Хранить семейные традиции таинственная прелесть ветеран. Героические традиции народа – наше духовное наследие. Какие бывают семейные традиции в России

Семья – это основа государства. От того насколько крепкой и дружной будет каждая семья, зависит существование и благополучие государства.

Это добровольно основанная ячейка общества первопричинами создания, которой является любовь и уважение между супругами. Основополагающей задачей каждой семьи является продолжение рода, которое осуществляется при рождении детей, которым по традиции передаются семейные ценности и традиции.


В памяти людей остаются те традиции, которые были заложены и соблюдались в семье, например, обязательная встреча Нового года в кругу семьи.


Празднование 9 Мая

9 Мая – священный праздник для всех россиян, когда они отдают почет и уважение всем, погибшим на полях Великой Отечественной Войны. Новая зародившаяся традиция. Ежегодный марш Бессмертного полка. Эта традиция всколыхнула всю страну, ведь в России нет ни одной семьи, которую не опалило пламя ВОВ. Маршируя в едином строе Бессмертного полка, люди одной страны чувствуют, как они сплочены и готовы отстаивать свободу и независимость своей страны. Эта прекрасная традиция должна передаваться подрастающему поколению, чтобы молодежь знала и чтила память всех погибших на войне.


В России сильна традиция многодетных семей. Ежегодно Президент страны вручает награды лучшим представителям многодетных семей. Каждая семья имеет свои, порой незамысловатые традиции, но они определяют те нормы поведения и взглядов, которые считаются незыблемыми для семьи. Бабушки и дедушки даря свою заботу и любовь внукам, могут быть уверены, что внуки не оставят их в бедственном положении одиноких, забытых стариков, потому что в традиции семьи заложена забота и опека немощных близких людей.


Что делать, чтобы сплотить семью?

Чтобы семья была дружной надо приложить немного усилий, например, взять за традицию устраивать семейные советы. Общие семейные советы, на которых сообща решаются насущные проблемы, и принимается коллегиальное решение.


Вот некоторые советы для того, чтобы семья была дружная:

  1. Всегда отмечать дни рождения всех членов семьи. Для детей очень важно, что их помнят и любят, поэтому устраивают им праздник дня рождения.
  2. Вновь возродившаяся традиция крещения детей. В глубоко верующих семьях эта традиция не прерывалась никогда.
  3. Очень хорошая традиция, когда вся семья выезжает на лоно природы или проводит отпуск вместе. Неплохо всей семьей отправляться в познавательные экскурсии по музеям, городам и странам.

Немаловажное значение для семьи имеют семейные ценности. Причем, это может быть не только шкатулка с драгоценностями. Во всех перипетиях 20 века мало кто мог сохранить фамильные драгоценности, но вот альбомы с пожелтевшими фотографиями могут много рассказать об истории предков семьи. Фотографии помогут восстановить исторические корни семьи и составить родовое древо истории семьи. Дети, видя с какой любовью, родители относятся к прошлому своих предков, перенесут эту традицию в свои семьи, где будут свято чтить и хранить семейные традиции. Вывод:

Семья – это самое важное в жизни человека. Родители должны знать, что заложенная в детстве память о традициях и ценностях семьи, будет надежно храниться и передаваться будущему поколении.


Семейные обычаи и традиции

В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей?

Традиции и обряды присущи каждой семье. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Что уже говорить о воскресных обедах всей семьей или коллективном изготовлении елочных украшений.


Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на тему: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестры, братья, дяди, тети и т.д.». Одно из самых популярных определений этого термина гласит: «Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Члены семьи в истинном понимании этого слова любят друг друга, поддерживают, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным. Они как бы все вместе, но при этом учатся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что их объединяет в одно целое, присущее только им, помимо штампов в паспорте.

Это «что-то» и есть семейные традиции. Вспомните, как в детстве любили приезжать к бабушке на лето? Или отмечать дни рождения большой толпой родственников? Или наряжать елку вместе с мамой? Эти воспоминания наполнены теплом и светом.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. А чего пугаться, если все постоянно, стабильно, и родители рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.

Конечно же, это далеко не все «плюсы» семейных традиций. Но даже этого вполне достаточно, чтобы задуматься: а чем живут наши семьи? Возможно, стоит добавить немного интересных традиций?


Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

  • Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»: предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.
  • Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.
  • Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.
  • Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
  • Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.
  • Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.
  • Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.
  • Дни памяти умерших родных и близких.
  • Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или…

Также все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по себе и сознательно внесенные в семью. О том, как создать новую традицию, мы поговорим немного позже. А сейчас рассмотрим интересные примеры семейных традиций. Возможно, какая-то из них понравится и вам, и вы захотите ее внедрить в свою семью?


Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться: «А не придумать ли мне чего-нибудь наподобие?».

