Агрессивность «бездуховности» и социальность культуры. По тексту Д.С.Лихачева. Проблема бездуховности, роли культуры (ЕГЭ по русскому)

Бездуховность – одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.

Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично – хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются. Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе.

Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к ним справедливые меры ответственности. Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика. Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают естественные правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям. Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.

Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество. Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью – бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. По всему миру не найти абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются, может быть, не внешне, но их внутренний мир не...
  2. Ответственность – это такая вещь, которая не существует сама по себе, а всегда рассматривается в определенном контексте. Некоторые взгляды на...

Как проявляется бездуховность в обществе и можно ли с ней бороться? Эту проблему ставит перед собой Д.Лихачев в предложенном для анализа тексте.

Чтобы обратить внимание читателя на эту проблему, автор рассуждает о том, что в современном мире роль духовной культуры падает, уступая место вещам более приземленным, которые, несмотря на то, что приносят человеку определенную пользу, не могут полностью удовлетворить его духовные потребности.

По мнению автора, "бездуховность" охватила не только отдельные касты и слои общества, и даже не отдельно взятую сферу социума, но и все человечество в целом. Д.Лихачев считает, что истинная культура постепенно теряет в глазах человека свою привлекательность:"Техника заполонила собой всё и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре". Автор отмечает, что только возрождение высоконравственной культуры способно остановить процесс культурного вырождения общества.

Я тоже считаю, что истинная культура в современном мире переживает упадок. Это происходит потому, что люди больше не хотят слишком много задумываться о чем-то возвышенном, что неизменно несет в себе истинная культура в любом её проявлении;люди хотят видеть зрелище, им нужны действия, лихо закрученные сюжеты, яркие картинки.

Для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, могу привести примеры из художественной литературы. В романе-антиутопии Е.Замятина "Мы" описывается постиндустриальное общество, для которого понятие "культура" ограничено тем, что легитимизировано государством. Оно буквально контролирует её, подчиняет своим правилам, заставляет работать на себя. И люди, взращенные на такой культуре, безропотно подчиняются власти.

Они даже не осознают свою духовную бедность, потому что им трудно представить, что в мире есть музыка красивее, чем гимн их "процветающей" родины, а "опасный и дикий внешний мир", находящийся за высокой стеной, может оказаться настоящим раем по сравению с этой колыбелью тоталитаризма.

Другой пример приведу из романа Р.Д.Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Этот роман относится к жанру антиутопии, так же, как и "Мы" Замятина. Однако здесь общество не полностью изолировано от культуры, а лишь частично. Людям доступны произведения известных классиков, они могут слушать творения великих композиторов, но все эти памятники культуры сильно урезаны. Например, содержание "Ромео и Джульетты" помещается в несколько абзацев. Монументальные труды всемирно известных писателей можно "прочесть" за десять минут. Держать дома настоящие книги, а тем более читать их строго запрещено. "451 градусов по Фаренгейту-это температура, при которой горит бумага", -отмечает автор в предисловии. В романе все книги безжалостно сжигаются. Остается только спросить: а много ли пользы человек может получить от такой культуры? Конечно, нет. Культурное развитие человека возможно только если позволить ему реализовать свой потенциал в полной мере, что может сделать только светское правовое государство.

Таким образом, необходимо помнить о том, что культура формирует характер человека, помогает ему стать единым целым с обществом. Культура-это связь между предыдущими и будущими поколениями, она не должна обрываться и ослабевать. Истинная культура способствует развитию в человеке таких качеств, как милосердие, сострадание, благородность, отзывчивость, играет огромную роль в становлении личности человека.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В чем проявляется «бездуховность» общества? Над этой проблемой в предложенном тексте размышляет Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский филолог и искусствовед.

Чтобы привлечь внимание читателей к столь непростому вопросу, автор говорит о «бездуховности», которая в нынешнее время характерна не только для нашего общества, но и «в целом <..> для всего человечества». Писатель обращает внимание на то, что техника и весь комфорт, который с нею связан, заполонила собой все, не оставив времени для просвещения себя «истинной» культурой. Но самое страшное состоит в том, что заменить духовную жизнь человека может агрессивная бездуховность, с которой нужно бороться, прививая себе культурные интересы. Эта агрессивность, по мнению автора, есть пустая «жажда деятельности», которую нужно наполнить «полноценным содержанием». Только тогда «стремление к активности» приобретет полезные формы, ведь настоящая культура несет в себе «притягательность» и дает выход «жаждущему деятельности» человеку.

