Значимые деятели эпохи возрождения. Гений эпохи Возрождения. Выдающиеся личности в истории. Перемены в обществе

  • Вопрос 31. Психолого-педагогическое консультирование семей с детьми раннего юношеского возраста.
  • Вопрос 53. Завоевание Южной Италии. Создание Римско-италийского союза, его организация и структура.
  • Предпосылки Возрождения. В Италии в XIV-XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

    Для ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

    Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (франц. - «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру, достойную вечного подражания. Деятели Возрождения старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерона. С этим было связано возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона, Тита Ливия и др. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Леонардо Бруни (1374-1444), канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов - Платона, Аристотеля, Плутарха и др. В это время во Флоренцию из Византии было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.

    Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.

    Советская историография рассматривает культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегося в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. В создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейся буржуазии до передовой части дворянства. Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представителя «...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества»". Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus - «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.



    Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Отказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрения, критика католического духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики; гуманистическая культура была культурой светской. Один из гуманистов-Лоренцо Валла (1407-1457) в своем трактате «О подложности Константинова дара» опроверг легенду о том, что император Константин передал папе светскую власть в Риме и на всем западе империи. Он доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцелярии в VIII в. Это подрывало теократические притязания папы.



    Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччо-лини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...».

    Данте Алигьери. В этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие плеяда выдающихся поэтов, писатеЦяей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупней-шей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собой энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.

    Данте обладал исключительной силой изображения, и его поэма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений - там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый - предателей Брута, Кассия, Иуду. Для клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и для пап, уготованы огненные ямы.

    Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фаринато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изобразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Героем Данте является страдающий от адских мук Улисс (Одиссей), всегда стремившийся к «новизне и истине».

    Данте написал трактат «О монархии», где он ратовал за объединение Италии, которая должна была стать центром возрожденной Римской империи.

    Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304-1374). Он родился в г. Ареццо (Средняя Италия), в молодости жил некоторое время в Авиньоне, где занимался в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в Италию. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни.

    Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя».

    Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Но этому первому гуманисту еще были свойственны душевные смятения, разлад между традиционной и новой системой воззрения. Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Римский сенат увенчал его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

    Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

    Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежит сочинение «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Боккаччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.

    Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьондо (XV в.) написал большую работу:

    «История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Леонардо Бруни написал «Историю Флоренции» в 12 книгах. Движущей силой исторического процесса он считал самого человека.

    Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».

    Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания человеческой личности. Это относилось с их точки зрения только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

    Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331-1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли.

    С именем другого канцлера Флоренции - Леонардо Бруни связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода - естественная форма человеческой общности (имея в виду пополанскую демократию). Служение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье - это деятельность на благо того общества, в котором человек живет. Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образования, пропагандистом античной философии.

    Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания - создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

    Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

    Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

    Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386-1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие, как конная статуя кондотьера Гаттемалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

    Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунел-лески (1377-1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капеллы, но и здания гражданского назначения, такие, как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питти - новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Аль-берти, другой крупный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где изложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изучения античных памятников. В другой своей работе - «О живописи» он сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие античных художников.

    Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Неаполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город прекрасными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в «Садах Медичи» картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских городов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только благодаря писателям».

    Эпоха Возрождения May 12th, 2017

    Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

    В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

    Эпоха Возрождения кратко

    Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

    Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

    Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

    Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

    Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

    В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

    Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:


    1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

    2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

    3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

    4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

    С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

    По сути, эпоха Возрождения - это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

    Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

    Человек эпохи Возрождения

    Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

    «Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

    Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

    Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

    Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

    А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

    Литература Возрождения

    Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

    Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

    Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

    Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

    Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

    В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

    Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

    Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами - англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

    Философия эпохи Возрождения

    Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

    Николай Кузанский - один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

    Леонардо Бруни - итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

    Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса - Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

    Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

    Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

    Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

    Мишель Монтень - французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

    Мартин Лютер - выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения - протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

    Томас Мор - английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

    Эразм Роттердамский - видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

    Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

    Художники эпохи Возрождения

    Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

    Сандро Боттичелли - яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

    «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

    Пьеро делла Франческа - известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

    Леонардо да Винчи - один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

    «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

    Рафаэль Санти - один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

    «Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

    Микеланджело Буоанарроти - гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

    Тициан Вечеллио - выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».


    Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить и успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др).

    Характерной для этого периода является Реформация, когда на первый план в духовной жизни выдвигалось отношение к Богу, ведь каждая личность имеет право на свободу веры. Итак, эпоха Возрождения - это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего, - большой переворот в культуре.

    В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма (от лат. - человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Древнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода. Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это образ идеализирован, героизирован, но именно он стал сущностью ренессансной культуры. Эстетичный идеал Возрождения - образ человека, что сам себя создает, не имея никаких сомнений.

    Гуманизм убеждает человека, что он создает собственную судьбу. Он должен настойчиво, целеустремленно идти к поставленной цели. И цель эта конкретная, целиком достижимая: личное счастье, получение новых знаний, рост по службе. Период ХV-ХVІІ ст. имеет название Больших географических открытий, так как в настоящее время были осуществлены путешествия, которые открыли человечеству новые части света. Зарождение и развитие капитализма в Европе нуждались в большом количестве денег. А уже давно ходили легенды о сказочной стране Индии, богатой на золото и серебро. Поэтому два самых могущественных государства Европы - Испания и Португалия - начинают борьбу за поиски пути в Индию. Но многих мореплавателей, кроме денег, влекла красота, величие и тайны морских пространств. Поэтому они путешествовали, чтобы открыть еще неизведанные земли, прославить свое имя, свою страну.

    Христофор Колумб в 1492 году вывел из тихой гавани Испании три каравеллы. Через 33 дня экспедиция достигла Багамских островов (Центральная Америка), но Колумб был уверен, что он оказался в Индии. Он так и умер, не узнав, что открыл новую часть света - Америку. Позднее это доказал флорентийский мореплаватель А. Виспуччи.

    Васко да Гама в 1498 году открыл морской путь в настоящую Индию. Открытый маршрут обеспечивал торговые связи европейских стран с государствами побережья Индийского океана.

    Фернан Магеллан осуществил кругосветное путешествие. Экспедиция продолжалась 1081 день, из 265 человек в живых остались лишь 18, поэтому еще долго никто не отваживался осуществить подвиг Магеллана. Но его экспедиция подтвердила практически, что Земля имеет форму шара.

    Большие изменения состоялись в развитии науки. Были произведены новые исследовательские приемы явлений природы, родились новые взгляды на мироздание.

    Николай Коперник (польский ученый) занимался изучением не только астрономии и математики, а и медицины и права. Он стал основоположником гелиоцентрической системы мира.

    Джордано Бруно (итальянский ученый) был настоящим революционером в науке, так как отдал жизнь за свои убеждения. Он утверждал, что мир безграничный и наполнен многими небесными телами. Солнце - только одна из звезд, а Земля - лишь небесное тело. Это было полное возражение всех догм церкви о строении мира. Инквизиция предъявила обвинение ученому в ереси. Он был поставлен перед выбором: или отречься от своей идеи, или умереть на костре. Дж. Бруно выбирает последнее. Все работы ученого и он сам были сожжены.

    Галилео Галилей (итальянский ученый) изобрел телескоп, с помощью которого увидел необъятную Вселенную, и первым из ученых наблюдал за звездным небом, подтвердил учение Коперника.

    Как видим, ученые новой эпохи, которая осталась в истории под названием Ренессанса, изменили религиозные взгляды на мир и смогли научно обосновать его новое видение. Они жертвовали собой ради истины. Новое учение о мире проторяло себе путь, давая возможность дальнейшего изучения и правильного объяснения мира.

