Значение авторских отступлений в романе евгений онегин. Сочинение на тему: Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

неполные предложения

08.09.2011 22543 1048

Неполные предложения.

1.Полные предложения –

Неполные предложения –

1.В диалогической речи.

эллиптических

Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

3.На небе яркие звезды.

3.Слова-предложения.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

1. Понятие о неполном предложении.

2. Типы неполных предложений.

3. Неполные предложения в диалогической речи.

4. Эллиптические предложения.

5. Использование неполных и эллиптических предложений.

В русском языке с учетом структуры предложения выделяются неполные предложения.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры. Те или иные формально организующие его члены (главные или второстепенные) без называния ясны из контекста или речевой ситуации.

Функционирование неполных предложений связано с закономерностями построения текста.

Например, в предложении: Вот этот сок нужен липе, тот ландышу, тот - сосне, а тот папоротнику или дикой малине. (Куприн).

Только 1-я часть характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные - неполные, пропуск главных членов в них - сокнужен - обусловлен контекстом, т.е. наличием их в 1-ой части предложения.

Неполнота грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении слов в функции зависимых членов: форма определения тот (м. р., ед. ч., И. п.) обусловлена формой неназванного сок , форма дополнений ландышу, сосне, папоротнику, малине (Д. п.) - неназванным управляющим сказуемым нужен .

Таким образом, несмотря на свое отсутствие, эти члены участвуют в формировании неполных предложений. Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, потому что пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Они могут быть распространенными и нераспространенными, двусоставными и, как считают некоторые лингвисты, односоставными. Но мы с вами берем за основу точку зрения лингвистов, которые считают, что все односоставные предложения - полные.

Односоставность и неполнота предложения совершенно разные понятия. Неполные предложения имеют в своей структуре пропущенные члены, односоставные не имеют вообще какого-то одного главного члена. В неполных пропущенные члены, как правило, восстанавливаются. В односоставных этого быть не может. Кроме того, в неполных предложениях могут пропускаться не только главные члены, но и второстепенные. Могут пропускаться сразу несколько членов, например:

1) Здесь дороги первый раз разделились :

2) одна пошлавверх по реке ,

3) другая - куда-то вправо . (3-е предложение неполное, пропущено подлежащее и сказуемое.)

Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении, если оно сложное.

Пр.: По одну сторону прорыва, скрестив руки, в женском малиновом берете - фигурант с голубыми глазами и маленькими черными усиками над загнутыми в мефистофельскую улыбку тонкими, змеистыми губами. По другую стоял начальник, и каждый знал, что начальник сейчас за правду стоит и ни одной минуты не поколеблется (Пришвин).

В 1 предложении опущено сказуемое стоял (во 2 предложении оно имеется), а во 2 - часть обстоятельства сторону (в 1 предложении однотипное обстоятельство дано полностью по одну сторону).

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой.

Например: предложение Идет! дополняется деятелем-подлежащим в зависимости от обстановки речи (поезд, учитель, автобус и т.д.)

-Ваня! - слабо доносилось со сцены.

-Дай желтый (ситуация речи подсказывает, что имеется в виду желтый свет).

- Я - в лавочку - муки надо и соли. Не надо муки, не надо соли, - проговорил он, - на дворе сыро, слякоть.

- Я резиновые надела , - сказала молодая женщина (имеется в виду сапоги).

Следует отметить, что деление предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как словом контекст нередко обозначают и ситуацию речи. Кроме того, в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных предложений, так как ситуация речи описывается, получает словесное выражение, например:

-Как мил! - сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним (Л. Толстой)

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения , которые могут быть как в устной, так и в письменной речи.

Диалогические неполные предложения представляют собой взаимосвязанные реплики диалога (диалогическое единство).

Например:

-На перевязку иди.

-Убьют...

-Ползком…

-Все одно не спасешься.

В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим.

В монологической речи можно выделить неполные предложения с учетом уровневых различий синтаксических единиц:

а) неполные предложения, в которых не повторяется часть сложной формы слова или часть цельного словосочетания, составляющих один член предложения, например:

Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить , а бабушкапродавать (М. Горький).

б) неполные предложения, входящие в состав сложных предложений разных типов, например:

Юность богата надеждами, а старость - опытом.

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Отсутствующее и не нуждающееся в восстановлении сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, потому что в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

Следует отметить, что эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того, чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени, способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия.

Пр.: За домом - сад, залитый солнцем.

Широки родные просторы. В недрах уголь, золото и медь.

Лексическая ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны.

Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины.

Пр.: Всюду степь; В пять часов проверка.

либо дополнение со значением замещающего предмета:

Пр.: Вместо ответа молчание.

Эллиптические предложения относят иногда к неполным. Однако некоторые лингвисты считают такие предложения неполными лишь в историческом плане и не относят их к неполным в современном русском языке (Гвоздев А.Н.)

