Традиция духовная

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость. Сегодня, когда очень много семей распадается, просто необходимо рассказывать детям о духовных традициях русской семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-познавательная беседа

«ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СЕМЬИ»

Цели: расширить представление обучающихся о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать учащихся к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, книги М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя обучающихся.

II. Проблемная ситуация.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет быть счастливым. Как вы думаете, а что нужно для счастья?

Да, я согласна с вами, конечно же, для счастья нужна семья. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

III. Сообщение темы мероприятия.

Слайд 1. Сегодня, в преддверии Международного дня семьи, который отмечается 15 мая, я предлагаю вам поговорить о духовный традициях русской семьи.

У нас в училище уже стало традицией в мае проводить подобные мероприятия.

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость.

Существует легенда о том, что раньше не было разделения полов, а были сросшиеся воедино 2 существа, несущие одновременно мужское и женское начала. Идеальная гармония, великая сила любви была присуща им. Все их помыслы, поступки, стремления были общими. Великий бог Зевс не мог допустить, чтобы между людьми за пределами Олимпа могли существовать такие отношения и рассек пополам эти единые существа, разбросав их по Земле. Но любовь их не ослабла, стремление быть вместе еще более усилилось. И с тех пор каждый в этом мире ищет свою половину, а найти ее не всегда удается. Грустная и прекрасная легенда…

Но в действительности все не так гладко. Слайд 2. Россия является лидером по количеству разводов. Вы только представьте себе, каждый второй брак распадается, каждый третий ребенок рождается вне брака.

Теряются родственные связи. Не остается ничего святого.

Чтение стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про тапочки забыл, сказал смущённо:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
- Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься - к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки - ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку тешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днём старушка всё слабеет,
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа - первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта -
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье - не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
- Вы ж говорили - умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт…Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик -
Мол, подожди, Господь, не забирай

Почему так происходит? Что делать?

Конечно же, нельзя игнорировать опыт прошлых поколений.

IV. Обратимся к истории.

Слайд 3.

Серьезным «документом» на Руси, регламентирующим поведение человека в государстве, в семейной жизни, быту, был знаменитый «Домострой» (составитель Сильвестр). В Московском тексте 17 века 64 главы четко определяют обязанности человека по отношению к церкви и царю, к своим близким, жене, детям и т.д.

Слайды 4, 5 Главной идеей «Домостроя» является идея ответственности и авторитета: муж является господином своей семьи и несет ответственность перед Богом и государем за свою семью, за воспитание детей. Само понятие «Дом» в «Домострое» значительно шире, дом - это не только семья, но и общество, род, страна, мир. Правила «Домостроя» даны самим Богом, Церковью, выношены народом. Люди не просто читали его, переписывали, перестали лишь в 1940 – 1950 г.

Очень важная роль в семье принадлежала матери. (Зачитывается отрывок из «Судьбы человека» М. Шолохова).

Крестьянские дети получали в семье основы духовного воспитания. Семью не случайно называли «малой церковью», здесь происходило приобщение ребенка к молитвенному общению, постижение им азов православной веры. «Красный» угол избы служил для детей зримым подтверждением постоянства Божественного присутствия. Регулярное участие в богослужениях, таинства исповеди и причастия поддерживали в юных душах огонь Божественной любви.

Благословение перед разлукой, обычай в молчании посидеть вместе в безмолвной молитве перед отъездом свойственна русской семье. Тяжесть разлуки скрашивается переброшенным через нее мостом благословения. Отпускаемым на чужбину детям, сыновьям, уходящим на войну, столько давалось с собой благословений и молитв на дорогу, и так много было в старину рассказов про то, как материнское благословение - образок, повешенный на шею матерью перед отъездом - отклонило полет неприятельской пули. Мы здесь касаемся самого святого, сокровенного и интимного в жизни семьи. Отсюда вырастают те невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом, дают столько теплоты и очарования ее внутреннему «воздуху».

