Итоговые музыкальные занятия в детском саду. Упражнение «Ученый кузнечик». Слушание пьесы «Зайчик» Т. Ломовой, из цикла «В лесу»

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой", позволяет выявить у детей данного возраста уровень развития у них музыкальных способностей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность.
занятие рекомендуется проводить в конце учебного года как итоговое.
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально- игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, музыкально-дидактических игр и игре на детских музыкальных инструментах; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой.

Задачи:
- формировать у детей певческие навыки: соблюдать точность интонирования поступенного и скачкообразного движения мелодии; в четкой дикции; в ритмических особенностях песни;
- формировать понятие о музыкальном термине «трио» (авторская разработка);
- развивать тембровый и динамический слух; умение слышать изменения характера и темпа в музыке;
- развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их с характером музыки;
- развивать внимание в процессе слушания музыки;
- развивать стремление самостоятельно выполнять музыкально- ритмические движения;
- воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку;
- воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование : музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, ксилофон, колокольчик, бубенцы); «волшебные башмачки»; «волшебный металлофон»; атрибуты к костюму Феи Музыки; иллюстрации к « Сказке о трёх девочках О»; магнитная доска; подарок - сюрприз; музыкальный центр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом песенкой (поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту):
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас предлагаю вам поздороваться этой песенкой с гостями.

Дети пропевают последние слова приветствия: - Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

Музыкальный руководитель: Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку. Пойдёмте, погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным:
Дети по дорожке гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают. (авторская разработка).

Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м. (по выбору педагога).

Музыкальный руководитель : А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку. (авторская разработка).

Дети выполняют поскоки под весёлую польку (по выбору педагога).


Музыкальный руководитель: А сейчас поучимся держать равновесие. Посмотрите (говорит слова, одновременно выполняя движение):
Камень дети положили (русский поклон),
Ножкой сильно придавили.
Нужно камень приподнять
И немножко подержать.
Ах, какой тяжёлый камень:
Еле-еле поднимаем (медленно поднимают ногу):
1,2,3,4… (держит ногу на весу),
На дорожку положили (опускает ногу).

Дети выполняют это упражнение 2 раза попеременно каждой ногой.

Музыкальный руководитель: Нужно ножкам отдохнуть-
Мы послушаем чуть-чуть.
Дети проходят на стульчики.

Музыкальный руководитель : Ребята! Весеннему солнышку и теплу рады не только люди, но и лесные жители: мишка, зайка и мышонок. Собрались они на лесной полянке и решили поиграть на музыкальных инструментах. Как вы думаете, на каком музыкальном инструменте будет играть мишка? (на бубне и барабане); зайчик? (на ложках и ксилофоне); мышонок? (на колокольчике).
(после каждого ответа, дети играют каждый на своём инструменте).

С детьми проводится музыкально- дидактическая игра «Зверюшки-музыканты».
(музыкальный руководитель играет мелодию в разных регистрах сначала отдельно, а затем совмещая их: низкий-высокий, а дети отбивают ритм на тех инструментах, в каком регистре звучит данная мелодия).

Затем с детьми проводится музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным».
(дети движениями показывают темп, настроение, динамику мелодии):

А) темп: медленный- «рыба плавает»;
быстрый - «рыба прячется» (за стульчик).

Б) настроение: весело- притопывают, руки «полочкой»;
грустно- гладят свою шею.

В) динамика: громко- хлопают;
тихо- «щёлкают» пальцами.

Музыкальный руководитель хвалит того ребёнка, который был самым внимательным и награждает его « волшебными башмачками»: предлагает ребёнку надеть их себе на руки и исполнить различные танцевальные движения руками у себя на коленях. Остальные дети руками повторяют движения за этим ребёнком.

Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу рассказать вам о волшебном сне, который недавно мне приснился… Иду я с работы и так сильно устала, что решила сесть на скамеечку-отдохнуть, да и заснула. И снится мне, что подходит ко мне добрая Фея… (воспитатель в шляпке, шарфе, с «волшебной» палочкой).

