Актуальность и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. Сочинение на тему современное звучание комедии горе от ума

Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума".

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные назва-

ния гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова

как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заг-

лавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких назва-

ний, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли

более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из нео-

кончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и

вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы,

Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин

России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так

есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", соп-

ротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был

кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декаб-

ризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осозна-

ем некоторые трагические особенности российской общественной жизни,

особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в

отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе

от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили

в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная пси-

хология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий

зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные

французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный,

бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они бе-

зусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разде-

ляет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и

"мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться,

но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Са-

харов. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же:

Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая,

что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий -

добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий

ми? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Пе-

ред теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание.

Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Саха-

ров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они

русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего вре-

Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и

неразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется,

и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на

время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокруша-

лись бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - го-

ворит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по

принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворя-

нина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События

разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение

дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки,

дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав

то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спо-

рах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво

мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с

ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, проти-

вопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у

которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать

всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как ха-

рактеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга кос-

тей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий.

Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополу-

чии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он

уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодни-

чество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно."

Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли

комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в от-

дельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой,

он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет

своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет

Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?...

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.

Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно." Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой, он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет счастья.

Бекетова Марина

В помощь при написании исследовательских работ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Утянская средняя общеобразовательная школа

ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» В НАШЕ ВРЕМЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ

Научно-исследовательская работа

Выполнила: Бекетова Марина Александровна,
ученица 9 класса

Научный руководитель : Ткачёва Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы

Уточка, 2011 год

Введение…………………………………………………………………3 - 4

Глава I. Значение творчества Грибоедова

§1. Биография писателя………………………………………....5 - 7

§2. О комедии «Горе от ума»……………………………………7 - 9

Глава II. Характеристика главных героев комедии

§1. Фамусовская Москва. Человеческие типы………………….9 - 13

§2. О главном герое………………………………………………14-16

Глава III. Злободневность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в наше время

§1. "Горе от ума" в литературе XIX века……………………….16-19

§2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума» …19-21

Заключение………………...………...……..…….……. ………………..22-23

Список используемой литературы……………………………………...24
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Комедия Грибоедова «Горе от ума» органически вошла в историю русской литературы . «Вечно живой, жгучей сатирой» назвал И.А.Гончаров «Горе от ума», а ее героев – «вечно живыми образами». Это «неразгаданная до конца», по мнению А.Блока, пьеса стала и школой становления русской критики, и школой мастерства русских писателей 19 века. В ряде критических статей не раз отмечалось, что на уровне отдельных ситуаций и образов в русской классической литературе «постоянно просвечиваются грибоедовские силуэты». Поэтому вопросы интерпретации комедии Грибоедова, без сомнения, вызывают глубокий интерес. Актуальность работы заключается в исследовании злободневности звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Сергеевич Грибоедов – писатель редкий даже для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он автор одного знаменитого произведения, о котором А.С.Пушкин сказал: «Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». Цель: исследование злободневности звучания комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», выявление сущности человеческих типов в комедии, их широкий обобщающий смысл.

Задачи:

- проанализировать данное произведение

- выполнить сравнительно-сопоставительный анализ актуальности комедии в литературе 19 века и в современности.

Обобщить результаты работы

Объект исследования: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Предмет исследования: актуальность звучания комедии в наши дни. Методы исследования: анализ литературных и интернет - источников, интерпретация текста, сравнение и сопоставление, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации о жизни и творчестве А.С. Грибоедова.