Слайд 6 . Обратимся к известной всем семье последнего русского царя Николая II.

1894 год. Николай II запишет в своем дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».

1916 год. Александра Федоровна в письме мужу: «Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо, это 22-я годовщина помолвки. Боже, как летит время... Незабвенны дни и та любовь, которую ты дал мне».

И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

«В 9 часов ровно мы услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку мы назвали Ольгой! Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние о случившемся». (Николай II. Дневники).

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай II был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».

« Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, самое родное место для нас в мире», - запишет в своем дневнике Александра Федоровна.

V. Подведение итогов беседы. «Фундамент» семьи. Слайд 7.

VI. Работа творческих групп. (Создаются 3 группы обучающихся во главе с преподавателем. Каждая группа совместно ищет ответ на поставленный вопрос).

1 группа.

Какие традиции можно «завести» в своей семье?

2 группа

Как можно разумно распределить домашние обязанности между членами семьи? (Приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, контроль за учебой детей, посещение родительских собраний и т. д.).

3 группа

Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять Правительству для укрепления семьи, для повышения рождаемости?

Пока группы обсуждают поставленные перед ними вопросы, зрители отвечают на вопросы викторины. Слайд 8, 9. Обсуждение пословиц. Слайд 10.

VII. Отчет творческих групп.

VIII. Подведение итога.

На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Они назывались разгоняи. Тем самым гостям намекали, что пора расходиться по домам.

Я тоже хочу раздать вам такие пряники.

IX.Рефлексия.


Информационно-познавательная беседа «Духовные традиции русской семьи»

16.10.2014 год

МБОУ Сухобезводнинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ ИК-14

Классный руководитель 10 «а» класса, учитель биологии и химии Саянова Татьяна Леонидовна

Цели:

расширить представление обучающихся о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать учащихся к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения:

Урок - беседа.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя обучающихся.

Классный руководитель.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о счастье. Что это такое. У каждого человека своё счастье, свои мечты о счастье, свои приоритеты. Давайте поговорим об этом.

Проблемная ситуация.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет быть счастливым. Как вы думаете, а что нужно для счастья? Да, я согласна с вами, конечно же, для счастья нужна семья. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

Сообщение темы мероприятия.

Сегодня я предлагаю вам поговорить о духовный традициях русской семьи. У нас уже стало традицией проводить подобные мероприятия.

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость.

Существует легенда о том, что раньше не было разделения полов, а были сросшиеся воедино 2 существа, несущие одновременно мужское и женское начала. Идеальная гармония, великая сила любви была присуща им. Все их помыслы, поступки, стремления были общими. Великий бог Зевс не мог допустить, чтобы между людьми за пределами Олимпа могли существовать такие отношения и рассек пополам эти единые существа, разбросав их по Земле. Но любовь их не ослабла, стремление быть вместе еще более усилилось. И с тех пор каждый в этом мире ищет свою половину, а найти ее не всегда удается. Грустная и прекрасная легенда…

Но в действительности все не так гладко. Россия является лидером по количеству разводов. Вы только представьте себе, каждый второй брак распадается, каждый третий ребенок рождается вне брака. Теряются родственные связи. Не остается ничего святого.

Чтение стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про тапочки забыл, сказал смущённо:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
- Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься - к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки - ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку утешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днём старушка всё слабеет,
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа - первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта -
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье - не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
- Вы ж говорили - умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт…Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик -
Мол, подожди, Господь, не забирай

- Почему так происходит? Что делать?

Конечно же, нельзя игнорировать опыт прошлых поколений. Обратимся к истории.

Серьезным «документом» на Руси, регламентирующим поведение человека в государстве, в семейной жизни, быту, был знаменитый «Домострой» (составитель Сильвестр). В Московском тексте 17 века 64 главы четко определяют обязанности человека по отношению к церкви и царю, к своим близким, жене, детям и т.д.

