КРАТКИЙ ДОКЛАД
«Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского»
Студентки 3 курса ФС ВПУ
Кристины Узорко
Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде.
Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До
поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В
1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который
успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение
гимназии.
Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные
записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в
Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ
писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления
делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») –
слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода –
роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора,
«списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти
таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном
городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин»
не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов
народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.
Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был
допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды.
Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых
поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал
литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником
Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников
получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850
был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей»,
где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы,
собранные им самим.
Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов
«Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы»
Рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из
реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На
интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска!
Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников – это новый
русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он
не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой
комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит
масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всего пагубно влияет
на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими
купцами силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по
делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно
ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство
начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель
скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались
песни и легенды – например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал
видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели
его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил
своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он
возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень
православного духовенства.
В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп»,
«Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель
обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов – губернские
и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством,
вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником,
досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине
коррупции в государстве страдает беззащитный народ.
В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены
крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое
право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед
отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление
русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и
владели душами.
Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она
любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный
старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму
(«Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты
мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то
было во Казани».
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело
отдался литературной работе. С 1868 года – постоянный сотрудник «русского
вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-
Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел
Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников
создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса
Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение –
романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал
жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько
исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем
Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался
садоводством.
Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19
века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке
леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о
монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов – жизнь
нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда
торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы
персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду
денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть
алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в
погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит
полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому
старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который
ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую
концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно
богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы
славянской языческой мифологии.
Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В
1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он
и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном
Том 1, с. 195-240. Роман П.И.Мельникова-Печерского "В лесах" занимает особое место в русской литературе XIX века. Посвященный жизни и быту, стародавним обычаям раскольничьих скитов Заволжья, он своим широчайшим охватом действительности, глубоким проникновением в сущность жизненных процессов, ярко реалистическим изображением характеров снискал известность как одно из оригинальнейших эпических полотен русской литературы.
Павел Мельников-Печерский - В лесах. Книга вторая
Весенние гулянки по селам и деревням зачинаются с качелей святой недели и с радуницких хороводов. Они тянутся вплоть до Петрова розговенья. На тех гулянках водят хороводы обрядные, поют песни заветные - то останки старинных праздников, что справляли наши предки во славу своих развеселых богов.Павел Мельников-Печерский - В лесах. Книга первая
Верховое Заволжье - край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши, татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам.Павел Мельников-Печерский - Гриша
Из раскольничьего быта.Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.
М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").
Том 1, с. 249-288.
Павел Мельников-Печерский - Княжна Тараканова и принцесса Владимирская
Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").
Том 6, с. 3-190. Книга П.И.Мельникова представляет собой вполне самостоятельное произведение, но в то же время является продолжением эпопеи "В лесах". В произведении воссозданы жизнь старообрядческого купечества Заволжья, быт, нравы и обычаи местного населения.
Павел Мельников-Печерский - На горах. Книга вторая
В степной глуши, на верховьях тихого Дона, вдали от больших дорог, городов и людных селении стоит село Луповицы. Село большое, но строенье плохое в нем, как зачастую бывает в степных малолесных местах - избы маленькие, крыты соломой, печи топятся по-черному, тоже соломой, везде грязь, нечистота, далеко не то, что в зажиточном, привольном Поволжье. Зато на гумнах такие скирды хлеба, каких в лесах за Волгой и не видывали.Павел Мельников-Печерский - На горах. Книга первая
От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги "Горами" зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного. Довелось мне раз побывать в большом селе Заборье. Стоит оно на Волге. Место тут привольное. Это гнездо угасшего рода князей Заборовских. Теперь оно принадлежит разбогатевшему откупщику Кирдяпину, родитель же его некогда был подносчиком в Разгуляе. А Разгуляй - любимейший народом кабак в селе Заборье...МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович родился [псевдоним Андрей Печерский) в семье начальника жандармской команды - писатель.
В 1829-34 учился в Нижегородской гимназии, а затем на словесном факультете Казанского университета (окончил в 1837 со званием кандидата).
В 1838-39 преподавал историю и статистику в Пермской гимназии. В Перми стал заниматься историей и этнографией края. Поездки по Приуралью дали Павлу Ивановичу материал для «Дорожных записок на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (печатались в 1839-42 в «Отечественных записках», «Москвитянине» и «Журнале для чтения воспитанникам военно-учебных заведений»).
