Мир византийской культуры. Византийская империя и восточнохристианский мир

В 476 г. племена вандалов разгромили Рим. Западная Римская империя прекратила свое существование. VI-IX вв. можно охарактеризовать как время, в котором сталкивались и перемещались осколки разных систем культуры. Христианизация Европы, по сути дела, только начинала разворачиваться. Целые огромные зоны (Центральная, Северная и Восточная Европа) к началу IX в. еще не были христианизации. Население Европы начало медленно увеличиваться, создавая критическую массу для роста городов и возникновения торговых связей, объединивших впоследствии Европу в единое целое. Объединение Европы было одновременно и строительством христианской культуры.

Принципы Христианства.

Важнейшей чертой средневековой культуры был теоцентризм – господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. Христианство – не просто религия, оно выступает, как фундаментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневековой культуры.

Основы христианства – всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям и их «сыновности Божьей», равенство людей перед Богом. Иисус Христос (Мессия), его ученики, их последователи утверждали новое мировосприятие. Оно выразилось в вере в искупительную жертву иисуса Христа и вечное царство как награду за земные страдания. Заповеди христианства несли в себе новые принципы человеческих взаимоотношений: любви ко всем людям, терпения и смирения пред всеми тяготами жизни, служения Богу. Именно последнее требовало от христиан отрицания традиционных языческих культов. Тем не менее христианство, с одной стороны, восприняло некоторые духовные ценности античной культуры, возвысив человека, но с другой – объявило его «рабом Божьим», испытывающим вечный страх перед загробной карой.

Вместе с тем христианский Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный), он таинственно объемлет людей, будучи абсолютно независимым от них. Бог-творец является и высшей этической ценностью как воплощение любви ко всем людям, почитающим его. Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек и в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование. Христианство знаменовало собой становление новой культуры, в которой человек признавался личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог – как воплощение любви к людям.

Основные положения христианства изложены в Новом Завете. Его догматика сформулирована в 12 принципах «Символа веры», принятого Никейским собором (325 г.), и конкретизирована последующими Вселенскими соборами. Христианство также выработало собственную концепцию времени, создав на основе Ветхого Завета учение о начале (сотворении) и конце мира, в то время как античная языческая философия исходила из признания вечности мира. Идея неповторимости событий, их единичности, вызвана уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отлчии от цикличности, свойственной дохристианскому мировоззрению. Средневековье проникнуто ожиданием Страшного суда, размышлениями о конечности судьбе человека, мира в целом.

Практически все творения средневекового искусства служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневековое искусство почти не выражало радость земного бытия. А располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. Все средневековое искусство проникнуто ожиданием Страшного суда, размышление о конечной судьбе человека, мира в целом. На смену преклонению перед человеческими силами и разумом в средние века пришло учение о греховности человека. Новые принципы человеческих взаимоотношений: смирение, служение Богу требовало от христиан отрицания традиционных языческих культов.

Мостом между искусством собственно средневековья и античным являлось так называемое искусство раннехристианское, которое возникло в период нелегального существования христианства в языческой Римской империи. В XVI в. В Италии были случайно обнаружены подземные христианские кладбища II-IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины. Их стали называть катакомбами по названию местности Катакумб, в которой находилось одно из первых найденных кладбищ. Катакомбы представляют собой галереи и прямоугольные помещения – кубикулы , в которых сохранились фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии.

Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давид-псалмопевцем, Персей – со святым Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами, - с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Так слагалась роспись, похожая на тацнопись, понятная лишь посвященным.

В Евангелии Бог сравнивается с виноградием, Христос уподобляется пастырю, а его ученики – пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигуры юноши-пастуха с ягненком на плече – добрый пастырь, наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворения Христа. Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты – женщины в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен. Фигуры еще объемны, как в поздней артичности, но в орантах, наример, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисуной намечается контуром, тело исчезает под хитоном. Главное внимание обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь, названная по имени императора Константина.

В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией, причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной , версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес такжеИоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

ВVI11-IX вв. Византия переживаетсмутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византиисамые тяжелые испытания, обусловленные прежде всегокрестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживаетпоследний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Византийская мозаика

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителя ощущение сопричастности с изображенным.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале . Потоки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. На боковых нефах апсиды, по обоим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.

На первой из них изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчает диадема и нимб – символ святости. На нем богаты цветне одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся на руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенные драгоценными камнями. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все исполнено торжественности и величия.

