«Курочка Ряба сказка с намеком? (научно-развлекательный журнал). Опыт различной интерпретации русской сказки. Попытка создания собственной интерпретации сказки

Понятно, что в специализированном журнале, рассчитанном на специалистов узкой отрасли, нельзя писать как в «Комсомолке».
А почему нельзя?
Ну, потому что это как-то слишком уж по-простецки. Каждый может прочесть, и всем понятно, даже детям. А какое же это тогда специализированное издание? В чем тогда его специфика? В чем особенность? Шарм? Тайна? Избранность?
И вот так в специализированных изданиях, рожденных в академической среде, родился особенный стиль, загадочный, с глубоким внутренним смыслом, элитарным языком, закодированным от случайного читателя.
Например, если корреспондента узкоспециализированного журнала попросить написать изложение сказки «Курочка Ряба», то он сделает это приблизительно так:
«С целью разбития золотого яйца, снесенного Курочкой Рябой, принадлежащей ЗАО «Д&Б», г-н Дед нанес по яйцу несколько безрезультатных ударов. Хвостовое зацепление яйца хаотично движущимся грызуном (мышь) вызвало падение яйца на пол, в результате чего произошло яйцеразбитие, спровоцировавшее общую депрессию в коллективе ЗАО «Д&Б». Вскоре, после взятия Курочкой Рябой на себя обязательств снести менее капиталоемкое яйцо упрощенной конструкции, напряжение в коллективе было снято».
Текст, конечно, красивый, но судьба его - бесславие. Почему? И вроде бы сюжет хороший, и герои те же, и события изложены правильно, но... Нет в нем чего-то самого главного.
Любви. Любви к своему читателю. Любви, которая сделала сказку про «Курочку Рябу» бессмертным произведением на тысячи лет.
Тут у меня возник вопрос: а могут ли позволить себе любовь к читателю журналисты специализированного отраслевого журнала? Можем ли мы писать легко, интересно и полезно?
Почему бы не попробовать?!
И так у нас появился новый стандарт написания материалов в журнал «Картон и Гофрокартон».

Стандарт №18 (не для тупых)
Как написать выдающуюся статью?
Чтобы написать гениальную вещь, нужно сесть за компьютер и набрать:
1. Жили-были (дальше нужно назвать имена, должности и регалии главных героев вашей истории). Например, дед и баба (если речь идет о постоянных персонажах, можно переходить к пункту 3).
2. И была у них (необходимо назвать (перечислить), что у них было - вещи, имущество, животные, люди, которые в последствии станут ключевыми объектами в вашем рассказе) Курочка Ряба.
3. Однажды (что произошло?) снесла Курочка яичко.
4. Но не простое (что необычного было в том, что произошло?), а золотое.
5. Дед (подробно описать реакцию главных героев на происшествие, какие действия ими были предприняты?) бил-бил -
6. Не разбил (какими были последствия этих действий?).
7. Баба (подробно описать последующие действия героев) била-била -
8. Не разбила (результат).
9. Мышка пробежала (появление нового персонажа, который неожиданно изменил ход событий),
10. Хвостиком зацепила (подробное описание действий нового персонажа),
11. Яичко упало и разбилось (результат этих действий).
12. Дед плачет, баба плачет (реакция и действия главных героев на происшествие, их мысли, переживания),
13. А курочка кудкудахчет (кто же взял все на себя в трудное время, поддержал, вдохновил, вселил веру в людей?): «Не плач, дед, не плач, баба.
14. Я снесу (анализ события, анализ ресурсов, какие были возможные решения задачи, какое решение было принято, как рождалась гениальная идея, кто ее родил?) другое яичко.
15. Не золотое, а простое (сколько удалось заработать, сэкономить на новом проекте?).
16. Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец (мораль, выводы, полезный опыт, объяснение, почему важно было читателю прочитать этот рассказ?).

А вот и три критерия, по которым мы просим вас, дорогие читатели, оценивать в ваших письмах и звонках опубликованные материалы:
1. полезно - бесполезно;
2. интересно - неинтересно;

На самом деле была не совсем такой, как нам в детстве рассказывали, а немного посложнее. Она - образец "цепочной" сказки. В разных областях бытовали разные варианты. Так что и вы решайте, какую лучше рассказать своим детям.

Полтавская обл.
Дид и Баба


Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: "Чого ты стрекочешь?", "Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье поопускав.
Прийшов бычок. Бычок питае: "Чого ты листья поопускав?" "Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав.
Пошел бычок до воды. Вода питае: "Чого ты рыужки позбивав?" "Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала.
Прийшла наймичка попова по воду: "Водо, водо, чого ты кровью стала?" "Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла.
Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: "На що ты видра побыла?" "Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав.
Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: "Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?" "Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав, попаддя проскурыц повыкидав.

