Удивительный выбор имени у разных народов. Сравнительная характеристика имен собственных, встречающихся в разных европейских языках. Разные имена - похожие корни

Слово «фамилия» в переводе с латинского обозначает «семья». В общем понимании оно является родовым именем, которое указывает происхождение человека от определённого рода, который ведёт свою историю от общего предка.

В Древнем Риме слово «фамилия» обозначало коллектив людей, состоящий из семьи хозяев и их рабов. Достаточно долго употребление данного слова имело аналогичный смысл в России и европейских странах. Даже в 19 веке некоторым крепостным крестьянам давали фамилию их господина. Чуть позже слово фамилия приобрела основное значение, которое является официальным на сегодняшний день.

Каждая фамилия состоит из основной части, имеющей лексическое отражение прошлого, и дополняется для благозвучности суффиксами, приставками и окончаниями.

Окончания обычно формируют прилагательные формы, указывая на принадлежность к мужскому или женскому роду.

Часто окончание фамилии воспринимается в качестве стереотипа для определения этнической принадлежности своего обладателя. Стоит отметить, что окончание является неустойчивой частью слова, которая со временем может подвергаться изменениям.

В свою очередь приставки в некоторых фамилиях являются их неотъемлемой частью. Обычно они указывают на аристократическое происхождение своего носителя. Они могут писаться как слитно, так и раздельно с основной частью фамильного слова.

Краткий список употребления приставок в различных государствах:

  • Тер (Армения) – переводится как «господин» или «владелец». Данный титул ставится перед родовым именем и показывает отношение своего владельца к высшей армянской аристократии или семье священнослужителя.
  • Фон и Цу – употребляется в Германии.
  • Ван (употребляется в Нидерландах) – считается признаком дворянского происхождения и показывает географическое отношение к какой-либо местности.
  • Де , Дю и Дез (Франция) – указывают на благородное происхождение.
  • О" , Мак , Ле – употребляется в Ирландии.
  • Ла и Де – употребляется в Италии.
  • Ду , Да , Душ – употребляются в Бразилии и Португалии.

В ряде славянских языков из-за морфологических особенностей мужские и женские фамилии отличаются друг от друга по своей форме. В литовском языке форма фамилии разная для мужчин, незамужних и замужних женщин. В свою очередь в ирландском языке в качестве фамилий используются отчества, которые по-разному образуются для женщин и мужчин.

Современное понимание фамилий появилось достаточно поздно. Оно было связано с возникновением необходимости регулирования наследования. Сначала это было введено в Италии, потом процесс становления распространился на Францию, Англию, Германию и Швецию.

В России возникновение фамилий началось с прозвищ, которые бытовали на новгородских землях с 14 века. Они не находились в общем употреблении и узаконились лишь в 16 веке. Сначала фамилии были лишь у бояр и князей, потом они появились у купцов и дворян. Среди крестьян фамилии закрепились только после отмены крепостного права.

Большинство русских фамилий образовались от имён и прозвищ. Так, например, Фёдор - Фёдоров сын - Фёдоров или Сидор - Сидоров сын - Сидоров. Реже происхождение фамилии было связано с названием местности (Приозерский от Приозерск). Некоторые фамилии брали своё начало от рода занятий человека (например, Рыбаков от рыбак). Так каждая фамилия имеет своё значение и историю.

По русской традиции при замужестве женщина обычно берёт фамилию своего избранника. При необходимости она имеет право сохранить свою девичью фамилию или принять двойную фамилию (свою и мужа), которая будет писаться через дефис. Детям обычно дают фамилию отца. Если женщина не находится в браке, то её ребёнок может быть записан под её фамилией.

В Испании часто используются двойные фамилии, состоящие из фамилии отца и фамилии матери. В Португалии в двойной фамилии первой идёт фамилия матери, а второй - отца.

С появлением советской власти подверглись изменениям азербайджанские фамилии многих людей. Окончания «огле», «заде» или «ли» были изменены на «ов» и «ев» (например, Мамедли - Мамедов). После того, как Азербайджан стал независимым, многие решили обратно вернуть исконный исторический вид своих фамилий.

В Германии фамилии появились в средние века. Одним из компонентов фамилии брался дворянский титул, название поместья или владения.

В Швеции почти до двадцатого века почти все граждане не имели фамилий, которые бы передавались из поколения в поколение. При рождении ребёнок получал отчество отца, к которому прибавлялась соответствующая приставка. Закон о необходимости иметь постоянную фамилию был принят в этой стране только в 1901 году.

Что касается еврейских фамилий, то они очень разнообразны. Их значительная часть отражает миграционный путь этого народа. Многие евреи после их изгнания в 1492 году из Португалии и Испании сохранили традиционное окончание страны, где они проживали. У некоторых фамилии отражают их жизнь в Германии. У евреев, проживающих на Кавказе или Средней Азии, происхождение фамилий связано с особенностями местного диалекта или ивритскими корнями. Также существует ряд фамилий, связанных с древнееврейским языком.

На армянском языке слово фамилия означает родовое имя. Несмотря на это, наименование рода в существующем восприятии появилось не сразу. Жители данного государства в течение долгого времени времени жили небольшими изолированными группами и официально закрепление фамилии не требовалось. Если в одном поселении было несколько людей с одним именем, то их отличали друг от друга по тому, чьими внуками они являлись. Другим вариантом идентификации были прозвища, которые отражали какую-либо особенность конкретной личности. Большая часть фамилий образовалась с приходом христианства в Армению, которое было принято в 4 веке. Некоторые армянские фамилии унаследовали турецкие, армянские и персидские элементы. Необходимость фамилий появилась с развитием Армении и появлением на её территории городов. Сначала фамилии появились у представителей высшего света, а потом в крестьянской среде.

В Китае существует своя система именования людей, которая характерна для всех стран Восточной Азии. Несмотря на то, что существует около семисот китайских фамилий, большая часть жителей Китая применяет только двадцать из них. Почти все китайские фамилии записываются одним иероглифом и только несколько из них двумя. Самые частые китайские фамилии - это Ван, Джан и Ли. Женщины в этой стране, вступая в брак, чаще всего оставляют свою фамилию, а детям дают фамилию мужа.

При записи китайского имени и фамилии в русском языке между ними обычно ставится пробел. Система китайского именования действует также в Корее и Вьетнаме. Существует достаточно небольшие перечни вариантов фамилий, такие как Байцзясин, что в переводе означает «Сто фамилий».

В некоторых странах фамилия не считается обязательной частью полного имени человека. Например, в Исландии фамилия на самом деле является отчеством. Подобная система раньше была популярна и в других скандинавских государствах.

Стоит отметить, что фамилий традиционно не имеют бирманцы, тибетцы, амхарцы и некоторые другие народности.

Каждый человек при рождении получает имя. Задолго до того, как родится ребенок, родители думают о том, как они будут его называть. Почему это так важно? Конечно, имя отличает одного человека от другого. Но все-таки, давая имя ребенку, мы что-то меняем в нем. К дате рождения и биологическим особенностям, которые соединились в новом человеке по воле судьбы, мы хотим прибавить пожелание, напутствие, первый подарок - имя. Влияет ли оно на судьбу новорожденного? Даже тот, кто считает себя убежденным материалистом, не может не признать, что влияет. Поэтому люди всегда пытались понять, как именно это происходит. Этим занимались не только астрологи, но и представители других оккультных учений.

