Занятия хореографией для детей 5 6 лет. Занятия балетом для детей. Ход занятия по хореографии для детей старшей группы

Цель:

1. Совершенствовать технику исполнения танцевальных движений у детей старшей группы: подскоков, прыжков, пружинки с поворотами корпуса.

2. Совершенствовать исполнительское мастерство: выразительность, грациозность, пластичность.

3. Развивать ориентировку в пространстве, координацию, точность, ловкость движений, двигательную память, внимание.

4. Содействовать дальнейшему развитию интереса детей к танцевальному искусству, коммуникативных способностей.

Ход занятия по хореографии для детей старшей группы:

1. Разминка (вход)

  • Звучит песенка «Отважный капитан». Дети выполняют образные и имитационные танцевальные движения по тексту песни:
  • Марш по кругу.
  • Подскоки по кругу.
  • Шаг с притопом в круг.
  • Прыжки в кругу.
  • Шаг с притопом из круга.
  • Имитационные движения «бинокль», «подзорная труба».
  • Галоп.

Ой, какие вы сильные, умелые, отважные капитаны. В море вы справлялись с трудностями, а на земле справитесь?

Давайте построим кружочек как спасательный круг.

(Дети выстраивают круг, соединяясь плечами друг с другом, и с подговоркой расширяют круг движением «топотушки» с подниманием и опусканием рук).

Маленький кружочек,

Словно колобочек,

Он растет, растет, растет

И вырастает.

Молодцы! Побывали вы в разных странах, бороздили моря-океаны, а чудо-минутки не встречали? (Нет.) Ну, что ж, давайте познакомимся (руководитель достает из коробочки оранжевый шарфик). Какого цвета чудо-минутка у нас, ребята? (Ответы детей.) Ребята, это теплый, радостный цвет, он яркий как что? (Солнышко.) А какие предметы живой и неживой природы такого цвета вы знаете? (Дети называют.) А сейчас каждый из вас задумает животное оранжевого цвета.

Дети играют в игру «Два домика» (выполняют имитационные упражнения со словами).

Дома два и две трубы,

выставляют два кулачка, затем два больших пальца

У крыльца два деревца.

руки выставляют разведенной полочкой перед грудью поднимают предплечья вверх, вращая пальчиками

А по глади озерца,

разводят руки перед грудью круговыми движениями

Посередочке,

складывают показывая середину ладошки, вытягивая руки вперед,

Ктo-тo в лодочке плывет,

кто-то в лодочке…

выполняют вращательные движения сложенными ладошками

Руководитель подходит к любому ребенку, который называет задуманное животное. (Белочка.) Под музыку дети выполняют имитационные движения.

Молодцы! А хотите, я познакомлю вас с оранжевой песенкой и даже с оранжевыми движениями. Тогда будьте внимательны и повторяйте за мной.

Я буду сегодня в роли художника, а вы – мои любимые краски. (По показу руководителя дети повторяют движения припева песенки).

Звучит песня «Оранжевая песенка».

Вот уже подряд два дня

Я сижу, рисую.

Много красок у меня –

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет.

(руководитель выполняет имитационные движения по тексту):

Оранжевое небо,

выполняют подскоки, поднимая руки вверх

Оранжевое море,

пружиня ноги, опускают руки вдоль корпуса

Оранжевая зелень,

наклон вперед, разводя руки в стороны

Оранжевый верблюд.

руки на поясе, попеременное поднимание плеч, имитация ходьбы не отрывая стоп от пола

Оранжевые мамы

прыжки вверх с прямым корпусом в шестой позиции

Оранжевым ребятам

прыжки - ноги в стороны

Оранжевые песенки

Оранжево поют.

пружинка с поворотами корпуса

Как хорошо мы поиграли!

А сейчас по команде: Раз, два, три - место ты свое найди! (Дети выстраиваются в шахматном порядке на ковре).

2. Классический экзерсис.

1. Поклон мальчиков

Ноги в шестой позиции, руки опущены вдоль корпуса, спина прямая, подбородок слегка приподнят.

На счёт «раз» - шаг правой ногой в правую сторону, на счёт «два» - приставить левую ногу к правой, на счёт «три» - небольшой наклон головы вниз, «четыре» - голова «возвращается» в исходное положение. Поклон выполняется точно в правую и левую стороны.

2. Поклон девочек.

Девочки придерживают края юбочки, локти слегка округлены, руки просто слегка отведены в стороны, ноги в первой позиции.

На счёт «раз» - шаг правой ногой в правую сторону, на счёт «два» - левую ногу приставить к правой ноге в первую позицию, на счёт «три» - маленькое приседание, на счёт «четыре» - выпрямить колени, спина прямая, подбородок слегка приподнят. Движения выполняются в левую сторону с левой ноги.

3. Releve - выполняется в шестой позиции.

  1. На счёт «раз» приподняться на пальцах ног, на счёт «два» опуститься на стопы ног.
  2. На счёт «раз» - приподнять правую ногу на носок, на счёт «два» - опуская правую ногу на стопу, приподнять левую ногу на носок.
  3. На счёт «раз» из положения на носках опускаться на стопы ног с акцентом в пол.

4. Demi plie - мягкое полуприседание по первой условной позиции и глубокое низкое приседание Гран плие, колени как можно шире разводятся в стороны, корпус прямой.

5. Part de Bras - выполняется под музыкальное сопровождение в первой, второй, третьей позициям рук - имитация движений «распускание цветов», «качание веточек ветерком».

  • Подготовительное положение рук: руки закруглены в локтях и запястьях, опущены вниз и образуют эллипс, не прижимаются к корпусу. Ладони не соприкасаются между собой, большой палец рук слегка спрятан в ладошку;
  • первая позиция: руки, закруглённые в локтях и запястьях, находятся на уровне диафрагмы (как бы обнимают надутый шарик). Ладони обращены к корпусу, локти не провисают;
  • вторая позиция: руки разведены в стороны (несколько ниже уровня плеч) и находятся немного впереди корпуса. Локти обращены назад, не «провисают» вниз. Ладони повёрнуты вперёд. Большой палец спрятан в ладошку;
  • третья позиция: руки, закруглённые в локтях и запястьях, подняты вверх таким образом, чтобы можно было видеть повёрнутые вниз ладони, не поднимая головы. Пальцы ладоней не соприкасаются, кисть является продолжением руки.

Подговорка « Две малышки ».

Жили две малышки,

дети выполняют маленькую пружинку,

Ножки коротышки.

прихлопывая себя по коленкам

Правая - сердитая,

два удара правой ногой

Левая - капризная.