Главной идеей «Домостроя» является идея ответственности и авторитета: муж является господином своей семьи и несет ответственность перед Богом и государем за свою семью, за воспитание детей. Само понятие «Дом» в «Домострое» значительно шире, дом - это не только семья, но и общество, род, страна, мир. Правила «Домостроя» даны самим Богом, Церковью, выношены народом. Люди не просто читали его, переписывали, перестали лишь в 1940 – 1950 г.

Очень важная роль в семье принадлежала матери. Крестьянские дети получали в семье основы духовного воспитания. Семью не случайно называли «малой церковью», здесь происходило приобщение ребенка к молитвенному общению, постижение им азов православной веры. «Красный» угол избы служил для детей зримым подтверждением постоянства Божественного присутствия. Регулярное участие в богослужениях, таинства исповеди и причастия поддерживали в юных душах огонь Божественной любви.

Благословение перед разлукой, обычай в молчании посидеть вместе в безмолвной молитве перед отъездом свойственна русской семье. Тяжесть разлуки скрашивается переброшенным через нее мостом благословения. Отпускаемым на чужбину детям, сыновьям, уходящим на войну, столько давалось с собой благословений и молитв на дорогу, и так много было в старину рассказов про то, как материнское благословение - образок, повешенный на шею матерью перед отъездом - отклонило полет неприятельской пули. Мы здесь касаемся самого святого, сокровенного и интимного в жизни семьи. Отсюда вырастают те невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом, дают столько теплоты и очарования ее внутреннему «воздуху».

Обратимся к известной всем семье последнего русского царя Николая II .

1894 год. Николай II запишет в своем дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».

1916 год. Александра Федоровна в письме мужу: «Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо, это 22-я годовщина помолвки. Боже, как летит время... Незабвенны дни и та любовь, которую ты дал мне».

И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

«В 9 часов ровно мы услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку мы назвали Ольгой! Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние о случившемся». (Николай II . Дневники).

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай II был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, самое родное место для нас в мире», - запишет в своем дневнике Александра Федоровна.

Подведение итогов беседы. «Фундамент» семьи.

Работа творческих групп. (Создаются 3 группы обучающихся во главе с преподавателем. Каждая группа совместно ищет ответ на поставленный вопрос).

1 группа.

Какие традиции можно «завести» в своей семье?

2 группа

Как можно разумно распределить домашние обязанности между членами семьи? (Приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, контроль за учебой детей, посещение родительских собраний и т. д.).

3 группа

Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять Правительству для укрепления семьи, для повышения рождаемости?

Отчет творческих групп.

Подведение итога.

Классный руководитель:

На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Они назывались разгоняи. Тем самым гостям намекали, что пора расходиться по домам. Я тоже хочу раздать вам такие пряники.

Подготовила и провела урок

Классный руководитель 10 «а» класса

Учитель биологии и химии

Саянова Татьяна Леонидовна

В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Дети, родившиеся в семьях, перенимают эту атмосферу. Как же она возникает? Подобный ореол в семье создают семейные традиции, обычаи или законы семейного досуга. Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.

Что такое семейные традиции: примеры

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Примеры традиций: совместное проведение праздников, тематические обеды по выходным, поездки на отдых всей семьей, чтение сказок детям перед сном или пение колыбельных, посещение церкви по воскресеньям или религиозным праздникам, написание детьми писем Деду Морозу на Новый год, выпечка домочадцами куличей на Пасху, совместное принятие пищи и множество других.

Какие бывают семейные традиции и праздники

  • Проведение семейных праздников. Эта традиция своими корнями уходит в далекое прошлое – веками было принято проводить праздники в кругу семьи с родными, близкими людьми. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. В большинстве семей принято в этот день приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить подарки имениннику и непременно задувать свечи на праздничном торте, загадав желание. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.

  • Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Большинство семей практикует обычай проведения его вместе за большим столом, с традиционным для нашей страны салатом «Оливье» и шампанским. Дети пишут письма Деду Морозу, в которых просят желаемые подарки. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая. На этот праздник большинство семей выезжают на пикник и готовят на мангале блюда из мяса.

  • Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. Во время игр ребенок познает мир, обретает новые навыки, повышает свой физический и интеллектуальный уровень. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол. Дети любят стабильность, поэтому старайтесь не нарушать заведенные обычаи.

  • Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Даже если ребенок слишком мал, чтоб понять смысл прочитанного, на него будет успокаивающе действовать спокойный и размеренный голос мамы или папы. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.

  • Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Во время такой прогулки необходимо общаться, можно рассматривать достопримечательности. С целью привития духовных ценностей желательно всей семьей посещать кино, театры, музеи, выставки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.

  • Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают черствыми. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.
  • Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.

  • Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

Какие ценности лежат в основе семейных традиций

Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности: любовь к семье, уважение к своим родным, заботу о близких, правильное понимание семьи и ее роли в жизни. Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз. Даже ячейка общества, в которой царит любовь, не сможет существовать без определенных важных и приятных обычаев, например, совместного досуга.

Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению. Супругам обычаи дают ощущение незыблемости, стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни.

Семейные традиции разных стран и народов мира

Каждый народ имеет собственные особые традиции, относящиеся ко всем сферам жизни, а особенно это касается семьи. Это обусловлено, прежде всего, тем, что каждый народ или страна имеет свою особую географию, расположение, климат, историю, неповторимую культуру, придерживается разных вероисповеданий. Все эти факторы влияют на формирование культурных и семейных обычаев. Семейные традиции, в свою очередь, формируют мировоззрение и отношение к жизни. Такие семейные уклады существуют веками, практически не изменяясь, переходя от старших членов семьи к младшим.

Семейные культурные традиции в России история и современность

Если обратиться к истории, то станет очевидно существование на Руси множества традиций. Издавна главным семейным обычаем в России была генеалогия – в прошлые времена считалось неприличным не знать своего рода, а оскорблением было выражение «Иван, не помнящий родства». Неотъемлемой частью семейного уклада было составление родословной или генеалогического древа. Также известны такие традиции русского народа как передача ценных вещей из поколения в поколение и нарекание ребенка именем в честь одного из уважаемых предков.

В современной России значение семейных обычаев было несколько утрачено. Например, нынче нечасто встретишь семью, ведущую собственную генеалогию. Зачастую память о поколениях сводится к альбому с фотографиями. Зато сохранились такие прекрасные традиции как совместная трапеза и проведение совместных праздников. Семейные обычаи и традиции на Кубани до сих пор предполагают казацкий быт, воспитание детей в духе казацкой семьи.

Традиции в Германии

Существует стереотип, что немцы крайне педантичны. Максимально строгие традиции у немцев относятся к семье:

  • принято максимально заботливо относиться к своему дому, тщательно убирая его и наводя в нем красоту;
  • не принято оставлять внуков на воспитание бабушке или дедушке – за это необходимо определить им денежную сумму;
  • родители в старости не живут с детьми – за ними присматривают сиделки или они живут в специальных пансионатах;
  • на Рождество принято собираться всей семьей в родительском доме;
  • немцы расчетливы и экономны, поэтому у них существует традиция откладывать сбережения на старость, во время которой они обычно много путешествуют по миру.

В Англии

У англичан традиции – это три кита, на которых держится Земля, поэтому они с особым трепетом чтят их. Кто не знает о пресловутом английском обычае пить чай? Семейные сборы и обсуждения обязательно проводятся за чашечкой настоящего Earl Grey с молоком. Англичане являются католиками, поэтому они особо празднуют Рождество и День Благодарения, собираясь всем семейством, готовя традиционные блюда. Прекрасной традицией у англичан необходимо назвать обычай давать детям хорошее образование. Считается дурным тоном не отправить ребенка учиться в частную школу-пансион или колледж.