Возможно, читателя это удивит, но имена собственные давно являются предметом изучения. Ведь слово, как любой звук, имеет волновую природу и непосредственно влияет на мозг человека. Имя - это слово, которое человек слышит всю свою жизнь чаще других слов. Поэтому, естественно, оно оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности, на его восприятие действительности, и даже на внешность, и как результат - на его судьбу.

Каждый гражданин имеет имя, фамилию и отчество. Имя имеет социальное значение, определяя своей формой статус человека. Обращения по имени, имени и отчеству, фамилии показывают разные роли человека в обществе и отражают различное отношение к нему. Каждая форма звучит по-разному и имеет свой оттенок смысла. Обо всем этом, и не только, стоит серьезно задуматься родителям, которые выбирают имя для своего ребенка.

В этой книге вы найдете много полезных сведений, которые помогут вам выбрать имя своему ребенку. Если вам свойственно материалистическое восприятие мира - вы можете выбрать имя, исходя из его исторических корней, благозвучия и воздействия на восприятие. Если вы верите в астрологию и нумерологию - вы сможете выбрать имя, пользуясь рекомендациями наиболее известных астрологов. Верующие смогут воспользоваться календарем именин и выбрать имя, пользуясь Святцами.

Читатель узнает об именах в других культурах, истории их возникновения и их необыкновенном родстве. Прочитав книгу, вы поймете, насколько люди разных культур близки друг к другу, насколько переплетены были судьбы всех людей и их имена в человеческой истории. Безусловно, это позволит вам сделать удачный выбор и преподнести своему ребенку достойный подарок.

В книге содержится и немало практических сведений, например, как сменить имя и фамилию, как имена звучат на разных языках. Она может пригодиться не только для того, чтобы выбрать имя ребенку, но вполне может стать увлекательным и полезным чтением абсолютно для всех.

Судьба и имя

История возникновения имен

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но еще философ-стоик Хрисипп (ок. 280-208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» - человек, «онима» - имя). Собственные имена людей называются антропонимами.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени - близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя - это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно - ведь боги эллинов, жили совсем близко - на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор - победитель, Максим - величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан - увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, - его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть - значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, развитие имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое. Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии очень распространены.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав . Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют греческие корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Разные имена - похожие корни

Почти все личные имена, которые мы давно привыкли считать русскими, были принесены христианством на Русь через Византию, которая собрала лучшие имена из своего языка, а также иноязычные имена и канонизировала их, то есть официально узаконила, сделав именами церковными. Поэтому они имеют греческое, латинское, древнееврейское происхождение, изредка можно встретить имена, принадлежащие некоторым другим восточным языкам, например, сирийские, египетские. Это же можно сказать и о многих других народах. Именно поэтому прослеживается соответствие имен в разных языках: русское - Иван, польское - Ян, французское - Жан, английское - Джон, немецкое - Иоганн; русское - Михаил, французское - Мишель, польское - Михал; русское - Ольга, немецкое - Хельга; русское - Павел, французское - Поль, немецкое - Пауль и т. д. При переходе имен из других языков утратилось их первоначальное значение (ведь все они произошли от нарицательных существительных), и они становились уже только именами собственными.

Интересно, что разные народы выбирали для наименования разные по значению корни. Так, у славян преобладают компоненты: «добр», «свят», «свет», «слав», «расти», «мир», «мил», «рад», «люб», у греков и римлян - слова, подчеркивающие в человеке нравственные качества. Евреи же и арабы предпочитали подчеркивать в именах отрешенность от земных благ и обращение к богу.

Многие имена, звучащие по-разному, имеют одинаковое значение. Например:

Никита, Никон (греч.), Виктор, Виктория (лат.) - победитель.

Федор, Дорофей (греч.) - дар божий.

Георгий, Юрий, Егор (греч.) - земледелец.

Олег, Ольга (сканд.) - святой.

Кирилл (греч.) - господин, Мария (арам.) - госпожа.

Альбина, Клара (лат.) - белая.

Иван, Жанна, Янина (др.евр.), Элиза (др.герм.) - милость божья.

Марина (лат.), Пелагея (греч.) - морская.

Зоя (греч.), Виталия, Ева, Виталий (лат.) - жизнь.

Феликс, Беатрис, Беата (лат.) - счастливый.

Однако наблюдается и обратная ситуация: большое количество имен в русском именослове имеют похожее звучание, но совершенно разное значение. Такие имена не следует путать, поскольку они несут в себе разную информацию.

Например:

Еразм (греч.) - возлюбленный; Ераст (греч.) - любящий; Филипп (греч.) - любящий коней.

Валентин (лат.) - сильный; Валерий (лат.) - бодрый, крепкий.

Вит (лат.) - побежденный; Виталий (лат.) - жизненный; Витольд (др.-герм.) - лесной властитель.

Вероника (греч.) - несущая победу, (лат.) - истинное, подлинное изображение; Ника (греч.) - победа.

Традиции наречения

Упорядочение славянских имен началось с составления церковных списков - Святцев и Миней. По решению Папы Григория называть разрешалось лишь именами, узаконенными религией, или каноническими, записанными в этих книгах. Все остальные имена были названы языческими. Канонические имена включались в гражданские и церковные календари. Одни и те же имена приходились в календарях на одни и те же числа, связанные с почитанием того или иного святого. Христианские имена были именами подвижников и мучеников, погибших за утверждение этой религии. Кроме того, эти же имена принадлежали и представителям тех народов, из языка которых они были заимствованы. Поэтому сейчас данные имена не воспринимаются нами как церковные. Ребенка нарекали именем святого, чье имя значилось в Святцах на день крестин ребенка. Нередко это были и очень неблагозвучные имена, но родители не могли идти против воли церкви. Правда, родители младенца из обеспеченных семей или принадлежащих к высшему сословию обладали некоторой привилегией - они могли выбирать имя, не согласовывая его с церковным календарем, но, тем не менее, это имя должно было содержаться в Святцах.

В истории имени существовали и другие системы именования. Например, имена папуасов, данные им при рождении, принято было менять на другие, когда ребенок вырастал и превращался в девушку или юношу. Представители северных народов считали, что ребенка надо обязательно назвать в первые три дня после его рождения, поскольку три дня спустя имя будет подсказано ему нечистой силой, что, конечно же, не может принести ему счастья. У других народов Севера позволялось называть ребенка только после того, как будет изготовлена колыбель для него. Делать ее до рождения считалось плохой приметой - ребенок мог родиться мертвым или недолго прожить, но без имени ребенок не допускался в свое первое жилище. У африканских племен система именования еще интереснее. Считалось, что в новорожденного переселяется душа умершего родственника, поэтому важно было определить, чья именно душа пожелала родиться второй раз, чтобы дать ее имя ребенку. Этим занимались шаманы.

Нельзя не заметить, что все это присуще и славянским именам. То же изменение имени - от уменьшительного к имени-отчеству, тот же обычай называть ребенка в честь ушедших родственников и предостережение от наречения именами живущих родителей.

Сейчас у нас не возникает вопрос о том, кто будет называть ребенка. Обычно это делают родители. Они выбирают имя по своему вкусу, иногда дают имя в честь бабушки, дедушки или какого-либо другого уважаемого и любимого родственника. Но в истории имени можно найти свидетельства о том, кто выбирал имя у разных народов, и это не всегда были родители. Нередко люди считали, что наилучшее имя ребенку может дать только незнакомый, чужой человек. Он выбирает имя объективно, и поэтому ребенок должен быть счастливым. Незнакомца, дающего имя ребенку, окружали почетом, очень щедро угощали, награждали подарками. Он исполнял роль крестного, который каждый год в день рождения должен был преподносить ребенку подарки, а в день его свадьбы должен был подарить ружье или лошадь, которые считались очень ценными подарками. В некоторых нигерийских племенах имя ребенку выбирала вся деревня.

