Шпаргалка: История искусства от первобытного общества до искусства XVIII века. Возникновение изобразительного искусства

Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] Жабинский Александр

Возникновение изобразительного искусства

Экспонирование, представление объекта публике, возникло раньше самого искусства: охотник, принося добычу, выставлял ее на всеобщее обозрение. Этот акт мог сопровождаться групповой пантомимой и прочими выражениями радости. Со временем, для простого ли удобства, или из более практических соображений, стали «выставлять» на показ не всего зверя, а только его, так сказать, «характерные части»: голову, лапы, хвост. Эта «экспозиция» не подлежала потреблению в пищу и, соответственно, приобретала другую ценность . А чтобы голову или шкуру животного было удобнее выставлять, ее помещали на специально изготовленную глиняную основу.

«Превращение вспомогательной основы в сам символ… было резким сдвигом, обозначавшим один из важнейших рубежей интеллектуальной истории - появление скульптуры зверя»

(А. Д. Столяр).

Изготавливая «основу» для выставления на всеобщее обозрения шкуры своей охотничьей добычи, люди накапливали опыт творческой деятельности, а это уже вполне могло привести к «изобретению» барельефа, к уплощению и уменьшению фигур.

«Раннеориньякский рисунок Homo sapiens, доведенный до уровня логической схемы, заключал собой эту тенденцию… Надо подчеркнуть знаковый схематизм начальной формы. В ней явственно то омервение животного, которое составляет обязательную черту законченного абстрактного образа, скупой и схематичный, как логическая формула, профильный абрис зверя… перерастает в художественный образ».

Бизоны. Лепные барельефные фигуры. Пещера Тюк д’Одубер.

Глиняные заготовки под «натуральный макет» были обнаружены в пещерах Базуа и Пеш-Мерль. На эти «холмики» водружались головы и шкуры медведей. Довольно проработанные глиняные скульптуры бизонов можно увидеть в пещере Тюк д’Одубер . В пещерах Бедейяк и Монтеспан (галерея Кастере-Годена) сохранились контурные рисунки на глине, изображающие лошадей (длиной до 74 см).

Максимально схематичные контуры медведей, оленей и кабанов, выполненные черной или красной охрой на сталагмитах или плафонах пещер Сантимаминье, Чименеас, Нио, дают представление о путях развития профильно-контурного рисунка: схематический контур, обобщенный контур, детализированный контур. Эти контуры заполнялись первыми «масляными красками» (охрой, смешанной с жиром животного, а также его костным мозгом и кровью).

Эти поразительные даже для современного взгляда произведения находятся в наиболее знаменитых пещерах Ляско и Альтамира , украшают гроты Рок де Сер, Фурно-дю-Дьябль.

Сразу же выскажу гипотезу: фрески большого плафона Альтамиры, ротонды Ляско и даже левой галереи Фон-де-Гом выполнены значительно позже, чем, скажем, гравировки мамонтов в Комбарелль, Руфиньяк или изображения охотников в Истюриц. А именно тогда, когда эти пещеры служили святилищами для людей, живущих в долинах и строящих там свои первые города.

Для наиболее полного художественного выражения эти люди использовали рельеф стен пещеры, то есть «наплывы» или трещины, схожие с частями тела животного: таков бизоноподобный сталагмит в Кастильо, так изображены различные животные на плафоне Альтамиры. В рисунках безголовых бизонов или лошадей с «капюшонами» просматривается еще традиция изготовления «натуральных макетов». В то же время в пещерах Бернифаль и Фон-де-Гом прямо на изображениях мамонтов и бизонов нанесены «чертежи» сооружений, которые могут быть поняты как жилища, что дает нам некоторую отметку во времени. То есть, уже не являясь пещерными жителями, уже строя свои жилища вне скал, люди приходили сюда и рисовали.

Можно предположить, сколь велика была роль древнейшего предметно-образного обобщения в деле прогресса членораздельной речи. Понятно, любому нашему действию обязательно предшествует какое-то мыслительное программирование, составляющее его начало.

