Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов. Первобытная архитектура Первобытная архитектура презентация

Зарождение архитектуры в первобытном обществе.

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры.

Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы.

Мегалиты (от мега... и...лит) - культовые сооружения III-II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.

ДОЛЬМЕНЫ

Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.

МЕНГИРЫ

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:

Менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.

Менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.

Менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м.

КРОМЛЕХИ

В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан).

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян.

Дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.

Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека".

АНТИЧНОСТЬ

Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.

Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство, по сути, являлось довольно реалистичным.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки, позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера дорического, ионического.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку. Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

ВИЗАНТИЯ

На Востоке родился и эволюционировал" так называемый центрический тип храма, когда центральное помещение делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом.

Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако купол имел довольно неприятную "конструктивную слабость" – он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов.

Так было и со знаменитым собором св. Софии в Константинополе. (Сейчас это Голубая мечеть в Стамбуле, поэтому мысленно уберите четыре высоких башни-минарета.)

При повторном возведении купола Анфимий и Исидор впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол на парусах, и будут массово использовать и по сей день.

Истоки архитектуры берут свое начало во времена позднего неолита. Именно тогда уже использовался камень для сооружения монументальных строений. Но назначение большинства из дошедших до нас памятников того периода – не известно.

Менгир – это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление.

Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Этот термин принято использовать по отношению к сооружениям такого типа на территории Великобритании. Тем не менее, аналогичные сооружения существовали в доисторическую эпоху также на территории Германии (Голоринг, Госекский круг) и в других странах.

Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика.

Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты – общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа.

Стоунхендж

Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. Ученые предполагают, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал. Кромлех Броугара или кольцо Бродгара археологи датируют 2500 - 2000 годом до н.э. Впервые Кольцо Бродгара упоминается в манускрипте «Описание Островов Оркадских»1529 года некоего Джо Бена, странствующего монаха или паломника, личность которого точно не установлена. Не только монумент Бродгар, но и более древний, расположенный здесь же, кромлех Стеннесс, и вообще, все вокруг них, на этой небольшой территории – вся местность – ритуальная, сакральная, коммуникативная, – буквально нашпигована курганами, групповыми и отдельными захоронениями, даже «собором», а также жилищами и деревнями людей неолита. Все эти памятники объединены в единый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО. В настоящее время на Оркнейских островах проводятся археологические исследования.


Самые известные дольмены находятся в Скандинавии, на Атлантическом и Средиземноморском побережьях Европы и Африки, на Черноморском побережье Кавказа, на Прикубанье, в Индии. Однако больше всего их на Кавказе – около 2,5 тысячи! Здесь вдоль побережья Черного моря (мегалиты вообще тяготеют к морям) можно встретить «классические» плиточные дольмены, монолитные дольмены, целиком выдолбленные в скале, дольменные сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более рядов. Говорят и о духовной начинке этих удивительных сооружений, их энергетических зарядах. Ученые считают, что примерный возраст дольменов 3-10 тыс. лет.

Срубные постройки (вторая половина II тысяч. до н.э. - начало I тысяч.), в частности – курганы, – распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана в яме сооружался мощный деревянный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась погребальная камера. Иногда пространство между двумя камерами заполняли камнями. Камеры перекрывались накатами бревен, которые покрывали берестой, корой. Затем засыпали землей, образовывая курганный холм, зачастую значительной высоты. На вершину холма набрасывали камень.

Срубные жилища стали первым шагом на пути создания наземной рубленой деревяной постройки. Из длинных горизонтально уложенных бревен получались многогранные постройки, со временем преобразовавшиеся в однокомнатные прямоугольные дома. В середине распологался очаг, дым выходил в отверстие в крыше над ним. Такой тип постройки впоследствии назвали «мегарон», основа греческой архитектуры

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

«Искусство первобытного человека» - Роспись в пещере. Трипольская культура. Мальта. Пещерные изображения. Ласко. Выразительная скульптура. Наскальное изображение бизона. Первобытное искусство. Дольмены. Аппликация на седельной покрышке. Керамика и элементы орнаментации. Памятники палеолитического искусства. Искусство первобытного человека.

«Древняя живопись» - Первые художники земли. С чего начиналась история архитектуры. Менгиры из Карнака. Таблица. Изображения животных на стенах пещеры Альтамиры. Зубры. Сражающиеся лучники. Цели. Ансамбль мегалитов. Оттиск человеческой руки. Франция. Менгиры. «Прыгающая корова» и «пони». «Макаронный» фриз на потолке пещеры Альтамира.

«Фигурки женщин» - Глиняные статуэтки людей. Схематические контурные рисунки. Подлинный смысл. Культ огня. Общие пропорции фигуры. Древнейшее скульптурное изображение человека. «Венеры» первых художников Земли. Археологи. Скульптурные изображения животных. Женщины-матери. Женские статуэтки. Фигурки женщин. Исследователи.

«Возникновение первобытного искусства» - Открытие пещерной живописи. Охота на бизона. Комплекс. Археологические раскопки. Рисунок и магический ритуал. Изображения животных. Возникновение искусства и религии. Возникновение религии. Питекантропы. Загадки древних рисунков. Древние каменные сооружения.

«Особенности первобытной культуры» - Культура первобытного общества. Пещера Шове. Ротонда с быками. Горы Дракенсберг. Пещера рук. Традиционное искусство. Религиозные представления древнего человека. Искусство на заре человечества. Современная живопись. Пещера Ляско Франция. Первые рисунки. Пещера Пешь-Мерль. Наскальная живопись. Особенности живописи палеолита.

«Пещерные рисунки» - Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Пещерные росписи эпохи палеолита. В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Для гравюр среднего и финального мадлена типична более тонкая проработка. Характер палеолитического искусства. Техника палеолитического искусства. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица.

Всего в теме 11 презентаций

Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества.

Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.

Разве не удивительно, что всё, кажется, безграничное разнообразие форм мировой архитектуры, включая и самые современные её достижения, всего лишь на разные лады воспроизводит эти извечные начала, заложенные ещё безымянными зодчими каменного века.

Металлические сооружения выступали в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жильё. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. В других - возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии (приблизительно 1800 г. до н.э.). На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг посёлка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой. В результате исследований в Анатолии (Турция) обнаружено древнее укреплённое поселение, относящееся к 6 тысячелетию до н.э.

Но, пожалуй, самое древнее жилище человека описано в книге В. Глазычева «Зарождение зодчества». Реконструированный учёными дом был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее течение реки Иордан) и выглядел следующим образом: круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху. Затем жерди переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого круглого дома - место очага, над ним отверстие. Впереди ещё долгие тысячелетия, открытия и разочарования, величие египетских пирамид и совершенство афинского Акрополя, монументальность Рима и неистовый порыв готики, но там, в далёком Вади-эн-Натуфе, уже сделан решающий шаг, уже ведёт отчёт времени великое ремесло архитектуры. Кров над головой, защиту от непогоды и опасности, тепло и прохладу человек находит не под деревом и не в пещере, а в специально построенном постоянном доме.

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Укрываться в случайно обнаруженной пещере - это одно, а строить из глины, дерева или камня искусственные постройки произвольных размеров и формы, располагая их в специально подобранных местах, - это уже совсем другое дело.

Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить крупные инженерные проект, как например, большие ирригационные системы Древнего Египта.

Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье).

Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.