Музыкальный руководитель (просыпаясь): Ой, а Вы кто?
Фея (воспитатель): Я- добрая Фея Музыки. Своими волшебными музыкальными звуками я делаю нашу Землю сказочно- красивой, наполняю её светом и теплотой…
Музыкальный руководитель : Добрая Фея, а не могли бы Вы мне помочь и сделать так, чтобы мои дети хорошо пели?
Фея: Но ваши ребята и так умеют неплохо петь. Но чтобы их голосочки звенели ещё звонче и веселее, им поможет в этом вот этот музыкальный инструмент, а мелодия, сыгранная на нём, будет ключиком к тем песням, которые они будут петь (отдаёт металлофон музыкальному руководителю; музыкальный руководитель «просыпается»).
Музыкальный руководитель : Вот такой сон мне приснился. А вот и «волшебный» музыкальный инструмент, который должен помочь вашим голосочкам петь так, как будто звенят хрустальные бубенчики. Но прежде, я должна вам напомнить, что наш язычок должен быть остреньким, как карандашик, чтобы мы могли чётко пропевать слова (обводит пальцем свой язык), а также ваш ротик должен быть круглым, чтобы петь культурным красивым звуком (обводит круглый рот пальцем).
Дети повторяют за педагогом движения.

Музыкальный руководитель : А теперь можно распеть наши голосочки: какой песенкой- отгадайте.(играет на металлофоне песенку «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Дети отгадывают).
Жили-были три весёлых бубенчика: Динь, Дан, Дон. И у каждого из них была своя песенка. Бубенчик Динь пел самым тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь» звенела его песенка (играет «си 1» на металлофоне). Средний бубенчик Дан тоже пел свою песенку средним голоском (играет «соль 1» на металлофоне). А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому (играет «ми 1» на металлофоне).

Дети исполняют распевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой всей группой, показывая рукой высоту звука (Н. Ветлугина, Музыкальный букварь, М.: Музыка, 1985).
Музыкальный руководитель: А сейчас, с помощью нашего «волшебного» металлофона, я вам буду загадывать музыкальные загадки. Кто песенку отгадает- тот её и исполняет.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».
(музыкальный руководитель наигрывает на металлофоне мелодии знакомых детям песен; дети их отгадывают и исполняют сольно, дуэтом, группами по одному куплету).

Музыкальный руководитель: А теперь у нас небольшая музыкальная пауза. Пусть наши голосочки пока отдохнут, а я вам расскажу одну историю о трёх сестрёнках каждую из которых звали «О» (свой рассказ педагог сопровождает показом иллюстраций) Авторская разработка.
В волшебной музыкальной стране жили три девочки, три сестрёнки, очень похожие друг на друга и звали их: маленькая О, средняя О и старшая О. Они очень любили петь и каждый новый день у них всегда начинался с песенки.
Вот и сегодня первый солнечный лучик заглянул в спаленку маленькой О и, согревая её своим теплом, замер на её щёчке. Маленькая О открыла глазки, улыбнулась лучику, спрыгнула с кроватки, надев башмачки, выбежала на крылечко. О-о-о.! Как хорошо было кругом, что она сразу запела песенку своим высоким голосочком.
А в это время солнечный лучик уже заглянул в спаленку к средней девочке О. Она сладко потянулась, но, услышав знакомую песенку, надела туфельки и быстро побежала на голосок своей младшей сестрички. Ох,
Как красиво было кругом! И они вдвоём стали петь свою весёлую песенку.
Лучик в это время заглянул в окошечко к старшей О, пощекотал
её носик. Она чихнула и проснулась: «Ох, как долго я спала.А ведь мои сестрички уже ждут меня. Я слышу их весёлую песенку!
Спрыгнув с кроватки, она побежала к своим сестрёнкам. Ох!!! Кругом летали бабочки, а в листве деревьев весело щебетали птички. И три сестрёнки, три О, взявшись за ручки, напевая свою любимую песенку, побежали купаться к весёлому звонкому ручейку. И их песенку было слышно далеко-далеко-о-о-о-…
Когда песню исполняют три человека, то такое исполнение называется «трио».Кто хочет втроём спеть один куплет песенки о весне?

Трое детей исполняют 1 куплет песни «Пришла весна» Е. Тиличеевой.
Далее разучивается следующий куплет этой же песни.

Музыкальный руководитель : А теперь я всех ребяток
Попрошу в кружочек встать
И весёлый, быстрый танец
Приглашаю станцевать!

Дети исполняют танец «Весёлые дети»(С.И. Бекина;Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель: Приглашаю детвору
На весёлую игру:
Я за всеми наблюдаю-
Самых ловких выбираю!

С детьми проводится игра « Чей кружок быстрее соберётся?» (С.И. Бекина; Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель : Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами снова побывали в мире волшебных звуков. Музыка помогала нам петь, танцевать, играть. От этого наши движения становились более красивыми, изящными, грациозными, а голосочки звонкими и чистыми, такими же прекрасными, как и волшебные музыкальные звуки вот этого музыкального инструмента. И мне бы хотелось, чтобы вы всегда дружили с музыкой, потому что « если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».
Музыкальный руководитель дарит детям на группу набор музыкальных инструментов.

