Что такое шариковщина и чем она опасна.  «шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести м. а. булгакова «собачье сердце»). Что такое шариковщина

Собачье сердце Булгакова — великое произведение, где раскрыта проблема ни одного поколения, при этом она волнует людей и сегодня. Эта повесть затронула проблему шариковщины и является универсальной, ведь показывает не только жизнь России двадцатых годов, но и заставляет оглянуться вокруг себя, на общество и людей, что нас окружают сегодня. Оказывается произведение актуально, а шариковщина как явление социальное и моральное живет и в настоящее время, о чем и напишем наше .

Если обратиться к сюжетной линии, то мы увидим стремление профессора Преображенского, который был хирургом, создать идеального человека. Путем удивительной операции, с помощью своего ассистента, он пересадил дворняге Шарику гипофиз человеческого мозга. Материал он взял в только что умершего алкоголика и уголовника Чугункина. И вот чудо, пес превратился в человека, которого профессор пытался воспитать, но ничего не получилось. Началась настоящая трагедия, где при поддержке домкома Швондера у Шарикова проявилась ненависть к любому проявлению культурной и духовной жизни. Милый пес превратился в невежественного человека, который стал считать себя хозяином жизни, он стал наглым и агрессивным.

Шариковщина как явление

Булгаков уважал духовные и культурные ценности людей и видел, как все утрачивает свою силу, все уничтожается, теряется смысл этих ценностей под действием революционных перемен. Не мог на все это закрывать глаза писатель, и поднял вопросы, которые как ни странно, актуальны не только в его эпоху жизни. Все явления и образы актуальны и для нашего времени. В революции писатель видит опасный эксперимент, который идет против природы и эта дорога ведет лишь к катастрофе. Самое страшное, что эксперимент и его результаты невозможно предсказать. К каким последствиям могут привести необдуманные решения, мы видим в произведении Собачье сердце. Автор показал появление многочисленных Шариковых, которым чужд стыд, этика. Теперь властвуют Шариковы и шариковщина. Теперь эгоизм, посягательство на чужое, отсутствие нравственности, присутствие безграмотности — это норма, в чем и заключается шариковщина.

Как себя ведут Шариковы? Они дебоширят, бранятся, у них нет авторитетов, а поднимаясь в должности, начинают уничтожать даже себе подобных, как это делает Шариков, получив должность уполномоченного по уничтожению бродячих животных.

Булгаков в итоге исправил ошибку, показав читателям, что может произойти, когда какая-то кухарка становится у власти. Показав, что станет, когда страной будут править Шариковы. Вот только в жизни такие эксперименты сложно исправить, поэтому неуважение, предательство, доносы были тогда, имеются они и сегодня. А это есть ни что иное, как еще одно проявление шариковщины.

Шариковщина в наши дни

Страшно осознавать, но шариковщина живет и здравствует и в наши дни. Вокруг себя мы видим низкую культуру у людей, хамство. Шариковы готовы на любой шаг, чтобы выбиться в князья. При этом сразу сложно их заметить, ведь внешне они очень похожи на всех остальных. А вот внутри них живет нечеловеческая сущность. Только присмотревшись, мы увидим судью, что осудил невиновного, мать, что бросила своего ребенка, врача, что оказался лечить больного, чиновника, что без взяток не может жить. Нравственный упадок, жестокость существуют и сегодня. С этим можно и нужно бороться и только тогда актуальный вопрос шариковщины потряет свою силу. Произведение же Булгакова, как предупреждение для всех нас, позволяющее адекватно оценить свои поступки. Только так можно бороться с пороками, тем самым изживая всех шариковых и делая мир лучше.
Надеюсь, такое время когда-нибудь настанет.

Из повести Булгакова становится понятным термин «шариковщина». В данном случае его название идет от фамилии Шариков и ассоциироваться у читателя с чем-то наглым, необразованным и неконтролируемым.

Шариков Полиграф Полиграфович, появился в результате серьезного научного эксперимента, который проводили профессор Преображенский и доктор Борменталь.