Итак, примеры интересных семейных традиций:

  • Совместная рыбалка до утра. Папа, мама, дети, ночь и комары – на это решатся немногие! Но зато и масса эмоций и новых впечатлений тоже обеспечена!
  • Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!
  • Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.
  • Поездки к морю зимой. Собрать всей семьей рюкзаки и отправиться на морское побережье, подышать свежим воздухом, устроить пикник или переночевать в зимней палатке – все это подарит необычные ощущения и объединит семью.
  • Рисовать друг другу открытки. Просто так, без повода и специального художественного таланта. Вместо того, чтобы обидеться и надуться, написать: «Я тебя люблю! Хоть ты порой и невыносим… Но я тоже не подарок.».
  • Вместе с малышней печь коржики на праздник Св. Николая для детей-сирот. Совместные бескорыстные добрые дела и поездки в детский дом помогут детям стать добрее и участливее, и вырасти небезразличными людьми.
  • Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное.
  • Встречать Новый год каждый раз в новом месте. Неважно, где это будет – на площади чужого города, на вершине горы или возле египетских пирамид, главное – не повторяться!
  • Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек, сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и кукольный театр.
  • «Подкладывание» подарков соседям. Оставаясь незамеченными, семья одаривает соседей и друзей. Как же приятно дарить!
  • Говорим теплые слова. Каждый раз перед едой все говорят друг другу приятные слова и комплименты. Воодушевляет, правда?
  • Приготовление пищи «с любовью». «А ты любовь положил?» «Да, конечно, сейчас положу. Подай, пожалуйста, она в шкафчике!».
  • Праздник на верхней полке. Обычай встречать все праздники в поезде. Весело и в движении!


Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:

  1. Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
  2. Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
  3. Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
  4. Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать.

Когда создается новая семья, часто бывает так, что у супругов не совпадают понятия о традициях. Например, в семье жениха заведено все праздники отмечать в кругу многочисленной родни, а невеста встречала эти события только с мамой и папой, а какие-то даты вообще не справлялись. В таком случае, у молодоженов сразу же может назреть конфликт. Что делать в случае разногласий? Совет прост – только компромисс. Обсудите проблему и найдите наиболее подходящее обоим решение. Придумайте новую традицию – уже общую – и все наладится!


В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

Во-первых, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, началось ведение и хранение семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фотоэры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

В-четвертых, ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

Да, много интересных семейных традиций было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря ведь говорят о «широкой русской душе». А ведь и правда, к приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались. Эх, красота!

Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее!

Культ семейных традиций в разных странах

В Великобритании важным моментом в воспитании ребенка является цель вырастить истинного англичанина. Детей растят в строгости, учат их сдерживать свои эмоции. На первый взгляд может показаться, что англичане любят своих детей меньше, чем родители в других странах. Но это, конечно же, обманчивое впечатление, ведь они просто привыкли проявлять свою любовь по-другому, не так, как, например, в России или в Италии.

В Японии очень редко можно услышать детский плач – все желания детей до 6 лет сразу же исполняются. Все эти годы мать занимается только воспитанием малыша. Зато потом ребенок идет в школу, где его ждет строгая дисциплина и порядок. Любопытно также то, что под одной крышей обычно живет вся большая семья – и старики, и младенцы.

В Германии существует традиция поздних браков – там редко кто создает семью до тридцати лет. Считается, что до этого времени будущие супруги могут реализоваться на работе, построить карьеру, и уже способны обеспечить семью.

В Италии понятие «семья» всеобъемлющее – в него включаются все родственники, в том числе и самые отдаленные. Важной семейной традицией являются совместные обеды, на которых все общаются, делятся своими новостями, обсуждают насущные проблемы. Интересно, что в выборе зятя или невестки далеко не последнюю роль играет итальянская мама.

Во Франции женщины предпочитают карьеру воспитанию детей, поэтому по истечению совсем недолгого времени после рождения ребенка мама возвращается на работу, а ее чадо направляется в детский сад.

В Америке интересной семейной традицией является привычка с раннего детства приучать детей к жизни в обществе, якобы это поможет их чадам во взрослом возрасте. Поэтому вполне естественно увидеть семьи с маленькими детьми и в кафе, и на вечеринках.

В Мексике культ брака не столь высок. Семьи часто живут без официальной регистрации. А вот мужская дружба там довольно крепка, сообщество мужчин поддерживает друг друга, помогает в решении проблем.


Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово. Не пренебрегайте ими, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.

«Любите свою семью, проводите с ней время вместе и будьте счастливы!»
Анна Кутявина для сайта сайт

-- [ Страница 9 ] --

(Акс.) 7) Из-за сильного переутомления я не мог заснуть, так что ночь показалась мне, несмотря на всё своё великолепие, очень длинной. (М.-Мак.) 2) Снег становился всё белее и ярче так, что ломило глаза. (Л.) 3) Воздух становился так редок, что было больно дышать. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным степени, относящимся к сказуемому с указательным словом и присоединенным к главному с помощью союза «что»; главное – двусост., распр., полное, придаточное – односост. безл., нераспр., полное.) (Л.) (Г.) 5) Я шёл очень скоро и так согрелся, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. (Пришв.) 122. 1) Изъяснит. 2) Изъяснит. 3) Изъяснит. 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (Ч.) 5) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику. (Ч.) 6) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (П.) 123. (устно).