Дети прощаются и под музыку «Вальса» выходят из зала.

Содержится в разделах:

  • Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей

Показаны публикации 1-10 из 4745 .
Все разделы | Музыкальные занятия. Конспекты, НОД

"Игровые речевые технологии на музыкальном занятии во 2 мл.гр.» «Путешествие в лес» ЦЕЛЬ: Развивать музыкальные и творческие способности детей, развивать речевой аппарат и речь ЗАДАЧИ: Формирование представлений о здоровом образе жизни Развитие: музыкального,...

Конспект ООД по музыке для детей подготовительной к школе группы «Люблю тебя, моя Россия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Ласточка» Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области Конспект организованной образовательной деятельности по направлению музыка образовательная область «Художественно -эстетическое...


В МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво для дошкольников всех возрастных групп прошли тематические праздничные музыкальные занятия "23 феваля!" Дети знают, что наша страна и детский сад отмечают праздник, посвящённый Дню защитника отечества! В...

Музыкальные занятия. Конспекты, НОД - Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Необычная встреча»

Цель: Закрепить представление о ритме у детей старшего возраста. Задачи: - воспитывать у ребенка музыкальную культуру; - развивать музыкальные способности, чувство ритма, память, внимание; - формировать способность воспроизводить музыкальный ритм посредством чтения ритмосхем,...

«Подснежник». НОД по музыке в старшей группе Программное содержание: * Развивать эстетическое воспитание, воображение детей, их образные представления. * Вызывать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций, прослушивании музыкальных произведений. Показать синтез художественного слова, музыки, пластики, живописи. *...

Конспект занятия: «Пропавшие ноты» для детей с ОНР от 5 до 6 лет Тема: «Пропавшие ноты» для детей от 5 до 6 лет. Цель: Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности Задачи: Образовательные: - Закреплять знания детей о правильном дыхании, чёткой артикуляции, ритмичности в пении. -...

Цель: - закрепить знания детей о дыхании человека, используя средства музыкальной деятельности. Задачи: - объяснить детям значение и функции дыхательного аппарата человека, уточнить значение слов «дыхание», «обоняние»; - продемонстрировать и воспроизвести некоторые способности...

Дети, которые посещают музыкальные занятия , наиболее восприимчивы к окружающему миру, они тонко чувствуют, видят и слышат окружающий мир, их эмоции всегда ярко выражены, а интеллект на порядок выше, чем у их сверстников. В школе он с легкостью запоминает полученную информацию, и, следовательно, лучше учится.

В этом разделе мы собрали большое количество конспектов музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, разработанные воспитателями детских садов. У нас вы найдете занятия для всех возрастных групп, начиная с малышей, причем, в различных направлениях. Это и целый ряд занятий музыкой под названием «Лесная сказка», и занятие, посвященное русским народным музыкальным инструментам, и цикл мероприятий «Музыкальный теремок», и многие другие.

Все они помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления. Если ваш ребенок еще не читает, либо у него не получается читать хорошо, то вам также стоит прочесть наши рекомендации-конспекты, так как музыка способствует определению ритмического строя языка, а значит помогает быстро научиться читать. И что самое удивительное – музыка способствует улучшению здоровья, так как дети учатся правильно дышать, развивают свои легкие, а это значит, что кровь начинает лучше циркулировать по всему организму и это вызывает оздоровительный эффект.

Музыка – это самое настоящее счастье для ребенка, поэтому не проходите мимо и дарите с нашей помощью кусочек счастья вашим малышам.

Важенина Наталья Николаевна
Учебное заведение: Казахстан г. Астана Детский сад № 35 "Ертегі"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-05-22 Конспект занятия по музыке на тему «Путешествие в мир музыки» Важенина Наталья Николаевна Расширение представления детей о жанрах музыкального искусства, развитие мелкой моторики. Расширять словарный запас; учить детей слушать музыку, определять настроение музыкального произведения, жанры; дать понятие о нотах, музыкальной грамоте.

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект занятия по музыке на тему «Путешествие в мир музыки»

«Путешествие в мир музыки»

(Комплексное занятие по музыкальному воспитанию для детей старших групп)

Цель: Расширять представление детей о жанрах музыкального искусства, развивать мелкую моторику, расширять словарный запас; учить детей слушать музыку, определять настроение музыкального произведения, жанры; дать понятие о нотах, музыкальной грамоте.

Оборудование и материалы : Мультимедийная доска, музыкальный центр, стенд, изображения трех китов, нотки, вырезанные из картона и заламинированные (для следов), Маленькие нотки и музыкальные знаки из аракала разных цветов, нарисованный макет замка.

