Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.
Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.
Первый огонь
Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.
Оружие и орудия труда
История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.
Особенности приготовления пищи
Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.
Рыболовство, охота и собирательство
В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.
Выращивание скота
На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.
Земледелие
Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.
Ремесла
Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.
Духовная жизнь
Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.
Жизнь человека в искусстве Древнего Египта
В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.
Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.
Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.
Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.
«Урок Древнейшие люди» - Цель урока. Задачкино. Подведение итогов. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей». Сделайте вывод. Повторительно-обобщающий урок. Задача №3. Задача №2. Жизнь первобытных людей. Задача №4. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?».
«Древняя Русь 3 класс» - Монах - летописец. Выпечка. Редактирование заметки для газеты. Запишите предложение на бересте. Хлеб – всему голова! Письмо хлеборобов. Зёрнышко. Кузнец. Как правильно найти основу слова? Древняя Русь X век. Путешествие в древнюю Русь. Древняя Русь. Где мы сегодня побывали? В 3 «в» классе состоялся открытый урок.
«Древний человек» - Древнейшие люди. 4. Овладение огнем. 3. Как охотились древнейшие люди? 2. Древнейшие орудия труда. Кения. Индийский океан. Танзания. Словом, в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Саудовская Аравия. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая. Руки длинные и свисали ниже колен.
«Древнейшие пресмыкающиеся» - Рамфоринх. Морские ящеры. Группы динозавров. Летающие ящеры (птеродактили, рамфоринхи, птеранодоны) Морские ящеры (ихтиозавр, мезозавр) Травоядные (бронтозавр, диплодок, игуанодон, апатозавр) Хищные (тиранозавр, орнитозух, эупаркерия) Зверозубые. Травоядные гиганты. Древние пресмыкающиеся. Бронтозавр и диплодок имели длинную шею, чтобы доставать сочную листву на высоких деревьях, а игуанодон и анатозавр питаясь, вставали на сильные задние конечности.
«Древняя история» - Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Средние века: время рыцарей и замков. Удивительно, что уже тогда существовало первобытное искусство. Новое время: встреча Европы и Америки. Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Город Сиена в Италии. Рисунки находились в глубинах пещер в полной темноте.
«Древний город» - Тигеш. Руководил профессор А.П. Смирнов. Где находился древний город Тигеш, сейчас известно всем. Через века в современность. Перед каждой стеной был вырыт глубокий ров, наполненный водой. Устройство города. Утсиень - круглая железная болванка с четырьмя длинными шинами. Город Тигеш был основан в Х веке.
5 класс.1.Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил. Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных?
(Полный ответ – 2 балла)
2.Подумайте, могли ли жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трёхтысячелетие своего города. Если да, то в каком году? Если нет. То когда следует отметить эту дату? (Рим был основан в 753 г. до н.э.)
(Оценивается в 1 балл)
3.Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий заведомо плохим. Выберите из данных цветов любимые и нелюбимые: жёлтый, чёрный и зелёный. Объясните свой выбор.
(Оценивается в 2 балла)
4. В Древнем Египте «страну мёртвых» часто называли Аметис, что в переводе означает «запад». Чем объяснить подобное название «страны мёртвых»?
(2 балла)
Ответы: 3.Жёлтый – нелюбимый, т.к. цвет безжизненной пустыни. Чёрный и зелёный – цвета земли и растений.
4.На западе заходит (умирает) солнце.
6 класс .
1. Что «подарили» миру цивилизации Древнего Китая, Древней Индии?
2. Составьте небольшой рассказ о любом из предложенных персонажей истории Древнего мира: Одиссей, Перикл, Александр Македонский, Спартак, Гай Юлий Цезарь
3. Почему средневековое общество Европы называют феодальным?
4. Восточные славяне платили дань-налог промысловыми товарами
5. Племенное собрание у восточных славян в древние времена именовалось
А) сход Б) дума В) вече Г) вервь |
6. Укажите любые три предпосылки образования древнерусского государства.
7. Приведите любые три мероприятия, характеризующие правление князя
Ярослава Мудрого.
Критерии оценки:
1.За каждое правильно названное изобретение – 0,5 балла;
2. Полный ответ- 2 балла;
3. Полный ответ – 2 балла;
4 и 5 задание оценивается в 0,5 баллов;
6 и 7 задание – за каждую правильную предпосылку и мероприятие по 1 баллу.
Правильные ответы:
7 класс .
