Легкость в мыслях необыкновенная значение фразеологизма. Большая энциклопедия нефти и газа. Необыкновенная легкость семейного ужаса

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Знаете, как бывает? Приходишь на пляж: вода холодная. Ты не знаешь, купаться или нет. Рядом стоит красивая девушка. Она тоже сомневается. Видит тебя. И ты знаешь: стоит спросить ее имя - и уйдешь с ней, забудешь все. Даже с кем пришел. Стоит лишь спросить. Но ты просто потом ее вспоминаешь. Раз в день или в неделю. Не уходит из головы это секундное воспоминание. Воспоминание о другой жизни, которая не сбылась...

Существование вашей альтернативной жизни с точки зрения физики

Для доказательства теории альтернативных реальностей на секундочку окунемся в историю : в 1915 году две ошеломляющие идеи перевернули научный мир - это теория относительности Эйнштейна и зарождение квантовой механики, что кардинальным образом изменило наше понимание Вселенной. Но тем не менее не ответило на все вопросы.

Осознав бреши в этих теориях касательно вопросов Большого взрыва и его последствий, вот уже не одно десятилетие светлейшие головы мира ищут более универсальную теорию всего . И вот наконец из-за кулис выходит теория струн, которая отвечает на большинство несостыковок исследований.

Ее идея в том, что все существующее в этой Вселенной состоит из мельчайших вибрирующих струн энергии (которые находятся внутри атомов молекул), причем каждая струна вибрирует по-своему, порождая свои виды частиц. Это как ноты на гитарной струне. Проще говоря, Вселенная представляет собой бесконечную симфонию этого оркестра. Абсолютно все, что нас окружает, - это музыка из этих крошечных струн.

Если чуть нагляднее : представьте себе огонь. Со стороны пламя кажется материальным, но на деле это просто энергия, которую невозможно потрогать (не только из-за температуры, а в принципе). А в колеблющиеся струны, в отличие от пламени, нельзя пропустить руку, так как это возбужденное состояние пространства, которое становится осязаемым.

При всей одновременной простоте и гениальности теории струн была одна проблема, решение которой и привело к осознанию альтернативных реальностей.

Выяснилось, что теория струн - это не одна теория, а совокупность множества, очень большого множества теорий. Каждая из них описывает свою Вселенную со своими законами физики. Казалось, это провал...

Или величайший триумф? Потому что на первый план вышла мысль о том, что - внимание - наша Вселенная не одна. А их много. Существует некая величайшая Мультивселенная. С такой гипотезой внезапно все встало на свои места: каждой Вселенной соответствуют свои законы физики, поэтому и невозможно прийти к единым показателям.

Многие ученые остались недовольны теорией Мультивселенной, ведь, во-первых, расчеты получаются не едиными для всего и вся, чего изначально никогда не было в физике, а во-вторых, потому что их просто невозможно проверить! Многим кажется, что эта версия может стать реальностью разве что в очередном «Интерстелларе» Кристофера Нолана, где герои найдут какую-нибудь воронку в соседнюю Вселенную.

Но по прогнозам большинства, есть вероятность, что через какой-нибудь десяток лет мы будем смотреть на свои нынешние сомнения так же, как и на сомнения тех, кто некогда считал, что Солнце вращается вокруг Земли. А если вы взглянете на гениального ученого нашего времени Брайана Грина, возможно, вы развеете свои сомнения прямо сейчас.

Если эта невероятная теория верна, то и следствие из нее вытекает невероятное: внутри этой Мультивселенной могут быть другие копии нашей Солнечной системы, копии Земли и, значит, копии всех нас. А если это так, то и все возможные варианты развития наших жизней.

В некой другой Вселенной ваша копия может жить абсолютно так же, но в другой все может быть по-другому. В бесконечности ваша копия может бесконечно принимать другие решения.

Это значит, что в какой-то Вселенной Виктор Цой все еще жив. А Гитлер стал основателем постмодерна в живописи. Или где-то есть Земля, где уже случилась ядерная война. Или где динозавры не вымерли! И эволюция пошла по другому пути.

С точки зрения математики

Математики подтверждают , что в бесконечной Мультивселенной очень даже вероятны копии нашего мира. Как такое может быть?

Приведем пример с колодой карт: она состоит из 52 разных листов. Но за очень большое количество партий их комбинации неизбежно начнут повторяться, поскольку количество разных вариантов раздачи ограничено. В Мультивселенной работает тот же принцип, потому что по законам природы первичные составляющие материи - частицы - подобны колоде карт: в каждой точке пространства они могут сложиться ограниченным числом способов.

Если пространство бесконечно, если количество Вселенных тоже бесконечно, то такие варианты должны повторяться. А поскольку каждый из нас с вами всего лишь вариант сборки частиц, то где-то есть наши точные копии.

С одной стороны, это удручает: значит, мы лишены уникальности. Представьте: вы - копия или вариант одной из жизней некой комбинации частиц.

С другой стороны, если, конечно, все это не утопия и Вселенная действительно бесконечна, то где-то там, в глубине далеких галактик, вы все же занимаетесь тем, чем хотели. Вы добились совершенно иных высот. Может, вы когда-то приняли то самое другое решение (вы знаете, что это за решение), а может, вас и вовсе нет...