Два заслуженных деятеля медицины сделали операцию по пересадки сердца от человека к собаке. Эксперимент увенчался успехом, и оперируемый пес по кличке Шарик, выжил. Помимо этого «подопытный» постепенно «превратился» в существо, напоминающее человека, то есть Шарикова.

Почему же все-таки в существо, а не в человека? Автор наделяет его способностью ходить, говорить, рассуждать, однако лишает самого главного – души. «Собачья натура» не выродилась из Шарикова. Он становится наглым, лживым, завистливым, к тому же очень глупым. Все эти людские пороки ему достались от , который был при жизни пьяницей и самодуром.

Все попытки профессора воспитать «подопечного» заканчиваются провалом. с презрением относится к своему «спасителю». Он жаждет власти, денег и требует часть жилплощади у Преображенского.

«Шариковщина» творится в квартире профессора. Крики, скандалы, сломанные вещи, пьяные дебоши и похотливые приставания к прислуге. Автор делает акцент на том, что Полиграф превращает жизнь профессора в настоящий ежедневный кошмар. Ведь будучи интеллигентом, никогда не допускал подобного в своей жизни.

Булгаков, дает читателю задуматься о смысле жизни, о том, что каждый человек «кузнец своего счастья». Всегда, какими бы ни были намерения, прежде чем что-то сделать, стоит лишний раз подумать о последствиях. Впустить в свою жизнь «шариковщину» - легко, вывести ее – бывает практически невозможно.

Булгаков специально делает акцент на том, что Шариков прислушивается только к Швондеру. Ведь «пролетариат» не учит добру, манерам и духовному развитию. Он пытается с помощью Полиграфа хоть как-то досадить профессору.

С подачи , Полиграф устраивается на должность. Под его непосредственным руководством должен происходить отлов бродячих животных. Однако все сводится к полному истреблению котов на улицах, так как Шариков к ним питал огромную ненависть.

И в этом случае автор показывает «шариковщину». Ведь даже на работе, Полиграф не перестает думать только о своих интересах. Он пользуется служебным положением, чтобы «поквитаться» с кошками, иными словами, учиняет самосуд.

Шарикову нет места в обществе. Он одинок, но не переживает по этому поводу. Шводнер составляет ему «компанию», которая ведет к утопии обоих. Пролетарий будто бы «затягивает» мужчину, толкая его на «подвиги» лицемерия, жестокости и лжи.

Однажды, присутствовавший при очередном скандале с профессором, доктор Борменталь не выдерживает. Он решает раз и навсегда «расправиться» с агрессором Шариковым.

Жил товарищество кинулось на поиски Полиграфа. Явившись на квартиру к Преображенскому с милицией, Швондер оказался в глупом положении. На пороге их встретило существо, которое еще передвигалось на двух ногах, но уже отдаленно напоминало Шарикова. Через некоторое время «шариковщина» навсегда ушла в небытие...

«...весь ужас в том, что у него

уж не собачье, а именно человеческое

сердце. И самое паршивое из всех,

которые существуют в природе».

М. Булгаков

Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити-ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга-кову отвратительны были бюрократические формы управления страной, он не выносил насилия ни над ним самим, ни над другими людьми. Писатель видел главную беду своей «отсталой страны» в бескультурье и невежестве. И он бросил-ся в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли умы русской интеллигенции. И орудием борьбы Булгаков избрал сатиру. В 1925 г. писатель закончил повесть «Собачье сердце». Содержание повести — невероятная фанта-стическая история превращения собаки в человека — представляла собой остро-умную и злую сатиру на социальную действительность 20-х годов.

Основой сюжета послужила фантастическая операция гениального ученогоПреображенского со всеми неожиданно трагическими для него последствиями. Пересадив собаке в научных целях семенные железы и гипофиз мозга, профессор получил homo sapiens, которого чуть позже назвали Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. «Очеловеченный» бродячий пес Шарик, вечно голодный, всеми, кому не лень, обижаемый, оживил в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом для операции. Им был пьяница и хулиган Клим Чугункин, случайно погибший в пьяной драке. От него Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими со-циальными нравами, и ту бездуховность, которая была свойственна обыватель-ской малокультурной среде чугункиных.