ГЛАВА I . ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ГРИБОЕДОВА

§1. Биография писателя

Грибоедов Александр Сергеевич - знаменитый русский драматург. Происходит из древнего дворянского рода. Материальное положение родителей Грибоедова было стеснено и запутано. Однако мать его, женщина незаурядного ума и характера, тянулась к родственной ей московской знати, старалась из последних сил держать свой дом на уровне высшего московского общества. Мечтая о блестящей карьере для своего сына, она дала ему прекрасное образование, сначала под руководством гувернеров-иностранцев, затем в Московском благородном пансионе, наконец, в Московском университете. Последовательно окончив два факультета - словесный и юридический, Грибоедов продолжал оставаться в университете (изучая естественные науки и математику и готовясь к ученой степени доктора) вплоть до закрытия его в 1812 в связи с занятием Москвы Наполеоном. Превосходное знание главных европейских языков (французского, немецкого, английского и итальянского), к которым позднее прибавились восточные - арабский и персидский, довершалось музыкальным образованием. Все это делало писателя, по свидетельству Пушкина, «одним из самых умных людей в России» и одним из образованнейших людей эпохи. В 1812 Грибоедов поступил волонтером в один из сформированных полков, откуда вскоре благодаря большим связям перешел адъютантом к формировавшему кавалерийские резервы генералу Кологривову. К пребыванию писателя на военной службе относится первое выступление его в печати - корреспонденция в прозе и в стихах (напечатана в августовском номере «Вестника Европы» за 1814). Около этого же времени Грибоедов познакомился с театральным деятелем и известным драматургом А. А. Шаховским и под его воздействием обратился к драматическому творчеству, склонность к которому испытывал еще на студенческой скамье. В конце 1815 вышел в отставку и поселился в Петербурге, в 1817 поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, при которой числился и Пушкин. В 1818 участие в нашумевшей светской дуэли и все более запутывавшиеся материальные дела матери, доведшей непосильными поборами своих костромских крестьян до бунта, подавленного военной силой, вынудили Грибоедова покинуть Петербург и отправиться секретарем русской дипломатической миссии в Персию. Проездом туда он дрался на дуэли в Тифлисе с будущим декабристом Якубовичем, ранившим его в руку. В Персии усиленно занимался изучением восточных языков и древностей, финансовых и политических наук. Там же сложились твердые очертания «Горя от ума», первоначальные замыслы которого, по свидетельству современников, возникали уже с 1812. Пребывание в персидском «дипломатическом монастыре» тяготило Грибоедова и в 1822 ему удалось перевестись в Тифлис секретарем по иностранной части при знаменитом «проконсуле Кавказа», генерале Ермолове. В Тифлисе Г. тесно сошелся с поэтом и будущим декабристом В. К. Кюхельбекером, которому читал сцену за сценой из создаваемого «Горя от ума». В центре всего стояла работа над «Горем от ума». Несмотря на большие связи, все усилия писателя провести пьесу не только на сцену, но и в печать оказались тщетными. Пьеса появилась на сцене только после смерти автора (отдельными явлениями с 1829, полностью в 1831). Опубликование отрывков из «Горя от ума» сопровождалось шумной журнальной полемикой. Выразители мнения старой дворянско-чиновной Москвы яростно нападали на комедию, отказывая автору не только в правильности нарисованной им картины московского быта, но и в каких-либо художественных достоинствах его пьесы. Высказывания Чацкого близки декабристам. Он был арестован и с фельдъегерем привезен в Петербург. На следствии Грибоедов держался смело, категорически отрицал принадлежность к тайному обществу. Он был вскоре освобожден с денежным вознаграждением и повышением по службе. Ему открылась, наконец, возможность той блестящей служебной карьеры, которой всю жизнь добивалась для него мать. С текстом Туркманчайского трактата Грибоедов был отправлен к царю, в Петербург, получил крупную денежную награду и блестящее назначение полномочным послом в Персию. До тех пор, по его собственным словам, - «нищий, слуга государю из хлеба», «вмиг сделался и знатен и богат» . В Персии завязывался один из самых трудных узлов мировой политики. Грибоедов выдвинул грандиозный проект создания «Российской закавказской компании». Тем не менее, проект, опережавший русскую действительность, по меньшей мере, на полвека, не встретил сочувствия в русских правительственных кругах. Однако англичане сразу почувствовали в нем опаснейшего противника, заменявшего в Персии, по отзыву современника, «единым своим лицом двадцатитысячную армию». Грибоедов прибыл в Персию, по пути женившись в Тифлисе, в октябре 1828 и через четыре месяца погиб вместе со всем составом русской миссии (за исключением случайно спасшегося секретаря) во время нападения на нее толпы, фанатизированной муллами, видимо, действовавшими в свою очередь по указке англичан.

