Массовая культура создается. Признаки и особенности массовой культуры. Массовая культура в XX веке

Массовая культура

С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится "массовой", когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен "усредненный" уровень духовных потребностей.

Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура и её социальные функции

В морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной и специализированной культуры. Промежуточное положение с функцией транслятора занимает массовая культура. Разрыв между обыденной и специализированной культурами в древности был небольшим (специальность ремесленника или купца осваивалась в процессе домашнего воспитания), но по мере научно-технического развития он увеличился намного (особенно в наукоемких профессиях).

Обыденная культура реализуется в соответствующих формах образа жизни. Образ жизни определяется в числе прочего и родом профессиональных занятий человека (у дипломата неизбежно другие образы жизни, нежели у крестьянина), аборигенными традициями места проживания, но более всего - социальным статусом человека, его сословной или классовой принадлежностью. Именно социальный статус задает направленность экономических и познавательных интересов личности, стиль её досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов престижности, представлений о собственном достоинстве, общемировоззренческих установок, социальной философии и т.п., что составляет основной массив черт обыденной культуры.

Обыденная культура не изучается человеком специально (за исключением эмигрантов, целенаправленно осваивающих язык и обычаи новой родины), а усваивается стихийно в процессе детского воспитания и общего образования, общения с родственниками, социальной средой, коллегами по профессии и пр. и корректируется на протяжении всей жизни индивида по мере интенсивности его социальных контактов.

Современные знания и культурные образцы вырабатываются в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они понимаются и усваиваются соответствующими специалистами, для основной же массы населения язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен. Поэтому обществу требуется система средств по "переводу" информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, по "растолковыванию" этой информации её массовому потребителю, определенной "инфантилизации" её образных воплощений, а также "управлению" сознанием массового потребителя.

Такого рода адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования "взрослые" смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень образованным, остается узким специалистом в одной области, и уровень его специализированности из века в век повышается. В остальных областях ему требуется постоянный "штат" комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и иного рода "гидов", ведущих его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях и т.п.

Реализатором такого рода потребностей и стала массовая культура. Структура бытия в ней задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками и т.п. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и всегда побеждают и пр.

Напрашивается вопрос: а разве в прежние времена не возникало проблем с трансляцией смыслов специализированной культуры на уровень обыденного понимания? Почему массовая культура появилась только в последние полтора-два века, и какие культурные феномены выполняли эту функцию раньше?

По-видимому, до научно-технического переворота последних веков действительно не было такого разрыва между специализированным и обыденным знанием. Единственным исключением была религия. Мы хорошо знаем, сколь велик был интеллектуальный разрыв между "профессиональным" богословием и массовой религиозностью населения. Здесь действительно был необходим "перевод" с одного языка на другой. Эта задача решалась проповедью. Очевидно, церковную проповедь мы и можем считать историческим предшественником явлений массовой культуры.

Феномены массовой культуры создаются профессиональными людьми, преднамеренно редуцирующими сложные смыслы к примитиву. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизация проста по исполнению; хорошо известно, что техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение у представителей "художественной классики".

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);

массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире с помощью типовых программ;

средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер;

система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;

массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ;

индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, может быть, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее. Массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно:

тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному;

индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности);

индустрия интеллектуального досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" населения;

система управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама моды, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарт социально престижных образов и стилей жизни, интересы и потребности, типы внешности;

игровые комплексы - от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности;

всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей.

И никто нам эту "культурную продукцию" не навязывает. За каждым сохраняется право выключить телевизор, когда ему захочется. Массовая культура как один из наиболее свободных по режиму своего распространения товаров на рынке информации может существовать только в условиях добровольного и ажиотажного спроса. Конечно, уровень подобного ажиотажа искусственно поддерживается заинтересованными продавцами товара, но сам факт повышенного спроса именно на это, выполненное именно в этой образной стилистике, на этом языке, порожден самим потребителем, а не продавцом.