С точки зрения философии

Рассмотрим нашу тему с точки зрения философии на примере фильма «Господин Никто» (если вас всегда мучила тема жизненного выбора, своей альтернативной жизни или вы сейчас находитесь на распутье, настоятельно рекомендуем вам данную картину) вместе с философом, автором канала «Скрытый смысл» . Здесь уже нет речи о Мультивселенных, о законах физики и Кристофере Нолане. Речь идет о герое, который может видеть свои другие жизни в зависимости от тех выборов, которые он совершит. И вот что он говорит, уже будучи стариком:

«В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов, и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа - чтобы быть пройденной. Потому что каждая из наших других жизней правильная. У них у всех тот же смысл. Все на свете могло быть другим, но иметь тот же смысл».

Немо

Расшифруем: никто не станет спорить, что любая вещь в нашем мире имеет смысл. И этот смысл во времени не меняется, потому что один из главных принципов мышления гласит: «Если есть нечто одно, значит есть и нечто противоположное». Соответственно, если что-то меняется, значит что-то не меняется (стоп, мозг пока не взрываем, читаем следующий абзац).

Например, человек постоянно меняется: клетки нашего тела за всю жизнь обновляются сотни тысяч раз, но мы все равно остаемся тем же самым человеком, а не становимся кем-то другим. Значит, несмотря на полное изменение нашего тела, что-то в нас остается неизменным. Это «что-то» в философии называется сущностью, или смыслом. То есть вещи меняются, но их смыслы не меняются. Пример: машина горит - но «смысл» этой машины не горит. Более того, если человек умрет или даже не родится, его «смысл» не исчезнет, ибо рождение и смерть - это и есть то самое неизменное, что не зависит от возникновения или уничтожения той вещи, к которой оно относится. Стало быть, любое изменение вещи уже заложено в ее смысле. И любые возможные поступки, которые совершает человек, и все возможные варианты его жизни также уже предполагаются его смыслом.

То есть вы уже существуете во всех возможных вариантах. Однако философия философией, но все же выбор выбору рознь. И именно «Господин Никто» показывает нам, что при равноценности бесконечного числа выборов наилучший выбор все же оказывается тем, что основывался на свободе, а не сторонних факторах.

Значит, наших альтернативных жизней много. Как с этим жить?

Что все прочитанное значит конкретно для вас?

Это значит, что ваши бесконечные копии в бесконечной Вселенной совершают бесконечное число разных выборов в одинаковой судьбе. И ваша цель - сделать свою копию как можно счастливее. Остальное оставьте себе в альтернативных жизнях.

Знаете, как в итоге должно быть? Приходишь на пляж: вода холодная. Ты не знаешь, купаться или нет. Рядом стоит красивая девушка. Она тоже сомневается. Видит тебя. Ты спрашиваешь ее имя - и уходишь с ней, забыв все. Даже с кем пришел. И понимаешь, что это именно та жизнь, которая сбылась.

Иногда мне кажется, что вся «литература о лидерстве» отдает душком - включая большую часть того, что я сам написал. Слишком много внимания тактике и мотивации (и, если честно, манипуляции людьми). Нет только главного: лидерство ради чего? От Ганди и Джефферсона... до Гейтса, Джобса и Брэнсона... лидеры таковы, потому что они стремятся совершить нечто особенное. Они хотят делать то, что имеет смысл.

Стив Джобс вознамерился изменить мир... посредством «безумно великой» (его слова) идеи о том, как должен выглядеть компьютер. То же самое (в технической сфере) можно сказать о Майкле Делле. А равно и Ларри Эллисоне (ОrасIе). В финансовой сфере это в полной мере относится к Чарльзу Швобу и Неду Джонсону (Fidelity).

Эти и другие великие лидеры - не просто хорошие руководители Они обладают способностью побуждать людей отправиться в путешествие к …

Местам исключительной важности.

! Контрасты

БЫЛО

ЕСТЬ

«Изменять» людей

Воодушевлять людей

Власть и контроль

Создание «атмосферы»

Грандиозные мысли

Смелые действия

План, план, план

Игра, игра, игра

Спокойные и невозмутимые

Упрямые и яростные

Ясность

Парадокс

«Меня не волнует» («… что вы думаете»)

«Я не знаю» («... всех ответов»)

Трансформировать людей

Открывать возможности

Хвататься за все подряд

Делегировать

Дым и зеркала (лидерство как тайна)

Винтики и болтики (лидерство как мастерство)

Клан чиновников

Группа заговорщиков

Беспокойство об имидже

Пробуждение воображения

Чистая логика

Прозаичная логистика

«Поправлять» людей

Объединять людей

Лидер - мудрый муж (и никаких дам!)

Лидер-почемучка (или «лидера»!)

Председательствовать

Руководить с дальним прицелом

Руководить, стреляя с дальнего расстояния

Делать деньги

Оставлять след

Мечтай, словно будешь жить вечно. Живи так, как если сегодня умирать. Джеймс Дин

Если вы когда-нибудь участвовали в подобном проекте, вам хорошо известно, что нет такого понятия, как «маленький» вклад. «Минимальный» вклад - это битва за конечный результат не на жизнь, а на смерть. Значит все, включая «автора», заслуживают абсолютно равного вознаграждения. Не больше. И не меньше.

Тем не менее, я признаю разницу в величине вклада.