Во Франции

Во Франции широко распространен обычай – по воскресеньям собираться за общим столом, пить вино и трапезничать. Из праздников французы любят отмечать Рождество, собираясь в родительском доме. На праздничном банкете обязательно присутствуют такие деликатесы как фуа-гра, лосось, морепродукты, улитки-искариот и благородные сыры. Традиционный напиток на Рождество – шампанское, а десерт – «рождественское полено».

В Индии

Индия – страна строжайших семейных обычаев и традиций. Индийское общество разделено на социальные касты, поэтому к вопросу заключения брака там подходят крайне необычно. Отец семейства должен сам выбрать будущего жениха для дочери, ее отдавали замуж только за представителя своей социальной касты. Пышное празднование свадьбы – это скорее обязанность, чем желание. Невеста традиционно должна была предоставить приданое. Разводы и повторные браки в Индии раньше были запрещены.

На Индийскую семейную жизнь большое влияние оказывают традиции буддистов. Согласно им мужчина должен:

  • Проявлять уважение к супруге.
  • Не изменять.
  • Обеспечивать семью.
  • Обучать детей ремеслу.
  • Подбирать подходящую пару детям.

Женщина должна:

  • Уважать своего мужа.
  • Растить детей.
  • Выполнять все домашние обязанности.
  • Не изменять мужу.
  • Исполнять все пожелания супруга.

Традиции татар

Татары – мусульмане, поэтому семейные уклады основываются на Шариат и Коран. У татар создание семьи считается необходимостью, продиктованной вероисповеданием. Интересно, что после заключения брака муж получает полную власть над женой, а жена находится на его иждивении – она даже не имеет права выйти из дома без согласия мужа. Разводы у татар происходят крайне редко исключительно по инициативе мужа. Детей принято воспитывать жене, но они обязаны проявлять к отцу полное послушание.

Какие семейные традиции важны в воспитании детей

Семейные обычаи играют важнейшую роль в воспитании детей. Крайне непросто прививать традиции взрослому человеку, поэтому частым явлением бывает их передача из поколения в поколение от родителей к детям. Дети воспринимают мир так, как это делают их родители, поэтому от приятных семейных обычаев зависит восприятие ребенком семьи как главного элемента своей жизни, а также определения ее места в системе ценностей.

Полезными будут традиции семейного чтения перед сном, пения колыбельных, поцелуев при каждой встрече, совместных обедов, прогулок. Они определяют в ребенке понятие стабильности, незыблемости семейных укладов, дарят ощущение сплоченности, делают детей более нежными и ласковыми. Также важно прививать с детства обычай уважать и чтить своих предков, регулярно навещая их по праздникам.

Пословицы и стихи о семейных традициях

Существует множество поучительных пословиц о семейных обычаях и традициях:

  • «На что клад, когда в семье лад».
  • «Дети не в тягость, а в радость».
  • «При солнышке тепло, при матери добро».
  • «Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».
  • «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
  • «Вся семья вместе, так и душа на месте».
  • «Дерево держится корнями, а человек семьей».
  • «Коли внучек маю, так и сказки знаю».
  • «Не прячь свои неудачи от родителей».
  • «Родителей чти - не собьешься с истинного пути».
  • «В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

Стихи о семье, а также традициях смотрите на фото ниже:

Семейные традиции являются одним из важнейших аспектов жизни каждого, поэтому так важно всячески их культивировать, поддерживать. Семейная жизнь без традиций была бы скучной. Прекрасно, когда молодые семьи сами их, полагаясь на опыт семейной жизни своих родителей, добавляя к ним свои личные моменты. Главная цель – сближение с остальными членами родни, построение крепкой надежной семьи, а также наслаждение общением с родными любимыми людьми. Будьте счастливы!

Статья

Автор : Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Статья может использоваться для подготовке к выступлениям на различных публичных мероприятиях по русскому языку, литературе, культуре.

