Библейские темы в изобразительном. Особенности обучения школьников по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Урок изобразительного искусства в 7 классе

(рабочая программа на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук.

Тема четверти: «Великие темы жизни»

Цель :

воспитание эмоционально-отзывчивой личности на основе ознакомления великих произведений искусств.

Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Стержневая основа урока:

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски:

Словарные слова:

Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности.

Нимб символ святости.

Евангелие откровение.

Религиозная живопись мозаика, фреска, икона – пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства.

Фреска изображение на стене.

Икона «образ».

Общечеловеческие - нравственные ценности, такие как: Добро, Зло, Любовь, сострадание, Жертвенность.

Воздушная перспектива - изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, в следствии увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом. Волхвы - маги, волшебники, чародеи и провидцы, постигшие самые сокровенные тайны мироздания, владеющие тайной Сотворения вселенной и тайной Времени, тайной Философского камня, Панацеей, тайной долголетия и бессмертия, обладающие могуществом.

Тема урока: «Библейские темы в изобразительном искусстве».



Показательные рисунки

Обратные стороны доски

Задание на самостоятельную работу:

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему

    Слайд:2

    Слайд:2

Цель урока : познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей.

Задачи урока:

    Метапредметные

формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории.

    Личностные

воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.

    Слайд:3

Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

    Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников:Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Джотто, Боттичели и т.д.

    Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Задачи по способу действия

Результат по способу действия

Создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

    Слайд:4

Методы работы на уроке:

    метод целостности - (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).

    метод единства восприятия и созидания - (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Слайд:5

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): « Основы композиции».

Музыкальный ряд: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.

Слайд:6

ДРАМОТУРГИЯ

/Структурообразующие элементы урока/

    Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.

    Кульминация (выход на тему урока) - 10 мин.

    Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.

    Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

    Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.

Слайд:7

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

    Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.

    Отношение к учебно-творческой деятельности.

    Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности (умение анализировать работы и давать им оценки).

ЗАВЯЗКА

Задача – выход на проблему урока. Осуществляется путём создания ситуации эмоционального состояния. Для придания эмоционального настроя к уроку, звучит музыка «Пресвятая Богородице, спаси нас». После захода детей в класс убавляется громкость её звучания.

Затем в форме диалога проводится беседа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, делается акцент на имеющийся субъективный опыт обучающихся.

Слайд:8

Учитель : Ребята! Многие века библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из неё сюжеты для своих творений.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о библейских темах в живописи, и вам надо будет изобразить наиболее интересный сюжет из библии.

Но вначале мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев и мы как бы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы ещё раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые её сюжеты.

Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас.

Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.

Перед вами древнейшая русская икона, самая почитаемая на Руси.

Слайд: 9

Учитель:

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Слайд: 10

Учитель :

Перед вами «Владимирская икона Божией Матери» была написана евангелистом Лукою.

Чтение стихотворения М. А. Волошина «Владимирская Богоматерь» (отрывок).

Не на троне - на Её руке,

Левой ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в её облике? Что вы чувствуете? В чём суть её образа?

Ответ на заданные вопросы:

Тип иконы – «Умиление» - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, Ярославской и других.

Учитель:

Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.

Слайд: 11

Учитель:

Представления о самых светлых и возвышенных идеалах женской красоты, образе матери воплотил в своей картине «Сикстинская Мадонна» великий художник Рафаэль. Основным содержанием этой картины становится тема светлой материнской любви.

Она идёт хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

В.А.Жуковский.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. «Сикстинская мадонна» давно уже вошла в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Поёт сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклонённый Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и её сыну. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю… Она только что сделала шаг навстречу людям. Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты. Они светятся нежностью и добротой. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в этом мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.

Слайд: 12 Учитель: «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. (Эрмитаж).Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г. Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок - крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют все пространство картины, лишь за окном в темной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама еще ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребенку цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой технике.

Слайд: 13 Учитель: В каждом веке есть художники, которые не только по-настоящему понимали искусство, но и сумели спроецировать это понимание на время и общество: Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рембрандт и многие другие великие художники - вот главное, что их объединяет.

Слайд: 14

Учитель:

В экспозиции Государственного Эрмитажа хранится небольшая по размеру картина Рембрандта на традиционный библейский сюжет - «Поклонение волхвов.