Племена, населяющие Новую Зеландию, дают ребенку то имя, на которое он чихнет. Вот как это происходит: сначала отец перечисляет качества, которые желает видеть в своем ребенке, затем он сопровождает свои слова песней, в которой называет имена, одно из которых новорожденный должен выбрать для себя. Ребенок получает то имя, при произнесении которого он чихнет. Интересно, что иногда этого чихания дожидались около суток. А что делать, если таков обычай?

Социальная роль имени огромна, и в истории развития имен причудливо переплетаются традиции, которые отражают отношение людей между собой, с государством и с Богом. Поскольку людские сообщества увеличивались, одного имени для идентификации становилось недостаточно. Из этого положения выходили по-разному. У православных укоренилась традиция отчества. У католиков можно было встретить целые гирлянды имен. Так, в Испании XVIII века каждый дворянин имел право на 6 имен, родовитые вельможи могли иметь 12 имен, а уж самые высокопоставленные особы имели неограниченное количество имен. Каждое имя было именем небесного защитника, чем больше человек имел имен, тем больше защитников у него было. Но за каждое имя приходилось платить церкви, которая давала эти имена. Поэтому бедняки не могли позволить себе такую роскошь и пользовались всего лишь одним-двумя именами. Знать же демонстрировала шлейф своих имен как показатель состояния. Традиция эта осталась, но столь длинные имена встречаются сегодня редко. В ряде испаноязычных стран имя человека стоит посередине между именами матери и отца, а у иудеев имеет значение лишь имя матери.

Необычной традиции придерживаются индейцы племени квакутл - если представитель их племени берет у кого-либо в долг деньги, то он должен оставить в залог свое имя. Пока он не вернет долг, он не имеет права носить свое имя. К нему никак не обращаются или же используют в качестве обращения жесты и звуки. Не правда ли, это говорит о большом уважении к имени?

Значение и толкование имен

Каждое имя, пришедшее к нам из других языков, или же имеющее исконно русское происхождение, образовано от определенного слова и имеет свое значение. Но сегодня это значение настолько стерлось, что мы уже не проводим параллель между именем и его значением. Имя, в отличие от любого другого слова, не обозначает какой-то предмет, а называет конкретного человека, причем вследствие повторяемости одного имени его бывает часто недостаточно, чтобы отделить одного человека от другого, для этого еще надо знать отчество и фамилию.

В настоящее время ученые-антропонимисты на основе проведенных исследований пытаются сформулировать психологическую характеристику носителя определенного имени. Согласно этой теории, каждое имя имеет свои определенные признаки (ведь неслучайно у имени есть значение), которые формируют характер своего владельца. Эта теория имеет большой успех, поскольку на практике доказано, что действительно каждое имя откладывает на человека определенный отпечаток, вследствие чего у него формируются те или иные черты характера. Были проведены антропонимические исследования, в ходе которых было обнаружено, что носители одного и того же имени имеют общие особенности характера, а нередко большинство владельцев одного имени даже имеют сходную внешность. Речь, конечно же, идет о типе внешности, а не о конкретных чертах.

Кроме того, выбирая имя, следует задуматься о соответствии звуковой характеристики имени фамилии и отчеству. Доказано, что чем гармоничнее имя человека, тем гармоничнее будет его внутренний мир, а следовательно, тем удачливее и счастливее он будет.

Философ А. Ф. Лосев об именах писал: «Разыскивая в языках соответствующий термин для имени, я не могу найти ничего лучшего, как термин «магия». Под магией обычно понимается как раз эта смысловая заряженность некоей идеи, которая, будучи актуально выражена и направлена в данном направлении, разряжается в виде крупных событий в данной области действительности. В символе нет актуальной направленности смысла; в имени же он есть. Имя всегда откуда-то исходит и куда-то направляется, в то время как символ просто дается как бытие статическое. Поэтому введение момента магии в диалектическую формулу имени является ее существенным дополнением. Имя есть символ личностный и энергийный, или - энергийно-личностный символ. Эта формула, однако, ярче выражает свою сущность, если мы скажем, что имя есть магически-мифический символ».

Возможно, с этим связана существующая легенда о том, как однажды Александр Великий заметил среди солдат своей армии человека, который всегда убегал с поля боя. Узнав, что того тоже зовут Александром, он сказал ему: «Или будь храбрым в сражениях, или перемени имя, чтобы меня с тобой не путали».

Интересно, что существует мода на имена. В определенный период времени становится модным одно имя или группа имен. Это может быть связано с героями книг, кинофильмов, популярных в это время, с именами известных людей, артистов и т. д. Но не стоит увлекаться подобными именами, так как в период популярности то или иное имя становится излишне популярным, и человек, получивший такое имя, может быть обречен на отсутствие индивидуальности. Согласитесь, гораздо больше внимания привлекает к себе человек с обычным русским именем, не вычурным, но и не очень распространенным. В связи с этим стоит вспомнить о таких добрых русских именах, которые были незаслуженно забыты, например: Савелий, Семен, Авдей, Евдокия, Алевтина, Варвара и т. д.

Как выбирать имя

Родовые и национальные традиции

Выбор имени обусловлен различными традициями. Во многих культурах человек имеет несколько имен. Одно из них сопровождает ребенка в детстве, другое - в период отрочества, а третье - окончательное, взрослое имя дается человеку с наступлением совершеннолетия. Так принято было в индейских племенах, а также в Китае, где есть молочное имя, школьное, брачное и даже служебное. В русской традиции мы также наблюдаем, что в детстве употребляется детское, уменьшительное имя, затем - полное, и как показатель того, что человек состоялся и не только является полноценным как личность, но и приобретает значение как хранитель рода, его называют по имени-отчеству, что всегда считалось данью уважения и не ко всем употреблялось. В более ранний период это обращение было исконно дворянским, людей же низких сословий называли пренебрежительными именами, и только особо уважаемые удостаивались полного имени.

Вместе с именем человеку дается небесный покровитель, который может быть заступником перед Богом. В это верят православные и католики. Поэтому, выбирая имя, узнайте, имя какого святого он унаследует, кто будет его покровителем. Это важно знать в том случае, когда вы или кто-то другой будете обращаться с молитвой о прощении грехов, об оказании помощи в житейских делах, об исцелении тяжелых недугов, о сохранении вашего имущества или продвижении в карьере. Если даже вы сами агностики - предоставьте своему ребенку возможность выбрать самому, быть ему верующим или нет.

С имянаречением связано много поверий и традиций, в которых причудливо сочетаются языческие представления о Высших силах и христианская доктрина. Поскольку эти традиции прошли через многовековые испытания, не стоит их сбрасывать со счетов. О некоторых из них мы расскажем.

    Считалось, что назвать ребенка именем праведника - к добру, а именем мученика - обречь на скитания и мучения в жизни.

    Не давали ребенку имя отца, матери, брата, сестры, имена всех тех, кто живет в доме, - он или его тезка могли умереть. Это чисто языческое поверье, но существует множество наблюдений, которые подтверждают его правильность.

    Считается, что девочку не следует называть именем матери - им будет трудно найти общий язык.

    Считается, что нельзя называть девочек мужскими именами, потому что они вырастают грубоватыми, часто с трудом выходят замуж.