«Из бытующих в литературе прямых сопоставлений палеолитических шедевров и памятников сравнительно недавнего творчества как бы само собой следует, что кроманьонец „вообще“ мог рисовать, писать красками, ваять и т. п. Но принятие такого мнения было бы грубой ошибкой, ибо оно заведомо преувеличивает фактические достижения палеолита. Рисовать „вообще“ - в смысле свободного выбора сюжета и его трактовки - неоантроп совсем не был способен. Он владел опытом традиционной изобразительной передачи лишь считанных, строго определенных тем, и только».

Эти произведения палеоискусства считаются необыкновенно древними. Радиокарбонные даты: Ляско - 15 516 ± 900 лет, Альтамира - 15 500 ± 700 лет тому назад. Их сохранность объясняют исключительной прочностью скалы, ведь «любое микроразрушение (даже на сотые доли миллиметра за столетие) бесследно стирает изображение, лежащее на самой поверхности камня или едва углубляющееся своими линиями в него».

В действительности, видимо, мог существовать древний культ, связанный с пещерами и нарисованными там сценами охоты и в относительно недавнее время. Эти древние верования, возможно, были распространены среди жителей деревень, в пещеры же, служившие святилищами, доступ имели только члены касты жрецов. И в городах еще практиковалась многовековая традиция (то есть, ей было лет триста - пятьсот) экспонирования (выноса для поклонения) «натуральных макетов» определенных животных. Это, например, подтверждает Львиная терраса на острове Делос (около 620 до н. э.). Скульптурные изображения туловищ и лап зверей выполнены умело и детализированно, а «головы» на коротких шеях - предельно упрощенно.

Фигуры «Львиной террасы» на острове Делос

Даже такие произведения, как «Львиные ворота» в Микенах (якобы XIV век до н. э.), ритоны в виде голов льва и быка (якобы XVI век до н. э.), являются «родимыми пятнами» макетного творчества.

Таким образом, натуральный макет относится к эпохе, непосредственно предшествующей крито-микенской культуре и культуре ахейской Греции. Эта эпоха вплотную близка к таким же образам и в искусстве Египта, а иначе не могло быть: за 10 тысяч лет традиция натурального макета умерла бы.

Палеолитическое искусство отличается тем же, чем и детское творчество: подражанием тем или иным образцам при отсутствии строгой школы. Наличие школы предполагает в первую очередь знание элементарных пропорций: ноги у человека должны быть длиннее рук, руки должны сгибаться в локтях на уровне пояса и т. п.; разумеется, то же самое можно сказать и об изображении животных.

Правила изображения людей и животных характеризуют национальные школы. Отсутствие школы определяет «нулевой уровень» художественного развития и соответствует самым простейшим ремеслам. Этот же «нулевой уровень» обнаруживается в изобразительной культуре VIII–IX веков н. э., вполне соответствуя уровню развития живописи и скульптуры, присущему первобытному человеку. Неужели все эти тысячелетия, прошедшие со времен палеолита, не привели ни к какому результату: взрослые люди рисуют, как дети, хотя, надо думать, зарабатывают этим на жизнь!..

Этапы развития художественных навыков

«Художник» осваивает контурный рисунок.

Это также хорошо прослеживается на примере развития женского образа. От «Венеры» из Виллендорфа II, проработанной, достаточно натуралистической статуэтки, через упрощенные формы «Венеры» из гротов Гримальди и «комбинированную» антропоморфную (человекообразную) скульптуру с Тразименского озера к стержневидным женским статуэткам со стоянки Геннердорф и «объемной клавиформе» из Дольни-Вестонице.

Женщины, скульптура палеолита

Вверху - «Виллендорфская Венера», ниже - статуэтка из бивня мамонта (Костенки, Украина).