Духовные традиции в древней и современной русской литературе

Культура – это то общее и особенное, созданное народом в прошлом и осуществляющееся в настоящем, что объединяет страну, что есть в каждом человеке, в каждой его части. Это единая совокупность частных и общих смыслов, образов и символов, структурирующая знаковую картину реальности, создающая определенный сверхобраз мира и отношение к нему, и деятельность в соответствии с ней. В словаре Владимира Даля, например, выделяется только последний, деятельный аспект: культура – обработка, возделывание, уход за чем-либо. Как и образование кого-то, умственное и нравственное, обучение чему-то. Определенное явление, действие в соответствии с каким-то идеалом, образцом, следуя обычаю, традиции общества. Культура связана также и с созданием ценностей, в том числе и высших духовных ценностей. В узком смысле она – сфера духовной жизни людей (как материальной, так и итог личностных достижений: знания, навыки, нравственность, уровень интеллекта, эстетика, мировоззрение, тип общения людей). В широком смысле - это создание идеалов и материальных ценностей, создание стереотипов социального поведения в соответствии с исходным Первообразом, исходной мифологемой.
Культура народа определяет его нравственный и духовный облик, без неё невозможно сосуществование таких различных стран на земле. Однако культурные традиции каждого этноса формируюся на многих столпах, связанных с историей и литературой. Чем богаче и развитей литературные традиции, тем высоконравственней культура народа.
Славянская культура в нашей стране представлена прежде всего русской литературой, которой более тысячи лет. Разнообразие жанров и стилей, многогранность тем, искренность и правдивость изложения, глубина и широта взглядов поражают и сегодняшнего читателя, а ведь до нас дошла лишь небольшая часть древнерусских произведений. Какими же были представления наших предков о духовной культуре человека? Ответом на этот вопрос будут произведения из сокровищницы древнерусской литературы.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описании жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А.С.Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н.А.Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени.
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Стойкость духа её героев поразительна.
Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, традициям, верованиям. Терпимость проявляется в отношениях между русским воеводой Претичем и печенежским князем в «Повести временных лет», в «Сказании о траве емшан», в проповедях епископа владимирского Серапиона, который писал о муках русских людей при татарском гнёте, сетовал об утрате былой славы Руси и в то же время говорил о моральных достоинствах татар. Уважение к другим народам, сочувствие к их бедам звучит с особой силой в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. В новой русской литературе 18-21 веков продолжаются лучшие традиции литературы древней.
Сегодня древнерусская литература представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к родине. Писатели, отделённые от нас многими веками гордились величием Руси, её обширностью, красотой полей и лесов, светлостью души людей, их «дерзостью» (смелостью), высокими нравственными качествами.
Глубокую связь с культурой и историей древней Руси, устной народной поэзией и народным изобразительным искусством мы видим в творчестве многих современных писателей. Особенно эта связь прослеживается в творчестве С.А.Есенина. Именно она обусловила, по мнению В.Г.Базанова, « появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов, образов и мотивов, имеющих прямое отношение к структуре мифа о мировом дереве». (Дерево – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию, а также человека, уподоблённого этому миру). Поэзия Есенина, даже самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Неслучайно поэтому всё сильнее ощущается влияние двух начал – фольклора и классической поэзии. Приятие жизни, благодарность за неё находит у поэта декларативное выражение: « Приемлю всё. Как есть всё принимаю…». Образ розового коня – символа восхода, весны радости жизни (« Не жалею, не зову, не плачу…») соседствует у него с крестьянским конём-тружеником, который на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Именно поэтому названое и многие другие стихотворения поэта стали романсами. Эта особенность роднит творчество поэта с народной песней, с народной душой. В них отражается открытость человека, ощущаещего себя частью мироздания, отчего и даже печаль не мрачная, а светлая.
