

Выставляем минимально возможное значение диафрагмы. Да, это уменьшая резкость объектов, например, выбранного природного фона. Но чем меньше будет цифра, тем больше света попадёт на линзы объектива, а значит, снимок будет ярче, удастся поймать больше звезд без повышения ISO. На моем объективе это 2.8.

ISO

Выставляем значение ISO где-то от 400 до 1600. Зависит от многих факторов: длительности выдержки, значения диафрагмы. Стоит попробовать с цифрой 800 и потом подобрать по ходу дела. Выше 1600 ставить не рекомендуется, появится зернистость, которая может испортить даже самый красивый снимок.

Фокусировка

Объектив переводим на ручной режим фокусировки и устанавливаем значение “на бесконечность”.

Выдержка

Выдержка составит в среднем 15-30 секунд. Чем больше число, тем более яркой будет ваша фотография, однако за слишком большое количество секунд звезды успеют поменять свое местоположение на небе, и получатся не точками, а смазанными линиями. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше времени есть в запасе. Вычисляется это по следующей формуле. Для полного кадра делим 600 на фокусное расстояние. Для учета кроп-фактора делим результат вычисления еще и на него. Например, у меня фотоаппарат Canon 650d. Для техники Canon кроп-фактор составляет 1,6. Сложно? Есть простая табличка, по которой вы сами можете определить максимальное значение выдержки:



































































Полнокадровый фотоаппарат С учетом кроп-фактора 1,6 (напр., Canon)
Фокусное расстояние Фокусное расстояние Максимальное значение выдержки
15 мм 40 сек 10 мм 38 сек
24 мм 25 сек 11 мм 34 сек
35 мм 17 сек 12 мм 32 сек
50 мм 12 сек 15 мм 25 сек
85 мм 7 сек 16 мм 24 сек
135 мм 4 сек 17 мм 22 сек
200 мм 3 сек 24 мм 15 сек
300 мм 2 сек 35 мм 10 сек
600 мм 1 сек 50 мм 8 сек
Так что оставьте портретный объектив для съемки людей, тех 8 секунд, которые от дает, слишком мало для получения хорошего снимка. Стоит заметить, что приведенные значения являются средними. Конечно, ничего не случится, если вы поставите выдержку чуть больше, чем указанно в таблице. Особенно, если снимку суждено украшать личный блог или Инстаграм. Однако, если планируете когда-нибудь его распечатать в большом формате и повесить над кроватью, то здесь уже смазанная картинка будет заметна. Автор фото не известен:

>

4. Съемка трека

Наверняка вам встречались в сети фотографии, где звезды не похожи на статичные точки, а “нарисованы” линиями. Звезды движутся по небосклону в течение ночи, и подобные снимки наглядно это демонстрируют. Так же логично, что если видимая траекторная небесных тел - это круг (“звезды ходят по кругу”), то где-то должен быть центр этого круга. Для Северного полушария, в котором находится наша страна, центров является Полярная звезда. Для южного - звезда Альфа-Центавра. Как снимать трек? Есть два основных способа.

1. Легкий

Это установить сверхдлинную выдержку, то есть такую, длина которой варьируется от нескольких минут до нескольких часов. Достоинством этого способа является его простота. Пожалуй, это все. Однако такая долгая работа с открытой диафрагмой вредна для объектива. К тому же, чем больше снимается фотография, тем большее влияние на неё оказывают колебания фотоаппарата. В итоге снимок получается пересвеченым и смазанным.

2. Качественный

Второй способ съемки трека более сложный, но выдаёт более качественный результат. Делаем большое количество одинаковых фотографий одного и того же кусочка неба с одним и тем же ракурсом Проще всего сделать это программно с помощью дистанционного пульта. Каждая отдельная фотография делается с настройками, описанными выше для съемки статичных звезд. Промежуток между снимками - примерно 1 секунда. Так мы получаем огромное количество точек, которые затем, с помощью специальных программ, можно соединить в одно фото или красочное видео звездного неба (timelaps). Автор фото: Денис Французов

>

5. Заключение.

