Сказочные образы в творчестве современных композиторов. Центральные образы волшебных сказок

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобокъ», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и Вам Всё будет понятно.

Попросил Рас Деву:

— Испеки мне Колобок.
Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.
Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь:

И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — «ам», и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить.

Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением. Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца (Луны) по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Наши Предки, выводя детей на улицу, показывали им, что вот там такое-то созвездие (чертог), там такое-то… И дети видели, как колобок катится по небу и как исчезает. Образ этой сказки был понятен ребёнку. С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесные Чертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту Мира. Другие сказки также раскрывали перед детьми образы различных природных явлений.

Славянские дети в отличие от христианских детей, запуганных с детских лет, не боялись Природы. Почему не боялись? Потому что знали, что нас породил РОД, а всё, что при нём – есть ПРИРОДА и всякое явление Природы подвластно воле Богов. А раз мы дети Божьи, значит, эти явления подвластны и нам. Но понятие властвовать означало – ЗНАТЬ.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны. Нигде Вы не найдёте связи с чертогами (созвездиями), как бы только освещённость Луны и всё.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

1. новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Луна проходит следующие фазы освещения:

новолуние - состояние, когда Луна не видна (состояние 1 на рисунке)
· первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.

первая четверть - состояние, когда освещена половина луны (состояние 3 на рисунке)
полнолуние - состояние, когда освещена вся Луна целиком (состояние 5 на рисунке)
последняя четверть - состояние, когда снова освещена половина луны (состояние 7 на рисунке)
Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это - луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» - луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий - утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лежа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Мы с Вами уже говорили, что славянские созвездия (Чертоги) не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей. В Асгардском Духовном Училище Патер Дий Александр читает предмет «Звёзды и Земли», где подробно рассказывает об этом. Мы с Вами пока знакомимся только с Азами Сокровенных Знаний наших Предков, то есть пока мы как первоклассники. Даже в современной школе астрономию изучают в десятом и одиннадцатом классах. Не будем нарушать принцип последовательности и рассмотрим другие сказки, где рассказывалось о Природных явлениях.

Примером может служить «Сказка о Змее Горыныче».

Много сказок имеют сюжет со Змеем в своем повествовании. Разберём, что подразумевали наши предки под эти образом:

«Налетела туча чёрная, скрыла Ярило Красное, поднялся ветер великий. Налетел той тучей черною Трёхглавый Змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон унёс».

Это образное описание Смерча. Он круглый, как Змей, да размером с гору — Горыныч поэтому. Вот она — громовая туча с тремя хоботами смерча. Меч, конечно же, не сечёт головы Змея Горыныча. А наши Предки знали, что лишь кованая рукавица, или шапка, или щит могут снести голову Змею, т.е. перекрыть потоки энергии смерча. Только такие широкие и плоские предметы наших витязей, как щит способны нарушить систему восходящих и нисходящих потоков смерча, чем прекращают его действие. Как правило, это деяние сопровождалось своеобразным звуком «Ух», что и получило в сказках выражение: «И испустил Дух». И только позже появились бездумные сюжеты, где Иваны-царевичи одним мечом лихо срубают головы Горынычам, очередной раз «упростив» и лишив смысла эти сказки.

В древности наши Предки отмечали, что смерчи появляются чаще, когда земля Вия (Плутон) ближе всего находится к нашей Земле. Летом можно наблюдать, как маленькие змеевики, как смерчи, закручивают пыль, листву. Зная природу этих явлений, наши предки не удивлялись, когда вдруг с неба начинали падать лягушки, рыба. Значит, смерч прошёл по озеру, речке или болоту. Описаны даже случаи, когда с неба сыпались старинные золотые монеты. Смерч где-то из земли поднял сундук с денежками.

Не менее интересны и познавательны другие народные сказки, если их правильно понять. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка», рассказывается о сиротке Хаврошечке, которую все обижали, а она получала помощь от коровы, влезая в одно её ушко и вылезая из другого. Как известно, часть наших предков прилетела с планет Малой Медведицы, которая в древности называлась Коровой Зимун.

Вот в народе и сохранилась память о том, что через Врата Междумирья, о которых мы ещё будем говорить, можно попасть в свисающее ушко Коровы Зимун, т.е. в свисающую, как ухо, петлю, образованную этим созвездием, и получить там необходимые знания, помощь и защиту Предков.

Современное восприятие этой сказки недалеко ушло от этой карикатуры.

Что можно ещё добавить?

