Когда было написано произведение капитанская дочка. История создания "Капитанской дочки". Главные герои "Капитанской дочки", жанр произведения

Известнейшее детище Александра Сергеевича Пушкина, "Капитанская дочка", было закончено в 1836 году. Тогда же ему присвоили жанр исторического романа. Но мало кто знает, что перед написанием такого великого произведения, предстояла длительная подготовка, которая потребовала терпения и множественных усилий.

В связи с работой над повестью, у Пушкина возникает весьма смелая мысль. Он берет на себя миссию написать историческую статью-исследование на тему восстания Пугачева. Едва получив долгожданное разрешение, писатель глубоко и очень долго занимается изучением архивных материалов, стараясь не упустить ничего из виду. Чтобы закрепить начатое, он также направляется на место, где когда-то было восстание. Длительные беседы с очевидцами и прогулки по окрестностям дают свои плоды. Уже в 1834 году ему наконец удается поставить точку и показать миру свой замечательный результат. Именно эта длительная и кропотливая работа стала одним из основных факторов написания "Капитанской дочки".

Но как известно, первоначальный замысел сюжета возникает у Александра Сергеевича перед тем как он начал изучать "Историю Пугачева". Это происходит в период, когда он еще трудился над "Дубровским". Работа над повестью продолжается в течение нескольких лет. По ходу процесса меняются и имена героев, и задумка в целом. Если изначально в роли главного героя писатель представлял деловитого офицера, то через некоторое время видение такого витка событий показалось Пушкину не самым удачным.

Для придания эффекта реалистичности своим персонажам, автор внимательно изучал многочисленные исторически сложившиеся материалы о сообщниках Пугачева. Не удивительно, что у героев есть прототипы, которые ранее существовали. То как стремительно меняется ход мыслей автора, указывает нам на трудный период в его жизни. Противоборство двух классов в политической сфере очень негативно влияют на душевное состояние человека. В такие моменты очень трудно настроится на вдохновение, но и найти его. Но даже неспокойная ситуация в стране не смутила великого писателя. Умелые приемы с помощью противопоставления одного персонажа другому, помогают произведению успешно пройти все этапы проверки цензуры. Талант и усилия, которые так усердно вкладывал писатель в сам процесс были оценены по достоинству.

Вариант 2

Идея этого произведения появилась у Александра Сергеевича в начале 1833 года. В то время он еще работал над «Дубровским» и историческим очерком «История Пугачева». Чтобы лучше понять происходящее во время восстания, Пушкин совершает путешествие по Уралу и Поволжью. Там он очень много времени проводит в разговорах с очевидцами тех событий. И именно благодаря этим свидетельствам он смог более детально воспроизвести это историческое событие в своих произведениях.

В наше время существует 5 редакций «Капитанской дочки». Из этого можно сделать вывод, что писатель очень тщательно работал над романом и старался чтобы его произведение соответствовало жестким требованиям которые предъявляла цензура тех времен.

К большому сожалению, первый вариант романа, написанный предположительно в конце лета 1833 года, не сохранился. Труды над ним не прекращались следующие три года. Принято считать что произведение было полностью закончено 19 октября 1836 года.

Немного о персонажах. Есть мнение, что прототипом главного героя могли быть одновременно несколько реально существовавших личностей. Среди них Шванвич и Вашарин. Ведь автор задумывал его как молодого человека дворянского рода, который под давлением обстоятельств встал бы на сторону восставших. А первый действительно когда-то переметнулся к бунтовщикам. В то время как Вашарин, после побега из плена Пугачева, присоединился к генералу Михельсону, ярому борцу с пугачевщиной. Главный герой сначала получил фамилию Буланин, а затем был переименован в Гринева. Выбор фамилии тоже несет смысловую нагрузку. Известно что в банде реально состоял такой человек. После бунта он был оправдан.

Пушкин придумал очень интересный литературный ход – поделить первоначально задуманный образ между двумя персонажами. В итоге, один герой (Гринев) является на сто процентов положительным, а второй (Швабрин) полная его противоположность – мелочный и злой. Несмотря на то, что принадлежат оба молодых человека к одному социальному классу, автор противопоставляет их друг другу. Именно это придало произведению некой политической остроты и помогло преодолеть цензурные ограничения тех лет.

Интересный факт, что Александр Сергеевичу пришлось вырезать целую главу из последней редакции романа. Вероятнее всего, что на этот шаг он пошел чтобы угодить цензуре. Ведь в той главе речь шла о восстании в поселении Гринева. К счастью, эта часть "Капитанской дочки" не была утрачена, поэт бережно положил страницы в отдельную обложку, написал на ней «Пропущенная глава» и сохранил их в таком виде. Ее опубликовали уже после смерти писателя на страницах журнала «Русский архив» в 1880 году.

Само произведение впервые вышло в свет на страницах журнала «Современник» в 1836 г. в четвертой книге. Этот номер издания стал последним, который вышел при жизни Пушкина. По требованиям цензуры, произведение пришлось издавать опуская некоторые места и без подписи писателя.

Вариант 3

Александр Сергеевич Пушкин стал известен в русской культуре не только как поэт, но и как великолепный прозаик, известный своими прозаическими произведениями. Одним из них является произведение «Капитанская дочка», которое также содержит подробный исторический аспект.

Как только Пушкин берется за перо, он прежде всего изучает доступные исторические источники и архивы, он тщательно собирает разные сведения, а также посещает две губернии, с которых и началось восстание Пугачева, которое после стало настоящей крестьянской или даже гражданской войны. Автор лично посещает все места, поля сражений, чтобы точно и достоверно описать происходящее. Он осматривает крепости, делает зарисовки и сохраняет их в едином архиве, чтобы пользоваться ими при написании собственного произведения.