Слайд: 15

Учитель:

Картина художника Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов» (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Слайд: 16

Учитель:

Картина художника Рафаэля Санти «Поклонение Волхвов» 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.

Слайд: 17

Учитель:

Картина художника Рембрандта «Поклонение волхвов».

Слайд: 18

Учитель:

Картина художника Леонардо да Винчи «Поклонение Волхвов» (1472-1477).

Одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее. «Поклонение волхвов» - важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.

Слайд: 19

Учитель:

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». Галерея Уффици, Флоренция. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134.

На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет. Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерные для почерка Боттичелли. Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Рефлексия (сравнение)

Учитель: Сейчас продемонстрирую вам картины великих художников, а вы подумайте и скажите, объединяет эти картины по смыслу?

Ответ на заданный вопрос:

Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Учитель:

Чем отличается икона от картины?

Ответ на заданный вопрос:

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она - символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение и личные эмоции не должны иметь места.

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.
- Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур.

Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины - это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы.

(на основе картины «Поклонение волхвов» художника Леонардо о композиционном решении картины).

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов. Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.
Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры. Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно. Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажутся вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Выход на тему урока, используются методы: связи искусства с жизнью, общения с живым искусством, мотивации познавательной деятельности.

Учитель: А теперь приступайте к работе, но имейте ввиду, что вам предстоит выполнить свои работы по таким критериям:

(Подведение итогов урока и анализ деятельности детей на уроке по

следующим критериям).

Слайд: 21

Критерии оценки детского рисунка:

    Отношение ребёнка к уроку.

    Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).

    Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.

    Качество детской продукции непосредственность, идея.

РАЗВЯЗКА

Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.

Создайте эскиз композиции на темы Библейские сюжеты:

    Поклонение волхвов

    Образ божьей Богоматери

Обучающиеся приступают к работе. Проходя между рядами, оказываю необходимую помощь, предупреждая возможные ошибки тем, кто совсем не может справиться с заданием. Ребята работают, используя учебник «Основы композиции».

Используются методы: активизации имеющихся знаний по декоративно-прикладному искусству, мотивации познавательной деятельности, связи искусства с жизнью, перевода изученной темы на новый уровень.

Слайд: 22

Задание на самостоятельную работу

    на тетрадном листке выполнить эскиз;

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Слайд: 23

Примерные эскизы композиций на библейскую тему

ЭПИЛОГ

Выход на оценку и самооценку выполненного этапа работы

Слайд: 24

Рефлексия

За 5 минут до конца урока детям предложено по представленным критериям оценки выполняемых учебно-творческих работ, провести минивыставку всех получившихся работ и провести анализ и оценку этих работ по выполнению этапов и их последовательности.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Используются методы стимулирования адекватной самооценки.

(До конца урока осталось 2 мин.).

ПОСЛЕСЛОВИЕ – выдача и анализ домашнего задания .

Слайд: 25

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему;

    на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Слайд: 26

Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.

Заканчивается урок музыкальнымкороткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Библейские сюжеты в живописи

Выполнил ученик 6 в класса

гимназии № 587

Никитин А. А.

Санкт-Петербург


В течение двухтысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.

Библия дошла до нассквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Былонаписано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Великие художники мираотображали в своих картинах библейские сюжеты.

В историиизобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художникРембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе,правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Голландские живописцывпервые увидели человека таким, каков он есть в жизни, и отразили в искусстверазличные стороны его повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решениюболее сложной задачи- к тому, чтобыотразить красоту и значительность духовного мира обычного человека

Казалось бы, обращаясь кбиблейским и евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения обществасвоего времени. На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника. В его сознании библейские герои служат ярким олицетворениемпрекрасных человеческих качеств. Художник видит в них духовное величие,внутреннюю цельность, суровую простоту, большое благородство. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров- егосовременников. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни.

Эти новые черты отчетливовыступают в эрмитажной картине «Снятие с креста», написанной в1634 году.

Ночь. Скорбная тишина.Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Онипришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном светефакелов они снимают с креста его мертвое тело.

Один из мужчин,взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которыхХристос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее внизтело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелуюткань. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии.Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие- мужественную скорбь, третьи- благоговейный ужас, но каждый изприсутствующих людей глубоко проникнут значительностью события. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием,но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу.Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо,сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.

