В каком костре сгорел Кандинский. Произведений искусства, которые потеряны навсегда

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.

Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».

Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.

“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.

На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)

Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.

И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер

Вот мусульмане теперь статуи разбивают. Те, что остались от христиан - потому что христиане в первые века нашей эты разбили почти все античные статуи (потом обломки еще пережигали на известь) и сожгли почти все книги античных мудрецов. Целыми библиотеками. Заодно уничтожая их авторов, как Ипатию, например. Или не сожгли, а выскоблили для написания своих текстов. Так что опыт имеется.

Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни. Считается, что пропало множество его полотен — таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Если говорить о платном приеме, то из топ-10 паролей с самой высокой стоимостью платного обучения восемь лидеров расположены в Москве, и лишь два — в Санкт-Петербурге см. Гений родился в Италии 1475-1488 На фоне всего необъятного богатства творческого наследия Итальянского Возрождения резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело. Вазари слышит, что как- то в отсутствие Микеланджело, Браманте, хранивший ключи от капеллы, дал возможность своему другу посмотреть неоконченные росписи, и Рафаэль много почерпнул здесь для своих работ, «…под влиянием Микеланджело, заметно улучшив свой стиль». Порой у него уходило несколько месяцев на то, чтобы разыскать нужную глыбу, такую, каждый кристалл самой сиял и лучился. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философиейно в то же время, видимо, ему был близок образ разумного и добродетельного «христианского воина». Его духовное искусство начисто лишено духовности». Акция до 30 сентября. Вспомнив, что был когда-то командирован за своей квыступ Гонзага возложил на Рубенса обязанности посла.

Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца — художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого. Недаром Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен...

Мировые шедевры, след которых пропал навсегда. Около 1530 года микеланджело написал картину леда и лебедь - Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО БЫ смысл его возвышался над ним НА ПОДОБИЕ шпиля. Тем не менее, добраться до Ливорно удалось благополучно, переход морем в занял 18 дней.