(М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2)

Саратовская обл.
Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них
курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды.
Попадья спрашивает: "Что ты дочь, без воды пришла?" Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: "Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!"
Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: "Что это ты, поподья, делаешь?" А она отвечает: "Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!"
Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Воронежская обл.
Курочка рябушка

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: "Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда - некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться - и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: "Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего".

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)

Вологодская обл.
Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: "Что же сделалось?" Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Украинский сюжет
Черниговская обл.
Курица Ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

Рябонька Курыця

Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Харьковская обл.
Про курочку рябу

Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять.
Стоит дуб. "Двери, двери, що вы рыпите?
"Поспускай гилля, так скажу. Дуб и поспускав гилля.
"Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав.
Иде баран воды пыты: "Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?" "Збый соби рогы, так скажу. Вин взяв и позбывав.
"Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв.
Прийшов баран до рички.
"Баран, баран, щ ты рогы позбывав? "А стань кривяною, так скажу. Ричка кривяною стала. "Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала.
Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: "Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?"
"А побый отту посуду, так скажу. Дивка и побыла.
"Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла.
Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила. "Чого ты, пыта, посуду побыла?
А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу. Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже:
"Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала.
Приходе пип: "Що це ты наробыла?
"А одриж косу, так скажу. Пип узяв, так и одризав.
"Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.

(Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890.)

Белорусский сюжет

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив - не разбив. Баба била, била, била - не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны - на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось - бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: "А-а-а, а-а-а, а-а!" (высоким голосом). Дед плачит: "У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: "Не простое яечко - золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи - трубу, а к трубе - избу, а в избу - лавцы. Завели ребят - все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).

1

Ефимова И.Б. (г. Абдулино Оренбургской области, МБОУ «СОШ №38»)

1. Аникин В. П., «Русская народная сказка», М.: Художественная литература, 1984;

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: из сб.А.Н.Афанасьева/ А.Н.Афанасьев; Вступ. статья В.П.Аникина; Рис. Т.Мавриной. – Москва: Худ. лит., 1983. – 319с.: ил.

3. Ивлиев О.А. «Полная энциклопедия символов», М.:ТД Издательство Мир книги», 2005 г.;

4. Пропп В. Я., «Русская сказка». – Л.,1981. – С71;

5. Словарь символов – Википедия;

6. Текст сказки «Курочка Ряба»;

8. h t t p: / / w w w. r o s o l y m p . r u / a t t a c h m e n t s / 1 0 5 3 9 _Metodicheskie%20rekomendatsii.pdf

9. http://www.stranamam.ru/post/10840050/

10. http://smekalkina – v.livejournal.com/45264.html

11. http://www.stranamam.ru/post/10840050/

12. http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=6200:2015 – 04 – 17 – 08 – 36 – 34&catid=173:2014 – 10 – 23 – 08 – 11 – 27&Itemid=145

13. http://smekalkina – v.livejournal.com/45264.html

14. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98_%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%83%D0%BB_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC

В этом году я принимала участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады по литературе. Готовясь, я изучала рекомендации, данные мне моим учителем. Это было задание, опубликованное на сайте РОСОЛИМП - Методические рекомендации для экспертов по проведению школьного и муниципального этапов. Меня заинтересовало задание для 7-8 классов. Приложение 1. Оно предполагало создание своего варианта сказки «Курочка Ряба». Но меня удивила предложенная организаторами олимпиады в качестве примера интерпретация этой сказки М.Казинником. (VII.1) Она была неожиданна, и я задумалась о первоначальном смысле этой народной сказки.

«Курочка Ряба» по праву считается самой первой русской народной сказкой. Ее мы знаем с раннего детства, и воспринимаем как забавную историю. На первый взгляд сказка может показаться странной. И мы решили разобраться со смыслом сказки. Лишь после раздумий над каждой строчкой и попыток связать их в одно целое, приходит понимание смысла, заложенного в сказку.

Тема нашей исследовательской работы «О чем поведала «Курочка Ряба?», т.е. мы хотим выяснить скрытые смыслы всем известной сказки.

Как часто люди задумываются над смыслом прочитанного или услышанного, пытаются дойти до глубин того или иного вопроса? Проводя исследование, я выяснила, что не часто. Своей работой я хочу сказать, что в самом простом могут содержаться глубокие смыслы. Как говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек…» В этом состоит актуальность моей работы. Разобраться самой в том, о чем хотела поведать «Курочка Ряба», и обратить внимание современников на философское значение русской народной сказки.