Также он общается с пожилыми людьми, которые являлись очевидцами происходящих событий. Он тщательно собирает всю собранную информацию, которую потом использует в повести, делает он это достаточно профессионально и скрупулёзно. Собранный материал являлся достаточно многогранным и позволял отображать разные аспекты личностей, которые развиваются на фоне происходящего.

События произведения начинаются в 1770 году, а именно когда разразилось жестокое противостояние под предводительством Пугачева, который решил взять власть в собственные руки и переломить ход исторических событий. Автор точно описывает внешне и внутренне степные крепости, которые выстраиваются для того, чтобы защитить край от нападок врагов. Он четко описывает положение казаков, которые постоянно недовольны властью, что приводит к назреванию мятежного духа. Однажды он вскипает. И начинается настоящее восстание.

Автор с исторической точностью описывает то, как будут взяты крепости, как они будут сдаваться в ходе жестокого сражения. Частью истории становится и повествование о реально существующих людях. Он раскрывает их личности, показывает то, какие мотивы двигали ими во время борьбы с существующим государственным строем, почему они переходили на сторону Пугачева? Что двигало ими? Они хотели лучшей жизни для себя и близких, поэтому боролись всеми силами за счастье и возможность жить полноценно.

Пушкин особое внимание обращает на внешний вид и портрет Пугачева, который является беглым донским казаком. Он готов собрать вокруг себя большое количество повстанцев. Автор показывает, что мужчина готов очаровывать людей своей внешней харизмой и бороться за внимание людей, ради того, чтобы они пошли за ним. Его авторитарный характер и желание продвинуть собственную идею делает свое дело.

Благодаря гениальному подходу автора, он смог тонко переплести реальное историческое повествование с выдуманной историей. Далеко не каждый автор с такой точностью и четкостью подходил к написанию произведений, которые становились культурным достоянием целой страны, а также мировой культуры. «Капитанская дочка» - историческое произведение достойное внимание.

Прототипы героев Капитанской дочки:

Петр Гринев. Он постоянно стремиться к самосовершенствованию и старается улучшить себя любыми способами. Несмотря на отсутствие систематического подхода к образованию, родители дали ему прекрасное моральное воспитание. Как только он вырывается на свободу, то не может контролировать себя, грубит слуге, но потом совесть заставляет его извиняться. Его научили дружить, проявлять лучшие чувства и качества, но при этом систематизм отца заставляет его постоянно работать и думать только о собственных интересах.

Алексей Швабрин. Главный герой является прямой противоположностью Петра. Он не может проявлять ни смелости, ни благородства. Даже на службу к Пугачеву он идет, потому что таким образом может удовлетворить свои низменные мотивы. Сам автор чувствует к нему некое презрение, которое читатель видит между строк.

Маша Миронова. Мария Миронова является единственной девушкой и персонажем, который точно следует фразе «береги честь смолоду». Она является дочкой начальника белгородской крепости. Ее смелость и мужество помогают ей быть отважной девушкой, готовой бороться за собственные чувства, идти при необходимости к императрице. Она готова отдать даже жизнь за то, чтобы добиться поставленной цели или сохранить свои лучшие качества для дальнейшей борьбы.

Одной удивительной особенностью прототипов героев является то, что личности Петра и Алексея взяты из личности одного человека. Шванвич – стал прототипом для обоих. Но при этом, они совершенно разные герои. Первоначально автор задумывал его как героя, который ради звания дворянина стал приспешником Пугачева на добровольной основе.

Но после ряда исследований Пушкин останавливает свой взгляд на другой исторической личности – Башарине. Башарин попал в плен к Пугачеву. Он и стал основным прототипом главного героя, смелого и храброго, способного бороться за собственные мировоззрения и продвигать их в массы. Фамилия самого главного героя периодически менялась, а окончательным вариантом стала Гринев.

Швабрин становится просто антиподом главного героя. Автор противопоставляет каждое его положительное качество каждому отрицательному качеству Швабрина. Таким образом, он составляет ин и янь, на фоне этому читатели смогли со стороны оценить и в целом сравнить. Таким образом, читатель понимает, кто является настоящим добром, а кто воплощение зла. Но всегда ли зло, является таковым? Или же оно является таковым только на фоне добра? И что можно считать добром? И всегда ли поступки Швабрина и Шринева можно разделить на черное и белое, или же поступки никогда нельзя отнести к той или иной категории, а оценить их можно только в сравнении с нравственностью и моралью другого человека, находящегося рядом.

Маша Миронова является загадкой для читателя. Пушкин не до конца раскрывает то, откуда он взял образ приятной на внешность девушки, но при этом сильной и мужественной, готовой бороться за свои принципы. С одной стороны, некоторые говорят о том, что прототипом ее характера является грузинский парень, который попал в плен.

Он проявил всю смелость характера и самоотверженность, чтобы выбраться из ситуации, в которую он попал. С другой стороны, он говорит о девушке, с которой он познакомился на балу. Она была достаточно скромной и приятной особой, ее внешность пленила окружающих людей, так же, как и ее обаяние.