два легких удара

Топают, с утра стучат,

маршируют на месте

Громко спорят и кричат.

Ох, устали ножки,

наклон корпуса вперед, ноги во второй позиции

Отдохнем немножко.

глубокое приседанием с разведение колен в стороны

Хорошо сидим, далеко глядим.

Сели посидели, песенку попели.

легко покачиваясь, сохраняют позицию

Раз - два, раз - два, вот и кончилась игра. дети встают прыжком

А сейчас мы с вами поиграем в «Танцевальный оркестр». А поможет дирижировать волшебная палочка.

Дети выполняют танцевальную композицию по очереди (восемь прыжков мальчики, восемь - девочки).

  • Прыжки в шестой позиции (носки ног оттянуты, корпус прямой).
  • Прыжки из шестой позиции (ноги вместе) во вторую позицию (ноги слегка расставлены).
  • Чередование прыжков с выполнением танцевальных движений.

3. Корригирующая гимнастика

(Упражнения выполняются на ковре в положении сидя, лежа на животе, лежа на спине).

Ребята, а сейчас мы с вами окажемся на море и узнаем, какие морские обитатели живут в нем. Предлагаю отправиться в путешествие на корабле.

« Кораблик »

И.П. - лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в стороны.

1-2 - положить колени справа от себя;

Повторить в левую сторону.

« Звёздочка »

И.П. - сидя, ноги разведены в стороны, колени вытянуты, спина прямая, руки разведены в стороны.

Наклоны корпуса вместе с рукой к ноге в правую сторону, а затем в левую.

« Медуза »

И.П. - лёжа на животе, руки и ноги разведены в стороны.

1-2 - приподняться на животе вверх, потянуться;

3-4 - принять И.П.

Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием и оказались у берегов старой Англии.

Присядьте на стульчики. Давайте мы сейчас с вами вспомним танец галантных рыцарей и прекрасных принцесс. Рыцари, приглашайте своих принцесс на старинный танец «Менуэт».

(Дети исполняют классический старинный танец «Менуэт»).

Пришла пора и для сказочных танцев.

Дети исполняют «Попурри на темы мультфильмов» (Танец Антошек, Танец Кузнечика и мушек, Танец Красной Шапочки, Танец Чебурашки, Танец Веселых путешественников).

Молодцы, ребята. Все прекрасно старались и движения отлично получались. Вы очень хорошо раскрыли образы своих героев, очень меня порадовали.

А сейчас пора прощаться (Дети выполняют общий поклон).

Ребята, что вам понравилось на занятии? Какое движение вам доставило удовольствие?

Многие родители часто не могут определиться с выбором секции для ребенка. Не знают отдавать ли своего малыша на кружки для развития физической культуры или творческих способностей. В нашей статье мы поговорим о балете, о его пользе и вреде для детей.

Прекрасным способом совместить эстетическое и физическое воспитание ребенка - это отдать его на балет для детей. Чаще всего получается так, что на балет чаще отдают девочек, чем мальчиков, потому что это более нежный и прекрасный вид спорта. Наверное, каждая девочка хоть раз представляла себя в белоснежной пачке, танцующей на пуантах или изображающей умирающего лебедя. Но есть родители, которые не против, чтобы их сыновья были пластичными, гибкими и умели хорошо танцевать. Говоря о балете сразу представляется образ стройного и подтянутого силуэта, прекрасной гибкости и растяжки и умение плавно на цыпочках танцевать.

Балет - это франзузское слово, которое означает “танцую” от слова “ballo”. Это вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Давайте разберемся чем полезны занятия балетом для детей:

  • занятия балетом формируют у детей чувства к прекрасному. Ребенок достигает физического и духовного совершенства;
  • вырабатывается правильная осанка, появляется красивая, статная и одновременно легкая походка, вырабатывается умение красиво двигаться;
  • решаются проблемы с искривлением позвоночника, укрепляются все мышцы, суставы, сухожилия и весь костный скелет ребенка;
  • улучшается координация, выносливость, гибкость и все двигательные навыки, идет хорошая физическая подготовка;
  • быстрее и лучше формируется опорнодвигательная система, укрепляются мышцы всех частей тела. Ребенок никогда не будет страдать лишним весом, если будет заниматься балетом;
  • формируется музыкальность и ритмичность под влиянием классической музыки.

Но если вы решили отдать своего ребенка на балет, наберитесь терпения и будьте готовы к тому, что ребенок будет очень сильно уставать и часто жаловаться. Ведь балет - это очень большой труд, это постоянное физическое напряжение. Балет требует соблюдения определенной диеты даже у детей. Но огромным плюсом от уроков балета для детей является повышение трудоспособности, упорства и морально-психологической выносливости. Также дети вырастают уверенными в себе, зная, что они умеют добиваться поставленных целей. Они привыкают работать над собой для достижения идеальных результатов.

Существуют школы любительского балета. Если вы не хотите, чтобы балет был смыслом жизни ребенка и приносил ему в будущем доход, то отдайте малыша туда, где он также будет развиваться и совершенствоваться физически и морально.

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался балетом на профессионалоьном уровне, то найдите для него хорошую балетную школу. Но приготовьтесь к тому, что в ней будет жесткий отбор. Детей выбирают по физическим данным и учитывают очень многое. Педагоги смотрят на тип телосложения и структуру тела, пропорции и длину рук и ног. Также очень важным является наличие природной гибкости и плавности в движениях ребенка. Когда ребенок прошел отбор, то необходимо тщательно наблюдать за его здоровьем. Профессиональный балет заключает в себе очень большие физические нагрузки, которые под силу только полностью здоровому ребенку.

Одновременно со всем этим стоит отметить, что после долгих профессиональных занятий балетом у ребенка могу начаться проблемы со здоровьем. Строгая диета для ребенка может привести к тому, что у ребенка будет недостаточно микроэлементов и витаминов в организме. Могут начаться проблемы с костями и суставами ног и стоп.

Стараейтесь восполнять недостаток витаминов и микроэлементов, в особенности кальция в организме ребенка. Кальций - это основа крепких и здоровых костей.

Перед тем как отдавать ребенка в балетную школу, сначала стоит ребенка отдать на хореографию или гимнастику, где его проверят и оценят все физические возможности. Если вы хотите увидеть своего ребенка танцующего на сцене известных драматических театров и желаете, чтобы он связал с балетом всю свою жизнь, помните, что балет - это огромные физические нагрузки и часто перегрузки. За этим нежным и красивым видом искусства стоит большой труд, которые исключает лень и поблажки. Если ребенок сам не хочет и не готов заниматься этим, но не принуждайте и не заставляйте его.