В конце концов, образы массовой культуры, как и всякая иная образная система, демонстрируют нам не что иное, как наше собственное "культурное лицо", которое на самом деле было присуще нам всегда; просто в советское время эту "сторону лица" не показывали по телевизору. Если бы это "лицо" было абсолютно чужим, если бы в обществе не имел место действительно массовый спрос на все это, мы бы и не реагировали на него столь остро.

Хотя массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления, не стоит оценивать её только негативно. Массовая культура порождается объективными процессами модернизации общества, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной культуры утрачивают свою эффективность. Массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры.

Так или иначе, но массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения, компетентной только в узкой сфере, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными источниками редуцированной "для круглых дураков" информации. В конце концов, эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык "два прихлопа, три притопа".

Массовая культура, как полагают некоторые специалисты, родилась как восполнение другой, утраченной естественной жизненной среды - тради­ционного общества и его фольклора. Источник у них один и тот же - ши­рокие народные массы, правда, взятые в разные исторические эпохи и пользующиеся разными техническими средствами для выражения своего творческого «Я». Домбра и гусли отражают эпоху ручного ремесла и фольк­лора, а магнитофон и музыкальный центр - эпоху автоматизированного производства и безотходных технологий.

Хотя источник, а лучше сказать - аудитория, у этих форм искусства одна и та же, роль народных масс в их возникновении разная. В народной куль­туре народ являлся автором всех или большинства произведений, в массо­вой культуре он выступает скорее или преимущественно потребителем той продукции, которую сочиняют вполне профессиональные авторы на ком­мерческой основе.

Время появления массовой культуры - середина XX в., когда средства мас­совой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех со­циальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и нацио-

нальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образова­ния, но она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной цен­ностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая ауди­тория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, уста­ревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая куль­тура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популяр­ная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, абоевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда - к высо­кой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она исполь­зуется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигур­ному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочислен­ные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.



В табл. 2 собраны основные формы культуры и даны их характерные черты.

Таблица 2 Основные формы культуры

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная - любой. Высо­кая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народ­ная и этническая - преимущественно необразованными. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. «Творцами и потребителями письмен­ной культуры являются те, кто умеют читать и писать, т.е. образованные слои

общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образо­ванное меньшинство и становится носителем национальной культуры» 50 .

Высокая и национальная культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный характер. В ней пробуют­ся те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно по­няты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специали­сты называют иногда точные сроки - 50 лет. С таким запозданием образцы

высшей художественности опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 г. к власти, первым делом они постара­лись сократить культурное запаздыва­ние, призвав всех художников не увле­каться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», припи­сав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но как по­том оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что худож­ник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня самого при­митивного сознания, вторая - требует от неграмотного, полуобразованно­го крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, посто­янно учиться и совершенствоваться.

Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставать­ся чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и нео­бычное произведение успевает превратиться в ретроградное, консерватив­ное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной куль­турой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, стано­вится модой чуть ли не на следующий день.

Понятия высокой и массовой культуры исторически релевантны, т.е. зависят от интересов и оценки, какую давали произведению искусства в разное время. Так, например, пьесы Шекспира или опера, которые сегодня мы относим к высокому искусству, первоначально, в момент своего рожде­ния, являлись формами массовой культуры. Само понятие эстетического, согласно социологическому взгляду, является социальным конструктом.

Согласно мнению некоторых социологов, высокое искусство, в отличие от массовой культуры, требует специальных знаний, позволяющих правильно его оценить. Само его восприятие и оценка являются серьезным интеллекту­альным и эстетическим опытом, тогда как массовая культура носит чисто развлекательный характер. Другие авторы полагают, что разделение искусст­ва на «высокое» и «популярное» укоренено в исторический и социальный

50 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­альностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 40.