Прежде всего, Эрик и Майк. Эрик Хансен - «менеджер» всего этого «проекта». Это уже шестая книга, над которой мы вместе работаем. Короче говоря, если бы Эрик бросил эту работу, я бы бросил писать. Тем, кто не принадлежит к этому (странному) миру, никогда не представить себе тысяч и тысяч (буквально) мячиков, которыми приходится жонглировать с живостью и апломбом. Эрик справляется с этим лучше кого бы то ни было.

Профессия Майка Слайнда - «редактор». Читай - негласный (только не для меня) соавтор. Его потрясающим авторским и редакторским талантом светится каждый абзац и страница этой книги. С тех пор, как мы с Бобом Уотерменом работали над книгой «В поисках превосходства», у меня не было такого партнерства с мастером слова и мысли.

Стефани Джексон - коллега Эрика в DorlingKindersley. Я привык к чопорным издателям. Стефании не такая. Ее страстью к этой книге - и невероятной преданностью - тоже сияет каждая страница.

Сьюзен. Книга посвящена моей жене Сьюзен Сарджент. Художник и бизнес-леди, она потребовала, чтобы я выразил свою мысль более энергично. Когда я уже отчаялся написать еще одну «большую книгу», она настояла на том, чтобы я обратился в DorlingKindersley, единственное в своем роде издательство. Во время плодотворной встречи с Марджори Скардино, СЕО Реаrson- компании, владеющейDK, именно Сьюзен, а не я, «закинула удочку».

DKоказались прекрасными партнерами. Кроме Марджори и Стефани, я хотел бы отдельно упомянуть издателя Криса Дэвиса. Крис уверовал с самого начала и продолжал подталкивать нас, пока мы не создали нечто грандиозное. (А мы надеемся, что так оно и есть.) Питер Лафф - сверх гуру дизайна изDK. А посколькуDKи есть дизайн... картина ясна. Нам несказанно повезло привлечь пристальное внимание Питера к каждому аспекту того, что здесь содержится.

Питер работал с редактором проекта Ники Мунро, редактором Джуд Гарлик и с мастером дизайна непосредственно этой книги, Джейсоном Годфри из GodfreyDesign. Как и Майк Слайнд, Джексон попал «в тему» и сделал намного больше, чем дизайнерскую работу; его энергичный подход вдохнул в эту книгу жизнь и индивидуальность.

Из нашей «полиграфической команды» особую признательность заслужила Кэти Моска. Она была вдохновительницей дюжины черновиков 1000-страничной рукописи, госпожой фактов и, более всего, королевой страны, где «ни одна мелочь не мала настолько, чтобы ее вы бросили». Я сплю по ночам только потому, что не спит Кэти! Но Кэти работала не в одиночестве; убийственная задача проверки фактов, моя главная тревога, была блестяще и прилежно выполнена Сью Бенкуйа, Тарой Кэлишейн и Мартой Кондри. Была и «стародавняя история», около 15 месяцев назад, когда все это только началось. Сначала я надиктовал около 37 пленок - и Конни Прокаччини, Дженис Госс, Сьюэен Вегзин, Рожи Мозер, а позже Кевин Кларк в MulberryStudioпревратили мои невнятные бормотания в первый (черновой) набросок.

Сьюзен, я, Марджори Скардино и глава издательства PenguinДжон Мейкинсон нашли общий язык с самого начала. Но затем пришло время перевести наши высокие стремления в деловую реальность. А именно: время Эстер! Эстер Ньюберг была моим агентом на протяжении почти 20 лет. Ха! Скорее я был ее автором на протяжении 20 лет. Она твердо и заботливо провела меня через все болота и трясины. На этот раз ей помогал мой любимый юрист Джон Де Лейни.

Мои «книги» - продукт моей «устной речи». А мои речи обязаны моим же неподражаемым партнерам в WashingtonSpeakersBureal. Основатели Харри Роудз и Берни Суэйн совершили переворот в отрасли и предоставили мне невероятную возможность заняться болтовней по всему миру. Харри, пожалуй, мой ближайший приятель (и уж точно самый чуткий), а его давние партнеры - среди них Джорджина Савикас, ТониL’Амелио, Боб Томас, Майкл Менчель, Шайна Стиллман, Боб Парсон, Кристин Фаррелл, Тереза Браун - тоже члены звездной команды Тома. (Не поболтаешь - не будет и книжки.)

Координация моей жизни в течение года, пока писалась книга - не такое уж плевое дело. Если не верите, спросите у Шелли. Шелли Долли - управляющий моей жизнью. Она выполнила кучу административной работы - и как самый литературно одаренный член нашей команды внесла уйму редакторских поправок. С классической юго-восточной (штат Мэйн) мягкостью: «Это ужасно». В разгар наших трудов Шелли безрассудно произвела на свет малышку Эйву. Я не совсем четко определил размер вклада Эйвы в создание книги, но уверен в одном: это будет первым официальным выражением признательности ей в книге! Виртуальной Шелли помогала Эбби Бишоп в Вермонте; а мои безумные метания туда-сюда стали возможны благодаря турагенту и гиду по жизни Джену Кругеру и координатору мероприятий WashingtonSpeakersBureauАндреа Шлебек Не говоря уже о Джоне Стоссе, главном боссе потрясающе грандиозного отеляFourSeasonsв Лондоне, фактически ставшим нам домом в период, когда книга подходила к концу.