Цель работы : размышляя над строчками русской народной сказки «Курочка Ряба», проникнуть глубже в ее смысл.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • перечитать заново сказку «Курочка Ряба», сделать ее построчный анализ;
  • изучить известные интерпретации этой сказки учеными;
  • исследовать, как мои современники понимают смысл народной сказки;
  • попытаться создать свою интерпретацию этой сказки

Объект исследования

  • русская народная сказка «Курочка Ряба»;
  • научная литература, содержащая интерпретации сказки;
  • результаты опроса учащихся и педагогов МБОУ СОШ№38;
  • материалы обсуждения смыслов сказки в блогах.

Гипотеза : несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно - философское содержание остаётся неразгаданным.

Предмет исследования : идейное содержание сказки «Курочка Ряба».

Методы исследования :

  • чтение и построчное размышление над сказкой;
  • изучение критической литературы по теме исследования;
  • анализ интернет - источников;
  • работа со словарем символов;
  • опрос учащихся 6 - 11 классов, опрос педагогов школы:

3. От кого Вы ее услышали?

«О чем поведала Курочка Ряба?»

Построчный анализ сказки

Перечитав заново сказку, я решила разобраться со смыслом построчно. И так: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое».

Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно предположить:

Либо оно, действительно, включало в свой состав золото,

Либо оно было таким только по видимости, то есть было, как золотое.

Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота. Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а просто имело золотистый цвет из-за особенностей окраски скорлупы.

«Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила».

Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим образом: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. А возможно, и то и другое.

С помощью опыта я решила проверить крепость яичной скорлупы.

Опыт 1. Для этого мне потребовалось два яйца темной и белой окраски. Я попробовала разбить яйцо деревянной ложкой, как это делали в сказке дед и баба. В результате: яички разбились с одинаковой легкостью, как темное, так и белое.

Опыт 2. Для следующего опыта я взяла большую иголку, чтобы проверить крепость методом прокалывания. Опыт доказал, что яйца темного и белой окраски равносильно одинаковые по крепости и прокалываются без особых усилий.

В результате я сделала такой вывод, что в реальной жизни яйца темной и белой окраски совершенно одинаковые по крепости. Но в сказке «Курочка Ряба» все выглядит иначе. Яйцо, похожее на золотое, старики разбить не могут. И когда его разбивает мышка, дед с бабой очень расстраиваются, осознавая свою старость и бессилие. Из этого следует, что яйцо в сказке это не только продукт питания, а и определенный символ. Так как именно этот предмет несет как радость, так и горе.

Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Наверное, для того чтобы выяснить - позолоченное ли оно или полностью из золота? Золотая ли скорлупа у яичка, или это просто особенность окраски скорлупы? Разбив яичко, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения.

И вполне вероятно, что дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега. Когда-то было принято подносить яйцо как простой дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, как символ солнца.

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? - Для того чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Наверное, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать.

«Дед плачет, баба плачет, …».

На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яйцо. Мышка им в этом помогла. Но при более внимательном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.

Во-первых, они хотели его попробовать. Во-вторых, чтобы узнать, золотая скорлупа или нет. В-третьих, они надеялись, что яйцо все-таки полностью золотое, раз они не могут его разбить. Поэтому, скорее всего, сочетание этих трех причин принесло им такое разочарование. Наконец, еще об очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

« … а курочка кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое!».

На первый взгляд от этого странного утешения дед с бабой могли бы заплакать еще сильнее. Но это не так. Курочка Ряба утверждает, что нет причин для плача. Она обещает им снести другое яичко. Но оно будет простое, а не золотое. Потому что яичко, похожее на золотое, они разбить не смогли, а с простым яйцом таких проблем не возникнет.

Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.

Таким образом, в конце нашего исследования вырисовывается наиболее правдоподобный вариант смысла русской народной сказки «Курочка Ряба». Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое, потому что Золотое яичко причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не такое красивое, но его можно будет спокойно разбить и съесть.

Опыт различной интерпретации русской сказки

М. Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений» пишет: «Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. (VII.2) Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».

Смысл Курочки Рябы меня волнует меня все больше и больше. Мне все время кажется, что в этой сказке полно недомолвок. Начав изучать «Курочку Рябу», у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем. Оказывается, в детских книжках печатается усеченная, адаптированная версия сказки.