Картина захватываетглубокой проникновенностью, жизненной правдой. Лишь преувеличенность некоторыхдвижений и жестов напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.

На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучшихрешений этой темы- эрмитажная картина «Святое семейство»,созданная художником в1645 году. Евангельскаясцена рождает у зрителя множество ассоциаций с повседневной народной жизнью,современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. Комната окутана нежным полумраком; из разных источниковмягко вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель,придавая изображенному оттенок одухотворенности. Слегка пошевельнулся во снеребенок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается отчтения, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Она- сама чуткость, сама настороженность. Посуществу, большая человечность и проникновенность картины создается лишь однимее взглядом. Светлая возвышенность запечатленного мгновения сказывается и втом, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

В1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь». Сюжетомкартины послужил библейский миф, известный под названием «Пир у Эсфири». Аман,первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестоко оклеветал иудеев передцарем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая изИудеи, вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказалао клевете визиря, и перед царем раскрылось коварное лицо человека, которого онсчитал своим другом.

Художник изображает тотмомент пира, когда Эсфирь закончила рассказ и воцарилось глубокое, тягостноемолчание. Печальны красивые глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинальносминает платок. Она еще целиком во власти пережитого. Ей было мучительно труднопроизнести слова обличения; как и царь, она верила визирю, относилась к нему,как к другу. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Его большие глаза наполняютсяслезами. В то же время в нем пробуждается благородный гнев, и он властносжимает скипетр.

В глубокой тени, водиночестве изображен Аман. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.Сознание обреченности давит его, как непосильный груз: он сидит ссутулившись,опустив голову, закрыв глаза; рука, держащая чашу, бессильно лежит на столе.Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. Онпонимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждатьдруга.

Если в картинах,посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримоеосуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то огуманном прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку,повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсемодинокий, он создает свое последнее гениальное творение.

Снова большаячеловеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире смольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда ираскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, встоптанных сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за многолет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него нагруди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно простил сына идавно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание.

Но все же в этой встречебольше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокийслед в жизни и того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточнообратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленнуюфигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать

«Возвращение блудногосына»- это как бы итог мудрых раздумийРембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности впоследние годы жизни с однойстороны иничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его сдругой с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.

Мало найдется в историиискусства личностей столь загадочных и неоднозначных, как Брейгель. Он не писалстатей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких подуху лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей,ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственныхперсонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты,выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.

Ренессансноепредставление о важности человеческой личности не вписывалось в художественныеконцепции Брейгеля. На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрываетлица, лишая фигуры всякой индивидуальности. Схожая тенденция прослеживается и визображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает средиобычных людей. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, ИоаннаКрестителя с Христом в толпе народа, а «Поклонение волхвов» вообщескрыто за завесой снегопада.

Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Выбор междудобром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, напротяжении всей жизни - так же, как были вынуждены делать этот выбор его предкии как делают его сегодня множество других людей. Отсюда - еще одна приметапроизведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся всовременном искусстве,- совмещение временных и пространственных пластов. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей.Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей, и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.

Годы творческой зрелостиБрейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами имонархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации.Антифеодальное движение сливается с национально-освободительной борьбой противвладычества Испании. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины,объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов, «Триумфсмерти» (Мадрид), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель),«Безумная Грета», «Битва израильтян с филистимлянами».

В течение своей жизниБрейгель являлся жителем двух очень богатых городов - сначала Антверпена, апозже Брюсселя.

По темпу роста Антверпенуне было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центромзападного мира. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. В ситуации,когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики,протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенностии тревоги. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.

Антверпен был символоммира. Башней, отбрасывающей тень - вопреки всем законам природы - не на землю,а на небо.

Брейгель писал«Вавилонскую башню» по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонскаябашня (1563) и «Малая» Вавилонская башня (ок.1563). Гигантскоестроение было запечатлено дважды. Никогда ранее не удавалось художникампередать так живо чудовищную величину башни, размах строительства,превосходящего все ранее известное человеку.

В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные,спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны их беспомощные жесты, воцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей ипороков, превращающая их в мертвенные маски. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природазаднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика.

КартиныКараваджо (1573-1610) вызывали горячие споры, так как поражали своейнеобычностью. Также незауряден был характер этого художника - дерзкий,насмешливый, высокомерный.

Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение»,«Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Еговлекут темы трагические. На его полотнах люди страдают, испытывают жестокиемучения. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой.«Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан, их смерть подпятой коня и момент озарения Савла. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч, и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя?» После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом.

Какнародную драму Караваджо показывает сцену «Положения во гроб». Безжизненноетело Христа бережно поддерживают ученики. Застывшая рука Спасителя свисает кгробовой плите, над черным пространством могилы.

Вкартинах Караваджо на евангельские сюжеты поражает будничный облик персонажей.В евангельских сценах он показывает жизнь простого народа. СовременникиКараваджо свидетельствуют: он призирал все, что не было скопировано с жизни.Художник называл такие картины безделушками, детскими и кукольными вещами.

Иконописьпоявилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византииновую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконописьокончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системуизображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианскоговероучения и богослужения. Таким образом, Русь получила икону как одно из“оснований” новой религии.

Напротяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси. Простойлюд приобщался через них к искусству.

Изображаясобытия из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы

находилимотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить свое представлениео добре и зле.

Иконописецв своей работе следовал определенным правилам, например, он не мог сампридумать сюжет. Но это вовсе не означает, что живописец лишался возможноститворить. Он мог добавить какие-то детали, по-своему «прочитать» церковныйсюжет, подобрать сочетания красок. По этим деталям можно отличить стиль АндреяРублева от стиля Феофана Грека или Дионисия.

Вопросо принадлежности того или иного произведения Рублеву служит ныне предметоможивленных научных дискуссий. Единственное достоверное произведение художника - икона «Троица». Все остальные работы с большей или меньшей степенью вероятностиприписываются прославленному мастеру.

Похристианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах.Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое иневидимое. Второе ее лицо - Бог-сын, Иисус Христос, принявший образчеловеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей. Третье лицо - бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческому разуму непостижимо,как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троице входит в число основныхдогматов христианских религий и в качестве такого является объектов веры, а непредметом осмысления.

Истинныйвид божества неизвестен человеку - “бога же не виде никто” (Иоанн,1,18).Однако, иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, онусадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшеймуки пресные хлебы, а отроку слуге - заколоть нежного тельца.

Именноэтот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается ввиде трех ангелов со странническими посохами в руках. Ангелы торжественновосседают за столом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама илегендарный Мамврийский дуб. Благочестивые Авраам и Сарра подносят крылатымстранникам угощение.

Виконе Рублева поражает необыкновенная простота, “немногословность”, с какойвоспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие,–гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобную смелость вотношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах.Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священнымтекстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуютБиблия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания ипопыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее.

НаРуси в 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем “едину силу,едину власть, едино господство”, стало религиозным символом политическогоединения страны. Не случайно девизом Москвы на рубеже веков было: “Троицейживем, движемся и есть мы”. Этой же идеей проникнута и “Троица” Рублева,ставшая как бы нравственным символом новой Руси.

Итак,несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях,художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразитьсовременную им действительность.

Список использованнойлитературы:

1.

Роз-Мари Хаген Р. «Питер Брейгельстарший». – «Арт-родник», 2000г.

2.

Андронов С. А. «Рембрант. О социальной сущности художника»–Москва, «Знание» 1978г.

3.

Платонова Н.И. «Искусство.Энциклопедия» – «Росмэн-Пресс», 2002 г.


Картина на религиозные темы представляет собой художественный образ, созданный фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин, исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни .

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»


Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников, и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Пьетро Перуджино «Крещение Иисуса», 1482 г.


Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, данное и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она символ инобытия в нашем мире.


Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущий в живописи человек, не перепутает полотна Леонардо да Винчи и Н. Пуссена.

Леонардо да Винчи «Мадонна»

Никола Пуссен «Святое семейство»


Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографи-ческих символов происходят на духовном уровне.

Икона Ангела Хранителя


Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Снятие с креста»


Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Икона Божией Матери «Троеручница»


Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

Светлая седмица


Для примера можно сравнить любую написанную по канонам икону Божией Матери и «Марию с младенцем» Рафаэля Санти. В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, которая прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную женщину с младенцем.

Рафаэль Санти «Мария с младенцем»

Икона Божией Матери «Благоуханный цвет»


Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.


В иконе отсутствует внешний источник света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно посмотреть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося из самих ликов.