В 1839 переведен учителем в Нижний Новгород. Изучал нижегородские архивы, выявлял документы, имеющие историческое и этнографическое значение.
В 1845-50 Павел Иванович - редактор неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей». Печатал здесь разысканные им исторические материалы, а также описания местных памятников старины. Под его руководством неофициальная часть «Нижегородских губернских ведомостей» стала заметным явлением в культурной жизни Поволжья.
В 1847-50 - чиновник особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе. Выполнение служебных поручений по наблюдению за старообрядцами и «искоренению раскола» сочетал с деятельным изучением истории религиозных движений и сект в России.
В 1850 переведен в министерство внутренних дел.
В 1852-53 - начальник статистической экспедиции министерства в Нижегородской губернии. Материалы работы экспедиции обобщил в «Отчете о современном состоянии раскола» (1853-54), который в рукописном виде имел хождение в высших правительственных сферах и служил источником сведений о старообрядцах. Отношение Мельникова к внутриполитическим проблемам непосредственно зависело от правительственного курса. Так, если в начале 50-х гг. он предлагал пользоваться самыми крайними и жестокими средствами в борьбе с расколом, то в «Записке о русском расколе» (1857) рассматривал убеждение как основной метод искоренения религиозных «заблуждений».
Первый беллетристический опыт писателя - рассказ «О том, кто такой Елпидифор Перфильевич» (1840) - ученическое подражание Н. В. Гоголю , и сам писатель очень невысоко ставил его. Увлекшись историческими и этнографическими исследованиями, а затем и служебной карьерой, он надолго отошел от художественного творчества. Лишь в начале 50-х гг. под влиянием известного литератора В. И. Даля вернулся к работе в области беллетристики, создав ряд рассказов и повестей, резко обличавших самодурство купцов, злоупотребления чиновников и крепостнические нравы дворянства. Замечательное знание провинциального быта и нравов «средних сословий» русского общества, живые интонации бывалого человека и увлеченного рассказчика, документальная подлинность материала, положенного в основу повествования, привлекли читателей к этим произведениям Павла Ивановича и обеспечили им значительный литературный успех. Однако обличение крепостного права и бюрократии литератором Андреем Печерским (этим псевдонимом Мельников подписывал с 1852 свои беллетристические произведения) не могло заставить прогрессивную часть русского общества забыть о верноподданническом рвении чиновника министерства внутренних дел.
Свою готовность рьяно исполнять любые предначертания правительствам, лишний раз доказал, написав в 1863 по заданию министерства внутренних дел брошюру «О русской правде и польской кривде» , которая продавалась на ярмарках по копейке и должна была настраивать народ против польских революционеров в связи с восстанием 1863. Салтыков-Щедрин , подвергший эту брошюру критическому разбору в специальной статье, показал, что она направлена главным образом против русской демократии.
В 1867 переселившись в Москву, Павел Иванович стал сотрудником «Московских ведомостей».
С 1868 постоянным сотрудником «Русского вестника». В «Русском вестнике» он поместил ряд исторических работ и очерков:
«Исторические очерки поповщины» (1864, 1866),
«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867),
«Счисления раскольников» (1868),
«Тайные секты» (1868),
«Авдотья Петровна Нарышкина» (1872) и другие.
В 1868 в этом же журнале был напечатан рассказ «За Волгой» , который явился началом романа «В лесах» (1871 - 74, отд. изд. в 1875).
Второй роман Мельникова П.И. - «На горах» (1875-81) по своему сюжету, общему замыслу и образам продолжал роман «В лесах». Объединяясь в одно обширное повествование, оба романа составили эпопею о быте населения Поволжья и стали главным вкладом Мельникова в литературу. Последние главы романа «На горах» Павел Иванович писал, будучи уже тяжело больным.
Уже в рассказах начале 50-х гг. проявились оригинальные черты дарования писателя - тонкого наблюдателя, знатока провинциального быта и народного языка, неутомимого исследователя старины, фольклора. В рассказах:
«Красильниковы» (1852),
«Поярков» (1857),
«Дедушка Поликарп» (1857),
«Старые годы» (1857),
«Медвежий угол» (1857),
«Непременный» (1857),
«Бабушкины россказни» (1858) он ориентировался на опыт реалистической литературы гоголевской школы, уходил от официальных тем, от официозных точек зрения.