    Изобретение книгопечатанья Й. Гуттенбергом оказывало содействие распространению не только грамотности среди населения, а и роста образованности, развития наук, искусств, в том числе и художественной литературы, распространению ее среди грамотных людей. Особенно ценной для деятелей культуры этой эпохи была античная литература. Идеалом титаны Возрождения считали человека гармонично развитого, наделенного высокой интеллектуальной культурой, умом, талантом, трудолюбием.

    Свыше шести столетий интригуют читателя сонеты итальянского поэта Франческо Петрарки. Пылко влюбленный в античность, он изменил свою фамилию Петракко на Петрарка, так как так она больше напоминала древнеримскую. Его «Книга песен» содержит 366 поэзий, написанных на народном итальянском языке. Сонеты Петрарки - это первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церкви и опуститься на грешную землю, к людям. Его любовь к Лауре чрезвычайно верная и вместе с тем земная. Поэт вскрыл внутренняя мир своей любимой, правдиво описал человеческие чувства и переживания. Поэтому и считается творцом новой психологической лирики, которая стала драгоценным взносом в казну мировой поэзии.

    Виднейшей книгой итальянского писателя Джованни Боккаччо стал сборник новелл «Декамерон», где он утверждает право человека на земную радость. Видное место в «Декамероне» занимают новеллы любовной тематики, в которых автор осуждает брак по расчету, бесправное положение женщины в семье, прославляет любовь как большое и животворное чувство. На его взгляд, достойным человека должно быть умение подчинять плотское духовному.

    Роман Мигеля Сервантеса де Сааведри «Дон Кихот» пережил не одно столетие. Сервантес устами «безумного» мудрого рыцаря Дон Кихота высказывает идеи, которые не потеряли своего значения и сегодня.

    Вершиной английского Возрождения и всей европейской литературы стало творчество Вильяма Шекспира - непревзойденного поэта и драматурга. Его перу принадлежат 37 пьес - комедий, трагедий, драм, а также 154 сонета. В своих произведениях автор размышляет о красоте человеческих отношений, сущности любви, содержании жизни и назначении человека.

    Названные произведения великих писателей эпохи Возрождения разные по жанрам, но все они пронизаны идеалами гуманизма. Их жизненная правда свидетельствовала о том, что уже есть люди, способные перестроить окружающий мир на основе принципов ума.

    С определением основных черт связана хронология эпохи Итальянского Возрождения - Ренессанса . Время, в которое названные выше черты едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или в обозначении названиями столетий - дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.). Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто (XV в.). Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть высоким Возрождением (чинквеченто (XVI в.).

    Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне, поэта, гуманиста Франческо Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо, архитектора Филиппа Брунелески, скульптора Донателло, живописца Мазаччо, гуманиста, писателя Лоренцо Валлу, гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу, философа, гуманиста Марсилио Фичино, живописца Сандро Боттичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.

    Четкая ориентация Ренессанса на человека связана с социально-экономическими факторами, в частности с развитием простого товарно-денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия явилась городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были сосредоточием мастеров своего дела - людей, покинувших крестьянское хозяйство и полностью полагающих прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представления о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей.

    Города Италии славились разнообразными ремеслами, кроме того они активно участвовали в транзитной торговле. Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Ренессанса не отличалось вульгарно-материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее воздействие здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая конечно же, была прерогативой верхов общества.

    Ранние гуманисты: поэт-философ Ф.Петрарку (1304-1374), писатель Дж.Боккаччо (1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучение античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

    В своей «Исповеди» Петрарку писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

    Художники также стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

    Великий художник Сандро Боттичелли острее других выразил духовное содержание раннего Ренессанса. Его творчество отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Этот период более чем какой - либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время в большей мере идут разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли видел его в русле нового времени, однако образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. Иными словами, наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».