Ход занятия : (до прихода детей музыкальный руководитель раскладывает в коридоре подготовленные нотки от входа в музыкальный зал до входа в группу, дети идут в зал по пути собирая эти нотки)

Воспитатель : Ребята, посмотрите пожалуйста, что это такое? По моему это похоже на какие – то следы? (обращает внимание на ноты), эти следы куда – то ведут, мы пойдем по следам и выясним куда же они нас приведут (идут в музыкальный зал)

Дети под музыку входят в музыкальный зал

Музыкальный руководитель приветствует детей пением разных штрихов и оттенков (форте, пиано, стаккато, легато, мажор, минор)

Музыкальное приветствие «Здравствуйте»

(На стенде висят изображения трех китов)

Музыкальный руководитель : Это кто? (дети отвечают), обратите внимание, это не обычные киты, на них изображены какие – то буквы? Что бы это значило? (музыкальный руководитель достает записку из-за рисунка кита и читает ее)

Все ясно, оказывается сегодня нам предстоит веселое путешествие в мир музыки. Только непонятно, почему к нам приплыли три кита, может вы знаете, дети? (варианты ответов детей) Сейчас я вам поведаю очень удивительную историю, когда то очень давно, на свете совсем не было музыки; никто не танцевал, не пел, не играл на музыкальных инструментах. Жить было скучно и не интересно, тогда люди стали придумывать различные инструменты, которые могли бы издавать звуки, например: они взяли две ложки и постучали ими друг о друга, получился музыкальный инструмент, который используется до сих пор. Оказывается придумать инструменты совсем не сложно. Я предлагаю вам тоже стать музыкальными мастерами, придумать какой – либо инструмент из того, что вы видите перед собой (на столе лежат различные пренадлежности).

Музыкальная пауза «Необычный оркестр»

Музыкальный руководитель: У всех получилось, вы замечательные мастера. При помощи ваших инструментов, действительно можно создавать музыку. Люди по всему свету создали множество музыкальных инструментов, а давайте мы сейчас вспомним, какие инструменты нам знакомы?

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю?»

Музыкальный руководитель: Вскоре музыки стало так много, что музыканты решили ее распределить на группы, так и появились наши три кита. Именно поэтому на наших трех китах есть буквы: Т- это танец, П – это песня, и М- это марш. А вы сможете определить по музыке наших китов?

Восприятие музыки

(«Марш» К. Куатбаев, «Казахский вальс» Л. Хамиди, Песня «Веселая песенка» Г. Струве)

Музыкальный руководитель: Но наши киты, не только музыкальные, но еще любят играть и загадывать загадки. Они и вам приготовили задание. Готовы с ним справится?

Музыкальные загадки

(на мультимедийном оборудовании)

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята справились с заданием наших китов. Мы научились с вами определять жанр музыки, но как же записать музыку? Для слов у нас есть буквы, а для музыки?… (ноты).

(музыкальный руководитель показывает детям ноты)

Наши нотки не любят скучать и стоять на месте, предлагаю провести физминутку с нотками.

Музыкально – ритмические движения

(Физминутка «Скачут нотки по полянке»)

Скачут нотки по полянке, прыг, скок, прыг, скок,

Ставят ножку в босоножке прямо в бок и на носок,

То присядут, то подпрыгнут, нотки дружно в пляс пошли,

И сегодня на полянке хоровод свой завели.

Музыкальный руководитель : Понравилось вам играть с нотками? У ноток есть очень много друзей – музыкальных знаков, а мы будем дружить с нотами? А с музыкой? Тогда для такой большой и дружной компании просто необходим большой и просторный дом, в котором могут поместиться все друзья. Теперь нам предстоит самая интересная работа, сейчас мы с вами будем настоящими архитекторами и создадим свой замок.

Коллективная работа «Замок друзей»

(Дети выбирают разные фигурки нот и музыкальных знаков и расселяют их в большой замок)

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами познакомились с «Китами» музыки. Я думаю вы их хорошо запомнили. Это – песня, танец и марш. (Дети повторяют и закрепляют названия)

И на прощанье давайте споем песню, чтобы в нашем доме всегда было весело и уютно.

Цель: воспитание самостоятельности и творческой активности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать певческие навыки;
  • активизировать действия детей в музыкально — речевой, художественной деятельности;
  • расширять словарный запас.

Развивающие:

  • развивать чувство ритма;
  • умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их звучание с характером музыки;
  • развитие координации движений в соответствии с музыкой;
  • развивать межпредметные связи (музыка+изо).

Воспитательные:

— воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.

Средства обучения:

Оборудование:

  • музыкальный центр,
  • мультимедийный экран,
  • музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны.