На самом деле... Жил-был старик со старушкою, у них была курочка - татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка - татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.* «Народные русские сказки», Афанасьев А. Н. (VII.3)

С. З. Агранович основывает свой анализ на психоанализе: «Дед и баба - пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара). Яйцо - олицетворение жизни. Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом). Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, - это «антижизнь, черная метка». Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается. Мышь - это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь - двулика, может сотворить как добро, так и зло. Семья попа - это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества. Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости. Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!» Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование. (VII.4)

Различные варианты интерпретаций можно найти в интернете

ПО ПРИНЦИПУ «ПРОСТОЕ — ПОНЯТНЕЙ». Например, молодой талантливый ученый изобрел принципиально новую конструкцию — Золотое Яйцо. Ну и что? Кому нужны золотые яйца? Сразу же возникли трудности с внедрением. После долгих раздумий изобретатель приходит к выводу: «Отныне я буду делать только то, что легко можно внедрить». Или такой вариант. Некий художник создал Золотое Яйцо — произведение гиперреалистического искусства. Но реакция деда и бабы на это новаторское творение самая что ни на есть здоровая. Оно им непонятно и ненужно. И вот перед этим художником встал вопрос: «Зачем нести Золотые Яйца? А главное — кому?». В конце концов гиперреалист понимает свою оторванность от деда и бабы и решает в корне изменить характер своего творчества.(VII.5)

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом». (VII.6)

Неожиданные варианты объяснения смыслов сказки мы обнаружили в блогах. (Приложение 4).

Результаты исследования опроса современников

В задачи данного исследования входило изучение вопроса «Как мои современники понимают смысл народной сказки?»

Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-9 и 11 классов МБОУ СОШ №38 г. Абдулино. Авторами данной работы была разработана анкета (Приложение2). В ходе анкетирования было опрошено 69 человек. Чтобы наглядно представить результаты анкетирования, мы вывели подсчёты в виде диаграмм, представив и целостную картину анализа.

Обобщенные результаты анкеты:

Большинство познакомилось со сказкой в возрасте 3-5 лет -66 человек, затруднились ответить 3 человека.

Услышали сказку от бабушки-24 человека, от мамы-29 человек, от папы-1, в детском саду-10 человек, прочитал сам -1 человек.

Затруднились ответить- 9 человек,

ответили:

-«из благодарности, за любовь, которую дарили Курочке дед и баба»-15 человек,

- «хотела похвалиться перед другими курочками»-1 человек,

- «потому что курочка была необыкновенная (волшебная)»-2 человека,

-«желая обогатить семью»-1 человек,

- «сил не хватило (были старыми и немощными)»-18человек,

- «долго били - символ поиска истины - чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться» -1 человек,

Затруднились ответить- 27 человек.

В определении смысла сказки затруднились-17 человек,

- « что имеем - не храним, потерявши - плачем», «нужно радоваться тому, что имеешь» - 12 человек,

Вывод: Результаты анкетирования подтвердили актуальность работы, действительно, большая часть респондентов не задумывалась над смыслом «Курочки Рябы» и затруднилась в определении ее философского смысла.

Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь учащимся понять изначальный смысл хорошо знакомых русских народных сказок мы попробовали систематизировать разные интерпретации русской народной сказки «Курочка Ряба» и предлагаем ещё одну, свою интерпретацию этой сказки.

Попытка создания собственной интерпретации сказки

Глубокое проникновение в суть «Курочки» позволяет однозначно обозначить одну из самых острых проблем нашего времени — проблему некоммуникабельности. Смысл «Курочки Рябы» состоит в том, что никто никогда не понимает и не поймет друг друга. Ни дед. Ни баба. Ни курочка Ряба, которая снесла яйцо. Ни мышка, которая его разбила.

Удивительно, но и я своей окончательной версии не нашла.Хотя, как мне кажется, сказка весьма многое объясняет. По моему мнению, она учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего. Вспоминается бабочка у Бредбери (Приложение3) (VII.7) - да, тот самый случай. Нечаянно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий. Сказка говорит открытым текстом - будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе. Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия. И это даже не пресловутые пальцы в розетке. Это намного серьезнее и глобальнее! Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили - считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий. Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели - от того и заплакали). Но было уже поздно. Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно. Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых - дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.

Заключение

Золотое яичко порадовало своим видом деда и бабку, но оказалось гораздо крепче простого из - за состава скорлупы. Но на опыте доказано, что если бы оно было из золота, то яйцо не разбилось бы вообще. А темные и белые яйца бьются одинаково. (Опыт1 и 2) Поэтому разбитое золотое яйцо - это разбитая надежда на новую жизнь, которая старикам уже не по силам. А простое яйцо - это продолжение прежней жизни. Это размышление доказывает нам, что смысл сказки гораздо глубже, чем кажется.

Заключение

Исходя из выше сказанного, мы сделали такой вывод, что содержание русской народной сказки «Курочка Ряба» несет в себе глубокий философский смысл, который большинство обозначает русской пословицей «старость - не радость», где Курочка Ряба - это утешение в старости, дающее надежду на жизнь, а яйцо - символ жизни.