Традиционные есенинские образы: «страна берёзового ситца», «розовый конь», «белых яблонь дым», клён с медью листьев, осень как время зрелости и подведения итогов, даже сама фамилия, которая восходит к общеславянскому «есень» (осень), сохранившемуся в рязанском наречии, - всё это говорит о неразрывной связи с русскими народными традициями, с русской культурой. Принимая революцию и все последующие события, произошедшие на родной земле, поэт не изменен в одном, он безгранично предан родной земле, он служит ей до последнего вздоха. Герои его произведений неоднозначны, вызывают много споров и вопросов, но они реальные персонажи – герои своего времени («Пришествие», « Пугачёв», «Анна Снегина» и др.). Как и прежде поэт даёт понять, что любовь и верность ценны в любое время и в любом обществе, что нельзя достичь счастья для кого-то, утопив в крови страны и народы, что люди не должны быть слепым орудием в реках ловких политиков-дельцов, что долг и честь не пустые слова, а символы человеческого сознания. Разве можно считать несовременными слова лирического героя поэмы «Пришествие», который, обращаясь к родине, готовит её к прозрению, к осознанию своего нового предназначения и величия:
О Русь, Приснодева
Поправшая смерть!
Из звёздного чрева
Сошла ты на твердь…
Воззри же на нивы, на сжатый овёс,-
Под снежною ивой
Упал твой Христос!
Прошло почти сто лет, а роль России - Приснодевы (признанной церквью мученицы за Христа) как и раньше неизменна, особенно в свете последних событий на Украине, да и во всём мире.
Оглядываясь на наше общество, хочется задать вопрос, вложенный Есениным в уста Пугачёва и трижды повторённый: «Люди! Вы с ума сошли?» Этот повтор, заимствованный из фольклора, вторичные по значению смыслы слов делают рисунок стиха неповторимым и по-прежнему актуальным. Пройдёт еще немного времени, и в стихах поэта читатели увидят за идеалами романтизма и бунтарства прежнюю Русь, «родину кроткую», которая вернулась к своим истокам, к своим берегам.
Что такое столетие для истории, для эпохи? Всего лишь эпизод, небольшое событие, которое потом можно уместить в строчки школьных учебников. А для страны это жизнь нескольких поколений людей. Так и случилось с нами, с нашей Россией в 90-е годы. Казалось, что связь поколений, культурных традиций оборвалась, представления о жизни изменились, и как в начале века «Пляшет перед взором буйственная Русь». Но мы пережили, перестрадали эти трудные годы, период безнравственной одержимости и вседозволенности, прошли проверку на прочность, и колесо времени постепенно вернулось к тому,от чего начался этот столетний путь.
Когда-то давно, в 1913 году в Крыму, в Коктебеле., Марина Цветаева написала:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Эти давние строчки оказались пророческими. Для произведений Цветаевой настал такой период, когда их читают, понимают, любят, ими восторгаются. Значит, пришло время, когда все моральные категории вернулись на своё место, когда никто не назовёт чёрное белым, когда ложь и лицемерие стали называться своими истинными именами. Без культурных связей с прошлым это было бы невозможно. Пришло время, когда в России возрождается истинное значение таких понятий, как милосердие, сочувствие, добросердечие, благородство, патриотизм, сострадание. Когда-то эти слова считались основой не только русской духовной культуры, но других славянских народов. Долго они были незаслуженно забыты, и сейчас, открывая их для себя заново, люди учатся жить по совести, по душе. Об этом писали в своих произведениях многие представители современной литературы, в том числе А.И.Солженицын и В.П.Астафьев. Оба стали признанными защитниками нравственного отношения к людям, создателями галереи русских характеров, возрождали интерес к истокам духовности. У каждого из писателей по-своему проявилась мысль о крестьянстве, как об основе человечности, которую ещё можно возродить в российском обществе. Они же и предвидели, что это возвращение к своим духовным началам будет для нашего общества долгим и трудным, но оно идёт. По мнению Т.М.Вахитовой, «Астафьев сконцентрировал свои художнические наблюдения в сфере национального характера. При этом он всегда касается самых острых, больных, противоречивых проблем общественного развития, пытаясь идти в этих вопросах вслед за Достоевским».
Русская деревня в произведения Астафьева предстаёт перед нами духовно чистой и красивой. Светлый образ Родины воскрешает в памяти историческое прошлое нашей страны, глубже ощущается его связь с современным обществом. Она для нас - тот живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъёма. Духовное родство прошлого и настоящего становится всё ощутимее. Из культуры предков мы черпаем глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Её вера в добро и справедливость, её «горячий патриотизм» укрепляют и воодушевляют нас. М.В.Ломоносов называл русские летописи « книгами славных дел». Отрадно, что славные дела продолжаются, они творят нового человека по тем же канонам духовности, каким могли гордиться его предки.
Возрождение духовности и возврат к своим источнникам объясняет интерес в современном обществе ко всему народному, исконному. Примеров этому достаточно. Мне хочется добавить к сказанному только несколько штрихов, вернее фотографий.

