Понятие счастье в разных произведениях. Аргументы к сочинению

Тип: повторительно-обобщающий урок в 9 классе.

Урок проводится после изучения творчества А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Общая тема: проблема счастья.

Цели: обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям; познакомить с высказываниями о счастье; научить делать выводы, находить главное; познакомить с толкованиями слов; выяснить позицию критиков по отношению к героям; понимать литературно-художественное произведение и персонажи не только как “отражение жизни”, но и как воплощение особенностей авторского видения мира и человека; прийти к пониманию философского понятия “счастье”; выявить степень усвоения материала; развивать творческое мышление; научить ставить жизненные цели, воспитывать нравственные качества личности учащихся.

Заранее класс поделен на 4 группы, в соответствии с автором и его произведением каждая готовила свое домашнее задание.

План.

1. Вступительное слово учителя.
2. Основная часть урока.
2.1. А. Н. Островский “Свои люди – сочтемся!”.
2.2. Н. А. Некрасов “Кому не Руси жить хорошо”.
2.3. Ф. М. Достоевский “Бедные люди”.
2.4. Л. Н. Толстой “Юность”.
3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы обобщим знания по изученным произведениям авторов, живущих в одно время (II половине XIX века), в одной стране (России), но освещавших жизнь разных слоев населения: купечество, крестьянство, мелкое чиновничество, дворянство; творивших в разных родах литературы: эпосе, лирике, драме. Мы поговорим о самом главном, объединявшем не только творчество А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, живущих в позапрошлом веке, но и нас с вами, поговорим о понятии, волнующем во все времена.

Посмотрите на доску, на ней записаны афоризмы, выражения известных людей, определите тему урока, о чем будем рассуждать. (О счастье. )

“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым”.
Ж. Лабрюйер

“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть”.
Л. Н. Толстой

“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”.
Б. Паскаль

“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”.
Русская народная пословица

Запишите тему урока в тетрадь.

Что значит жить счастливо? (Ответы учеников )

На другой половине доски вы видите слова, имеющие отношение к счастью: любовь, благовоспитанность, достижение цели, счастье. Свяжите их между собой, что у них общего? (Счастье не может быть без любви, благовоспитанности, достижения целей ).

Несмотря на то, что у этих слов много общего, каждое из них является ключевым изученных нами произведений.

2. Основная часть урока.

Сегодня вы исследователи творчества драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова, писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Каждая группа выбирает себе одно из понятий, близкое исследуемому произведению. (Островский – достижение целей, Некрасов-счастье, Достоевский – любовь, Толстой – благовоспитанность.)

2.1 А. Н. Островский. Каждый герой комедии защищает свои интересы, идет к достижению своей цели. Все ли достигли ее? Кто добился своего? (Своего добился Подхалюзин, обманув хозяина Большова, и всех, кто ему помогал, обещая деньги, и женился на Липочке. ) Посмотрим эпизод из этой пьесы. (Инсценировка.)

Счастлив ли Подхалюзин? По-своему, да, но он сделал несчастными других, пусть даже нечестных, грубых и невежественных, как он. Но невозможно быть счастливым, если кто-то страдает. Из афоризмов, записанных на доске, найдите подходящий и запишите в тетрадь. (“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым” Ж. Лабрюйер. )

2.2 Н. А. Некрасов. Кто же может быть счастлив? При анализе “Пролога” поэмы Н. А. Некрасова мы выяснили, что счастливого среди крестьян, по мнению мужиков, быть не может. А что о слове “счастье” говорится в словаре? (Ответ подготовленного ученика. ) Но о “мужицком счастье” автор размышляет в главе “Счастливые”. К мужикам подходили люди говорили, что они счастливы. Кто они? (Один ученик зачитывает портрет этих людей, а другой – в чем счастье. )

Некрасов показал крестьян, безропотно принимающих жизненные законы, “народное счастье” оказывается мимолетным. Но вместе с тем в поэме автор рисует другие крестьянские типы, с которыми связан мотив протеста. Кто они? (Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий. ) Именно их народ прославил счастливыми, почему? Что в основе народного представление о счастье? Богатство, о котором мечтал Подхалюзин и другие? (Умение сострадать, человеколюбие, добро, правда, честность. ) Какой афоризм подходит этой теме? (“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть” Л. Н. Толстой. )

