Культура Голландии. Традиции Голландии. Кухня Голландии. Основные туристические достопримечательности Нидерландов (Голландии)

Самые известные музеи Амстердама, Роттердама, Гааги и Утрехта в предстоящие два года будут сотрудничать в организации больших выставок под общим названием «Культурные города Голландии» (Holland Art Cities), сообщает Нидерландское бюро по туризму и конгрессам.
По словам представителя проекта, в этих четырех городах находится больше произведений искусства на один квадратный метр, чем в любом другом городе мира. Десять музеев будут координировать свою деятельность с туристическими организациями.
Одна из главных целей – обратить внимание публики в зарубежных странах на искусство и культуру Нидерландов. Благодаря сотрудничеству, музеи рассчитывают привлечь дополнительно 200 тысяч иностранных посетителей.

Первая тема экспозиций – «Влияние из-за рубежа». Одним из главных мероприятий станет открытие в июне 2009 года большого здания амстердамского филиала Санкт-Петербургского Эрмитажа (Hermitage Amsterdam). В новых залах этого музея в Амстердаме начнет работать выставка «Русский императорский двор». Ожидается, что на предстоящем в этой связи торжественном мероприятии будут присутствовать королева Нидерландов Беатрикс и высокая делегация из России.
В Амстердаме после реставрации вновь откроется Городской музей (Stedelijk museum), в котором регулярно проводятся выставки современного искусства. В музее «Мауритсхейс» (Mauritshuis) в Гааге 25 февраля 2009 года откроется выставка картин голландского художника Якоба ван Рейсдала (Jacob van Ruisdael), которые он написал в пограничных областях Нидерландов и Германии.
С сентября 2009 года в центре внимания ведущих голландских музеев окажутся современное искусство и дизайн в авторстве молодых художников. В рамках этой темы пройдут не менее 12 разных выставок. В Центральном музее Утрехта (Centraal Museum Utrecht) состоится выставка произведений молодых художников из созданного в 1993 году и ставшего всемирно известным амстердамского дизайнерского бюро "Сухой дизайн" (Droog Design).
В Муниципальном музее (Gemeentemuseum Den Haag) Гааги предстоит выставка произведений Поля Сезана и Пабло Пикассо, а в роттердамском «Кюнстхале» (Kunsthal) вниманию публики будет представлена экспозиция, рассказывающая, как культура и искусство вносят вклад в улаживание международных конфликтов и примирение вовлеченных в них сторон.
С сентября 2010 года до середины 2011 года основной темой выставок будут работы художников 17-20 веков. В 2010 году в гаагском музее «Мауритсхейс» откроется выставка картин старых голландских мастеров из американских частных коллекций. Городской музей Амстердама откроет экспозицию произведений известной южноафриканско-голландской художницы Марлен Дюма (Marlene Dumas).
В рамках проекта «Культурные города Голландии», помимо названных, участвуют такие всемирно известные нидерландские музеи, как амстердамские Государственный музей (Rijksmuseum) и Муей Ван Гога, роттердамский музей «Бойманс ван Бенинген»(Boijmans van Beuningen), утрехтский Музей «Катарейненконвент» (Museum Catharijnenconvent).

Большинство населения Нидерландов живет в городах. Старые голландские города весьма своеобразны, но похожи друг на друга, и это бросается в глаза прежде всего в жилых кварталах: дома здесь из темно-красного камня, а для оживления их архитектурного облика окрашивают рамы окон на фасаде все деревянные детали белой масляной краской.

Одна из достопримечательностей современных нидерландских городов, вызывающая особый интерес туристов, - это башенные с боем и музыкой (как правило, народной). В Амстердаме, например, пять таких курантов, а по всей стране их насчитывается более семидесяти.

Как и в других капиталистических странах, в большинстве промышленных городов выделяются кварталы зажиточных , застроенные красивыми особняками или комфортабельными многоэтажными домами, и рабочие районы, как, например, Йордан в Амстердаме с его узкими и кривыми улицами и старыми перенаселенными домами. часть населения не имеет собственного жилья и вынуждена снимать его.