В данной статье рассмотрены основные положения самых популярных и влиятельных традиционно китайских учений - конфуцианства и даосизма, а также пришедшего из Индии буддизма.

Китайская культура стремилась к максимальному упорядочению первозданного хаоса как в окружающем мире, так и во внутренней духовной жизни человека.

Эти задачи сводились главным образом к тому, чтобы развивать и совершенствовать «естественные» психические способности человека с целью максимальной реализации всех...

За многие века жизни общество предлагало нам определенные системы ценностей. Через религии и законы накладывались определенные рамки, внутри которых должны были все выстраивать свою жизнь.

Эти законы позволяли обществу развиваться, порой в ущерб отдельным своим членам.

Усредняя всех, они создавали видимую стабильность. Многие религии внедрялись силой и служили орудием для подчинения и подавления народов.

Так, в эпоху рационализма людей заставляли верить в Бога силой и пытками. В эпоху...

Почти каждый раз когда я общаюсь с людьми, считающими себя идущими по духовному пути, я вижу одни и те же излюбленные остановки, сидя на которых они воображают свой путь. Остановиться легко. Настолько, что большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись на остановке под названием «Современная духовность».

А уж на этой остановке есть всё что душа пожелает.

Вот длинный ряд просветленных Мастеров и Гуру с ещё более длинными рядами своих последователей. Вот...

Духовная цель, а что это такое?
Возможно, это есть цель стремления к …
… к Духу, но что это означает? Зачем нам вдруг понадобилось стремиться к Духу, ведь слово духовность происходит от этого корня?

Мы существа, живущие в Материи но, только ли в ней?

Если предположить, что мы точно так же обитаем в Духе, то сразу же возникает вопрос, а где это находится?

Если Материя имеет местом обитания Пространство, то, вероятно, Дух – Время. Но мы пространственные существа, живущие на...

Хотя практикующие Дзогчен были во всех тибетских религиозных традициях (Пятый Далай-лама школы гелуг, Третий Кармапа Ранжунг Дордже школы кагью и Граспа Гьятлтцен школы сакья), самые важные линии преемственности учений Дзогчен принадлежат именно коренной религиозной традиции Тибета - бон и старейшей школе тибетского буддизма - ньингма.

Обе эти традиции классифицируют свои учения по "девяти Путям" практики, ведущим к просветлению или самореализации, и в обеих классификациях Дзогчен является...

Объективные процессы переходного этапа, субъектом которых становится человеческая цивилизация в настоящее время, носят особый характер. Целостное видение происходящих и грядущих событий на нашей планете требует выхода из плоскости исторического развития цивилизации и осознания смысла наступающей эпохи, исходя из духовных задач планетарной эволюции человечества, суть которых состоит в изменении принципа духовной работы и планетарного сознания в целом.

1.1. Цикличность жизни и место нашей...

Когда человек становится зрелым в духовной жизни, ему начинают нравиться парадоксы и двусмыслицы, неоднозначность и конфликты. Он лучше ощущает иронию жизни, ее метафоричность и юмор. Он способен заключить в себе все: и прекрасное и безобразное, не утратив величия сердца.

Плод падает с дерева сам, когда созревает. В должное время духовной жизни сердце, подобно плоду, становится зрелым и мягким. Из колючих побегов поиска, развития и исправления практика превращается в отдых в тайне. Она уже не...