Также спасибо Чарли Макомберу, способному и преданному деловому партнеру моей части TomPetersCompany, Рэри Грасу, который помогал мне в Вермонте в любом известном человечеству вопросе; и Джеффу Тэтчеру, который присматривает, кроме всего прочего, за нашей чрезвычайно важной веб-деятельностью.

Еще два особых упоминания. Джули Эникетер - официальная муза. Будучи сейчас сотрудницей брэндинг-компании LAGA, она в большей степени является моим воплощением, чем я сам. Ее страсть к этим идеям безгранична - и часто наводит меня на мысль, что я не так туп, как мне иногда кажется. За последние 40 лет я имел дело с четырьмя или пятью изумительными учителями. Самый важный из них - Уоррен Беннис. Он мудр и заботлив, и воспринимал мои поиски серьезно даже тогда, когда другие уже не верили в успех. Больше добавить нечего.

И еще два воистину особых упоминания. Мои приемные дети Макс и Бен Кулер, 22 и 18 лет, соответственно. Они безумно талантливые и свободные личности, дающие определенность моему завтрашнему дню и оказывающие на меня сильное влияние, сами того не подозревая.

Мои молчаливые партнеры - Фейт Попкорн, Марти Барлепа, Салли Хельгесен и Джуди Роузнер... чьи труды и исследования женского вопроса так сильно воздействовали на мое мировоззрение.

Особый поклон Донне и Кену. Донна Карпентер и Кен Силвиа были моими «партнерами по книге» с 1993 по 1999 годы. Они выпихнули меня за пределы моей неуклюжей зоны печатного комфорта в мир, сегодня сконцентрированный в моем альянсе с DK.

И последнее, но от этого не менее важное, слово почета адресовано Роузи, Уолли и Хаммеру. Писанина - отвратное занятие. В конце концов, все твои друзья отдаляются от тебя. Познакомьтесь с фантастическим трио - колли и двумя австралийскими овчарками, делившими со мной кабинет в течение года. Их присутствие может излечить любой недуг и развеять комплексы почти любого писателя.

И... еще раз. Спасибо, Сьюзен.

ТОМ ПИТЕРС

LosAngelesTimesназвала Тома Питерса «отцом постмодернистской корпорации». «В известной степени, - по словамNew Yoker , - американские корпорации стали такими, какими им повелел быть Том Питерс.»Fortune добавляет: «Мы живем в мире Тома Питерса».

Питерс появился на общественной сцене в 1982 году с выходом написанной в соавторстве с Бобом Уотерменом книги «В поисках превосходства», которая возглавляла списки бестселлеров более двух лет. В преддверии 2000 года радиокомпания NationalPublicRadioназвала «Поиски» одной из «лучших трех книг о бизнесе прошедшего столетия»; проведенный в 2002 году опросBloomsburyопределил ее как «величайшую книгу о бизнесе всех времен».

После «Поисков» Питерс выпускает «Страсть к превосходству» (1985, совместно с Нэнси Остин); «Пир во время хаоса» (1987); «Управление освобождением» (1992, по одному из опросов, признанную «лучшей книгой о менеджменте десятилетия» 1990-х); «Семинар Тома Питерса» (1993); «Преследуя WOW» (1994); «Круг инновации» (1997); «Проект-50» (1999); «Брэнд твоего имени-50» (1999) и «Фирма профессиональных услуг-50» (1999). Недавно вышли две биографии Питерса: «Корпоративный человек корпоративному скунсу: феномен Тома Питерса» Стюарта Крейнера и «Том Питерс: популярный пророк революции в управлении» Роберта Хеллера.

Кроме писательской деятельности, Том Питерс занимается проведением семинаров - около 80 в год - и является председателем TomPetersCompany. За его плечами две научные степени по инженерно-строительной специальности, две степени в бизнесе и почетные ученые звании; четыре года действительной службы в американском Военном флоте (и походы во Вьетнам); работа в Белом доме в группе, занимавшейся проблемой злоупотребления наркотиками; и восемь лет в МсKinsey&Co, где он впоследствии стал одним из партнеров.

Том и его семья живут на ферме в Бермонте и на острове у побережья Массачусетса.

С ним можно связаться по адресу: [email protected]

Том Питерс

Представьте себе!

Перевод с английского:

Марина Ермакова, Ирина Матвеева, Виталий Мишучков, Игорь Трифонов

Редаттор Галина Ивашевская

Руководитель проекта Маргарита Адаева

Бессмысленная деятельность, то есть деятельность не имеющая смысла, крайне негативно сказывается на психическом состоянии человека, что было доказано рядом психологических экспериментов, и что собственно мы сами можем наблюдать. Достаточно посмотреть на человека, деятельность которого не имеет смысла, и вы увидите насколько это мертвый человек, поведение которого порою похоже на поведение робота. Человек же видящий смысл в том, что он делает, преследующий определенную цель, выглядит намного свежее, жизнерадостнее и его психическое состоянии более уравновешенное, проще говоря, человек живет. В качестве примера могу привести один интересный эксперимент, о котором читал в своей время. Это был эксперимент над заключенными, которые строили железную дорогу, работа у них была очень тяжелая и потому некоторые из них умирали. Но потом их для эксперимента заставили перетаскивать камни с одного места на другое, то есть деятельность их стала абсолютно бессмысленной, и смертность при этом возросла вдвое. Таким образом, мы видим, что человек занятый бессмысленной деятельностью, перестает цепляться за жизнь, чем если бы он четко был убежден в надобности своих действий.