В Нидерландах остро ощущается нехватка квартир и велика их . В старых городских кварталах часть жилого фонда не отвечает современным требованиям.

Старые типы сельских построек почти совсем исчезли в Нидерландах, их можно увидеть в основном лишь в знаменитом этнографическом музее возле города -нема. Здесь открытым небом собраны со всех частей страны крестьянские дома и предметы народного быта. В так называемых фризских и нижненемецких типах домов жилые и хозяйственные помещения объединены под одной высокой двускатной пирамидальной черепичной крышей. В экспозиции музея «разыгрываются» бытовые сценки, причем в роли актеров выступают великолепно выполненные большие заводные куклы; таким образом создается полная и как бы ожившая традиционного быта голландцев разных областей и провинций.

Как и в других странах, в семьях католиков Нидерландов много детей. Не редкость, например, семьи с 5-6 детьми.

Удел замужних женщин - ведение домашнего хозяйства и детей. Примечательно, что в деревне уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах выполняется в основном мужчинами-фермерами.

В Нидерландах, в основном в сельской местности, сохраняются еще некоторые семейные обычаи. До сих пор часто первого ребенка называют именем родителей отца, а второго - именем родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Во многих семейных обычаях заметны отголоски старых общинных отношений. Например, деятельное участие принимают односельчане в постройке кем-либо из них нового дома, помогают устроиться новой семье, переехавшей в их деревню. Подготовкой к свадьбе нередко занимаются все женщины деревни или городского квартала, где находится новобрачных. В деревне сооружается для молодых, дом их украшен зеленью. В городах свадебный проводится не менее торжественно. в нарядно убранной карете подъезжают к ратуше, где проводится гражданская регистрация брака. Последующее венчание в церкви проводится не всегда. Обязательно устраивается празднование в доме невесты, еще недавно продолжавшееся двое суток.

В Нидерландах много молодежных союзов и обществ, в том числе и домовые клубы, объединяющие юношей и девушек по месту жительства.

В последние годы все более слои населения Нидерландов, особенно рабочий , участвуют в политической жизни страны. Массовыми митингами и манифестациями отмечает День международной солидарности трудящихся - 1 Мая прогрессивная общественность страны, и прежде всего Коммунистическая Нидерландов, демонстрируя высокую сознательность и в борьбе за жизненные права.

Из национальных праздников наиболее популярны 30 апреля - день рождения королевы и 5 - день освобождения Нидерландов от фашистской оккупации. Для Нидерландов, где издавна занимаются цветоводством, очень характерен летний праздник цветов. В этот день все дома, заборы, машины украшаются букетами и гирляндами из живых цветов. По улицам двигаются процессии со сделанными из цветов фигурами животных и людей - героев народных сказок.

Голландцев давно стало обычаем ежегодно отмечать третий вторник сентября. В этот день тронной речью короля (или королевы) открывается в Гааге очередная сессия Генеральных штатов. По установившейся традиции королева подъезжает к дворцу в «золотой» карете, ее встречают королевские гвардейцы в средневековых костюмах; гремит , близлежащие улицы заполнены народом.

Голландцы отмечают также много календарных праздников. Среди них наибольшей популярностью пользуются дни св. Николая и св. Мартина. Эти зимние праздники даже более популярны, чем рождество и ; с ними связано много обычаев и обрядов - и ритуальные огни, и шумные праздничные шествия, и традиционные кушанья.

Большой весенний праздник - , или , как часто называют этот праздник встречи весны в южных провинциях. В Северном Брабанте карнавал - это праздник веселья, забав, шуток; в этот день выбирается «принц карнавала». праздника - масок, причем многие из них --выражение острой политической сатиры.

Народные гулянья, процессии ряженых, танцы устраиваются в дни кермесов - когда-то религиозных, а теперь уже почти повсюду светских праздников, очень распространенных в Нидерландах.

Непременная часть народных праздников - . Часто устраиваются состязания в беге, в метании копья, в стрельбе в из лука или ружья. В Нидерландах около 450 стрелковых клубов, многие из которых - «наследники» стрелковых гильдий.