В результате нашего опроса мы выяснили, что выдвинутая нами гипотеза - «несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно - философское содержание остаётся неразгаданным» - подтвердилась.

Нами были сделаны следующие выводы:

1.Учащимся 6 - 11 классов было достаточно сложно определить смысл сказки, многие опрошенные считают, что в сказке нет никакого смысла.

2. Взрослые участники опроса выдали совершенно противоположные интерпретации сказки, которые могут вызывать интерес.

3. Изученные источники интерпретации сказки в научных изданиях и в интернете не дают однозначного толкования ее смыслов.

Нами также была сформулирована своя интерпретация сказки. Таким образом, можно считать, что цель работы достигнута.

В заключение хотелось добавить, что эта сказка предназначена для понимания в зрелом возрасте. В древние времена всё говорилось иносказательно, со скрытым смыслом, в расчете, что умный поймет, а дураку и не надо. Во - первых, у слова «снесла» есть несколько значений, во - вторых в сказке не сказано что дед и баба били именно яйцо, в - третьих фразу: «бил - бил, не разбил», можно записать и по - другому: «бил - бил, не раз бил» - произношение ведь одинаковое... По поводу символизма(VI.3): Дед и баба - символ семьи, связь с предыдущими поколениями, предки, род... Золотое яйцо - символ происхождения, потомства, возрождения, плодородия, бессмертия, чего - то очень ценного... Курочка ряба - «была у деда с бабой», «куриные мозги», «пестрая/модная окраска», легкомысленное молодое поколение?... Мышь - олицетворение зла, смерть, предательство, разрушения, войны... в древнегреческих драмах мыши - олицетворение чувственности и вожделения... Простое яйцо - тоже символ жизни, потенциальная возможность, семя, начало, но это уже после утраты золотого яйца...»

Может прав Михаил Казинник (Приложение1), видя в «Курочке Рябе» великую притчу о ШАНСЕ. О том, что жизнь представляет нам возможность иного пути, но мы его не видим. А может быть «Курочка Ряба» действительно притча, но она не про яйцо Фаберже, снесенное курицей, а про обыденное и земное. И смысл народной сказки в том, что голодному простое яйцо дороже золотого.

Меня же эта сказка научила искать во всем скрытый смысл, ведь не зря же говорится «Сказка ложь, да в ней намек…» Очень хочется разгадать, на что же она намекает. А так как русский народ богат на сказки, то поле деятельности для исследования очень обширно.

Приложение 1

Всероссийская олимпиада по литературе. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году. Москва 2015.

Методические рекомендации подготовлены Центральной предметно - методической комиссией (ЦПМК) по литературе, содержит конкретные рекомендации по организации, проведению и подведению итогов олимпиады по литературе, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, критерии оценивания работ участников олимпиады, примеры олимпиадных заданий.

Школьный этап

Задания для 7 - 8 классов Задание № 2

Хорошо известная вам с детства сказка «Курочка Ряба» часто становилась объектом для остроумных и неожиданных интерпретаций. Вот одна из них, предложенная М. Казинником: «Однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, то есть создала произведение искусства - слиток золота яйцевидной формы, совершенной обработки (скажем, яйцо Фаберже). А глупые дед и баба не оценили и стали вести себя с золотым, как всю жизнь вели себя с простым: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях. «Курочка Ряба» - это великая притча о шансе. О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения».

Представьте, что дед и баба оставили у себя это золотое яйцо - бесценное творение искусства. Сочините свой вариант авторской сказки «Курочка Ряба», где рождение чуда стало центральным эпизодом, перевернувшим жизнь героев (курочки Рябы, деда, бабы и др.).

В оформлении работы можете воспользоваться советами «Как написать авторскую сказку?»:

1) Укажите место и время действия, наделите их реальными или условными чертами;

2) Охарактеризуйте главных персонажей (упомянув как положительные, так и отрицательные их качества);

3) Придумайте смешные и грустные ситуации, в которые попадают герои, напишите, как они преодолевают трудности;

4) Используйте литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры).

Приложение 2

1. Знаете ли вы сказку «Курочка Ряба»?

2. В каком возрасте вы с ней познакомились?

3. От кого Вы ее услышали?

4. Почему курочка снесла золотое яичко?

5. Почему дед и баба не смогли разбить этого яйца?

6. Есть ли в этой сказке скрытый смысл?

7. Если да, то в чем он заключается?

Результаты анкеты:

В опросе участвовали 69 человек, из них 20 учащихся 6 класса, 27 учащихся 9 класса, 10 учащихся 11 класса МБОУ СОШ№38 Абдулинского городского округа и 12 педагогов школы.

Сказку знают все 69 человек, участвовавших в опросе.