Затем знаковые изображения людей, женщин и охотников, сочетаются в наскальных композициях с детализированными контурами животных и цветными «дисками», обозначающими активное действие, как в пещере Пиндаль. Женщины иногда изображаются рядом с животными в виде условного обозначения (так называемые «ориньякские вульвы»), как на гравировках из Ла Ферраси. Такие знаковые рисунки, в том числе «авиаформы» (птицы), привели в дальнейшем к появлению орнамента.

Нельзя также обойти вниманием вопрос о связи искусства и религии. Анализируя искусство древних жителей Франко-Кантабрии, А. Д. Столяр пишет:

«Однозначное решение вопроса о соотношении творчества и зачатков религии на этапе их становления дается такими убедительными комплексами, как Регурду, Базуа, Пеш-Мерль и Монтеспан. Они запечатлели органический синкретизм этих начал, можно сказать, во всей его материальной бесспорности».

Представляется верным взгляд, что люди археологического прошлого не смогли бы, в отличие от современных авторов, провести строгую границу между своим искусством и религией. Слитность, нерасчлененность первобытного сознания была предопределена всем процессом его становления и развития. Одной из характерных черт древней магии, сохранившейся до наших дней, является приобщение к тайнам секты только в детском возрасте (в пещерах найдены множество отпечатков детских рук и ног). В тех же самых пиренейских пешерах молились богам кельтские друиды. Из этих сект, иногда даже управляющих целыми государствами, родилась традиция гностицизма.

Ю. Сандулов в книге «Дьявол. Исторический и культурный феномен» пишет:

«Гностицизм - явление чрезвычайно сложное и, наверное, еще недостаточно глубоко изученное. И христианство, и гностицизм были формами синтеза значительнейших явлений духовной культуры прошлого… Главное его содержание - в сохранении основного принципа предшествующей религиозности, достигшей в своем развитии состояния надлома. Этот принцип - дуализм».

Гностицизм представляет собой такую религиозную форму, которая наряду с христианскими мотивами включает в себя элементы зороастризма, иудаизма, ассирийских и египетских культов. Это учение принадлежало к числу тех, которые потенциально могли стать мировой религией. Одна из разновидностей гностицизма, эзотерическое катарство, имела «внешне-христианское одеяние».

Ю. Сандулов пишет:

«Странная эта философия, от которой изрядно припахивало серой, состоящая из обрывков наспех усвоенного манихейства, из той тяги к сатанизму, что была в учении катаров, - все это принимаемое в искаженном виде с чужих слов и вряд ли как следует понятое, имело куда больше приверженцев, чем полагали сильные мира сего».

Вот как: начав главу с древнего охотника, который, мыча и потея, делает «скульптуру» из шкуры убитого только что зверя, мы вдруг пришли к тому, что это первобытнейшее искусство отражало религиозные воззрения, наиболее развившиеся в ходе последних двух тысяч лет.

О. Ран пишет:

«Ведь катары - это друиды, обращенные манихейцами в христианство».

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ О других проблемах изобразительного решения снимка Часть и целое. Изобразительное решение фотографической картины – процесс достаточно сложный. Например, добиться равновесия или акцента на главном – это еще только начало изобразительного оформления

Из книги Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения автора Грачёв Алексей Павлович

Возникновение авторской песни Авторская песня началась в нашей стране с предстояния людей перед освобожденной от иллюзий правдой жизни во время Великой Отечественной войны и жестокостей тоталитарного режима, с проблемы духовного и нравственного выживания людей в этих

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА [Составлено по "Краткому словарю терминов изобразительного искусства". М., "Советский художник", 1965.]Архаика - в истории искусства древнегреческое искусство VII–VI веков до н. э.Барокко - стиль, получивший развитие в XVII и

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Дом Современного Искусства* Благодаря дилетантскому любительскому случайному отношению к собранию художественных произведений, искусство было представлено односторонне. Показывалась одна сторона, одно освещение, все же формы другие не признавались достойными и

Из книги Конец времени композиторов автора Мартынов Владимир Иванович

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги Политика поэтики автора Гройс Борис Ефимович