Надеюсь, стало немного понятнее, как фотографировать звездное небо. Хотя скорее всего, не стало. Берите полученные знания и вперед, на практику. Именно тогда придет осознание и понимание технологии съемки. Можно предсказать, что первые фотографии не будут удовлетворять всем задумкам, но с каждым новым походом за звездами качество работ будет расти. Учитесь у профессионалов. Напримр, один из самых моих любимых фотографов - это

С небом, на котором видны тысячи звезд, я сразу же захотел научиться снимать так же. Взял фотоаппарат, вышел на улицу… и, естественно, у меня ничего не вышло с первого раза. Пришлось немного почитать, попрактиковаться. Но все оказалось в разы проще, чем я думал. В своей статье я дам несколько простых советов, которые помогут счастливым обладателям зеркалок разобраться в вопросе. Сразу скажу, съемка других галактик и эффектных туманностей здесь описана не будет: уж слишком сложна техника подобных съемок.

Что понадобится?

Начнем мы, кстати, не с техники. Для меня не является самоцелью запечатлеть какой-то кусок ночного неба. Это занятие для астронома, а не фотографа. Звезды для меня - это эффектный способ украсить пейзаж. А пейзажная съемка всегда начинается с выбора места и времени. Со временем все очень просто: нужна безоблачная ночь. Лето или зима на улице - разница не так велика. Конечно, в мороз матрица на длинных выдержках меньше греется, на фотографиях меньше шума. Но фотограф замерзает при этом слишком быстро. В итоге я бы не отдал приоритет ни лету, ни зиме.

Место должно не только эффектно смотреться, но и быть как можно дальше от освещаемых фонарями поселков и городов. Они дают засветку на небе, на фоне которой звезды просто не видны. Так что лучше всего подобными съемками занимать где-нибудь на даче в пригороде, а в идеале - уезжать на сотню километров от цивилизации.

Теперь мы подходим к вопросу техники. Лучше, если у вас будет зеркалка. Но и с беззеркалкой можно добиться хороших результатов, придется лишь столкнуться с проблемами наводки на резкость в темноте. Оптика чаще всего нужна широкоугольная. Я часто использую 14-мм и 16-мм объективы на полном кадре. Но вполне годится и идущий в комплекте с вашей любительской фотокамерой китовый объектив. Вот без чего вы точно не обойдетесь, так это без штатива. Выдержки будут длинными, и камеру необходимо надежно зафиксировать. Не лишним будет и спусковой тросик. Хотя в первые разы удастся обойтись без него. Достаточно использовать задержку срабатывания затвора, чтобы вибрации камеры от прикосновения успели успокоиться к моменту открытия затвора. Не забудьте одеться по погоде, а также обзаведитесь фонариком - чем мощнее, тем лучше. Заряжаем аккумуляторы и отправляемся в ночь…

Экспопараметры

Здесь у новичков возникает больше всего вопросов. Давайте начнем с самого простого случая - съемки пейзажа в безоблачную лунную ночь. Ставим камеру на штатив, понижаем ISO до 200 единиц (чаще всего этого как раз оказывается достаточно). Диафрагму старайтесь закрывать не слишком сильно, не сильнее f/4-f/5,6. А выдержку подберите в ручном режиме экспериментальным путем, чтобы яркость фотографии соответствовала вашей творческой задумке. Внимание: выдержка может потребоваться слишком длинная! Если ваша камера не может отработать такую длинную выдержку в ручном режиме (в ряде моделей выдержка ограничена 30 с), аккуратно увеличивайте ISO.

Фокусировка

Следующая проблема - фокусировка. Ночью навести фокус на темное небо автоматически невозможно. А в видоискатель, скорее всего, вообще ничего не видно. Поступаем так: находим на горизонте далекие огоньки (они есть почти всегда и везде) и пытаемся вручную сфокусироваться на них. Можете сделать несколько контрольных кадров и в случае необходимости подкорректировать наводку на резкость. Если же в кадре появляется передний план (а что за пейзаж без переднего плана?), то фокусироваться имеет смысл именно на нем, предварительно осветив его фонариком.