В Нидерландах очень популярен. Более 2 млн. голландцев входят в различные спортивные клубы. Истинно национальный спорта и в то же время любимое развлечение людей всех возрастов - . Этому же благоприятствуют природные условия Нидерландов. В морозные зимы, когда многочисленные каналы и озера замерзают, вся страна как бы превращается в один огромный каток. Прежде коньки были и важным средством передвижения: нередко можно было видеть на льду пожилую голландку, спешащую на рынок, или почтальона, врача. Среди неоднократных чемпионов по конькобежному спорту много голландских спортсменов.

Самую большую популярность в стране завоевал . Сборная Нидерландов относится к числу сильнейших в мире, а клубные команды не раз были обладателями различных кубков, разыгрываемых в Европе. Широко развит в стране . В последние годы большой популярностью пользуется дзюдо. Нидерландские спортсмены одерживали победы в этом виде спорта даже лучшими японскими борцами.

Хорошо поставлено детей в школах. Большое придается художественному, эстетическому воспитанию детей.

В Нидерландах введено обязательное восьмилетнее бесплатное - с 7 до 15 лет. Подготовку к школе от 4-х до 6 лет получают часто в детских садах. Первая школьного обучения - шестилетняя . Полное среднее общее образование дают гимназии и реальные школы (атениумы).с шестилетним сроком обучения. После окончания этих школ учащиеся получают право поступать в . Существуют средние школы с продолжительностью обучения от 3 до 4 лет, которые не дают права поступления в высшие учебные заведения.

Среднее образование можно получить или в государственных, или в частных школах; последние нередко делятся на протестантские и католические. дают 15 высших учебных заведений страны, среди которых 6 университетов.

Особенно хорошо в Нидерландах развиты естественные науки. В этой области ученые страны внесли большой вклад в мировую науку. Механик, физик и математик Гюйгенс (XVII в.) создал волновую теорию, был одним из первых исследователей в области теории вероятностей. Огромны его заслуги в астрономии: он работал над созданием «планетной» машины - прообраза современного планетария. Выдающимся физиком, создателем электронной теории был Лоренц (XIX-XX вв.). В области биологии широко известно Левенгука - основоположника научной микроскопии (XVIII в.).

Голландцы могут гордиться и , что в их стране в 1618 г. начала выходить первая в Европе . были также первым европейским государством, в котором уже с 1919 г. начали регулярно передаваться радиопрограммы.

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве.

Произведения нидерландских мастеров XVI-XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. В сформировавшейся в этот период голландской художественной школе, оказавшей огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства, преобладало реалистическое направление.

На картинах Яна , Иоханнесса Вермеера, Питера Хоха и других прославленных мастеров той эпохи отображается повседневная народа со множеством точно схваченных деталей, которые придают картинам оттенок особой доверительности. В полотнах братьев Ван Эйков, основоположников нидерландского искусства XV в., и Питера Брейгеля проявляется глубокая к родной стране, к изображению жизни простого люда.

Реалистическая еще более отчетливо прослеживается в первой половине XVII в., в наибольшего расцвета нидерландской живописи. В этот «золотой » в Нидерландах развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой . Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. связан с именем Адриана ван , изображавшего на своих полотнах сюжеты из крестьянской жизни. В жанре пейзажа работали Ян ван Дейк, Херкюлес Сегерс. и др. Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

Традиции «золотого века» в живописи продолжались в Нидерландах и в последующие столетия. Достаточно вспомнить о таких видных живописцах, как Ван Гог и Ян Бартолд Йонгкинд (XIX в.). В XX в. большой популярностью в Нидерландах пользовались Мондриан - представитель «неопластицизма» (вида абстрактной живописи) и абстракционист К. Аппел. Международное признание получили мастера нидерландской живописи и скульптуры Кузейн и Виссер.

Среди графиков наиболее популярен Мауриц Эсхер, гравюры которого демонстрировались во многих странах мира.