Замечательны мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 г.). Изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом (один из самых знаменитых – ангел «Дюнамис »). Чем то они напоминают античный идеал красоты. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с войсковыми знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Искусство иконописи.

В христианских храмах обязательными был не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к IVв.

Веками не затихали споры между сторонниками икон и их противниками (иконоборцами), требовавшими ограничений в живописных изображениях. Почитание икон, по их представлениям, являлось идолопоклонничеством, недопустимым в христианской церкви. А поэтому их требования сводились к созданию нейтральных картин, отвлеченных символов, орнаментальных и декоративных мотивов, пейзажей с изображением животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников в «огороды и птичники». В период иконоборничества (726-843) была сделана попытка официально запретить иконы.

В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (ок.675 – до 753 гг.). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией, или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества. Она лишь его подобие и образ. «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости нашего понимания». Главная задача иконописца - идеальное воспроизведение канонических сюжетов и персонажей, причем все индивидуальное в них должно отступить на второй план.

Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения (обращенность к зрителю), строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный, суровый взор увеличенных глаз, статичность, состояние аскетичного бесстрастного покоя, декоративность и условность одежды, подчеркивающий бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.

На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые ученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Торжественно держат они в руках большие кресты – символ мученической смерти. Согласно приказу, железные обручи на шею, напоминающие ожерелья, были одеты на них по приказу императора Максимилиана. Для всеобщего осмеяния их водили в женской одежде по улицам Рима. Святые мученики изображены погрудно. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркивается духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

К сожалению, большинство ранних икон погибло, но и то, что сохранилось, являет собой примеры высокого мастерства. Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем удивительную икону – одну из самых почитаемых православных святынь.

Византийские храмы.

1. В течение IV-VI вв. формируются основные типы христианских храмов.

Базиликальный тип храма – наиболее ранний, теснейшим образом связанный с античной архитектурой: в Греции, а потом и в Риме появились строения определенного типа, предназначенные для судебных разбирательств или торговли (крытый рынок). Наиболее яркий образец базиликального типа храма: не сохранившийся до наших дней, но обмеренная при сносе базилика Св. Петра в Риме (около 330 г.), на месте которой стоит сейчас знаменитый собор Св. Петра.

Центрический тип храма – круглого (ротонда) или восьмиугольное здание, в котором внутренний объем перекрыт куполом. По типу ротонды сооружались мавзолеи: крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (V в.).

Крестово-купольный тип храма – в плане это квадрат, в центре которого находятся 4 пилона, или столба; именно они обозначают подкупольный квадрат, объем которого перекрывается куполом. При этом все пространство храма делится на нефы (три или пять); в восточной части размещается алтарь. Символика купола связана с небесным сводом, простертым над землей. К первым храмам такого типа можно отнести храм Св. Софии (Премудрости) в Константинополе (532-537 гг.).

Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии (532-537 гг.) в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный ы центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется,что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмичного движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего нравилось».


