Краткая биография шумана для детей. Краткая биография шумана. Последний удар судьбы

По праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.

Детство и юность

Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.

Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.

Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.


Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.


Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них - тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.


Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.


Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.


При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Личная жизнь

С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. В 1840 году состоялось бракосочетание молодых. Этот год считается самым плодотворным для музыканта – написано 140 песен, а также год примечателен присвоением ученой степени доктора философии Лейпцигского университета.


Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.

До свадьбы музыкант боролся за право стать мужем знаменитой пианистки, в большей степени с отцом девушки, который категорически не одобрял намерения Шумана. Вопреки препятствиям, созданным будущим тестем (дело дошло до судебных разбирательств), Роберт Шуман женился по любви.


После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.

История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.

Смерть

В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.


После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

Произведения

  • 1831 – «Бабочки»
  • 1834 – «Карнавал»
  • 1837 – «Фантастические отрывки»
  • 1838 – «Детские сцены»
  • 1840 – «Любовь поэта»
  • 1848 – «Альбом для юношества»

Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. «Разум ошибается, чувство - никогда» - таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.

Краткая биография Шумана

8 июня 1810 году в небольшом саксонском городке Цвиккау произошло радостное событие - в семействе Августа Шумана родился пятый ребенок, мальчик, которого назвали Робертом. Родители тогда и подозревать не могли, что эта дата, как и имя их младшего сына, войдет в историю и станет достоянием мировой музыкальной культуры. Они были абсолютно далеки от музыки.


Отец будущего композитора Август Шуман занимался книгоиздательством и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Почувствовав в мальчике литературную одаренность, он сумел с раннего детства привить ему любовь к писательству и научил глубоко и тонко чувствовать художественное слово. Как и отец, мальчик зачитывался Жан Полем и Байроном, впитывая со страниц их сочинений все очарование романтизма. Увлечение литераторством он сохранил на всю жизнь, но его собственной жизнью стала музыка.

Согласно биографии Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять.

После окончания гимназии юноша, уступая желанию матери, поступает в Лейпцигский университет на юриспруденцию, но будущая профессия его ничуть не увлекает. Учеба кажется ему невыносимо скучной. Втайне Шуман продолжает мечтать о музыке. Его следующим учителем становится знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством он совершенствует технику фортепианной игры и, в конце концов, признается матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помогает Фридрих Вик, считающий, что его подопечного ждет блестящее будущее. Шуман одержим стремлением стать виртуозным пианистом и концертировать. Но в 21 год травма правой руки навсегда ставит крест на его мечтах.


Оправившись от потрясения, он решает посвятить свою жизнь сочинению музыки. С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы «Вариации», «Карнавал », «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Детские сцены », «Крейслериана». Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает «Новую музыкальную газету», в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты.


1840 год ознаменовался для композитора желанным брачным союзом с Кларой Вик. Испытывая необыкновенный душевный подъем, он создает циклы песен, обессмертивших его имя. Среди них - «Любовь поэта », «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Вместе с супругой они много гастролируют, в том числе дают концерты в России, где их принимают очень восторженно. Большое впечатление на Шумана произвела Москва и особенно Кремль. Эта поездка стала одним из последних счастливых моментов в жизни композитора. Столкновение с реальностью, заполненной постоянными заботами о хлебе насущном, повлекло за собой первые приступы депрессии. В своем стремлении обеспечить семью он переезжает сначала в Дрезден, затем в Дюссельдорф, где ему предлагают пост музыкального директора. Но очень быстро выясняется, что талантливый композитор с трудом справляется с обязанностями дирижера. Переживания по поводу своей несостоятельности в этом качестве, материальные трудности семьи, в которых он считает себя виновным, становятся причинами резкого ухудшения его душевного состояния. Из биографии Шумана мы узнаём, что в 1954 году стремительно развивающаяся душевная болезнь чуть не довела композитора до самоубийства. Спасаясь от видений и галлюцинаций, он полуодетый выскочил из дома и бросился в воды Рейна. Его удалось спасти, но после этого случая его пришлось поместить в психиатрическую больницу, откуда он больше не вышел. Ему было всего 46 лет.