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 144

Калининского района Санкт-Петербурга

физико-математического профиля

методическим советом лицея

Протокол № ____

От «___» __________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ лицей № 144

В.В. Князева

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Основы хореографии»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Криловецкая Ирина Георговна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016

    Пояснительная записка 3

    Цель программы 5

    Учебно-тематический план 8

    Методическое обеспечение 12

    Список литературы 15

    Приложения 16

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы хореографии» для детей 6-7 лет направлена на обучение основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, воспитание эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития ребенка. Является дополнительной к образовательной программе дополнительного образования «Хореографическая студия «Стрекоза».

Танец – эффективное развивающее средство, способствующее телесно-духовному совершенствованию ребенка. Это один из факторов развития гармоничной и духовно богатой личности. Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму. Он обладает большой силой и интенсивностью эмоционального воздействия, приобщая ребенка к символическому языку жестов и танцевальных движений. Подход к пониманию природы танца осуществляется по принципу «от простого к сложному». Поэтапное развитие моторики ребенка, сенсорных и мышечных рефлексов, чувства ритма, умения подчинять движение тела музыкальной теме танца способствует общему развитию психических функций детского организма, свойств и качеств растущей и развивающейся личности.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «с помощью собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, гармонию и красоту мироздания. Занятия хореографией разносторонне развивают личность ребенка и впоследствии помогают ему в другой деятельности, способствуют раскрытию физического и духовного начала, создают тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.

Танец характеризует образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по Л.С. Выготскому является ведущей деятельностью дошкольника. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творческих способностей и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

Учитывая, что в современном обществе на дошкольников уже ложиться большая нагрузка (различные обучающие занятия, подготовка к школе), музыкально-ритмические занятия выполняют релаксационную функцию, помогают в эмоциональной разрядке, способствуют снятию умственных перегрузок и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, телодвижениями.

Актуальность данной программы заключается в использовании наряду с традиционными методиками обучения хореографии методов совершенствования опорно-двигательного аппарата, коррекции осанки, технологий дыхательной гимнастики. Актуальность программы подтверждается статистическими данными медицинских исследований, констатирующих факт роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением осанки, опорно-двигательного аппарата, заболеваний дыхательных путей. В процессе систематических занятий танцами у детей вырабатываются координация, формируется грациозная фигура, правильная осанка. В процессе обучения развивается физическая сила, выносливость, ловкость и сила.

Вспомогательные корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика выполняются из разных положений: на спине и животе, сидя, стоя, на коленях, стоя в полный рост. Упражнения, которые выполняются лежа на полу, разгружают позвоночник, приучают детей сосредотачивать внимание на суставно-мышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами своего тела. Дети осваивают также правила полного расслабления тела. В результате выполнения упражнений увеличивается гибкость суставов, эластичность мышц и связок, что позволяет ребенку уверенней чувствовать себя в выполнении танцевальных движений. Дети развиваются физически, совершенствуются двигательные навыки, развивается способность самовыражения посредством танца. Все занятия строятся по принципу общедоступности, без ущерба для качества образовательного процесса. Волнообразное построение занятий позволяет рационально чередовать трудные упражнения с легко выполняемыми, что позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным в данном виде деятельности, естественным образом поддерживать мотивацию трудной, но достижимой цели. Все выполняемые упражнения отбираются по принципу природосообразности. Соответствуют как строению тела, так и природным функциям опорно-двигательной и мышечной систем организма ребенка старшего дошкольного возраста. Сочетание элементов классического танца с системой вспомогательных упражнений, применяемых целенаправленно и индивидуально, особенно важно в начальный период обучения, когда организм еще пластичен, податлив к тренировкам. Это позволяет в ряде случаев проводить занятия с детьми с некоторыми физическими ограничениями и успешно корректировать неблагоприятные тенденции развития. Занятия расширяют двигательные возможности ребенка, а его сфера личности обогащается положительными эмоциональными переживаниями радости достижения ранее недоступной сферы деятельности, общения с другими детьми, успешных выступлений на показательных мероприятиях.

Педагогическая целесообразность программы. Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на синтез различных видов деятельности (танцевальной, музыкальной, литературной, игровой, сценической), а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе.

Особенностью данной программы является адаптация и совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей к дальнейшему обучению в хореографической студии «Стрекоза».

Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение обучающихся к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

Образовательные

    Формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков.

    Знакомство детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

    Знакомство с правилами поведения на сцене.

    Изучение простейших хореографических терминов.

Развивающие

    Развитие творческих способностей детей на основе личностно-ориентированного подхода.

    Развитие воображения и фантазии детей в различных видах деятельности.

    Развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма).

    Развитие хореографических способностей.

    Развитие психических процессов (внимание, память, мышление).

Воспитательные

    Формирование готовности к межкультурному взаимодействию, интереса к культуре русского народа и других народов Земли.

    Организация взаимоотношений со сверстниками.

    Формирование ответственного и бережного отношения к своему организму.

    Формирование привычки к здоровому образу жизни.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 6-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 академический час (30 мин.).

Общее количество часов – 72 часа.

Нормы наполнения групп – 15 детей.

Принимаются дети, имеющие допуск врача по физическому здоровью.

Форма организации образовательного процесса:

    практическое занятие;

    комбинированное занятие;

    игра, праздник, конкурс, фестиваль;

    репетиция;

    концерт, открытый урок.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

    фронтальная;

  • групповая;

    индивидуально–групповая;

    ансамблевая.

Занятия должны проводиться в помещении, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал для занятий должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие:

    раздевалки;

    аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: коврики для занятий партером, скакалки в необходимом для занятий количестве, магнитофон, музыкальные записи. Используемый музыкальный материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.

    Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей.

    Заключительная часть занятия длится от 5 до 10% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, эмоциональная релаксация. В конце занятия подводится итог.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу учебного года обучающиеся

должны знать:

    Назначение спортивного зала и правила поведения в нём.

    Основные танцевальные позиции рук и ног.

    Понятия: круг, шеренга, колонна.

    терминологию, используемую на уроке;

должны уметь:

    Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения.

    Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

    Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки.

    Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.

    Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры; o

Оценка результативности освоения программы обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Основными методами диагностики по программе являются:

    метод педагогического наблюдения;

    открытые занятия;

    концертные выступления.

В основе текущего и промежуточного контроля лежит десятибалльная система оценки успеваемости.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится диагностика исходного уровня владения навыками.