Поэтому, чтобы понять древнейшие сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена. Ключом к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни, той или иной сказки.

Другим примером, показывающим космические путешествия наших Предков, является сказ «Финист – Ясный Сокол». Сказ повествует о путешествии девушки Настеньки на большом торговом космическом корабле – Вайтмаре за тридевять Земель в тринадесятое царство к своему жениху. За тридевять Земель – это за пределы Солнечной системы, в которой тогда было тридевять, т.е. 27 планет. И не в тридесятое, а в тринадесятое царство, т.е. в 13-е созвездие, которое называлось в древности Чертогом Финиста. Жених же её – Финист Ясный Сокол, а этим именем называли витязей, защитников родных земель. Вспомните, как называется книга А.В.Трехлебова – «Кощуны Финиста».

За время путешествия Настеньки совершалось 6 промежуточных посадок на различные Земли возле самых необычных Солнц. Настенька за это время износила 7 пар железной обуви и съела 7 железных хлебов. По-современному, аккумуляторы её обуви с металлическими подошвами для передвижения по металлическому кораблю в невесомости подзаряжались 6 раз при посадках Вайтмары. А железные хлеба – это тюбики с едой, какие и сегодня используют космонавты. Вот какие чудеса, даже по нынешним временам, рассказывались в древнем сказе.

Ещё в древности был Бог морей Ний – эгрегор одной из самых мощный стихий, т.е. воды. Ний поливал дождём и землю, порождая реки, т.е. он посеял дон, поскольку в древности река называлась доном. (Например, Тихий Дон – это просто тихая река). Таким образом, у древних греков Ний закрепился под именем Посейдона, т.е. рождающего реки. С другой стороны, Ний «ходил» в тучах, как в одежде, т.е. был Ний в туне, что превратилось у древних римлян в Нептуна. Отсюда следует, что древнеримская и древнегреческая мифология – это заимствование образов более древних славянских богов и сказочных персонажей. Нептуном названа и одна из наиболее крупных Земель системы Ярилы-Солнца, т.е. нашей Солнечной системы. Интересно, что в древних сказках у Ния было 8 дочерей. До средины ХХ века у планеты Нептун было известно только 2 луны, т.е. 2 спутника планеты, и только в 1989 г. американский исследовательский корабль «Вояджер-2» открыл ещё 6 лун. Таким образом, их стало 8. Но ведь даже в наших древних сказках детям рассказывалось, что у Нептуна есть 8 дочерей, т.е. лун!

Вот вам и сказки, в которых ложь! А ключом познания сказки является неизменный образ её корня. Поэтому, сказки старались передавать дословно.

Текст сказки «Репка», наверняка, все помнят c детства. Разберём те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.

Иллюстрации к сказке «Репка» в современном изложении.

Читая эту, как и большинство других якобы «народных» (т.е. языческих: «язык» — «народ») сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, «все так живут». Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией «сдавать» ребёнка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость.
Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. «Демос», по-гречески, — не просто «народ», а народ зажиточный, «верхушка» общества, «кратос» — «власть». Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стёртое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем «готовить» новых и новых крепостных для демосов? Или готовить рабов Божиих? С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной «Репке»? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идёт тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи, благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки. Конкретно, по «РЕПКЕ».
Двое, самых главных для ребёнка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица:

1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода.
2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость.
3) Бабка — Традиция, Дом.
4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением.
5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки.
6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода.
7) Жучка — охрана достатка в Роду.
8) Кошка — благостная обстановка Дома
9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают.

В исходном виде этой сказки, где были все девять действующих лиц, сказка указывала на взаимоотношение поколений, взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования. А как Вы думаете, почему сделали в современной сказке обрезание родителей? Потому что в христианстве семь элементов, всё построено на семеричности. Поэтому и сократили как неделю с 9 дней до 7, так и число образов в этой сказке. А родителей убрали, потому что с детских лет внушали христианские попы, что защита и опора – это церковь, а любовь и забота – это Христос. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты. Вот и подумайте, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они «работают» теперь.

Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок" и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов" , а также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купала, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений.

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.

К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.

В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель - живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый повязку на волосах светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.

Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Илья Глазунов, Константин Коровин.

В.М. Васнецов - образы сказки «Снегурочка»

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.

Развитие творческой активности личности является одной из актуальных задач эстетического воспитания. Решению этой задачи способствует организация разнообразных форм деятельности детей (музыкальной, изобразительной, литературной). Одной из наиболее эффективных форм проведения занятий является концерт-беседа. Такая форма закрепляет полученные на уроках знания и навыки, позволяет организовать творческую деятельность детей, создать проблемные ситуации.