Труженика, борца особенно большое место занимает в творчестве известного голландского скульптора коммуниста Фредерика Сигера. Среди его работ - образы общественных деятелей, рабочих, борцов Сопротивления (в числе которых был и он сам). Сигер - из первых зарубежных скульпторов, воплотивших ), Герарда Корне-лиса ван хет Реве, Волькерса, Вил-лема Херманса и Харри Мулисха.

Нидерландской музыки имеет богатые традиции, связанные с деятельностью талантливых средневековых композиторов Иоханнеса ван Окегхема и Якоба Обрехта. Во всем мире известен Амстердамский филармонический , которым руководит выдающийся дирижер Бернард Хайтинк. Немалой популярностью пользуются филармонические оркестры Гааги и Роттердама. Среди современных композиторов наиболее популярны Биллем Пейпер и Хенк Бадингс.

За последние годы в Нидерландах были достигнуты значительные успехи в области хореографического искусства.’ Две основные балетные труппы добились международного признания. Особенно популярен Нидерландский национальный , руководимый Руди Данцигом.

У туристов Нидерланды обычно ассоциируются с полями тюльпанов, деревянными башмачками (кломпами), ветряными мельницами и конечно необычными законами. А если спросить местного жителя о культуре Голландии, то он, скорее всего, назовет живопись, архитектуру и дизайн основными культурными ценностями страны.

Итак, чем же известна культура Голландии и как успеть за небольшое время охватить все богатства этой прекрасной страны.

Кломпы

Самый эффектный элемент голландского национального костюма - это деревянные башмаки или кломпы. Традиционно кломпы использовались в качестве безопасной и дешевой обуви для работы на фабриках и в полях.

Сегодня это популярный и необычный сувенир можно купить на каждом шагу, а при желании не составит труда отыскать магазин, где делают действительно удобные башмаки, которые подойдут в повседневной носке, если, конечно, дизайн вам по вкусу.

Тюльпаны

Тюльпаны в Голландии давно стали символом страны и, несомненно, ее украшением.

Тюльпаномания - период в истории Голландии (1634-1637), когда спрос на луковицы тюльпанов был настолько высок, что они достигали невероятной цены. За три луковицы можно было купить дом, а одну давали в качестве достойного приданного на свадьбе. Не трудно догадаться, что луковицы были главной темой разговора во всех слоях общества.

Мельницы

Ветряные мельницы в Голландии - настоящий музей под открытым небом и излюбленные модели фотографов со всего мира.

В свое время мельницы служили для осушения озер, изготовления круп и муки, краски, масла, горчицы и многого другого. Неудивительно, что на равнинах Нидерландов количество мельниц стремительно росло, пока их не заменили более современные технологии.

Район Киндердейк в 15 км к востоку от Роттердама, где расположен комплекс ветряных мельниц, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Живопись

Нидерланды могут похвастаться самым большим количеством музеев в мире. А коллекция живописи - одна из самых блистательных и разнообразных.

Самые известные музеи в Голландии:

  • Государственный музей (Rijksmuseum), Амстердам
  • Музей Ван Гога (Van Gogh Museum) , Амстердам
  • Музей Бойманс-ван Бёнинген (Boymans-van Beuningen), Роттердам
  • Мауритсхёйс (Mauritshuis), Гаага
  • Дворец Лоо (Het Loo), Апелдоорн

Среди самых известных голландских живописцев такие выдающиеся личности, как Рембрандт, Франс Халс, Вермеер, Ван Гог, Босх, Брейгель и многие другие.

Известные современные художники: Гер ван Элк, Ян Диббетс, Петер Стрёйкен, Роб Схолте.


Архитектура и дизайн

Архитектура Нидерландов - одно из главных достояний страны, известностью пользуются здания на каналах Амстердама, а также современная застройка центров Роттердама.

В дизайне голландцы придерживаются простоты и ясности форм. Строгий стиль дизайна прослеживается в организации городских улиц, а также в планировке современных зданий.

События и праздники в Нидерландах

Девять основных праздников в Нидерландах (являются выходными).