124. I. 1) Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна краопред.

савицу, (какой не видел отроду). (Г.) 2) Я поглядел на неё сбоку, (так что мне стал виден чистый, нежный профиль её слегка науступки клонённой головы). (Купр.) 3) (Несмотря на то что небо покрыто кучевыми облаками), солнце светило ярко. (Арс.) 4) Решено было идти завтра, (если дождь перестанет). (Арс.) 5) Надо было торопричины питься, (так как начинало светать). (В. Кат.) 6) Тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, (чтобы заиграть весёлым блеском). (Л. Т.) 7) (По мере того как угасал день), в лесу становилось всё тише и тише. (Арс.) 8) Всюместа ду, (куда ни взглянешь), виднелись мачты и развевающиеся на мачтах флаги. (Н. Чук.) 9) Было так тихо, (что слышно было редстепени кое падение капель с нависших ветвей). (Бун.) 10) Я полагал, (что мы скоро выйдем к морю), но ошибся. (Арс.) 11) В синеватой даопред.

ли, (где последний видимый холм сливался с туманом), ничто не шевелилось. (Ч.) II. 1) Нет ничего такого, (что нельзя было бы уложить в прообр. действ.

стые, ясные слова). 2) Писать нужно так, (чтоб читатель видел изображённое словами как доступное осязанию). 3) Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говоцели рить, (чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто). 4) Нужно любить то, (что делаешь), и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. 5) Всякое масусл.

терство нужно хорошо знать, (если хочешь хорошо работать).

6) Хозяин тот, (кто трудится).

Сумрак – мгла (син.), трудится – работает (син.).

I. Солнце (что делало?) светило – глагол. II. Н. ф. – светить.

Пост.: несов. вид, неперех., 2 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.

I. Мы (что сделаем?) выйдем – глаг. II. Н. ф. – выйти.

Пост.: сов. в., неперех., 1 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., мн. ч., буд. вр., 1 л.

III. В предложении – сказуемое.

125. 1) Куда бы нас отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем своё. (Исак.) 2) Там, куда ещё не проникли солнечные лучи, всё утопало в синей предрассветной дымке. (Горб.) 3) На высоком голубом небе ни облачка. (Станюк.) 4) Чего только не было на столе! (Гонч.) 5) Я не доставлю вас, пока не дадите ответа. (П.) 6) Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе представить, какая это чаща, какие заросли. (Арс.) 7) Как ни мал дождь в лесу, он всегда вымочит до последней нитки. (Арс.) 8) Мороз не смягчается ни на минуту. (Гонч.) Не служит для отрицания, ни – для утверждения или для усиления отрицания, где не стоит при сказуемом.

126. 1) Водитель сказал, что автобус идет в парк. (Изъясн.) 2) Ученик сделал работу так, что ему пришлось ее переделывать.

(Образа действия.) 3) Друг сказал, что вечером занят. (Изъясн.) 4) Этот праздник удался потому, что ребята очень старались.

(Причины.) 5) Мы не могли понять, что происходит. (Изъясн.) 6) Вдруг вспомнилось происшествие, что случилось прошлым летом. (Опред.) 127. Хранить семейные традиции (хранить традиции – управление, семейные традиции – согласование), таинственная прелесть, ветеран войны (управление), весенний карнавал, районный фестиваль, юные таланты, кожаный чемодан, стеклянная витрина, ветряной двигатель, будущие поколения, ветреная погода, подробно комментировать шахматную партию (подробно комментировать – примыкание, комментировать партию – управление, шахматную партию – согласование), собирать старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор.

НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с основой, заканчивающейся на н (весенний, песенный), а также с суффиксом енн (исключение – ветреный).

Н пишется в прилагательных с суффиксами ан (ян), ин (кожаный, серебряный, мышиный). Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

128. 1) Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить... (Изъясн.) (Д. Лихачев.) 2) Когда у меня в руках новая книга (времени), я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное (изъясн.). (М. Г.) 3) Волненью давнему парнишки доступна полностью душа, как вспомню запах первой книжки и самый вкус карандаша (времени). (Твард.) 4) Каждая книга писателя, если она написана кровью сердца (условия), – это воплощение самых заветных его дум. (Гл.) 5) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались (времени), вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (Марш.) 6) Чтобы открыть неведомые страны (цели), нужен был не только учебник навигации, но и «Робинзон Крузо».



(Ильин.) 7) Для того чтобы написать популярную книгу (цели), надо исключительно хорошо знать, о чём пишешь. (П. К.) 8) Книга учит, даже когда вы этого не ждёте и, может быть, не хотите (уступки). Власть книги огромна. (С.-Сок.) 129. (устно).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

9. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 130. 1) [Мересьев увидел], (как вздрогнул Гвоздев), (как резко он повернулся), (как сверкнули из-под бинтов глаза). (Пол.) 2) [Мы были на летних каникулах], (когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие), (чтобы мы все приезжали). (Кор.) 3) (Когда дверь была заперта на ключ), [Арина Петровна приступила к делу], (по поводу которого был созван семейный совет). (С.-Щ.) 131. I. 1) [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же пойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с двумя придаточными с последовательной связью; 1-е, изъяснительное, относится к сказуемому главного «не мог узнать» и присоединено к главному с помощью союзного слова «когда»; 2-е, определительное, относится к 1-му придаточному, к существительному «поезд», и прикреплено с помощью союзного слова «с которым»; главное – двусост., распр., полное, 1-е придаточное – двусост., распр., полное, 2-е – односост. безличное, распр., полное.) (Сим.) 2) (Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон), [ему показалось], (что кто-то, затаившийся в углу, во тьме, теперь увидит и схватит его). (Фад.) 3) [Кучер Трофим, |наклонясь к переднему окну|, сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до Парашина), (что мы запоздаем). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с тремя однородными придаточными изъяснительными, относящимися к сказуемому и присоединенными к главному с помощью союзов «что»; главное – двусост., распр., полное, осложнено обособленным обстоятельствлм, выраженным деепричастным оборотом; первое и третье придаточные – двусост., нераспр., полные, второе – двусост., распр., полное.) (Акс.) 4) [Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад], (в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства) и (который много раз потом снился мне). (Дост.) 5) [Я ни о чём другом, кроме уженья, не мог ни думать, ни говорить], (так что мать сердилась и сказала), (что не будет меня пускать), (потому что я от такого волнения могу захворать). (Акс.) 6) [Медведь так полюбил Никиту], (что, (когда он уходил кудалибо), зверь тревожно нюхал воздух). (М. Г.) 1) [гл.], (когда … сущ.), (с которым). последоват. подчинение 2) (когда), о чем? (что). параллельное подч.