Для такого концерта-беседы я рекомендую тему « ». Она обширна, богата музыкальным материалом, классическим и современным, имеет большое воспитательное значение. Известно, что сказка – великий учитель: она дает самые первые знания о жизни, добре и зле, родной природе, обо всем, что окружает маленького человека. Сказка - своеобразная модель человеческого мировоззрения, кладезь народной мудрости, культурный опыт человечества, передаваемый ребенку в выразительной доступной форме. Все это позволяет сделать вывод, что обращение советских композиторов к миру детства – явление закономерное, идущее от лучших традиций классики.

Гармоническая основа современной музыки отличается красочностью, разнообразием находок с элементами современных ритмов. Все эти средства используются не как самоцель, а как точно найденная характеристика, как ключ к пониманию образа. Весь сложный комплекс выразительных средств подчинен общему замыслу произведения, «бьет в одну цель», создавая зримый образ, характер, картинку или сценку. Так достигается образность, предельная конкретность, зримость, характерные для детского мышления, доступность.

Используя богатую палитру средств музыкальной выразительности, советские авторы создают выразительные, живые, узнаваемые детьми образы и, прежде всего, обращаются к сказке, к героям знакомых литературных произведений Андерсена, Чуковского, Маршака, к образам животных, героям мультфильмов.

Лаконизм, афористичность высказывания заставляют композиторов искать объемную мелодику, которая опирается на узнаваемую или повторяющуюся зерно-интонацию, несущую определенную художественную нагрузку: основную мысль произведения, характеристику главного действующего лица, иногда речь героя.

Педагогическая практика дает основание считать, что больший эффект в развитии творческой личности учащегося дает использование на занятиях проблемного, «исследовательского» метода обучения. Сущность такого метода заключатся в том, что педагог не просто рассказывает о музыке, а создает так называемые проблемные ситуации, что призывает детей мыслить, высказывать собственные суждения по данному вопросу, а не только ждать разъяснений учителя. В ходе беседы педагог ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов. Отвечая на них, ребята доказывают справедливость своих предположений и, таким образом, самостоятельно усваивают новые знания.

Система вопросов заранее продумывается учителем; каждый последующий вопрос может либо логически вытекать из предыдущего, либо освещать проблему с новой, неожиданной стороны. Вопросы должны быть доступными и гибкими, чтобы их можно было перестроить в зависимости от ситуации.

Педагог, исходя из условий своей работы, учитывая подготовку учащихся, может творчески использовать разнообразный репертуар по теме « Сказочные образы в творчестве современных композиторов » на примере фортепианных пьес С. Слонимского («Сюита путешествий», «Дюймовочка», «Бармалей», «Чарли Чаплин насвистывает»), В. Гаврилина («Генерал идет», «Поехал Тит по дороге», «Представление»), В. Косенко («Петрушка», «Сказка»), С. Губайдуллиной («Волшебная карусель», «Кузнец-колдун»), Ю.Фалика («Принцесса на горошине»), С. Прокофьева (симфоническая сказка «Петя и волк»).

Предложенные фортепианные пьесы по своей трудности доступны для педагогом, а, как известно, живое исполнение музыкальных произведений всегда создает в классе творческую эмоциональную атмосферу. Если требуется, педагог может повторять тот или иной эпизод, отдельную тему, фразу, желая подчеркнуть значение того или иного средства выразительности для развития музыкального образа.

При проведении занятий предлагаю использовать следующие компоненты: прослушивание музыки, беседу с вопросами и творческие задания. Это может быть выставка лучших творческих работ ребят по мотивам сказочных образов (рисунки, поделки из пластилина), показ теневого театра, сочинения стихов к понравившейся пьесе.

План – конспект к занятию

«Сказочные образы в детской фортепианной музыке С.М. Слонимского».

Ребята, вы любите музыку? (да)

А какую? (песни, танцевальную, инструментальную и т. д.)

Скажите, какие композиторы вам уже известны? (Чайковский, Моцарт, Шопен, Бетховен и т.д.)

А каких современных российских композиторов вы знаете? (В. Шаинский, Ю. Чичков, Г. Гладков)

Вам известны композиторы, написавшие для детей песни. Их творчество вам близко, понятно и интересно.

Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством композитора С. М. Слонимского. Это современный российский композитор, музыковед и пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России (портрет, фотографии).