Наглядный материал:

— презентация с тематическими слайдами

Музыкальный материал:

  • песенка – распевка М.Лазарева «Музыка, здравствуй»;
  • русская народная хороводная мелодия;
  • «Полька» литовская народная мелодия В обработке Т. Потапенко;
  • «Настоящее волшебство» И. Якушенко;
  • «Зимнюю песенка» сл. П. Когановой, муз. В. Витлина;
  • «Стаккато и легато» С. Перкио;
  • «Зима» А. Вивальди.

Конспект зимнего музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир Музыкального творчества»

Ход занятия:

Звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Слышите? Нас приветствовала музыка! Давайте и мы скажем музыке – «здравствуй»!

Дети исполняют песню «Музыка, здравствуй» М. Лазарева.

Музыкально – ритмическое упражнение «Хоровод» (любая р.н. хороводная мелодия)
(На мультимедийном экране появляется Слайд No1 с изображением закрытых ворот)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, перед нами появились какие – то ворота. Странно, они закрыты… что же нам делать? (Дети: «Надо постучать!»)

Музыкальный руководитель (стучит): Нет, никто не открывает… Кажется, я знаю в чем дело! Нужно нам постучать по – музыкальному, ритмично. Мы будем проговаривать волшебные слова и одновременно хлопать в ладоши и по коленям.

Замок! (2 раза хлопнуть в ладоши)
Открывай!
Гостей (2 раза хлопнуть в ладоши)
Запускай! (3 раза шлепнуть по коленкам)

Музыкально-ритмическое упражнение («Полька» литовская народная мелодия в обработке Т. Потапенко)
Затем дети исполняют упражнение с аккомпанементом, но без слов (на экране ворота открываются)

Музыкальный руководитель: Смотрите, ворота открылись! Мы очутились в мире Музыкального Творчества. Слышите? Это встречает нас музыка!

Дети присаживаются на ковер и слушают инструментальную пьесу «Настоящее волшебство» И. Якушенко

Музыкальный руководитель: Ребята, вам знакома эта музыка? Правильно, прозвучала пьеса «Настоящее волшебство». Что хотел изобразить композитор этой музыкой? (ответы детей). (На экране появляется фон из зимних сосулек. Слайд №2) . Я предлагаю вам с помощью шумовых инструментов оживить хрупкие льдинки, сосульки, сказочный мир зимнего пейзажа.

Дети музицируют под пьесу.

Музыкальный руководитель: Молодцы! У вас получилась прекрасная музыкальная зарисовка! Вы были немножко композиторами! А теперь продолжим наш путь в мир Песенного Творчества. Скажем волшебные слова:

Мы немножко покружились –

(На экране возникает Слайд №3 с изображением детского хора)
Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята! Чтобы музыкант хорошо исполнил любое произведение, инструмент должен быть хорошо настроен. Так и наш голосок нуждается в настройке.

Проводится артикуляционная гимнастика по Емельянову.

Музыкальный руководитель: Как хорошо мы настроили свой голосок. Теперь отгадайте песенку по вступлению (ответы детей). Совершенно верно, это «Зимняя песенка».

Дети исполняют «Зимнюю песенку» сл. П. Когановой, муз. В. Витлина
(На экране возникает Слайд №4 с зимними узорами)

Музыкальный руководитель: Интересно, а кто рисует зимой на окнах фантастические картины? (Ответы детей). Да, это Мороз. Если приглядеться, то можно увидеть пейзажи леса, сказочные цветы, различные замысловатые узоры…

А вы любите рисовать? (Дети: «Да!»). Тогда мы отправимся в мир художественного творчества!

Мы немножко покружились –
В волшебстве вдруг очутились!

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам стать художниками и самим нарисовать морозные узоры. А поможет вам музыка. Нужно только внимательно к ней прислушаться и рисовать, как она подскажет! Вы готовы? Тогда начнем!

«Стаккато и легато» С. Перкио

(Дети переходят в зону рисования, берут кисточки, краски. На больших листах бумаги рисуют зимние узоры. На стаккато в музыке – изображают точки, маленькие снежинки; на легато — волнистые причудливые линии, завитушки).

Музыкальный руководитель: Вы справились с заданием. Морозные узоры у вас получились великолепные: так и хочется заглянуть в эти окна. А за окнами разыгралась метель!
Ой, ребята, метель перенесла нас в мир танца! Разбирайте снежные шарфики, ленточки: потанцуем вместе с метелицей!

Импровизационный танец под музыку А. Вивальди «Зима»
(По окончании танца дети замирают в причудливых позах. Музыкальный руководитель дует, как бы отогревая снежные фигуры).