Прототипы героев, интересные факты (история написания)

Несколько интересных сочинений

  • Королева в сказке 12 месяцев Маршака сочинение

    Одним из ярких второстепенных персонажей сказочной пьесы для маленьких зрителей является Королева, представленная писателем в образе четырнадцатилетней девушки, отличающейся взбалмошным характером

  • На чем строятся взаимоотношения в семье? сочинение

    Как писал известный классик, каждая семья несчастлива особым образом. Если развить данную мысль, то, вероятно, отношения в семьях в какой-то степени строятся на несчастье или неустроенности своим существованием.

  • В современном мире мало кто уже может представить свою жизнь без компьютера или интернета. Мы привыкли, что у нас круглосуточно есть доступ в сеть, что мы в любое время сможем получить ответ на свой вопрос, но так было не всегда.

  • Сочинение Петр 1 и Карл 12 в поэме Полтава Пушкина 7 класс

    Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа

  • Что такое «бегство от реальности»? Итоговое сочинение

    Как правило, бегство от реальности всегда начинаются с ощущения нехватки, ощущения недостатка полноты, целостности. Именно эта пустота обеспечивает развитие, рост того, что уже присутствует в нас...

В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвящённые «пугачёвщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Петр Андреевич с лёгкой иронией вспоминает своё детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринев в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гриневых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, - вспоминает Гринев, - как я уже был записан в Семёновский полк сержантом».

С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель - француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своём отечестве был парикмахером, а в Пруссии - солдатом. Юный Гринев и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочёл скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринева завершается изгнанием Бопре, уличённого в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.

До шестнадцати лет Гринев живёт «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринева на весёлую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдалённой».

Подъезжая к Оренбургу, Гринев и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умёту. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринев усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с чёрной бородою лежит в постели отца Гринева, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посажёным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мёртвыми телами; Гринев спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под моё благословение».

В благодарность за спасение Гринев отдаёт «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гриневу «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона - инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии - старенькая пушка, забитая мусором.

Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов - офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринев становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом ‹…› привязался к доброму семейству». В дочери Мироновых Маше Гринев «нашёл благоразумную и чувствительную девушку».

Служба не тяготит Гринева, он увлёкся чтением книг, упражняется в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гриневу по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся - Швабрин с издёвкой раскритиковал любовную «песенку», написанную Гриневым, а также позволил себе грязные намёки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринев выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен», - признается Маша Гриневу. Ссора разрешается поединком и ранением Гринева.

Маша ухаживает за раненым Гриневым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринев пишет батюшке письмо, «прося родительского благословения». Но Маша - бесприданница. У Мироновых «всего-то душ одна девка Палашка», в то время как у Гриневых - триста душ крестьян. Отец запрещает Гриневу жениться и обещает перевести его из Белогорской крепости «куда-нибудь подальше», чтобы «дурь» прошла.

После этого письма для Гринева жизнь стала несносной, он впадает в мрачную задумчивость, ищет уединения. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство». И только «неожиданные происшествия, - пишет Гринев, - имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

В начале октября 1773 г. комендант крепости получает секретное сообщение о донском казаке Емельяне Пугачеве, который, выдавая себя за «покойного императора Петра III», «собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей». Коменданту предложено «принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца».

Вскоре уже все заговорили о Пугачеве. В крепости схвачен башкирец с «возмутительными листами». Но допросить его не удалось - у башкирца был вырван язык. Со дня на день жители Белогорской крепости ожидают нападения Пугачева,

Мятежники появляются неожиданно - Мироновы даже не успели отправить Машу в Оренбург. При первом же приступе крепость взята. Жители встречают пугачевцев хлебом и солью. Пленных, среди которых был и Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мёртвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждёт и Гринева, но Пугачев милует его. Чуть позже от Савельича Гринев узнает «причину пощады» - атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп.

Вечером Гринев приглашён к «великому государю». «Я помиловал тебя за твою добродетель, - говорит Пугачев Гриневу, - ‹…› Обещаешься ли служить мне с усердием?» Но Гринев - «природный дворянин» и «присягал государыне императрице». Он даже не может обещать Пугачеву не служить против него. «Голова моя в твоей власти, - говорит он Пугачеву, - отпустишь меня - спасибо, казнишь - Бог тебе судья».

Искренность Гринева поражает Пугачева, и тот отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев решает ехать в Оренбург за помощью - ведь в крепости в сильной горячке осталась Маша, которую попадья выдала за свою племянницу. Особенно его беспокоит, что комендантом крепости назначен Швабрин, присягнувший Пугачеву на верность.

Но в Оренбурге Гриневу в помощи отказано, а через несколько дней войска мятежников окружают город. Потянулись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринева попадает письмо от Маши, из которого он узнает, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачевцам. Вновь Гринев обращается за помощью к военному коменданту, и вновь получает отказ.

Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить своё намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.

По дороге в крепость между Пугачевым и Гриневым происходит доверительный разговор. Пугачев отчётливо осознает свою обречённость, ожидая предательства прежде всего со стороны своих товарищей, знает он, что и «милости государыни» ему не ждать. Для Пугачева, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдохновением» рассказывает Гриневу, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!». Гринев делает из сказки иной нравственный вывод, чем удивляет Пугачева: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

В Белогорской крепости Гринев с помощью Пугачева освобождает Машу. И хотя взбешённый Швабрин раскрывает перед Пугачевым обман, тот полон великодушия: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай». Гринев и Пугачев расстаются «дружески».