контекст и институциализировано правящими группами с целью укрепления собственного статуса посредством утверждения, что «их» формы искусства «лучше» тех, которые создаются и используются остальными людьми 51 .

В последнее время границы между высокой и массовой культурой стано­вятся более расплывчатыми, что, в частности, проявляется в таком феномене как high-pop - адаптации высокого искусства к массовой культуре, популя­ризации того, что раньше считалось доступным лишь более высоким слоям общества (например, «раскрутка» оперных певцов как поп-звезд, или цикл передач на центральном канале телевидения, подробно представляющих французскую кухню, с которой ранее могли ознакомиться лишь очень не­многие - представители высших слоев - в дорогих ресторанах 52).

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


Введение 3

1. Массовая культура 4

2. Кризис чтения 10

3. Элементы массовой культуры 11

4. Комиксы 12

1. Введение .

Предметом культурологи выступает понятие культуры. Объектом культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой - совокупность результатов их деятельности.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвлённым аппаратом чиновников, средние специалисты и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодёжи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишённых культуры.

2. Массовая культура. .

К массовой культуре относится только те элементы культуры, которые транслируются благодаря массмедиа, или каналам массовой коммуникации - это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стёрлись границы между городом и деревней, а затем между странами. По мнению И. Ламонда, указанные три критерия - телевидение, радио и пресса - отличают массовую культуру от народной. Массмедиа являются формой того, содержанием чего выступает массовая культура.

Хотя корни массовой и популярной культуры, по мнению Лео Ловенталя, уходят в Европу XVI века, в строгом смысле слова их надо считать порождением современного общества. Особенно это касается массовой культуры.

Появление современных средств массовой информации позволило тиражировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким слоями населения. Индустриальное и особенно постиндустриальное общество связывают с двумя важными процессами - распространением массового производства и появлением массового досуга .

Переход к массовому производству произошёл в США в 30-е годы, а к массовому досугу - там же в 50-е годы, посему родиной того и другого считаются США. Отсюда массовое производство и массовый досуг распространились в другие страны мира, пржде всего в Западную Европу. На базе массового производства и массового досуга сформировалась массовая культура. Почему три явления - массовое производство, массовый досуг и массовая культура - тесно связаны друг с другом, и их необходимо рассматривать в тесном единстве?

Массовое производство, распространившееся после появления конвейеров и системы Форда, не только стандартизировало трудовой процесс, облегчило труд, наполнило рынок ширпотребом, но оно ещё позволило значительно снизить цену на товары. Массовое производство послужило причиной нового явления - массового потребления и массового потребителя, а его чаще всего идентифицируют со средним классом, то есть не очень богатыми, но уже не бедными слоями общества.

В середине 50-х годов в США наблюдался быстрый экономический рост и подъём материального благополучия населения, увеличение производительности труда и соответствующее ему сокращение рабочей недели, переориентация среднего американца с ценностей труда на ценности досуга, широкое употребление бытовой техники, повышение уровня грамотности и облегчение досуга населения к институтам культуры, в том числе школам и университетам, библиотекам и театрам, кино и телевидению. Социологи стали говорить о культурной революции досуга, происходящей в период перехода развитых стран от индустриального к постиндустриальному обществу.

В середине столетия в США формировалось общество среднего класса, в котором основной акцент ставился на восходящую мобильность и индивидуальные трудовые усилия. Именно средний класс впоследствии сыграл главную роль в формировании массовой культуры и общества досуга . Характерное тяготение американцев к плодам технической цивилизации, изобретательский пафос и стремление технизировать всё и вся помогли в короткие сроки создать материальные носители массовой культуры - радио, телевидение, транснациональные газетные империи. Наконец, третий фактор - страсть американцев всё, до чего они касаются, превращать в выгодный бизнес, - способствовал коммерциализации досуга среднего и молодого поколения Америки в 50 - 60-е годы.