Интересные факты о Роберте Шумане

  • Имя Шумана носит международный конкурс исполнителей академической музыки, который так и называется - Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Впервые он состоялся в 1956 году в Берлине.
  • Существует музыкальная премия имени Роберта Шумана, учрежденная мэрией Цвиккау. Лауреатов премии чествуют, по традиции, в день рождения композитора - 8 июня. В их числе - музыканты, дирижеры и музыковеды, внесшие весомую лепту в популяризацию произведений композитора.
  • Шумана можно считать «крестным отцом» Иоганнеса Брамса . Будучи главным редактором «Новой музыкальной газеты» и уважаемым музыкальным критиком, он очень лестно отозвался о таланте молодого Брамса, называя его гением. Тем самым он впервые обратил на начинающего композитора внимание широкой публики.
  • Приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать «Грезы» Шумана.
  • В подростковом возрасте Шуман под чутким руководством отца работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.
  • В честь 200-летия Шумана в Германии была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро с портретом композитора. На монете выгравирована фраза из дневника композитора: «Звуки - это возвышенные слова».


  • Шуман оставил не только богатое музыкальное наследие, но и литературное – в основном автобиографического плана. На протяжении всей жизни он вел дневники - «Studententagebuch» (Студенческие дневники), «Lebensbucher» (Книги жизни), есть еще«Eheta-gebiicher» (Дневники брака) и «Reiseta-gebucher» (Дорожные дневники). Кроме того, его перу принадлежат литературные заметки «Brautbuch» (Дневник для невесты), «Erinnerungsbtichelchen fiir unsere Kinder» (Книжечки воспоминаний для наших детей), Lebensskizze (Очерк жизни) 1840 года, «Musikalischer Lebenslauf -Materialien – alteste musikalische Erinne-rungen» (Музыкальная жизнь – материалы – ранние музыкальные воспоминания), «Книга проектов», в которой описывается процесс написания собственных музыкальных произведений, а также сохранились его детские стихи.
  • К 150-летнему юбилею немецкого романтика в СССР выпустили почтовую марку.
  • В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен «Мирты», которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.


  • Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.
  • Младшего сына композитора звали Феликс - в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона .
  • Романтическая любовная история Клары и Роберта Шумана была экранизирована. В 1947 г. был снят американский фильм «Песнь любви» (Song of Love), где роль Клары исполнила Кэтрин Хепбёрн.

Ему запрещали любить, приказывали забыть о Кларе Вик… А он все равно женился по любви. Жена была не только талантлива, супругу под стать, но и преданна ему до самой смерти…

Стать гением для начала

Родился 1810 года, в Цвиккау (Германия). Его растили, окружая восхищением и обожанием. Ведь мальчик с раннего детства проявлял незаурядные способности в литературе и музыке. Однако после того, как Роберт окончил гимназию в родном Цвиккау, мама не верила в то, что ее сын может стать знаменитым композитором. Ведь сколько можно заработать на жизнь музыкой? Да и как соревноваться с такими, как Мендельсон или Шопен? Как же она ошибалась! Ведь несмотря на потраченные годы в изучении юриспруденции Роберт совершенно точно решил: музыка для него на первом месте.

Он бросил все, чтобы развивать свой талант. Но еще одним толчком послужило расставание с замужней любовницей Агнес Карус. Встретившись в доме одного знакомого, он влюбился в ее пение, но этот роман не увенчался счастливым концом. Хотя… Что ни делается – все к лучшему: именно Агнес привела Роберта к профессору Вику. Спустя какое-то время Шуман поселился в доме наставника и преподавателя музыки Фридриха Вика. Шесть-семь часов за фортепиано, разрабатывая пальцы, для него не было пределом. Он бы с удовольствием играл весь день напролет. Кстати, из-за чрезмерного усердия у будущего композитора развилась анемия руки.

Пианистка от Бога

Кроме одаренного ученика у Вика была еще и очень талантливая дочь. Ее звали Клара. Когда ей было пять, отец развелся с матерью. А спустя два года Фридрих уже расписал дальнейшую судьбу дочери, представляя ее у алтаря музыки. Уже в одиннадцать лет она впервые выступала сольно, а через год отправилась в турне. Покорности пришел конец, когда она познакомилась с Робертом Шуманом . Он был старше ее на девять лет, но эту границу между ними стирала музыка.

Роберт Шуман посмотрел на нее иначе

Шли годы, и маленькая улыбчивая девочка превратилась в настоящую леди. Ей было уже семнадцать, а Роберт не мог отвести от нее глаз. Они проводили вместе много времени, и Шуман решил признаться в своих чувствах. Это случилось, когда она вышла провожать его до двери поздно вечером. Роберт вдруг обернулся и поцеловал. Клара едва не потеряла сознание – так трепетало ее сердце. Он сделал ей предложение, и девушка ответила согласием. Влюбленные даже ездили за благословением к матери Шумана.