2.3. Ф. М. Достоевский . В чем заключалось счастье для героя романа Достоевского “Бедные люди” Макара Девушкина? Стремился ли он быть полезным? (Да, ведь он очень любил Вареньку, и в этой любви есть известная жертвенность. ) Дома исследователи произведения Достоевского должны были подобрать высказывания критиков о любви Макара Девушкина и крылатые выражения известных людей. Что вы нашли? (Звучат ответы учащихся. ) Докажите, что Макар Девушкин любил Вареньку примерами из текста. (Учащиеся зачитывают отрывок из последнего письма. )

Макар Девушкин вызывает у нас жалость, мы не можем назвать его счастливым, скорее несчастным. Какой подойдет афоризм? (“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”,– Б. Паскаль. ) Почему не состоялось счастье Девушкина? (Ответ ученика словами Гроссмана “...это чистая и самоотверженная душа, пламенеющая любовью и состраданием, но обреченная на гибель в окружающем ее бессердечном мире насилия и всеобщей купли-продажи”. )

2.4. Л. Н. Толстой. Любовь Макару Девушкину дает понятие о самоуважении, средство духовного прозрения, но он не поднялся на новую ступень духовного развития. Л. Н. Толстой в своих произведениях поднимает проблему стремления к усовершенствованию героя, его нравственных поисков.

Герой повести “Юность” Николай Иртеньев однажды достал лист бумаги с тем, чтобы расписать свои обязанности на год. Разделил их на три рода: к самому себе, к ближним, к Богу. Но их оказалось много, поэтому сшил тетрадь и написал сверху: “Правила жизни”. Домашним заданием группы исследователей повести Л. Н. Толстой было составить эти правила, опираясь на произведение и собственное мнение. (Звучат и комментируются ответы учащихся. ) Какой афоризм запишем в тетрадь? (“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”, – русская народная пословица. )

3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. На примере произведений писателей II половины XIX века мы поговорили о важнейшей проблеме занимавшей все человечество, – счастье. Размышлять можно долго, так как тема нескончаемая и обширная.

Когда же человек может быть счастлив, что для этого он должен делать? (Бороться за счастье, любить, стремиться к самосовершенствованию, трудиться во благо, не желать зла другим и т. д.)

4. Домашнее задание. Дома напишите сочинение-рассуждение о счастье, взяв за основу один из афоризмов, записанных во время урока, на примере одного из произведений.

Спасибо всем за работу, урок окончен, будьте счастливы!

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье рассматривается проблема счастья: аргументы из литературы вместе с авторским сочинением будут приведены ниже для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:
– Э. А. Асадов, «Что такое счастье?»
– А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Каждый из нас мечтает быть счастливым, вкладывает в это понятие свой смысл. Для кого-то оно заключается в здоровье, у других это высокий доход и наличие материальных ценностей. Быть счастливым может каждый человек, стоит только замечать свое счастье. Порой жалобы на жизнь можно услышать от человека, у которого на первый взгляд есть все, но его переполняет злоба и зависть по отношению к другим людям. Мы перестали радоваться простому и находить счастье в обычных вещах, не относящихся к материальным благам.

В стихотворении Эдуарда Асадова «Что такое счастье?» мы знакомимся с мнением поэта о проблеме счастья в нашей жизни. Для одних это страсть, увлечения, яркие эмоции, острые ощущения. Кто-то находит его в хорошей зарплате и власти над подчиненными. Для третьих счастье заключается в заботе и внимании окружающих, их участии, а кому-то важна любовь и вечная верность друг другу. Эдуард Аркадьевич по мере своих размышлений приходит к выводу, с которым нельзя не согласиться: для каждого человека существует свое понимание счастья. Все зависит от него самого: взгляда на мир, мыслей, убеждений и мечтаний.

В одноименном романе А. С. Пушкина у главного героя, Евгения Онегина, есть все необходимое для счастливой беззаботной жизни. Он молод, богат, занимает высокое место в обществе, образован и может воплотить любое свое желание. Однако проблема Онегина в том, что он не умеет ничего ценить, не понимает своего счастья. Чем бы он не занимался, его одолевает скука, ничто не вызывает переживаний и ярких эмоций. Евгений отверг Татьяну, которая искренне и открыто призналась в своих чувствах. Онегин не научился дорожить тем, что имеет. Он лишился дружбы и любви, бесцельно прожив свой век и не видя счастья и радости.

Счастье является главным желанием каждого из нас, мы стремимся к нему всю жизнь. В постоянном стремлении мы упускаем наше каждодневное счастье, доступное нам без особых усилий: обнять близкого человека, посвятить время любимому делу, прочитать интересную книгу, увидеть красивый пейзаж, построить планы на выходные. Маленькие радости окружают нас постоянно, важно замечать и научиться их ценить.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема счастья: аргументы из литературы .” Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Приведите литературные примеры на тему «что такое счастье? » для сочинения. » для сочинения

В очерке Волкова “О простых вещах” поднимается аналогичная проблема: для счастья человеку нужно не так уж и много.