В конце 60-х годов массовая культура появляется также и в СССР. Но она мало зависит от рынка, массового производства и массового потребления. Главным фактором выступало государство. Массовая культура финансировалась и курировалась государством через масс-медиа, она включала пропаганду и официальную культуру - от фотографии до кино всё было нацелено на пропаганду социалистического образа жизни. Официальная пропаганда стала массовой благодаря внедрению в повседневный быт советских людей магнитофонов, радиоприёмников, телевизоров и, конечно, прессы.

Массовая культура вытеснила на периферию народную культуру, которая постепенно стала забываться. Если бы не фольклорные экспедиции филологов, записывавшие уходящие в прошлое легенды, песни и обряды, то народная (фольклорная) культура не сохранилась бы вовсе. Правда, правительство поощряло проведение фестивалей, конкурсов и смотров народных ансамблей.

Распространение массовой культуры породило научные исследования. В США, а затем и в других странах сформировалась социология массовой культуры.

Феномен массового производства не так уж и безобиден для общества. С одной стороны, оно делает доступным для широких слоёв то, чем в прежние времена пользовалась только элита. Оно улучшает условия труда и быта людей. С другой стороны, оно упрощает наши потребности и вкусы. Общедоступные товары продаются по невысокой цене и выпускаются с невысоким качеством. Репродукции картин Рембрандта или Ван Гога из магазина не передают всей гаммы сильных чувств, которые испытывает человек, созерцающий оригиналы. Но далеко не каждый житель, скажем, России способен приехать в Москву или выехать в Европу для общения с великими подлинниками.

По мнению А.Я. Флиера, массовая культура выполняет важную трансляцию. Язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен широким слоям, поэтому обществу понадобились некие переводчики (трансляторы). Важным шагом стало введение всеобщего и обязательного образования населения, а затем - развитие средств массовой информации (СМИ). Поскольку профессиональные знания постоянно расширяются и углубляются, человеку на протяжении всей жизни требуется присутствие тех, кто растолковывает и адаптирует к его уровню сложную информацию. Наилучшим транслятором является массовая культура, использующая и печать, и телевидение. Многочисленные комментаторы, журналисты, политические обозреватели, шоумены, телезвёзды и др. не только интерпретируют, но и манипулируют нашим сознанием, вбивая в наши головы избитые стереотипы и формулировки.

Массовая культура - это культура на дому. Она всегда с нами. Мы приобщаемся к ней тогда, когда это выгодно и удобно нам, а не авторам или исполнителям.

Но подобное уже случалось в истории человечества. В древности фараоны, султаны, короли приглашали профессиональных артистов к себе домой, и лишь много позже они начали выезжать в «свет», занимая почётную ложу в театре. Салонная культура XVIII - XIX веков - это также домашняя культура. Правда, домашнее музицирование и домашние любительские спектакли являлись привилегией тонкого слоя интеллигенции. Начиная с середины XIX века общение с искусством становится доступным практически всем слоям и происходит в специализированных учреждениях - в музеях, картинных галереях, театрах, консерваториях, концертных залах. Оно доступно широким массам.

Во второй половине XX века искусство вновь возвращается в дом благодаря телевидению, радио, звуко- и видеотехнике, репродукциям, слайдам. Искусство стало домашним, но перестало быть уделом узкого круга избранных.

Из великой тройки масс-медиа - прессы, радио и телевидения - пресса возникла раньше других, став уже в XIX веке носителем формирующейся массовой и популярной культуры. Тиражи газет увеличились по мере роста городского населения. С увеличением числа подписчиков появлялась возможность сделать газету более привлекательной и более дешёвой, сохраняя при этом высокий уровень доходов за счёт увеличения оборота. Газету можно иметь с собой повсюду - на улице и дома. Раньше, чтобы купить её, нужно было идти в киоск. Доставка газеты на дом повышает комфортность и притягательность многотиражной прессы.