Музыкальный руководитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в прекрасном мире под названием Музыкальное Творчество. С помощью музыки вы, ребята, становились композиторами, певцами, танцорами, художниками. Вы сами сочиняли свои произведения. Но пришла пора прощаться. До свидания, ребята!

Дети возвращаются в группу.

«Страна Добрых дел»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: учить детей определять эмоциональное состояние по внешним признакам (мимике); устанавливать связь между разными чувствами и причинами их вызывающими.

Задачи:

  • Закрепить знания и представления детей о характере музыки (веселый, грустный, злой); отражать настроение движениями, мимикой, и жестами; подводить детей к пониманию связи между характером музыки и средствами музыкальной выразительности.
  • Побуждать малышей к активным творческим проявлениям в задачах и музыкальных играх.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира средствами музыки.
  • Учить детей устанавливать связь голосотворческих движений с объемно — пространственным представлениям.
  • Развитие детского слухового внимания, речевого дыхания, чистоты интонирования; отработка четкой артикуляции, «открытие» звукового аппарата.
  • Совершенствовать певческие навыки.
  • Обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Оборудование:

  • магнитофон, кассеты с детскими пьесами и пением птиц;
  • дидактическая кукла Бим – Бом,
  • музыкально – дидактическое пособие «Волшебная поляна» с тремя временами года (лето, осень, зима), фишки – карточки с изображением животных (птица, заяц, медведь, волк, еж);
  • волшебный мешочек, сердце, корзина с «угощениями» для зверей;
  • шумовые инструменты, молоточки – палочки.

Репертуар:

Языково – «Прогулка» («Свободный марш», муз. В.Верховинца; «Под –пляски и высокий шаг», муз. В. Косенко; «Плавный танцевальный шаг», муз. Б. Лятошинского; «Бабочки», муз. С. Майкапара; «Октябрь», муз. П. Чайковского; «Элизе», муз. Л.Бетховена; «Зайчик», муз. Т. Ломової, «Зимние грьози», муз. П. Чайковского; «Зимушка — зима», муз. Д. Компанийца; «Наш сад», муз. В. Герчик.

Ход занятия.

(Дети заходят в зал, становятся в круг, здороваются музыкальным языком, то есть музыкальный руководитель поет: «Добрый день, малыши! Мальчики и девочки!»

Дети отвечают: «Добрый день!»

Музыкальный руководитель : «Всем гостям, добрый день!» (Добрый день!))

Музыкальный руководитель: Дети, вы любите делать добро людям? А почему? (Дети отвечают) Сегодня нас посетил знаменитый весельчак, добряк, волшебник – клоун Бим – Бом. Посмотрите, какой он красивый … (Дети рассматривают игрушку)
Понравился вам Бим – Бом? Давайте покажем друг другу, как клоун улыбается (широко, еще шире).

Артикуляционная гимнастика для ротика «Улыбка».

Молодцы.
Ребята, а как вы считаете, как Бим — Бом с нами поздоровается? (весело, улыбаясь, громко) Кто покажет? (Дети по одному приветствуются — поют или говорят): „Добрый день, малыши!, „Всем – всем, добрый день!” и т. п. Все остальные с той мимикой на лице отвечают: „Добрый день, Бим — Бом!”. Музыкальный руководитель делает вид, что Бим – Бом ему что-то говорит/)

Музыкальный руководитель: Биб — Бому очень понравились ваши поздравления. За ваши открытые сердца и добрые улыбки приглашает всех в Страну Добрых дел, чтобы познакомить вас с его обитателями. А готовы ли вы к необычным приключениям? Итак, в путь.

Языково – ритмическая игра «Прогулка» (разновидности ходьбы).

Музыкальный руководитель: Дети в путешествие идут,
По траве ступают
И веселую песенку
Все вместе поют (обычная ходьба).

Чтобы нам цветы не помять
Надо ноги поднимать (ходьба с высоким подниманием колен).

Между кустами осторожно
Змейкой шагаем (ходьба «змейкой»).
Идем легонько и тихо,
Мы не шумим (легкой бег в среднем темпе с переходом на ходу).

(Дети выполняют различные виды ходьбы; с окончанием музыки останавливаются. Музыкальный руководитель предлагает немножко отдохнуть.)

Музыкальный руководитель: Вижу, без помощи волшебника нам не обойтись. Дорога дальняя, а силы нам еще пригодятся для добрых дел. Чем же мы доберемся до Сказочной страны? (Дети предлагают разные виды транспорта. Бим – Бом будто что-то шепчет музыкальному руководителю.)