Счастлив тот, кто счастлив дома. (Л. Толстой)

«Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость
и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…
Все тихо, спокойно… Очевидно, каждый счастливый чувствует себя хорошо только потому что несчастные несут свое бремя молча… Надо,
чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… (А. П. Чехов из рассказа «Крыжовник».)

Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала. (И. Бунин)

«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: «сильна, как смерть» ? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. » (Александр Куприн, Гранатовый браслет)

еще такое нашла))) —Александр Иванович Куприн «Счастье», сказка

В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» мы видим, как бездействие героев не даёт им обрести счастье. Конкретнее всего это показано на примере Раневской, у которой был вариант сдавать вишневый сад в аренду, предмет ее молодости, счастливых воспоминаний прошлого. Лопахин продал сад на торгах, хотя до этого предупреждал Раневскую, что ещё не поздно. Гаев и Раневская пролили много слез о потери своего вишнёвого сада, без которого, как им представлялось, они не смогут жить. Но потом они, как и всегда, примирились с произошедшим.

Источник:
Приведите литературные примеры на тему что такое счастье? для сочинения
Пользователь Анастасия Колобкова задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 2 ответа
http://otvet.mail.ru/question/93171069

Счастье в литературе

Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны. (Г. Фло­бер)

Высшее счастье человека, хоть это и банально, - в принесении ра­дости другим людям. (В. Солоухин)

Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление впе­ред. (Э. Золя)

Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно до­стигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счаст­ливыми, чем они есть на самом деле. (Ш. Монтескье)

Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив. (Ф. М. Достоевский)

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть. (Л. Н. Толстой)

Желать и ждать - вот счастье человека. (И. А. Крылов)

Люди бывают счастливы настолько, насколько это кажется им са­мим. (А. Арбузов)

Мы никогда не ограничиваем себя сегодняшним днем: настоящее и прошлое лишь средства, единственная цель - будущее. Вот и получа­ется, что мы никогда не живем, а лишь располагаем жить и, уповая на счастье, так никогда его и не обретаем. (Б. Паскаль)

Наше счастье всегда в полете,

Нет гнезда у него, только крылья. (П. Элюар)

Ожидание счастья - тоже счастье. (О. Голдсмит)

Покуда сам жив, счастье не умерло. (А. А. Бестужев-Марлинский)

Понятие «счастье» и понятие «смысл жизни» нельзя отделить друг от друга, как следствие от причины, и наоборот. (Ю. Бондарев)

Счастье - в предчувствии счастья. (А. В. Вампилов)

«Счастье в усилии», говорит молодость. «Счастье в покое», говорит смерть. (В. В. Розанов)

Счастье - выдумка, искание его - причина всех бедствий в жизни. (Г. Флобер)

Счастье как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. (И. С. Тургенев)

Счастье никогда нельзя испытать в одиночку. (А. Арбузов)

Счастье - что подвижны ум и тело,

что спешит удача за невзгодой,

счастье - осознание предела,

данное нам веком и природой. (И. Туберман)

Счастье - это чудо, а несчастье в порядке вещей. (Чжан Сянълян)

Счастья никакими ухищрениями не добьешься. Учись находить в жизни радость - вот лучший способ привлечь счастье. (Хун Цзы-чен)

Тот счастлив, кто прошел среди мучений, Среди тревог и страсти жизни шумной, Подобно розе, что цветет бездумно, И легче по водам бегущей тени. (А А. Ахматова)

Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Ф. де Ларошфуко)

Человек создан для счастья, как птица для полета. (В. Г. Короленко)

Человек таков, каково его представление о счастье. (В. А. Сухомлинский)

Что такое счастье, милый друг? Что такое счастье близких двух? (Н. Асеев)