  • 1 января - Новый год
  • Март-апрель - Великая пятница
  • Март-апрель - Пасха
  • 27 апреля - День короля
  • 4 мая - День поминовения
  • 5 мая - День освобождения
  • Через 40 дней после Пасхи - Вознесение Господне
  • Через 7 недель после Пасхи - День Святой Троицы
  • 25 декабря, 26 декабря - Рождество Христово

В Нидерландах проходят красочные карнавалы и фестивали:

  • 10 февраля - Традиционный карнавал
  • 14 апреля - День музеев
  • 20 апреля - Конкурс цветов
  • 30 апреля - День королевы
  • 11 мая - День велосипедиста
  • 1 июня - Праздник селедки
  • 7 сентября - Парад цветов в Алсмеере
  • 11 ноября - День Святого Мартина
  • 6 декабря - Католический день Святого Николая
  • 21 декабря - День святого Томаса в Нидерландах
  • 26 декабря - День Святого Стефана
  • 31 декабря - День Святого Сильвестра

Музей как пространство игры: интервью
с куратором Жан-Юбером Мартеном

Все статьи автора

— директор отдела культуры Posta-Magazine


О музее XXI века, транcкультурных выставках и трудностях сохранения современного искусства в интервью Posta-Magazine рассказал Жан-Юбер Мартен, один из самых известных и авторитетных международных кураторов.


В 2021 году, за несколько месяцев до закрытия главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина на реконструкцию, в пустующих залах музея развернется курируемая Жан-Юбером Мартеном выставка «Древние украли все наши идеи».

Основу выставки, состоящей из тридцати тематических глав, составит коллекция Пушкинского музея, которую дополнят многочисленные произведения из других российских и зарубежных собраний. Жан-Юбер Мартен известен громкими проектами, расширяющими границы искусства, в которых он объединяет разные культуры, смешивает эпохи, признанные шедевры и работы, на которые традиционная история искусств смотрит свысока. Такова будет и готовящаяся выставка в Москве: сложносочиненное, многослойное повествование, каждую главу которого откроет знаковое для Пушкинского музея произведение, представленное в неожиданном контексте из ряда работ отечественных и зарубежных художников, а также анонимных мастеров древних цивилизаций. Одним словом, это будет время открытий, столь любимых самим Мартеном.

Бывший директор парижского Центра Помпиду, Кунстхалле в Берне и других крупных музеев, Жан-Юбер Мартен впервые показал европейской публике искусство Ильи Кабакова, курировал первую парижскую выставку Казимира Малевича, открыл имена уже ставших прижизненными классиками Кристиана Болтански, Аннет Мессаже, Даниеля Бюрена и других. С Россией его связывает давняя дружба: он выступал сокуратором легендарных перекрестных выставок «Париж — Москва» (1979) и «Москва — Париж» (1981), а также III Московской биеннале современного искусства в 2009 году.

Мы встретились с Жан-Юбером Мартеном в Пушкинском музее на ежегодной международной конференции «Випперовские чтения», посвященной развитию музеев в современном мире и программе «Пушкинский XXI», которая призвана знакомить зрителя с актуальным искусством наших дней и одновременно интегрировать его в классическое наследие.

: В вашей лекции на «Випперовских чтениях» вы говорили о необходимости адаптации музеев к современным реалиям, в частности к цифровой культуре. Какая модель общения со зрителем, на ваш взгляд, наиболее перспективна?

: Я не говорю о том, что все музеи должны измениться, но в некоторых случаях необходимо уходить от хронологического принципа подачи информации. Если зритель не профессиональный искусствовед и не обладает узкоспециальными знаниями по теме, он не может соотнести то, что видит на выставке, с историческим контекстом.

Для меня важно, что говорят и как выглядят сами произведения искусства, и это считывается без дополнительных подсказок в виде экспликаций даже неподготовленным зрителем. Мне интересно находить параллели в искусстве разных эпох и культур. Я считаю, что произведение искусства только выигрывает, если мы представляем его не сухим академическим языком, а в игровой форме, лишая его в некотором смысле нимба сакральности, который нередко мешает непредвзятому, непосредственному восприятию.