В последние десятилетия учебно-исследовательская деятельность стала одним из приоритетных направлений образовательного процесса. Интересно проследить, как реализуются главные принципы, определяющие работу юного исследователя и его руководителя. Предлагаем опыт рефлексивного анализа исследования по литературе, выполненного девятиклассницей Настей И. Пелевина «Затворник и Шестипалый». Комментарии руководителя, сопровождающие фрагменты этой работы, позволяют соотнести конечный результат и живой процесс погружения подростка в филологическую науку. Начинать следует с того, что строители называют «нулевой цикл». В данном случае это ясное осознание взрослым руководителем различий между учебным исследованием и учебным проектом. Участник проекта создает некий продукт — то, чего еще нет. Исследователь познает то, что существует, предлагая свою концепцию, свое понимание существующей реальности. Оглядываясь на пройденный Настей путь, можно наметить ориентиры, без которых невозможна научная деятельность вообще, и еще раз уточнить моменты, значимые для учебного исследования. Наметить — уточнить — и двигаться дальше, штурмуя новые творческие вершины! Диалог культур в повести В. Комментарии учителя: Этап мотивации. Нет еще ни работы, ни темы. Есть желание Насти поговорить о книге, которую она прочитала летом и которая удивила. Мотивация — важнейший компонент научной деятельности. А личный интерес — очень сильный мотив! Выясняется, что учителю тоже нравятся произведения раннего Пелевина. Важно, что руководитель выступает не только как наставник, но и как со-беседник, со-участник. Совет: не бойтесь обращаться к творчеству современных авторов! Именно они, как правило, входят в круг читательских интересов подростка и еще не обросли броней авторитетных трактовок, а значит, юный исследователь будет свободен в своих оценках и суждениях. Этап накопления первичной информации просмотровое и ознакомительное чтение. Видя Настин интерес к повести, учитель советует больше узнать об авторе. Писатель оказывается знаковой фигурой — мотивация усиливается! Происходит встреча с новым понятием «постмодернизм», которому пришлось посвятить отдельную консультацию. Работа в индивидуальном режиме — залог успеха! Настя столкнулась с упоминанием о разных источниках, на которые опирается Пелевин. Пелевин — яркий современный писатель, представитель русского постмодернизма. Его книги переведены на все мировые языки, включая японский и китайский. По данным French Magazin Пелевин включен в число 1000 самых значимых деятелей современной культуры. В 2009 году этот автор был признан самым влиятельным интеллектуалом России согласно опросу OpenSpace. Писатель ведет разговор со своими читателями на нескольких уровнях, обращаясь как к массовой аудитории, так и к знатокам литературы. При этом критики не дают однозначной оценки творчеству Пелевина. Настей собрано множество разрозненных наблюдений и замечаний по поводу повести Пелевина, хотя этот обширный материал пока напоминает бесформенную глыбу. На базе прочитанного у девочки родились какие-то собственные соображения. Ясно, что хаотичные факты следует каким-то образом организовать. Так возникает проблема выявления системных связей внутри пелевинского текста. Это важнейший момент, т. Задача руководителя — научить юного исследователя задавать самому себе вопросы «почему? » — развить критическое мышление. Проблема учебного исследования должна быть достаточно узкой. В данном случае важна не масштабность, а детальность проработки. Учитель подводит Настю к мысли, что система какой бы она ни была! Так, с помощью взрослого девочка формулирует определенную гипотезу. Работа посвящена повести Пелевина «Затворник и Шестипалый». Большинство читателей обращают внимание на необычный поворот сюжета произведения, на тему духовного освобождения, редко учитывая, что Пелевин — представитель постмодернизма. В этом случае особенно важны параллели с другими произведениями, явлениями культуры, присутствующими в конечном тексте. Цель данного исследования — выявление системных связей между различными элементами чужих текстов, реминисценциями и аллюзиями, присутствующими в повести Пелевина «Затворник и Шестипалый», с конкретизацией и детализацией уже выявленных параллелей. Для достижения этой цели решались следующие задачи: исследование жанровых особенностей произведения и анализ структуры его образов. Использовались сравнительный и аналитический методы. В качестве материала для сравнения привлекались произведения фольклора, русской и зарубежной литературы, религиозные тексты. Работа в этом направлении позволила проверить следующую гипотезу: совмещение различных культурных пластов — это способ выражения авторской позиции и авторского взгляда на мир. Этап накопления основной информации, обработки и интерпретации данных изучающее чтение Жанровые особенности повести Прежде всего прослеживается связь со сказкой. Здесь, как в волшебной сказке, есть странствия героя, счастливая развязка. Читатель видит преображение «низкого» героя в «доброго молодца». Ученику необходимо показать, что язык науки — это язык терминов, и помочь грамотно их использовать. Научные сведения требуют определенного речевого оформления, поэтому уже на стадии черновых набросков важно было помочь Насте отредактировать текст в нужном ключе. Следует научить правильно оформлять сноски и ссылки в печатаемом варианте отсутствуют. Сказочные мотивы организованы по принципу, который можно назвать принципом бинарности от лат. Выстраивается пара: сказка фольклорная — сказка литературная. Причем сначала читатель улавливает связь с литературной сказкой. История, случившаяся с Шестипалым, напоминает то, что произошло с гадким утенком Андерсена. Шестипалого сородичи изгоняют за то, что он не похож на них. Мы догадываемся, что дело не только в