Отныне стало возможным консервировать не только фрукты и овощи, но и информацию и развлечения на записывающей технике. Понравившуюся мелодию можно включить в любое врем и в любом месте, слушать её столько раз, сколько захочется. Разумеется, ничего похожего нет в традиционной культуре, основанной на изустной передаче информации и живом источнике. Вторая отличительная черта - несравнимо более широкий диапазон и разнообразие передаваемой информации. В Москве можно увидеть или услышать то, что творится в данный момент в Нью-Йорке или Токио.

Масс-медиа неизмеримо расширяют круг любителей искусства. Первый концерт П.Чайковского в 1891 году, проходивший в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали 2000 человек. Первое в США выступление группы «Битлз» в том же Карнеги-холл в 1964 году благодаря телевидению смотрели и слушали 73 млн человек.

Не менее важная особенность массовой культуры - гибридизация СМИ, то есть соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирование и развлечение, соединило в себе почти все прежние формы информации - школу, кино, радио. В свою очередь, радио ещё до появления телевидения аккумулировало в себе газету (выписки новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радио-спектакли, трансляции концертов), стадион (спортивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзаписей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы - от фотографии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широкодоступной. Коммерческие зрелищные предприятия, ставшие со второй половины XIX века характерной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Теперь актёры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выбирать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать радио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино - самая молодая из всех форм развлечений - поначалу процветало, используя опыт радио и популярность кинозвёзд, до тех пор, пока не пришло телевидение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кризис. С приходом радиовещания и телевидения лишились своей аудитории театр и кино.

Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку». Радио, телевидение и пресса удовлетворяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следовательно, отсутствию какой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распространяться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огромная аудитория получает одну и ту же культуру.

Массовая культура, как более мобильная и технически оснащённая, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посетителей театра, а затем само было вытеснено телевидением. Борьба за аудиторию, конкуренция - новое явление в области культуры, которого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино вынуждены были искать новые формы, стиль, язык выражения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии.

Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и письменной, имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Некоторые специалисты считают, что зрительная информация ведёт к раннему взрослению детей и инфантилизму взрослых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

Специалисты считают, что школярские методы обучения отбили у детей интерес к серьёзным книгам.

3. Кризис чтения.

Кризис чтения проявляет себя в двух формах: а) пассивной грамотности, когда взрослые и дети просто не любят читать, и б) активной неграмотности, или функциональной неграмотности (этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособного к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни), при которой люди любят, но не умеют читать.

Масштабы того и другого явления в развитых странах впечатляющие: в высококультурной Франции количество взрослых, никогда не открывавших книгу, составляет от 50 до 55%; от 23 до 30 млн американцев полностью неграмотны, то есть фактически не могут читать или писать, от 35 до 54 млн полуграмотны - их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо для полноценной жизни в обществе. В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24% неграмотных или функционально неграмотных. В Польше и Германии у 40% детей школьного возраста понимание простейших литературных текстов вызывает затруднение. До 30% учащихся средних школ Франции читают из рук вон плохо и вскоре пополнят ряды нечитающей публики, чьи интеллектуальные запросы ограничиваются комиксами и развлекательными фильмами. Исследователи выявили настоящие культурные пустыни, особенно в сельской области, расположенные всего в нескольких километрах от Парижа. Удивительно, но во Франции существуют, с одной стороны, культурная элита, закормленная всевозможной книжной продукцией и претендующая на роль носителя истинной культуры, а с другой стороны - широкие массы, испытывающие книжный голод и отвергающие предлагаемую им культуру.

Функционально неграмотные люди в той или иной степени культурно ограничены и оторваны от социального и интеллектуального общения. Их можно охарактеризовать следующим образом: слабая учёба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и страха быть осуждёнными знатоками и т.д. Для этой категории читателей мир культуры находится за пределом их жизненных интересов: в библиотеки и книжные магазины они не ходят, а полученное в школе образование вызвало у них скорее отторжение от литературы, нежели стимулировало глубокий интерес к чтению и навыкам самообразования.