    Ни в коем случае не называли одним именем трех человек.

Например, если бабушку, дочь и внучку звали одним и тем же именем, то это считалось плохой приметой. Наши предки верили, что из троих первый последнего забирает. Если же в вашей семье сложилась такая ситуация, нужно в трех церквях в один день всех троих перекрестить другими именами. Если первый уже умер, то младшего все равно нужно перекрестить. Причем тот, которого должны окрестить, по народным поверьям, должен приехать в церковь первым и первым же войти в крестильню, опережая остальных людей.

Однако наиболее благоприятным считалось называть детей в честь дедушек и бабушек, даже здравствующих - ведь они добровольно передают силу своего духа любимым внукам.

    Не давали ребенку имя умершего младенца в семье, чтобы он не повторил его судьбы.

    До крестин имя ребенка никому не говорили, чтобы не сглазили. А если спрашивали имя ребенка, отвечали: «Мой ребенок Богом дан и зовут его - Богдан».

    До крещения ребенку обычно давали временное имя.

    Если в семье умирали новорожденные дети, то их называли Адамом и Евой, в честь прародителей. Либо давали имена родителей, тем самым передавая им злую судьбу.

    В день именин нужно разбить что-либо из посуды, хотя бы и нарочно - на счастье.

В целом выбор имени - это очень важное решение в жизни родителей, которые определяют будущую судьбу своего ребенка. Ведь, прежде всего, имя - это ответ на вопросы «кто я?» и «какой я?». Попробуйте спросить трехлетнего малыша: «Кто ты?» - и, скорее всего, он ответит либо: «Я - мальчик (девочка)», либо назовет то имя, которым его называют дома. Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет малышу психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор развития.

Выбор имени для ребенка - очень важное первое вмешательство в его судьбу и попытка направить ее в лучшее русло. Это право принадлежит родителям. Очень часто бывает, что какое-то наитие подсказывает матери, как назвать своего ребенка, когда он еще не родился. Может, стоит ему последовать, но все же не помешает перед тем, как выбрать имя, соотнести его с фамилией, отчеством, знаком рождения. Когда ребенок родился, следует выбрать из предполагаемых имен то, которое будет наилучшим образом подходить к дате рождения.

Обязательно следует подумать о том, каким именем вашего ребенка будут называть в детстве. Не следует выбирать слишком вычурное имя, так как оно может стать поводом для насмешек. Для мальчиков при выборе имени следует учитывать, что когда-то и он станет отцом и будет думать о том, как его имя образует отчество.

Имя непосредственно связано с национальностью. Получая имя своего народа, ребенок невольно начинает причислять себя к его истории и наследовать национальный характер. Существуют и интернациональные имена, которые дают малышу большую свободу в национальном самоопределении. Они имеют некоторое объединяющее значение, то есть человеку с таким именем легче чувствовать себя «гражданином мира».

Если вы живете в многонациональной стране, с уважением относитесь к своим национальным традициям. Если вы хотите запечатлеть в имени принадлежность сына или дочери к определенной культуре, прежде всего подумайте о том, в какой языковой среде им предстоит жить. Если, например, дома мусульманское имя ребенка будет звучать абсолютно естественно, то в русскоязычной среде мальчик с таким именем будет постоянно сталкиваться с вопросами и искажениями своего имени. Лучше все же выбрать имя, более или менее знакомое носителям русского языка и поэтому лучше запоминающееся.

В такой ситуации полезно знать об «интернациональных» именах, имеющих варианты в разных языках - как европейских, так и восточных (среди них - Мария, Иван, Яков, Гавриил, Георгий и др.).

Если в смешанном браке имя или отчество ребенка имеет ярко выраженную принадлежность к определенному языку и культуре, подумайте, как будет сочетаться выбранное вами имя с отчеством и фамилией ребенка. Тут очень важен принцип единства: иноязычное имя будет диссонировать с русской фамилией и отчеством.

Иностранные имена следует давать с оглядкой. Сочетание Орландо Иванович, наверное, принесло бы много страданий своему обладателю. Лучше, если это будет имя, которое адаптировано к той культуре, в которой вы живете. Для православных желательно, чтобы имя было в Святцах, если вы собираетесь крестить ребенка. Конечно, всплеск увлечения иностранными именами, давший такие странные сочетания, как Эстер Петровна, Джон Иванович и другие, уже прошел, и в последнее время отмечается противоположная тенденция - возвращение к старорусским именам: Прасковья, Тарас, Агафья, Фекла, Аким, Захар. Безусловно, слишком редкое имя, вычитанное в старинных Святцах, например, Ардальон или Псой, выделит ребенка среди других, но мода быстро проходит… Будет ли уютно человеку с таким редким именем в жизни? Хотя, несомненно, многие имена и люди, которые их носили, достойны того, чтобы ими называли детей.

Итак, имя должно быть благозвучным, образовывать различные формы, которые не будут поводом для насмешек над ребенком, национально подходящим и красиво сочетаться с фамилией и отчеством.

1. Имя должно легко произноситься как отдельно, так и с отчеством.

2. Имя должно легко запоминаться.

3. От имени должны легко образовываться уменьшительно-ласкательные формы.

4. Имя не должно вызывать у людей нежелательных для его носителя ассоциаций.

5. Если ребенок будет носить фамилию, не указывающую на его пол, не стоит давать ему имя типа Жени, Саши или Вали. Малыши расстраиваются, когда девочку принимают за мальчика и наоборот.

Крещение и имя

Таинство крещения до сих пор является одним из самых сокровенных обрядов, проводимых церковью. Это равное благословение для всех христиан, наделение человека именем, которое он пронесет через всю жизнь, которое будет влиять на его судьбу. Ведь известно, что именослов состоит из узаконенных церковью имен, принадлежащих святым. Называя ребенка тем или иным именем, родители как бы призывают святого охранять их малыша. Недаром сказано в Писании: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах!». То есть церковь считает, что христианское имя - это благословение Божье.

Благодаря обряду крещения все христиане сегодня носят имена, которые когда-то были выбраны Иисусом. В Библии можно прочитать о предупреждениях Иисуса о сохранении имени в том виде, которое дано им. То есть речь идет именно о сохранении словесной формулы.

Когда начали называть детей при крещении именами святых мучеников, апостолы учили, что это делается не ради повторения мученического пути, а во славу тех, кто его прошел и ради самого имени. Итог таков: нельзя не признать, что хотя бы одно из пророчеств Библии сбылось - Иисус Христос дал имена всем христианам.

Разные народы имеют одинаковые имена, с незначительными колебаниями в написании и произношении, которые получились при адаптации их к национальным особенностям. Остальные же - это перевод на местный язык имени, которое пришло с тех же времен и употреблялось ранее. Например, имя Агафон (добрый) соответствовало славянскому Добрыне, Петр - древнерусскому Камню. Древнееврейское имя Фома соответствует латинскому имени Томас и греческому имени Дидим, которое затем трансформировалось в имя Дмитрий и обозначает «близнец».

Крещение - это ритуал наречения именем. Первые христиане меняли имя. Человек, который проходит обряд крещения, входит в воду без имени, а священник в это время молитвой отгоняет темные силы и призывает силы Света взять человека под свою опеку и называет имя, по которому те узнают его. Светлые силы должны помогать крещеному человеку.

Нарекая детей во время крещения именами мучеников, пострадавших за веру, считалось, что после смерти святые оказывались у престола Господня и имели возможность попросить милости за своих «подопечных».