На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведён - «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян), как называли себя её жители. С одной стороны, она считала себя наследницей богатейшей античной культуры, а с другой - явилась началом культуры средневековой.
В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм - заимствованная у римлян базилика (греч. «царский дом»). Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и человек не имел доступа в святилище, а греческий и римский храмы считались местопребыванием божества, то византийский храм стал местом, где верующие собирались для «общения» с Богом. Впервые храмы были рассчитаны на посещение их человеком.
Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы (греч. «корабль»), число которых достигало трёх или пяти. Все храмы были ориентированы на восток, откуда, по представлению христиан, придёт Мессия. На востоке к основному прямоугольному объёму обычно примыкал полукруглый выступ - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма.
Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращённые во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор - атриум , окружённый крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчёркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.
С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма - крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден со стороны пролива Босфор.
В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. Всех изумляет зелёная и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмического движения.
В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращён в мусульманскую мечеть. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.
В Византии были созданы выдающиеся образцы изобразительного искусства, представленного иконописью, фресковой живописью и книжной миниатюрой. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажжённой свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо было знакомо множество различных оттенков: от бледных и нежных, приглушённых и тусклых до ярких и насыщенных. Золотой фон имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего священного сияния. Золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал реальное пространство. Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер ещё большей таинственностью.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - города на севере Италии, ставшего в VI в. одним из центров византийской культуры. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале , дающие наиболее яркое представление о былом великолепии византийского искусства.
На первой из них в центре изображён император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб - символ святости. На нём торжественные пурпурные одежды, украшенные золотом. Фигура императора симметрично делит композицию на две равные части. Справа от Юстиниана - двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ Максимилиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создаёт ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землёй.
Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору . В руках она несёт потир с золотыми монетами. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы. Справа - дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Одухотворённая красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма, более свободная манера в передаче эффекта движения, окружающей обстановки являются отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.
В христианских храмах обязательными были иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, противопоставленные языческим «идолам». Они выполнялись на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках. Им поклонялись во время богослужения. Как особый вид изобразительного искусства икона начала развиваться со II в., в VI в. она официально была санкционирована церковью.
Характерными особенностями икон становятся: фронтальность главных изображений (обращённость их к зрителю); строгая симметрия по отношению к центральным фигурам Христа или Богоматери; подчёркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя; декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий цвет - божественность, белый - нравственную чистоту и невинность, зелёный - юность и бодрость.
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» , попавшая на Русь, вероятно, в первой половине XII в., в 1155 г. она оказалась во Владимире. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В её образе выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы, предвидящей трагическую участь сына, - светлая печаль. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаились тревога и горечь. Младенец нежно прижался личиком к матери и обвил её шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребёнка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы. Совершенно композиционное решение иконы, мастерски переданы плавная гибкость силуэтов, едва заметный, «скользящий» ритм движения, лёгкость и ясность соотношения двух фигур.



Мир Византийской культуры

Основу византийской культуры составляло органичное соединение римской имперской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада, она вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом. Византия сумела сохранить античное наследие и передать его Италии накануне Возрождения.

В I в. н.э. в Палестине, на окраине Римской империи, возникает христианство . Уже во второй половине I в. в Риме существовала христианская община. В течение I-III вв. христианство распространилось по всей Римской империи и за ее пределами. Императорские власти с подозрением относились к христианам, приписывая им человеконенавистничество, так как христиане того времени не только ждали, но и призывали конец света и Страшный Суд. Христиан также обвиняли в нелояльности властям, так как они отказывались совершать официальные жертвоприношения перед статуями государственных богов (в том числе - императоров). Это привело к многочисленным гонениям на христиан, но христианство продолжало распространяться и к IV в. стало силой, с которой вынуждены были считаться и сами императоры. В 313 г. императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт , по которому провозглашается равноправие всех религий, в том числе и христианства, а в 325 г. император Константин объявляет христианство государственной религией. В 395 г. по указу Феодосия Великого были закрыты все языческие храмы, с этого момента христианство становится единственной официальной религией Римской империи.

Христианство стало носителем новой этики, объявив высшими ценностями самого человека, любовь к ближнему, милосердие. Возлюбив Бога, человек обретал душевный покой и блаженство. Христианство было привлекательно еще и потому, что, согласно данному вероучению, все люди считались равными перед Богом. Согласно христианским представлениям жизнь не заканчивается со смертью тела, и, обретя веру и раскаявшись в грехах, человек может спасти свою душу и обрести вечное блаженство. Таким образом, каждый получал надежду на спасение. Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она изменяла их в духе христианского вероучения. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре.

В Византии сложился новый, отличный от античного подход к храмовому зодчеству. Если греческий храм был всего лишь местом пребывания статуи божества, обычно открытым только для служителей культа (сами же религиозные обряды совершались снаружи, на площади), то византийский христианский храм был местом, где проходило богослужение, и должен был вмещать много верующих. Чтобы храм вмещал больше молящихся, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения, именуемые базиликами , разделенные на несколько продольных частей - нефов (от лат. navis - корабль). Такой тип христианского храма со средним нефом, обычно более просторным и высоким, а впоследствии и с поперечным (трансептом), придающим храму форму креста, получил название базиликального. Первостепенное значение начинает играть внутреннее убранство храмов.

План-схема византийского храма

С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма – крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивисшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе (532-537 гг., архитекторы Анфимий и Исидор). План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого выделен квадрат, обозначенный мощными устоями, которые отделяют центральный неф от боковых. Центральный купол собора имел диаметр 31,5 метра. С боков давление купола уравновешивалось скрытой системой распоров - контрфорсов. Снаружи вид св. Софии внушителен и замкнут. С трех сторон он окружен вплотную подступающими к его стенам постройками, и лишь с восточной части храм можно увидеть от вершины до основания.