4. Элементы массовой культуры.

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и проч.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-просветительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, щоу-бизнес, кино и др.

Но мы выделим только два наиболее типичных для массовой культуры жанра, распространённых во всём мире, - комиксы и кино.

4.1. Комиксы.

К ним относятся устные рассказы или диалоги, сопровождаемые рисунками. При этом выделяют несколько их разновидностей: 1) журнальные и газетные вставки в виде блока смешных рисунков; 2) книжные комиксы, изданные отдельной брошюрой; 3) комиксы-фильмы; 4) комиксы-карикатуры. В стороне стоит особый жанр комиксов, появившихся в конце 60-х годов в андеграундной прессе хиппи и представляющих элемент контркультуры.

Первые газетные комиксы в США появились в 1892 году. В 1946 году в стране каждый месяц подросткам в возрасте до 18 лет продавалось по 60 млн. комиксов. Пик пришёлся на 1954 год, когда в месяц 650 различных книг с комиксами расходились тиражом в 100 млн. В 1928 году появились знаменитые мульткомиксы с Микки Маусом.

Со временем комиксы превратились в мощную индустрию и стали своеобразным культовым символом для многих поколений американцев. К примеру, сериал про звёздные войны занимал воображение подростков более 20 лет. Специалисты полагают, что роль комиксов в США сродни функциям крупного культурного института, выполняющего важную задачу для масс поклонников. Комиксам покорны все возрасты, мужчины и женщины, бедные и богатые почти в равной мере.

Специалисты говорят о возникновении социологии комиксов, которая в качестве субдисциплины имеет свой предмет и объект, эмпирические данные и теоретические наработки, методологию и объяснительные концепции. Научная литература о комиксах насчитывает многие сотни статей и монографий. Учёные анализируют публикации в журналах для тинейджеров, интервьюируют читателей комиксов, проводят кросс - культурные и исторические исследования.

Выяснилось, что комиксы служат не средством убеждать от острых проблем действительности в выдуманный мир, как считалось прежде, а разорвать монотонный ритм будней. Кроме того, высмеивая политических лидеров и кинозвёзд, комиксы служат средством демократического воспитания молодёжи. Контркультурные комиксы пользуются популярностью не у тех, кому от 10 до 18, а у тех, кому за 20. студенты колледжей и университетов находят в самиздатовских газетах и листовках ответы на острые социальные и политические проблемы. Их аудитория - студенчество, испытавшее усталость от норм официальной культуры и ищущее своё место в современно обществе. Чаще всего это род протестной литературы. Сегодня комиксы стали неотъемлемым атрибутом воспитательных и образовательных программ в США.

Культурное значение мультипликационных комиксов можно видеть в том, что их герои давно превратились в дополнительных агентов социализации молодого поколения, выросшего на них. Они учат подростков бороться с трудностями, е бояться опасностей, верить в свои силы и надеяться на успех при любом повороте событий.

Вместе с тем социологи отмечают, что нравственная нацеленность героев комиксов на борьбу со злом почти полностью уравновешивается пропагандой насилия, которым перенасыщены страницы подобной литературы. Иначе карикатурист поступить не может: комиксы одновременно упрощают способы решения реальных проблем, предлагая порой очень примитивные и вульгарные методы: убить, применить насилие, ограбить. Даже если они исходят от злодеев, подростковое сознание всё равно легитимизирует их как правильные и возможные, поскольку они исходят от любимых мультиков.