На самом деле подобного рода экспериментов проводилось много, однако я люблю приводить больше примеры из жизни, в которой подобных экспериментов предостаточно, надо только быть внимательным. Обратите внимание на детей, или вспомните себя в детстве, вспомните свои мечты, то количество энергии что в вас было, ту жизнерадостность и целеустремленность, которая у взрослых уже на совершенно ином уровне. И здесь друзья мои дело не в возрасте я вас уверяю, здесь все дело в энергии, в шкале активности человека, которая подавляется в нашем обществе, с целью подчинить себе волю человека. Человек полный энтузиазма, творчески смотрящий на свою жизнь, имеющий массу задумок и энергию на их воплощение, практически не поддается управлению, он задается вопросами, подчас очень неудобными для других, он пытается видеть смысл в том, где его нет, и это мешает эксплуатировать его. Вообще конечно смысл есть во всем, если его поискать, вы его обязательно найдете, но этот смысл, может иметь разный масштаб значимости.

Есть, например смысл в жизни мухи, которая является пищей для птиц, то есть занимает определенную позицию в пищевой цепочке, и это ее категория. Категория значимости человека и смысл его жизни, на порядок выше, и потому все что ниже этой категории, человеку кажется бессмысленным и с психической точки зрения – это убивает его. Почему скажем люди боятся свободного времени, потому что они не видят в нем смысла, не может нормальный и здоровый во всех отношениях человек, ничего не делать, не для того он пришел в этот мир. И потому мы все подсознательно, а кто-то и на уровне сознания, понимаем это, мы понимаем, что наша задача, делать что-то, что имеет смысл, что оправдывает нашу жизнь. Я не буду разбирать жизнь людей, которые апатичны и которым совершенно ничего не нужно, готовых днями валяться и ничего не делать, прежде всего потому что я считаю таких людей мертвыми с точки зрения состояния их внутреннего мира, а потом в них ведь тоже есть определенный смысл, пример для других.

Нормальный человек должен видеть смысл своей жизни и смысл своей деятельности, которые я предлагаю дополнить конкретно поставленной целью в жизни, которая должна быть как можно более значимой. Это позволит и радость от жизни получать и иметь больше энергии, иной раз бьющей через край. Я видел людей, фанатично одержимых своей идеей, у которых было очень, много энергии, которые строили планы, выискивали возможности для реализации своей задумки и ничего не боялись. Да и наверняка каждый из вас тоже встречал в своей жизни таких людей, более того, все мы хотя бы раз чувствовали себя так же, а некоторые, включая меня, чувствуют себя так и в настоящий момент. Человек видящий смысл в своей жизни и своих делах, будет жить дольше и иметь больше здоровья, нежели тот, кто живет бессмысленной жизнью и занимается бессмысленной деятельностью. И это не теория к которой я пришел, а закономерность, которую вы лично можете наблюдать присмотревшись к жизни людей как я это называю, обратив внимание на тех, кто всю жизнь живет таким образом, что постоянно к чему-то стремится.

Ну не будет у человека желания что-либо делать, если не придать этой деятельности смысл, оттого-то грамотные лидеры всегда придают деятельности своих подчиненных смысл. С этой же целью для общества находят врага, с которым все борются, для этого же и держат перед носом людей морковку разных цветов, то красную, как это было с нашей страной, то зеленую, что происходит сейчас со всем миром. Смысл – это деятельность с мыслью о том, что я делаю и зачем это мне? А такой мыслью можно управлять, а можно отключить ее, что менее эффективно как мы видим, хотя при этом люди становятся более покорными. Это происходит потому, что у человека, занятого бессмысленной деятельностью, очень сильно падает самооценка, помимо энтузиазма и энергии, ведь если он делает то, в чем не видит смысла, то фактически он делает это без желания, а значит совершает над собой насилие. Видите, какая цепочка внутреннего состояния открывается нам, если мы разбираем с вами бессмысленный вид деятельности человека, и все это поддается контролю и управлению.

Вы можете сами управлять своим состоянием, повышать или понижать свою энергию, настроение, уверенность в себе. Ведь если вы подумаете и найдете смысл в том, что вы в данный момент делаете, то это все равно что выпить жизненный эликсир, который придаст вам жизненных сил, уверенности в себе, повысит вашу энергию, сделает вашу жизнь более радостной ну и так далее, в общем, полный позитив. По возможности лучше конечно заниматься действительно нужными делами, но раз так получилось, что вы сами или по воле других людей, вы вынуждены заниматься бессмысленной деятельностью, тогда упорно ищите в этом смысл или сами предайте его себе, он ведь есть и вам надо представить его себе. Это спасет вас, вы не будете умирать как личность, вы будете чувствовать себя человеком, и сохранять энтузиазм не смотря ни на что.