Единственным, кто не воспринимал их как пару, был отец Клары. Может быть, в нем взыграла отеческая ревность… Совершенно точно известно, что от такого неблагополучного зятя он отказался. Мало того, что тот не располагает достаточными финансами, так еще и ходят слухи о депрессиях и пьянстве, в котором он топит свои переживания.

Фридрих Вик увез дочь в длительное турне. Общаться или переписываться Кларе было запрещено категорически! Наступило время молчания длиной в полтора года, а следом за ним – четырехлетняя война за счастье.

Если очень любишь…

Разлука поправила благосостояние Шумана , но сердце его все еще болело. Он собрался сделать все от него зависящее и вернуть себе Клару!

«Все ли Вы еще верны и тверды? – несмело написал в письме Роберт. – Как бы непоколебимо я в Вас ни верил, но и самое твердое мужество поколеблется, когда ничего не слышно о том, что человеку на свете всего дороже. А для меня дороже всего на свете – Вы».

Она была рада получить весть от него, но между ними по-прежнему стоял отец. Тем не менее Клара ответила: «Вы просите у меня лишь простого «да»? Такое крошечное словечко, и так важно? Но неужели сердце, полное невыразимой любви, как мое, не должно выговорить это словечко от всей души? Так я и поступаю, и душа моя шепчет Вам вечное «да».

Отстоять судьбу в суде

В июне 1839 года Королевский высший апелляционный суд города Лейпцига принял к рассмотрению прошение от известного композитора Роберта Шумана. В обращении было сказано: «Мы, нижеподписавшиеся и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать свое всемилостивейшее соизволение».

Конечно, такое действие повлекло за собой грандиозный скандал. Неоднократно устраивались примирительные встречи, но Вик отказался являться в суд. Мало того, он поставил зятю немыслимые условия (в основном, материального характера). Когда же Шуман отказался, отец любимой пошел на совсем не джентльменский поступок, очерняя имена молодых, распространяя отвратительные слухи.

В декабре Вику пришлось предстать перед судьей. Попыток обвинить Шумана во всех смертных грехах он не оставлял. Семейная ссора переросла в нечто совершенно непостижимое. Судье пришлось несколько раз призывать Вика к спокойствию. Но когда Клару спросили, с кем она хочет покинуть зал, и ответом было: «С моим возлюбленным» – отец взбесился окончательно, заорав: «Тогда я прокляну тебя! И дай бог, в один день ты придешь к моему дому нищенкой, с кучей детей!» В тот день она много плакала, а Шуман написал в своем блокноте: «Никогда не забывай того, что пришлось пережить Кларе ради тебя!»

Фридриху Вику удалось затянуть процесс еще на полгода, но он проиграл. Мало того, отец Клары после суда был приговорен за клевету на Шумана к 18 дням тюрьмы.

с Кларой Вик

Шутя Шуман в последний раз перед свадьбой предупреждал девушку: «У меня много недостатков, дорогая. А один – просто невыносимый. Людям, которых я люблю больше всего, я стараюсь доказать свою любовь тем, что делаю им все назло. Например, ты мне скажешь: «Милый Роберт, ответь на это письмо, оно давно лежит». И, думаешь, что я сделаю? Я найду тысячу причин, чтобы это не делать – ни за что!.. А еще, милая, тебе надо знать, что самые искренние выражения любви я принимаю холодно, и тех, кого люблю больше всего, больше всего и обижаю… Такой уж я ужасный человек». Но ее любовь была слишком велика, чтобы из-за такой мелочи отступиться.

12 сентября 1840 года Роберт и Клара наконец поженились. Шуман благодарил небо и Всевышнего за этот дар. Он сочинил 138 прекрасных песен – гимнов торжествующей любви. И всю эту силу творчества ему дала Клара. Став единым целым, они затмили своей музыкой соперников. Только когда Вик убедился, что зять достиг всеобщего признания и славы, написал: «Дорогой Шуман! Теперь мы не должны быть далеки друг от друга. Вы теперь тоже отец, к чему долгие объяснения? С радостью ждет Вас Ваш отец Фридрих Вик».

Черная туча

В Лейпциге дом четы стал настоящим центром музыкальной жизни города. Но вся проблема заключалась в том, что его называли «салоном несравненной Клары». Несмотря на то, что популярный и действительно признанный Шуман много работает, его любят и дом его полная чаша… Он страдает, считая свое существование всего лишь тенью яркой жизни жены. За два месяца концертов Клара зарабатывала больше, чем он за год. Его душа неотвратимо погружалась во тьму безумия. Шуман заболел, ему стали видеться галлюцинации.