Собор Святой Софии. Стамбул (Константинополь). 532-537 гг.

Интерьер храма был ярким, красочным и контрастировал с суровостью его внешнего облика. Стены были облицованы мрамором и украшены мозаикой. В центре храма возвышался огромный амвон - сложное сооружение из серебра и драгоценных камней, вокруг которого разворачивались литургические церемонии. Огромный подкупольный зал храма символизировал образ мироздания. Освещение зала усиливалось по направлению к куполу: внизу царил полумрак, купол же был освещен ярко, так как у его основания находилось 40 окон, создававших иллюзию светового кольца. София Константинопольская поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единовластие.

Внутренне убранство Собора Святой Софии

Византийское изобразительное искусство представлено прежде всего монументальной живописью. В Византии была выработана определенная система объемно-пространственной структуры храма и его росписей, которые изображали библейскую историю человечества, этические нормы, освященные христианством. Широко распространяется монументальная мозаика, которая применялась как в храмовом зодчестве, так и для украшения стен и перекрытий в светских зданиях. Мозаичные полотна выполнялись из окрашенных стеклянных сплавов - смальты. Художники придавали большое значение цвету, который играл особую, символическую роль. Пурпурный цвет, например, был цветом божественного и императорского достоинств. В пурпурных одеждах мог ходить только император. Красный цвет символизировал и жизнь, и кровь (в частности, кровь Христа), это был также цвет очищающего и карающего пламени. Белый цвет - символ чистоты и святости, отрешенности от мирского, черный цвет - это знак смерти, символ могилы и ада, зеленый - символ юности, цветения, символ земного в отличие от небесного - пурпурного, голубого, золотого, синий и голубой в византийской символике – знаки потустороннего мира.

Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью на престоле. Мозаика храма Св. Софии в Константинополе. Около 950

В XI-XII вв. в убранстве храмов заметную роль стали играть живописные иконы. Икона пишется на доске (липовой, основой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой, оклад. Основа - деревянная доска с наклеенной на нее тканью – паволокой. Грунт состоит из мела или гипса и называется левкасом. Красочный слой – сама живопись. Защита представляет собой различные материалы, в том числе олифу, яичный белок, масляный лак.

Основными сюжетами иконописи были рождение Христа от Девы Марии, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страдания, смерть Христа и символы его божественной природы: спасительный крест, гроб, воскресение и т. п. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая значимость центральных фигур. Для передачи эмоциональных переживаний использовали неодушевленные предметы. В профиль изображались отрицательные (Иуда, Сатана) и второстепенные персонажи, животные.

Для организации художественного пространства византийские мастера не пользовались прямой перспективой: ее разработали только художники Возрождения. Прямая перспектива имеет точку схода в глубине пространства и над предметом. Византийцы применяли особую перспективную систему, названную искусствоведом О. Вульфом обратной. Перспектива в византийской живописи предполагает наличие нескольких точек зрения. Зритель рассматривает предметы, изображенные с разных позиций. Таким образом, художник подчеркивал самые значительные места в композиции произведения. Значительность центральной фигуры иконы подчеркивается с помощью обращенных к ней фигур боковых персонажей. Ракурс боковых фигур (правое живописец изображает, как бы находясь справа от него, левое - располагаясь слева) создает движение, направленное к центру изображения. Художник стремился сообщить зрителю максимум информации об изображаемом объекте, соединяя две точки зрения: сверху и с высоты нормального человеческого роста. Например, стол всегда представляют так, что зритель целиком видит плоскость его столешницы как бы сверху. Это позволяет показать все предметы, стоящие на столе. Сами же предметы изображаются в прямой проекции.

Размер изображаемого предмета в византийской живописи зависит не от его положения в пространстве, а от его смысловой роли в изображаемом сюжете. Так, в сцене рождества Иисуса Христа в мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII в.) масштабно выделена Богоматерь, следующим по размеру является Иосиф, затем - волхвы, а затем - прислуживающие при омовении женщины. Таким образом, система изображения пространства, выработанная ви­зантийскими мастерами соответствовала идейной и эстетической сущности их живописи.

Пример обратной перспективы

Соединив элементы восточных и западных культур, Византия оказала существенное воздействие как на развитие культур многих стран Западной и Восточной Европы, так и на культуру народов Востока. Благодаря Византии ценности античной и восточной культур не были забыты и стали известны другим народам. Наиболее значительным было влияние Византии на страны, в которых утвердилось православие, прежде всего, на Древнюю Русь.