    Трагизм мироощущения - несоответствие замысла, грандиозного и великого, результату творчества, прекрасному для современников и потомков, но мучительно недостаточному для самого художника - делает Боттичелли истинным возрожденцем. Трагизм сквозит в тайных душевных движениях, явленных великим мастером в его портретах и даже в печальном лике самой богини красоты Венеры. . Культурология: Учебное пособие для студентов вузов Под ред Г.В. Драча. - Ростов-н-Д: «Феникс», 2003. С. 244.

    На судьбу и творчество Боттичелли, равно как и на судьбы многих возрожденцев, повлияла личность Джироламо Савонаролы (1452 - 1498). С одной, достаточно традиционной точки зрения, Савонаролу трудно причислить к деятелям культуры Возрождения. Слишком разнятся его мысли и убеждения с общим стилем ренессансного мировоззрения. С другой, он является истинным представителем этой культуры. Его сочинения имели немалый успех. Он постоянно изобличал пороки аристократии и духовенства. И все же Савонарола был возрожденцем. Истинная вера в Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовной наполненности его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Возрождения. Само появление личности Савонаролы подтверждает тот факт, что культура Возрождения, не имея под собой народной основы, затронула лишь верхи общества. Общий стиль ренессансного мышления, модификация религиозного сознания не встретили откликов в душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясли его. Именно широкое понимание народа помогло Савонароле, по сути победить гуманистический энтузиазм флорентийцев. Савонарола остается в истории ярким примером возрожденца, но только совсем иного типа, чем гуманисты Ф.Петрарка и Л.Валла или художники Леонардо да Винчи и Рафаэль. А это лишь расширяет представления об удивительной и притягательной культуре Возрождения - беспокойном времени, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты», когда «человеческой жизни сообщалось вихревое движение, она закружилась в весеннем хороводе» - как образно охарактеризовал эту культуру А.Блок.

    Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Бокаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

    Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного его периода.

    Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери - легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились первые тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир», трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Но самое, конечно, известное его произведение - это «Комедия» названная потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет, - изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Виргилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.

    Первое, что характеризует Данте, как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому «новому сладостному стилю» - направлению, полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания. Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики - взаимоотношений «земной» и «небесной» любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет: он предстает как доступное человеческому восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.

    Задача приближения к миру вечных сущностей, к божественной идее стоит перед всеми художниками Ренессанса, и тот факт, что Данте тяготеет к символизму, подчеркивает это стремление. У Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с общепринятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них. У Данте вызывают сочувствие грешники, осужденные за чувственную любовь. Конечно, так сострадать мог лишь человек новой эпохи, пусть еще только прорисовывавшейся, но уже отличающейся самобытностью и оригинальностью.

    Все творчество Данте: и его «Божественная комедия», и его канцоны, сонеты, философские произведения - свидетельствуют о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности - истоки этой эпохи. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 338.

    Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: «Благородство, словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были». Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

    Пришла на смену Средним векам и продлилась до Просвещения. Она имеет огромное значение в истории Европы. Отличается светским типом культуры, а также гуманизмом и антропоцентризмом (на первое место выходит человек). Деятели эпохи Возрождения также поменяли свои взгляды.

    Основная информация

    Формировалась новая культура благодаря изменившимся в Европе общественным отношениям. Особенно повлияло на нее падение Византийского государства. Множество византийцев иммигрировало в европейские страны, а с собой они принесли огромное количество произведений искусства. Все это не было знакомо и Козимо Медичи, впечатлившись, создал во Флоренции Академию Платона.

    Распространение городов-республик повлекло за собой разрастание сословий, которые были далеки от феодальных отношений. К ним относились ремесленники, банкиры, торговцы и так далее. Они не считались со средневековыми ценностями, которые были сформированы церковью. В результате этого образовался гуманизм. Под данным понятием подразумевается философское направление, которое рассматривает человека как высшую ценность.