Машу в качестве невесты Гринев отправляет к своим родителям, а сам по «долгу чести» остаётся в армии. Война «с разбойниками и дикарями» «скучна и мелочна». Наблюдения Гринева исполнены горечи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отряжённым от Пугачева в Оренбург. Гринев осуждён, его ждёт позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

От позора и ссылки Гринева спасает Маша, которая едет к царице «просить милости». Прогуливаясь по саду Царского Села, Маша повстречала даму средних лет. В этой даме все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Узнав, кто такая Маша, она предложила свою помощь, и Маша искренне поведала даме всю историю. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринева так же, как Пугачев в своё время помиловал и Машу, и Гринева.

1836 год. Пушкин заканчивает работу над "Капитанской дочкой", произведением сложным и глубоким, отмеченным исторической правдой, сильным чувством и виртуозным мастерством.
А начиналось все так. Уже с начала 1830-х годов тема крестьянского восстания становится важной для Пушкина. И летом 1833 года он добивается разрешения на длительную поездку по местам пугачевского восстания. Это путешествие длилось четыре месяца. В Оренбургской губернии были еще живы люди, помнившие Емельяна Пугачева. И вот осенью 1833 года поэт возвращается в столицу с "Историей Пугачева". Этот труд был первым научным исследованием "русского бунта", исследованием смелым, необычным для того времени. Пушкин писал в нем, что "весь черный народ был за Пугачева", а "дворянство было открытым образом на стороне правительства", так как цели и интересы их были слишком "противуположны". Поэт не боялся здесь говорить осмысленную им правду. Но Пушкин задумал создать еще одно произведение, посвященное событиям пугачевского восстания.
Исторический процесс представлялся поэту как бесконечная цепь, где звеньями были люди, а начало и конец ее терялись во времени. История по Пушкину – это поток, протекающий через дом человека, через его личную, частную жизнь. Поэт считал, что в истории человек остается благодаря чувству собственного достоинства, доброте, широте и богатству души, а не орденам и царской благосклонности. История для Пушкина – это не научная абстракция, а живая связь живых людей, в лицах, "в колпаке и халате". Эта живая связь означала преемственность поколений, когда каждый последующий уважает и хранит опыт отцов, приумножает духовные ценности предков. Поэтому и общественный прогресс поэт связывал не с техническими открытиями, а с достижениями культуры, с развитием духовного мира человека. Многие из этих мыслей так или иначе претворились в "Капитанской дочке".
Жанр этого произведения до сих пор вызывает споры. Что это? Повесть? Роман? Историческая хроника? Семейные записки? Это не мемуарная литература – она создается только на основе фактического материала. А здесь многое принадлежит художественному вымыслу. По этой же причине нельзя отнести "Капитанскую дочку" и к семейным запискам, хотя написано произведение в форме семейной хроники. Следовательно, это повесть или исторический роман. Современное литературоведение склоняется к первому. Тем не менее повесть эта содержит исторический материал, написана в форме семейных записок и представляет собой мемуары уже стареющего Гринева. Здесь мы видим, как в самом жанре произведения отразилось пушкинское понимание историзма: важные общественные события поэт изображал через судьбы людей.


Это произведение является литературными записками литературного героя. Такой прием давал возможность автору при воспроизведении картин пугачевской войны не давать прямой оценки ни одной из сторон. Семейные мемуары, которые пишет Гринев, требуют от него говорить лишь то, чему свидетелем быль лишь он сам. Поэтому Пушкин, например, мог не давать психологического портрета императрицы (Гринев ее никогда не видел), и воспроизвести этот образ в духе парадности, присущей тому времени.
Для Пушкина правда – это принцип подачи материала, поэтому он делает своего героя лучшим из дворян. Гриневу свойственны доброта и благородство. Еще предшественник Пушкина, Фонвизин в комедии "Недоросль" устами одного из героев, Стародума, вспоминающего завет отца, говорил: "Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время".
Гринев именно такой человек. Но это не Пушкин, его взгляды не созвучны пушкинским. Он не все понимает из того, что ему пришлось увидеть. Многое в Пугачеве остается для него закрытым, и здесь поэт как бы "подправляет" суждения Гринева с помощью наблюдений и фактов, которые тот, как добросовестный мемуарист, якобы записывает. Вспомним, например, эпизод с калмыцкой сказкой, когда Пугачев с удивлением смотрит на молодого дворянина. Это удивление говорит о многом. Гринев не понял аллегории Пугачева, но автор помогает читателям: он "заставляет" Гринева увидеть этот недоуменный взгляд "бунтовщика", оставив тем самым место для раздумий над сказкой и нам.
Интересна повесть и в композиционном отношении: каждая глава построена таким образом, что добавляет новый штрих к характеристике героев.
В 1837 году современник поэта историк А.И.Тургенев писал: "Повесть Пушкина "Капитанская дочь" так здесь прославилась, что Барант, не шутя, предлагал автору, при мне, перевести ее на французский <язык> с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести – кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке – трудно. Француз поймет нашего дядьку <…>, такие и у них бывали; но поймет ли верную жену верного коменданта?" (Письмо А. И. Тургенева к К. Я. Булгакову. 9 января 1837 г. – В кн.: Письма Александра Тургенева Булгаковым. М., 1939, с. 204.)

«Капита́нская до́чка » - исторический роман (или повесть) Александра Пушкина , действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачёва . Впервые опубликован без указания имени автора в 4-й книжке журнала «Современник» , поступившей в продажу в последней декаде 1836 года .