Вы также говорили о том, что хотите, чтобы зрители воспринимали выставки как развлечение, приятное времяпрепровождение, как, например, музыкальный концерт, но при этом, разумеется, интеллектуальное. Сохраняется ли сегодня восприятие музеев широкой публикой как заведений «высокой», а потому сложной для восприятия культуры, по вашему мнению?

Думаю, да. Что, в общем, не так уж неправильно. Но нам необходим баланс: с одной стороны, мы должны объяснить ценность великого произведения искусства, но, с другой, ничто не мешает нам предстать с менее «ценными» работами или объектами массовой культуры. Это разрушает сложившуюся иерархию «высокого» и «низкого», позволяет посмотреть на искусство свежим взглядом, открыть неожиданные аналогии.

В Великобритании и ряде других стран музеи сегодня рассматриваются не только как хранители культурного наследия, но и агенты позитивных социальных изменений. Каким потенциалом обладают музеи в этом качестве, по-вашему?

Социальный аспект крайне важен. В музее встречаются люди из разных социальных слоев. Даже если они не общаются друг с другом на выставке, их объединяет сам факт того, что они находятся в одном пространстве, куда их привела общая потребность: понять мир через искусство. Возвращаясь к тому, что я говорил ранее о развлечении: думаю, что, обращаясь к эмоциям зрителей, позволяя им получать удовольствие от искусства, куратор пробуждает их любопытство, мотивирует узнать больше о художнике, эпохе и т. д.

Каким образом музеи интегрированы в арт-рынок?

Музеи связаны с арт-рынком в том смысле, что время от времени они покупают произведения искусства для своих фондов, а также могут сотрудничать с коммерческими галереями, которые предоставляют работы для того или иного выставочного проекта. В остальном музейная и коммерческая сферы у нас во Франции строго разделены. Так, согласно профессиональной этике, куратор не может работать в музее и при этом быть вовлеченным в арт-рынок.

В чем особенности руководства музея классического и современного искусства?

Это совершенно разные вещи. Музей современного искусства имеет дело не только с работами, но часто и с самими художниками, с которыми необходимо выстраивать диалог. А, скажем, в музее древностей вы работаете исключительно с произведениями прошлого, которые интерпретируете. У меня часто возникает чувство, что, если бы в офис куратора явился Рембрандт или Хогарт, то он бы их выгнал, потому что его взгляды на искусство Рембрандта и Хогарта не совпали бы с тем, что он мог бы услышать от самих авторов. (Смеется.)

И собственно музеефикация современного искусства сопряжена с определенными сложностями...

Одна из проблем музеев современного искусства в том, что многие работы — инсталляции — занимают много места и, более того, нередко хрупки и быстро разрушаются. Если живопись и скульптуру не так сложно перемещать из хранилища в музейный зал и обратно, то с современным искусством дело обстоит иначе: зачастую оно требует специфических технических навыков для монтажа и демонтажа — умения обращаться с камерами, видеопроекторами, световым оборудованием и т. п.

Технологии развиваются так быстро — как, например, быть с устареванием видеоформатов?

На этот счет существуют две противоположных точки зрения. Одни считают, что, скажем, в инсталляции Нам Джун Пайка (американо-корейский художник, пионер видеоарта. — Прим. ред. ) 1950-х годов сегодня нужно использовать ту же модель телевизора, что была в оригинале. Другие, зачастую сами художники, гораздо легче к этому относятся, разрешают такие технические замены, если это не нарушает художественного замысла. Так, музеям очень дорого обходится хранение кассет VHS, которые требуют не только определенных условий, но и реставрации пленки. Появились даже специальные компании, которые восстанавливают VHS и переводят их в цифровой формат.

Общий принцип вашей кураторской практики можно определить как преодоление временных и пространственных границ и общепринятых концептов. Насколько этот подход сегодня получил распространение?