  1. (46 слов) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
  2. (43 слова) Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
  3. (43 слова) Вспоминая концовку поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
  4. (44 слова) Золушка из одноименной сказки Шарля Перро терпела насмешки и оставалась в стороне, пока ее сестры купались в роскоши. Но героине посчастливилось встретиться с Крестной Феей, организовавшей ей судьбоносную встречу на балу. Бедная девушка и принц женятся, и влюбленные остаются счастливыми до конца жизни.
  5. (52 слова) Счастье подразумевает любимое существо рядом, и не всегда это человек. В рассказе Тургенева «Муму» немой Герасим становится счастливым только тогда, когда с ним находится верная собачка по кличке Муму. Молчаливый герой вынужден избавиться от животного по приказу барыни, и расставание с животным делает его несчастным, ведь именно собака приносила радость Герасиму.
  6. (54 слова) Иногда для счастья не хватает одного элемента, как персонажам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Гудвин исполняет заветные желания пугало Страшилы, даруя ему мозги, Железного Дровосека, получившего сердце, и Трусливого Льва, желавшего смелости. В конце сказки выясняется, что единственное, чего не хватало героям – веры в себя, но, получив, чего они хотели, они стали счастливыми.
  7. (56 слов) Счастье у каждого свое. Если вспомнить сказку Джеймса Барри «Питер Пэн», то мы увидим, что главный герой наслаждается детством. Мальчик, который не хочет взрослеть, живет на острове Нэвэрлэнд, который посещают другие персонажи – девочка Венди Дарлинг и ее братья. Герои возвращаются домой, а Питер Пэн предпочитает вечное детство, потому что именно так он чувствует себя счастливым.
  8. (50 слов) С самого детства мы верим, что счастливый финал ждет честных, умных и порядочных персонажей. Так и происходит в комедии Фонвизина «Недоросль». Свое счастье находит благоразумная, добродетельная Софья, когда офицер Милон спасает ее от Простаковой. Влюбленные обретают друг друга, а отрицательные герои только могут встать на путь к долгожданному счастью.
  9. (55 слов) Счастья хочется и неоднозначным, пугающим одним обликом героям, таким, как монстр Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Чудовище ученого несчастно по причине своего одиночества, поэтому он просит Виктора создать ему невесту. Но ученый понимает, какими последствиями это грозит миру, и отказывается. Оставшись без единой попытки обрести счастье в мире, монстр и становится жестоким убийцей.
  10. (53 слова) Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца. Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.

Примеры из жизни

  1. (42 слова) Я чувствую себя счастливой в окружении родных людей. Ощущая, что они поддерживают меня, я понимаю, что в мире царит гармония. Человек, который может обратиться за советом к родителям и получить помощь, уже счастлив. Семья – не единственный, но главный элемент большой картины счастья.
  2. (41 слово) Если посмотреть танцевальные шоу, то можно увидеть не только соревнования за первенство и танцы участников, но и эмоции танцоров от участия в проектах. Большинство отмечают, что танец для них – это жизнь, и возможность заниматься любимым делом уже делает человека счастливым.
  3. (54 слова) Одна девушка рассказала мне, как она побывала в Индии и встретила там маленького мальчика. Увидев его светящийся взгляд на шоколадку, которую держала в руках моя подруга, она решила поделиться с ним сладостью. Заметив его реакцию, она подарила мальчику всю шоколадку, потому что в тот момент он улыбался, как самый счастливый ребенок на свете.
  4. (41 слово) Знакомый говорил мне, что не может представить свою жизнь без путешествий. Как только наступают каникулы, он стремится купить билеты в разные уголки мира. Поездки дарят ему незабываемые впечатления. Моря и достопримечательности разных стран воодушевляют его, и он чувствует себя счастливым.
  5. (48 слов) Если взрослого человека сложнее сделать счастливым, то ребенок не так уж много хочет от жизни. Отводя детей в парк развлечений, взрослые приводят их в волшебный мир. Американские горки, колесо обозрения, тиры – все это может вызвать у ребенка непередаваемые эмоции. По его лицу будет видно, что он счастлив.
  6. (49 слов) С самого детства мультфильмы учат нас главным вещам и раскрывают секреты непростого мира с помощью любимых персонажей. В продолжении оригинального мультфильма «Король Лев» акцентируется внимание на поиске счастья суриката Тимона. Счастливым он становится, лишь обретая настоящий дом в джунглях и верных друзей — кабана Пумбу и львенка Симбу.
  7. (41 слово) Моя подруга говорила, что счастье – это верные друзья. Когда мы поздравляли ее в день рождения и устраивали неожиданный сюрприз, лицо именинницы сияло настоящим счастьем. Подруга радовалась тому, что нужные люди всегда с ней. А мы были счастливы сделать ей приятное.
  8. (57 слов) Мой сосед по парте рассказывал мне, что обожает ездить на дачу. Там у него много друзей, знакомых, и вообще, деревня ассоциируется со свежим воздухом, которым не подышишь в шумном городе. Звуки природы позволяют ему оставаться со своими мыслями наедине, и так он находит душевное равновесие. Приезжая к себе на дачу, он будто перезаряжается и становится счастливым.
  9. (53 слова) Наша учительница рассказывала нам, как в студенческие годы увлеклась интересными рассказами, романами и повестями. Чтение отвлекало ее от внешних проблем, ей казалось, что книги погружают ее в особенный мир, каждая страница которого радужно приветствует юную читательницу. Для нее хобби стало счастьем, поэтому она решила пойти на педагогический факультет, чтобы открывать счастье другим.
  10. (48 слов) Счастье – совокупность отдельных категорий, состоящих из жизненных ценностей, воспоминаний и приятных моментов. Но оно у каждого свое. Передать на словах мои эмоции, когда на день рождения мне подарили электрогитару, наверное, невозможно. Это была моя мечта, которую исполнили мои родители. Настраивая новый музыкальный инструмент, я чувствовала себя самой счастливой.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема счастья (его понимания), смысла жизни»