3) [гл.], (что), (что), (что). однород. подч.

4) [ сущ.], (в котором) и (который). однородное подч.

5) последоват. подч.

6) последоват. подч.

II. 1) (Пока свободою горим), (пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы]. (П.) 2) [В дни, (когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями огненных стрел), я отчизне, как сын и солдат, отдавал всё], (что мог), (что имел), (что умел). (Сурк.) 3) [Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень], (где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день). (Сурк.) 1) однород. подч.

2) параллельное и однородное подч.

3) сложноподч. с прид. опред.

132. 1) Когда прогремит гром, не следует бояться молнии, потому что опасность её удара уже миновала. 2) Если мы знаем скорость распространения звука, то вполне возможно определить, как далеко проходит гроза. 3) Когда тело опускается в жидкость, то оно теряет часть своего веса, которая равна весу вытесненной им жидкости. 4) Хотя горы состоят из твёрдых каменных пород, они всё-таки постепенно разрушаются, так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.

133. I) Когда ремонт трамвайных путей был закончен и дорогу залили асфальтом, возобновилось движение транспорта. 2) В субботу я пошёл к своему товарищу, которому было пятнадцать лет и который тоже поступил в техникум. 3) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце и стало смеркаться. 4) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов и откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.

1) (Когда) и (), [к какому?

2) [ сущ.], (которому) и (который). однородное подч.

4) , (где) и (откуда).

134. 1) Книги академика Ферсмана – это воспоминания о том, как ему приходилось решать минералогические загадки, как раскрывались перед ним постепенно тайны природных богатств.

(И. Андр.) 2) Леонтьев знал что, самый страшный лесной пожар – это верховой, когда деревья горят целиком, от вершины до подножия. (Пауст.) 3) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. (Пауст.) 4) Когда бричка выехала со двора, он [Чичиков] оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет. (Г.) 5) Он [Мересьев] почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если он сядет, ему уже больше не подняться. (Пол.) 6) Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обыкновенно не отменяется.

(Арс.) 7) Я заметил, что, куда ни приедешь, найдёшь что-нибудь замечательное. (Гонч.) 8) Я зачитался до того, что, когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит и зачем. (М. Г.) 9) Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (И.) 2) [гл.], (что), (когда).

3) [сущ.], (когда) и (). о чем?

5) (когда), [гл.], (что гл.), (куда).

6) [гл.], (что (если), то). на что?

Чёрным – 2 слога.

ч – [ч] – согл., глух., мягк.

р – [р] – согл., звонк., тв.

н – [н] – согл., звонк., тв.

ы – [ы] – гласн., безуд.




Похожие работы:

«РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ BarnesAndNoble.com ПЯТЬ ЗВЕЗД ***** AJ, рецензент, 27 января 2004 ДИНАМИЧНЫЙ ТРИЛЛЕР! Книга Находясь вне тела, я видел Бога, ад и живых мертвецов - шедевр! На каждой странице книги автор проводит экскурсию в ужасный и реалистичный мир во внешней тьме ада. Книга раскрывает тайны смерти. Читатель сталкивается лицом к лицу с Всемогущим Богом, а также с Его заклятым врагом Вельзевулом (сатаной-дьяволом). Каждая глава открывает новую дверь ужаса, в которой будут рассмотрены ошибки...»

«МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ БАХТИН ПРОБЛЕЬЫ ПОЭТИ ДОСТОЕВСКОГО im WERDEN VERLAG МОСКВА AUGSBURG 2002 Михаил Михайлович БАХТИН ОТ АВТОРА Настоящая работа посвящена проблемам поэтики 1 Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашел свое...»

«А.А. БЕСКОВ О ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА Количество научных публикаций, посвящённых тем или иным вопросам, касающимся восточнославянского язычества, практически неисчислимо. Это утверждение применимо не только к мировым запасам информационных ресурсов подобного рода, но и в отношении их отечественного сегмента. Большая часть этих публикаций имеет частный характер, преимущественно в них рассматриваются какие-то детали, имеющие отношение к древним...»

«Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Книга четвертая. Книга пятая. Книга шестая. Книга седьмая. Книга восьмая. Ахилл Татий ЛЕВКИППА И КЛИТОФОНТ Книга первая Текст приводится по изданию: Античный роман. М., Художественная литература, 2001. Перевод и примечания: В. Чемберджи, 1969 г. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Первым изданием Левкиппы и Клитофонта следует считать издание 1601 года, которое было повторено в 1606 году (оно включало также и роман Лонга...»