Итоговая диагностика при сопоставлении с исходными и промежуточными данными позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами (приложение 1).

В конце учебного года педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей.

Обучающиеся, освоившие в полном объёме программу, переводятся на отделение хореографической студии «Стрекоза».

В работе использую современные диагностики музыкально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: «Диагностика уровня специальных хореографических данных» (приложение 2), «Диагностика уровня музыкально-ритмических способностей» (приложение 3), «Диагностика уровня сценической культуры» (приложение 4). «Тесты для определения специальных хореографических данных» по С.Л. Слуцкой (приложение 5) «Обследование уровня развития физических качеств» по Н.В. Полтавцева и Н.А. Гордовой (приложение 6).

Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет .

Постепенно социализируется, адаптируется к социальной среде. Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Практика

Всего часов

Мониторинг

Вводное занятие

Входная диагностика

Основные движения

Наблюдение, опрос, промежуточная диагностика.

Оценка качества исполнения, составление индивидуальных рекомендаций.

Азбука музыкального движения

Танцевально-образные движения

Партерная гимнастика

Танцуем, играя

Постановочно-репетиционная работа

Открытые занятия.

Концерты.

Открытые мероприятия для родителей, концерты

Наблюдение.

Итоговое занятие

Итоговая диагностика

  1. Вводное занятие.

Знакомство с учениками. Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Знакомство детей с учебным помещением, его оборудованием. Техника безопасности на занятиях. Входная диагностика. Просмотр фото, видеоматериалов коллектива.

    Основные движения

Используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений.

Изучение движений разминки, из которых составляются различные разминочные комплексы. Каждый комплекс может выполняться от 2 до 6 месяцев.

    Поклон-приветствие.

    Понятие осанка. Постановка корпуса.

    Позиции ног – I естественная, II , III , VI.

    Позиции рук - на талии, внизу, вверху, подг., I, II, III.

    Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.

    Положения головы. Прямо, наклоны вверх-вниз; вправо и влево, повороты вправо и влево. «Кукушечка».

    Поднимание на полупальцы по VI позиции.

    «Пружинка» - легкое приседание. По 1, по 2, по 4, по 8. Чередование с подъемом на полупальцы.

    «Мячик» - прыжки по VI позиции. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.

    Упражнения для рук и кистей. «Дельфинчик», «Ветер в ладоши» и др.

    Упражнение для плеч. Поднимание-опускание плеч (совместное и поочередное), круговые движения. Изоляция от корпуса.

    Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.

    Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.

    Наклоны корпуса вперед с прямой спиной и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться наклоны могут как по VI позиции, так и по II невыворотной позиции.

    Притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.

    Тройные притопы с остановкой.

    Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по четыре, по два шага в каждую точку.

    Азбука музыкального движения

Изучаются рисунки танца. Движения исполняются в соответствии с музыкой. При смене характера музыки, меняется направление рисунка, вид движения. Дети приучаются следовать за характером музыки, ее темпом и ритмическим рисунком.

    Ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятка, высокий шаг в разном темпе и ритме.

    Бег – легкий, широкий (стелящийся), острый.

    Прыжковые движения на месте, с продвижением вперед.

    Подскоки

    Галоп боковой, вперед по 3 позиции.

    «Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в классе. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в классе, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

    Танцевально-образные движения

Представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.

    Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.

    Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.

    Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.

    Во время работы над образом прорабатываются:

    Движения (гармония движений рук, ног, головы и корпуса, выражающей образ, действие, чувства).

    Позы (устойчивое выразительное положение).

    Ракурсы (положение исполнителя в позе на определённое количество градусов – относительно точки восприятия зрителя (эпольман, анфас, профиль)).

    Жесты (устойчивое положение или движение, несущее на себе конкретную образную нагрузку).

    Мимика (отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения).

    Партерная гимнастика

Упражнения:

    упражнение на подвижность голеностопного сустава

    вытягивание и сокращение стопы;

    круговые движения стопой;

    упражнение на развитие шага

    «Боковая растяжка»

    «Растяжка с наклоном вперед»

    «Часы»

    упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава:

    «Неваляшка»

    «Passe" с разворотом колена»

    упражнение на развитие гибкости

    «лодочка»;

    «складочка»;

    «колечко»;

    упражнение на укрепление позвоночника

    «День - ночь»

    «Змейка»

    «Рыбка»

    «Самолетик»

    упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса

    «ступеньки»;

    «ножницы»;

    упражнение на развитие выворотности ног

    «Звездочка»

    «Лягушка»

    Танцуем, играя

    Упражнения, игры и метр

    Сильные доли и такт:

Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).

    Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер:

Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки. «Большая прогулка»

    Упражнения, игры и фразировка. «Воспроизведи стих», «Повтори», «Метро».

    Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4)

    Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4)

    Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4)

    Упражнения, игры и темп. «Если весело живётся, делай так», «Поймай ритм»

    Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы

    Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки

    Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением

    Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе

    Упражнения, игры и динамика. «Игровой модный рок», «Встаньте в круг по...», «Запрещённое движение», «Музыкальные обручи», «Печатная машинка».

    Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением

    Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением

    Соотношение характеров музыки и движения

    Постановочно-репетиционная работа

При постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчества, детской фантазии. В процессе занятий нужно дать возможность для самостоятельной работы учеников, научить детей мыслить самостоятельно, приобщить детей к сотрудничеству. Постановке танца предшествует работа над образом (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу ребят, помогает им понять характер танцевальных образов

    Открытые мероприятия для родителей, концерты

Открытые занятия проводятся 3 раза в год – октябрь, декабрь и май. По мере подготовки детей, они участвуют в концертах студии (декабрь, апрель) и в школьных праздничных концертах. Каждое мероприятие заканчивается небольшим мероприятием с родителями (игры, конкурсы).

    Итоговое занятие

Проводится в игровой форме совместно с родителями. Демонстрация фильма о детях, состоящего из фото, видеоматериалов. Предоставление результатов диагностики родителям.

Работа с родителями

сентябрь

Выявление уровняосведомленности родителей о хореографической студии «Стрекоза», выявление уровня притязаний в отношении ребенок-танцор

Родительское собрание по итогам полугодия

Организация совместных усилий по достойному образованию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

Итоговое родительское собрание

Познакомить с итогами года, перспективным планом на следующий учебный год.

Открытые занятия, концерты

В течение года

Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.