Изобразительные искусства Еще более ремесленны и несамостоятельны, чем северонемецкое монументальное искусство XIV в., скандинавская церковная скульптура и фресковая живопись этой эпохи. Как из предыдущей, так и из этой эпохи остатки скандинавских фресок сохранились в

Из книги Живописцы Итальянского Возрождения автора Бернсон Бернард

Из книги Тайнопись искусства [Сборник статей] автора Петров Дмитрий

Упадок искусства В мое намерение входило набросать очерк по теории искусства, в частности искусства фигурного изображения и специально фигурной живописи. Я выбрал примеры из итальянского Возрождения не только потому, что я близко знаком с искусством Италии, но также и

Из книги Супермодель и фанерный ящик [Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства] автора Томпсон Дональд

Тайнопись искусства Искусство и художник (Делия Стейнберг Гусман, президент международной организации «Новый Акрополь») Понятия искусство и художник связаны точно так же, как идеал и идеалист, правосудие и юрист, наука и ученый и так далее.Идеал является идеалом

Из книги Искусство и жизнь автора Моррис Уильям

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

— это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

— в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись ".

— это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко . Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

— этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

— жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

— отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина .

— это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского .

— особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами .

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса , во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек " (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

В последние годы концепция «история искусства» все чаще сводится к категориям изобразительных искусств и архитектуре, для того чтобы отличить их от исследований в области музыковедения и исполнительских видов искусства (театра, танца, цирка), которые относятся к другим частям культурного наследия.

В соответствии с принятыми хронологическими и географическо-культурными критериями, история мирового искусства охватывает наиболее важные художественные события и страны, и имеет следующую периодизацию:

  • Доисторическое искусство (40.000 - 4.000 до н.э., культура Кукутень-Триполье);
  • Античное искусство (с. IV тысяч. до н.э.-III в.н.э., месопотамское, египетское, греческое, римское и раннехристианское);
  • Средневековое искусство (IV- XIV вв., византийское, римское и готическое);
  • Искусство в Европе (XIV - XVIII вв.) - Возрождение, маньеризм, барокко и классицизм, иконопись, стили рококо и академизм,
  • Современное искусство XIX-XX вв., которое включает такие течения как неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, фовизм, кубизм и абстракционизм.

История искусства как область науки появляется в Молдавии в конце XIX-го века, инициаторами этого процесса были чиновники из канцелярии губернатора, которые в начале века производили опись культурного наследия губернии. В 1837-м, Министерство внутренних дел России направило военному и гражданскому губернатору Бессарабии официальное извещение, в котором содержалось требование к руководству губернии организовать сбор материалов относительно «древностей», находящихся на территории области. В соответствии с этим предписанием губернатор П.Фёдоров потребовал собрать информацию о монастырях, церквях, крепостях и других важных памятниках прошлого. Этот источник затем использовался большинством исследователей молдавских памятников в XIX-м - начале 20-го века. Одним из них был Н. Мурзакевич, который впервые опубликовал алфавитный указатель монастырей Восточной Молдавии с краткими историческими сведениями о них. Эту информацию использовали, внося некоторые изменения, и более поздние составители монографий о Молдавии: А. Защук, П. Батюшков, З. Арборе, Н. Йорга и П. Крушеван (Бессарабия, М., 1903). Больше всего публикаций было посвящено церкви Успения Божьей матери в Каушанах (XV-XVI вв.), единственному представителю церковной монументальной живописи на территории Восточной Молдавии, фрески которой были созданы иконописцами Станчулом, Войкулом и Раду (1763-1775), самому значительному памятнику архитектуры, который постоянно вызывал интерес у исследователей. Церковь фигурирует в данных, собранных военным губернатором Бессарабии П. Фёдоровым (1837-1838), опубликованных в трудах И.Халиппы ("Основные исторические данные о Бессарабии," "Труды бессарабской губернской ученой архивной комиссии", т.2, 1902), священника И. Няги (Старинная церковь в местечке Каушанах. "Записки Императорского одесского общества истории и древностей", т.ХII Одесса, 1881), протоиерея E. Михайлевича, поэта-священника A. Матеевича, ("Старинная церковь в местечке Каушанах Бендерского уезда", "Труды Бессарабского историко-археологического общества", 1918), историка В. Курдиновского и др.