Правдивое изображение произвола и беззаконий, царящих в медвежьих углах Российской империи, содержащееся в «Красильниковых» и «Пояркове», дали Чернышевскому основание причислить автора к «даровитейшим нашим рассказчикам». Утверждая, что писателей, «которые бы соединяли значительный литературный талант с таким знанием дела и таким энергическим направлением, как г. Печерский, очень мало», Чернышевский ставил Мельникова рядом с величайшим сатириком-демократом Салтыковым-Щедриным.
Очерковая точность воссоздания фактов и наряду с этим обилие острых сюжетных положений характерны для рассказов Павла Ивановича. Многие его рассказы представляют собой как бы цепь эпизодов ярких, даже необычайных, но реальных, основанных на подлинных происшествиях и передающих существенные черты среды и эпохи. Мельников предавал гласности хитрые проделки чиновников, которые могли быть известны далеко не каждому, но о которых он был хорошо осведомлен как опытный администратор и к тому же историк, изучавший архивы «присутственных мест» (см. рассказы «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный»). Знакомство с историческими документами и беседы со старожилами во время служебных поездок дали ему материал для изображения злоупотреблений и прямых преступлений помещиков в XVIII в. - в эпоху «дворянских вольностей» («Старые годы», «Бабушкины россказни»).
В романах «В лесах» и «На горах» писатель в свободной и непринужденной форме создает яркие и живописные картины жизни населения левого, лесистого берега Волги («В лесах») и правого, высокого ее берега («На горах»).
Ставя в центре романа «В лесах» колоритную фигуру заволжского «тысячника» Потапа Максимыча Чапурина, Павел Иванович окружает его многочисленными персонажами, история жизни каждого из которых входит в общую мозаику повествования. Писателя особенно привлекал быт старообрядцев, «хранивших доселе заветную нашу старину». Свободный от крепостной зависимости, промышляющий ремеслом крестьянин и оборотистый купец, выбившийся из народа, - вот социальные типы, в которых Мельников видел наиболее полное воплощение исконных черт народного характера. Любуясь патриархальным укладом семьи Чапурина, подчеркивая в своем герое типичные для крестьянина черты - здравый ум, трудолюбие, привычку к скромному быту, юмор и сметку, Мельников показывает вместе с тем власть денег в жизни людей. Даже преданность старообрядчеству писатель связывает с коммерческими интересами купцов. Старообрядческие монастыри рисуются в романе как хорошо организованные предприятия, ведущие обширное хозяйство и торговлю предметами культа. Трагические судьбы чистых и сильных натур, которые становятся жертвами расчета и хищничества, составляют сюжет многих эпизодов романов Мельникова. Через оба романа проходит мотив трагических женских судеб, о которых писатель повествует поэтическим сказом, подчас переходящим в стилизацию плача или народной песни. Идиллия патриархального быта, которая развертывается в первых главах романа «В лесах», уступает затем место правдивому изображению нравов «темного царства». Писатель вынужден констатировать, что старинный быт купечества таит в себе семена, которые, созревая, губят все светлое, что восходит к народной жизни. Развитие промышленности и торговых отношений подтачивает патриархальный быт. Семья Чапурина распадается, деньги, которые он добывал, копил всю жизнь, не только не приносят счастья его детям, а губят и разъединяют их.
В романе «На горах» образ «тысячника» Чапурина отходит на задний план и центральной фигурой становится «миллионщик» Смолокуров, ведущий свою родословную не от крестьян-умельцев, а от рыцарей наживы, составивших свой капитал прямым разбоем. Сам Смолокуров тоже совершил не одно преступление, сколачивая миллионное состояние. Таковы же и другие представители «крупной коммерции» (Морковников, Орошин, Доронин). В романе «На горах» усилены сатирические и обличительные моменты и ослаблен поэтический элемент, которым, напротив, богаты описания природы, старинного быта, эпизоды, рисующие мир чувств молодых девушек, в другом произведении- «В лесах». В романе «На горах» более крупным планом изображается эксплуатация рабочих предпринимателями, антагонизм, существующий между хозяевами и работниками, дается картина бунта бурлаков. Оба романа реалистическим изображением мало известных до них областей жизни расширяли круг явлений, охваченных и освещенных литературой.
Горький ценил писателя как стилиста и знатока народной речи. Относя его к числу «богатейших лексикаторов наших», Горький призывал писателей учиться у него умению черпать художественные средства из сокровищницы устного народного творчества - фольклора.
Произведения Мельникова Павла Ивановича неоднократно переиздавались в советское время. Они пользуются популярностью у советского читателя.
Умер - , Нижний Новгород.
Писатель П.И.Мельников - Печерский
Биография и роман "В лесах и на горах".Часть 1.