«Ах, Клара, я недостоин твоей любви. Я знаю, что болен, и хочу, чтобы меня положили в психиатрическую больницу».

Оттуда он выходил однажды, чтобы утопиться. Однако его спасли, и остаток жизни Шуман глядел на мир из окна палаты, не видя детей и жены. Только за два дня до смерти Кларе позволили посетить Роберта. Но он уже ничего не мог ей сказать… 1856 года композитор скончался.

Конец пути Клары Шуман

Она переехала в Баден-Баден. Успешно гастролировала по городам Европы. Клара до самой смерти оставалась знаменитой пианисткой. В 1878 году она получила приглашение стать «первым педагогом фортепьяно» во вновь созданную консерваторию Хоха во Франкфурте-на-Майне, где она преподавала 14 лет. Клара редактировала произведения Роберта Шумана и опубликовала ряд его писем. Свой последний концерт она дала 12 марта 1891 года. Ей был 71 год. Через пять лет Клара Шуман перенесла апоплексический удар и умерла спустя несколько месяцев в возрасте 76 лет. Согласно ее желанию была похоронена в Бонне на Старом кладбище рядом с мужем.

ФАКТЫ

У Роберта и Клары было восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она часто исполняла музыку мужа.

Шуман был преподавателем в Лейпцигской консерватории, учрежденной Ф. Мендельсоном.

В 1844 году состоялась гастрольная поездка Шумана вместе с супругой в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почетом.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шумана Роберта Александра

ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

ШУМАН (Schumann) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.

Победила любовь к музыке
Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 - «Вариации на имя ABEGG» (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Давидово братство
В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik («Новый музыкальный журнал») и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй - импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического «Давидова братства» (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы «Бабочки», «Карнавал» (в нем фигурируют музыкальные «портреты» членов Давидова братства - давидсбюндлеров), «Танцы давидсбюндлеров», «Детские сцены», «Крейслериана» (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), «Венский карнавал», сборник миниатюр «Фантастические пьесы». «Флорестановское» и «эвзебиевское» начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из них включает обаятельные «Вариации на тему Клары Вик»), масштабной трехчастной Фантазии, «Симфонических этюдах» (в форме вариаций на тему Ф. Вика), «Юмореске».

Любовь
Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год «годом песен». В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и «Любовь поэта» (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными «эпилогами», ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в «Любви и жизни женщины») или одной из центральных частей (в «Любви поэта»). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент - отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника «Мирты» (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Зрелый Шуман
В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной («арабесочной») фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) «Рай и Пери» (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам «Фауста И. В. Гете; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Трудные годы
Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. Мендельсон. Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу «Геновева» (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к «Фаусту».
В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая «Рейнская» (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.
У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856) - немецкий композитор и пианист. Один из самых известных композиторов-романтиков первой половины XIX века.
Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не мог выбрать между музыкой и литературой. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жаном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет писал музыку. В детстве на него произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.

В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год. Шуман слышит Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес ‘Бабочки’ для фортепиано.

В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга, который в 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал Вариации на тему ‘Абегг’, токкату, обработки каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Растягивая пальцы, повредил руку, из-за чего прекратил исполнительскую деятельность. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.

30-е годы - рассвет фортепианного творчества. Написал: вариационный цикл «Симфонические этюды», фотрепианный цикл «Карнавал», фантазию, фортепианный цикл «Фантастические пьесы». Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене ‘Шляпы долой, господа, перед Вами гений!’. В 1834 г. основал ‘Новую музыкальную газету’. Выступал против консерватизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в традициях ‘Фиделио’ и ‘Волшебного стрелка’.

Стиль всех статей был очень эмоциональным. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur Шуберта, а его друг Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на пианистке Кларе Вик, дочери Фридриха Вика. Написал циклы песен: ‘Мирты’, ‘Любовь и жизнь женщины’, ‘Любовь поэта’.

40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория ‘Рай и Перри’, сцены из Фауста Гете, музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г. Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию, где был известен как муж Клары Вик. В России был моден Мендельсон и Италия. Значение Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, композиторы ‘Могучей Кучки’. Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка Вагнера была чужда Шуману.

1848 г. - была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.

1853 г. - знакомство Шумана с Брамсом. В 1854 г. Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Развивалась психическая болезнь: в голове звучал звук. В то время, пока жена была на гастролях, предпринял неудавшуюся попытку утопиться в Рейне. Его отправили в клинику для душевнобольных и после 2-х лет безрезультатного лечения в 1856 г. Шуман скончался. Клара Вик смогла увидеть его только после смерти.