«Сергей Кравченко Кривая империя. Книга 4 (Кривая империя #4) Введите сюда краткую аннотацию Содержание Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Часть 11. Гибель Империи (1862 - 1918) Часть 12. Игры последнего века (1918 - 2000) Заключение Приложения Примечания: Источники Сергей Кравченко. Кривая Империя. Книга 4 Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Екатерина II Великая мператрица взяла с места в карьер. Снизила цены на соль, запретила строить корабли, вновь затеянные покойным мужем, приказала...»

«26 НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) МОСКВА 2004 Светлой памяти Фаины Панасюк НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) В.С. Панасюк Федеральное Государственное унитарное предприятие Всероссийский научноисследовательский институт оптико-физических измерений Содержание Стр. Аннотация. 2 Введение. 2 Глава 1. Фундаментальные особенности синхронного ускорения...»

«Менуара Вафовна Мухина Будь зрячим без очков! Содержание От автора Введение Глава 1 Строение глаза и его функции Глава 2 Основные рекомендации и ключевые упражнения для улучшения зрения Глава 3 Что еще необходимо сделать для улучшения зрения Глава 4 Вспомогательные средства для нормализации зрения Глава 5 Организация правильного адекватно-раздельного питания Глава 6 Коротко о некоторых продуктах питания Глава 7 Пагубное влияние вредных привычек и методы восстановления здоровья Глава 8 Методика...»

«5000 заговоров сибирской целительницы Наталья Степанова 2 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! 3 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Наталья Ивановна Степанова 5000 заговоров сибирской целительницы 4 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много...»

ГЕРОИЧЕСКИЕ, ТРАДИЦИИ НАРОДА - НАШЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДСТВО
Основные раскрываемые понятия: герой, героизм, сила духа, традиции, героические традиции.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Традиции всегда играли в жизни людей огромную роль.
Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа.
В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.
Героические традиции как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы
получили в наследство, используются нами в самых различных формах. Они позволяют бережно относиться к героической истории, сохранять наиболее рациональные формы поведения и действия, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям – творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи.
К героическим традиция народа относятся:

Традиции верности героической истории, неизменной приверженности человека
общему делу, истинным идеалам и ценностям, его нерасторжимости с героикой прошлого;
-традиции верного служения Родине;
-традиции уважения к старшему поколению, которое трудовыми и ратными свер-
шениями укрепляли могущество Отечества;
-традиции равнения на жизнь и деяния достойных сынов и дочерей народа нашего,
олицетворенных в обликах героев;
-традиции Памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину;
-традиции сооружения мемориальных комплексов, памятников, огонь Вечной сла=
вы и уход за ними как дань великим свершениям наших предков, дедов и отцов, как мудрое напоминание живущим поколениям: быть верными героическим традициям;
-традиции уважения и почестей государственным, воинским и трудовым символам
Родины;
-традиция оставлять хронику своего времени для потомков;
-традиции передачи бесценного трудового и боевого опыта юным поколениям;
-традиции праздников и выдающихся юбилеев.
Будем помнить : героические традиции для нас – вечное напоминание о прошлом. Напоминание о том, что связь времен осуществляют люди и самая глубокая «загад-
ка» силы традиции – в ее преемственности. Каждый из нас, усваивая заветы, опыт, нравы, обычаи, правила наших предшественников делает эту великую связь времен неразрывной, прочной, динамичной.

Воспитательные цели:

Формирование потребности сохранять и продолжать героические традиции наро-
да, следовать им в своей жизни, участвуя в общественно значимой деятельности, труде на благо и процветание Родины, в подготовке к защите Отечества;
-формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к
выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ

Общение (просвещение)

  1. Цикл бесед, разговоров в Круге общения «О нашем духовном наследстве».
  2. Кинолекторий «Героические традиции россиян в киноискусстве».
  3. «Героические традиции народа в литературных произведениях»
  4. «Героические традиции россиян в живописи и скульптуре»
  5. «Героические традиции в семье».
  6. «Героические традиции в системе жизнедеятельности школьного коллектива»;
  7. «Боевые традиции – в строю!» (на базе воинских частей и подразделений).
Деятельность