Предисловие.
Современники не понимали П.И.Мельникова-Печерского. Называли его:"Оригинальным писателем" - это была высшая похвала критиков. Эталоном был Лев Толстой с его "Анной Карениной". В фаворе были и революционеры. Невдомек было осознать современникам,что это произведение Льва Толстого расшатывает мораль народа. А увлечение революционерами - подорвет основы государства. Разбор произведений В.П.Мельникова-Печерского современниками (1899 год)приводит к мысли о недооценке его творчества. Вот,что увидели в его произведениях люди XXI века,знающие про революцию,гражданскую войну,нынешнее падение нравов и деградацию человечества.
Вклад П.И. Мельникова (А. Печерского), 1818, Нижний Новгород - 1 февраля 1883, Нижний Новгород), в русскую литературу значителен. Не много найдется писателей, которые до конца дней своих сохраняли такую тесную связь с провинцией и служили делу изучения народной жизни и народного языка. Созданные им произведения сыграли важную роль в литературе XIX века и до настоящего выка, а также творческое обогащение и расширение его за счет использования элементов народной речи, создание ярких и выразительных образов, имеющих, как правило, фольклорную основу, - все это характерно для творческой манеры писателя.
Дилогия П.И. Мельникова “В лесах” и “На горах” - в золотом фонде русской национальной культуры
Встречи с произведениями подлинного искусства никогда не бывают скоропреходящими: рассказ, повесть, роман, поэма, лирическое стихотворение - словом, все, что написано настоящим художником, поначалу приковывает наше внимание своей жизненной непосредственностью: вымышленные герои живут в нашем воображении, мы судим об их поступках и мыслях, грустим и радуемся, сочувствуем и негодуем. Но вот перевернута последняя страница книги, мы возвращаемся к повседневным нашим делам и заботам; но люди и события, о которых мы узнали при чтении, не перестают волновать нас. Вспоминать о полюбившихся образах - это едва ли не самое прекрасное в нашем общении с миром литературы. И не только потому, что тут мы заново переживаем первые впечатления; с этими воспоминаниями наступает черед неторопливых раздумий обо всем, что образует коренные основы нашего бытия в мире - о смысле и тайнах человеческих отношений, о бесконечном многообразии жизни, о вечном ее обновлении, о силе зла, о неисчерпаемости и нетленности прекрасного на земле... При этом рано или поздно, так или иначе, но неизбежно возникает мысль о писателе, который своим искусством возвысил наши чувства и обогатил наш разум.
Естественнее всего, конечно, искать его черты в том, что он создал, то есть в его произведениях. Ведь в конце концов, как и о всяком человеке, о писателе судят по его делам, а слова поэта, говорил Пушкин,- это и есть его дело. Однако очень часто личность писателя по разным причинам запечатлевается в его творчестве в таких сложных, а иногда, кажется, даже в преднамеренно завуалированных формах, что бывает чрезвычайно трудно более или менее отчетливо представить себе ее конкретные очертания. И в этих случаях просто необходимо заглянуть за страницы книги и узнать, какова была жизнь писателя, потому что только в ней можно найти источники всех тех качеств, которые удивляют, радуют, озадачивают, а порою и огорчают нас в его произведениях.
Открывая первые страницы какого-либо издания Павла Ивановича Мельникова, мы видим репродукцию его портрета, который был написан художником И.Н. Крамским по заказу Третьякова. На нас смотрит “человек с чисто-русскими, широкими, крупными чертами лица, лишенный красоты в прямом ее понимании, но одухотворенный красотой умных, прекрасных глаз, внимательно всматривающихся из - под слегка взброшенных бровей, как бывает у “бывалых”, “ce6е на уме” купцов. Русская борода широко опушила все лицо и, скрывая черты рта и подбородка, как бы оттенила большой и благородный лоб. И на всем этом - на складках губ, на этом высоком лбе,- природа положила печать высокой интеллигентности и в то же время чего-то типично-русского, какого-то добродушного юмора, живой и беззлобной усмешки, которая вот-вот слегка поведет губу под густым усом и пробежит мгновенным огоньком в этих умных, чутких, хоть и немолодых глазах...”
Читая произведения Мельникова, мы не можем не удивляться широте познаний писателя, глубине его понимания жизни. Он представляется нам человеком незаурядного ума и богатейшего жизненного опыта. И не удивительно, что в наших глазах сам писатель становится героем в подлинном смысле этого слова. Потому-то мы и хотели бы знать о нем как можно больше.