Участие родителей в новогоднем капустнике

Сплочение коллектива

Анкетирование родителей

Выявление уровня удовлетворенности образовательным процессом

Распространение информационных материалов

В течение года

    Успехи детей

    Предстоящие мероприятия

Консультации

В течение года

По запросу родителей

Участие в совместных праздниках, выступлениях и

конкурсах

В течение года

Сплочение коллектива

Совместное посещение с родителями театров, выставок

В течение года

Развитие познавательных интересов детей. Сплочение коллектива

Привлечение родителей к изготовлению костюмов к

праздникам и конкурсам

В течение года

Способствовать укреплению сотрудничества между семьёй и хореографическим коллективом

Конкурс «Моя танцующая семья»

Сплочение семьи, повышение роли семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании детей

В программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и концертная деятельность, позволяющая учебно-воспитательному процессу быть более привлекательным, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей.

Основные методы работы с обучающимися:

Словесный (устное изложение материала)

Иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)

Репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)

Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми языком.

Основные формы работы с обучающимися по количественному составу:

По подгруппам;

Групповая;

Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.

    Электропианино

    Музыкальный центр

    Компьютер

    Мультимедийное оборудование аудио материалы с фонограммами

    DVD материалы с записями выступлений коллектива

    DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов

Учебно-наглядные пособия

  • Дидактические игры

    Детские музыкальные инструменты

    Презентации

  • Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением животных, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений

    Подборка упражнений и этюдов

    Видеофильмы

    Комплекс игр и заданий по разделам тем.

    Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни творческого коллектив

Литература:

    Барабаш А.Н. Хореография для самых маленьких –СПб.: Белый ветер, 2002. - 108 с.

Список литературы

    Барабаш А.Н. Хореография для самых маленьких – СПб.: Белый ветер, 2002. - 108 с.

    Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996. – 256 с.

    Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

    Васильева Т. И. Балетная осанка. Метод. Пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993. – 48с.

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

    Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005. – 64 с.

    Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.

    Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

    Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике –3-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1972. - 53 с.

    Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993. – 32с

    Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

    Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов /. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

    Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие –M.: Владос, 2001. – 256 с.

    Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. – 272 с.

    Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 352 с.

    Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес- Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007 – 384с.

    Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. – 40 с.

Приложение 1

Диагностика результативности

Высокий уровень

8-10 баллов

Средний уровень

5-8 баллов

Низкий уровень

1-5 баллов

Балетные данные

Нормальная осанка

Небольшие проявления искривления во фронтальной области (плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично, неравенство треугольников талии) - проявления сколиоза.

Сутулость (чрезмерное отставание лопаток, выпячивание живота) патологического грудного кифоза; прогиб в пояснице (чрезмерное выпячивание ягодиц) - проявления патологического поясничного лордоза

Выворотность

способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение

Присутствует слабость связочно-мышечного аппарата при достаточной выворотности. Активная выворотность меньше чем пассивная. Х-образные ноги.

Носки стоп повернуты внутрь («косолапие»)

Танцевальный шаг

Амплитуда шага выше 90° при нормальной выворотности. Нога двигается свободно и легко

Амплитуда шага 90° при нормальной выворотности.

Амплитуда шага

ниже 90° .

Подъем стопы

Правильное строение стопы. Хорошая эластичность ее связок. По форме стопа имеет высокий подъем.

Продольный и поперечный свод стопы в пределах нормы. Подъем средний.

Уплощение продольного и поперечного сводов (плоскостопие).

Подъем маленький.

Гибкость

Корпус свободно наклоняется вперед, в сторону, назад.

Корпус достаточно наклоняется вперед и в строну. Ограничен наклон назад.

Ребенку сложно наклоняться в любую сторону.

Ахиллово сухожилие эластично, достаточны сила толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка пальцы ног оттянуты вниз.

Высота прыжка средняя, недостаточная выворотность во время прыжка.

Ребенку сложно выполнить прыжок.

Чувство ритма

Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок хлопков без ошибок.

Точно воспроизводит метрическую пульсацию

музыкального произведения.

При повторении комбинации хлопков допускает 2-3 ошибки на протяжении выполнения задания, кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с

заданием.

Не верно воспроизводит ритмический рисунок, выполняет беспорядочные хлопки.

Координация движений

Ребёнок выполняет все движения без ошибок.

При выполнении задания допускает 1-2 ошибки.

Не справляется с заданием.

Музыкально-ритмическая координация

Ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки.

Производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого.

Смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.

Сценическая культура

Эмоциональная выразительность

Мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции, движения пластичные, музыкальные.

Не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах, движения осмысленны, однако не всегда выразительны.

Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или вялые.

Создание сценического образа

Ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны.

Чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки.

не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

Приложение 2

Карта диагностики уровня специальных хореографических данных

Критерии

Ф. И. ребенка

Балетные данные

осанка

выворотность

танцевальный шаг

подъем стопы

гибкость

прыжок

Приложение 3

Карта диагностики уровня музыкально-ритмических способностей по программе «Основы хореографии»

Критерии

Ф. И. ребенка

Музыкально-ритмические способности

чувство ритма

Координация движений

музыкально-ритмическая координация

нервная

мышечная

двигательная

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

Приложение 4

Карта диагностики уровня сценической культуры по программе «Основы хореографии»

Критерии

Ф. И. ребенка

Сценическая культура

Эмоциональная выразительность

Создание сценического образа

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

Приложение 5

Тесты для определения специальных хореографических данных по Слуцкой С.Л.

1. Определение выворотности ног

  1. определение выворотности ног в коленных и голеностопных суставах (demi-plie);

    определение выворотности ног в тазобедренном суставе (grand- plie);

    «лягушка» - определение выворотности ног в тазобедренном суставе.

2. Определение свода и подъёма стопы.

Осторожными усилиями рук педагог проверяет гибкость стопы. При наличии подъёма стопы податливо изгибается.

3. Высота прыжка

Прыжки выполняются несколько раз подряд. Следует обращать внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка и мягкость приземления.

4. Гибкость тела

Гибкость – это степень прогиба назад и вперёд. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется:

    проверка гибкости тела назад;

    проверка гибкости тела вперёд;

    проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок.

5. Высота шага

Его высота определяется при выворотном положении ног в трёх направлениях: в сторону, вперёд и назад. Необходимо обращать внимание на то, насколько легко поднимается нога:

    определение высоты шага и сторону;

    определение высоты шага назад.

6. Определение пределов допустимой физической нагрузки для детей 5-7 лет, не прибегая к медицинским обследованиям

При допустимом утомлении отмечается:

    Легкое покраснение лица за счет положительных, эмоций возникающих на занятиях.

    Небольшое учащение дыхания без нарушения его равномерности.

    Незначительное учащение пульса (на 10-40% от исходного значения).

