Гипотеза археологов: где появился первый человек. Жизнь первобытных людей. Задача: «Почему не погиб однорукий охотник?»

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

«Урок Древнейшие люди» - Цель урока. Задачкино. Подведение итогов. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей». Сделайте вывод. Повторительно-обобщающий урок. Задача №3. Задача №2. Жизнь первобытных людей. Задача №4. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?».

«Древняя Русь 3 класс» - Монах - летописец. Выпечка. Редактирование заметки для газеты. Запишите предложение на бересте. Хлеб – всему голова! Письмо хлеборобов. Зёрнышко. Кузнец. Как правильно найти основу слова? Древняя Русь X век. Путешествие в древнюю Русь. Древняя Русь. Где мы сегодня побывали? В 3 «в» классе состоялся открытый урок.

«Древний человек» - Древнейшие люди. 4. Овладение огнем. 3. Как охотились древнейшие люди? 2. Древнейшие орудия труда. Кения. Индийский океан. Танзания. Словом, в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Саудовская Аравия. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая. Руки длинные и свисали ниже колен.

«Древнейшие пресмыкающиеся» - Рамфоринх. Морские ящеры. Группы динозавров. Летающие ящеры (птеродактили, рамфоринхи, птеранодоны) Морские ящеры (ихтиозавр, мезозавр) Травоядные (бронтозавр, диплодок, игуанодон, апатозавр) Хищные (тиранозавр, орнитозух, эупаркерия) Зверозубые. Травоядные гиганты. Древние пресмыкающиеся. Бронтозавр и диплодок имели длинную шею, чтобы доставать сочную листву на высоких деревьях, а игуанодон и анатозавр питаясь, вставали на сильные задние конечности.

«Древняя история» - Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Средние века: время рыцарей и замков. Удивительно, что уже тогда существовало первобытное искусство. Новое время: встреча Европы и Америки. Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Город Сиена в Италии. Рисунки находились в глубинах пещер в полной темноте.

«Древний город» - Тигеш. Руководил профессор А.П. Смирнов. Где находился древний город Тигеш, сейчас известно всем. Через века в современность. Перед каждой стеной был вырыт глубокий ров, наполненный водой. Устройство города. Утсиень - круглая железная болванка с четырьмя длинными шинами. Город Тигеш был основан в Х веке.

5 класс.

1.Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил. Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных?

(Полный ответ – 2 балла)

2.Подумайте, могли ли жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трёхтысячелетие своего города. Если да, то в каком году? Если нет. То когда следует отметить эту дату? (Рим был основан в 753 г. до н.э.)

(Оценивается в 1 балл)
3.Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий заведомо плохим. Выберите из данных цветов любимые и нелюбимые: жёлтый, чёрный и зелёный. Объясните свой выбор.

(Оценивается в 2 балла)

4. В Древнем Египте «страну мёртвых» часто называли Аметис, что в переводе означает «запад». Чем объяснить подобное название «страны мёртвых»?

(2 балла)

Ответы: 3.Жёлтый – нелюбимый, т.к. цвет безжизненной пустыни. Чёрный и зелёный – цвета земли и растений.

4.На западе заходит (умирает) солнце.

6 класс .

1. Что «подарили» миру цивилизации Древнего Китая, Древней Индии?

2. Составьте небольшой рассказ о любом из предложенных персонажей истории Древнего мира: Одиссей, Перикл, Александр Македонский, Спартак, Гай Юлий Цезарь

3. Почему средневековое общество Европы называют феодальным?

4. Восточные славяне платили дань-налог промысловыми товарами

5. Племенное собрание у восточных славян в древние времена именовалось


А) сход Б) дума В) вече Г) вервь

6. Укажите любые три предпосылки образования древнерусского государства.

7. Приведите любые три мероприятия, характеризующие правление князя

Ярослава Мудрого.

Критерии оценки:

1.За каждое правильно названное изобретение – 0,5 балла;

2. Полный ответ- 2 балла;

3. Полный ответ – 2 балла;

4 и 5 задание оценивается в 0,5 баллов;

6 и 7 задание – за каждую правильную предпосылку и мероприятие по 1 баллу.
Правильные ответы:

7 класс .

1. Установите соответствие между понятиями, встречающимися в тексте

«Русской правды», и их определениями.