Большинство познакомилось со сказкой в возрасте 3 - 5 лет - 66 человек, затруднились ответить 3 человека.

Услышали сказку от бабушки - 24 человека, от мамы - 29 человек, от папы - 1, в детском саду - 10 человек, прочитал сам - 1 человек.

На вопрос «Почему курочка Ряба снесла золотое яичко?»

Затруднились ответить - 9 человек,

ответили:

- «потому что это сказка», - 3 человека,

- «из благодарности, за любовь, которую дарили Курочке дед и баба» - 15 человек,

- «хотела похвалиться перед другими курочками» - 1 человек,

- «потому что курочка была необыкновенная (волшебная)» - 2 человека,

- «желая обогатить семью» - 1 человек,

На вопрос «Почему дед и баба не смогли разбить яйцо?»

- «потому что оно было золотым» - 23 человек,

- «сил не хватило (были старыми и немощными)» - 18человек,

- «долго били - символ поиска истины - чтобы чего - то достичь, нужно много трудиться» - 1 человек,

Затруднились ответить - 27 человек.

Считают, что в сказке есть скрытый смысл 52 человека, что его нет 17 человек.

В определении смысла сказки затруднились - 17 человек,

- «счастье не в золоте, а в обычных вещах», «не в богатстве счастье» - 13 человек,

- « что имеем - не храним, потерявши плачем», «нужно радоваться тому, что имеешь» - 12 человек,

- «старость - не радость» - 18 человек,

- «не надо искать смысла там, где его нет», «в сказке вообще нет никакого смысла» - 9 человек.

Приложение 3

И грянул гром Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«И грянул гром» (англ. A Sound of Thunder) — знаменитый научно - фантастический рассказ американского писателя Рэя Брэдбери. Впервые опубликован 28 июня 1952 года в журнале Collier’s. Входил в авторские сборники «Золотые яблоки Солнца» (The Golden Apples of the Sun, 1953), «Р — значит ракета» (R is for Rocket, 1964) и др. Занимает первое место по количеству переизданий среди всех научно - фантастических рассказов, согласно информации журнала Locus. На русском языке впервые опубликован в 1965 году.

Сюжетная линия Экельс, охотник - любитель, за большие деньги отправляется на сафари в мезозойскую эру вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно только то животное, которое должно и без этого вот - вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю. Руководитель сафари Тревис предупреждает: Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветёт пышная жизнь. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдёт Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с неё!

Во время охоты Экельс, увидев тираннозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился: иная орфография языка, у власти вместо президента - либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы тут же выясняется: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку. Тревис поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: «…И грянул гром».

Приложение 4

Наиболее интересные варианты обсуждения смыслов «Курочки Рябы» в блогах

Библиографическая ссылка

Сабирова М.М. О ЧЕМ ПОВЕДАЛА «КУРОЧКА РЯБА?» // Старт в науке. – 2017. – № 2. – С. 204-211;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=611 (дата обращения: 13.03.2019).

Стоял возле речки завод, и случилась на нём авария. И что-то ядовитое в речку утекло. А рядом деревня была, и люди ничего про аварию эту не слышали. Сами пили воду из речки, и коров своих поили, и собак, и кур. С людьми-то ничего страшного не случилось. И некоторые животные становились странными...

Жили в той деревне дед и баба, и была у них курочка Белоснежка. Как снег белая, и яйца несла белые, крупные и очень вкусные. Как-то попила она воду из речки, а наутро дед с бабой перепугались: подросла их курочка и сделалась пёстрая. И серые, и рыжие, и чёрные перышки у нее появились. Глянулась она в бочку с водой и чуть в обморок не упала.

— Какая же я теперь Белоснежка! Я Ряба!

— Ох! — Дед за голову схватился. — Курица заговорила человеческим голосом!

Тут на шум мышка из-за печки выглянула. А баба как заголосит:

— Дед, ты на мышь посмотри! Она же с кошку размером!

Мышь потрогала себя за бока и засмеялась:

— А я-то думаю, что это мне за печкой так тесно стало!

Надо же! И мышь заговорила! Дед с бабой хотели из дома бежать, но курочка предупредила:

— Кажется, я сейчас снесу яичко. Если вы убежите, мышь его слопает.

— Подождём, — прошептала деду баба. — Любопытно, какое яйцо снесет наша Ряба-Белоснежка? Белое или рябое?

И они остались. А курочка села в гнездо и снесла большущее белое яйцо — почти как страусиное.

— Какая яичница получится! — обрадовалась баба. И за сковородой полезла.

Яичница удалась пышная, аппетитная и ароматная. Дед с бабой ели-ели, да не осилили. Отдали мышке, что осталось. Мышь всё доела и тарелку вылизала.