Белыничская икона Божией Матери


Следует обратить внимание на то, как изображаются нимбы на православных иконах и на картинах средневековых живописцев Западной Европы. У католиков нимб представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. Предмет этот – нечто отделенное от фигуры, приданное ей извне. Православные нимбы описывают вокруг головы круг и представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб католический – это венец святости, приданный извне, а нимб православный – венец святости, рожденный изнутри.


Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах это цвет царского достоинства. Особо необходимо сказать о золоте на иконах. Золото символ Божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого «нетварного» света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото.

Икона Божией Матери «Знамение»

«Преподобная Богородица от бед страждущих»


Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На новгородской иконе XV в., изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору, и Господа Преобразившегося, и учеников, «павших на лица свое» (Мф. 17, 6), и их же, спускающихся с горы. А на иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.


Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.


Интернет-ресурсы: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Русская живопись. – Режим доступа: http://www.artsait.ru

План – конспект урока изобразительного искусства

В 7 классе на тему

« «Библейские темы в изобразительном искусстве.

Ветхий Завет»

Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 36 г.о. Самара

Демина Ирина Александровна

Самара 2015г.

Тема урока «Библейские темы в изобразительном искусстве. Ветхий Завет»

I. Организация деятельности учащихся

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправится с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Идти, мой друг, всегда идти

Дорогою Добра.

Вопрос: Что такое религия? Ответы детей-- форма культуры

Вопрос: Какие мировые религии вы знаете?- ответы детей

Вопрос: Назовите основателей религий мира- ответы детей

Вопрос: Давайте вспомним храмы религий мира ответы детей

Каждая религия имеет свои свящ енные писания - основополагающие тексты какой-либо религии. Священные писания, как правило, ссылаются на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества.

  • Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины») - свод буддийских священных текстов,
  • Коран - священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
  • Би́блия (греч. «книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Танах и является священным текстом для иудеев. Ветхий Завет состоит из 39 книг и разделяются в иудаизме на три отдела. Эта часть Библии является обшей Священной Книгой для иудаизма и христианства.
  • Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке.
  • В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык.
    • Архиологические раскопки подтверждают гибель городов Содома и Гоморры упомянутых в Библии
    • английский археолог Леонард Вулли, открыл в 1923 году город Ур. У подножия древней ступенчатой башни шумеров в г. Уре и сейчас может каждый желающий спуститься вниз по лестнице в узкую шахту и увидеть свидетельства гигантского и катастрофического потопа. Большинство ученых считают, что гигантское наводнение идентично с библейским Всемирным потопом. Следы этого потопа ученые находят и на европейском континенте.

Тема нашего урока Библейские сюжеты в живописи, поэтому мы рассмотрим сегодня более подробно Библию как уникальный памятник культуры. Попробуем дать анализ историческим, философским, нравственным и художественным проблемам, которые она ставит перед людьми

Еврейский мудрец Гилель сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. ».

Эти слова называют «золотым правилом Гилея», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.

Вы уже Изучали на уроках литературы Ветхий Завет, на уроках истории вы говорили о Египте. В частности о походах фараонов (посмотрите на слайд).

Вопрос: Откуда вам известны, указанные сведения? А историкам? Ответы (из исторических источников, можно перечислить, вспомнив, вещественные и письменные)

Работа с таблицей: “Факты истории и события в Библии”.

Вопрос: Можно ли назвать Ветхий Завет – историческим источником? Существует огромное количество археологических доказательств, подтверждающих историческую достоверность библейского повествования

Вопрос: Являются ли факты, указанные в Библии реальными? Что же говорит нам археологическая наука о событиях, описанных в Библии?
1. Таковы, например, археологические находки, связанные с именем древнееврейского царя Соломона

Вопрос: Чем отличается Библия от мифологии, в частности древнеегипетской, о которой у вас уже шла речь на уроках? Ответы(Единобожие и многобожие)

Вопрос: Что кроме истории можно почерпнуть в В.З.?

А) это система философских знаний ответ Рассуждения о Смысле жизни человека.

Б) система нравственных, общечеловеческих проблем – десять заповедей.

В чём своеобразие первых четырёх, почему можно выделить две группы? (1-взаимодействие Бог-человек, вера-безверие, 2-взаимоотношение человек-человек).