Вопросы для повторения:

1. Расскажите о важнейших достижениях художественной культуры Византии. В чем и как проявилась ее связь с античным искусством?
2. Определите характерные особенности византийской архитектуры. Сравните конструкции базилик и крестово-купольных сооружений
3. Опишите храм Святой Софии в Константинополе. Какие идеи стремились воплотить его создатели?

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Византийский стиль Изучение греческих строений начинают, как правило, с Микен.«Хотя массивность кладки и свойственное им преимущественно подземное, пещероподобное расположение сходны со всеми первобытными постройками, развалины Микен (напоминающая ассирийские

Из книги История Российская. Часть 5 автора Татищев Василий Никитич

О СОБЫТИЯХ 1618 – 1619 гг. С ОТДЕЛЬНЫМИ ЗАПИСЯМИ О СОБЫТИЯХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДОВ (1625 – 1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ВИЗАНТИЙСКИЙ ГОРОД Подъем византийских городов, начавшийся в середине IX в. и достигший апогея в Х-ХІІ вв., был связан, главным образом, с торговой деятельностью и повсеместным распространением ремесленного производства. Появляется новый тип объединений производителей

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

ЧАСТЬ II. ВИЗАНТИЙСКИЙ МИР

автора Гийу Андре

Византийский Запад Полководцы Юстиниана в VI в. принесли империи Италию, Сицилию, территории у гор Атласа и юг Испании, а также Сардинию, Корсику и Балеарские

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Византийский Восток Восточная часть Византийской империи включала в себя Балканский полуостров и Грецию, Херсонес Таврический, Малую Азию, Армению, Северную Месопотамию, Сирию, Палестину и Синайский полуостров, остров Кипр, а также Египет и

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

О событиях 1618–1619 гг. с отдельными записями о событиях последующих годов (1625–1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши город,

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Спор о датах Историки имеют дело с годами, десятилетиями, столетиями; археологи и антропологи, изучающие древнейших людей, оперируют большими отрезками времени - десятками и даже сотнями тысяч лет. Это уже масштаб не только «исторический», но и «геологический». Правда,

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

6.5. ВИЗАНТИЙСКИЙ ЕГИПЕТ Масштабы катастрофы III в. были таковы, что торговля почти прекратилась, в IV столетии все налоги собирались натурой, и государственные чиновники вместо денег получали продуктовые пайки. О ценах в этот период трудно судить из-за огромной инфляции: в 293

Из книги История руссов. Держава Владимира Великого автора Парамонов Сергей Яковлевич

6. О начальных датах истории Руси Выше мы установили с полной несомненностью, что первый летописец пользовался болгарским, а не византийским летосчислением, т. е. от цифры лет «от Сотворения мира» для перехода на наше летосчисление отнимал не 5508 лет, а только 5500. Отсюда

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому Средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги Книга I. Хрустальный Христос и древняя цивилизация автора Саверский Александр Владимирович

Византийский пирамидион На иконах, посвященных Сретению, мы видим изображение пирамидального камня. Сретение (встреча) символизирует как встречу человека с Богом, так и встречу Ветхого и Нового Заветов. Лучше один раз увидеть: XV в., Новгород Андрей Рублев, Даниил

Из книги Линия горизонта автора Миронов Сергей Михайлович

О «скелетах» в шкафах и объединяющих датах Тем, кто пытается сегодня поучать Россию, что и как ей оценивать в собственном прошлом, следовало бы не забывать о том, что грехи сталинизма оплачены кровью и подвигами советских солдат, дошедших до Берлина, а также – о

Из книги Крепостной ансамбль Мангупа автора Герцен Александр Германович Данные об авторе

Спицина Светлана Михайловна

Место работы, должность:

МОУ СОШ №81 г. Воронежа, учитель истории и обществознания

Воронежская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Данная разработка поможет учителю подготовит и провести интересный и познавательный урок МХК в 10 классе. В конце разработки находится презентация к уроку.

Мир Византийской культуры

Цель: обобщить, дополнить и систематизировать знания учащихся по теме, установить связь русской и византийской культур;

развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;

воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры, терпимое отношение к различным художественным стилям, жанрам и видам искусства.

Внутрипредметные связи: 395г - деление Римской империи на Западную и Восточную; 988г - крещение Руси;1054г. - раскол церкви на католическую и православную.