— Спасибо, — говорит, — дед и баба! Спасибо, курочка Ряба!

Дед с бабой посмотрели, какая мышь вежливая, и решили её не прогонять. Так и стали вместе жить-поживать.

* * *

Кормила как-то баба курочку и в кормушку уронила своё золотое колечко. Курочка склевала его и закашляла. Мышка спрашивает:

— Ряба, ты простыла?

— Подавилась чем-то, — отвечает курочка. — Камушек, наверное.

А вечером села в гнездо и снесла новое яичко. Золотое!

Мышка позвала бабу с дедом, стали они яйцо необыкновенное рассматривать и удивляться.

— Как же такое у тебя получилось? — дед интересуется.

— Наверное, из-за того, что я какой-то камушек утром проглотила, — пожаловалась Ряба.

А бабка увидела, что кольца на пальце нет, и всё поняла.

— Что за чудесная у нас курочка, дед! Она съела маленькое колечко, а получилось большое золотое яйцо! Вот продадим его — и богатые будем!

Не поверил дед. Своё кольцо снял и курочке даёт.

— Ешь, — говорит. — Проверить надо.

Ряба проглотила, а наутро новое золотое яйцо снесла.

Заплясали от радости баба с дедом, и мышка с ними заодно. А потом дед завернул оба золотых яйца в телогрейку и понёс к богатому соседу. Этот сосед покупал у жителей деревни молоко, овощи, фрукты и во-зил в город. А там продавал всё горожанам очень дорого, поэтому у него было полно денег, самый высокий в деревне дом и самая быстрая машина.

Как увидал богач золотые яйца, деда схватил за плечи и спрашивает:

— Откуда такое добро взял?

— Клад нашёл, — сказал дед. Совсем не хотелось ему про курочку чудесную рассказывать, потому что богач был жадный и вредный.

Не поверил деду богач, но денег заплатил ему много. А сам решил разведать, откуда у деревенских пенсионеров такие сокровища.

* * *

На деньги от проданных яиц дед с бабой сделали в доме ремонт. Большой телевизор купили и много всяких полезных вещей.

Мышка всё росла и росла, размером стала с бульдога, поэтому ей сделали во дворе конуру с кондиционером.

А с курочкой дед и баба как с принцессой обращались. В гнездо ей подушечку положили, вкусностями и витаминами кормили. Когда телевизор смотрели, брали Рябу с собой на диван, чтобы она тоже кругозор расширяла. Очень нравились курочке мультфильмы. Она даже спорила с дедом, если он хотел на футбол переключить. И дед ей уступал, потому что если бы не золотые яйца - не было бы в доме и телевизора.

А богач всё вокруг их дома шнырял, в окна заглядывал, к калитке подкрадывался. Мышка думала, что это вор, и гавкала на него грубым голосом. Сосед побоялся злого пса, но придумал хитрость.

Встал он на улице за деревом. А когда дед мимо проходил, вышел богач навстречу, словно нечаянно. И они столкнулись. Хитрый богач уронил свои золотые часы на землю и незаметно раздавил их каблуком. И заплакал:

— Ах ты глупый дед! Куда так несёшься? Ушиб меня, да ещё мои любимые часы растоптал! Ах, ах, мои часики!

Дед поверил, что сам раздавил часы соседа. Жалко ему стало богача, и говорит он:

— Я попробую их починить!

— Да разве ты сможешь? Такие красивые часы! Ах! Такие дорогие!

— Попробую, — повторил дед, забрал часы разбитые и домой пошел. А богач — потихоньку за ним. И в окошко стал подсматривать.

Показал дед часы курочке.

— Ряба, проглоти это, пожалуйста! — И рассказал ей, как соседскую вещицу случайно испортил.

Задумалась курочка.

— Проглотить могу, а что получится, не знаю… У меня же в животе не сидит часовщик!

Но все-таки согласилась. Один винтик за другим, склевала она то, что от часов осталось. Села в мягкое гнездо и сосредоточилась.

Дед с бабой спать пошли, мышка в конуре уснула, а богач так и стоял до утра, в щёлку между занавесками подсматривал.

И вот на заре сошла Ряба с гнезда и закудахтала.

Вскочил дед, вскочила баба, мышка в дом прибежала. Богач под окошком рот открыл: в гнезде лежал красивый, овальный, как яйцо, будильник! В десять раз больше, чем разбитые часы, весь из чистого золота! Золотые стрелки, золотой ключик для завода, и кнопочка сверху золотая!

— Вот это курица!!! — завопил богач.

Вбежал он в дом. Дед ему будильник протягивает, а богач отмахивается:

— Забери себе! А мне курицу свою продай!