Одна из самых выраженных тенденций сегодня — концепция трансисторических и транскультурных выставок. Во французском языке мы обозначаем ее термином décloisonnement, что означает «устранение границ, преград». Она имеет своих сторонников и противников и сейчас является предметом обсуждений и споров. В конце 1960-х, когда я был студентом, нас учили, что на одной выставке нельзя представлять предметы из разных исторических и географических контекстов, если у них нет никаких точек пересечения. Но этот академический подход постепенно теряет позиции с развитием глобализации. Сегодня мы значительно свободнее. И художники, и зрители иначе воспринимают мир, способны сравнивать и проводить аналогии. Поэтому в одном выставочном пространстве могут появляться предметы из совершенно не связанных контекстов, но при этом объединенные по какому-то другому признаку: формы, цвета, материала. Это стимулирует воображение и новые идеи. Я убежден, что в интерпретации искусства мы не должны ограничиваться историческим аспектом. Что, собственно, только подчеркивает его поэтическую, вневременную сущность.

Мне кажется, это похоже на то, что происходит в современном театре, где зритель часто становится соавтором или непосредственным участником спектакля.

Да, эта тенденция наблюдается и в других видах искусства. В музыкальном концерте, например, Моцарт может соседствовать одновременно с The Beatles и Кейджем, и это интересно, потому что позволяет избавляться от ярлыков и сформированных представлений. Более того — такой подход привлекает в музеи молодую аудиторию, которая формируется современной эклектичной культурой.

Когда вы только начали практиковать ваш подход, приходилось сталкиваться с сопротивлением? Как вы его преодолевали?

Было непросто. (Смеется.) В 1978-м, когда я курировал первую в Париже выставку Малевича, я заметил любопытную вещь: критики и журналисты подходили ко мне, задавали вопросы так, как будто я был живым голосом Малевича. Мне это казалось таким странным. И я подумал: не хочу на всю оставшуюся жизнь остаться специалистом по Малевичу. Я очень любопытен. Для меня искусство — фантастическая область, неисчерпаемый источник открытий. Притом что я высоко ценю профессионалов в той или иной узкой области, самому мне гораздо интереснее история искусств во всем многообразии и сложности. Но в то же время мне доставляет удовольствие анализировать конкретные работы, открывая в них все новые значения и спрятанные смыслы. Отсюда и мой синтетический подход.

В какой стадии сейчас подготовка выставки в Пушкинском музее?

В довольно продвинутой, мы многое сделали, потому что изначально она планировалась на 2019 год, но в связи с проектом по реконструкции главного здания ее сдвинули на 2021 год. Я работаю над этой выставкой почти два года, у меня уже есть общая структура и список экспонатов. Конечно, некоторые детали в процессе изменятся, но принципиальная концепция готова.

Расскажите о своих недавних искусствоведческих открытиях — возможно, в процессе работы над выставкой в Пушкинском музее.

Пару недель назад я получил каталог выставки «Искусство смеха» в Музее Франса Халса, который с большим удовольствием прочел от корки до корки. Выставка посвящена комической живописи XVII столетия, золотого века голландского искусства, и является результатом многолетнего исследования. Картины с юмористическими сюжетами — довольно интересный культурный факт для тогдашнего протестантского общества. Долгое время считалось, что эта живопись, часто фривольного содержания, служила антипримером, показывая, как нельзя себя вести. Но, согласитесь, сложно представить себе отца семейства, повесившего у себя дома в столовой сцену с женщинами легкого поведения, который говорит своим детям, что они ни в коем случае не должны повторять ее в жизни. Конечно, были люди, которые строго придерживались религиозных норм, но были и другие, которые к морали относились менее серьезно и к тому же имели достаточно денег, чтобы заказывать художникам подобного рода картины.

Как сегодня меняется образование в области искусства?

Все зависит от страны. Я могу говорить, как обстоят дела во Франции. Начиная с 1960-1970-х годов, с появлением концептуального искусства, художественные школы развивались очень быстро. В некоторых случаях даже слишком быстро. В конце 1970-х был момент, когда в вузах совсем перестали преподавать рисунок и живопись, но сейчас мы к этому вновь возвращаемся. Надеюсь, что сегодня установился определенный баланс. У нас много художественных школ, и каждая специализируется на том или ином направлении, так что студенты могут выбирать, исходя из своих интересов и навыков, которые они хотят освоить.


КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ГОЛЛАНДИИ

Отправляясь на отдых в Голландию, не удивляйтесь глубоким различиями в наших культурах.