Сюжет

На склоне лет помещик Пётр Андреевич Гринёв ведёт повествование о бурных событиях своей молодости. Детство своё он провёл в родительском поместье в Симбирской губернии , пока в 16 лет строгий отец - офицер в отставке - не распорядился отправить его служить в армию: «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Волею судьбы по пути к месту службы молодой офицер встречается с Емельяном Пугачёвым , который тогда был просто беглым, никому не известным казаком. Во время бурана тот соглашается проводить Гринёва с его старым слугой Савельичем к постоялому двору. В знак признательности за услугу Пётр отдаёт ему свой заячий тулуп.

Приехав на службу в пограничную Белогорскую крепость , Пётр влюбляется в дочь коменданта крепости, Машу Миронову. Сослуживец Гринёва, офицер Алексей Швабрин, с которым он познакомился уже в крепости, тоже оказывается неравнодушен к капитанской дочери и вызывает Петра на дуэль , в ходе которой наносит Гринёву ранение. О поединке становится известно отцу Петра, который отказывается благословить брак с бесприданницей.

Тем временем разгорается Пугачёвщина, которую сам Пушкин характеризовал как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный ». Пугачёв со своим войском наступает и захватывает крепости в оренбургской степи. Дворян казнит, а казаков призывает в своё войско. Родители Маши погибают от рук бунтовщиков; Швабрин присягает Пугачёву, а Гринёв отказывается. От верной казни его спасает Савельич, обратившись к Пугачёву. Тот узнает человека, который ему помог зимой, и дарит ему жизнь.

На предложение поступить в войско Пугачёва Гринёв не соглашается. Он уезжает в осаждённый повстанцами Оренбург и воюет против Пугачёва, но однажды получает письмо от Маши, которая осталась в Белогорской крепости из-за болезни. Из письма он узнаёт, что Швабрин хочет насильно на ней жениться. Гринёв без разрешения покидает службу, прибывает в Белогорскую крепость и с помощью Пугачёва спасает Машу. Позже по доносу Швабрина его арестовывают уже правительственные войска. Гринёва приговаривают к казни, заменённой на ссылку в Сибирь на вечное поселение. После этого Маша едет в Царское Село к Екатерине II и вымаливает прощение жениху, рассказав всё, что знала и заметив, что П. А. Гринёв не смог оправдаться перед судом только потому, что не хотел впутывать её .

Видео по теме

Работа над книгой

«Капитанская дочка» принадлежит к числу произведений, которыми русские писатели 1830-х откликнулись на успех переводных романов Вальтера Скотта . Пушкин планировал написать исторический роман ещё в 1820-е годы (см. «Арап Петра Великого »). Первым из исторических романов на русскую тему увидел свет «Юрий Милославский » М. Н. Загоскина (1829). Встреча Гринёва с вожатым, по мнению пушкиноведов, восходит к аналогичной сцене в романе Загоскина .

Замысел повести о пугачёвской эпохе вызрел во время работы Пушкина над исторической хроникой - «Историей Пугачёвского бунта ». В поисках материалов для своего труда Пушкин ездил на Южный Урал, где беседовал с очевидцами грозных событий 1770-х годов. По словам П. В. Анненкова , «сжатое и только по наружности сухое изложение, принятое им в „Истории“, нашло как будто дополнение в образцовом его романе, имеющем теплоту и прелесть исторических записок», в романе, «который представлял другую сторону предмета - сторону нравов и обычаев эпохи» .

«Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.

Летом 1832 года Пушкин намеревался сделать героем романа офицера, перешедшего на сторону Пугачёва, - Михаила Шванвича (1749-1802), объединив его с отцом, который был изгнан из лейб-кампании после того, как разрубил палашом в трактирной ссоре щёку Алексея Орлова . Вероятно, замысел произведения о дворянине, подавшемся из-за личной обиды в разбойники, воплотился в итоге в роман «Дубровский », действие которого было перенесено в современную эпоху .

Екатерина II на гравюре Н. Уткина

Позднее Пушкин придал повествованию форму мемуаров , а рассказчиком и главным героем сделал дворянина, сохранившего верность долгу, несмотря на соблазн перейти на сторону бунтовщиков . Историческая фигура Шванвича, таким образом, расщепилась на образы Гринёва и его антагониста - «откровенно условного» злодея Швабрина.

Сцена встречи Маши с императрицей в Царском Селе была, очевидно, подсказана историческим анекдотом о милости Иосифа II к «дочери одного капитана» . Нестандартный, «домашний» образ Екатерины, нарисованный в повести, основан на гравюре Н. Уткина с известного портрета Боровиковского (исполненного, впрочем, гораздо позже событий, изображённых в повести) .

Вальтерскоттовские мотивы

Многие сюжетные положения «Капитанской дочки» перекликаются с романами Вальтера Скотта , на что указывал, в частности, Н. Чернышевский . В Савельиче ещё Белинский увидел «русского Калеба » . Комический эпизод со счётом Савельича Пугачёву имеет аналог в «Приключениях Найджела » (1822) . В царскосельской сцене «дочь капитана Миронова поставлена в одинаковое положение с героиней „Эдинбургской темницы “» (1818), - указывал в своё время А. Д. Галахов .

Публикация и первые отзывы

«Капитанская дочка» была опубликована за месяц до гибели автора в издававшемся им журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринёва. Из этого и последующих изданий романа по цензурным соображениям была выпущена глава о бунте крестьян в деревне Гринёва, сохранившаяся в черновой рукописи. До 1838 года никаких печатных отзывов на повесть не последовало, однако Гоголь в январе 1837 года отмечал, что она «произвела всеобщий эффект». А. И. Тургенев писал 9 января 1837 года К. Я. Булгакову :

Повесть Пушкина… так здесь прославилась, что Барант , не шутя, предлагал автору, при мне, перевести её на французский с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести - кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке - трудно.