Старинный обычай называть детей в честь героев и богов получил свое продолжение. Сначала не было никаких особых правил, по которым человек, принимающий христианскую веру, выбирал святого, именем которого крестился. Это был тот человек, деяния которого ему были наиболее близки или затронули какие-то струны его души, или тот человек жил поблизости.

В XVI веке, римский папа Григорий XIII, который был одним из просвещеннейших людей своего времени, ввел календарь, который стал называться Григорианский, официально утвердил обычай давать при крещении имена святых и мучеников. Имя человеку теперь давалось в тот момент, когда он принимал христианство, а также новорожденным, чьи родители были христианами.

Обряд крещения таков. Сначала священник трижды читал молитву. Затем так же трижды призывал Святой Дух, освящал воду, которая находилась в крещельной купели. В эту воду он трижды погружал младенца (с головой). Для взрослых трудно было найти большую купель, поэтому священнослужитель, который совершал таинство, трижды обрызгивал новообращенного освященной водой. Вода - не просто символ очищения. Погружаясь в воду, человек как бы умирал и затем воскресал, но уже в качестве христианина.

Вновь рожденному дается новое имя - христианское, и отныне святой заступник может просить у Господа прощения и милости для человека. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и капельку специального благовония - миррового масла, которое священник наносит на лоб крестящегося. Оно означает благословение Господне и равенство всех перед Господом.

и убишя их новъгородьци нѣ о трьхъ стехъ, а сами сторови вси воротишася.

Определите значение выделенного жирным шрифтом слова. Предложите гипотезу, объясняющую Вашу позицию с точки зрения фонетики.

Модель ответа и критерии

Это слово означает здоровы (1 балл), т. е. «возвратились здоровыми».

В слове съдорови (здорови ) в процессе падения редуцированных звуков (1 балл) выпал гласный (1 балл), в результате чего стала возможна прогрессивная (1 балл) ассимиляция (1 балл) по глухости-звонкости (1 балл). Современное русское слово здоров(-ы) отличается от новогородского сторови направлением ассимиляции (1 балл): для русского языка намного характернее регрессивная ассимиляция (1 балл), которая и произошла в слове здоров(-ы) .

Всего 8 баллов.

Задание № 2 (2 балла)

Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

В этих перестрелках перевес был обыкновенно на стороне злодеев, сытых, пьяных и доброконных. Тощая городовая конница не могла их одолеть.

(А.С. Пушкин )

Модель ответа и критерии

Доброконный – имеющий хороших лошадей.

Всего 2 балла.

Задание № 3 (16 баллов)

Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.

По-ирландски Шон, а по-русски …

По-польски Ежи, а по-русски …

По-немецки Клаус, а по-русски …

По-португальски Жайми, а по-русски …

Модель ответа и критерии

По-ирландски Шон, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».

По-польски Ежи, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса).

По-немецки Клаус, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».

По-португальски Жайми, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава).

За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла).

За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла).

За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание № 4 (8 баллов)

Предположим, что слова прихлёб , пирог , зятёк – это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода. Как бы выглядели возможные формы третьего лица единственного числа настоящего или будущего времени, формы прошедшего времени единственного числа женского рода и формы инфинитива от этих глаголов? Приведите аналогичные примеры из русского языка.

Модель ответа и критерии

От слова прихлёб : прихлебёт – прихлебла – прихлести гребёт – гребла – грести (1 балл).

От слова пирог :

  1. пирогнет – пирогла – пирогнуть (1 балл за все формы), по аналогии с продрогнет – продрогла – продрогнуть (1 балл);
  2. пирожет – пирогла – пирочь (1 балл за все формы), по аналогии с может – могла – мочь (1 балл).

От слова зятёк : зятечёт – зятекла – зятечь (1 балл за все формы), по аналогии с течёт – текла – течь (1 балл).

Всего 8 баллов.

Задание № 5 (12 баллов)

Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto , от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова.

доскОнальный

Модель ответа и критерии

брОшюра – брошь (оба слова восходят к французскому brocher – «накалывать», «скреплять»);

доскОнальный – окончить (оба слова находятся в одном этимологическом гнезде со словом конец );

кАдриль – кадр, эскадра (кадриль восходит к латинскому quadrum – площадь (кадриль – танец на площади), а quadrum – к латинскому quadro – четыре).

Кадр – (изначально) четырёхугольная рамка, эскадра – четырёхугольный боевой строй.

лЯгушка – ляжка (оба слова в одном этимологическом гнезде с лягать ).

За верную проверку каждого слова по 1 баллу.

За верное объяснение каждого слова по 2 балла.

Всего 12 баллов.

Задание № 6 (5 баллов)

Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы волнами :

  1. она является дополнением;
  2. она является обстоятельством образа действия;
  3. она является составной частью именного сказуемого;
  4. она является определением;
  5. она является частью подлежащего, имеющего значение совместного деятеля.

Модель ответа и критерии

  • Пароход накрыло большими волнами (1 балл).
  • Туман волнами накрыл поле и речку (1 балл).
  • Весной льдины стали волнами (1 балл).
  • Актёр вышел в своей знаменитой тоге волнами (1 балл).
  • Ветер с волнами нанесли ущерб побережью (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание № 7 (6 баллов)

Даны чешские словосочетания mladý pán (молодой пан, господин), mladý pták (молодой птенец), zelený les (зелёный лес), mladá žena (молодая женщина), mladá kráva (молодая корова), zelená tráva (зелёная трава), mladé děvče (молодая девушка), mladé tele (молодой телёнок), zelené město (зелёный город) и их русские соответствия по роду в именительном, родительном и винительном падеже обоих чисел.

Падеж единственное число множественное число
чешский русский чешский русский
Им. mladý pán – молодой пан mladí páni, (-ové) молодые паны
mladý pták – молодой mladí ptáci молодые птенцы
zelený les – зелёный лес zelené lesy зелёные леса
mladá žena – молодая mladé ženy молодые
mladá kráva – молодая корова mladé krávy молодые коровы
zelená tráva – зелёная трава zelené trávy зелёные травы
mladé děvče – молодое

животное

mladá děvčata молодые

животные

mladé tele – mladá telata
zelené město – зелёное место zelená města зелёные места
Род. mladého pána молодого пана mladých pánů молодых панов
mladého ptáka молодого mladých ptáků молодых
zeleného lesa зелёного леса zelených lesů зелёных лесов
mladé ženy молодой mladých žen молодых
mladé krávy молодой mladých krav молодых коров
zelené trávy зелёной травы zelených trav зелёных трав
mladého молодого

животного

mladých děvčat молодых

животных

mladého telete mladých telat
zeleného města зелёного места zelených měst зелёных мест
Вин. mladého pána молодого пана mladé pány молодых панов
mladého ptáka молодого mladé ptáki молодых
zelený les зелёный лес zelené lesy зелёные леса
mladou ženu молодую mladé ženy молодых
mladou krávu молодую mladé krávy молодых коров
zelenou trávu зелёную траву zelené trávy зелёные травы
mladé děvče молодое

животное

mladá děvčata молодых

животных

mladé tele mladá telata
zelené město зелёное место zelená města зелёные места

Опишите сходства и различия в выражении в чешском и русском языках категории одушевлённости/неодушевлённости существительных*.

*В данной задаче представлены не все случаи различий чешской и русской одушевлённости/неодушевлённости, поэтому в ответе на задание нужно указать, что вывод делается только на основании данных примеров.