Родился он в Ленинграде в семье известного писателя, и с детства ему были близки и интересны не только музыка, но и литература, поэзия, кино.

Когда будущему композитору было 7-8 лет, он учился в музыкальной школе в Ленинграде у известнейшего педагога Анны Даниловны Артоболевской. Сергей Михайлович был в числе ее первых учеников. Именно она привила ему интерес к фортепианной музыке. И вот уже появляются его первые собственные сочинения - небольшие фортепианные пьески и песенки про зверят на слова Евгения Шварца.

Музыка сочинялась о том, что в жизни было интересно и понятно. Так, например, после прогулки по зимнему Ленинграду возник «Вальс снежинок», стихи С. Маршака вызвали к жизни песни, в частности «Обезьянку». Записывать музыку дети не любят, да и многие взрослые тоже. Поэтому сочиненные тогда пьесы записывала мама.

Шли годы, мальчик учился музыке и композиции в Центральной музыкальной школе в Москве, затем в Ленинградской школе-десятилетке по классу фортепиано у Самария Ильича Савминского, выдающегося пианиста, профессора Ленинградской консерватории. В 23 года Сергей Михайлович окончил Ленинградскую консерваторию, где позднее начал преподавать. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

Его творчество всегда вызывает интерес слушателей, о музыке Слонимского думают и спорят. И не случайно. Путь Слонимского-композитора – это постоянный творческий поиск, в своем творчестве он идет непроторенными путями, ищет новые краски, новые музыкальные формы, новые средства выразительности.

Творчество Сергея Михайловича очень обширно и разнообразно. Это и опера, и балет, и сонаты, и симфонии, и вокальная музыка. Также композитор писал музыку к кинофильмам и спектаклям. Но, кроме того, Сергей Михайлович очень любит детей и хочет, чтобы вы, ребята, любили и понимали музыку.

Мир детства, с его горестями, радостями и забавами, мечтами, выдумками и фантазиями, всегда привлекал композитора, и очень много музыки он посвятил именно вам, юные слушатели.

Итак, давайте мы с вами окунемся в этот увлекательный мир звуков и образов, мир детства С. М. Слонимского.

Я хочу вас познакомить с его произведением для фортепиано «Сюита путешествий». Какое интересное название

Кто из вас, ребята, знает, что такое сюита?

Это слово французское, означает «ряд», «последовательность». Сюита в музыке – это ряд пьес разного характера, объединенных одним художественным замыслом, одной идеей.

В данной сюите 4 пьесы, где каждая предлагает совершить вам и герою увлекательное путешествие.

А как вы думаете, кто будет героем?

Конечно, ребенок!

Послушайте первую пьесу сюиты.

(звучит пьеса «Я гуляю без папы и мамы»)

Давайте поговорим об этой музыке. Какой характер пьесы? (жизнерадостный, светлый, веселый, озорной, шутливый, непринужденный)

Композитор назвал эту пьесу « Я гуляю без папы и мамы»

Весело было герою?

Почему вам так показалось?

Как ребенок идет? Так? (изобразить медленную, ленивую походку, понурив голову)

Нет? А как? Покажите кто-нибудь. (Вызвать любого ребенка. Он изобразит легкую походку «с подскоками»).

Вы правильно подметили его походку – легкую, подпрыгивающую. А как композитор показывает ее в музыке?

(быстрый темп, стаккато-отрывисто)

Музыка звучала так?

(сыграть для сравнения сначала неправильно:

медленный темп – быстрый темп

минор – мажор

легато – стаккато

низкий регистр – средний регистр

тихо – громко

Все эти средства выразительности играют большую роль в создании образа героя.

*** Следует обратить внимание на изобразительный прием: замедление темпа, сопоставление новой гармонии, пиано, - все это передает удивление ребенка. Он, может быть, засмотрелся на какую-нибудь яркую вывеску, а потом побежал дальше (возвращение прежнего темпа, тональности, динамики)***

Посмотрите, как художник передает радость и восторг маленького человечка (показ картинки)

Я гуляю без папы и мамы.

Полюбуйтесь-ка вы на меня.

Очень многое делаю сам я.

А вы можете так же, как я?!

Ребята, а путешествия могут быть только лишь наяву?

Нет, их можно придумать, они могут быть в нашем воображении. Наконец, они могут нам присниться! Давайте с вами немного пофантазируем. Представьте: поздний час, уютный свет ночника, мамин поцелуй на ночь… Сон…

А что может сниться юному мальчишке?

Ну, конечно же, приключения, морские путешествия, встреча с морскими пиратами, великие победы, погружение в пучину океана и…

морские сокровища!