    Пульс остается ритмичным, хорошего наполнения.

    Возможна некоторая потливость.

    Нет снижения аппетита, нарушения сна, отклонений в поведении.

Приложение 6

Обследование уровня развития физических качеств

(по методике Полтавцевой Н.В. и Гордовой Н.А.)

Определение силы мышц спины.

Необходимо лечь на край скамейки и удержать как можно дольше на весу верхнюю часть тела. На опоре находится только нижняя часть тела (от пояса и ниже). Взрослый держит ребенка за ноги. В исходном положении ребенок опирается руками об пол, а по сигналу взрослого (один, два, три) он ставит руки на пояс, и начинается отсчет времени.

При этом следует обратить внимание, не держится ли ребенок руками за скамейку. Чтобы возбудить интерес к выполнению задания, можно использовать образ («Самолет взлетел высоко, долго летит, за штурвалом опытный пилот. А может самолет долететь до Москвы? Еще дальше летит самолет…»).

В этом случае ребенок будет действовать на пределе своих возможностей и можно выявить уровень развития силы мышц. Средняя норма для дошкольников 45с. Недостаточная сила мышц спины может привести к вялой осанке и сутулости.

Определение силы и выносливости мышц живота

Осуществляется на основе выполнения предложенных ниже заданий.

    Поднять ноги на 25 см над полом из положения лежа на спине, руки за голову, удерживать ноги в таком положении 15с. Ноги при этом должны быть прямыми, носки оттянуты. Ориентиром для высоты поднятия ног может служить натянутый шнур.

    Поднять туловище из положения лежа на спине, ноги прямые и закреплены, руки за голову (сесть – лечь). Выполнить 8-10 раз.

Определение подвижности позвоночника.

Детям предлагается выполнить наклон. При наклоне вперед ребенок должен кончиками пальцев достать до пола, не сгибая колен. Наклон выполняется из и.п. ноги вместе.

Карта обследования детей

Фамилия, Имя_______________________________

Дата рождения_______________________________

Сила мышц спины

Сила мышц живота

Подвижность позвоночника

Диагностика развития физических качеств, измерение роста в положении сидя и стоя проводятся в сентябре и мае каждого года.

Занятие по хореографии для детей старшего дошкольного возраста

педагог дополнительного образования, МУДО "Дом детского творчества" пгт.Усогорск
Назначение: Материал может заинтересовать музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования по хореографии.
Форма организации обучения: нетрадиционное занятие, игра-путешествие.
Тема занятия: «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть»
Тип занятия: повторение и закрепление ранее изученного материала.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Год обучения: первый
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Оборудование: музыкальный центр.
Цель: развитие двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста средствами танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Закрепление умения согласовывать танцевальные движения с музыкой.
2. Закрепить навыки исполнения танца «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть».
3. Развитие музыкально-ритмических навыков.
4. Развитие воображения, координации движения.
5. Снятие мышечного и психологического напряжения.
6. Воспитание чувств коллективизма, общей культуры поведения и трудолюбия.

Основные методы, применяемые в ходе занятия:
словесный (объяснение, беседа, диалог);
стимулирования и мотивации;
игровой метод;
Структурные элементы занятия
1. Организация начала занятия
Определение готовности к совместной деятельности
Мобилизующее начало
2. Постановка цели и задач занятия
Формулировка цели и задач занятия
3. Повторение и закрепление

Систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала
Акцентирование внимания на опорных моментах материала
Выработка умений и навыков применения знаний
4. Подведение итогов занятия
Оценка качества работы на занятии
Рефлексия

Введение.

Дети всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия начинаются со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п.

Ход занятия

1. Организация начала занятия
Дети входят в танцевальный класс . Поклон
Педагог: Добрый день! У нас сегодня занятие не простое. Я предлагаю всем вместе отправиться в удивительное путешествие в страну «Играндия». Все согласны? А возьмем мы с собой в дорогу улыбку, шутку, здоровый смех и прекрасное настроение. Внимание....., вы слышите летит самолёт? А полетим мы в страну «Играндию» на самолёте. Готовы. Полетели (звук летящего самолёта, дети на импровизированном самолёте летят в страну "Играндия")

2. Постановка цели и задач занятия
Педагог: (играет веселая музыка) Вот мы и прилетели в страну "Играндию". А кто мне скажет, чем мы в этой стране будем заниматься?
Дети: Играть, танцевать, заниматься и др.
Педагог: Правильно, молодцы!

3. Повторение и закрепление
Педагог: И у нас с вами первая остановка - станция "Разминочная" . Кто догадался, что мы будем делать на этой станции???
Дети: Разминку!
Педагог: А для чего нам нужна разминка? (ответы детей)
Педагог: Ну-ка, дружно стройся в ряд! Вызываем всех ребят: из вагонов выходите и разминку покажите.
Дети встают в шахматном порядке на середине зала.
Выполняют упражнения для разминки:
- "тик -так" -наклоны головы назад - вперёд, вправо - влево;
- "мы не знаем" - педагог задает вопросы, на которые дети данного возраста ответить не могут, дети при этом поднимают плечи вверх и опускают вниз, показывая, что они не знают;
- "скелетики" - поднимая локти в стороны на уровне плеч, изображаем скелет, у которого очень подвижные руки;
- "мельница" - большие круговые движение руками, изображаем лопасти мельницы;
- "неваляшка" - наклоны корпуса вперёд - назад, влево - вправо;
- "ёлочки - пенёчки" - педагог говорит "елочки" - дети стоят, говорит "пенёчки" - дети садятся (игра повторяется несколько раз).
Затем по кругу: упражнения «горочка», «тараканы», «гусенички».
Педагог: Молодцы, справились с разминкой. Полетели дальше! (звук самолёта)
Педагог: Остановка! Станция "Загадочная". Хотите узнать, что мы будем делать здесь?? (да)
Педагог: Но для начала - минутка релаксации. Мы с вами выполним упражнение «арбуз» (дети выполняют пор де бра) .
Педагог: А что же такого загадочного в этой станции. А вот что! Я задам вам такие сложные вопросы, что вы никогда не отгадаете.
Проблемные ситуации. Вопросы:
Педагог: Я забыла сколько сторон в классе (Покажите) . Дети показывают.
А сколько диагоналей в классе? (Покажите) . Дети показывают.
А где диагонали встречаются? (Покажите) . Дети показывают.
Педагог: И на этой станции мы со всеми заданиями справились! Летим дальше! Вперед! (звук самолета)
Педагог: А вот и станция третья – "Сказочная" . На этой станции я вам буду рассказывать сказку, а вы попробуете её оживить. Договорились!
Игра на развитие воображения – сказка «Прогулка по лесу» (педагог рассказывает сказку, которую дети должны оживить) .
Попадая на станцию «Сказочная», дети «превращаются» в лесных зверей (работа над эмоциями: радость, страх, испуг и т.д.).
Педагог: Какая красивая сказочная, загадочная история получилась. Все старались. Все справились. Ну что, летим дальше! (звук самолета)
Педагог: Стоп, стоп, стоп! Вижу, впереди станция – "Танцевальная"
Повторение и закрепление танца «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть»
Педагог: Предлагаю нам с вами отправиться на следующую станцию – "Игровая" . Полетелииииии! (звук самолета)
Игра «Море волнуется раз, море волнуется два».
Попадая на станцию «Игровая» дети делают различные фигуры по – одному, в паре, тройками, а в конце делают одну большую общую фигуру.
4. Подведение итогов занятия
Релаксация. Восстановление дыхания.
Возвращаемся обратно на самолет и летим обратно.
Педагог спрашивает у детей, где они сегодня были. Они рассказывают о своём путешествии всем присутствующим.
Педагог: И это ещё не все сюрпризы на сегодня. Мы летали, мы скакали, мы сегодня поиграли и немножечко устали (Детям наклеиваются веселые смайлики) . Все сегодня молодцы!!
Педагог: Давайте, ребята, попрощаемся с гостями присутствующими здесь.
Поклон.
Все обучающиеся друг за другом и выходят из зала.