шестипалости. Герой другой внутренне, он думает, размышляет о сути мироздания. У Андерсена действие начинается на птичьем дворе, у Пелевина место действия — бройлерный комбинат. Герои и там, и тут птицы. И утенок, и шестипалый бродят в поисках счастья, исследуют мир, находят наставников. Только у Андерсена кот, курица, дикие гуси — это учителя ложные, а Затворник несет истину. Персонажи возвышаются над унизившим их социумом. Утенок станет прекрасным лебедем. Шестипалый же пройдет две ступени. Сначала псевдопреображение, когда его примут за посланника Богов, а затем подлинное, связанное с полетом и освобождением из заточения. На параллель с Андерсеном указывали другие исследователи. Задача Насти состояла в максимальной детализации. Выявление параллели со сказкой фольклорной — Настин вклад в изучение повести. Руководитель помогает увидеть те узловые точки, где возможен выход в другой текст образ Одноглазки, а разработку материала ведет юный исследователь. С развитием сюжета в повести появляются мотивы, сближающие ее со сказкой фольклорной. Как и в народных сказках, возникает мотив двух миров. Герой совершает путешествие в царство мертвых, затем возвращаясь в «свой» мир. У Пелевина царство мертвых дано как подвал, куда уходит крыса Одноглазка. Одноглазка в славянской мифологии связана с долей, судьбой. И здесь крыса предлагает цыплятам изменить свою участь, отправившись вместе с ней. Однако царством мертвых можно считать еще и Цех номер один. Здесь нет настоящего света, солнца. Чтобы вырваться из царства мертвых, сказочный герой должен пройти испытания, завершающиеся сражением со змеем, Кощеем или чудищем. В повести битва идет с людьми, предстающими в образе жестоких существ. Они названы Богами, и это подчеркивает, что перед нами сверхъестественные объекты. Такие, как Чудо-юдо для Ивана-царевича. Новый литературный материал для девятиклассницы рекомендовала руководитель. Затем получила консультацию по теме «Антиутопия». Настин читательский багаж серьезно обогатился! В повести возникает еще одна бинарная жанровая связка: сказка — антиутопия. Антиутопия «спорит» с утопией, которая рассказывает об идеальном обществе, восхищаясь его разумным устройством. Антиутопия показывает, как ужасно такое «идеальное» прекрасное устройство социума. У Пелевина параллель с антиутопией возникает в эпизодах, где речь идет о цыплячьем сообществе. Вспоминается роман Замятина «Мы». У кур есть Двадцать Ближайших, в государстве Замятина — Хранители. И там, и тут искусство — это несколько рифмованных творений, которые и стихами не назовешь. В птичьем социуме готовятся к «решительному этапу», у людей запуск «Интеграла» — это прорыв, «великий, исторический час». В Цехе номер один у кормушки «огромная галдящая толпа»; «мы», а не «я». Здесь все счастливы: и те, кто у кормушки, и те, кто «всю жизнь ждет, потому что им есть, на что надеяться в жизни». «Это ведь и есть гармония и единство». Члены Единого государства в романе Замятина тоже говорят о всеобщем обязательном счастье и единстве. И Замятин, и Пелевин понимают, что ценности, провозглашенные подобным социумом, ложные. С этим связана авторская ирония. Присутствует у Пелевина и намек на повесть Оруэлла «Скотный двор». Сообщество свиней и куриный социум объединяют отсутствие духовности, ограниченность запросов. В силу ограниченного читательского опыта девятиклассник нуждается в координации со стороны руководителя, который предложит развить линию сказки и даст рекомендации прочитать определенную научную литературу. Не стоит требовать от школьника, чтобы он сам находил все научные тексты для своей работы. Взрослый может указать тот источник, который содержит необходимую информацию и будет по силам подростку. Самостоятельное аналитическое чтение и интеллектуальная обработка предложенного текста — уже очень серьезная работа. Сказка вступает в повести Пелевина во взаимодействие с притчей. Для притчи характерна назидательность, которой сказка изначально лишена. Корни сказки в мифе. Цель же мифа — не назидание, а объяснение. Поучительность в сказке начинают видеть гораздо позже под влиянием притч. Притча же с самого своего возникновения — жанр поучающий. Только мораль здесь не явная, как в басне, а скрытая. Читатель делает выводы сам, но воспитательная цель есть у притчи обязательно. Есть она и в повести Пелевина, который, по словам И. Дитковской, «пытается привести своего читателя к мысли о том, что из жизненного тупика есть выход», что мы ответственны за свою судьбу, что свобода — высшая ценность. Множественность смыслов — особенность символа. Жанровая разновидность, близкая притче и опирающаяся на символ, — парабола, которую иногда называют символической притчей. Так возникает еще одна жанровая связка: сказка — парабола. Итак, мы видим, что на жанровом уровне соотносятся два основных культурных пласта: фольклор и авторская литература. Это соотношение дается в разных вариантах, но в каждом варианте присутствуют два элемента. Подтекст в образной системе повести Бинарная структура отличает также ассоциации, которые вызывают в сознании читателя образы повести. В фольклоре образ яйца, курицы занимает особое место. Ассоциации, связанные с ним, имеют двойственный характер. Вещий Кур, противостоящий ночной нечистой силе, величественная птица, которая «не часы, а время знает». Но многочисленны ироничные пословицы «Курица не птица, а рак не рыба». Шестипалость одного из героев также рождает неоднозначные ассоциации. Шесть — число союза и равновесия. В христианстве — знак совершенства шесть дней творения, в индуистской мифологии — священное число гармоничного пространства, в Китае — численное выражение вселенной. Однако в средние века шестипалость считалась дурным знаком, а число 666 — дьявольским. Позитивный и негативный смысл ассоциаций внутри одного образа объясним. Для социума Шестипалый — порождение зла, для автора — идеал. Руководитель ориентирует Настю на выстраивание логической цепочки «символика числа — Восток — буддизм» и предлагает источник для анализа. Пелевин ориентирует читателей на две культурные традиции, создавая перекличку Восток — Запад. Особенно явно эта связка чувствуется в образе Затворника. Восточные мотивы здесь связаны с философией буддизма. Ши Хуэйюань, основатель первой китайской школы в буддизме, утверждал: «Поиск сути — не в следовании за превращениями». И Затворник уходит из социума, идущего по пути превращений. Монах воздействует на других. Затворник, который проводит дни «в созерцании», становится Учителем, приобщившим Шестипалого к мудрости жизни. Они вместе в финале пришли к истине. Просветление — итог исканий в буддизме. Однако образ Затворника связан и с западной традицией, которая по бинарному принципу распадается на религиозную и светскую. Опираясь на христианские мотивы, Пелевин рисует героя как проповедника, миссию, который приходит к жертвенности, решая принять смерть вместе подчинившимся его воле куриным народом. Линия западной литературы намечена в образе Затворника в самом начале повести. Герой напоминает романтического бунтаря, порвавшего связь с «низким» миром и бросающего ему вызов. Затворника сближают с байроническим героем презрение к окружающим, высокомерие. Насте удалось опереться на актуальные для девятиклассницы сведения из школьного курса. Далее руководитель рекомендовал найти книги, героями которых стали птицы. Настя не только вышла на нужные тексты, но и прочла их. Образ свободно парящих птиц в финале вызывает аллюзии из европейской и русской литературы. Счастье свободного полета обретает чайка по имени Джонатан Левингстон из книги Р. Без свободного полета, который связан с вызовом судьбе, обстоятельствам, не мыслят себя Буревестник и Сокол Горького. Большое место в повести отводится образу Цеха номер один. В его изображении есть реминисценции из двух культурных сфер: восточной и западной. Согласно буддизму жизнь — это бесконечное колесо превращений. Это та модель, по которой организована куриная жизнь на бройлерном комбинате. Восточная культура уделяет внимание взаимоотношениям с властью. Китайский принц Хуань Сюань V век подчеркивал, что император «пользуется законами, чтобы держать всех в состоянии равенства». О единстве и равенстве в курином социуме рассуждают Двадцать Ближайших. А в эпизодах, посвященных проповедям Затворника, слышны евангельские мотивы. Важно на практике показать, как работает сознание исследователя: смутная ассоциация, связанная со словом «стена», перерастает в аргумент. Образ Стены мира также указывает на аллюзии из двух областей культуры: области мифологии и литературы. В мифах есть граница, отделяющая «свой» мир от «чужого». В своем царит свет, тепло. «Чужой» — опасен и мрачен. Но мифологический герой легко преодолевает границу, которая чаще всего представляет водную преграду или густой лес. Как и в мифологической модели, у Пелевина «свой» мир безопасен: есть кормушка, есть «солнце»-лампа. Но Затворник и Шестипалый мечтают покинуть его, хотя сделать это непросто. Стена-граница воспринимается уже не как защита, а как оковы. Возникают аллюзии, связанные с рассказом Леонида Андреева «Стена», где несчастные люди пытаются преодолеть Стену, отделяющую их от счастья. Даже способ преодоления преграды в этих произведениях схож. Но рассказ Андреева трагичен: все попытки бесплодны, надежды нет. Повесть Пелевина дарит надежду, полна оптимизма. Ассоциации, рожденные другими образами, также строятся по бинарному принципу. Солнце — истина христианская культура и источник жизни мифология. » — удивляются люди при виде Затворника и Шестипалого. Орел — символ вознесения Христа не случайно у Пелевина окно пересечено узким крестом и знак романтической свободы. Этап классификации и систематизации данных. Ученик должен понимать, что в научном исследовании не может быть слов «просто» и «для красоты». И понятие «диалог», данное в теме, должно наполниться конкретным содержанием. Диалогичность подтекста Переклички с чужими текстами, культурными традициями выстраиваются в повести Пелевина по парному принципу. Это дает возможность соотнести каждую пару с репликами в диалоге. Арутюнова выделяет несколько типов диалога. Модель 5 — диалог свободного общения. Диалогический текст должен быть связным. Это достигается согласованием реплик. Вторые реплики могут выражать согласие, возражение, допущение, уступку, отрицание. Именно такой диалог выстраивается из реминисценций и аллюзий, присутствующих в повести Пелевина. Сказка Андерсена — сказка фольклорная. Верно, что история цыплят похожа на историю гадкого утенка. Но это еще не вся правда. Бой, выход из «царства мертвых» придают образам величие и красоту. Без фольклорного мотива параллель курица — лебедь воспринималась бы как ироническая. «Нет, идеальность может быть обманчива», — возражает антиутопия. Культура буддизма — культура христианства. Баха и произведения Горького. Мифологическая культура — рассказ Л. Традиция религиозная — традиция литературная байронический герой. От спора к согласию. Этап создания собственного письменного высказывания по теме исследования. Следует стремиться к четкой формулировке вывода. Заключение Соединение различных культурных пластов — средство выражения авторской позиции. В сознании современного человека нарушена целостность мировосприятия. Однако диалогический принцип организации материала вселяет веру в возможность преодоления дисгармонии. Это согласуется с оптимистичным финалом повести. И не забыть, что исследование обязательно должно завершиться этапом рефлексии. Как у юного исследователя, так и у его руководителя. Надеемся, что этот опыт педагогической рефлексии станет для кого-то подспорьем в работе.

Высота вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. И еще он был прекрасный фокусник современники говорили откровеннее - маг. Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Тем не менее, эта задача вызвала у него глубокий интерес к анализу конструкции арбалета. Отливка статуи не была осуществлена, погибла и модель. К середине тетивы подвешиваются различные грузы. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Леонардо да Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании и пр. Основная причина заключалась в дефиците или отсутствии необходимого сырья.

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие. Это произведение поражает и оригинальностью замысла и совершенством исполнения. Творчество великих мастеров позднего Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто. В средневековой Европе изображение природы не было столь распространено, как, например, в Китае, где пейзаж на шелке имел богатую культурную традицию.

Сегодня таким образом проверяются все луки и арбалеты. Здесь впервые появляется счастливый дар Рафаэля - легко усваивать лучшие достижения художественной культуры, творчески переработав полученные впечатления, обогащать ими свое искусство. В них кризис мировоззрения Микеланджело, связанный с общим кризисом культуры Возрождения, сказался в безысходно трагической трактовке темы и в разрушении гармонической формы. Последовавшие за тем грубые реставрации значительно исказили подлинник. Новая эпоха пришла на смену золотой поре итальянского гуманизма. Лиричное искусство Перуджино оказало значительное влияние на весь ранний период творчества Рафаэля. Таким образом, личность Леонардо да Винчи уникальна и многогранна. Эти фигуры несут определённую смысловую и композиционную нагрузку: подчёркивая возвышенный характер образа мадонны, они уравновешивают композицию. Иногда Леонардо да Винчи действительно смотрел глубоко, например, в поисках ответа на вопрос, свидетельствует ли вибрация тетивы сразу после выстрела о потере энергии дугой?

Около 1530 года микеланджело написал картину леда и лебедь егэ ответы

Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Грозен для непокорных карающий меч Ватикана. В этих изваяниях хорошо виден процесс работы Микеланджело, в отличие от современных ему скульпторов он не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в еще не отесанном камне будущее произведение, углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными.

Но к большой радости миланцев и всей Италии эта неповторимая работа великого гения осталась на своём месте. Мастер был убежден, что, поняв механизм движения тела и формы его существования, можно постичь его внутреннюю духовную суть.

Мировые шедевры, след которых пропал навсегда

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.

Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».

Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.

“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.

На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)

Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.

И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.

Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца – художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842–1904) – особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен – таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» – неизвестно.

В 1874–1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне – расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых – старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».

Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров – три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую – по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире – австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них – «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.

“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте – в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев – кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали – орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы – 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый – «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй – единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.

На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)

Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства – похищенные полотна – на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально – сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.

И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно – Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер

link