§2. О комедии «Горе от ума»

§ 2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума»

«Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...».

(А.С.Грибоедов)

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них. Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? ...

Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958г .

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет. Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен. Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий - добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени. Неисчерпаемость "Горя от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове... Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший... Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать…», - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!» «Горе от ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века И.А.Гончаров, отметивший, что комедия «отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностью оправдалось. Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное значение, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам театров. Ее изучают в школах. Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Созданные Грибоедовым образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ныне служить острым оружием сатиры. Так, например, если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", да "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате: Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве... Кажется, что эти строки будто сейчас написаны! А мы еще спорим, современна ли комедия. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет в нас своей комедией "Горе от ума". Он возвращается к нам, как свет счастья.

Гончаров И.А « Мильон терзаний» (Критический этюд) – В кн: Гончаров И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В драматургических замыслах после «Горя от ума» все было связано с развитием и углублением демократических, антикрепостнических тенденций этой пьесы. Смерть Грибоедова в 1829 году помешала созданию новых произведений, которые обещали составить значительную страницу в истории русской литературы. Но и то, что он сделал, дает основание поставить Грибоедова в когорту художников мирового значения. Для современников Грибоедова его пьеса явилась знамением времени. Она помогла лучшим людям России определить свое место в общественно-политической борьбе. Не случайно декабристы говорили о том, что комедия была для них одним из источников свободомыслия. По словам великого критика-демократа В.Г.Белинского «Горе от ума» наряду с романом «Евгений Онегин» явилось «первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь» . Значение любого писателя прошлого дня нашей современности проверяется, прежде всего, тем, насколько близок нам его духовный облик, насколько творчество его служит нашему историческому делу. Грибоедов в полной мере выдерживает такую проверку. Он близок и дорог людям как писатель, верный жизненной правде, как передовой деятель своего времени – патриот, гуманист и свободолюбец, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры. Грибоедов и его великая комедия окружены у нас в стране поистине всенародной любовью. Сейчас более чем когда-либо громко и убедительно звучат слова, начертанные на могильном памятнике Грибоедову: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…” Успех произведения, занявшего прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в нем острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума. Одновременно «Горе от ума» - пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма, Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии. Полемика вокруг «Горя от ума» в 20-е годы XIX века, неоднозначная оценка современниками пьесы говорят о том, насколько новаторским был замысел Грибоедова. Не только злободневное содержание комедии волновало современников. Лучшие умы того времени догадывались о несвоевременной философской глубине ее конфликта. Комедия «переживет много эпох» и останется своеобразным, неповторимым произ ведением и для потомков. Нет ни одного другого произведения в нашей литературе, которое так по-разному оценивалось бы критиками и так не похоже трактовалось бы режиссёрами и актёрами. Возможно, в этом и секрет постоянной современности грибоедовской комедии: Чацкий лишь меняется в зависимости от времени, но каждый раз органично ему (времени) соответствует. Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают»). Произведение получилось злободневным, отвечающим насущным потребностям своего времени и современного. «Грибоедов сделал свое, - сказал Пушкин в ответ на замечание о безвременной гибели поэта, - он уже написал «Горе от ума».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Н.В. «Великие писатели России». Москва, «Мысль», 1988г.
  2. Володин П.М. «История русской литературы XIX века». Москва, 1962г.
  3. Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958г.
  4. Медведева И. «”Горе от ума” А.С.Грибоедова». Москва, «Художественная литература», 1974г.
  5. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…». Москва, «Дрофа», 2003г.
  6. Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947г.
  7. Пиксанов Н.К. «Творческая история “Горе от ума”». Ленинград, 1983г.
Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?...

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.

Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно." Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой, он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет счастья.