Для примера скажу, что я многих таким образом, излечил от депрессии и помог достичь значительного успеха в жизни, просто помогая найти смысл во всем, что есть в жизни человека, включая его деятельность. Так что друзья мои, это на самом деле важно, бессмысленной деятельности вокруг нас очень много, так уж построено наше общество, в котором человек подчас выполняет — машины, которая просто должна подчиняться командам извне. Но мы от природы с вами не такие. Мы с вами творцы, и должны видеть акт творения во всем, что мы делаем, помните, смысл есть во всем, ищите его, если надо придавайте ему значимость достойную жизни человека. А в идеале конечно не занимайтесь бессмысленной деятельностью, не опускайте себя до уровня мухи или сучка дерева, о который можно спину почесать.

Занимайтесь в жизни тем, что на самом деле имеет смысл, дает практический результат и делает прежде всего, вашу жизнь лучше. Чем более творческий вид деятельности вы для себя выберете, чем более амбициознее будут ваши планы, тем счастливее будет ваша жизнь. Ставьте цели, в которых есть смысл, и пусть даже вы не сможете достичь всех этих целей, сам процесс достижения будет для вас иметь смысл, это и есть жизнь, радостная, счастливая, динамичная, жизнь достойная человека, жизнь со смыслом.

Этот процесс происходит в условиях общения, ком­муникации и диалога.

ПОНИМАНИЕ НЕОТДЕЛИМО ОТ САМОПОНИМАНИЯ И ПРОИСХОДИТ В СТИХИИ ЯЗЫКА.

Тем самым смысл - это то, к чему мы апеллируем, когда пред­полагаем адекватность понимания (у собеседника или читателя) сооб­щаемой ему информации. Смыслом может обладать не только слово, предложение, текст и т. п., но и то, что происходит вокруг нас.

5. Два момента понимания . Говоря о понимании, следует обратить внимание еще на два важ­ных момента.

· Его краеугольным камнем является принцип герменевтического круга , выражающий циклический характер понимания.

Этот прин­цип связывает объяснение и понимание : для того, чтобы нечто понять, его нужно объяснить, и наоборот.

Эта взаимосвязь выра­жается как круг целого и части : для понимания целого необходи­мо понять его отдельные части, а для понимания отдельных час­тей уже необходимо иметь представление о смысле целого.

На­пример, слово - часть предложения, предложение - часть тек­ста, текст - элемент культуры и т. п.

НАЧАЛОМ ПРОЦЕССА ПОНИМАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДПОНИМАНИЕ, КОТОРОЕ ЧАСТО СВЯЗЫВАЮТ С ИНТУИТИВНЫМ ПОНИМАНИЕМ ЦЕЛОГО, С ДОРЕФЛЕКСИВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ СОЗНАНИЯ .

Предпонимание обычно задано традици­ей, духовным опытом соответствующей эпохи, личностными особен­ностями индивида.

Строго говоря, герменевтический круг - это не «беличье колесо» , не порочный круг, ибо возврат мышления происходит в нем от частей не к прежнему целому, а к целому, обогащенному знанием его час­тей, т. е. к иному целому.

Поэтому следует говорить о герменевти­ческой спирали понимания, о его диалектическом характере как дви­жении от менее полного и глубокого понимания к более полному и глубокому, в процессе которого раскрываются более широкие гори­зонты понимания .

· Нужно ли соотносить понимание с современной эпохой? По этому вопросу существуют две основные позиции.

а) Не нужно. Согласно этой точке зрения, адекватное понимание текста сводится к раскрытию того смысла, который вложил в него ав­тор, т. е. необходимо выявить авторский смысл в наиболее чистом виде,не допуская каких-либо искажений, добавлений и изменений.

Однако это фактически не происходит, ибо каждая эпоха подходит к текстам (например, к произведениям искусства) со своими критериями.

б) Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополни­тельного смысла тому, что пытаются понять .



СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОНИ­МАТЬ ТЕКСТ, КАК ЕГО ПОНИМАЛ АВТОР, НЕДОСТАТОЧНО .

Это значит, что по­нимание является творческим и не сводится к простому воспроизведе­нию авторского смысла , а обязательно включает критическую его оцен­ку , сохраняет позитивное, обогащает его смыслом современных реа­лий и органически связано со смыслом авторской позиции.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОНИМАНИЕ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА ТОГО ИЛИ ИНО­ГО ЯВЛЕНИЯ, ЕГО МЕСТА В МИРЕ, ЕГО ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОГО.

Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия.

6. Компоненты понимания. Процесс понимания включает следующие необходимые компонен­ты:

· предмет, выраженный в тексте любой природы;

· наличие в нем смысла («сути дела»);

· предпонимание - исходное, предварительное представление об этом смысле;

· интерпретация - толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания;

· наличие са­мопонимания у интерпрератора;

· общение, коммуникация в «стихии языка»; умение всемерно поддерживать диалог;

· стремление сказать свое слово и дать слово инакомыслящему, уметь усваивать произно­симое им;

· уяснение того, что один и тот же текст имеет несколько смыслов (кроме авторского);

· соотнесение предметного содержания текста («сути дела») с культурным мыслительным опытом современ­ности. (О понимании в герменевтике см. тему 113.)

88.СУЩНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ?

ПЛАН

7. Связь понимания и объяснения .

1. Что такое объяснение как познавательная процедура? Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познаватель­ная процедура, как объяснение .