Знаете слова песни:

Цепи якорей гремят в порту,

Верят корабли в мою мечту.

Всем ветрам назло

Я спешу на зов

Дальних неизвестных островов.

Снятся часто

Мне по ночам дельфины.

Снятся чайки

И мачты бригантины.

След мой волною смоет,

А я на берег с утра приду опять.

Море, ты слышишь, море,

Твоим матросом хочу я стать.

Ребята, кто-нибудь знает стихи, близкие этой теме?

Шурка

Ходит по лужам Шурка,

Он боевой, говорят.

На рыжей его тужурке

Матросские якоря.

Любит Шурка рассказы,

Герои их – моряки,

Бесстрашные водолазы,

Веселые рыбаки.

Бродит он, бродит по лужам

От маминых глаз тайком,

И голуби чайками кружат

Над будущим моряком.

Закройте глаза. Путешествие продолжается. Послушайте пьесу. Как бы вы ее назвали?

(звучит пьеса «Сокровища черного моря»)

Какой характер музыки? Что она изображает? (фантастический, загадочный, таинственный, сумрачный)

Как вы ее назвали?

Композитор назвал эту пьесу «Сокровища черного моря».

В каком темпе написано произведение? (в сдержанном, спокойном)

Сколько частей в пьесе? Есть ли повторения?

О чем может поведать каждая часть? (крайние – образ моря, волны; средняя часть – сами сокровища)

Посмотрите, как художник «увидел» эту музыку. Созвучен ли взгляд художника образам музыки Слонимского? (показ картинки)

Думаю, художнику показалось, что сокровища – это и есть сам подводный мир.

Но вот начался новый день и, следовательно, новые приключения, новые путешествия.

Куда же попадает наш герой? (показ картинки – парк)

Конечно, в парк!

Ребята, а вы любите бывать в парке?

Какие аттракционы вам больше по душе?

Как приятно в парке, братцы!

Буду тоже я кататься!

Здесь и горки, и качели,

Колесо и карусели!

А на поезде чудесном

Ехать тоже интересно!

В парке весело гулять!

В парке некогда скучать!

Что это за аттракцион? (на рисунке – Чертово колесо)

Вспомните свои ощущения, когда поднимаетесь все выше и выше, к облакам!

Захватывает дух, кружится голова от восторга.

Сергею Михайловичу, вероятно, тоже знакомо такое ощущение, и он передал это в своей пьесе, которая так и называется – «Чертово колесо». Послушайте эту пьесу.

(звучит пьеса «Чертово колесо»)

В каком темпе она начинается?

А потом?

(Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее; колесо как бы набирает ход)

А как развивается динамика?

( pp < ff )

Как, на ваш взгляд, удалось композитору передать движение колеса, чувство восторга, наполнявшего душу от движения вверх, к поднебесью?

Завершает путешествие пьеса под названием «Маленькое рондо».

Ребята, кто знает, что такое рондо?

Само слово «рондо» означает «круг», «хоровод». В рондо есть основная тема – рефрен, которая на протяжении пьесы звучит несколько раз, не менее трех, создавая ощущение движения по кругу.

Эпиграфом к этой пьесе композитор взял начальные строки известного стихотворения Корнея Чуковского:

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед

(показ картинки)

Ребята, давайте попробуем с вами предугадать музыку. Посмотрите внимательно на картинку. Наши герои « едут и смеются, пряники жуют…»

Как вы думаете, какой будет характер музыки?

(веселый, озорной, радостный)

В каком ладу, темпе, на ваш взгляд, будет музыка?

(мажорный лад, оживленный темп)

У вас в пьесе была бы одна музыкальная тема, или бы вы постарались изобразить характер каждой зверушки?

А рефрен? Какова его роль?

(рефрен дает ощущение того, что наши герои катаются по кругу, привносит общую атмосферу радости, веселья, озорства)

Итак, давайте послушаем.

(звучит пьеса «Маленькое рондо»)

Вспомните свои ответы. Они были верны?

Удалось вам предсказать музыку?

Конечно, по-другому и не могло быть!

Композитор умело передал настроение резвящихся зверушек, - веселье, озорство, шум, радость!

-Вы запомнили названия пьес? Перечислите их.

-И все они входят в сюиту, которая называется…Как?

«Сюита путешествий»

Ребята, а вы любите сказки?

Каких сказочников вы знаете?