Павел Иванович Мельников родился 25 октября 1818 года (старого стиля) в Нижнем Новгороде в семье офицера местного гарнизона Ивана Ивановича Мельникова (1788-1837). Отец писателя принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Род Мельникова возник, по преданию, на Дону; Мельников гордился “чисто русской кровью” и знал предков “до времен запорожской вольницы”
Из статской службы Иван Иванович перешел в земское войско, а оттуда в 1813 году - в действующую армию (офицер Великолуцкого полка), в составе которой участвовал в заграничном походе 1813-1814 годов. После окончания войны он был переведен в нижегородский гарнизон. Женившись и получив за женой небольшое именье, Иван Иванович вскоре после рождения первенца (будущего писателя) вышел в отставку и определился служить по дворянским выборам - сперва в небольшом городке Нижегородской губернии Лукоянове, а позднее - в Семенове-одном из уездных городов, того самого нижегородского Заволжья, где происходит действие крупнейших произведений Мельникова-Печерского - “В лесах” и “На горах”.
Мать, Анна Павловна (1790-1835) – дочь надворного советника П.П. Сергеева (в честь него был назван Мельников), избиравшегося 36 лет подряд исправником Нижнего Новгорода, но, вопреки обычаю, ничего не нажившего на этом посту; “ образовал себя чтением” и собрал большую библиотеку. Умирая, Сергеев завещал внукам читать “Деяния Петра Великого” и чтить его, что побудило Мельникова с ранних лет полюбить историю
В доме Мельниковых была обстановка, характерная для малосостоятельных дворянских семей. Тут не было ни гувернеров, ни учителей, получающих большое содержание. Будущий писатель рос в окружении людей из народа, с самого раннего детства незаметно привыкая к народной речи, узнавая народные обычаи и нравы. Воспитанием и первоначальным обучением детей занималась мать писателя - Анна Павловна. В молодости она получила скудное образование, но потом много и с увлечением читала и эту свою страсть передала старшему сыну. Павел Иванович был первенцем, имел двух братьев (оба офицеры; Николай в 1844 году убит на Кавказе, Федор дослужился до полковника и умер в 60-х годах в Брянске) и двух сестер (Надежда и Анна).
Детские годы провел в “лесном городке” Семенове, окруженном старообрядческими скитами, и “с ранних лет напитался впечатлениями той природы и того быта, которые впоследствии изобразил”. По мнению сына-биографа, Мельников рос в атмосфере “доверчивого патриотизма”. Однако сам Мельников находил свое воспитание “чисто французским”: “мой гувернер … давал мне такие уроки, что это ужас. Когда я был 14 лет, я с жаром читал Вольтера, его sermon de cinguantes знал наизусть, песни Беранже были у меня в памяти; презрение ко всему русскому считал я обязанностью”
В 1829 году Мельников был определен в нижегородскую мужскую гимназию. Мельников вспоминал добрым словом только одного гимназического учителя - словесника Александра Васильевича Савельева, пришедшего на смену учителю-рутинеру. В отношениях Савельева с гимназистами-старшеклассниками не было той отпугивающей казенной непроницаемости, которая была свойственна большинству тогдашних преподавателей. В классе он читал Пушкина, Дельвига, Баратынского, давал своим ученикам произведения этих поэтов на дом.
Учеба в университете.
В 1834 году Мельников поступил на словесный факультет Казанского университета.Казанский университет в то время переживал своеобразную полосу своей истории. Ректором тогда был великий математик Н. И. Лобачевский. Не жалея сил, стремился он укрепить научный авторитет университета.
С благоговением готовился Мельников переступить университетский порог. Однако в первый же день занятий его постигло глубокое разочарование: профессор читал свою лекцию, рассчитанную на зубрежку. Но с детства приобретенная страсть к чтению еще в гимназии помогала ему хоть немного отдыхать от зубрежки и приучала к самодеятельности. Так для него творчество Пушкина было той школой, в которой начали вырабатываться художественные вкусы Мельникова; в этой школе началось и его гражданское самоопределение.
В университете Мельников, как его пожизненные друзья В.П. Васильев, А.И. Артемьев и К.О. Александров-Дольник (впоследствии все трое востоковеды, Артемьев также статистик), увлекся Востоком: учил персидский, арабский и монгольский языки. В 1835 году переведен по бедности на казенный кошт.