Вопрос: Следуют ли этим заповедям люди неверующие?

Итак, В.З. затрагивает историю, поднимает философские и нравственные проблемы, НО в какой форме это происходит? Художественный текст! т.к. он насыщен художественными образами.

Пример: Вавилонская башня – чему учит нас история, рассказанная в этой главе? Какой урок должен вынести человек разумный?

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня»

  • Расскажите о строительстве Вавилонской башни.
  • За что Бог покарал людей?
  • Почему понимание языка друг друга так важно для людей?
  • К чему ведёт непонимание языка?

Ной и Ноев ковчег. Поль Гюстав Доре

Ноев ковчег – модель мира. Ной – образ праведника, высоконравственности и ценности семейных отношений!

Всемирный потоп Иван Константинович Айвазовский

Миф о Всемирном потопе есть во многих религиях: в Полинезии, в Древней Греции, в Вавилоне.

Мифы о Потопе – следствие наблюдений, сделанных в разных уголках Земли в связи с большими наводнениями, колебаниями земной коры, вызвавшими разъединение континентов и опускание под воду различных участков суши.

А Рублёв « Святая Троица» Символика деталей картины «Чаша» имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».

Пример: Слайд презентации “Суд царя Соломона”. Никола Пуссен

Давайте вспомним о чём рассказывает притча?

Таким образом, Ветхий Завет – это уникальный памятник культуры, в котором, в отличие от других памятников, включены исторические, философские, нравственные и художественные проблемы. Он многогранен и всеобъемлющ. Ветхий завет “даёт пищу” для всей мировой культуры: литературы, изобразительного искусства, театра и т.д.

По мнению христиан Книги Ветхого Завета написали Пророки. Считают что это люди, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог. Такой дар называют пророчеством, а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророком.

Задание : нарисовать любой сюжет из Ветхого Завета.

Кто сердца не питал, кто не был восхищён

Сей книгой...

В. А. Жуковский

Библия — сокровищница духовного и культурного наследия — оказала огромное влияние на развитие всей мировой культуры. Созданная в период с XII в. до н. э. по начато II в. н. э., она до сих пор остаётся одной из любимых и читаемых книг.

Библия — произведение, состоящее из множества книг, написанных в разные времена и разными автора-ми. Поэтому становится понятным перевод её назва-ния с греческого: «Biblia» — «книги». Основную часть Библии составляют Ветхий и Новый Завет .

Что же так привлекает людей в Библии? Прежде всего — идеалы добра, справедливости, самоотвержен-ного служения людям и вера в ценность человеческой личности. На протяжении двух тысячелетий многие свои помыслы и идеалы человечество связывало с лич-ностью Иисуса Христа. В него искренне верили, свято чтили его поучения и заветы. Его слушали и восхваля-ли. Молились на него...

Бессмертный облик Христа стремились запечатлеть в произведениях искусства величайшие мастера. Труд-но сосчитать, сколько творений художников самых разных эпох посвящено библейским сюжетам и обра-зам. Росписи в римских катакомбах, византийские ико-ны и мозаики, искусство сурового Средневековья и торжественного Возрождения... Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс... Перечень имён величайших художников мира можно бы-ло бы продолжать точно так же, как и список компози-торов, создавших музыкальные произведения на темы Священного Писания: И. С. Бах, Ф. Й. Гайдн, В. А. Мо-царт, Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский, С. В. Рахма-нинов...

То же можно сказать и о мировой литературе . Редко кто из художников и писателей прямо или косвенно не обращался к сюжетам и образам Библии. Поэтов она привлекала образностью, богатством и красотой худо-жественного слова. В этом ряду Данте Алигьери, И. В. Гёте и Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин, Б. Л. Пастер-нак и И. А. Бродский... Материал с сайта

Начиная с XX столетия к страницам Библии обра-тился и мировой кинематограф .

Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, никогда не были простой иллюстрацией Свя-щенного Писания. В них заключены духовное содержа-ние и глубокий нравственный смысл. К сожалению, сюжеты, заимствованные из библейской мифологии, се-годня известны далеко не каждому человеку. Это объяс-няется прежде всего тем, что христианское искусство глубоко символично и строго канонизировано религией, поэтому разобраться в нём непросто. Это обстоятельство не всегда в наши дни позволяет по достоинству оценить то или иное произведение искусства.