Она вертится!

В потоке нескончаемых дел и житейских забот мы часто забываем о таких простых вещах, как вращение земли. Звезды на небе никогда не стоят на одном месте. Они постоянно движутся относительно земли. Хотя из каждого правила есть свои исключения. Полярная звезда все же смещается меньше всех в течение суток. И приближенно можно сказать, что она стоит на месте. А все остальные - вращаются вокруг нее. На коротких выдержках этого не видно, зато на длинных - отлично заметно! Если вы хотите получить на снимке звезды-точки, то старайтесь снимать на относительно коротких выдержках. Если хотите черточки вместо точек - увеличивайте выдержку.

“Правило шестисот”

Есть эмпирическое правило, позволяющее определить выдержку, при которой звезды в кадре из-за вращения земли начнут превращаться из точек в черточки. Оно называется “правило шестисот”. Разделите число 600 на эквивалентное фокусное расстояние вашего объектива, и вы получите длину соответствующей выдержки в секундах. Для 16-мм рыбьего глаза, например, можно применять выдержки до 37 с. А для китового объектива с широкоугольным положением 18 мм лучше не превышать значения в 20 с.

Когда совсем темно

В некоторых случаях нам удается удалиться от цивилизации на такое расстояние, что свет ее городов вообще не виден на небе. В этом случае у нас появляется шанс запечатлеть эффектный млечный путь. Смело ставьте максимально допустимую выдержку, откройте диафрагму чуть пошире и попробуйте увеличить ISO. Там, где человеческий глаз видел просто темное небо, камера видит намного больше!

Добавляем свет

Вы еще не забыли про фонарик? Им вы можете подсветить детали переднего плана. Можете использовать цветные фильтры, чтобы добиться разноцветной подсветки.

Звездные треки

Чуть выше я написал, что на длинной выдержке можно запечатлеть движение звезд. А если выдержку сделать очень длинной? На самом деле при этом появится множество проблем: от перегрева матрицы до необходимости сильно закрывать диафрагму. И если вы хотите снять движение звезд по небу, лучше сделать несколько десятков кадров с одного места с выдержкой порядка 15-30 секунд, а потом склеить их автоматически в один снимок при помощи простой и бесплатной программы Startrails .

Съемка звездного неба стала очень популярной и раз уж мы заговорили о съемке на длинных выдержках, поговорим и о съемке звездного неба.

Вот пара инструментов и советов по съемке звездного неба и звездных трасс. Не забудьте, что на съемку вам понадобится много времени. Для съемки звездного неба, ночь должна быть ясной, темной и безоблачной. Лунный свет плохо подходит для съемки звезд. Большое количество звезд можно увидеть в особенно темных местах, где нет светового загрязнения от города и уличного освещения. В таких местах на ночном небе можно увидеть даже Млечный Путь. Кстати, во время наших фототуров в Испанию, вы будете находиться в таком месте. Мы будем жить в настоящем андалуском доме (финке) в заповеднике, в окружении миндальных деревьев и цветов. Рядом с домом можно увидеть зайцев, ящериц, орлов и других птиц и животных. Вокруг дома в нескольких километрах нет никаких городов и деревень. Поэтому с крыши дома или с террасы вы сможете снять звездный путь с миндальными деревьями на переднем плане.

Полярная звезда

Полярная звезда находится в точке направления мнимой оси, вокруг которой вращается Земля. Если вы включите полярную звезду в снимок, вы получите фиксированную точку на небе, вокруг которой будут вращаться все другие звезды. Для того, чтобы снять красивые звездные пути, вы должны примерно знать, где что находится на небе. Не обязательно знать все созвездия на небе, но понимание, где находятся важные для вашей съемки звезды или созвездия, очень полезно.

Полярную звезду можно очень легко найти на ночном небе. Она - как мы уже писали - находится в точке направления мнимой оси, вокруг которой вращается Земля, проходящей через Северный полюс. В отличие от многих утверждений, Полярная звезда не самая яркая звезда в ночном небе. Это достаточно незаметная звезда, но с помощью нескольких трюков ее легко найти на небе.