Такие предложения действительно не могут квалифицироваться как неполные, потому что их неполнота является структурной нормой. Это типизированные построения, не нуждающиеся в восстановлении каких-либо членов предложения, они являются достаточно полными (даже вне контекста) с точки зрения их коммуникативного задания.

Неполные и эллиптические предложения используются в основном в сфере разговорных стилей. Они широко употребляются как примета разговорности в художественной литературе или при передаче диалога, и в описаниях. Разные виды неполных и эллиптических предложений имеют и конкретную стилистическую закрепленность.

Например, в диалоге господствуют предложения неполные ситуативные и эллиптические с объектным распространителем:

Начали чинить правосудие: кого за волосы, кого за уши (Г.).

Описаниям больше свойственны эллиптические предложения. Особенно характерны для ремарок драматических произведений. Можно привести пример, как строит описание-ремарку Горький: описание содержит краткую характеристику обстановки действия:

Пр.: В левом углу - большая русская печь, в левой - каменной стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя... Везде по стенам пары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное.

Некоторые виды контекстуальных неполных предложений могут быть воспроизводимы и в речи научной. Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Пр.: (примеры из заголовков газет) Ученые - Родине.

Мир - Земле.

Радио - школьникам.

Контрольные вопросы

1. Какие предложения называются неполными?

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" сложно переоценить. Они помогают автору выразить многие мысли и идеи, которые были бы без них непонятны или не настолько очевидны.

Значение романа

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" огромна. С их помощью автор постоянно вмешивается в повествование, упорно напоминая о себе. С помощью этого приема, который позже активно стал использоваться и другими авторами, поэт знакомит читателя со своей собственной точкой зрения на самые разные вопросы и жизненные проблемы, формулирует собственную мировоззренческую позицию.

Благодаря лирическим отступлениям в романе "Евгений Онегин", Пушкину удается даже изобразить себя рядом с главным героем (они появляются вместе на берегу Невы).

Создание романа

Над своим романом, Пушкин настаивал именно над таким определением жанра, хоть внешне произведение больше похоже на поэму, поэт работал целых семь лет. Закончил он его только в 1831 году. Свой труд над ним Пушкин называл настоящим подвигом. По его словам, так же тяжело ему дался только "Борис Годунов".

Работать над "Онегиным" поэт начал в Кишиневе, когда находился в Южной ссылке. В то время автор переживал творческий кризис, пересматривал многое в своем мировоззрении. В частности, отказывался от романтизма в пользу реализма.

Этот переход особенно хорошо заметен по первым главам "Евгения Онегина", в котором романтизм еще идет в ногу с реализмом.

Первоначально планировалось, что в романе будет 9 глав. Но затем Пушкин переработал всю структуру, оставив только 8. Из окончательного содержания он убрал часть, посвященную путешествию Онегина. Ее фрагменты можно встретить только в приложениях к тексту.

В романе подробно описываются события между 1819 и 1825 годом. Все начинается с заграничного похода русской армии против французов, а заканчивается восстанием декабристов.

Сюжет романа

Роман начинается с того, что молодой петербургский дворянин Евгений Онегин из-за болезни своего дяди вынужден уехать из столицы в деревню. Такова завязка этого произведения. После Пушкин рассказывает о воспитании и образовании главного героя. Они были типичны для представителя его круга. Занимались с ним исключительно учителя-иностранцы.

Его жизнь в Петербурге была наполнена любовными похождениями и интригами. Череда постоянных развлечений привела его к хандре.

Он едет к дяде проститься с умирающим родственником, но уже не застает его в живых. Он становится наследником всего поместья. Но вскоре хандра настигает его и в деревне. Развлечь его пытается юный сосед Ленский, который только что вернулся из Германии.

Оказывается, что новый друг Онегина без ума от Ольги Лариной, дочки местного богатого помещика. У нее есть еще одна сестра Татьяна, которая, в отличие от Ольги, всегда задумчива и молчалива. Онегину девушка безразлична, а вот сама Татьяна влюбляется в петербургского дворянина.

Она решается на невиданный в то время шаг - пишет письмо своему возлюбленному. Но и тогда Онегин отвергает ее, спокойствие семейной жизни претит ему. Вскоре, опять же от хандры и скуки, на званом вечере у Лариных Онегин заставляет Ленского ревновать его к Ольге. Юный и горячий Ленский тут же бросает ему вызов на дуэль.

Онегин убивает своего бывшего друга и уезжает из деревни.

Роман заканчивается встречей Онегина и Татьяны в столице спустя три года. К тому времени девушка вышла замуж за генерала и стала настоящей светской дамой. На этот раз уже Евгений в нее влюбляется, но та его отвергает, потому что считает, что должна до конца остаться верной своему мужу.

Роман обо всем

Неслучайно многие критики называют роман Пушкина "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни. Пожалуй, больше не встретить такого произведения, где настолько обширна тематика.

Автор не только рассказывает о судьбе персонажей, но и обсуждает с читателем самое сокровенное, повествует о творческих планах, рассуждает об искусстве, музыке и литературе, вкусах и идеалах, которые близки его современникам. Именно этому посвящены лирические отступления в романе "Евгений Онегин".