Но профессор не отчаивается, он намерен сделать из своего подопечного че-ловека высокой культуры и нравственности. Он надеется, что лаской и собствен-ным примером сможет повлиять на Шарикова. Но не тут-то было. Полиграф Полиграфович отчаянно сопротивляется: «Всё у вас, как на параде... Салфетку —туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста», а так чтобы по-настоящему, это нет».

С каждым днём Шариков становится всё опаснее. Тем более, что у него появ-ляется покровитель в лице председателя домкома Швондера. Этот борец за соци-альную справедливость и Энгельса почитывает, и статейки в газету пописывает. Швондер взял шефство над Шариковым и воспитывает его, парализуя профессорские усилия. Ничему полезному этот горе-воспитатель своего подопечного не на-учил, зато сумел вдолбить очень заманчивую мысль: кто был ничем, тот станет псом. Для Шарикова — это программа к действию. В очень короткий срок он получил документы, а через неделю-другую стал совслужащим и не рядовым, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Меж-ду тем натура у него, что и была — собачье-уголовная. Нужно видеть и слышать, и какими эмоциями он рассказывает о своей деятельности на этом «поприще»: «Вчера котов душили-душили». Впрочем Полиграф Полиграфович одними кота-ми не довольствуется. Своей секретарше, которая по объективным причинам не может ответить на его домогательства, злобно угрожает: «Попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов».

В повести, к счастью, история двух превращений Шарика имеет счастливый конец: вернув собаку в исходное состояние, профессор, посвежевший и, как ни-когда, весёлый, занимается своим делом, а «милейший пёс» — своим: лежит на коврике и предаётся сладостным размышлениям. Но в жизни, к нашему большо-му сожалению, Шариковы продолжали размножаться и «душить-душить», но уже не кошек, а людей. Материал с сайта

Заслуга М. Булгакова состоит в том, что ему удалось с помощью смеха раскрыть глубокую и серьёзную идею повести: угрожающая опасность «шариковщины» и её потенциальные перспективы. Ведь Шариков и его соратники опасны для общества. Идеология и социальные претензии класса-«гегемона» заключают в себе угрозу беззакония и насилия. Безусловно, повесть М. Булгакова — не только сатира на «шариковщину» как агрессивное невежество, но и предупреждение о вероятных её последствиях в общественной жизни. К сожалению, Булгакова не услышали или не захотели услышать. Шариковы плодились, размножались, при-нимали активное участие в общественной и политической жизни страны.

Примеры этого мы находим в событиях 30—50-х годов, когда безвинных и безответных людей травили, как когда-то Шариков по роду службы отлавливал бродячих котов и собак. Советские Шариковы демонстрировали собачью верность, проявляя злость и подозрительность к тем, кто был духом и разумом высок. Они, как и Шариков Булгакова, гордились своим низким происхождением, низким образованием, даже невежеством, защищаясь связями, подлостью, хамством и при всяком удобном случае втаптывая в грязь людей, достойных уважения. Эти проявления шариковщины очень живучи.

Сейчас мы пожинаем плоды этой деятельности. И никто не может сказать, сколько это будет продолжаться. К тому же, «шариковщина» и сейчас как явле-ние не исчезла, может быть, только поменяла своё лицо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

«…весь ужас в том, что у него

уж не собачье, а именно человеческое

сердце. И самое паршивое из всех,

которые существуют в природе».

М. Булгаков

Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления страной, он не выносил насилия ни над ним самим, ни над другими людьми. Писатель видел главную беду своей «отсталой страны» в бескультурье и невежестве. И он бросил­ся в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли умы русской интеллигенции. И орудием борьбы Булгаков избрал сатиру. В 1925 г. писатель закончил повесть «Собачье сердце». Содержание повести - невероятная фанта­стическая история превращения собаки в человека - представляла собой остро­умную и злую сатиру на социальную действительность 20-х годов.