Основные понятия: ромеи, базилика, апсида, неф, алтарь, иконопись, мозаика, гимнографы, канон, невмы, осмогласие, тропарь.

Оборудование: учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», видеофрагмент «Крещение Руси» из цикла «История государства Российского» (проект канала ТВЦ), видеофрагмент «Храм святой Софии» из цикла «Великие творения людей» («Ридерс дайджест»), иллюстрации мозаик византийских храмов, схема «Раннехристианская базилика».

План урока.

1.Введение. Крещение Руси.

2.Загадочная страна (геогр. положение, императоры, создание храма св. Софии)

3.Науки - школы, развитие математики.

4.Архитектура.

5.Живопись.

q Иконы и иконописцы

q Мозаики

q Образ иконы Владимирской богоматери

6.Музыка Византии.

7.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Правда, говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша.

Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

- Видеофрагмент «Крещение Руси»

Учитель: Что же это за слова такие волшебные, которые так сильно изменили князя? Где находится страна эта загадочная и чем знаменита?

Сегодня мы с вами узнаем много интересного на уроке, тема которого «Мир Византийской культуры». Ваша задача - внимательно слушать и смотреть, запоминать и записывать. В течение урока вам предстоит заполнять листочки с тестовыми заданиями.(Приложение 1) Все это позволит нам лучше узнать особенности ромейской культуры. Ромейской, потому что византийцы называли себя так, а страну свою Ромейской , т. е. Римской империей.

2. Подготовленный ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Айя-София».

Без сомнения, храм Святой Софии, построенный Анфимием и Исидором , является жемчужиной мировой архитектуры.

Видеофрагмент (10 мин). Во время просмотра учащиеся записывают в тетради основные даты, события и имена Византии.

Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») - храм специально предназначенный для многолюдных богослужений.(Рисунок 1) Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов - нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши(Рисунок 2). Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю - священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.

Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста - главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол - символ неба (Рисунок 3).

3. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах.

Мозаика - картина, выполненная из цветных камешков - смальты. (Учащиеся записывают определение и переходят к чтению фрагмента учебника, рассказывающего о мозаиках, с.115) Сообщение подготовленного ученика о Юстиниане. Работа с иллюстрациями - рисунки 4, 5).

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»). Долгое время не затихали споры между сторонниками и противниками икон - иконоборцами. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье. Получил хорошее образование. Сначала служил при дворе Омейядов - династии арабских халифов, затем ушел в монастырь св. Саввы, где и прожил до самой смерти. С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи. Согласно его теории:

1.Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

2.Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).

3.Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

4.Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено («первообразу»), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

5.Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.

Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

На Руси самой главной и почитаемой иконой является икона Владимирской Богоматери. По преданию, она написана Евангелистом Лукой и принесена им Пресвятой Деве во время Ее земной жизни. Богоматерь, видя изображение лица своего на иконе, повторила пророческое свое изречение «отныне ублажать Мя вси роди» и добавила: «благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». (Рисунок 6)

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», с. 119.

Во второй половине V века икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1155 году Юрий Долгорукий привез ее в Киев и передал своему сыну Андрею Боголюбскому. С. 118 - о переезде во Владимир.

4. «Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение» - Иоанн Златоуст.

По Библейскому преданию, иудейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Тексты византийских песнопений кроме псалмов Давида включали новые произведения, созданные христианскими гимнографами . Ранние образцы таких произведений представлены в творчестве Романа Сладкопевца (VI в). До возникновения нотного письма песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться при помощи особых знаков - невмов , сама же система получила название - осмогласие .

Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (образец, правило) - музыкально-поэтическая композиция, включающая темы покаяния и прославления. Тропарь - хвалебное песнопение, сочинявшееся к празднику или торжественному событию. Являясь основой православного богослужения, не был самостоятельным произведением, а включался в более крупное.

Прослушивание музыкального фрагмента «Тропарь Феодоровской иконе Божьей матери». Обмен впечатлениями.

5. Заключение. Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства. Но это уже тема наших последующих уроков.

Сейчас у вас есть несколько минут, чтобы закончить заполнение тестовых листочков и записать домашнее задание.

Домашнее задание: глава 12, задание 2 из раздела «Творческая мастерская».

По окончании урока учитель проверяет выполнение тестовых работ и выставляет оценки. Таким образом, все учащиеся получают отметки в дневники.