Мельников был одним из лучших студентов своего курса. В 1837 году Мельников окончил университет со степенью кандидата; после стажировки за границей ему прочили место на кафедре славянских наречий. Произошло нечто такое, о чем и сам Мельников говорил неохотно и его биографы обыкновенно ограничивались неясными намеками. Известно только, что на одной из студенческих вечеринок Мельников вел себя, по мнению университетского начальства, получившего соответствующий донос, весьма предосудительно. О характере “преступления” можно судить по тому, какое последовало наказание: заграничная поездка была отменена, а “преступник” в сопровождении солдата отправлен в захолустный Шадринск. Правда, по дороге к месту своего назначения он получил новое “милостивое” распоряжение, согласно которому он назначался старшим учителем в пермской гимназии. Но Мельников превосходно понимал, что и эта “милость” была все-таки ссылкой.
Павел Иванович Мельников-Печерский
И.Н. Крамской. Портрет П.И. Мельникова. 1876 г.
Мельников Павел Иванович (Андрей Печерский) (1818/1883) - русский писатель, историк, этнограф. С ранних лет Мельников увлекался изучением истории, чему и посвятил впоследствии свою научную деятельность, тесно связанную с литературной. Основной темой для изучения было старообрядчество («В лесах», «На горах»).
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 171.
Мельников-Печерский Павел Иванович (25.10.1818-1.11.1883), русский прозаик и историк. Детские годы провел в “лесном городке” Семенове Нижегородской губ., окруженном старообрядческими скитами. Окончил Казанский университет. Служил учителем истории и библиотекарем. В начале 1840-х сблизился с В.И. Далем и архиеп. Иаковом, знатоком раскола. Много занимался краеведением, изучением статистики и археологии, работал в архивах. С 1847 - чиновник особых поручений, в 1850 причислен к Министерству иностранных дел, в эти годы активно боролся против раскольников, в т. ч. силой убеждения: вступал в богословские споры, обратил ряд скитов в Православие. Однако в эпоху реформ выступил с заявлением, что не считает более раскол опасным для государства, а потому находит его преследование излишним и даже вредным (“Записка о русском расколе”, 1857). По мнению Даля, был “первостепенным знатоком русского быта”. В истории русской литературы остался прежде всего как автор дилогии из жизни заволжского старообрядческого купечества “В лесах” (1871-1874) и “На горах” (1875-81).
П.И. Мельников. 1859 г.
С литографированного портрета
"Русского художественного листка" В.Ф, Тима.
Мельников Павел Иванович (псевд. Андрей Печерский) (25.10.1818-1.11.1883), писатель. Родился «в самый благовест к обедне» в Н. Новгороде. Отец состоял на военной службе, участвовал в военных походах 1813-1814. Был начальником жандармской команды в Н. Новгороде.
Род Мельниковых возник в XVII в. Ощущение связи поколений, уходящей в глубокую русскую древность, искреннее уважение и интерес к отечественной истории, к ее героике были характерной чертой мировосприятия писателя. Старинный образ Спасителя с жалованной надписью царя Ивана Васильевича был его семейной реликвией и как бы символизировал эту связь.
До 10 лет Мельников учился дома. «Еще у десятилетнего ребенка были у него толстые тетради, в которые по линейке переписывал он Пушкина , Дельвига, Баратынского и Жуковского. Двенадцати лет он знал наизусть всю “Полтаву”, много отрывков из “Онегина”», - писал Мельников о самом себе в автобиографии. Окончив нижегородскую гимназию, в 1834 он поступил в Казанский университет. Окончил его в 1837 в возрасте 18 лет. В 1838 за какую-то провинность (подробности не установлены) был направлен уездным учителем истории и статистики в г. Шадринск Пермской губ., но затем оставлен в Перми при местной гимназии. В мае 1838 Мельников был переведен в нижегородскую гимназию.
П.И. Мельников. С гравюры на дереве. 1883 г.
Поездка в Пермь дала материал для цикла статей. Первое печатное произведение («Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь») увидело свет в ноябрьском номере «Отечественных записок» за 1839. Публикация продолжалась на протяжении нескольких номеров. Произведение представляет собой синтез этнографических, исторических, статистических данных, аккуратно собранных пытливым наблюдателем. Его интересуют и достопримечательности Арзамаса, и история соляных промыслов, технология добычи соли, географические особенности разных мест и пермяцкий язык. В архиве А.А. Краевского сохранился запрещенный цензурой и потому не вошедший в «Дорожные записки…» мельниковский «Рассказ о Пугачеве Дементия Верхоланцева, походного полковника Третьего Яицкого полка». Для Мельникова рассказ 85-летнего старика, участника крестьянской войны под предводительством Пугачева , был ценен тем, что содержал целый ряд деталей, неизвестных Пушкину и историкам пугачевщины. Мельникову дорога каждая мелочь. Он тщательно описывает в статье внешность Пугачева, опираясь на рассказ очевидца, его сподвижников, особенности боевых действий, их детали, поправляет Пушкина.