1. Установите соответствие между понятиями, встречающимися в тексте
«Русской правды», и их определениями.
2. После монголо-татарского нашествия в XIII веке
3. Какие из указанных терминов появились в эпоху ордынского ига?
4. Доктрина «Москва – третий Рим» явилась
5. Восстание в Москве против Федора Годунова в июне 1605 года привело к
6. К периоду Смутного времени начала XVII века относится имя
8. Изучаем событие по карте-схеме.
8.1. Какая битва изображена на схеме? Укажите ее год и название в строке.
8.2. Кто из русских полководцев командовал русскими ратями в данной битве?
Перечислите их имена.
8.3. Дайте краткое описание хода битвы. Чем она завершилась?
8.4. Сформулируйте значение и последствия битвы для российской истории
(не менее трех положений).
8 класс
Приведите любые три примера, иллюстрирующие внешнеполитическую
2. Отметьте новые явления, появившиеся в государственном строе России в
XVIII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы).
3. Начало царствования Александра I было временем
4. Россия в войне с Наполеоном 1812 года преследовала, в первую очередь,
цель –
5. Верны ли следующие утверждения? Декабристы на Сенатской площади
отстаивали идеи
А. ограничения самодержавия законом Б. отмены крепостнических порядков |
А) Верно только А;
Б) Верно только Б;
В) Верны оба суждения;
Г) Оба суждения неверны.
6.Установите соответствие между государственным деятелем и его
характеристикой
7.Охарактеризуйте основные программные требования декабристов
(приведите не менее трех требований). Укажите два основных программных документа декабристского движения.
9 класс.
А1
О каком народе, взимавшем дань со славянских и угро-финских племен идет речь в приведенном фрагменте «Повести временных лет»: «…из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со кривичи»?
А3
Имя князя Олега Вещего связано с
А4
Одной из предпосылок перехода к эпохе раздробленности является
А5
Какая из битв стала первым столкновением русских дружин с татаро-монголами?
А6
О каком из стольных городов русских идет речь во фрагменте летописи: «Поистине же сей град именуется третий Рим... Первому бо Риму, зизждему от Рома и Ромула…, и второму Риму, сиречь Константину-полу, зачало бысть не без кровей многих. Сице же и нашему, сему третиему Риму, зачало бысть не без крови же, но по пролитию же и по заклании же кровей многих»
?
А7
Окончательное освобождение Руси от ордынского ига произошло в
А9
К XVI веку относится
Экономику России XVII века характеризует
Учрежденный Петром I Синод заменил
1) |
Приказы |
2) |
Патриаршество |
3) |
Боярскую думу |
4) |
Земский собор |
А12
«Жалованная грамота городам», принятая в 1785 году имела своей целью
А13
По Ясскому договору 1791 года
А14
Указ о вольных хлебопашцах, разрешение покупки земель недворянами, массовое создание военных поселений - события, связанные с правлением
А15
Расширение применения машин и формирование в 1830-1840-х годах фабричного производства свидетельствовало
А16
Деятельность партизанских отрядов Д.Давыдова, М.Фонвизина, А.Бенкендорфа, Г.Курина связаны с
1) |
Отечественной войной 1812 года |
2) |
заграничными походами русской армии 1813-1814 годов |
3) |
Крымской войной |
4) |
Русско-турецкой войной 1877-1878 годов |
А 17 Впишите пропущенные буквы (букву) в исторические понятия (по 0,5 балла за правильный ответ; максимум 6 баллов):
Грессия
антис...м...тизм
в...люнтаризм
кап...туляция
к…нсенсус
к…ррупция
л..вач...ство
В 1
Введение чрезвычайной политики в деревне и учреждение комбедов весной 1918 года было вызвано
В2
Процесс установления советской власти на всей территории бывшей Российской империи был назван главой советского правительства В. И.Лениным
Первобытные собиратели и охотники
2) Впишите недостающие слова.
Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.
3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».
а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.
4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.
Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.
5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?
Ответ: Над его пещерой. Я думаю это - медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.
6) Впишите недостающие слова.
Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.
7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.
Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой
+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.
1) Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
Ответ: Раскопки и рисунки в пещерах
2) Как вы думаете, можно ли сравнить современное и первобытное искусство? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: Я думаю, что да. Потому что первобытные люди тоже лепили из глины и рисовали на стенах пещер
3) Узнайте на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте Интернет).
Ответ: В Африке, в России, в Европе, в Египте, в Аравии.