1. Забота об увековечивании памяти павших при защите Отечества
Предметом особого внимания для ветеранских организаций, воинских частей и
учебных заведений является сохранение и умножение традиций заботы об увековечивании памяти павших при защите Отечества. Эта забота может выражаться в:
— составлении и изучении Календаря памятных дат российской героической истории;
- поиске материалов о героях;
- присвоении имен героев населенным пунктам, улицам, воинским частям и подразделени-
ям, ОУ, детским и юношеским объединениям;
- написании Книг Памяти;
- занесении героев в списки личного состава воинских частей и подразделений, органов
МВД, Книг Почета ОУ;
- открытии мемориальных комплексов, памятных досок, стел (достойным примером тому
может служить МОУ СОШ №34 г. Самара);
- сохранение, участие в ремонте и реконструкции, имеющихся и открытие новых памятных досок, мемориальных комплексов, памятников, обелисков;
- проведение спортивных соревнований, турниров в память о героях ВОВ и локальных войн и конфликтов.
2. Возрождение школьниками и членами детско-юношеских объединений ритуалов , которые когда-то были приняты во Всесоюзной пионерской организации. Ритуалы, объединенные общим названием «Салют павшим героям!», несомненно, создадут эмоциональную общность в любом коллективе детей и взрослых, вызовут чувство сопереживания, дадут возможность осмыслить более глубоко подвиги старших поколений. Эти ритуалы имеют глубокое содержание, отличаются эмоциональностью, яркостью. Их хорошо помнят бывшие пионерские вожатые, пионеры-знаменосцы, горнисты и барабанщики. Именно эти люди смогут оказать помощь в возрождении данных ритуалов. Вспомним эти ритуалы:
-Ритуал «Поверка героев» - это перекличка и краткий рассказ о подвиге героя;
возложение цветов или гирлянды Славы к портретам, памятникам, обелискам, мемориалам; минута молчания и склонение знамен, флагов; салют в честь памяти погибших. На Поверке чтят память героев, хорошо известных всем участникам торжественного акта: родных и близких учителей и воспитанников школы, односельчан и горожан, погибших в пламени войны; имена героев, о которых современные школьники собирают материалы; имена героев, увековеченных в музеях Боевой Славы, в названиях улиц, проспектов. Ритуал «Поверка героев» может проводиться как отдельное торжественное мероприятие в День защитника Отечества, в День Победы, в День начала Великой Отечественной войны, в День Военно-Морского Флота и т.д., так и как элемент торжественного вечера, встречи с ветеранами, слета красных следопытов, митинга, торжественной линейки.
-Ритуал «Возложение гирлянды Славы». Гирлянда Славы – символ бессмертия
боевых подвигов прадедов, дедов и отцов; символ верности боевым традициям нашего народа. Изготовленные из живых цветов, ветвей дума, ели, сосны и обвитые гвардейской или просто красной лентой, Гирлянды Славы возлагаются в дни гибели героев, в дни памятных торжеств к памятникам, обелискам, мемориалам, братским могилам, Вечному Огню. В эти дни в школах могут пройти торжественные построения, линейки Памяти, на которых выступят ветераны войны, учителя, воспитанники и их родители, гости из воинских частей. Директор школы или музея Боевой Славы зачитывает решение совета школы или совета музея о том, кому доверено право возложить гирлянду Славы к памятному месту. После торжественного построения или линейки их участники во главе с ритуальной группой направляются к месту, где будет возложена гирлянда. Если школа находится далеко от каких-либо памятных мест, то группа отправляется на машине или автобусе вместе с представителями от учителей, воспитанников, ветеранов, родителей и др. участников торжественного акта.
-Ритуал почетного караула может быть установлен по решению совета школы
или совета музея Боевой Славы в День Защитника Отечества и День Победы у портретов героев, мемориальных досках, памятниках и обелисках, мемориалах и братских захоронениях, у Вечного огня. В зависимости от продолжительности караула, формируется количество смен. В каждой смене – два или четыре человека. Смена производится через каждые 10-15 минут. Выход на пост может сопровождаться звуками горна, барабанной дробью (на старых пластинках с сигналами пионерского горна и барабана можно найти специальную мелодию «Поверка героев»). Участникам почетного караула выдаются памятные удостоверения. Группы Почетного караула должны быть одеты в парадную или специально сшитую форму.
3. Передача традиций от старших поколений к младшим
Кто не знает, не помнит героического прошлого, тот не может быть духовно бога-
тым. Вот почему так важно сделать традицией передачу героических традиций прошлого каждому новому поколению. В систему данного вида деятельности может входить:
-сбор материалов и создание книг, посвященных продолжению трудовых и воин-
ских традиций в семьях воспитанников, педагогов, жителей микрорайона «Продолжение ратных и трудовых традиций в нашей семье»;
-встречи с представителями трудовых и военных династий соотечественников;
-разработка и реализация ритуалов передачи традиций от Победителей – наследни-
кам Победы «Подвиг наш детям и внукам в наследство»; «Трудовую славу детям и внукам в наследство»;
-Встреча старшего поколения с поколением юным «Оставляем вам в наследство».
-проведение акций «Священной Памяти верны!»;
-проведение парадов Победителей и их наследников «Салют, Победа!»;
-установление памятников, обелисков, памятных знаков и шефство над ними;
-шефство над памятниками, обелисками, братскими захоронениями, мемориалами;
-проведение эстафеты добрых дел наследников трудовых и ратных подвигов пра
дедов, дедов, отцов.
Сохранению и умножению героических традиций старших поколений будет
также способствовать:
-возрождение шефских связей воинских частей и подразделений с образователь-
ными учреждениями;
-проведение дней открытых дверей в воинских частях;
-возрождение боевых искусств народов России и систем воспитания мальчиков,
юношей, мужчин (например, «Русская здрава»), организация клубов для подростков и юношей;
-работа военно-исторических и военно-патриотических клубов;
-работа профильных объединений типа: «Юные защитники Отечества», «Друзья
российской армии», «ЮДП» (юные друзья пограничников), «Юные спасатели», «Юные моряки», отряды юной морской пехоты, «Юный десантник» и др.;
-проведение военно-спортивных соревнований, военизированных походов, эстафет
«Будем ловки и сильны, как защитники страны», «Пароль: «Верность! Отвага! Честь!»;
-проведение слетов юнармейцев и орлят разных поколений;
-организация работы «Школ юнармейцев» и «Юнармейских гарнизонов»;
-организация военно-спортивных игр «Зарничка» (для уч-ся начальной школы),
«Зарница» и «Орленок»;
-проведение летних сборов, летних лагерей для военно-патриотических клубов,
профильных объединений, юнармейцев и др.;
-проведение слетов, эстафет поколений «Подвиг прадедов, дедов, отцов – сыновь-
ям и внукам в наследство», «Священной Памяти верны!»;
-Проведение слетов, встреч настоящих мужчин «Всегда отличали героев Отчизны
Верность. Отвага и Честь!»;
-проведение учебных сборов с призывной молодежью;
-проведение спартакиад по военно-прикладным видам спорта;
-проведение месячников и декад оборонно-массовой работы, молодежных турни-
ров «Равнение на Победу!»;
-проведение смотров строя и песни, смотров-парадов среди военно-патриотических
клубов, кадетских образовательных учреждений;
-марш-броски по маршрутам, связанным с героической историей Малой Родины,
родного края;
-организация системной переписки учащихся ОУ с выпускниками, служащими в
рядах российских Вооруженных Сил, в миротворческом контингенте войск (акции «Письмо солдату», «Наши поздравления нашим защитникам!», «Подарок защитнику Отечества»);
-организация экскурсионных поездок по местам героических событий;
-проведение «Вахты Памяти».
Отношения
В результате общения и деятельности формируются уважительные отношения к
традициям народа, желание их возрождать и следовать им в своей жизни.
Воспитанники военно-патриотического клуба «Патриот» ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Борское Борского р-на Самарской области на митинге, посвященном Дню Победы и в почетном карауле у портрета выпускника школы Героя России Павла Немцова
Приложение
Из сокровищницы человеческой мудрости
В. А. Сухомлинский :
-«От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих
отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины».
-«Сила духа как нравственная доблесть начинается с веры в нравственные святыни
нашего Отечества, народа. Ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным. Вера в эти святыни дает маленькому человеку исключительно ценные духовные качества: видение и чувствование большого мира общественной жизни, стремление жить в этом мире.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО

Традиции – это некий обобщенный опыт трудовой и социальной деятельности
коллектива, группы. Этот опыт передается из поколения в поколение.

Героические традиции народа – часть духовного наследия народа, концентрация
трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПАТРИОТ»

ГБОУ Борская СОШ №1 «ОЦ», Борский р-он, Самарская обл.
Руководитель клуба: майор Данилевский О. Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детско-юношеское объединение «Патриот» создано с целью воспитания гражданина– пат-
риота. Предназначено для развития у молодежи допризывного возраста высоких морально-волевых качеств Защитника Отечества; для пропаганды военной службы; для пропаганды знаний в области обороны и самообороны; для занятий физической культурой; пропаганды здорового образа жизни; повышения авторитета армии среди подростков; укрепления здоровья и закрепления на практике знаний по Основам Безопасности Жизнедеятельности.

Основные задачи объединения:
- Готовить ребят к службе в армии;
- Воспитывать готовность к защите своей Родины;
- Воспитывать гражданскую ответственность, уважение к истории, культуре своей страны, хранить традиции народа.
Направления деятельности:
- Уроки мужества, встречи с ветеранами, спортивно-прикладные эстафеты;
- Занятия прикладными видами спорта;
- Участие в областной игре «Орленок»;
- Участие в районных и областных военно-прикладных и спортивных мероприятиях.
Членами объединения являются воспитанники в возрасте от 12 до 18 лет (в основе
курса лежат занятия военно-прикладными видами спорта).
Комплексная программа клуба позволяет подростку усилить свою ориентацию на
развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Обучение проводится поточным методом, группами. Занятия проводятся в малом
спортивнм зале школы. Для эффективности обучения имеются два расположенные рядом помещения. В одном из них оборудована тренажёрная комната, место для разборки, сборки и чистки оружия. При необходимости это помещение может быть быстро переоборудовано в классную комнату для проведения теоретических занятий. Второе помещение – это тренировочно-игровой зал в котором расположены теннисный стол и различные спортивные снаряды. Стрельба в тире должна проводиться при строгом соблюдении мер безопасности с ограниченным количеством занимающихся (3-4 чел. в группе). Поэтому остальные ребята во время групповых занятий находятся в тренажерном зале, где повышают свой физический уровень. Такой метод организации занятий позволяет доступно объяснить новый материал и закрепить полученные навыки на практике, полезно организовать досуг занимающихся с пользой для здоровья. При необходимости быстро сформировать команду или группу для участия в различных школьных, районных, областных соревнованиях, играх, мероприятиях.