— Не продаётся наша курочка, — в один голос сказали дед, баба и мышка.

Но жадный сосед никого слушать не стал — схватил курочку вместе с гнездом и побежал как угорелый к себе домой.

Гнался дед, гналась баба, гналась мышка — не смогли догнать. Захлопнул богач за собой железные ворота с видеокамерой и сигнализацией — только его и видели.

* * *

Дома у богача три телевизора, три холодильника, электрическая печь и вся мебель заграничная. На каждой двери по три замка, на каждом окне металлические жалюзи. Заплакала курочка:

— Отпусти меня домой, к деду, к бабе, к мышке!

— Разве я злодей? — заулыбался богач. — Конечно, отпущу! Только сначала снеси мне полный сейф золотых яиц!

Посмотрела курочка — стоит в углу сейф больше, чем у деда с бабой холодильник. И заплакала ещё сильнее. А богач уже по комнатам бегает, золотые кольца, монетки, запонки собирает, перед бедной курочкой на ковёр сыплет. А потом ещё шкатулку притащил и из неё кучу драгоценных камней высыпал.

— Что ты! — взмолилась курочка. — Мне столько никогда не склевать!

— Склюёшь, — еще шире заулыбался богач. — Если домой вернуться хочешь — всё склюёшь, глупая курица.

Ряба очень-очень домой хотела. И начала клевать. Монетку за монеткой, камушек за камушком. А потом перестала.

— Не могу больше!

Богач принёс чашку с водой:

— А ты запивай, чтобы больше влезло!

Делать нечего, стала курочка запивать и снова клевать. Почти всю кучу склевала, одна монетка на ковре осталась.

— Доедай! — кричит богач.

— Не могу… Я объелась…

— А ну клюй!!! — заорал богач таким страшным голосом, что Ряба упала в обморок. Испугался тогда жадина, что курочка умрёт, начал водой на неё брызгать, в клюв ей искусственное дыхание делать. Еле-еле отдышалась Ряба.

— Ладно, не ешь больше, — разрешил богач. — Но к утру ты должна снести мне полный сейф золотых яиц!

И спать ушёл.

Вздохнула курочка и сосредоточилась.

* * *

Всю ночь дед, баба и мышка стучались в железные ворота, просили курочку отпустить. Но богач спокойно спал и видел во сне горы золотых яиц. А утром бросился глядеть, что у Рябы получилось.

Сидела грустная курочка на ковре, а перед ней лежало яйцо. Одно-единственное, хотя и крупное. И скорлупа его была не драгоценная, а самая обыкновенная. Остолбенел богач. А яйцо вздрогнуло, затрещало, скорлупа лопнула. И вылупился… белый птеродактиль!

— Что за гадость! — затопал ногами богач. — Ты слопала все мои драгоценности, а снесла только этого доисторического уродца?

Он был такой злой, что хотел тут же сварить из Рябы суп. Уже к ней потянулся, но маленький птеродактиль ка-а-ак клюнул его в руку!

Пуще прежнего взбесился богач и побежал за ружьём. А пока он бегал, птеродактиль увидел на стуле кошелёк богача. Проглотил и немножко подрос. Потом увидел китайскую фарфоровую вазу. Вмиг искрошил её клювом, а крошки съел. И ещё подрос.

— Сынок, — сказала Ряба. — Смотри, какая люстра на потолке.

Люстра висела хрустальная, большая, тяжёлая. Птеродактиль взлетел и склевал её всю. Такие уж у него были аппетиты.

И когда прибежал богач с ружьём, рядом с курочкой сидел здоровенный, белый как мел птеродактиль. Он тут же отнял длинным зубастым клювом ружьё и сжевал его, как карамельку.

— Прости меня, курочка! — задрожал богач. — Я вас выпущу, только не вели своему птенчику меня трогать!

Достал пульт и открыл все окна и двери.

* * *

Дед, баба и мышка очень обрадовались и растерялись, когда из окна соседского дома им навстречу вылетел настоящий птеродактиль. В лапах он аккуратно нёс курочку Рябу.

С тех пор жили-поживали вместе дед да баба, курочка да мышка, и с ними птеродактиль. Курочка назвала его Гошей. Гоша, хотя и ел всякую гадость вроде кирпичей и досок, оказался мирным и добрым. Он здорово притворялся мраморной скульптурой, играл с мышкой в прятки и ловил деду с бабой рыбу в речке. Речка, кстати, уже очистилась от заводских отходов, и странных животных в деревне больше не появлялось.

Курочка Ряба с тех пор несла только съедобные яйца. А золотые нести разучилась. Да и зачем? Её и так все любили.

Художник Максим Леонтьев