Д.С. Лихачев, рассуждая об определении культуры, указывает на ее неоднозначность и различность «оттенков понимания». Говоря о «классической культуре», писатель подчеркивает ее главные черты, такие как воспитание и обогащение человека «своим лирическим опытом». Обобщенные автором понятия «культурный человек» и «интеллигент» дают нам понять, что такими людьми называют тех, кто стал «терпимее к чужому», уважительнее к другим и мягче в поведении.

Позиция автора мне ясна. Она заключается в том, что «бездуховность» общества проявляется в падении роли духовной культуры, в отсутствие интереса к высшим ее ступеням и элементарной осведомленности о том, что она из себя представляет.

В качестве литературного аргумента, доказывающего мою точку зрения, можно привести произведение Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско». В этом рассказе главный герой, заработав достаточное количество средств, отправляется со своей семьей в долгое путешествие. Когда Господин из Сан-Франциско отплывает на теплоходе, И.А.Бунин показывает нам жизнь буржуазного общества, не имеющего никаких нравственных идеалов. Эти люди преследуют только одну цель – быть богатыми, а это говорит об их бездуховности. Страсть героя к выпивке и «живым картинам» показывает его, как человека вульгарного и непристойного. Но никто не станет перечить его действиям, ведь общество, в окружении которого проходит его путешествие, является таким же. Писатель показывает отличный пример того, что общество, состоящее из лицемерных, невоспитанных и безнравственных людей, является бездуховным.

Другим примером может служить произведение Антона Павловича Чехова «Ионыч». В рассказе изображена пустота и вялость провинциальной жизни города С, в который доктор Старцев приехал для лечебной практики. Однажды, главного героя пригласили в дом Туркиных. Их семья, считавшаяся самой образованной и талантливой, на самом деле была абсолютно бездарна, ведь не имела никаких высоких интересов. То, что они делают – это не творчество, а пародия на него. Старцев становится частым гостем в этом доме, и сам не замечает, как провинциальная тина затягивает его. Приехав, он был наполнен тягой к труду, ценил свой ум и образованность, но общество безнравственных и низменных людей низвело его до своего уровня. А.П.Чехов показывает нам, что бездуховность общества проявляется в бездуховности каждого человека, его составляющего.

Много подобных примеров можно встретить и в литературе, и в жизни. Это еще раз убеждает меня в том, что бездуховным обществом является то, которое не имеет культурных ценностей, высоких жизненных стремлений, принципов и идеалов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В своем тексте Д.С.Лихачев поднимает проблему роли культуры в жизни человека.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассуждает о пользе культуры, которая не только «дает достойное, высокое содержание… жажду активности», но и «сама в себе несет притягательность». Кроме того, Д.С.Лихачев обращает наше внимание на классику, одну из разновидностей культуры, акцентируя что «она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека».

Автор убежден в том, что культура придает жизни человека смысл, помогает найти выход из любой жизненной ситуации, какой бы трудной она ни была, и обладает целебными свойствами, являясь средством отдыха и расслабления.

Я полностью разделяю авторскую позицию. Несомненно, произведения культуры представляют собой истинную ценность для человечества на протяжении многих веков, а накопленный благодаря ей опыт позволяет обществу развиваться и совершенствоваться.

В то же время нельзя не упомянуть о том, насколько важна культура и для отдельной личности: она помогает найти смысл жизни, обогащает духовный мир человека и делает его добрее.

Аргументы для подтверждения моей точки зрения можно найти в произведениях отечественной художественной литературы. Рассмотрим события из рассказа А.Приставкина «Рогожский рынок», в котором перед нами предстает картина холодной и голодной Москвы времен Великой Отечественной войны. Главный герой мечтает лишь о том, чтобы, заработав хоть немного денег с продажи дров, купить картошки. Вопреки своим ожиданиям мальчик бессознательно приобретает томик «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, что поначалу сильно расстраивает его. К счастью, чтение великого произведения не менее великого писателя не оставляет героя равнодушным и уносит его прочь от столицы.

Так, прихожу к выводу о том, что знакомство с истинной культурой дарит мальчику ощущение радости и восторга, позволяет хоть ненадолго забыть о текущих трудностях и невзгодах.

В качестве другого аргумента можно привести события из рассказа А.И.Куприна, где перед нами предстает яркий пример всепоглощающей силы классической музыки. Слушая сонату Бетховена, любимое музыкальное произведение Желткова, переданное любимой женщине в качестве завещания, Вера Шеина слышит среди нот голос любившего ее человека. Наконец княгиня осознает, что упустила шанс на великую любовь, который зачастую дается только один раз в жизни. Таким образом, мы увидели, как музыка смогла растопить сердце героини и совершить в ее душе переворот.

Поводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: культура-это неотъемлемая часть существования человечества. Именно поэтому, роль культурных ценностей в жизни каждого из нас постоянно возрастает.

Вариант 2

Огромный простор для размышлений вызывает у меня текст Дмитрия Сергеевича Лихачева. В котором ярко выражена проблема бездуховности людей.

Автор в тексте рассказывает, что в нынешнее время человечество все меньше интересуется культурой, падает роль духовной культуры из-за техники. Все больше проявляется агрессивные формы, с которыми нужно бороться. Но ведь каждое направление культуры воспитывает, делает чище и содержательнее человека, и благодаря этому он приобретает ценности в жизни. Этими эпизодами писатель нам показывает, как духовность человека приобретает уважение.

Подтверждение этой мыли можно найти в классической литературе. Так, Рэй Бредбери в своем произведении "Вельд", размышляет о потере нравственных ориентиров из-за техники. Венди и Питер, герои произведения, привыкшие получать только удовольствие и наслаждение от родителей. Они совершенно не слушали их требования.Детская комната овладела мыслями и чувствами детей, в которой осуществлялись их мечты. И только стоило родителям выключить комнату и повезти их на природу, дети совершили ужасный поступок, они обманом заманили родителей в комнату и скормили львам, которые стали настоящими. На данном примере автор показывает, как из за прогресса технологий душа детей стала черствой и жестокой.

Также в произведении Рэй Бредбери "Улыбка" размышляет над этой проблемой. Так мальчик Том во время очередной "культовой революции", рискуя жизнью, хватает и прячет кусок холста, на котором изображена Джаконда. Он хочет сохранить его, чтобы потом вернуть людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Писатель стремится донести до нас, что искусство, культура способна обогатить человека только наилучшими качествами.

В заключении хотелось бы сказать, что именно благодаря культуре мы развиваем наш духовный мир, и совсем не стоит забывать о ней.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Повторяю, музеи «дышат» выставками. Выставки составляют важную часть духовной жизни наших городов.

Еще один вопрос, который крепко связан с проблемой передачи ценностей из музеев и библиотек. А кто, собственно, является хозяином этих ценностей?

Сейчас некоторые музеи и библиотеки, а также министерства рассматривают национальные святыни как свою собственность, распоряжаются их судьбой, никого не спрашивая. Распоряжаются всем этим богатством «трудовые коллективы», создаются совместные с иностранными фирмами предприятия для извлечения прибылей.

Разумеется, это совершенно недопустимо. И никакое министерство, никакая Академия наук не вправе принимать роковые для наших национальных ценностей решения. И даже не просто национальных, а ценностей, принадлежащих человечеству.

Бесконтрольное распоряжение судьбой памятников культуры общечеловеческого значения характерно не только для нашей страны, хотя здесь мы побили, кажется, все рекорды. Надо понять, что культура принадлежит всему человечеству, как принадлежат ему атмосфера планеты, моря и океаны. Культура омывает и очищает мир. Нельзя реставрировать бесконтрольно произведение французской живописи, не считаясь с мнением французских искусствоведов. Нельзя решать вопрос о принадлежащих всему человечеству Кижах, не создавая совета всех реставраторов деревянного зодчества, в том числе из Канады, Финляндии, Норвегии и т. д. Пора подумать о выработке всемирного морального кодекса «держателей» памятников культуры. Он будет касаться «трудовых коллективов» музеев, коллекционеров, мэрий городов, министерств и правительств. Мы не можем отменить право юридической собственности, но мы можем воздействовать на совесть собственников, подвергнуть недостойных держателей моральному остракизму. Этот вопрос я дважды ставил перед главой ЮНЕСКО Федериком Майором. Я предлагал создание постоянно действующей консультации по вопросам моральной ответственности держателей культурных ценностей.

Надо твердо помнить: музейные, архивные работники, библиотечные дирекции - не собственники хранимых ими ценностей, а министерства и исполкомы - тем более.

Еще один сюжет для размышлений. В подавляющем большинстве случаев церкви строились на народные деньги. Даже если деньги давала церковь - она была только передатчиком средств. Народ жертвовал иногда свои последние трудовые гроши на построение храма. Сборщики средств отказывали себе во всем, проходили, собирая деньги, иногда сотни верст. И если музей владеет церковью, достойно хранит ее - он владеет ею во славу народного искусства, народного трудолюбия, народной веры, наконец! И следует заботиться только, чтобы музей невольно не осквернял церковь, не осквернял алтарь, чтобы время от времени, как это бывало и в Древней Руси, в ней совершались богослужения.