Основой сюжета послужила фантастическая операция гениального ученогоПреображенского со всеми неожиданно трагическими для него последствиями. Пересадив собаке в научных целях семенные железы и гипофиз мозга, профессор получил homo sapiens, которого чуть позже назвали Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. «Очеловеченный» бродячий пес Шарик, вечно голодный, всеми, кому не лень, обижаемый, оживил в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом для операции. Им был пьяница и хулиган Клим Чугункин, случайно погибший в пьяной драке. От него Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими со­циальными нравами, и ту бездуховность, которая была свойственна обыватель­ской малокультурной среде чугункиных.

Но профессор не отчаивается, он намерен сделать из своего подопечного че­ловека высокой культуры и нравственности. Он надеется, что лаской и собствен­ным примером сможет повлиять на Шарикова. Но не тут-то было. Полиграф Полиграфович отчаянно сопротивляется: «Всё у вас, как на параде… Салфетку -туда, галстук - сюда, да «извините», да «пожалуйста», а так чтобы по-настоящему, это нет».

С каждым днём Шариков становится всё опаснее. Тем более, что у него появ­ляется покровитель в лице председателя домкома Швондера. Этот борец за соци­альную справедливость и Энгельса почитывает, и статейки в газету пописывает. Швондер взял шефство над Шариковым и воспитывает его, парализуя профессорские усилия. Ничему полезному этот горе-воспитатель своего подопечного не на­учил, зато сумел вдолбить очень заманчивую мысль: кто был ничем, тот станет псом. Для Шарикова - это программа к действию. В очень короткий срок он получил документы, а через неделю-другую стал совслужащим и не рядовым, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Меж­ду тем натура у него, что и была - собачье-уголовная. Нужно видеть и слышать, и какими эмоциями он рассказывает о своей деятельности на этом «поприще»: «Вчера котов душили-душили». Впрочем Полиграф Полиграфович одними кота­ми не довольствуется. Своей секретарше, которая по объективным причинам не может ответить на его домогательства, злобно угрожает: «Попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов».

В повести, к счастью, история двух превращений Шарика имеет счастливый конец: вернув собаку в исходное состояние, профессор, посвежевший и, как ни­когда, весёлый, занимается своим делом, а «милейший пёс» - своим: лежит на коврике и предаётся сладостным размышлениям. Но в жизни, к нашему большо­му сожалению, Шариковы продолжали размножаться и «душить-душить», но уже не кошек, а людей.

Заслуга М. Булгакова состоит в том, что ему удалось с помощью смеха раскрыть глубокую и серьёзную идею повести: угрожающая опасность «шариковщины» и её потенциальные перспективы. Ведь Шариков и его соратники опасны для общества. Идеология и социальные претензии класса-«гегемона» заключают в себе угрозу беззакония и насилия. Безусловно, повесть М. Булгакова - не только сатира на «шариковщину» как агрессивное невежество, но и предупреждение о вероятных её последствиях в общественной жизни. К сожалению, Булгакова не услышали или не захотели услышать. Шариковы плодились, размножались, при­нимали активное участие в общественной и политической жизни страны.

Примеры этого мы находим в событиях 30-50-х годов, когда безвинных и безответных людей травили, как когда-то Шариков по роду службы отлавливал бродячих котов и собак. Советские Шариковы демонстрировали собачью верность, проявляя злость и подозрительность к тем, кто был духом и разумом высок. Они, как и Шариков Булгакова, гордились своим низким происхождением, низким образованием, даже невежеством, защищаясь связями, подлостью, хамством и при всяком удобном случае втаптывая в грязь людей, достойных уважения. Эти проявления шариковщины очень живучи.

Сейчас мы пожинаем плоды этой деятельности. И никто не может сказать, сколько это будет продолжаться. К тому же, «шариковщина» и сейчас как явле­ние не исчезла, может быть, только поменяла своё лицо.

    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы - полный бред... Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
    • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]