Большинство исследований в данный период рассматривали церковные памятники и произведения искусства (архитектуру, иконы, иконостасы, книжные гравюры и предметы декоративного искусства) с точки зрения описательной, исторической, не отмечая явные отличительные и общие особенности произведений определённого жанра. Информация и описание культовых зданий и других памятников Молдавии были опубликованы в журналах «Бессарабские епархиальные ведомости», «Записки Одесского общества истории и древностей» и «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества». В период между двумя мировыми войнами произошло серьёзное пополнение архива опубликованных документов относительно истории местных памятников архитектуры. Можно отметить особый вклад «Журнала Кишинёвского церковного историко-археологического общества» и «Архивы Бессарабии» , историков Николае Йорги, Штефана Чобану, Аурела Савы, Леона Боги, Константина Томеску и т.д.

История изобразительного искусства и архитектуры нового времени и современности (1900-1990), связана с появлением и формированием профессионального, светского искусства. Основные материалы касательно современного искусства Молдавии появляются в конце XIX-го века, в губернских периодических изданиях - "Бессарабский вестник", "Бессарабская жизнь", "Бессарабская почта"и т.д., о художественных выставках русских и украинских передвижников в Кишинёве совместно с молдавскими художниками. Сообщения на ту же тему появляются в периодической прессе и после 1903-го года, когда организовывается Бессарабское общество любителей искусства, вслед за которым появляется « Бессарабское общество изящных искусств » , основанное в 1921-м году. Статьи о культурных событиях этого времени пишут О.Плэмэдялэ, Н.Костенко и А.Плэмэдялэ, перу последнего принадлежит аналитическая статья «Бессарабские художники - краткий исторический очерк», опубликованный в «Вяца Басарабией» в 1933-м году. Большинство исследований было посвящено памятникам архитектуры, некоторые из них представляли собой отдельные монографии. Так, архимандрит Гурий публикует в 1911-м «Историю Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря», в которой описывает историю строительства церквей и написания икон, заказанных в Санкт-Петербурге. В. Курдиновский пишет об армянской церкви в Килии, считая её одной из самых старых, упоминая и о некоторых иконах. Более подробные данные появляются в издании «Комиссия по историческим памятникам. Бессарабское отделение» , в трёх томах ежегодника, изданных в 1924, 1928 и 1931-м годах, написанных соответственно: Шт.Чобану, Шт. Берекетом, Н. Цыганко и П. Константинеску-Яшь, Шт. Чобану (Румынская культура в Бессарабии при российской власти, 1923; Старые церкви Бессарабии.) Описание нескольких церквей, 1924; и Тигинская крепость, две последние в «Комиссии по историческим памятникам. Бессарабское отделение», 1928 описывает деревянные церкви Святых воевод в Ворниченах, Нимроенского р-на, и церковь Св. Дмитрия, основанную В. Лупу в Оргееве, Каприянский монастырь и историю Бендерской крепости. Шт. Берекет (Пять старых церквей Кишинёва, 1924; Каприянский монастырь, в «Комиссии по историческим памятникам. Бессарабское отделение» , 1928) описывает старые церкви Кишинёва, среди которых Благовещенья (1810), Мазаракиевская (1752), Св. Ильи (1799, 1808) разрушенная в послевоенные годы и церкви Каприянского монастыря (Успения Божьей Матери, 1545; Св. Николая, 1840; Св. Георгия, 1905). П. Константинеску-Яшь (Деревянные церкви, в «Вяца Басарабией», №3 1923; Церковь Святого Георгия в Кишинёве,1928; Хождение старых румынских книг в Бессарабии при российской власти, т. XIX, 1929)оставил нам описание некоторых деревянных церквей и образцов народной деревенской скульптуры (троиц), остановившись более подробно на архитектуре и иконостасе церкви Св. Георгия в Кишинёве. В этот же период В. Пую предпринимает экскурс по основным монастырям Восточной Молдовы (1919), вслед за которым появляется работа Н. Цыганко. Тогда же была издана монография «Монастырь Жапка Сорокского уезда» Г. Безвикони.