Ее главная цель :

· выявление сущно­сти изучаемого предмета ,

· подведение его под закон с выявлением при­чин и условий , источников его развития и механизмов их действия .

2. Объяснение, описание и научное предвидение . Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения.

ПОЭТОМУ В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ ОБЪЯСНЕНИ­ЕМ МОЖНО НАЗВАТЬ ПОДВЕДЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ФАКТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ ПОД НЕ­КОТОРОЕ ОБОБЩЕНИЕ (ЗАКОН И ПРИЧИНУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО) .

Раскрывая сущ­ность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения.

ТА­КИМ ОБРАЗОМ, РЕШЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ - ВАЖНЕЙШИЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АППАРАТА .

3. Элементы структуры объяснения . В современной методологической литературе в структуре объяс­нения выделяют следующие элементы:

· исходное знание об объяс­няемом явлении (так называемый экспланандум ) ;

· знания, исполь­зуемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рас­смотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (так называемые основания объяснения, или эксплананс ) .

В качестве оснований объяснения могут использоваться знания раз­личного рода и уровня развития;

· познавательные действия, позво­ляющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяс­нения, к объясняемому явлению .

4. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Наиболее развитой и широко известной формой научного объяс­нения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретичес­ких законов (как динамических , так и вероятностно-статистических ) и предполагающие осмысление объясняющего явления в системе тео­ретического знания.

Это дедуктивно-номологическая модель научного объяснения . Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный за­кон - в этом состоит его особенность.

В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов.

В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причинные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

Следует обратить внимание на то, что дедуктивно-номологическая мо­дель объяснения описывает лишь конечный результат , а не реальный процесс объяснения в науке , который отнюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона из-теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и творческим поиском.

5. Рациональное объяснение в гуманитарных (социальных) . В области гуманитарных (социальных) наук используется так на­зываемое рациональное объяснение .

ЕГО СУТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОСТУПКА НЕКОТОРОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДО­ВАТЕЛЬ СТАРАЕТСЯ ВСКРЫТЬ ТЕ МОТИВЫ, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ДЕЙ­СТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ, И ПОКАЗАТЬ, ЧТО В СВЕТЕ ЭТИХ МОТИВОВ ПОСТУПОК БЫЛ РАЦИОНАЛЬНЫМ (РАЗУМНЫМ) .

6. Телеологическое (интенциальное) объяснение. Гораздо большую сферу охватывает телеологическое (интенциальное) объяснение.

ОНО УКАЗЫВАЕТ НЕ НА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ, А ПРО­СТО НА ЕГО ИНТЕНЦИЮ (СТРЕМЛЕНИЕ), НА ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ПРЕСЛЕДУЕТ ИНДИВИД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ДЕЙСТВИЕ, НА НАМЕРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИСТОРИЧЕС­КИХ СОБЫТИЙ .

Следует иметь в виду, что, во-первых, дедуктивно-номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно научной фор­мой объяснения, что неверно (особенно применительно к гуманитар­ным наукам).

Во-вторых, при объяснении поведения отдельных лич­ностей данная модель неприменима, здесь «работают» рациональная и интенциональная схемы.

Обе эти схемы являются в социальном познании приоритетными по отношению к дедуктивно-номологическому объяснению, которое, конечно же, применяется и в гуманитарных науках, но занимает здесь более скромное место, чем в естествознании.

Что касается научного познания в целом, то в нем необходимо со­четать (а не противопоставлять друг другу) различные виды объясне­ния для более глубокого постижения природы и социальной жизни.

7. Связь понимания и объяснения . Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, так как - особенно в соци­альном познании - невозможно отвлечься от конкретных личностей , их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т. п.

Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению , а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области челове­ческого познания.

ОДНАКО В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОТДА­ЕТСЯ ПОНИМАЮЩИМ МЕТОДИКАМ, ОБУСЛОВЛЕННЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СПЕЦИ­ФИКОЙ ЕГО ПРЕДМЕТА, В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ - ОБЪЯСНЯЮЩИМ .

Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением.

По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяс­нительно-предсказательной функции научного познания по отноше­нию к его объекту.

Шаг вперед.

Кажется, что мимо пролетает весь мир. А Люси всего лишь пропустила одну ступеньку на лестнице.

В этот момент показалось, что её внутренности разом пустились в пляс. Она схватилась рукой за поручень, отталкиваясь назад и медленно оседая на ступеньку выше.

В приемной было темно, но тепло. Напротив входа в дом на первом этаже в камине ярко горел огонь. Люси чуть сильнее укуталась в белый тканый плед, опираясь на деревянную лестницу и мучая себя вопросами.

Кто разжег его?

У неё новые соседи на первом этаже?

Второй вариант растекся во рту сладким привкусом. Томящее чувство внутри вновь зашевелило органы, гоня по телу мурашки: ей хотелось верить в то, чего не было. Или... верить в то, во что на самом деле уже давно верить надоело?

Восемнадцать. Ей уже восемнадцать. Часики её жизни медленно тикали, и даже при всем понимании своей молодости и неосознанности, Люси пугали цифры, обозначающие её совершеннолетие. Ей хотелось приключений, драйва, чтобы адреналин взрывал тело, но никак не того, что она получила в итоге. Работа моделью, да еще и в нижнем белье... Казалось, это то же, что и светить попой в мини-юбках и коротких топиках, но было что-то такое... постыдное. Будто бы в неглиже её должен видеть только один человек, и этот человек в её представлении был профессиональным грабителем холодильников, неаккуратным неотесанным ребенком-двадцати-лет.