Модель ответа и критерии

На основании данных примеров можно увидеть следующее сходство: в единственном числе одушевлённость в обоих языках выражается с помощью совпадения формы винительного падежа с формой родительного падежа только у существительных мужского рода (1 балл).

Различия же такие:

  1. в отличие от русского языка, в винительном падеже множественного числа одушевлённость или неодушевлённость чешских существительных вообще не выражается (1 балл);
  2. одушевлённость существительных мужского рода (1 балл) во множественном числе выражается в чешском языке, в отличие от русского, в именительном падеже (1 балл) с помощью не только специальных окончаний существительных (1 балл), но и особых окончаний согласующихся с ними прилагательных (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание № 8 (8 баллов)

Даны две группы предложений (примеры из Национального корпуса русского языка).

Первая группа

Кругом телеги стояло человек шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга и на Федю.

[И.С. Тургенев. Хорь и Калиныч (1847) ]

Аким Младший раз пять переспрашивал, вытирая проступившие от смеха слезы.

[М.А. Шолохов. Поднятая целина. Книга 1 (1932) ]

Дня четыре я крепился, а бумаги-то на шесть рублей вверх.

[И.С. Шмелев. Человек из ресторана (1911) ]

Вторая группа

На охоту поехало шесть человек, а вернулось-то только четыре.

[Д.И. Хармс. Случаи (1935–1939) ]

Может быть, […] три рыбака крылись где-то в укромных убежищах, в густой осоке или под счастливым деревом.

[Ю.В. Трифонов. Записки соседа (1972) // «Дружба народов», 1989 ]

Что объединяет эти две группы? По какому принципу они разделены? Все ли предложения из второй группы можно привести к виду первой?

Модель ответа и критерии

В обеих группах в каждом предложении есть словосочетания с числительными (2 балла). Но есть и семантическое различие (1 балл) – в первой группе: числительное стоит в постпозиции (2 балла), что указывает на приблизительное количество (1 балл). Во втором предложении из второй группы числительное нельзя поставить в постпозицию (1 балл): *рыбака три. Это связано с тем, что в конструкции с постпозицией выступают существительные с достаточной степенью абстрактности (1 балл): раз, день, человек и т. д.

Малоцѣнно да купитъ, драго да продаетъ…
Второй грѣхъ в купцѣхъ часто есть лживое слово,
Еже ближняго въ вещехъ прелстити готово.

Задание 1 . Что обозначает слово прелстити ?

Задание 2. Что обозначает слово еже и какой частью речи оно является? Приведите другую форму этого же слова из общеизвестной христианской молитвы.

Задание 3. Как бы звучало предложение

Я сильно желаю купить по малой цене (что-либо) ,

если бы в современном русском языке сохранились такая же сочетаемость слов и такие же синтаксические конструкции, как в данном отрывке?

Модель ответа и критерии

Задание 1. Прелстити значит «обмануть» (1 балл).

Задание 2. Еже обозначает которое (1 балл), оно является относительным (1 балл) местоимением (1 балл). Другая форма этого слова – иже (Отче наш, иже еси на небесех…) (1 балл).

Задание 3 . Я усердно желаю малоценно да куплю (1 балл).

Максимальный балл за все выполненные задания – 74.

Вам наверняка знакома фраза из кинофильма «Москва слезам не верит», уже давно ставшая крылатой: «Мне нужен Георгий Иваныч, он же Юрий, он же Гоша, он же Жора, он же Гора…».

Почему у разных имен есть столько вариантов?

Почему одними и теми же именами называют людей в разных странах и даже на разных континентах?

Ответ на эти вопросы дает наука антропонимика , которая изучает происхождение, эволюцию и функциональную составляющую имен.

· По-научному собственные или личные имена (например, Иван, Мария, Светлана) называются антропонимами . К антропонимам, кстати, также относят отчества, фамилии, прозвища и даже клички.

Но остановимся пока на именах. Как так получается, что, проживая в разных странах, имея разную историю, культуру и языки, мы имеем если не одинаковые, то весьма схожие имена?

НАС ОБЪЕДИНЯЕТ ИСТОРИЯ

На самом деле все кроется именно в истории.

Все народности вне зависимости от своего территориального месторасположения проходили похожие вехи эволюции, сходный культурный путь развития, в ходе чего и появлялись первые и последующие имена, а также традиции именования людей.

В древнейшие времена люди отождествляли себя с Вселенной, верили в свое происхождение и зависимость от окружающей их природы - растений, животных, а также природных явлений. Поводом для выбора имени также служили предполагаемые или желаемые качества новорожденного человека, а также его внешние признаки. Еще один существенный «повод» для получения имени - занятие, которым занимается семья новорожденного.

Самым наглядным и, пожалуй, известным примером наименования людей с этих точек зрения можно назвать имена в индейских племенах. Вы наверняка читали и помните увлекательные книги об индейцах, где главных героев звали Зорким Соколом, Кожаным Чулком, Зверобоем, Верной Рукой и т.д.

То же самое можно сказать и о древнерусских именах. Покопавшись в архивах и описаниях генеалогических древ, можно найти такие имена, как Пирог Оладьин, Русин, Кожемяка, Добр, Хитр, Молчан и т.д. Согласитесь, что по приведенным примерам можно легко догадаться, чем занималась та или иная семья, или каким был тот или иной человек.

Многие имена, используемые до сих пор, пришли к нам еще со времен язычества, когда люди хотели дать своему чаду звучное, многообещающее или «счастливое» имя.

Например, как бы вы расшифровали и сравнили между собой два таких имени, как Вальдемар и Владимир? Оказывается, между ними действительно много общего:

Славянское имя Владимир состоит из двух частей и буквально означает «владеть миром »;

В свою очередь, Вальдемар аналогично означает царство и славу (вальтан + мар), так что в Германии вы можете смело называть Вову Вальдемаром.

Аналогичный пример «громких» имен, имеющих одинаковые корни, но разное звучание - широко известный и достаточно популярный Генрих и уже забытый славянский Домажир . Хотя в это трудно поверить, но, по сути, люди с такими именами являются полными тезками, поскольку в буквальном смысле их имена обозначают «богатство («жир» - в славянском примере) в доме».

И РЕЛИГИЯ

Громаднейшее значение при возникновении имен сыграли религиозные верования, обряды, поверья и традиции. Это в значительной мере объясняет тот факт, почему у нас всех есть «тезки» в других странах, о чем мы, кстати, можем даже не догадываться.

Многие народы объединила христианская вера, которая, в свою очередь, собрала и освятила или, правильнее сказать, канонизировала множество имен из разных языков. В свое время при крещении детей новорожденным следовало давать только те имена, которые разрешала или «приветствовала» церковь. Это сейчас родители могут дать своему чаду любое взбредшее им в голову имя.

· Например, напомним, что в первые годы советской власти появились такие «имена-перлы», как Октябрина, Ноябрина или Эльмира, означающая «электрификацию мира». Вместе с тем в это же время появились имена - аналоги традиционных иностранных, но имеющих совсем иной смысл. Например, советская Гертруда - это совсем не немецкая аналогия, а сокращенное от «Герой Труда». Или мужской вариант - Ренат: это привычное для татар и мусульман имя также является аббревиатурой громкого советского лозунга «Революция, наука, труд». Вот вам и «тезки»!

· Сегодня «продвинутые» мамы и папы также поражают богатой фантазией, называя своих детей невообразимыми именами. Например, в отечественных ЗАГСах в последнее время регистрировали малышей с именами Услада, Дельфин, Луналика и даже имя в виде набора цифр...