Музыкальный руководитель: Дети, Бим – Бом предлагает нам продолжить путешествие на самой настоящей телеге. Только где же мы его возьмем? (Бим – Бом дает волшебного мешочка)
Да, разумеется, у Бим – Бома в мешочке есть много волшебных молоточков, которые помогут быстро смастерить повозку.

Языково – ритмическая упражнение «Веселые молоточки».

(Дети сидят на стульях и молоточками передают ритм, который наносит музыкальный руководитель, одновременно произнося рифмованные строки.)

Дети и музыкальный руководитель:

Стучи, стучи, молоток,

Тук – тук, тук – тук — ток,

Стучи веселей. Бей точнее, молоток.
Этот и этот, и этот гвоздик

Тук – тук, тук – тук -ток,
Забивай покрепче.

Смастерили мы тележку.

Музыкальный руководитель: Хорошего тележки мы вместе смастерили, занимайте места:
Поэтому в дорогу отправляйтесь, все внимательно рассматривайте.

Упражнение на звукоподражание «Едем мы на коляске».

(Упражнение выполняется в умеренном темпе. Дети самостоятельно подбирают звуки окружающей среды (скрип телеги, шепот ветра, шорох листьев, пение птиц, бульканье ручейка).)

1.Едем мы на коляске
В гости к леска. (Скрипа – скрип, скрип – скрип)

2.Ветерок нас встречает, (Фу – фу – фу…)
С листьями в прятки он играет. (Ш – ш – ш…)

3.А веселии птички
Завели свои песни. (Фить – фить, чив – чив, тех – тех…)

4.На ветке белочка сидит,
Орешки съесть ей не терпится(Цок – цок – цок…)

5. Вот ручей течет, булькая,
Он убежать к реке хочет. (Брр –брр…)

6. Очень долго ехали,
Наконец мы приехали. Ух! (Все вместе.)

(Музыкальный руководитель открывает 1 страницу дидактического пособия «Волшебная поляна». Звучит фонограмма птичьего пения.)

Музыкальный руководитель: Ребята, куда же это тележка нас привез? Так, на волшебную поляну. Посмотрите как красиво. Хотя на дворе лютая зима, а здесь повсюду цветы и бабочки, все цветет.

Слушание пьесы С. Майкапара «Мотылек».

Дидактическая игра «Бабочки и цветы».

(Дидактическая игра: звучит музыка – бабочки летают, музыка останавливается — бабочки садятся на цветы. Дети движениями рук отражают начало и окончание инструментальной музыки.)

Музыкальный руководитель: Дети, эта пьеса по настроению? (легкая, подвижная, веселая.) Если музыка веселая, то и день должен быть «солнечным» (подсказывают дети). Поможем солнышку освободиться от тучки.

Дыхательное упражнение «Освободим солнышко от тучки».

(Упражнение проводится с целью улучшения у детей речевого дыхания и выработки целенаправленной воздушной струи. Дети дуют на тучку, снова повторно звучит пьеса «Бабочка» – выбранная ребенок самостоятельно перемещает на стенде тучку от солнышка, открывает его.)

Упражнение «Ученый кузнечик».

(Упражнение на развитие звуковысотного слуха, определение движения мелодии.)

Музыкальный руководитель: Ой, а это кто здесь прыгает по цветам? Покажись малышам!.. Да это же кузнечик разгулялся. Дети, этот конек ученый, прыгает по цветам, как ему указывают. Ну-ка, конек, прыгай до 3 – х цветки, а затем отсюда вниз.

А теперь к 5 –й цветка и снова вниз.

(Дети на склад «скок» сопровождают пение движениями рук. Музыкальный руководитель наигрывает мелодию на металлофон, выбранная ребенок сопровождает пение движением конька по цветам.)

(Меняется лицо Бим – Бома с веселого на грустное.)

Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите на нашего Бим – Бома, он почему-то очень грустный, вот – вот заплачет. Дружище, что случилось, почему ты такой расстроенный? (делает вид будто тот что-то рассказывает).

Бим – Бом нашел в траве маленького птенца. Оно выпало из гнезда и зовет мамочку. (Слышны звуки минора.) Покажите мне голосом, как поет воробушек! (Дети выполняют упражнение и показывают рукой).

Музыкальный руководитель: Поможем воробушку снова попасть к гнездышка? Тогда возьмем птичку в ладошки и подкидывают ее вот так В Х (высоко и быстро с порогом „х”).

Упражнение «Помоги воробушку».

(Основным элементом упражнения является восходящая интонация с резким переходом из грудного «в» в фальцетный «в» регистр с характерным «переломом» голоса «х».)

(Звучит сначала взволнованная музыка. Музыкальный руководитель говорит, что не понимает что происходит, откуда взялся сильный ветер и разогнал всех бабочек, тучки закрыли солнышко. Звучит печальная музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь».)