Традиционные для вальтерскоттовцев мотивы удачно перенесены Пушкиным на русскую почву: «По размеру не более, чем одна пятая среднего романа Вальтера Скотта. Манера рассказа сжатая, точная, экономная, хотя и более просторная и неторопливая, чем в пушкинских повестях», - отмечает Д. Мирский . По его мнению, «Капитанская дочка» больше других произведений Пушкина повлияла на становление реализма в русской литературе - это «реализм, экономный в средствах, сдержанно юмористичный, лишённый всякого нажима» .

Обсуждая стилистику повести, Н. Греч в 1840 году писал, что Пушкин «с удивительным искусством умел схватить и выразить характер и тон средины XVIII века» . Не подпишись Пушкин под повестью - «и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен», - соглашался с ним Ф. Достоевский . Восторженный отзыв оставил о романе Н. В. Гоголь :

Решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. <...> В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей.

Зарубежные критики далеко не столь единодушны в своих восторгах по поводу «Капитанской дочки», как русские. В частности, суровый отзыв о произведении приписывается ирландскому писателю Джеймсу Джойсу :

В этой повести ни грамма интеллекта. Недурно для своего времени, но в наше время люди куда сложнее. Не могу понять, как можно увлекаться столь примитивной продукцией - сказками, которые могли забавлять кого-то в детстве, о бойцах, злодеях, доблестных героях и конях, скачущих по степям с припрятанной в уголке прекрасной девицей лет семнадцати от роду, которая только и ждёт, что её спасут в подходящий момент.

Действующие лица

  • Пётр Андреевич Гринёв , 17-летний недоросль, ещё будучи в утробе матери записанный в гвардии Семёновский полк ; во время описываемых в повести событий - прапорщик . Как раз он и ведёт повествование для своих потомков в правление Александра I , пересыпая рассказ старомодными сентенциями . В черновой версии содержалось указание, что Гринёв умер в 1817 году. По оценке Белинского , это «ничтожный, бесчувственный характер» , который нужен автору как относительно беспристрастный свидетель поступков Пугачёва . Однако по мнению Ю. М. Лотмана в Петре Андреевиче Гринёве «есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен» :276 .
  • Колоритная фигура Емельяна Пугачёва , в котором М. Цветаева видела «единственное действующее лицо» повести , несколько заслоняет собой Гринёва. П. И. Чайковский долгое время вынашивал замысел оперы по «Капитанской дочке» , но отказался от него из-за опасений, что цензура «затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачёвым», ибо тот выведен у Пушкина «в сущности удивительно симпатичным злодеем» .
  • Алексей Иванович Швабрин , антагонист Гринёва, - «молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым» и волосами, которые «черны как смоль». Ко времени появления Гринёва в крепости уже пять лет как был переведён из гвардии за дуэль. Слывёт вольнодумцем , знает французский, разбирается в литературе, но в решающий момент изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. В сущности, чисто романтический негодяй (по замечанию Мирского, это вообще «единственный у Пушкина негодяй» ).
  • Марья Ивановна Миронова , «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»; дочь коменданта крепости, давшая название всей повести. «Одевалась просто и мило». Чтобы спасти возлюбленного, едет в столицу и бросается в ноги царице. По замечанию князя Вяземского, образ Маши ложится на повесть «отрадным и светлым оттенком» - как своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной . В то же время Чайковский сетует: «Мария Ивановна недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего» . «Пустое место всякой первой любви», - вторит ему Марина Цветаева .
  • Архип Савельич , стремянной Гринёвых, с пяти лет приставленный к Петру в качестве дядьки . Обращается с 17-летним офицером как с малолетним, помня наказ «смотреть за дитятей»

В этой статье мы опишем произведение А.С. Пересказ по главам этого короткого романа, опубликованного в 1836 году, предлагается вашему вниманию.

1. Сержант гвардии

Первая глава начинается с биографии Петра Андреевича Гринева. Отец этого героя служил, после чего вышел в отставку. Было 9 детей в семействе Гриневых, однако восемь из них в младенчестве умерли, и Петр остался один. Отец записал его еще до рождения в Петр Андреевич до наступления совершеннолетия числился в отпуске. Дядька Савельич служит воспитателем мальчика. Он руководит освоением русской грамоты Петрушей.

К Петру через некоторое время выписан был француз Бопре. Он обучил его немецкому, французскому языкам, а также различным наукам. Но Бопре воспитанием ребенка не занимался, а лишь пил и гулял. Отец мальчика вскоре обнаружил это и прогнал учителя. Петра на 17-м году отправляют на службу, однако не в то место, куда он надеялся попасть. Он едет в Оренбург вместо Петербурга. Это решение определило дальнейшую судьбу Петра, героя произведения "Капитанская дочка".

1 глава описывает напутствие отца сыну. Он говорит ему о том, что необходимо беречь честь смолоду. Петя, приехав в Симбирск, знакомится в трактире с Зуриным, ротмистром, который научил его играть в бильярд, а также споил его и выиграл у него 100 рублей. Гринев как будто вырвался впервые на свободу. Он ведет себя, подобно мальчишке. Зурин утром требует положенный выигрыш. Петр Андреевич для того, чтобы показать свой характер, заставляет Савельича, протестующего этому, выдать деньги. После чего, ощущая укоры совести, Гринев покидает Симбирск. Так заканчивается в произведении "Капитанская дочка" 1 глава. Опишем дальнейшие события, произошедшие с Петром Андреевичем.