В 1841 Мельников был утвержден в звании корреспондента Археографической комиссии. В Н. Новгороде писатель занимался изучением истории, статистики, разбором местных архивов. Выявленные им в архивах сведения легли в основу многих исторических и краеведческих статей («Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время», «И. П. Кулибин», «Указатель достопримечательностей Нижнего Новгорода», «Нижегородская ярмарка» и др.). Получив задание выявить, не осталось ли потомков Козьмы Минина, писатель установил полное имя величайшего русского патриота (Козьма Захарыч Минин-Сухорук).
П.И. Мельников. С портрета, нарисованного
его сыном и гравированного Э.Паннемакером.
С 1 января 1845 и по 14 мая 1850 Мельников состоял редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей». С 1847 Мельников - чиновник особых поручений при нижегородском губернаторе. В 1850 он при помощи В. И. Даля был причислен к МВД. В 1852-1853 руководил статистической экспедицией по изучению старообрядчества в Нижегородской губ. Итогом этой работы стал представленный в 1854 в Министерство внутренних дел «Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии». В нем Мельников предлагал жесткие меры к искоренению старообрядчества, называя его «язвой государственной».
Первые литературные опыты Мельникова («О том, кто такой Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в Чернограде к его именинам», 1840) отмечены попытками подражать Н. В. Гоголю. В 1852 Мельников возвращается к литературной работе, публикует повесть «Красильниковы» («Москвитянин». № 8), свидетельствующую о нем как о зрелом писателе. В повести продемонстрировано глубокое знание народного быта, умение показать его с разных сторон, умение широко использовать фольклорные средства. При этом они здесь, как и в последующих произведениях, являются органической составляющей творческого мироощущения писателя, не выглядят надуманными и лишними.
Несмотря на доброжелательные отзывы о «Красильниковых», писатель на несколько лет отходит от литературы. В 1867 публикует несколько рассказов («Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный», повесть «Старые годы», в основу которой лег восторженный рассказ старого слуги о буйствах жестокого барина). В 1858 - рассказ «Именинный пирог», повесть «Бабушкины россказни». В 1861 - рассказ «Гриша». В них звучит гоголевская тема маленького человека с протестом против чиновничьих беззаконий. Народ изображен как пассивная сила, в нем нет инициативных характеров. Многие рассказы отличает наличие очерковых эпизодов, дающих обличительную картину.
Старообрядческая тематика в 1860-70-е становится одной из ведущих в творчестве Мельникова. Вначале в своих противостарообрядческих рассказах («Поярков», «Гриша») он ничем не выделяется в изображении старообрядческой среды от современных ему авторов-«обличителей». Старообрядческие характеры сатирически деформированы при помощи резкого окарикатуривания, использования ряда сатирических противопоставлений, негативных авторских характеристик, шаржирования и др. приемов. Это не случайно, ведь борьба со старообрядчеством силой смеха потребовала обращения к комическому. Мир старообрядчества показан утрированно, акцент сделан на одностороннее подчеркивание негативных явлений.
Смена подходов к изображению старообрядчества в творчестве Мельникова шла медленно. Противообрядческая сатира «Пояркова» сменилась этнографизмом повести «Заузольцы» (пробный шаг на пути к дилогии «В лесах» (1874) и «На горах» (1881)), затем, спустя два года, возродилась в «Грише». Этот рассказ органично объединял черты сатиры и этнографического описания, которое выразилось в использовании старообрядческих легенд, но не в изображении достоверного быта старообрядцев, однако в целом был написан в обличительных традициях. Но не прошло и года, как в «Северной пчеле» появились «Письма о расколе», где Мельников признавал немаловажное значение старообрядчества для развития страны, ее промышленности. Затем последовали «Очерки поповщины», где старообрядчество рассматривалось в целом с позиций «просветительского неприятия», где были пущены в ход старые приемы противообрядческой сатиры - особенно там, где речь заходила о современной автору эпохе. Современное старообрядчество Мельников изображал при помощи иронических приемов, не брезговал передавать непроверенные и не соответствующие действительности слухи. Темой «Очерков…» стала история старообрядчества и его попытки приспособиться к вызовам действительности. В каждой главе подана определенная конкретно-историческая ситуация и раскрыта реакция старообрядчества на нее. Проблематика «Очерков…» строится на изучении жизнеспособности старообрядчества, которая, по мнению автора, невозможна при условии строгого соблюдения церковных установлений, незыблемость коих старообрядчество провозглашает. Идея «Очерков поповщины» - обоснование исторической и нравственной несостоятельности старообрядчества вообще. Идея несостоятельности старообрядчества определила отбор образов, ситуаций и их интерпретацию.