Языково – ритмическая упражнение «Песенка дождика».

(Упражнение направлено на развитие ритмического и мелодического слуха (чистоту интонирования), автома-тизацию звуков, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.)

Музыкальный руководитель: Начался небольшой дождь. Не пугайтесь, дети! Давайте вместе с дождиком споем его песенку, вот такую (поет высоко на одном звука):
Те – те – те – те – те – те – да,
Песенку пою так!

Музыкальный руководитель: А дождь все не унимается, а наоборот становится еще сильнее и песенка его теперь такая (поет низко на одном звука):
Тук – тук – тук, Тук – тук – тук,
Слышно дождика нам звук.

(Песня дождика повторяется несколько раз, чтобы дети смогли зафиксировать в памяти высокое и низкое
положение звука.

Музыкальный руководитель предлагает детям показать еще языком песенку маленького и сильного дождика – выполнить высокие и низкие щелчки.)

Упражнение «Высокие и низкие клацающие звуки».

(Дети щелкают языком, изменяя форму рта

Музыкальный руководитель: Все, дождик перестал идти, не смог нас напугать. Обратите внимание, дети, как сменилась пора года. Странность, вместо лета пришла… (Дети отвечают).

(Меняется страница. Звучит повторно пьеса «Октябрь» Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить при помощи шумовых инструментов из волшебного мешочка Бим — Бома шорох листьев, ветер, дождь…)

Игра на шумовых инструментах, «Элизе», муз. Л. В. Бетховен, в инструментальной обработке.

Музыкальный руководитель: Ой, посмотрите дети, за деревом кто-то спрятался, видимо какая-то зверушка. Помогите мне ее отыскать.

(Объяснить детям, что вот где – несколько карточек животных. После прослушанной музыки нужно выбрать ту карточку, о ком подсказывает музыка.)

Слушание пьесы «Зайчик» Т. Ломовой, из цикла «В лесу».

(Музыкальный руководитель обращает внимание детей на лицо Бим – Бома, оно испуганный. За елкой видно фигуру волка.)

Упражнение «Страшный зверь».

(Упражнение на установление связей между голосотворческими движениями и объемно – пространственным представлениям, на развитие речевого слуха, чистоты интонирования. Дети дают образную характеристику волку: весь серый, очень зол — В, большие страшные глаза — УО, страшные клыки — УОА.

(Когда волк исчезает, лицо Бим – Бома снова становится веселым.

Звучит фонограмма муз. П. И. Чайковского «Зимние грёзы». Меняется страница на «Зиму».)

Музыкальный руководитель: Что за невидаль, опять сменилась пора года. Вокруг бело – бело, а под ногами слышно как шуршит снег.

Упражнение «Артикуляция».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, «открытие» артикуляционного аппарата. Упражнение состоит из сильной активной произношения согласных. Рот максимально открыт движениями челюсти вверх-вниз.

В таком положении производится бесшумный вдох ртом и использование движения конечностей рук. Руки поднимаются на уровень рта, конечности раскрываются так, чтобы пальцы были расставлены и напряжены, ладони развернуты вперед. Конечности работают вместе с произношением согласных(ш, с).

(Музыкальный руководитель предлагает детям согреться веселым танцем.)

Песня – танец Д. Компанийца «Зимушка – Зима».

Музыкальный руководитель: Посмотрите-ка, какой странный шатер. Ой, тише, малыши, это же берлогу. Медведь зимой спит и видит во сне мед и сладкие ягодки, он сосет лапу и «канючит» — очень просит, чтобы ему дали меда – «ням – ням – ням».

Упражнение «Канючим».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.
Исходное положение лицо расслаблено, рот чуть приоткрыт, глаза полусонные. Это необходимо для включения расслабленного регистра голоса, который не имеет фиксированной звуковисотності.)

Музыкальный руководитель: Как вы считаете, дети, все лесные звери зимой спят? (Нет.) Можете назвать тех зверей, которым нужна помощь зимой? (Дети отвечают.)

(Воспитатель оставляет корзину с гостинцами для зверей: мед – медведям, морковь – зайцам, капусту, сенце – оленям, лосям, зерно – птичкам, орешки – белки.)

Музыкальный руководитель: Ребята, Бим – Бом говорит, что вы молодцы, настоящие друзья, помогаете в трудную час, не забыли и о животных.
Это потому, Бим – Бом, что в нашем детсаду учат малышей никогда не оставлять друзей в беде, помогать друг другу. Мы все вместе – одна дружная семья и знаем, что такое добро. Предлагаю всем вместе спеть песню дружбы.