Но вернемся к традиционным именам, имеющим сходство в разных народностях и означающих одно и то же на разных языках.

Наибольшее распространение христианские имена получили в Xстолетии. Православный мир активно заимствовал или, точнее, собирал лучшие имена по всему миру. Как правило, они имеют греческое, латинское и древнееврейское происхождение - вот почему имена, обозначающие по сути одно и то же, могут заметно отличаться по произношению. Особую роль в распространении христианства сыграла Византия, расположенная между Европой и Азией, поэтому и имена, узаконенные Византийской империей, несколько различны.

Примеров таких «интернациональных» имен достаточно много.

Одно из самых известных и распространенных - имя Иван, к которому по аналогии с упомянутой в начале статьи фразой из кинофильма «Москва слезам не верит» можно добавить:

Он же Джон и Иоганн, Джанни, Жан и Юхан, Джованни и Жоао, Хуан и Йенс, а также Янош и Ян. Большинство наших соотечественников Иванов даже не догадываются, сколько у них есть тезок по всему миру!

Среди других имен, распространенных повсеместно, необходимо отметить такие, как Анна и Мария, Андрей и Алексей, Ольга и Екатерина, Михаил и Юрий и многие другие. Если проследить историю их возникновения, то сразу обнаружатся религиозные истоки.

Приведем в таблице несколько примеров, что означает имя и как оно звучит в разноязычных интерпретациях:

Русский вариант

Значение, происхождение

Английский вариант

Немецкий вариант

Французский вариант

Александр

С греч. «защитник»

С евр. «благодать»

С греч. «мужественный»

С греч. «противник»

С греч. «царский»

Георгий, Юрий

С греч. «земледелец»

С греч. «благородная»

Екатерина

С греч. «чистая»

С греч. «факел»

С евр. «милостивый»

Иоганн, Ганс

С евр. «госпожа»

С греч. «победитель»»

С лат. «малый»

С греч. «камень»

Это далеко не все примеры, причем список можно дополнить аналогами этих и других имен и в других языках (например, по-итальянски Георгий - Джорджио, Александр - Алессандро, а известная шекспировская героиня Джульетта является тезкой русской Юлии). Как можно увидеть из таблицы, имена более чем похожи между собой - отличия объясняются лингвистическими особенностями каждого языка.

ВСЕ НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Есть еще несколько причин международного «взаимопроникновения» имен, в частности, это глобализация и расширение связей между разными странами. Но даже в таких случаях впоследствии нередко оказывается, что чужеземное имя - это хорошо забытый антропоним, которому уже не одно столетие. Например, современные Анжелики и Анджелины - это тезки девушек, давным-давно носивших имя Ангелина.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 6

г. Новороссийска Краснодарского края

Секция языкознания

Сравнительная характеристика

имен собственных,

встречающихся в разных европейских языках

Выполнила

Мжачих Анна Сергеевна,

Ученица 4 класса «А»

АУ Гимназии № 6

г. Новороссийска

Научный руководитель:

Цветкова Галина Ивановна,

учитель начальных классов

Новороссийск - 2010

1. Введение. Цель и задачи исследования

2. Разные по происхождению группы имен в русском языке

3. Общее происхождение рассматриваемой группы имен

4. Таблицы созвучных имен

5. Небольшие различия в именах в связи с особенностями языка

6. Интересные примеры аналогичных имен

7. Имена сказочных героев разных народов

8. Заключение

1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучая английский язык, общаясь с учителем на уроках, где ученики часто называют себя своим именем в английском варианте, читая книги разных писателей и сказки народов мира, в которых главные герои носят имена, напоминающее имена героев произведений русского фольклора и русских писателей, можно заметить созвучие мужских и женских имен.

Гипотеза. Мы предполагаем, что большая часть современных мужских и женских русских имен имеет своих братьев и сестер в других языках. Видимо, у многих русских имен существуют аналоги в других языках. Поскольку количество и происхождение имен очень велики и разнообразны, попробуем рассмотреть самые часто употребляемые имена в русском и европейских языках: английском, французском, немецком, итальянском.

Цель исследования – найти родство и общее происхождение часто употребляемых имен в русском и европейских языках, доказать это историческими справками, грамматикой, примерами из литературы, примерами из жизни.

Задачи исследования :

  1. изучить литературу по данному вопросу,
  2. составить таблицу соответствия имен,
  3. привести примеры,
  4. сделать выводы об общем происхождении имен.

2. РАЗНЫЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ГРУППЫ ИМЕН В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В древние времена на Руси людям давали имена понятные всем русским, такие, например, как Волк, Медведь, или Людмила - милая людям, Владимир – владеющий миром.

Россия – огромная страна, с разных сторон окруженная абсолютно разными народами и культурами. Среди употребляющихся у нас имен есть много пришедших из Азии восточных имен (Тимур, Руслан, Земфира).

С севера из холодной и пасмурной Скандинавии были заимствованы имена Ольга (в Скандинавии – Хельга), Игорь (Ингвар).

Но есть еще большая группа имен, значение которых не понятно. Они для нас очень привычные и кажутся полностью своими, но на самом деле имеют иностранное происхождение и пришли к нам в большинстве своем вместе с христианской религией, победившей языческие верования. Эту группу рассмотрим .

Это христианские имена, и они пришли к нам в X веке из Византии вместе с православием. Византийская империя находилась между Европой и Азией. Новорожденных детей называли по церковным месяцесловам (святцам), в которых каждому дню каждого месяца соответствовали имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью.

3. ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕН

Почти все наши часто встречающиеся имена, которые мы давно привыкли считать русскими, принесены христианством на Русь через Византию. Могучая Византийская империя оказала огромное влияние на всю мировую культуру и религию. Для нашего случая кратко можно сказать, что там были узаконены многие имена, когда они были признаны именами церковными, именами святых.

В конце 10-го века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на Русь. Такого союзника он увидел в лице византийского императора. Чтобы получить помощь и скрепить союз, князь Владимир согласился на крещение Руси. В ходе крещения необходимо было заменить языческое имя на христианское. С этого времени на Руси появились Иваны и Марьи, Петры и Анны.

Откуда пришли к нам христианские святые? Из Рима и Греции, и поэтому имена имеют греческое, латинское, древнееврейское происхождение. Именно поэтому прослеживается соответствие имен в разных языках разных народов, к которым тоже через Византийскую империю пришло христианство. (Например: русское Иван – польское Ян – французское Жан - английское Джон, немецкое Иоганн, Ганс). Подробно это можно увидеть в таблице.

На языках тех народов, где эти имена появились впервые (чаще это греческие, латинские, древнееврейские языки), почти все они имели точное значение. При переходе имен из одного языка в другой утратилось их первоначальное значение (каждое слово-имя раньше что-то конкретно обозначало, например Анна – божья благодать, Мария – любимая, желанная, Андрей – мужчина, Алексей - защитник) . И эти имена становились уже только именами собственными, то есть именами святых, именами людей.

Главная причина сходства имен разных народов - их общий источник – христианская религия. Вся Европа (а за ней и Америка) тоже называла детей по церковным календарям. Но православный мир заимствовал имена христианских святых через посредство греческого языка, а католики и протестанты - через посредство латинского. Поэтому одно и то же имя, некогда принадлежавшее кому-либо из первых христианских святых, по-русски звучит, немного отличаясь от английского или французского вариантов.