Текст из ЕГЭ

(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:

(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть…

(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!

(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…

(14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!

(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.

(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал…

(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал…» … (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!

(По А. Алексину)

Вступление

Счастье – относительное понятие, ставшее главной целью существования человечества. Насколько бы различны между собой ни были люди, к счастью стремится каждый: и бедняк, и богач, и простой рабочий, и высокообразованный профессор. Старые и молодые, больные и здоровые, умные и глупые… И счастье для каждого свое.

Проблема текста

Что же такое абсолютное счастье? Каково оно? Является ли счастье смыслом человеческой жизни? Об этом размышляет А. Алексин в своем тексте.

Комментарий

Автор говорит о том, что писатели и поэты через свои произведения делятся с читателем мыслями и сомнениями, душевными переживаниями. Люди часто интересуются у творческих личностей, что же такое счастье, видимо, надеясь на их жизненный опыт и умение видеть внутренний мир.

Алексин уверен, что абсолютно счастливым быть невозможно, что никогда не может быть все хорошо. Даже если предположить, что абсолютное безграничное счастье наступило, то как можно чувствовать себя беспечно при условии страдания и мучений окружающих?

Классики русской и мировой литературы имели свое представление о счастье – для большинства это покой и свобода. Хотя немногим, точнее сказать, никому из них не пришлось испытать счастья в реальной жизни. Пушкин, Лермонтов, Блок – все они страдали, и из их страданий рождались великолепные стихи, наполненные глубочайшим смыслом.

Авторская позиция

По мнению А. Алексина, основной целью для художника, творческого человека становится не только обретение счастья, но и помощь читателям в наилучшем осмыслении своего места в жизни. В этом и состоит смысл нелегкой жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников.

Своя позиция

Я думаю, что нести свет и лучшее понимание жизни удел не только творческих личностей, но и каждого из нас. Осознание положительного результата своих действий, стараний, трудов и есть счастье. Возможно, в этом и заключается смысл нашей недолгой жизни – дать рождение другому человеку и помочь людям ощутить ценность своего существования. Другими словами, истинное счастье – в самореализации, в борьбе за благополучие окружающего мира.

Аргумент №1

О счастье написано множество произведений. Одним из самых известных стала поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы, семеро мужиков из окрестных деревень, отправляются на поиски счастливого человека в России.

На пути им встречаются различные герои: поп, помещик, зажиточные русские мужики, живущие по чести и справедливости. Ни один из них не нашел счастья в жизни, у каждого свои трудности.

Нет счастья и у русских крестьянских женщин. Матрена Тимофеевна считается народом удачливой, хотя она работает за семерых, а в юности потеряла сына-первенца.

К сожалению, Некрасов не закончил произведение. Из его черновых записей становится понятно, что главным «счастливцем» поэмы становится именно Гриша Добросклонов – человек, живущий во благо своего народа.

Аргумент №2

Другое понимание счастья представляет Л.Н. Толстой в эпилоге к роману «Война и мир». Всю жизнь Андрей Болконский и Пьер Безухов находились в поиске ответов на вечные вопросы: ради чего мы живем? как нужно жить? есть ли счастье? в чем оно состоит?

Нравственные искания одного закончились смертью – князь Андрей погиб во время войны 1812 года. А другой обрел простое человеческое счастье – Пьер женился на Наташе Ростовой, они родили троих детей, образовали крепкую семью, ради которой строили дальнейшую жизнь, не боясь проблем и трудностей.

Наташа Ростова, в юности ветренная девушка, оказалась верной женой и замечательной матерью, положила свои личные амбиции на алтарь потребностей жизни мужа.

Семья – вот истинное наслаждение человека, его смысл жизни, его счастье.

Заключение

Каждый счастлив по-своему, у каждого свои представления о счастье. Оно достигается нелегко, ради счастья нужно жертвовать многим, тогда жизнь человека станет наполненной смысла.