2. После монголо-татарского нашествия в XIII веке

3. Какие из указанных терминов появились в эпоху ордынского ига?

4. Доктрина «Москва – третий Рим» явилась

5. Восстание в Москве против Федора Годунова в июне 1605 года привело к

6. К периоду Смутного времени начала XVII века относится имя

8. Изучаем событие по карте-схеме.

8.1. Какая битва изображена на схеме? Укажите ее год и название в строке.

8.2. Кто из русских полководцев командовал русскими ратями в данной битве?

Перечислите их имена.

8.3. Дайте краткое описание хода битвы. Чем она завершилась?

8.4. Сформулируйте значение и последствия битвы для российской истории

(не менее трех положений).

8 класс


  1. Приведите любые три примера, иллюстрирующие внешнеполитическую
деятельность государей московских в XVI-XVII веках.

2. Отметьте новые явления, появившиеся в государственном строе России в

XVIII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы).

3. Начало царствования Александра I было временем

4. Россия в войне с Наполеоном 1812 года преследовала, в первую очередь,

цель –



5. Верны ли следующие утверждения? Декабристы на Сенатской площади

отстаивали идеи



А. ограничения самодержавия законом

Б. отмены крепостнических порядков



А) Верно только А;

Б) Верно только Б;

В) Верны оба суждения;

Г) Оба суждения неверны.

6.Установите соответствие между государственным деятелем и его

характеристикой

7.Охарактеризуйте основные программные требования декабристов

(приведите не менее трех требований). Укажите два основных программных документа декабристского движения.

9 класс.

А1
О каком народе, взимавшем дань со славянских и угро-финских племен идет речь в приведенном фрагменте «Повести временных лет»: «…из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со кривичи»?

А3
Имя князя Олега Вещего связано с

А4
Одной из предпосылок перехода к эпохе раздробленности является

А5
Какая из битв стала первым столкновением русских дружин с татаро-монголами?

А6
О каком из стольных городов русских идет речь во фрагменте летописи: «Поистине же сей град именуется третий Рим... Первому бо Риму, зизждему от Рома и Ромула…, и второму Риму, сиречь Константину-полу, зачало бысть не без кровей многих. Сице же и нашему, сему третиему Риму, зачало бысть не без крови же, но по пролитию же и по заклании же кровей многих» ?

А7
Окончательное освобождение Руси от ордынского ига произошло в

А9
К XVI веку относится

Экономику России XVII века характеризует

Учрежденный Петром I Синод заменил


1)

Приказы

2)

Патриаршество

3)

Боярскую думу

4)

Земский собор

А12
«Жалованная грамота городам», принятая в 1785 году имела своей целью

А13
По Ясскому договору 1791 года

А14


Указ о вольных хлебопашцах, разрешение покупки земель недворянами, массовое создание военных поселений - события, связанные с правлением

А15


Расширение применения машин и формирование в 1830-1840-х годах фабричного производства свидетельствовало

А16


Деятельность партизанских отрядов Д.Давыдова, М.Фонвизина, А.Бенкендорфа, Г.Курина связаны с

1)

Отечественной войной 1812 года

2)

заграничными походами русской армии 1813-1814 годов

3)

Крымской войной

4)

Русско-турецкой войной 1877-1878 годов

А 17 Впишите пропущенные буквы (букву) в исторические понятия (по 0,5 балла за правильный ответ; максимум 6 баллов):

Грессия

антис...м...тизм

в...люнтаризм

кап...туляция

к…нсенсус

к…ррупция

л..вач...ство

В 1
Введение чрезвычайной политики в деревне и учреждение комбедов весной 1918 года было вызвано

В2
Процесс установления советской власти на всей территории бывшей Российской империи был назван главой советского правительства В. И.Лениным

Первобытные собиратели и охотники

2) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.

3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.

б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.

в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

    Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

    Ответ: Над его пещерой. Я думаю это - медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.

6) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.

7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

    Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой

+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.


1) Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

    Ответ: Раскопки и рисунки в пещерах

2) Как вы думаете, можно ли сравнить современное и первобытное искусство? Свой ответ аргументируйте.

    Ответ: Я думаю, что да. Потому что первобытные люди тоже лепили из глины и рисовали на стенах пещер

3) Узнайте на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте Интернет).

    Ответ: В Африке, в России, в Европе, в Египте, в Аравии.