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Новое платье короля»

Дж. Родари «Чипполино»

Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах»

Сергей Михайлович Слонимский не оставил без внимания вашу любовь и интерес к сказке. Композитором создан целый ряд портретов различных сказочных героев, Здесь и Бармалей, и Принцесса на горошине, и кузнечики, и лягушки…

Сейчас вы послушаете пьесу, написанную на сюжет сказки Андерсена.

(звучит пьеса «Дюймовочка»; в это время девочка танцует танец Дюймовочки – рождение из цветка)

Понравилась вам пьеса?

Какого сказочного героя изображает композитор?

Помните: в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. В чашечке его сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка.

Вы, наверное, помните, какие приключения ожидали эту девочку? (ответы детей)

Пьеса композитора точно такая же, как и сказка Андерсена? (нет)

В музыке, конечно, нет конкретных приключений Дюймовочки, как в литературном тексте. Да их и не нужно пересказывать. Композитор изображает только саму героиню. Пьеса так и называется – Дюймовочка.

Какая же Дюймовочка у композитора? Чем вам нравится она? (нежная, добрая, хрупкая, мечтательная)

Почему вам так кажется?

Мелодия пьесы (нежная, певучая, в среднем и высоком регистре, на pp ) рисует образ беззащитной, маленькой девочки. Мелодия окрашена светлой печалью, ведь ей много пришлось пережить: и тяжкую жизнь у полевой мыши, и подземелье крота. Но всегда у нее оставалась надежда, стремление к солнцу, к свету, ведь, в конце концов, она находит свое счастье в стране эльфов.

Отличается ли музыка средней части от начала пьесы? Чем?

Более спокойный темп, покачивающийся фон, на котором звучит гибкая, поэтичная тема колыбельной, создающая образ мечтающей Дюймовочки, плывущей на листе кувшинки.

Показ картинки.

Ребята, посмотрите на эти портреты. (Показ портретов Чарли Чаплина)

Знаете ли вы, кто это?

Это Чарли Чаплин, выдающийся артист, актер немого кино. Этого человека с полным правом можно назвать историей киноискусства. Кто хоть раз видел на экране чаплиновского героя – «маленького человечка» Чарли, тот навсегда запомнил неповторимую фигурку в старомодном котелке, кургузом пиджаке, мешковатых штанах и огромных ботинках носками врозь.

Чарли, Чарли, мы тебя все любим,

Чарли, Чарли, ты так нужен людям.

(Слова из песни)

Сейчас вы послушаете пьесу, которую Слонимский посвятил этому замечательному человеку. Это как бы его музыкальный портрет. Композитор стремился создать этот музыкальный образ с помощью звуков.

Так какой же он?

(Звучит пьеса «Чарли Чаплин насвистывает»)

Музыка веселая, жизнерадостная, озорная, непринужденная, трогательная. Таков он и есть в жизни – необычайно талантливый, по-детски озорной, восторженный, добрый, сердечный.

Ребята, в каком жанре написана пьеса? (марш)

Почему марш?

Перед глазами буквально возникает образ шагающего легкой походкой человека.

Какая динамика преобладает? (ff )

В каком регистре написана мелодия? Ничего не напоминает? (изобразить свист)

Пьеса так и называется «Чарли Чаплин насвистывает».

Для сравнения можно наиграть:

в миноре

медленно

без стаккато

в низком регистре

Итак, ребята, вы познакомились с пьесами Сергея Михайловича Слонимского. Понравились вам они? Какими были по настроению, характеру?

(Веселые, жизнерадостные, озорные, как само детство)

Понятна ли, интересна вам его музыка?

Да, его музыка привлекает своей лаконичностью, точностью, зримостью образов, ярких и запоминающихся. Композитор с легкостью, буквально из ничего, из нескольких нот делает своих «Лягушек», «Кузнечиков», «Дюймовочку» или точный портрет Чарли Чаплина, веселые истории героя из «Сюиты путешествий».

Его музыка для детей близка и понятна каждому ребенку.

Ребята, вы можете по своему желанию выполнить творческие задания:

1. Нарисовать понравившийся образ.

2. Подобрать и вырезать из журналов картинки к прослушанным пьесам.

3. Вылепить из пластилина наиболее яркий понравившийся образ.

4.Подобрать стихи, близкие по содержанию к данным образам, или сочинить самим.

5.Рассказать, какие эпизоды вашего детства возникают в воображении при слушании пьес:

«Я гуляю без папы и мамы»

«Сокровища южного моря»

«Чертово колесо»

«Маленькое рондо»

«Дюймовочка»

«Чарли Чаплин насвистывает»