За чей счет следует делать реставрацию храма при передаче его церкви? Ясно, что в первую очередь за счет тех, кто им временно владел. Но и за счет государства. И за счет верующих. Именно так в Ленинграде обстоит дело с главной мечетью города.

Вопрос о передаче верующим церковных зданий - вопрос очень большой, срочный, и в случаях бесспорных с его решением нельзя медлить. Народ должен иметь свои святыни - религиозные, культурные, природные… Но последний вопрос - о замечательных природных ландшафтах, с которыми также связано воспитание нравственности и культуры, - должен быть поднят особо. Мне хочется только напомнить о том, что и его следует как можно скорее решать.

1990

Агрессивность «бездуховности»

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Когда здоровенный безголосый парень орет через микрофон сто раз одну и ту же фразу, короткую (длинной не сочинить), не имеющую особого смысла, и при этом весь покрывается потом от напряжения и смотрит обезумевшими глазами, - удивляюсь не ему, а тем, кто его с не меньшим азартом слушает. Это агрессивность в чистом виде. И не случайно после таких концертов публика, вошедшая в раж, стремится удовлетворить свой позыв к агрессивности: начинает бить и ломать мебель в зале, а выходя на улицу - опрокидывать плевательницы, тумбы, ларьки, тележки.

Любовь мужчины и женщины всегда служила основным стимулом и содержанием искусства, поэзии - в первую очередь. Но когда любовь заменяется голым сексом, сексом без одежд, то ни о каком Эросе в высоком смысле не приходится говорить. Чистая агрессивность, и при этом в самом святом. Разве те, кто приходит на эротические сеансы, учатся ухаживать за любимой девушкой? Разве они стремятся подарить ей цветы, произвести на нее впечатление своей деликатностью, внимательностью, уважительным отношением, культурой поведения, блеснуть знаниями, способностями? Преклониться перед любимой, перед «вечной женственностью»? «Вечная женственность» - смешная старомодность. Прабабушкин нафталин. На самом деле все просто до предела - как у насекомых. Чистая агрессивность в любви.

От духовной пустоты и порожденная ею агрессивность в идеологии. Это надо знать политикам, которые хотят воспитать в нас навыки парламентаризма. Упрощенные концепции жизни (куда до мировоззрения!) заполняют поведение человека агрессивностью, доминируют у молодежи. Отсюда опасность распространения крайних политических теорий: от «Памяти», монархизма правого толка до анархизма. «Черное знамя - это так красиво!» «Когда окружающие тебя боятся - это так приятно!» Во всем этом есть эрзац храбрости, эрзац убежденности. Отсюда же стремление поразить невероятной одеждой, чудовищной прической, выразить свое презрение к окружающим неопрятностью своего платья. «А нам-то что? Пусть смотрят и терпят!» Агрессивность - это и брань, и арго в разных его формах (об этом у меня есть специальная работа 1964 года). Для агрессивности характерно стремление сколачиваться в группы, собираться в банды.

Пустота агрессивна. Она угрожает лопнуть с треском, иногда даже с опасностью для жизни окружающих, для зрения их, во всяком случае… Иногда бездуховному человеку хочется даже пострадать, ввязаться в драку. Это придает ему имидж человека, «страдающего за убеждения». Пустота создает шум, в котором скрывается бездуховность.

Поэтому бессмысленно полагаться в борьбе с растущей агрессивностью на запрещения, разгоны беснующейся толпы милицией и пр. Агрессивным людям нужны свидетели, зрители, скандалы. Они испытывают от этого только удовлетворение. Лучше, если это возможно, как можно меньше замечать эту громкую пустоту. Агрессивность, как и всякая истерика, должна тушиться спокойствием и безразличием. Это хорошо усвоила английская полиция, «охраняющая» манифестации протестующих от возмущенных ими.

«Мне отмщение, и Аз воздам», - говорит Бог в Библии. Люди, не мстите - зло (если оно только действительно зло, а не отчаяние правых) само покарает себя.

Но конечно, одного спокойствия недостаточно в борьбе с растущей агрессивностью. Надо понять ее истоки. Основанная на бездуховности агрессивность, не имеющая определенной, серьезной цели, всегда найдет себе эту цель и противостоящую силу, в которой бездуховная агрессивность так нуждается (заметьте, что я постоянно говорю об агрессивности не самой по себе, а вызванной бездуховностью).