2. Вожатый

Александр Сергеевич Пушкин рассказывает нам о дальнейшей судьбе этого героя произведения "Капитанская дочка". 2 глава романа называется "Вожатый". В ней мы впервые знакомимся с Пугачевым.

Гринев в пути просит Савельича его простить за глупое поведение. Вдруг в дороге начинается буран, Петр со своим слугой сбиваются с пути. Они встречают одного человека, который предлагает их проводить к постоялому двору. Гринев, едущий в кабинке, видит сон.

Сон Гринева - важный эпизод произведения "Капитанская дочка". 2 глава подробно описывает его. В нем Петр приезжает в свою усадьбу и обнаруживает, что отец при смерти. Он подходит к нему, чтобы взять последнее благословение, однако вместо отца видит неизвестного мужика с черной бородой. Гринев удивлен, однако мать его убеждает, что это его посаженый отец. Размахивая топором, вскакивает чернобородый мужик, мертвые тела заполняют всю комнату. Человек при этом улыбается Петру Андреевичу, а также предлагает тому благословение.

Гринев, уже находясь на рассматривает своего провожатого и замечает, что он и есть тот самый человек из сна. Это среднего роста сорокалетний мужчина, худощавый и широкоплечий. В черной бороде его уже заметна проседь. Глаза у мужчины живые, в них ощущается сметливость и тонкость ума. Довольно приятное выражение имеет лицо вожатого. Оно плутовское. Острижены его волосы в кружок, а одет этот человек в татарские шаровары и старый армяк.

Вожатый беседует с хозяином на "иносказательном языке". Петр Андреевич благодарит своего спутника, дарит ему заячий тулуп, наливает стакан вина.

Старый товарищ отца Гринева, Андрей Карлович Р., посылает из Оренбурга Петра на службу в расположенную в 40 верстах от города Белогорскую крепость. Именно здесь продолжается роман "Капитанская дочка". По главам пересказ дальнейших событий, происходящих в ней, следующий.

3. Крепость

Крепость эта напоминает деревушку. Распоряжается всем здесь Василиса Егоровна, разумная и добрая женщина, жена коменданта. Гринев следующим утром знакомится со Швабриным Алексеем Ивановичем, молодым офицером. Этот человек невысокого роста, отменно некрасивый, смуглолицый, очень живой. Он один из главных героев произведения "Капитанская дочка". 3 глава - место в романе, где этот персонаж впервые появляется перед читателем.

Из-за дуэли перевели Швабрина в эту крепость. Он рассказывает Петру Андреевичу о здешней жизни, о семье коменданта, при этом нелестно отзываясь о его дочери, Маше Мироновой. Подробное описание этого разговора вы найдете в произведении "Капитанская дочка" (3 глава). Комендант приглашает Гринева и Швабрина на семейный обед. Петр видит по дороге, как проходят "учения": взводом инвалидов руководит Миронов Иван Кузьмич. На нем "китайчатый халат" и колпак.

4. Поединок

Важное место занимает в композиции произведения "Капитанская дочка" 4 глава. Рассказывается в ней следующее.

Семья коменданта очень нравится Гриневу. Петр Андреевич становится офицером. Он общается со Швабриным, однако общение это приносит герою все меньше удовольствия. Колкие замечания Алексея Ивановича о Маше особенно не нравятся Гриневу. Петр пишет посредственные стихи и посвящает их этой девушке. Швабрин резко высказывается по их поводу, при этом оскорбляя Машу. Гринев его обвиняет во лжи, Алексей Иванович вызывает Петра на дуэль. Василиса Егоровна, узнав об этом, приказывает арестовать дуэлянтов. Палашка, дворовая девка, лишает их шпаг. Через некоторое время Петру Андреевичу становится известно, что к Маше сватался Швабрин, но получил от девушки отказ. Он понимает теперь, почему Алексей Иванович злословил по адресу Маши. Вновь назначена дуэль, на которой Петр Андреевич получает ранение.

5. Любовь

За раненым ухаживают Маша и Савельич. Петр Гринев делает девушке предложение. Он отправляет письмо родителям, в котором просит благословения. Швабрин навещает Петра Андреевича и признает свою вину перед ним. Благословения отец Гринева ему не дает, он уже знает о произошедшей дуэли, и рассказал ему об этом вовсе не Савельич. Петр Андреевич считает, что это сделал Алексей Иванович. Без согласия родителей не хочет выходить замуж капитанская дочка. Глава 5 повествует об этом ее решении. Не будем подробно описывать разговор между Петром и Машей. Скажем лишь, что решила избегать в дальнейшем Гринева капитанская дочка. Пересказ по главам продолжается следующими событиями. Петр Андреевич перестает посещать Мироновых, падает духом.

6. Пугачевщина

Уведомление о том, что разбойничья шайка под предводительством Емельяна Пугачева орудует в окрестностях, приходит коменданту. нападает на крепости. Пугачев вскоре добрался и до Белогорской крепости. Он призывает коменданта сдаться. Иван Кузьмич решает выслать дочь из крепости. Девушка прощается с Гриневым. Однако мать ее уезжать отказывается.