В целом культурный мир комиксов неоднороден, в нём есть несомненные шедевры, воспитывающие людей в духе уважения моральных идеалов, а есть откровенный ширпотреб, созданный на злобу дня. Вот почему в американской литературе мнения специалистов разделились: сторонники переоценивают прогрессивную культурную роль комиксов, а противники преувеличивают наносимый ими социальный вред. Одни социологи подчёркивают катастрофическую роль комиксов, позволяющих подросткам выпустить накопившуюся энергию и агрессию, а другие указывают на то, что комиксы чаще читают делинквентные подростки, нежели законопослушная молодёжь. Применение специальных тестов, отслеживающих школьные успехи и интеллектуальный уровень подростков на протяжении нескольких десятилетий, свидетельствует о том, что происходит некоторое ухудшение мотивации и достижений в учёбе. Воспитанное на комиксах поколение американцев стало хуже думать и учиться.

4.2. Кино.

Кино появилось первым проводником популярной культуры. Кинематограф зарождался как форма досуга рабочего класса. В конце XIX века в США немое кино, в отличие от театра и журналистов, являлось самой доступной формой развлечения для эмигрантов из Восточной и Южной Европы, которые не понимали английского языка. Эмигрантами были и первые продюсеры кино. Они понимали потребности своей аудитории, создавая комедии, фантастические фильмы и боевики. Ранний кинематограф был крайне незатейлив, лишён внутренней интриги и являл собой набор простейших сценок: садовник разбрызгивает воду из шланга, охотники загоняют зверя.

Когда в 1903 году изобрели кинокамеру, и появилась профессия оператора, фильмы стали более сложными по сюжету. С экрана предстали герои, обладавшие собственным характером и драматургической судьбой. В 1927 - 1928 гг., когда в жизнь вошло звуковое кино, наступил пик кинематографа. Тогда в Америке появились гигантские кинотеатры (на 3 - 6 тыс. зрителей), которые ежедневно посещали от 7 до 10 млн. человек. Звук расширил возможности кино, появились новые жанры, неизвестные немому кинематографу, построенному на пантомиме, в частности, мюзикл, «ужастики», социальное кино.

С 1990 - 1911 годов начинается история величайшей киноиндустрии мира - Голливуда, которую называют ещё мировой «фабрикой грёз». К 1918 году он производил до 97% мирового кинематографа: 841 фильм ежегодно, которые показывались в 21 000 кинотеатров. Шесть гигантов Голливуда - Warner Brothers, Universal, Twentieth Century Fox, Paramount, United Artists и Columbia - зарабатывают ныне по нескольку миллиардов долларов в год, создавая продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. В 70-е годы Голливуд, начав создавать также и телефильмы, превратился в мировую столицу телепродукции.

В 1933 году появились первые кинотеатры с площадкой для автомобилей, а в конце 40-х они стали уже массовым явлением. В начале 80-х каждый четвёртый кинотеатр был для автомобилистов. Хотя кинематограф делал всё, чтобы завоевать успех у американского зрителя, его время, как казалось, неумолимо подходило к концу. После войны интерес к кинематографу падал, а интерес к телевидению, напротив, рос. В середине 70-х в неделю посещали кинотеатры по 20 млн. зрителей (для сравнения: в 20-е годы 100 млн. каждую неделю). По мере заката кинематографа набирало популярность телевидение .

5. Заключение.

Массовое общество противоречиво. С одной стороны, оно сделало книги общедоступными, а вместе с ними сделало общедоступным всеобщую грамотность и научные знания. С другой стороны, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глубокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры.

Массовая культура, как более мобильная и технически оснащённая, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посетителей театра, а затем само было вытеснено телевидением. Борьба за аудиторию, конкуренция - новое явление в области культуры, которого раньше не было.

Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью массовой культуры, приближённостью к аудитории и более высоким уровнем комфортности. В то же время технических достижений прекрасного помощника. Классические произведения литературы и драматургии, народные песни и танцы теперь могли увидеть не десятки, а сотни тысяч человек. Техника кинематографа увеличила эффект воздействия классики на зрителя.

Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино вынуждены были искать новые формы, стиль, язык выражения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии.