    Во многих странах стали формироваться светские научные и исследовательские центры. Их отличием от средневековых стало отделение от церкви. Большой сдвиг произвело изобретение в XV веке книгопечатания. Благодаря этому стали все чаще и чаще появляться выдающиеся деятели эпохи Возрождения.

    Формирование и расцвет

    Первым появилось Возрождение в Италии. Здесь его признаки начали проявляться еще в XIII и XIV веках. Однако популярность ему тогда снискать не удалось, и лишь в 20-е годы XV века оно смогло закрепиться. В других странах Европы Возрождение распространилось гораздо позднее. Именно на конец столетия пришелся расцвет этого течения.

    Следующий век стал кризисным для Возрождения. Результатом стало появление маньеризма и барокко. Вся эпоха Возрождения разделена на четыре периода. Каждый из них представлен своей культурой, искусством.

    Проторенессанс

    Является переходным периодом от Средневековья к эпохе Возрождения. Его можно разделить на два этапа. Первый продолжался при жизни Джотто, второй - после его кончины (1337 г.). Первый был наполнен великими открытиями, в этот период творили ярчайшие деятели эпохи Возрождения. Второй проходил параллельно смертоносной чуме, которая терзала Италию.

    Деятели искусства эпохи Возрождения этого периода выражали свое мастерство преимущественно в скульптуре. Особенно можно выделить Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, а также Никколо и Джованни Пизано. Живопись того времени представлена двумя школами, которые располагались в Сиене и Флоренции. Огромную роль в живописи того периода сыграл Джотто.

    Деятели эпохи Возрождения (художники), в частности Джотто, стали на своих картинах помимо религиозных тем затрагивать и светские.

    В литературе переворот совершил Данте Алигьери, создавший знаменитую "Комедию". Однако потомки, восхищаясь, назвали ее "Божественной комедией". Сонеты Петрарки (1304-1374 гг.), написанные в тот период, обрели огромную популярность, а его последователем стал Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.), автор "Декамерона".

    Известнейшие деятели эпохи Возрождения стали творцами языка. Произведения этих писателей снискали известность за границами родного государства еще при их жизни, а впоследствии и вовсе были причислены к сокровищами мировой литературы.

    Период Раннего Возрождения

    Данный период продолжался восемьдесят лет (1420-1500 гг.). Деятели эпохи Раннего Возрождения не стали отказываться от привычного недавнего прошлого, но стали в своих работах прибегать к классике древности. Постепенно они перешли от средневековых принципов к античным. На этот переход повлияли изменения в жизни и культуре.

    В Италии уже в полной мере проявлялись принципы классической древности, в других же государствах по-прежнему придерживались традиций готического стиля. Лишь к середине XV века Возрождение проникает в Испанию и севернее Альп.

    В живописи, прежде всего, стали показывать красоту человека. Ранний период, главным образом, представлен работами Боттичелли (1445-1510), а также Мазаччо (1401-1428).

    Особенно знаменитым скульптором того периода является Донателло (1386-1466). В его работах преобладал портретный тип. Также Донателло впервые со времен античности создал скульптуру обнаженного тела.

    Главнейшим и того периода стал Брунеллески (1377-1446). Он сумел соединить в своих работах древнеримский и готический стили. Занимался строительством капелл, храмов и дворцов. Также возвратил элементы античной архитектуры.

    Период Высокого Возрождения

    Это время стало расцветом эпохи Возрождения (1500-1527). Центр итальянского искусства расположился в Риме, а не в привычной Флоренции. Причиной этому стал новоиспеченный Папа Юлий II. Он имел предприимчивый и решительный характер, в период его нахождения на папском престоле ко двору пришли лучшие деятели культуры эпохи Возрождения.

    В Риме началось сооружение великолепнейших зданий, скульпторы создают многочисленные шедевры, которые являются жемчужинами мирового искусства и в наше время. Происходит написание фресок и картин, которые завораживают своей красотой. Все эти отрасли искусства развиваются, помогая друг другу.