7. Приступ

Атакой крепости продолжается произведение "Капитанская дочка". Пересказ по главам дальнейших событий следующий. Ночью казаки уходят из крепости. Они переходят на сторону Емельяна Пугачева. Шайка его атакует. Миронов с немногочисленными защитниками пытается обороняться, однако силы двух сторон неравны. Захвативший крепость устраивает так называемый суд. Казни на виселице предают коменданта, а также его товарищей. Когда доходит очередь до Гринева, Савельич умоляет Емельяна, бросившись в ноги к нему, пощадить Петра Андреевича, предлагает тому выкуп. Соглашается Пугачев. Жители города и солдаты дают Емельяну присягают. Убивают Василису Егоровну, выведя на крыльцо раздетую, а также ее мужа. Петр Андреевич покидает крепость.

8. Незваный гость

Очень беспокоится Гринев о том, как живет в Белогорской крепости капитанская дочка.

Содержание по главам дальнейших событий романа описывает последующую судьбу этой героини. Прячется девушка у попадьи, которая говорит Петру Андреевичу, что Швабрин на стороне Пугачева. Гринев узнает от Савельича, что Пугачев - провожатый их по дороге в Оренбург. Емельян зовет Гринева к себе, тот приходит. Петр Андреевич обращает внимание на то, что все ведут себя как товарищи друг с другом в стане Пугачева, не оказывают при этом предпочтения предводителю.

Каждый хвастается, высказывает сомнения, оспаривает Пугачева. Люди его поют песню о виселице. Расходятся гости Емельяна. Гринев говорит ему наедине, что царем его не считает. Тот отвечает, что удача будет удалому, ведь когда-то и Гришка Отрепьев правил. Емельян отпускает Петра Андреевича в Оренбург несмотря на то, что тот обещает бороться против него.

9. Разлука

Емельян дает Петру распоряжение сказать губернатору этого города о том, что скоро пугачевцы прибудут туда. Пугачев, покидая оставляет Швабрина комендантом. Савельич пишет список разграбленного добра Петра Андреевича и отправляет его Емельяну, однако тот на него в "припадке великодушия" и дерзкого Савельича не наказывает. Он даже жалует шубой со своего плеча Гринева, дает ему лошадь. Маша тем временем болеет в крепости.

10. Осада города

Петр едет в Оренбург, к Андрею Карловичу, генералу. Военные люди отсутствуют на военном совете. Здесь лишь чиновники. Более благоразумно, по их мнению, оставаться за надежной каменной стеной, чем на открытом поле испытывать свое счастье. За голову Пугачева предлагают назначить чиновники большую цену и подкупить людей Емельяна. Урядник из крепости привозит Петру Андреевичу письмо от Маши. Та сообщает о том, что Швабрин вынуждает ее стать его супругой. Гринев просит генерала помочь, предоставить ему людей для того, чтобы очистить крепость. Однако тот отказывает.

11. Мятежная слобода

Спешат на помощь девушке Гринев с Савельичем. Люди Пугачева останавливают их в пути и ведут к предводителю. Он допрашивает Петра Андреевича о его намерениях в присутствии наперсников. Люди Пугачева - сгорбленный, тщедушный старик с голубой лентой, надетой через плечо по серому армяку, а также высокий, дородный и широкоплечий мужчина лет сорока пяти. Гринев говорит Емельяну, что приехал для того, чтобы спасти от притязаний Швабрина сироту. Пугачевцы предлагают и с Гриневым, и со Швабриным просто решить проблему - повесить их обоих. Однако Петр Пугачеву явно симпатичен, и он обещает женить его на девушке. Петр Андреевич утром едет в крепость в кибитке Пугачева. Тот в доверительной беседе рассказывает ему, что он хотел бы отправиться на Москву, однако товарищи его - разбойники и воры, которые сдадут предводителя при первой же неудаче, спасая собственную шею. Емельян рассказывает калмыцкую сказку про ворона и орла. Ворон жил 300 лет, но клевал при этом падаль. А орел предпочел голодать, но падали не есть. Лучше однажды напиться живой крови, считает Емельян.

12. Сирота

Пугачев в крепости узнает, что девушка терпит издевательства от нового коменданта. Швабрин морит ее голодом. Емельян освобождает Машу и хочет обвенчать ее сейчас же с Гриневым. Когда Швабрин рассказывает, что это дочь Миронова, Емельян Пугачев решает отпустить Гринева и Машу.

13. Арест

Солдаты на пути из крепости берут под арест Гринева. Они принимают Петра Андреевича за пугачевца, ведут к начальнику. Им оказывается Зурин, который советует Петру Андреевичу отправить Савельича и Машу к родителям, а самому Гриневу - продолжить сражение. Он следует этому совету. Войско Пугачева разбито, однако сам он не пойман, ему удалось в Сибири собрать новые отряды. Емельяна преследуют. Зурину приказывают взять под арест Гринева и отправить под караулом в Казань, предав следствию по делу Пугачева.

14. Суд

Петр Андреевич подозревается в том, что он служил Пугачеву. В этом не последнюю роль сыграл Швабрин. Петра приговаривают к ссылке в Сибирь. У родителей Петра живет Маша. Они очень к ней привязались. Девушка отправляется в Петербург, в Царское Село. Здесь она встречает императрицу в саду и просит помиловать Петра. Рассказывает о том, как он попал из-за нее к Пугачеву, капитанская дочка. Кратко по главам описанный нами роман завершается следующим образом. Гринева освобождают. Он присутствует на казни Емельяна, который кивает головой, узнав его.

По жанру историческим романом является произведение "Капитанская дочка". Пересказ по главам не описывает всех событий, мы упомянули лишь основные. Роман Пушкина очень интересен. Прочитав оригинал произведения "Капитанская дочка" по главам, вы поймете психологию героев, а также узнаете некоторые подробности, нами опущенные.