4. ТАБЛИЦЫ СОЗВУЧНЫХ ИМЕН

Поиск имен и созвучных с ними вариантов отражен в двух таблицах. Когда мы видим эти имена рядом друг с другом – хорошо заметно их сходство.

Таблица № 1. Мужские имена.

Россия

Англия

Франция

Германия

Италия

Иван (Бог милостив, евр.)

Джон

Жан

Иоганн Ганс

Джованни Джанни

Михаил (подобен Богу, евр. )

Майкл

Мишель

Михаэль

Николай (победитель народов, гр.)

Ник

Николя

Клаус

Николо

Василий (царский, гр .)

Базиль

Базилио

Петр (камень, гр.)

Питер

Пьер

Петер

Пьетро

Павел (малый, лат .)

Пол

Поль

Пауль

Паоло

Андрей (мужественный, гр .)

Эндрю

Андрэ

Андреас

Андреа

Яков (второй по рождению, евр .)

Джек

Жак

Сергей (высокочтимый,л ат. )

Серж

Серджио

Роман (римлянин, лат. )

Роми

Ромео

Александр Алексей (защитник, гр. )

Алекс

Алекс

Алессандро Сандро

Георгий (гр) Юрий (слав) (земледелец)

Джордж

Жорж

Георг

Джорджио

Степан (венок, гр. )

Стивен

Стефан

Стефан

Стефанио

Антон (противник, гр. )

Энтони

Антуан

Тони

Антонио

Таблица № 2. Женские имена

Россия

Англия

Франция

Германия

Италия

Анна (благодать, евр .)

Энн

Анет

Анна

Анна

Мария (госпожа, евр .)

Мэри

Мари

Мари

Мария

Екатерина (чистая, гр. )

Кэт

Катрин

Кэтрин

Катарина

Елена (факел, гр. )

Элен

Элен

Хелен

Елизавета (почитающая Бога, евр .)

Элизабет

Лиз

Эльза

Юлия (кудрявая, лат .)

Джулия

Жюли

Джульетта

София (мудрая, гр .)

Софи

Софи

Софи

Софи

Евгения (благородная, гр .)

Джейн

Эжени

5. НЕБОЛЬШИЕ РАЗЛИЧИЯ В ИМЕНАХ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЯЗЫКА

Во французских именах, как и вообще в этом языке, ударение ставится на последний слог. Немецкий язык считается жестким, твердым – это заметно и в именах. Итальянские имена, на мой взгляд, более радостные, музыкальные, как и их язык, как сам итальянский народ. В о многих случаях имена только кажутся разными, а на самом деле являются одним именем, произносимым на разных языках, с учетом свойственных этим языкам лингвистических особенностей.

МАРФА MAR TH A (Марта)

АГАФЬЯ – AGA TH A (Агата)

Но, изучая английский язык и произношение буквосочетаний, мы можем сказать, что сочетание букв TH читается как что-то среднее между русскими звуками Т и Ф. Получаются как раз Марфа и Агафья. Интересно, что одно и тоже имя носили английская аристократка - писательница детективов Агата Кристи и российская жительница - отшельница, потомок староверов, проживающая в глухой Сибири – Агафья Лыкова.

6. ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ АНАЛОГИЧНЫХ ИМЕН

Чтобы легче представить себе общее происхождение имен у очень разных людей, рассмотрим интересные примеры:

1.Очень разные люди, жили в разные времена - русский царь Иван Грозный, немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, английский рок-музыкант из группы «Битлз» Джон Леннон, французский актер Жан-Поль Бельмондо – но всех их объединяет общее имя – в русском варианте это ИВАНЫ.

2. В России перед Новым Годом всюду мы видим Деда Мороза, а на западе – это Санта Клаус. Но если дословно перевести на русский язык эти слова, то получится Святой Николай, а мы вспомним Николая Чудотворца. Это подтверждается легендой об одинаковых по поступкам и доброте людях – Санта Клаусе и Николае Чудотворце.

Давным-давно в праздник Рождества бедняки находили у дверей своих домов сладости, яблоки и детские игрушки. Они не знали, кто оставлял их. Однажды в канун Рождества им удалось поймать человека с большим мешком, полным яблок. Это был святой Николай, или, по-английски, Санта Клаус.

Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся житель из-за крайней бедности собирается продать дочерей, святой Николай помог семье. Он ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и спас всех от голода и гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками.

А у нас таким добрым и творящим чудеса является Николай Чудотворец - христианский святой . Николай Чудотворец стал известен своей добротой, особенно к детям.

А дата поминовения святого Николая Чудотворца – 19 декабря – это как раз перед самым Рождеством и Новым Годом.

3. В русском варианте влюбленных юношу и девушку из трагедии английского писателя Шекспира Ромео и Джульетта могли бы звать Роман и Юлия.

4. Вспомним из сказки про Буратино хитрого и умного Кота Базилио. А на Руси многих котов назвали Васьками.

5. Если рассмотреть фантастический вариант рождения Майкла Джексона в России, то его бы звали Михаил Яковлев. И еще здесь можно рассмотреть его фамилию Джексон.

В английском языке часто встречаются фамилии, очень похожие на имена, например, Джексон, Джонсон, Николсон. А слово SON переводится Сын. У меня возникло предположение, что фамилия Джексон – это как бы старинное отчество, со времен, когда фамилий не было. На Руси было – Иван Петрович, т. есть Иван, Петров сын. А Джексон – сын Джека.

7. ИМЕНА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Для этого исследования можно вспомнить широко известные сказки с главными героинями – девочками по имени Марья (русские народные сказки про Марью-искусницу, Марью-красу-длинную косу), Мари (сказка Гофмана «Щелкунчик» ), Мэри Поппинс (сказка английской писательницы Памелы Треверс «Мэри Поппинс, до свидания!» ). Все трех героинь объединяет одно имя. Но народ и авторы из разных стран наделяли их красотой и похожими чертами характера – ум, доброта, трудолюбие, красивая внешность.

Одним из любимых во все времена и во всех странах мужских имен стало имя ИВАН. Сколько про него сказок, где сначала Иванушке не очень везет, он не очень удачливый, не очень богатый. Но природный ум, доброта, смекалка, золотые руки в конце сказок помогают стать ему настоящим героем, победить врагов, помочь друзьям и беднякам, найти свою любовь.

Ганс Христиан Андерсен «Дурень Ганс»

Английская народная сказка «Сон коробейника» (герой Джон)

Французская народная сказка «Замок дьявола» (герой Жан)

Братья Гримм «Смышленый Ганс»

Множество русских народных сказок про Иванушку

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему же имена, возникшие в разных странах, получились такими похожими? Ответить на этот вопрос помогает знание истории.

Историки давно заметили, что разные культуры проходят в своем развитии похожий путь. Поэтому у разных народов существуют одинаковые обряды, поверья, сказочные сюжеты. Это относится и к именам.

Общности имен способствовало общение между людьми из разных стран – давно приглашали иностранных гувернанток, детей отдавали и отдают в заграничные школы. Часто молодежь хочет быть похожим на кумира и называет себя его именем, аналогичным русскому варианту. Хорошо, когда в любой стране ты можешь представиться понятным для иностранцев и красивым именем, но при этом точно знать, что это имя твое.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. www.imena.ru
  2. www.kurufin.narod.ru
  3. ru.wikipedia.org
  4. www.nikola-ygodnik.narod.ru
  5. Владимир Танич «История наших имен: удивительные приключения иностранцев в России» (Журнал «9 месяцев» № 11-2001 год)
  6. Владимир Танич «Влияет ли имя на судьбу?»