Именно с помощью таких отступлений Пушкин делает из обычной истории о дружбе и любви полноценную картину эпохи, создает целостный и ощутимый образ России первой четверти XIX века.

Тематика и формы лирических отступлений в "Евгении Онегине"

Пространные отступления можно встретить уже в первой главе романа. Они посвящены достижениям отечественного театрального искусства, очерку современных автору светских нравов, мнениям по поводу необычных привычек светских львиц и их мужей.

В первой же главе романа впервые звучит тема любви. Критики считают, что в лирическом элегическом воспоминании Пушкин грустит о Волконской. В последующих главах любовь становится поводом для авторских отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина сложно переоценить. С их помощью автор формулирует собственное мнение по поводу происходящего, создает эффект участия читателя в происходящем, создавая иллюзию диалога с ним.

Например, эту роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" можно проследить в тот момент, когда автор комментирует отказ главного героя от любви Татьяны. Пушкин настойчиво защищает главного героя от обвинений, которые могут на него обрушиться. Он подчеркивает, что таким образом Онегин не в первый раз проявляет свое благородство.

Тема дружбы

Какова роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин", можно понять по тому, как он освящает тему дружбы. Это происходит в самом конце четвертой главы.

Рассуждая о дружбе между Онегиным и Ленским, Пушкин поднимает тему самолюбования и пренебрежения к окружающим. Утверждая, что эгоизм - одна из типичных черт поколения.

Образы русской природы

Одним из открытий поэта в этом романе стало создание реалистичных образов русской природы. Им посвящена не одна глава "Евгения Онегина".

Автор уделяет внимание всем временам года без исключения, сопровождает все это пейзажными зарисовками. Например, перед тем как рассказать о письме Татьяны к Онегину, Пушкин описывает ночной сад, а завершается сцена картиной сельского утра.

Литературные вопросы

Интересно, что в романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" нашлось место и для лирических отступлений, посвященных проблемам современной автору литературы и родному языку. А также теме творческого кризиса, в котором часто оказываются писатели.

Например, в четвертой главе Пушкин открыто полемизирует с воображаемым критиком, который требует от литераторов в произведениях одической торжественности.

Для самого Пушкина ода - пережиток прошлого. В то же время поэт критикует многих своих современников, которые переусердствовали в слезливости и подражательстве. Пушкин даже делится с читателем тем, с какими трудностями сталкивается при написании романа. Жалуется на трудности при использовании иностранных слов.

В одной из последних глав "Евгения Онегина" Пушкин в лирическом отступлении поднимает даже патриотическую тему. Поэт признается в искренней любви к России.

Таким образом, можно убедиться, что роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" велика. По словам Белинского, в них отразилась вся душа поэта.

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет: “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег

Мне неприязненной стихии

И средь полуденных зыбей,

Под небом Африки моей,

Вздыхать о сумрачной России…

Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.

Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.

В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.

Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

“Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

Роман, построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “. Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.

/ / / Роль лирических отступлений Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин» является великим достоянием классической литературы начала 19 века. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Известный русский критик Виссарион Белинский считал, что данный роман в стихах исчерпывающе отображает русскую жизнь.

« » - произведение с разнообразной проблематикой: человек и общество, неразделенная любовь, идеал и реальность. Большое значение в романе имеют лирические отступления автора. Таким образом, Пушкин выражал свою точку зрения относительно событий, высказывал мнение о героях.

Анализируя лирические отступления, можно сделать вывод, что главный герой и сам автор – близкие по духу люди. Пушкин пишет о Евгении, как о «давнем приятеле».

Всего в романе есть 27 лирических отступлений и не менее 50 разных лирических вставок. Александр Пушкин позиционировал свое произведение как «свободное», то есть, автор и читатель сближались при помощи прямых обращений автора к читателям. Таким образом, Пушкин свободно размышлял о значении литературы, о намерении писать прозу.

Лирические отступления помогают раскрыть портрет автора. Перед нами предстает человек образованный, умный, понимающий. Виссарион Белинский тепло отзывался о романе Пушкина. Литературный критик считал, что это произведение воплощало само естество автора, его душевные порывы, мечты, идеалы.

Лирические отступления – своеобразные отступы от текста, которые повествуют о современных поэту проблемах. Автор апеллирует к читателям с вечными вопросами, заставляет задуматься над их решением.

Лирические отступления отличаются живостью языка, эмоциональностью, простотой изложения. Все это создает доверительную атмосферу непосредственного легкого общения между автором и его читателем.

Авторская позиция видна во всем. Он не скрывает своего отношения к персонажам. Евгения он называет «давним приятелем», поэтому, не лицемеря, говорит о его достоинствах и недостатках. Довольно иронично автор отзывается о системе образования дворянских детей: «учились чему-нибудь и как-нибудь». Следуя моде, хорошо владел французским языком, однако плохо был знаком с родной культурой.