1 . Кравченко А.И. ; Культурология: Учебное пособие для вузов. - М. Академический Проект, 2000. - 736 с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Массовая культура - термин ХХ века. Предпосылки возникновения массовой культуры как явления - развитая инфраструктура, доступность средств массовой информации. Ориентир на массы, общедоступность, ведет к низкому уровню массовой культуры как культуры.

    эссе , добавлен 18.02.2009

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

    реферат , добавлен 18.09.2010

    Определение понятия "массовая культура" как социального явления, характеризующего особенности производства ценностей цивилизации в современном обществе. Анализ кич-, мид-, поп-, рок- и арт-культуры. Космополитичность и идейный фундамент массовой культуры.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    Массовая культура в современном обществе играет важную роль. С одной стороны, она способствует а с другой, упрощает понимание их элементов. Это противоречивое и сложное явление, несмотря на характерную простоту, которой обладают продукты масскульта.

    Массовая культура: история возникновения

    Историками не найдена общая точка, на которой могли бы сойтись их мнения о точном времени возникновения этого явления. Однако есть самые популярные положения, которые в состоянии объяснить примерный период возникновения этой разновидности культуры.

    1. А. Радугин считает, что предпосылки масскульта имелись если не на заре возникновения человечества, то уж точно во время когда массово распространялась книга «Библия для нищих», которая и была рассчитана на широкую аудиторию.
    2. Другое положение подразумевает более позднее возникновение масскульта, где его истоки связаны с европейской В это время получили широкое распространение детективные, приключенческие и авантюрные романы благодаря большому тиражированию.
    3. В прямом смысле, по мнению А. Радугина, она возникла в США в конце 19 и начале 20 веков. Он это объясняет возникновением новой формой обустройства жизни - массовизацией, которая находила отображение практически во всех сферах: начиная от политической и экономической и заканчивая бытовой.

    Исходя из этого, можно предположить, что толчком к возникновению массовой культуры стал капиталистический взгляд и массовое производство, которое должно было находить таких же масштабов реализацию. В связи с этим получило распространение такое явление, как стереотипизация. Одинаковость и шаблонность - яркие основные характеристики масскульта, которые распространились не только на предметы обихода, но и на взгляды.

    Массовая культура тесно связана и с процессом глобализации, которая осуществляется, главным образом, посредством СМИ. Особенно это ярко проявляется на современном этапе. Один из ярких примеров - йога. Йогические практики возникли еще в древности, и западные страны не имели к этому ни малейшего отношения. Однако с развитием коммуникации начал происходить международный обмен опытом, и йога была принята западными людьми, начав внедряться в их культуру. Это имеет негативные характеристики, потому что западный человек не в состоянии понять всю глубину и смысл, которые понимают индийцы, занимаясь йогой. Таким образом, происходит упрощенное понимание чужой культуры, и явления, которые требуют глубинного понимания, упрощаются, теряя свою ценность.

    Массовая культура: признаки и основная характеристика

    • Она подразумевает поверхностное понимание, не требующее специфических знаний и поэтому доступна для большинства.
    • Стереотипность - основная черта восприятия продуктов этой культуры.
    • Ее элементы опираются на эмоциональное бессознательное восприятие.
    • Она оперирует средними языковыми семиотическими нормами.
    • Имеет занимательную направленность и проявляется, в большей мере в развлекательной форме.

    Современная массовая культура: «плюсы» и «минусы»

    В настоящий момент она имеет ряд недостатков и положительных признаков.

    Например, этот позволяет тесно взаимодействовать большой группе членов общества, что повышает качество их коммуникации.

    Стереотипы, порождаемые массовой культурой, если они созданы на правдивой классификации, помогают человеку воспринимать большой поток информации.

    Из недостатков выделяется упрощенность культурных элементов, профанация чужих культур и склонность к ремейкам (переделка когда-то созданных и признанных элементов искусства на новый лад). Последнее склоняет к предположению, что массовая культура не в состоянии создать нечто новое, или же способна, но в малом количестве.