Даже, если вы ничего не знаете о звездах, вы достаточно легко найдете созвездие "Большой Медведицы". Полярная звезда находится рядом с ним. Мысленно продлите воображаемую линию передней части Большой Медведицы в 5 раз, и вы увидите полярную звезду, находящуюся в созвездии Малой медведицы.

Быстро и просто вы сможете найти полярную звезду с помощью приложений к айфону или смартфону, таких как, например, "Google Sky Maps". Там вы можете получить такую информацию, как имена звезд, планет, направление Северного полюса и т.д. Если вы разположите полярную звезду где то на вашем снимке, она будет стержнем всех окружающих звезд.

Подготовка

Если вы приехали на место съемки в темноте, вам понадобиться некоторое время, чтобы ваши глаза привыкли к условиям освещенности. Если небо ясное, то вы достаточно быстро увидите огромное количество звезд. Особенно в горных районах перехватывает дыхание при виде звездного неба. Устанавливаем штатив, выбираем направление съемки и передний план. В зависимости от направления съемки, у вас будет разная форма звездных трасс. Со стороны полярной звезды будут получаться круглые трассы, при съемке на юг, трассы будут скорее прямыми.

Объектив

При съемке широкоугольными объективами даже с выдержкой около 40 секунд, вы еще не увидите следов звезд. И вы их увидите, если снимаете телеобъективом.

Выдержка

Уже с выдержкой в 30 секунд на фотографии могут быть видны короткие следы от звезд. Если вы хотите получить интересные, впечатляющие снимки звездных трасс, выдержка должна быть значительно длиннее. Звезды очень медленно движутся по небу (точнее Земля медленно вращается), поэтому планируйте на съемку одного мотива не менее 2 часов. Лучше, конечно, иметь еще больше времени на каждый мотив. Чем дольше вы снимаете на одном месте, тем эффектнее выглядят на снимке звездные трассы.

Звездные пути можно снимать с многоминутной/многочасовой экспозицией или создать снимок из нескольких снимков. При съемке с 2 х часовой экспозицией недостатком является то, что заранее почти невозможно оценить результат. Часто снимок получается слишком светлым и шумным. Поэтому есть смысл делать несколько снимков и соединять их или в фотошопе, или с помощью, например, программы Startrails.de

Для того, чтобы правильно определить выдержку, вы можете использовать калькулятор, о котором мы рассказывали вчера.

Настройки камеры

Настройки камеры для этого вида фотографии довольно просты. Диафрагма в соответствии с вашими творческими задачами (обычно f8 до f11). ИСО не более 100, иначе снимки будут очень шумными.

Время экспозиции 5-10 минут, лучше 15 минут для отдельных снимков. Сколько снимков нужно будет для съемки в течении примерно 3 часов, вы можете легко посчитать.

Можно использовать программируемый пульт дистанционного управления, где вы можете задать количество снимков и интервал съемки. Нажимаете на кнопку старт один раз и потом ждете, пока все не закончится.

Фокус

В полной темноте, часто бывает трудно найти подходящую точку для фокусировки. Фокусируйтесь на какую нибудь отдаленную светлую точку или с помощью фонарика (т.е. сами создайте с помощью фонарика точку фокусировки). После того, как вы нашли пункт для фокусировки, не забудьте отключить автофокус, иначе камера опять будет пытаться сфокусироваться на черном небе.

Если у вас нет возможности найти точку фокусировки, настройте фокус вручную «на бесконечность». Однако не забудьте, что диапазон резкости многих объективов не распространяется на бесконечность, поэтому для оптимальной резкости вернитесь на 1-2 мм.

Оборудование

Камера с возможностью устанавливать ручные настройки и функцией “Bulb”
Штатив
Пульт дистанционного управления

Фотография звездных трасс требует времени и терпения. Если вы все сделаете правильно, вы будете награждены прекрасными результатами.

Вот несколько фотографий австралийского фотографа Линкольна Харрисона для вдохновения: