Нравственный выбор в произведении сигнал гаршин. Конспект урока «аналитическое чтение рассказа в. м. гаршина « сигнал

Место работы:МОУ Первомайская СОШ, Агаповский район,Челябинская область

Должность:учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс_7

Тема и номер урока в теме: Внеклассное чтение «Тема мести в рассказе В.Гаршина «Сигнал»

Базовый учебник: В.Я. Коровина»Литература в 2 частях» 6кл. «Просвещение»,2010г.

8.Цель урока:

Организация работы по развитию речи

Показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения

9. Задачи:

Обучающие

1.Ввести учеников в процесс познания.

2. Продолжить работу над литературоведческими понятиями тема и идея, способы выражения авторского отношения к персонажу произведения

Развивающие

1. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

2. Развитие творческой фантазии и воображения, креативного мышления

Воспитательные.

1. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения

2.Подвести ребят к осознанию того, что месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый, осмыслить понятия «месть, возмездие».

  1. Тип урока Мастерская нравственных ориентаций

    Формы работы учащихся: Групповая, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор,экран, презентация.

Структура урока:

    Вступительное слово Мастера

    «Индукция»

    «Самоконструкция»

    «Социоконтрукция»

    «Социализация»

    «Афиширование»

    «Разрыв»

    «Коррекция»

    «Рефлексия»

Ход мастерской

    Вступительное слово Мастера

Сегодня у нас необычный урок, а Мастерская. Работать нам будет может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. А девизом нашей Мастерской я предлагаю взять слова Н Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь.

Душа обязана трудиться

И день, и ночь.

    Индукция

Начать сегодняшнюю Мастерскую мне хочется с вопроса: «Задумывались ли вы когда – нибудь над словом «месть». Я предлагаю задуматься. (Слово записано на доске)

    Самоконструкция. (Индивидуальное решение вопроса)

Подберите ассоциации, связанные с ним. Какие слова к нему притягиваются? (мстительность, мщение, отмщение, возмездие, обида, ссора, конфликт, зависть).Слайд 2

Я попрошу вас составить предложение, включив в них это слово.

В слове месть я чувствую….

В слове месть я слышу……

Услышав слово месть я представляю..

Мстить-значит..

Прослушиваем работы.

На что похожа месть?

Месть похожа на(пожар в лесу,смерч, бумеранг, водоворот) Слайд 3

Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.

Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Возмездие – отплата, кара за причиненное зло.

Являются ли эти слова синонимами?

В чем вы видите разницу между этими словами?

Слайд 4

Мы не раз говорили о том что писатели, поэты часто обращают внимание на то, что мы не замечаем в повседневной жизни: им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Всеволода Гаршина «Сигнал»

Запишите тему нашей мастерской «Тема мести в рассказе В.Гаршина «Сигнал».

Демонстрация слайдов 5,6,7,8

(портрет В.Гаршина, биографическая справка)

Перед прослушиванием рассказа подумайте над вопросами:

Почему рассказ так назван?

Какова позиция писателя?

Выразите свое отношение к ней.

Какова тема этого рассказа?

Прослушивание рассказа. Чтение рассказа до слов «Не добежал Семен до будки…»

Слайд 9,10

Обсуждение прочитанного Обсудите вопросы с сидящими рядом. Все желающие отвечают.

4 .«Социоконструкция» . И у меня и у вас возникли вопросы к героям. Давайте зададим их.Объединимся в группы.

Первая группа - вопросы Семену

Вторая группа- Василию.

Третья группа – вопросы автору.

Задания по группам:

    1. Каждый формулирует вопрос.

      Вопросы афишируются в группе, обсуждаются.

      Выбирается самый удачный.

      Группа продумывает вариант ответа на вопрос.

Примерные вопросы и ответы:

Какие черты характера Василия и Семена не схожи, а какие присущи и тому, и другому?

(В рассказе Семен предстает человеком, одной из главных черт которого является покорность жизненным обстоятельствам, «талан-судьбе» («ничего, жить можно»). Повествование о том времени, когда Семен «служил в денщиках», позволяет понять, что постепенно в характере Семена чувство ответственности выходит на первый план. Можно сказать, что в конце рассказа, в кульминационный момент, Семен действует вразрез со своим жизненным принципом («Уж кому какая судьба…»), идя наперекор внешним обстоятельствам .

Дополнительный вопрос к анализу образа Семена: – Как внутренний монолог Семена передает состояние персонажа, осознавшего опасность надвигающейся катастрофы? Дополнительные вопросы к анализу образа Василия: – Как вы оцениваете такую черту характера, как сопротивление жизненным обстоятельствам? Как это качество проявилось в характере Василия? – Семен отзывается о Василии: «Зелье, не человек». Что в характерах Семена и Василия помогает понять эта реплика? – «Нет зверя хищнее человека»,– говорит Василий. Что он имеет в виду? Распространяется ли эта его характеристика на всех людей? Можно ли назвать Василия плохим человеком?) Образы главных героев различны. В чем причина столь резкого отличия? (Отличие объясняется разным мировосприятием персонажей.)

Василий портит пути, за которыми обязан был смотреть. Что этому предшествовало? Почему он так поступает?

(Василий – человек импульсивный, легко возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Его захлестнули обида, желание нанести ответный удар, отомстить начальнику дистанции.) Хотел ли Василий, чтобы пострадали пассажиры?

( Василий не задумывался о судьбе пассажиров. Им движет только желание отомстить своим обидчикам. Он произносит очень значимую для понимания его настроения в тот момент фразу: «…да ну их совсем и с дорогой ихней дорогой

5 .«Социализация». Обмен мнениями.

Познакомьтесь с афоризмами, какой из них вы могли бы использовать для оценки поступка Василия? Слайд 11,12

Как вы считаете, произведение закончено или вам предложен неоконченный вариант? Придумайте концовку.

Как поступят главные герои? Чем может закончиться рассказ?

6.«Афиширование» . Зачитывается предложенная концовка. Обсуждение

Учитель дает ученикам возможность пока без аргументации высказать все предположения, суммирует их и делает на доске обобщающую запись. Различие в предположениях учеников позволит выявить внутреннюю противоречивость центральных характеров и может выглядеть следующим образом:

СЕМЕН
1) обязательно что-нибудь предпримет для спасения пассажиров;
2) покорится «талан-судьбе».

ВАСИЛИЙ
1) будет наблюдать за крушением поезда, а потом скроется от полиции;
2) постарается как-то исправить положение.

7. «Разрыв». Чтение авторской концовки

Чьи действия – Семена или Василия – в кульминационный момент оказались более предсказуемыми и почему?

Кто же в итоге защищает людей от беды?

Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия? читель обращает внимание учеников на все звенья в цепи поступков Василия: обида – месть – внезапное осознание того, что он сделал,– предотвращение крушения поезда – признание .)

8 .«Коррекция». Сделайте вывод по уроку, продолжив незаконченную фразу: «Несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы...».

Письменно ответьте на вопрос: «Что нового, на ваш взгляд, вносит в понимание такого сложного явления, как месть, рассказ В. Гаршина «Сигнал»?

Напишите, какие чувства могли испытывать пассажиры, узнавшие о грозившей им опасности, как они могли бы оценить ситуацию, в которой невольно оказались.

Так почему у произведения такое название? Какова позиция писателя?

«Месть – одно из сложнейших чувств, противоречивых явлений в жизни человеческого общества», в конфликтных ситуациях «месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшая его последствия», «месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый.) Месть возникает вследствие обиды, унижения, насилия. Отомстив обидчику, человек губит сам себя, так как в ответ получает мщение и новую обиду. Это порочный круг, который бумерангом возвращается к мстителю.

    Рефлексия. Давайте выразим свое отношение к позиции автора

Напишем синквейн «Месть» Слайд 14,15

Домашнее задание :Слайд 16

1. Напишите, в чем, по-вашему, заключается символический смысл названия рассказа.

2. Сочините рассказ на основе жизненных впечатлений «Месть»

Литература:

1.В.Гаршин рассказ «Сигнал»

2.Толковый словарь Д.Ожегова

    Мультимедиа-ресурсы:

1. (Электронные словари; http : //ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Алфавитный_указат)

2. » http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

3. ction.edu.ru/catalog/res

4.http://yandex.ru/yandsearch?text= водоворот , смерч , пожар , бумеранг

5.http://kratko.shadr.ru/garshin/sign

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Самоконструкция

(. http :// yandex . ru / yandsearch ? text =водоворот,смерч,пожар,бумеранг) Слайд 3

(Электронные словари; http : //ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Алфавитный_указат) Слайд 4

(портрет В.Гаршина, биографическая справка» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/)

(. http :// kratko . shadr . ru / garshin / signal /) Слайд 9,10

демонстрация

Ассоциации

Запись в словарь

Слушание

15м.

Социализация

( =) Слайд 11,12

демонстрация

Обсуждение

Разрыв

(Иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/)Слайд13

демонстрация

обсуждение

3м.

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________

Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. От его будки до одной станции было двенадцать, до другой — десять верст. Верстах в четырех в прошлом году открыли большую прядильню; из-за лесу ее высокая труба чернела, а ближе, кроме соседних будок, и жилья не было.

Семен Иванов был человек больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал на войне: служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела. Стоял раз полк в первой линии; целую неделю с турками перестрелка была: лежит наша цепь, а через лощинку — турецкая, и с утра до вечера постреливают. Семенов офицер тоже в цепи был; каждый — день три раза носил ему Семен из полковых кухонь, из оврага, самовар горячий и обед. Идет с самоваром по открытому месту, пули свистят, в камни щелкают; страшно Семену, плачет, а сам идет. Господа офицеры очень довольны им были: всегда у них горячий чай был. Вернулся он из похода целый, только руки и ноги ломить стало. Немало горя пришлось ему с тех пор отведать. Пришел он домой — отец старик помер; сынишка был по четвертому году — тоже помер, горлом болел; остался Семен с женой сам-друг. Не задалось им и хозяйство, да и трудно с пухлыми руками и ногами землю пахать. Пришлось им в своей деревне невтерпеж; пошли на новые места счастья искать. Побывал Семен с женой и на Линии, и в Херсоне, и в Донщине; нигде счастья не достали. Пошла жена в прислуги, а Семен по-прежнему все бродит. Пришлось ему раз по машине ехать; на одной станции видит — начальник будто знакомый. Глядит на него Семен, и начальник тоже в Семеново лицо всматривается. Узнали друг друга: офицер своего полка оказался.

— Ты Иванов? — говорит.
— Так точно, ваше благородие, я самый и есть.
— Ты как сюда попал?
Рассказал ему Семен: так, мол, и так.
— Куда ж теперь идешь?
— Не могу знать, ваше благородие.
— Как так, дурак, не можешь знать?
— Так точно, ваше благородие, потому податься некуда. Работы какой, ваше благородие, искать надобно.

Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит:
— Вот что, брат, оставайся-ка ты покудова на станции. Ты, кажется, женат? Где у тебя жена?
— Так точно, ваше благородие, женат; жена в городе Курске, у купца в услужении находится.
— Ну, так пиши жене, чтобы ехала. Билет даровой выхлопочу. Тут у нас дорожная будка очистится; уж попрошу за тебя начальника дистанции.
— Много благодарен, ваше благородие, — ответил Семен.

Остался он на станции. Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел. Через две недели приехала жена, и поехал Семен на ручной тележке в свою будку. Будка новая, теплая, дров сколько хочешь; огород маленький от прежних сторожей остался, и земли с полдесятины пахотной по бокам полотна было. Обрадовался Семен; стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

Дали ему весь нужный припас: флаг зеленый, флаг красный, фонари, рожок, молот, ключ — гайки подвинчивать, лом, лопату, метел, болтов, костылей; дали две книжечки с правилами и расписание поездов. Первое время Семен ночи не спал, все расписание твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд. Вытвердил он наизусть и правила; хоть и плохо читал, по складам, а все-таки вытвердил.

Дело было летом; работа нетяжелая, снегу отгребать не надо, да и поезд на той дороге редко. Обойдет Семен свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать. В хозяйстве только у него помеха была: что ни задумает сделать, обо всем дорожного мастера проси, а тот начальнику дистанции доложит; пока просьба вернется, время и ушло. Стали Семен с женою даже скучать.

Прошло времени месяца два; стал Семен с соседями-сторожами знакомиться. Один был старик древний; все сменить его собирались: едва из будки выбирался. Жена за него и обход делала. Другой будочник, что поближе к станции, был человек молодой, из себя худой и жилистый. Встретились они с Семеном в первый раз на полотне, посередине между будками, на обходе; Семен шапку снял, поклонился.
— Доброго, — говорит, — здоровья, сосед. Сосед поглядел на него сбоку.
— Здравствуй, — говорит.

Повернулся и пошел прочь. Бабы после между собою встретились. Поздоровалась Семенова Арина с соседкой; та тоже разговаривать много не стала, ушла. Увидел раз ее Семен.
— Что это, — говорит, — у тебя, молодица, муж неразговорчивый? Помолчала баба, потом говорит:
— Да о чем ему с тобой разговаривать? У всякого свое… Иди себе с богом.

Однако прошло еще времени с месяц, познакомились. Сойдутся Семен с Василием на полотне, сядут на край, трубочки покуривают и рассказывают про свое житье-бытье. Василий все больше помалчивал, а Семен и про деревню свою и про поход рассказывал.
— Немало, — говорит, — я горя на своем веку принял, а веку моего не бог весть сколько. Не дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть. Так-то, братец, Василий Степаныч.

А Василий Степаныч трубку об рельс выколотил, встал и говорит:
— Не талан-судьба нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.
— Ну, брат, волк волка ест, это ты не говори.
— К слову пришлось, и сказал. Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да жадность — жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус откусить, да слопать.

Задумался Семен.
— Не знаю, — говорит, — брат. Может, оно так, а коли и так, так уж есть на то от бога положение.
— А коли так, — говорит Василий, — так нечего нам с тобой и разговаривать. Коли всякую скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом. Вот тебе мой сказ.

Повернулся и пошел, не простившись. Встал и Семен.
— Сосед, — кричит, — за что же ругаешься?

Не обернулся сосед, пошел. Долго смотрел на него Семен, пока на выемке на повороте стало Василия не видно. Вернулся домой и говорит жене:
— Ну, Арина, и сосед же у нас: зелье, не человек. Однако не поссорились они; встретились опять и по-прежнему разговаривать стали, и все о том же.
— Э, брат, кабы не люди… не сидели бы мы с тобою в будках этих, — говорит Василий.
— Что ж в будке… ничего, жить можно.
— Жить можно, жить можно… Эх, ты! Много жил, мало нажил, много смотрел, мало увидел.

Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь — выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм. Ты сколько жалованья получаешь?
— Да маловато, Василий Степанович. Двенадцать рублей.
— А я тринадцать с полтиной. Позволь тебя спросить, почему? По правилу, от правления всем одно полагается: пятнадцать целковых в месяц, отопление, освещение. Кто же это нам с тобой двенадцать или там тринадцать с полтиной определил? Чьему брюху на сало, в чей карман остальные три рубля или же полтора полагаются? Позволь тебя спросить?.. А ты говоришь, жить можно! Ты пойми, не об полуторах там или трех рублях разговор идет. Хоть бы и все пятнадцать платили. Был я на станции в прошлом месяце; директор проезжал, так я его видел. Имел такую честь. Едет себе в отдельном вагоне; вышел на платформу, стоит, цепь золотую распустил по животу, щеки красные, будто налитые… Напился нашей крови. Эх, кабы сила да власть!.. Да не останусь я здесь долго; уйду, куда глаза глядят.
— Куда же ты уйдешь, Степаныч? От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько. Жена у тебя работница…
— Землицы! Посмотрел бы ты на землицу мою. Ни прута на ней нету. Посадил было весной капустки, так и то дорожный мастер приехал. «Это, говорит, что такое? Почему без доношения? Почему без разрешения? Выкопать, чтоб и духу ее не было». Пьяный был. В другой раз ничего бы не сказал, а тут втемяшилось… «Три рубля штрафу!..»

Помолчал Василий, потянул трубочки и говорит тихо:
— Немного еще, зашиб бы я его до смерти.
— Ну, сосед, и горяч ты, я тебе скажу.
— Не горяч я, а по правде говорю и размышляю. Да еще дождется он у меня, красная рожа! Самому начальнику дистанции жаловаться буду. Посмотрим!

И точно пожаловался.

Проезжал раз начальник дистанции путь осматривать. Через три дня после того господа важные из Петербурга должны были по дороге проехать: ревизию делали, так перед их проездом все надо было в порядок привести. Балласту подсыпали, подровняли, шпалы пересмотрели, костыли подколотили, гайки подвинтили, столбы подкрасили, на переездах приказали желтого песочку подсыпать. Соседка-сторожиха и старика своего выгнала травку подщипать. Работал Семен целую неделю; все в исправность привел и на себе кафтан починил, вычистил, а бляху медную кирпичом до сияния оттер. Работал и Василий. Приехал начальник дистанции на дрезине; четверо рабочих рукоять вертят; шестерни жужжат; мчится тележка верст по двадцать в час, только колеса воют. Подлетел к Семеновой будке; подскочил Семен, отрапортовал по-солдатски. Все в исправности оказалось.

— Ты давно здесь? — спрашивает начальник.
— Со второго мая, ваше благородие.
— Ладно. Спасибо. А в сто шестьдесят четвертом номере кто?
Дорожный мастер (вместе с ним на дрезине ехал) ответил:
— Василий Спиридов.
— Спиридов, Спиридов… А, это тот самый, что в прошлом году был у вас на замечании?
— Он самый и есть-с.
— Ну, ладно, посмотрим Василия Спиридова. Трогай. Налегли рабочие на рукояти; пошла дрезина в ход. Смотрит Семен на нее и думает: «Ну, будет у них с соседом игра».

Часа через два пошел он в обход. Видит, из выемки по полотну идет кто-то, на голове будто белое что виднеется. Стал Семен присматриваться — Василий; в руке палка, за плечами узелок маленький, щека платком завязана.
— Сосед, куда собрался? — кричит Семен. Подошел Василий совсем близко: лица на нем нету,
белый, как мел, глаза дикие; говорить начал — голос обрывается.
— В город, — говорит, — в Москву… в правление.
— В правление… Вот что! Жаловаться, стало быть, идешь? Брось, Василий Степаныч, забудь…
— Нет, брат, не забуду. Поздно забывать. Видишь, он меня в лицо ударил, в кровь разбил. Пока жив, не забуду, не оставлю так. Учить их надо, кровопийцев…
Взял его за руку Семен:
— Оставь, Степаныч, верно тебе говорю: лучше не сделаешь.
— Чего там лучше! Знаю сам, что лучше не сделаю; правду ты про талан-судьбу говорил. Себе лучше не сделаю, но за правду надо, брат, стоять.
— Да ты скажи, с чего все пошло-то?
— Да с чего… Осмотрел все, с дрезины сошел, в будку заглянул. Я уж знал, что строго будет спрашивать; все как следует исправил. Ехать уж хотел, а я с жалобой. Он сейчас кричать. «Тут, говорит, правительственная ревизия, такой-сякой, а ты об огороде жалобы подавать! Тут, говорит, тайные советники, а ты с капустой лезешь!» Я не стерпел, слово сказал, не то чтобы очень, но так уж ему обидно показалось. Как даст он мне… Терпенье наше проклятое! Тут бы его надо… а я стою себе, будто так оно и следует. Уехали они, опамятовался я, вот обмыл себе лицо и пошел.
— Как же будка-то?
— Жена осталась. Не прозевает; да ну их совсем и с дорогой ихней!
Встал Василий, собрался.
— Прощай, Иваныч. Не знаю, найду ли управу себе.
— Неужто пешком пойдешь?
— На станции на товарный попрошусь: завтра в Москве буду.

Простились соседи; ушел Василий, и долго его не было. Жена за него работала, день и ночь не спала; извелась совсем, поджидаючи мужа. На третий день проехала ревизия: паровоз, вагон багажный и два первого класса, а Василия все нет. На четвертый день увидел Семен его хозяйку: лицо от слез пухлое, глаза красные.
— Вернулся муж? — спрашивает.
Махнула баба рукой, ничего не сказала и пошла в свою сторону.
————

Научился Семен когда-то, еще мальчишкой, из тальника дудки делать. Выжжет таловой палке сердце, дырки, где надо, высверлит, на конце пищик сделает и так славно наладит, что хоть что угодно играй. Делывал он в досужее время дудок много и с знакомым товарным кондуктором в город на базар отправлял; давали ему там за штуку по две копейки. На третий день после ревизии оставил он дома жену вечерний шестичасовой поезд встретить, а сам взял ножик и в лес пошел, палок себе нарезать. Дошел он до конца своего участка, — на этом месте путь круто поворачивал, — спустился с насыпи и пошел лесом под гору. За полверсты было большое болото, и около него отличнейшие кусты для его дудок росли. Нарезал он палок целый пук и пошел домой. Идет лесом; солнце уже низко было; тишина мертвая, слышно только, как птицы чиликают да валежник под ногами хрустит. Прошел Семен немного еще, скоро полотно; и чудится ему, что-то еще слышно: будто где-то железо о железо позвякивает.

Пошел Семен скорей. Ремонту в то время на их участке не было. «Что бы это значило?» — думает. Выходит он на опушку — перед ним железнодорожная насыпь подымается; наверху, на полотне, человек сидит на корточках, что-то делает; стал подыматься Семен потихоньку к нему: думал, гайки кто воровать пришел. Смотрит — и человек поднялся, в руках у него лом; поддел он рельс ломом, как двинет его в сторону. Потемнело у Семена в глазах; крикнуть хочет — не может. Видит он Василия, бежит бегом, а тот с ломом и ключом с другой стороны насыпи кубарем катится.

— Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом! Поставим рельс, никто не узнает. Воротись, спаси свою душу от греха.

Не обернулся Василий, в лес ушел.

Стоит Семен над отвороченным рельсом, палки свои выронил. Поезд идет не товарный, пассажирский. И не остановишь его ничем: флага нет. Рельса на место не поставишь; голыми руками костылей не забьешь. Бежать надо, непременно бежать в будку за каким-нибудь припасом. Господи, помоги!

Бежит Семен к своей будке, задыхается. Бежит — вот-вот упадет. Выбежал из лесу — до будки «со сажен, не больше, осталось, слышит — на фабрике гудок загудел. Шесть часов. А в две минуты седьмого поезд пройдет. Господи! Спаси невинные души! Так и видит перед собою Семен: хватит паровоз левым колесом об рельсовый обруб, дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и вдребезги бить, а тут кривая, закругление, да насыпь, да валиться-то вниз одиннадцать сажен, а там, в третьем классе, народу битком набито, дети малые… Сидят они теперь все, ни о чем не думают. Господи, вразуми ты меня!.. Нет, до будки добежать и назад вовремя вернуться не поспеешь…

Не добежал Семен до будки, повернул назад, побежал скорее прежнего. Бежит почти без памяти; сам не знает, что еще будет. Добежал до отвороченного рельса: палки его кучей лежат. Нагнулся он, схватил одну, сам не понимая зачем, дальше побежал. Чудится ему, что уже поезд идет. Слышит свисток далекий, слышит, рельсы мерно и потихоньку подрагивать начали. Бежать дальше сил нету; остановился он от страшного места саженях во ста: тут ему точно светом голову осветило. Снял он шапку, вынул из нее платок бумажный; вынул нож из-за голенища; перекрестился, господи благослови!

Ударил себя ножом в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила горячей струей; намочил он в ней свой платок, расправил, растянул, навязал на палку и выставил свой красный флаг.

Стоит, флагом своим размахивает, а поезд уж виден. Не видит его машинист, подойдет близко, а на ста саженях не остановить тяжелого поезда!

А кровь все льет и льет; прижимает рану к боку, хочет зажать ее, но не унимается кровь; видно, глубоко поранил он руку. Закружилось у него в голове, в глазах черные мухи залетали; потом и совсем потемнело; в ушах звон колокольный. Не видит он поезда и не слышит шума: одна мысль в голове: «Не устою, упаду, уроню флаг; пройдет поезд через меня… помоги, господи, пошли смену…»

И стало черно в глазах его и пусто в душе его, и выронил он флаг. Но не упало кровавое знамя на землю: чья-то рука подхватила его и подняла высоко навстречу подходящему поезду.

Машинист увидел его, закрыл регулятор и дал контрпар. Поезд остановился.

Выскочили из вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в крови, без памяти; другой возле него стоит с кровавой тряпкой на палке.

Обвел Василий всех глазами, опустил голову:

— Вяжите меня, — говорит, — я рельс отворотил.


Железнодорожный сторож Семен увидел поврежденные завистливым соседом Василием рельсы, а вдали приближающийся поезд. Решил Семен предупредить машиниста. Нанес себе глубокую рану, кровью смочил тряпку и поднял флаг. Однако от потери крови Семен упал, потеряв сознание. Машинист поезда, видя впереди красный сигнал, остановил состав. Вышедшие из поезда люди были поражены: на рельсах лежал окровавленный Семен, а рядом держащий красную тряпку и повторяющий слова признания вины Василий.

Подробный пересказ

Иванов Семен трудился охранником на железной дороге. Вернувшись с войны против турков, Семен долго не мог найти работу. Единственный сын умер. Пришлось ему с супругой переезжать в новые края, хорошей жизни искать. Во время скитаний Семен повстречал офицера, с которым вместе проходили службу. Офицер руководил железнодорожной станцией, он определил Семена к себе на работу сторожем. Выделили Иванову вагончик, и стали они с супругой обживаться. Огород посадили, хозяйство наладили. Семену нравилась эта работа, его участок пути был всегда в идеальном порядке.

Подружился Иванов со своим соседом, звали его Василий. Он постоянно ругал всех начальников в своих несчастьях, считал, что они наживаются на его трудах. Чувства ненависти к людям переполняли Василия. Семен же, все тяготы переносил стойко и мужественно, считал, что на все воля Божья. Семен был полной противоположностью своего соседа.

У Василия были разногласия с тамошним дорожным бригадиром. Василий без разрешения и соответствующих документов посадил огород на своем участке. Мастеру это не понравилось, он велел огород уничтожить. Мужчины подрались. Василий пожаловался на бригадира начальнику, но тот сторожа отчитал и в жалобе отказал. На станцию прибыла проверка. У Семена на участке было все в порядке, а Василий получил выговор. Решил тогда Василий в столицу податься, искать управы на местное руководство, в вышестоящих органах. Вернулся он с Москвы через несколько дней, так ничего не добившись. Василий стал еще больше озлобленным.

Пошел как-то Семен в лес, тальниковых веточек настругать. Мастерил он из них дудочки, а потом продавал на местном базаре, хоть какая-то лишняя копейка в дом. На обратном пути он услышал металлический скрежет у станции, подумал сторож, что кто-то дорогу расхищает, подойдя ближе, Семен увидел, как Василий ломом, крушит железнодорожные пути. Сосед сдвинул рельсу, и, заметив Семена, скрылся в лесу.

Семен знал, что вот-вот пойдет пассажирский поезд. Попробовал голыми руками вернуть рельс на место, не получается, тут инструмент нужен. До станции бежать далеко, не успеет, сойдет состав с рельсов. Кричал он соседа Василия, да он не пришел. Раздался гудок приближающегося поезда. Семен испугался, будет авария. Надо бы подать сигнал машинисту, чтобы тормозил, а нечем. Снял тогда Семен шапку, достал оттуда белый платок, поранил свою руку острием ножа, смочил платок в крови и машет поезду. Просит сторож, Бога помочь ему в этом. Чувствует мужчина, поплохело ему, сознание теряет, но об одном думает, лишь бы машинист сигнал увидел. Упал Семен, а его платок, чья-то рука перехватила и машет. Машинист разглядел сигнал, остановил состав. Сбежались люди, на путях человек в крови лежит, а рядом Василий с платком стоит. Арестовывайте меня, сказал Василий, это я аварию учинил.

Это произведение о великой отваге простого человека, он не испугался пожертвовать своим здоровьем, рискнуть своей жизнью, для того, чтобы другие люди жили. Рассказ учит порядочности и мужеству.

Картинка или рисунок Сигнал

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Вишневый сад кратко и по действиям

    События пьесы разворачиваются весной в 1904 году. Любовь Андреевна Раневская с дочерью, служанкой и лакеем возвращаются на Родину

Иванов Семен Иванович — главный герой рассказа «Сигнал» Гаршина. Он бывший солдат, денщик. Семен Иванович становится «сторожем на железной дороге». Живет он, «человек больной и разбитый», вместе с женой Ариной в будке, при которой есть «с полдесятины пахотной земли». В мировосприятии Семена соединяется вечное крестьянское тяготение к земле с осознанием ответственности своей новой «железной» должности. Его философия: «уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть».

Иной его сосед по дистанции — «человек молодой», «худой и жилистый», Василий Степанович Спиридов. Он убежден: «не талан-судьба нам с тобой век заедает, а люди. <...> Коли всякую скверность на Бога сваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом».

Рассорившись с начальством, Василий покидает службу и отправляется в Москву искать «управу себе». Очевидно, безрезультатно: через несколько дней он возвращается и отвинчивает рельс незадолго до прихода пассажирского поезда. Это замечает Семен и пытается предотвратить крушение: собственной кровью смачивает платок и с таким красным флагом выходит навстречу поезду. Он теряет сознание от сильного кровотечения, и тогда флаг подхватывает Василий, наблюдавший издали за происходящим. Поезд остановлен. Последняя фраза рассказа — слова Василия: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Рассказ «Сигнал» Гаршина вошел в круг хрестоматийного чтения подростков, однако его толкование советскими литературоведами было довольно упрощенным. К дежурной и малосодержательной фразе, что в «Сигнале» Гаршин зовет к «героизму, к самопожертвованию ради блага народа», прибавлялось то соображение, что «Семен показан сторонником кроткого смирения и противопоставлен человеку, страстно ненавидящему хозяев современной жизни. При этом сторонник борьбы приходит к преступлению, а проповедник смирения — к подвигу самопожертвования». Гаршину вменяется в вину следование «реакционной толстовской «теории» «непротивления злу насилием».

Однако содержание рассказа свидетельствует о несколько иных целях автора: конфликты Василия с начальством зачастую вызваны его характером, его достаточно вольным отношением к собственным обязанностям. И его преступление несоизмеримо с нанесенным ему оскорблением. Думается, здесь Гаршин следует не столько не любимому идеологами большевизма и их присными «толстовству», но выражает убеждение, вообще характерное для русских писателей 2-й половины XIX в: любой радикализм разрушителен, он несет только зло и не имеет морального оправдания.

Ради утверждения этой идеи и дает Гаршин в «Сигнале» столь символический, во многом литературный финал (так ли уж обязательно было Семену смачивать платок кровью?! Неужели сам по себе человек на рельсах, размахивающий любым предметом, не сигнал тревоги для машиниста?!). Где радикализм — там преступления, там кровь невинных жертв, говорит писатель. Через десятилетия красный от крови Семена флаг в руке Василия роковым образом стал выражать смысл кровавого радикализма XX в. — большевизма, а сам по себе подвиг Семена обнаружил свое тяжелое сходство с обычным «подвигом» советской эпохи: как правило, это самопожертвование одних из-за преступности других (а не противостояние стихиям и т. п.).

Оборудование урока: портрет В.Гаршина; высказывания писателей.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе;
  • раскрыть содержание проблемы мести и предательства в рассказе.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к человеку.

Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся,навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.

  • "Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера". Франсуа Ларошфуко
  • "Сладчайшая месть - это прощение". Исраэл Фридман

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Я приглашаю вас к разговору о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ и МЕСТИ, о подвиге и его месте в жизни человека. Это очень серьезные вопросы. Попробуем разобраться в них на примере рассказа Всеволода Гаршина "Сигнал".

2. Постановка целей урока.

Какую цель поставим перед собой?

Какие задачи необходимо решить?

3. Сообщение учащегося о В.Гаршине.

Всеволод Гаршин - российский писатель. Очень рано стал интересоваться взрослыми вопросами о смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и живой человек, очень добрый и справедливый к людям (по воспоминаниям его современников). Всеволод Гаршин - человек нелегкой судьбы: участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым в пехотном полку. По окончании войны был произведен в офицеры. Все его произведения пронизаны идеей борьбы за свободу личности, уничтожение неравенства между людьми. Страстно любил Родину. В рассказе "Сигнал" писатель поднимает вопросы предательства и мести, говорит о подвиге простого человека.

4. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Прочитайте высказывания известных писателей (на доске).

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с мнениями писателей?

Одинаковы ли понятия ПРЕДАТЕЛЬСТВО и МЕСТЬ?

5. Распределение заданий по группам.

Какие жизненные взгляды были у Семена и Василия? Сравните - представьте в таблице.

Чем был недоволен Василий? На кого злится? (Докажите текстом)

КОНФЛИКТ - в произведении между кем возникает?

Чтение отрывка (Василий пошёл жаловаться в Москву). Какие черты характера Василия проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав в этом споре?

Чтение отрывка (Действия Василия на железнодорожных путях).

Поступок Василия - это отчаяние, предательство или месть?

Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди? Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?

Каждая группа свои размышления оформляет на листах в форме опорного конспекта.

6. Обсуждение важных эпизодов рассказа в раскрытии главных проблем произведения.

Участники каждой группы (поочерёдно) выступают со своими рассуждениями по предложенным вопросам.

На центральной доске оформляется график-движение, развитие основного конфликта в произведении. Показываются разные участники этого конфликта и их характеристики.

Различны характеры главных героев рассказа, их мироощущение.

Василий - злой на людей, горяч (чуть начальника не зашиб до смерти). Не желает мириться и молчать: "Как можно жить на такое жалованье? Правду надо искать и жаловаться на этих начальников, не молчать!"

Семен - любит людей, терпелив к ним: "Терпеть надо, что Бог пошлет, то и будем принимать".

Но в решающий кульминационный момент (когда Семен, обливаясь кровью, держал спасательный флаг на железнодорожных путях, а приближающийся поезд был все ближе и ближе) Василий решает вернуться, он помог Семену удержать флаг.

Итак, герои поступают одинаково! Это мы и видим с вами в нашем графике.

Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?

Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди?

7. Выводы:

Мы проследили, как зародился конфликт между начальником и Василием, как он развивался. Любые конфликты между людьми опасны тем, что их развитие, последствия могут сказаться не только на участниках конфликта, но и на тех, кто не принимал в них участия. Семен - не участник конфликта, а пострадал!

А в нашей жизни - известны ли вам случаи, когда страдали люди, не участвующие в самих конфликтах?

Что такое подвиг?

Можно ли поступок Семена назвать подвигом? А поступок Василия?

Чем поучительна эта история?

Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более внимательно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении прощения в жизни человека.

8. Организация домашнего задания.

Напишите творческую работу на тему "С чего начинается предательство?".