Колебания Мельникова объясняются особенностями его взглядов на старообрядчество. От идеи, что оно должно неизбежно исчезнуть при «успехах просвещения», он шел к выводу, что старообрядчество способно придать новый импульс развитию России.
Каракозовский выстрел 4 апреля 1866 стал для Мельникова подлинным потрясением. В его глазах это был не просто выстрел в первого человека страны, но покушение на национальную идею государственности. Кто и что может послужить противодействием нигилизму? Старообрядчество, приходит к убеждению писатель, сила, не причастная к политической борьбе, но сохраняющая первоосновы национального менталитета и духовности, преданная религиозной идее и монархии. Укрепляет этот вывод командировка в Москву с целью изучения настроений старообрядцев в связи с прошедшим недавно собором на Рогожском кладбище. «А восстановление русского духа, старобытной нашей жизни все-таки от будущих старообрядцев, которые тогда не раскольники будут», - писал Мельников в записке министру внутренних дел о результатах командировки. Он вкладывает разное содержание в слова «старообрядцы» и «раскольники». Это не синонимы. Раскольники для него - те, кто отказывается идти на сближение с официальным Православием. Старообрядцы - хранители исконного духа Руси допетровской, которые, отбросив «предрассудки» и влившись в паству господствующей Церкви, призваны преобразить и ее, и страну в целом, укрепить ее основы.
Особенность дилогии Мельникова «В лесах» и «На горах» в том, что в ней сложно выделить одну преобладающую, частную тему. Объектом изображения стали жизнь и быт лесного и нагорного Поволжья, внутренний уклад народа, скитов. Определяя замысел книг, Мельников писал: «… изобразить быт великороссов в местностях при разных развитиях, при разных условиях общественного строя жизни, при разных верованиях и на разных ступенях образования». Поэтому тут можно говорить о системе тем, проблем. Своего положительного героя писатель искал в среде, наиболее устойчивой по отношению к новым явлениям эпохи, живущей по дониконовским предписаниям, близкой к народу. Личность героя связана с проблемой дальнейшего развития России, с проблемами общественной среды. Это определяет основные элементы дилогии: характеры зарождающейся торговой буржуазии, изображенные в разных аспектах: добродетельно-положительные, соответствующие идеалу писателя, и резко отрицательные, сатирические, которые придают дилогии антибуржуазные черты. Эти характеры действуют в быту, в обыденной жизни. Бытовая тема невозможна без разработки темы семьи. Семья его интересует как прочная база для развития личности. Нарушение семейных правил ведет к падению. Своеобразие дилогии «В лесах» и «На горах» в том, что писатель сумел убедительно показать неизвестный, обособленный мир - мир старообрядчества, где по устоявшимся традициям не принято делиться информацией, открываться. Более того - мир, о котором знали лишь по тенденциозным публикациям. Старообрядчество, эта «отечественная Атлантида», было представлено убедительными человеческими характерами. Писатель отошел от устоявшихся шаблонов изображения старообрядчества, которым следовал некогда и сам, хотя иногда сохраняет «чиновничью насмешливость» (выражение Н. С. Лескова) по отношению к старообрядцам. Двойственное отношение к старообрядчеству выразилось и в двойственности характеров ряда героев дилогии. И тем не менее герой Мельникова мыслится именно как характер с присущей ему многогранностью, а не как схема. Мельников совершенно подорвал принципы художественного изображения старообрядчества, обозначив в старообрядческой среде положительный идеал. Более того, он нашел и обрисовал в этой среде национальный идеал. Дилогия показала неисчерпаемые возможности русского фольклора. Фольклорный аспект является на сегодняшний день наиболее изученной стороной творчества Мельникова. Фольклор, используемый Мельниковым в авторской речи, не выглядит чужеродным, он органически вписывается как в речь героев, так и в речь автора, являясь основой индивидуального творческого сознания Мельникова. Писатель и его герои опираются на фольклорные образы и символы, аккумулируя свои идеи и мысли с помощью народных пословиц. Уникальна сама по себе жанровая природа дилогии, сочетающая признаки семейного, авантюрного, бытового романа.