П. Михайлович публикует работы, в которых описывает историю монастырей Хырбовец, Курки, церкви в сёлах Деренеу, Мелешень, Онишкань, Ногинешть и Цибирика (Оргеевский р-н), Гиличень, Балотино и Бисерикань (Бельцкий р-н) и предметы культа, принадлежащие этим церквям. Среди исторических работ, содержащих информацию о культурном наследии Восточной Молдавии, особая роль принадлежит монографии Н.Поповского «История бессарабской церкви в XIX-м веке при русских» (1931).

Исследования о средневековых иконах из Молавии появляются в конце XIX-го - начале XX-го веков. Работы историка В.Курдиновского и профессора А. Коцюбинского касающиеся армянской церкви в Четатя Албэ (сегодня Белгород-Днестровский, Украина), - которая изначально была православной, подтверждают существование там старинной иконы, созданной ранее XVI-го века, с объяснительными славянскими надписями. Практически доказан тот факт, что иконы XVI-XVII-го веков существовали в церквях, основанных Василе Лупу в Оргееве и Килии (церкви Св. Дмитрия и Св. Николая).

В 20-30-е годы XX-го столетия, исследователи Шт. Чобану, Шт. Берекет, П. Константинеску-Яшь и Н. Цыганко попытались в своих статьях, опубликованных под эгидой Комиссии по историческим памятникам (Бессарабское отделение) изучить феномен местной иконописи, составить опись произведений иконографического искусства, сохранившихся в молдавских церквях и частных коллекциях. Так, Н. Цыганко оставил нам описание икон, найденных случайно в монастыре Ругь (Рудь) при реконструкции церкви. Иконы церкви Св. Георгия в Кишинёве были изучены и описаны в 1928-м году П. Константинеску-Яшь. В работе «Археология и искусство в Бессарабии», вышедшей в 1933-м году, тот же П. Константинеску-Яшь подробно описал обладающий художественной ценностью переносной иконостас, принадлежавший Софии Кокурато. Этот иконостас, судя по приведённым фотографиям и описанию стиля письма, скорее всего, относится к периоду до XVIII-го века, и не исключено, что он был создан на горе Афон, согласно «преданию», пересказанному владелицей.

В ежегоднике Комиссии по историческим памятникам, вышедшем в Кишинёве в 1924-м году, Шт. Чобану упоминает также о нескольких старинных иконах из церкви. Св. Николая в Измаиле, построенной в 1810-м году в русском стиле, на месте старой молдавской церкви с тем же названием. Обзорные монографии, описывающие развитие архитектуры и изобразительного искусства в Молдавии и соседних странах в средневековье были написаны известными историками искусства Г. Балш и В. Вэтэшану.

В послевоенные годы исследования в области истории искусства продолжены М. Лившицем, А. Мансуровой, Л. Чеза, и К. Родниным, которые в рамках «социалистического реализма» рассматривали эту тему в негативном ключе, искусственно разделив художников на «реалистов» и «формалистов». Только после 1985-го года появляются первые работы по реабилитации творчества молдавских деятелей изобразительного искусства, написанные Т. Ставилэ и собранные в монографиях Искусство Бессарабии в конце XIX - начале XX-го веков (1990), «Современное изобразительное искусство Бессарабии» (2000), в которых отражено пересечение искусства Молдавии с европейским искусством того времени, отмечены их общие черты и отличительные особенности местного искусства.