Используемая литература
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб., 1996.
2. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «Советский композитор», 1991г.
2. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., Музыка, 1987г.

Конспект открытого занятия творческого объединения «Ритмика с элементами хореографии»

Название работы: Конспект открытого занятия творческого объединения «Ритмика с элементами хореографии»
Автор: Петрова Марина Геннадьевна, педагог дополнительного образования, хореограф, МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Описание работы: конспект итогового занятия по хореографии детей первого года обучения (5-6 лет). Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям, музыкальным руководителям.

Цель: проверить глубину и прочность знаний детей в партере и на середине зала
Задачи:
1. Развить пластичность
2.Добиться правильности выполнения упражнений.
3. Укрепить мышцы позвоночника и всего тела.
Оборудование:
1. Фортепиано
2. Магнитофон, диски
3. Красные рукавички
4. Коврики для партерной гимнастики

Ход занятия
1.Поклон
- для девочек
-для мальчиков
2. Постановка корпуса:
-ноги вместе (пяточки и носочки)
-колени вытянуть и соединить вместе
-руки лежат на талии ладонями вниз, пальцами вперёд, локти в сторону.
-Лопатки соединить и опустить вниз
-Плечи опустить вниз и вытянуть шею вверх.
-Живот - втянуть пупочек
3. Разминка по кругу. (дети на музыкальное вступление из колонн перестраиваются в круг простым шагом с носка)
-шаг с вытянутым носком и коленом, носок указывает ширину шага, руки на поясе.
-шаги на высоких полу пальцах, колени предельно вытянуты, корпус вытянут вверх (несём воображаемый стакан с водой на голове и не проливаем).
-шаги на пяточках, колени вытянуты, руки на поясе.
-бег по кругу, колени держим вместе (колено у колена), пятки поднимаем высоко назад почти до ягодиц, носочки вытянуты. Шаги маленькие, прыгаем вверх, руки на поясе, локти в сторону.
-прыжки ножницы по кругу, выносим ноги вперед, прямые в коленях и с вытянутыми носочками, ноги меняются прыжком. Руки на поясе, спина ровная.
- «галоп» правым плечом вперёд, встать лицом в круг, руки на поясе, локти в сторону, голову повернуть в правую сторону. Смотреть на свой локоток и на соседа с право, прыгаем приставными шагами по кругу.
- «галоп» левым плечом вперёд, встать спиной в круг, руки на поясе, локти в сторону, голову повернуть в левую сторону, прыгаем приставными шагами с левой ноги.
- подскоки, повернуться по линии танца лицом. Подпрыгиваем на одной ноге, вторая поднимается высоко согнутым коленом вверх носок у колена опорной ноги.
- шаги с вытянутым носком
Этим шагом выстраиваемся по линиям как в начале занятия на свои места.
4. Разминка на середине зала (постановка корпуса, руки опущены вдоль корпуса, локти и кисти рук сильно вытянуты)
- наклоны и повороты головы
- «цапля» голова вперёд- назад
- «Незнайка» поднимание и опускание плеч
- «качеля» поднимание плеч по очереди
- круговые движения плечами
- махи руками в стороны
- наклоны корпуса в стороны «неваляшки», ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоняемся в стороны сгибаясь в талии.
- «крышечка стола» ноги, вытянутые в коленях, стоят на ширине плеч, наклоняемся вперёд и тянем руки вперёд изображая крышку стола
- наклоны в перёд кладём руки на пол, на два счёта руки на пол на два счёта руки на пояс.
- поднимание и опускание на полупальцы, пятки и носки стоят вместе, колени вместе, встаём на полупальцы пяточки держим вместе.
- «Пружинка» приседаем пятки давим на пол.
- «велосипед» поднимание и опускание пяток по очереди
- прыжки по шестой позиции, пятки и носки вместе, в воздухе колени вытянуть, приземляемся в «пружинку». Прыжки затяжные, затем мелкие быстрые.
5. Выразительная пластика –партерная разминка (на полу).

- «Упор сидя» - постановка корпуса, ног, рук, головы.
Сидя на полу вытянуть ноги вперёд вместе, колени прижать к полу, пальцы ног сильно вытянуть. Спина ровная, поясница затянута вверх, руки на поясе, локти в сторону, плечи опущены в низ, лопатки в поясницу, шея предельно вытянута вверх. Голова смотрит прямо.
- «Упор сидя» - работа стоп.
Сокращаем и выпрямляем стопы поочерёдно, круговые движения стопами. Обращаем внимание на положение спины и вытянутость колен.

- «Комочек» - подтянуть колени к груди, обхватив руками коленки, собраться в комочек, принять исходное положение.

- «Самолётик» - поднять руки в стороны изображая крылья самолёта, ноги при этом поднимаются от пола под углом 45 градусов, вытянутые в коленях и носках, спина ровная, плечи опущены, шея открыта. Опускаем ноги на пол, руки на пояс в исходное положение.