Это может походить на клише, но голландцы неистово либеральны и полагают, что человек должен быть свободным и независимым, делать то, что он хочет, пока это не причиняет беспокойства другим людям. Социальные отношения в Голландии легко можно проиллюстрировать наличием в свободной продаже так называемых «мягких» наркотиков. Они также либеральны по отношению к еде и всяческим диетам - без всяких угрызений совести едят холестериновое мясо, десерты и запивают все алкоголем.

Голландцы очень сдержанны и терпимы к чужому мнению, их вежливость вошла в поговорку.

Роскошно одеваться в Амстердаме не принято: это признак расточительности, а значит дурной тон. К тому же амстердамцы - народ простой, и считают, что даже если кто и располагает большими средствами, то совершенно незачем выставлять этот факт напоказ и добиваться чьего-то расположения своим видом.

Живопись всегда занимала первые места на повестке дня в Голландии. Нидерланды породили целое царство известных живописцев - Рембрант, Франс Халс, Джохэйннс Вермир, Винсент ван Гог, Пиет Мондриан, Мауриц Ешер.

Мировую славу завоевал нидерландский балет. Большие успехи достигнуты в области оперного искусства. В Нидерландах работают около десяти симфонических оркестров.

ПРАЗДНИКИ

В канун Нового года голландцы празднуют день святого Сильвестра. 31 декабря все спешат встать пораньше: тот, кто встал последним, получает прозвище “Сильвестр” и должен заплатить штраф. В старые времена девушки старались быть особо прилежными и выполнить всю свою работу до захода солнца, чтобы в наступающем году обязательно выйти замуж. А голландские дети больше всего любят день Святого Николая (5 декабря). В этот день они устраивают костюмированные шествия и получают в подарок мешочки с традиционными сладостями. И все же главный праздник - это 25 декабря, Рождество.

Голландские тюльпаны

В Голландию тюльпаны завезли из Турции, поэтому их стали называть «тюльпан» (от искаженного турецкого «тюрбан» – головной убор). В Золотом веке тюльпан стал символом благосостояния голландцев. В 30-е гг. XVII в. три луковицы сорта Семпер Август (Semper Augustus) были проданы на аукционе за 30 тыс. гульденов (столько же стоил дом в самом престижном районе Амстердама).
История с тюльпанами - возможно, самый известный случай, когда люди ради быстрого обогащения совершали необдуманные поступки. Эта история началась в 1593 году, когда некий голландский профессор привез домой из Турции луковицы необычных цветов. В последующее десятилетие цветы имели большой успех, и вскоре их цена резко возросла. Многие из цветов были подвержены воздействию специфических цветочных заболеваний, что привело к появлению тюльпанов с более оригинальной окраской, которые ценились еще дороже.

Вскоре «тюльпания» набрала неслыханные обороты. Торговцы закупали все больше и больше тюльпанов. Цены на луковицы росли все быстрее. Люди стали видеть в тюльпанах очень привлекательный инвестиционный инструмент. В этот процесс оказались вовлечены буквально все слои общества. Пик «увлечения» тюльпанами пришелся на 1634-1637 года. Люди продавали свои земли, дома, драгоценности, надеясь, что тюльпаны сделают их богаче. Все ожидали, что скоро другие страны начнут также покупать луковицы, и цены возрастут еще больше. В 1637 году некоторые инвесторы решили зафиксировать часть прибыли и начали продавать тюльпаны. Хотя правительство уверяло, что никаких причин для беспокойства не существует, никто уже не слушал. Цены снижались с катастрофической быстротой. Вскоре цена на луковицу тюльпана практически не отличалась от цены обыкновенного лука.

Кто-то может возразить, что в этой истории есть выигравшие и проигравшие. В самом деле, те, кто был вначале этого процесса, получили сверхвысокие доходы. Те, кто присоединились позже и не успели во время продать, потеряли практически все. Но, в конечном счете, проигравшими оказались все жители страны, поскольку вскоре после окончания «тюльпании» в Голландии наступил жестокий экономический кризис.