В это же время появляется ряд работ посвящённых современному этапу развития изобразительного искусства в Молдавской ССР, особое место среди которых принадлежит работам Н. Бахевана (1977), И. Т. Богдеско (1970, 1977), А. Васильева (1959, 1978), И. Виеру (1975), М. Греку (1971), Л. Дубиновскому (1960,1981), К. Кобзевой (1959,1978), В. Руссу-Чобану (1979) и другим, написанным М. Лившицем, Д. Гольцовым, Л. Чезой, Л. Тома, С. Бобернага, Л. Пуриче, К. Родниным и т.д. в 1965-м выходит в свет книга « Изобразительное искусство Молдавии » , написанная А. М. Зевиным и К. Д. Родниным, а в 1967-м те же авторы совместно с Д. Гольцовым и А. Эльтманом выпускают книгу « Искусство Молдовы » , расширенное издание выпуска 1965-го года. В 60-70-е годы 20-го века историк искусства К. Роднин занимался изучением истории церкви в Каушанах, и написал работу, посвящённую настенной живописи в этом храме. Затем количество статей посвящённых этому памятнику архитектуры резко возрастает, накапливаются новые исторические данные, что даёт возможность К.Чобану опубликовать в 1997 году монографию Церковь Успения Божьей Матери в Каушанах.

В 2000-м году, в связи с празднованием 2000-летия рождества Иисуса Христа, издательство «Арк» публикует альбом-монографию «Старинные иконы из бессарабских коллекций» (Т. Ставилэ, К. Чобану)

Особое место занимает появление книги серии «Бессарабские мастера 20-го века», издательства «Арк», в которую вошли 14 монографий-альбомов, посвящённых самым видным представителям национального искусства прошлого века: Н. Арборе, А. Баллиеру, Л. Дубиновскому, М. Греку, Л. Григоращенко, Т. Киряков, E. Малешевской, М. Петрашку, А. Плэмэдялэ, В. Русу-Чобану, А. Сырбу, И. Виеру, П. Шилинговскому и С. Чоколову, написанных Г. Вида, И. Власиу, К. Чобану, Т. Ставилэ, Е. Барбас, И. Калашников, Т. Брагой, Н. Васильев и др.

Со времен их зарождения до наших дней.

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их.

Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.

В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах. Цель искусства - раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Произнося приговор уродливым сторонам жизни, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества. Важнейшим моментом эстетической оценки действительности является отрицательное, враждебное отношение передового художника ко всему реакционному как уродливому и оценка прогрессивного как прекрасного по своей сущности.

Активная, мобилизующая роль искусства особенно возросла в нашу эпоху - эпоху борьбы двух общественных систем: социалистической и капиталистической. В нашей стране искусство является одним из могущественных средств коммунистического воспитания, борьбы против пережитков капитализма в умах и чувствах людей. Искусство нельзя понять вне его взаимоотношения с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии, вне его зависимости от экономических основ общественного развития. Искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества. Живя в классовом обществе, художник, естественно, выступает как представитель определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений. В классовом обществе воздействие реакционных идей накладывает отпечаток ограниченности на творчество художников. Выражение художником подлинных интересов трудящихся классов расширяет его творческий кругозор и его способность к эстетическому воплощению в образах искусства передовых устремлений общества в целом.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных школ, стилей, течений, находящихся во взаимодействии, борьбе. В своем творчестве художник исходит не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения натуры, но также из опыта, накопленного искусством за всю историю человечества, из традиций национальных школ, то опираясь на них, то противопоставляя им свое новое понимание явлений действительности. Уровень развития искусства, достижение им высокой эстетической ценности, подчеркивает К. Маркс1, не находится в прямом соответствии с ростом производительных сил. Прогрессу производительных сил в антагонистическом обществе сопутствует рост эксплуатации, которая уродует человека и человеческие отношения, сковывает развитие творческих способностей трудящихся масс, насаждает иллюзии в их сознании. Возникновение и расцвет некоторых видов искусства возможны только на ранних этапах художественного развития и неповторимы в классовом обществе в дальнейшем.