- «Крестик» -лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вместе, колени и носки вытянуты. В точку №2 (чуть-чуть от пола) поднимаем одновременно руки, ноги и голову, затем опускаем в исходное положение.


- «Радуга» -лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вместе, колени и носки вытянуты, сильно напрячь руки. Оторвать от пола плечи, поднимаемся от пола пока не встанем на макушку головы, лопатки соединены, руки сильные. Принять исходное положение.


- «Уголок» - лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вытянуты в коленях и носках соединены в вместе. Поднимаем прямые ноги вверх в точку №2 (чуть-чуть от пола), затем в точку №4 (до положения угол 90 градусов, снова в точку №2 и кладём ноги на пол. (в этом упражнении ягодицы от пола не отрываются, колени всегда прямые)


- «Бабочка» - исходное положение сидя полу, ноги соединены стопами, колени лежат на полу, руками держимся за ноги. Спина прямая, плечи опущены в поясницу, поясницу сильно подтянуть вверх. Наклоняемся вперёд на ноги, стараемся достать подбородком пол, локти при этом стараемся положить на пол. Поднимаемся с пола с прямой спиной в исходное положение.


«Гусь» - исходное положение сидя на коленях, стопы развести в стороны до тех пор, пока ягодицы не окажутся на полу, руками взяться за пятки, локти согнуть, спина ровная, плечи опущены вниз, колени сильно развести в стороны. Наклоняемся вперёд, кладём подбородок и грудь на пол, затем поднимаемся в исходное положение.


- «Солдатик» -исходное положение стоя на коленях, колени на ширине плеч, руки прижаты вдоль туловища (смирно), спина ровная, плечи опущены вниз, лопатки отведены назад. Наклоняемся плечиками назад (дощечкой) как можно ближе к полу и возвращаемся в исходное положение.


- «Мостик» - исходное положение стоя на коленях, колени широко разведены. Прогибаемся в талии назад кладём руки на стопы образуя мостик. Голова запрокинута назад. Возвращаемся в исходное положение.


- «Брёвнышко» - исходное положение лёжа на полу на животе, руки вытянуты вперёд за голову, ноги вместе. Предельно вытянуться. Ягодицы втянуть в себя образуя комочки. Поворачиваемся на бочок в правую сторону, нога лежит на ноге, руки не соединяем. Затем переворачиваемся на другой бочок через живот, голову держим прямо не запрокидываем.


- «Лодочка» - исходное положение лежа на полу на животе, руки вытянуты вперёд за голову, ноги вместе, ягодицы и живот втянуты. Одновременно поднимаем вверх руки, ноги и голову изображая лодочку, затем в исходное положение. Поднять лодочку и раскачиваемся в перёд, назад – лодочка плывёт.


- «Кольцо» - исходное положение лежа на животе, согнуть ноги в коленях и взять их руками за стопы. Поднимаем сцепленные руки и ноги вверх образуя кольцо. Опускаем в исходное положение.


- «Калачик» - исходное положение лёжа на животе, ноги вытянуты, руки лежат возле груди на ладонях. Выпрямляя локти поднимаемся на руках, упираясь ладонями о пол, одновременно сгибая колени понимаем ноги и приближаем их к голове образуя калачик. Пальцами ног нужно достать макушку головы и в исходное положение.
- «Отжимания» -для мальчиков.
Исходное положение лёжа на животе, руки лежат ладонями на полу возле груди, локти согнуты, ноги вместе упираются носками в пол. Туловище как «дощечка», выпрямляем руки до упора, поднимая при этом туловище – дощечку, опускаем туловище стремясь коснуться подбородком пола. Живот не провисает, ягодицы не поднимаются вверх.

- «Отжимания» - для девочек.
Исходное положение «Упор сидя», руки положить на пол назад чуть дальше бедра. Поднимаем ягодицы от пола с вытянутыми коленями и носками образуя «горочку», ягодицы сильно втянуть в себя, голову запрокинуть назад. Вернуться в исходное положение.
6.Танцы- игры
- «Стирка» - дети в танце изображают процесс ручной стирки, этот танец развивает внимание и координацию движений, все движения повторяются по 4 раза, трудность соединить движения руками и ногами.
Движения руками – исходное положение ноги вместе, руки собраны в кулачки, спина ровная, голова смотрит прямо.
-4 раза- кулачками изображаем стирку поочерёдно то в одну сторону, то в другую
-4 раза- кулак на кулак, изображаем выжимание, то в одну сторону то в другую
-4 раза- опустить руки вниз и машем руками из стороны в сторону изображая полоскание
-4 раза- кулак на кулак, выжимание
-4 раза- поднять руки на уровне груди прямые в локте, кисточками рук изображаем встряхивание
-4 раза-поднять вверх правую руку и опустить кисть руки вниз, затем тоже самое левой рукой. Повторить. Изображаем – вешаем бельё.
-8 раз –поднять обе руки вверх и движением кистей рук изображаем прищепки.
-4 раза- вытираем согнутой рукой пот со лба, устали.
Движения ногами – пятки стоят на полу, сгибаем в колене 2 раза левую ногу, затем 2 раза правую ногу. Колени сгибаются по одному разу, когда изображаем «полоскание» и «прищепки». Движения ногами и руками соединяем вместе.
- Игра «Красные сапожки»
Исходное положение, дети встают в круг, берутся за руки и двигаются подскоками против часовой стрелки, поют песню:
Скачут по дорожке
Красные сапожки
Это не сапожки
Леночкины ножки (если Леночка очень хорошо выполняла подскоки по кругу), эти слова говорит педагог.
Все дети останавливаются, поворачиваются в круг и хлопают в ладоши, а тот, кого назвали выходит в круг и показывает своё умение делать подскоки, снова встаёт в круг, игра начинается с начало.
- Танец «Утят»
Дети приглашают своих родителей потанцевать с ними, встают в круг парами, у каждого ребёнка на правой руке красная рукавичка. Все движения выполняются по 3 раза.
Исходное положение лицом в круг, ноги вместе, руки подняты в стороны и согнуты в локте, кисти рук изображают клювики уточки.
-3 раза- работаем кулачками
-3 раза- предплечьями
-3 раза- коленками
-3 раза- хлопаем
Затем все берутся за руки и подскоками идут по кругу.
Снова повторяем движения первой части танца, только хлопаем над головой и идём подскоками по кругу, но уже парами (каждый ребёнок с родителем).
Третий раз выполняя движения хлопаем впереди, наклонив туловище вперед и кружимся парами подскоками.
Четвёртый раз выполняем движения танца стоя лицом в круг. Поклон.
Дети провожают родителей на свои места.
7. Поклон