    Исследование античности становится все более глубоким. Все с большей точностью воспроизводится культура того периода. При этом спокойствие Средневековья сменяется игривостью в живописи. Тем не менее деятели эпохи Возрождения, список которых обширен, заимствуют лишь некоторые элементы античности, а основу создают самостоятельно. Каждый имеет свои отличительные черты.

    Леонардо Да Винчи

    Известнейшим деятелем эпохи Возрождения является, пожалуй, Леонардо Да Винчи (1452-1519). Это наиболее разносторонняя личность того периода. Он занимался живописью, музыкой, скульптурой, наукой. За свою жизнь Да Винчи смог изобрести множество вещей, которые прочно вошли в нашу сегодняшнюю жизнь (велосипед, парашют, танк и так далее). Иногда его опыты заканчивались провалами, но случалось это из-за того, что некоторые изобретения, можно сказать, опережали время.

    Большинству он известен, конечно же, благодаря картине "Мона Лиза". Многие ученые до сих пор ищут в ней разнообразные тайны. После себя Леонардо оставил несколько учеников.

    Период Позднего Возрождения

    Стал заключительным этапом в эпохе Возрождения (с 1530 по 1590-1620 гг., однако некоторые ученые продлевают его до 1630 года, из-за этого возникают постоянные споры).

    В Южной Европе в то время начало проявляться движение (Контрреформация), целью которого было вернуть величие католической церкви и христианской веры. Все воспевания человеческого тела для него были неприемлемы.

    Многочисленные противоречия вылились в то, что начал проявляться кризис идей. В результате неустойчивости религии деятели эпохи Возрождения начали терять гармонию между природой и человеком, между телесным и духовным. Итогом стало появление маньеризма и барокко.

    Возрождение в России

    Культура Возрождения в некоторых областях оказала влияние и на нашу страну. Однако ее воздействие было ограничено достаточно большим расстоянием, а также привязанностью русской культуры к православию.

    Первым правителем, проложившим путь Ренессансу в Россию, стал Иван III, который во время своего пребывания на престоле начал приглашать итальянских архитекторов. С их приходом появились новые элементы и технологии строительства. Однако огромного переворота в архитектуре не произошло.

    В 1475 году восстановлением Успенского собора занимался итальянский архитектор Он придерживался традиций русской культуры, но добавил в проект простор.

    К XVII веку из-за влияния эпохи Возрождения русские иконы приобретают реалистичность, но в то же время художники следуют всем древним канонам.

    Вскоре Русь смогла освоить и книгопечатание. Однако особое распространение оно получило лишь в XVII веке. Многие технологии, которые появлялись в Европе, достаточно быстро завозились и в Россию, где улучшались и становились частью традиций. Например, в соответствии с одной из гипотез, водка была завезена из Италии, уже впоследствии ее формулу доработали, и в 1430 году появился русский вариант этого напитка.

    Заключение

    Эпоха Возрождения дала миру многих одаренных художников, исследователей, ученых, скульпторов, архитекторов. Из огромного количества имен можно выделить те, которые наиболее известны и прославлены.

    Философы и ученые:

    • Бруно.
    • Галилей.
    • Пико Делла Мирандола.
    • Николай Кузанский.
    • Макиавелли.
    • Кампанелла.
    • Парацельс.
    • Коперник.
    • Мюнцер.

    Писатели и поэты:

    • Ф. Петрарка.
    • Данте.
    • Дж. Бокаччо.
    • Рабле.
    • Сервантес.
    • Шекспир.
    • Э. Роттердамский.

    Архитекторы, живописцы и скульпторы:

    • Донателло.
    • Леонардо да Винчи.
    • Н. Пизано.
    • А. Росселино.
    • С. Боттичелли.
    • Рафаэль.
    • Микеланджело.
    • Босх.
    • Тициан.
    • А. Дюрер.

    Конечно, это лишь малая часть деятелей эпохи Возрождения, но именно эти люди стали ее олицетворением для многих.