Прогресс искусства сильнее и ярче проявляется в гуманистических и реалистических тенденциях и завоеваниях каждой эпохи. Реализм - художественный метод, наиболее отвечающий познавательной природе искусства. Но правдивое отражение действительности не может быть сведено к копированию действительности. Подлинный реализм характеризует стремление воплотить в ярко индивидуальных образах типическое, закономерное в жизни. Отсутствие гармонического единства обобщения и индивидуализации художественного образа приводит или к схематизму, лишающему художественное произведение жизненной силы убедительности, или к изображению случайных, мелочных сторон действительности. «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах... которые их окружают и заставляют действовать...»1,- подчеркивает Энгельс, говоря об особенностях демократического реализма 19 в.

Реализм в искусстве - понятие историческое. Он приобретает различное содержание и форму в зависимости от определенных исторических условий данной эпохи, проходя ряд качественно своеобразных ступеней своего развития. Эти ступени определяются как изменением самого предмета изображения - новых общественных отношений, нового уклада жизни,- так и воплощением нового уровня общественного сознания, различием характера представлений о жизни. На ранних ступенях общественного развития правдивое отражение жизни в искусстве формируется стихийно и большей частью облекается в фантастические мифологические формы (искусство древнего мира и средних веков). Сознательная устремленность к познанию мира, его закономерностей, сложение реализма как программно осознанного определенного метода в искусстве относится к эпохе Возрождения, когда искусство, как и наука, освобождаясь от плена церковной схоластики, овладевает правдивым отображением образа человека, его мировоззрения и общественных отношений.

Демократический реализм 19 в. развивается в условиях капиталистического общества. Он окончательно освобождается от связи с мифологией, от религиозных форм восприятия мира, и с углублением метода, приобретает целеустремленный характер. Это в основе своей - критический реализм, обнажающий и критикующий пороки капиталистического общества, ут-верждающий демократические гуманистические идеалы. Критический реализм с его осознанной идейной программой является выразителем боевой демократической культуры с ее народным национальным характером. Революционный пролетариат строит бесклассовое общество, обеспечивающее всестороннее развитие творческих способностей человека, освобожденного от всяких форм социального рабства. После победы социализма складывается как ведущее искусство, как целостный метод и направление социалистический реализм. Он продолжает развитие реалистических достижений предшествующих исторических эпох, критически перерабатывая все ценное, созданное человечеством. Вместе с тем социалистический реализм - новая, высшая форма реалистического искусства, наиболее последовательного и полного художественного отображения и оценки действительности в ее развитии и изменении.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "История искусства" в других словарях:

    История искусства - Истоки И. и. лежат прежде всего в памятниках эллинистич. рим. словесности; это многочисл. замечания, цитаты, сравнения, но отчасти и систематич. разработки. Кроме того, что сохранилось во фрагментах и цитатах, особого внимания заслуживает … Словарь античности

    - «Новая история искусства» иллюстрированная книжная серия издательства «Азбука классика», посвященная истории искусства. Авторами книг выступают известные петербургские и московские искусствоведы. Выпускается с 2000 года по сей день, все… … Википедия

    История искусств раздел искусствознания, изучающий процесс развития пластических искусств со времен их зарождения до наших дней. Первый труд по истории искусств «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» за… … Википедия

    Насчитывает 5 с половиной тысяч лет. В настоящее время считается, что родиной стекла является Месопотамия, хотя до недавнего времени основным центром возникновения стеклоделия считался исключительно Древний Египет. Возникновение стекла… … Википедия

    Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с http://nestudent.ru/show.php?id=80519 p=4 практически без изменений. Пожалуйста, проверьте … Википедия

    Данные в этой статье приведены по состоянию на 2008. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

    Статуя Давида, Микеланджело Западное искусство, западноевропейское искусство искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка) … Википедия

    Аниме, как самостоятельное направление в мультипликации возникло в 1958 году и было официально признано как искусство в конце XX го века. История аниме корнями уходит к началу XX го столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к… … Википедия