Ей было горько и одиноко. Люси была одинока в жизни, была одинока внутри. У неё больше не осталось людей, которые могли бы видеть подтекст в её возражениях и криках, не было защитников и верных товарищей, на которых можно положиться в трудную минуту. У неё была только карта с местонахождением точек прошлого и гордость, сулящая желание содрать её со стены и сжечь в том же камине, который сейчас поднял в её душе дико-пассивную бурю.

Но это не принесло бы желаемого спокойствия. Потому что на карте не было двух тех обозначающих пунктов, в сожжении которых имелся бы смысл. Люси предпочитала наивно верить в то, что Нацу и Хеппи обязательно почувствуют, как она пытается выбросить их из своего сердца, и это принесет им столько боли, что заставит вспомнить, умчаться на поиски пепла с их местонахождением.

Отчаянно цепляясь руками за балясины, она опиралась на них головой и давилась слезами. Раньше, услышав от кого-нибудь фразу "Поплачь, станет легче", Люси рассмеялась бы в лицо. Теперь это казалось единственной спасительной ниточкой.
Эта жалкая горстка надежды осталась еще со времен, когда ей приходилось жить за правилами аристократического мира. Тогда каприз был бонусом, дополнением, на которое у неё имелись все необходимые права.
Просто потому, что Люси все еще верила: Нацу - её единственный защитник, неповторимый спаситель, сигналом для которого служили её боль и отчаяние. Будто бы достаточно заплакать, и он примчится к ней на помощь.

Сквозь слезы, укрывшие её глаза, Люси всматривалась в огонь, догорающий в камине. Её раздирало на части: одна тянулась к карте с желанием сжечь, другая - выбежать на улицу, лечь в снег, прикидываясь ангелом. Третья желала просто уснуть и хоть раз не проспаться тридцать раз за ночь.

Что-то внутри вздымается вверх ураганом, путает мысли, путает желания, путает здравый смысл. Люси подрывается с ног, бежит вверх по лестнице. Падает. Снова поднимается, уперто вбивая себе в голову мысль, что не больно, и синяки не проблема, и ничего более в мире не столь ужасно, как шторм у неё внутри. Бежит вперед, распахивает дверь и бросается к карте, истошно раздирая её ногтями до тупой боли в пальцах, скрипящего звука в ушах и сине-красных дорожек от въевшихся слез.

Дождь с привкусом слез проходит. Огонь все еще горит.

Утро встречает солнцем и щебетанием птиц. Тихо снаружи и тихо внутри. Люси просыпается раньше положенного на целый час, поднимается, умывается, а затем одевается в привычную одежду.
С пола на неё смотрят раскиданные листовки с изображениями хорошо знакомых людей, затерянных в вереницах прошлого. От вчерашней бури остается лишь легкое воспоминание, теперь приходится восстанавливать мир. Ад закончился. Стоит полагать, что вот-вот на горизонте покажутся врата в Рай?

Люси старательно собирает карту по частицам, аккуратно склеивая, а затем возвращая прежний вид с помощью магии. Когда звенит будильник, зовя на работу, она поднимается и разыгрывает своё обычное идеальное утро.

Вот-вот все утонет в огне.

Что происходит? На арене появляется загадочный незнакомец?!

Вываливаясь через перила, Люси взволновано пытается подозревать, что это «нарушитель». Стоит ли лишний раз ей спрашивать себя то же, что и вчера? Даже если очень хочется верить, даже если правда близка, как никогда, даже если все внутри дребезжит от предчувствия, нет… Люси не может спросить себя: «Может, это Нацу?».

Она не может поверить даже тогда, когда небо содрогают крики его имени.

Как дела, Люси?

А в квартире втроем так хорошо. Нацу называет её жилище хоромами, а она впервые не хочет думать, как сильно тесно в этом месте. Было так шумно и весело, что она также впервые не хотела думать о творящемся в её голове. Будто только одного их присутствия достаточно, чтобы разбить её гордость в прах.
Ей уже давно не было так хорошо.

Ночь кажется длинной. Нацу лежит на диване, вглядываясь в пустоту. У него перед глазами все еще стоит карта, висящая в спальне Люси на стене, и манит, манит, манит.
Хеппи лежит рядом на подушке. Он уснул, как только их план с нарисованными рожицами провалился.

«Думаю, он не проснется…»

Двери здесь по ночам не скрипят, пол не выдает тайн. Он мягко проходит в комнату, оказывается у карты, и теперь уже вглядывается в детали, которые не смог рассмотреть. Сначала замечает легкие швы, скрытые под замысловатым волшебством, затем недостающие куски.
Что-то изменилось.

«Нацу и Хеппи: наконец-то дома!»

Он по старинке прокрадывается к кровати: Люси во сне улыбается и впервые за долгое время не просыпается. Нацу думает, что будет весело, когда она проснется сейчас и начнет гнать его прочь из комнаты, но ничего не случается. Люси только аккуратно поворачивается, утыкается лицом ему в шею, улыбается и мягко обнимает его руку. Кто сказал, что она спит?