Программа рассчитана на два года обучения. В первый год воспитанники получают
основные навыки по различным направлениям деятельности. А на второй – эти навыки закрепляют, расширяют и совершенствуют. Проверкой результатов обучения является участие в военно-спортивных играх. Промежуточными этапами являются соревнования посвященные «Дню допризывной молодежи», различные спортивные мероприятия, соревнования по стрельбе, теннису, участие в митингах посвященным юбилейным датам и Дням Воинской Славы России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Военнослужащий – патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Оте-
чества.Создание Вооружённых Сил России. Военнослужащий – патриот. Ознакомление с программой обучения, с расписанием занятий и местом проведения стрельб.
2. Меры безопасности. Правила поведения в тире. Материальная часть оружия. Основы
стрельбы. Изучение «Инструкции по обеспечению мер безопасности проведении стрельб в тирах и на стрельбищах». Правила обращение с оружием и его переноса. Ознакомление с материальной частью пневматических винтовок ИЖ. Виды прицелов и их устройство. Понятие выстрела. Понятие кучности и меткости стрельбы.
3. Устройство, назначение автомата АКМ. Назначение, боевые свойства автомата. Разно-
видность автоматического оружия. Устройство автомата. Основные сборочные единицы.
4. Приёмы изготовки. Прицеливание. Спуск курка. Показ приёмов изготовки для стрельбы, сидя с опорой локтями о стол или стойку. Положение корпуса, рук, ног, головы, положение кисти правой руки на шейке приклада у плеча. Положение указательного пальца на спусковом крючке. Понятие прицеливания. Спуск курка. Порядок заряжания и разряжения винтовки.
5. Принцип работы ударно-спускового механизма. Ударно-спусковой механизм. Назначе-
ние. Состав, сборочные единицы. Принцип работы.
6. Изучение и освоение приёмов изготовки. Тренировка. Поиск занимающимися (с помо-
щью преподавателя) правильной изготовки путём многократного повторения. Освоение наводки оружия в цель. Прицеливание и спуск курка. Стрельба.
7. Принцип работы возвратного механизма. Возвратный механизм. Назначение. Состав.
Принцип работы.
8. Самостоятельное определение С. Т. П. Внесение поправок на прицельном приспособле-
нии. Тренировка. Стрельба на кучность. Определение средней точки попадания (С. Т. П.), внесение поправок на прицельном приспособлении. Стрельба на меткость. Пристрелка оружия.
9. Разборка автомата. Сборочные единицы. Особенности разборки. Порядок разборки.
Сборка. Сборка на время. Сборка вслепую.
10. Стрелковые соревнования. Определение лучшего стрелка среди классов. Лучший среди юношей. Лучшая среди девушек. Лучший стрелок школы.
Календарно-тематический план 2 года обучения

№ урока

Тема

Дата
1
1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание Защитника Отечества.

2.
2. Меры безопасности. Правила поведения в тире.

3.4.
Ознакомление с материальной частью оружия.


3. Материальная часть оружия

5.6
Основы стрельбы

7.8
Основы стрельбы

9.10
4.

11.12
Устройство и назначение автомата АКМ

13.14
Устройство и назначение автомата АКМ


5. Приемы изготовки

15.
Прицеливание

16
Спуск курка


6. Строевая подготовка

17
Строевой устав

18.19
Понятие строя

20.21
Повороты на месте

22.23
Повороты в движении

24.25
Движение строем


7. Военная история России

26.27
Военная история России


8. Ориентирование на местности

28.29
Ориентирование на местности

30.31
Ориентирование на местности

32.33.
Ориентирование на местности


9. Физическая подготовка

34.35
Кросс, подтягивание

36.37
Кросс, подтягивание

38.39
Кросс, подтягивание


10. Метание гранаты в цель

40.41.42
Метание гранаты в цель


11.Основы рукопашного боя

43.44
Приёмы самообороны

45.46
Приёмы самообороны

47.48
Передние страховки

49.50
Задняя страховка

51.52
Освобождение от захватов

53.54
Освобождение от захватов

55.56
Подсечки

57.58
Броски

59.60
Основы боя


12. Основы туризма

61.62
Преодоление водной преграды

63.64
Преодоление водной преграды

65.66
Преодоление водной преграды


13. Основы медицинских знаний

67.68


69.70
Оказание первой медицинской помощи

71.72
Оказание первой медицинской помощи


14. Основы защиты от О.М.П

73.74
Ознакомление с противогазом

75.76


77.78
Правила пользования противогазом


15. Комплексная подготовка к участию в военно-спортивной игре

79.80 –
95.96
Комплексная подготовка к участию в военно-спортивной игре «Орленок»

Методика проведения занятий

Во время обучения используют различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы занятий:
Беседа, лекция – изложение теоретического материала.
Практика – отработка практических навыков.
Курсовой проект – участие в районных и областных соревнованиях.
Приобретаемые навыки:
Выработка навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Овладение военно-прикладными видами спорта.
Знания, получаемые учащимися: т еоретические сведения об оружии, истории России, основы медицинских знаний.
Конечный результат
Участие в областной военно-прикладных играх.
По окончанию курса обучения

учащиеся должны знать:
- устройство и назначение оружия АКМ; (пневматической винтовки);
- военную историю России;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- правила пользования противогазом
-
учащиеся должны уметь:
- разбирать и собирать АКМ;
- стрелять из пневматического оружия;
- ориентироваться на местности;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- пользоваться С.И. З.
Контрольно измерительные материалы:

Норматив по разборке-сборке автомата-45 секунд
- норматив по одеванию противогаза – 9 секунд
- норматив по стрельбе из пневматической винтовки 45,40,35 очков
- школьные соревнования
- районные соревнования
- областные соревнования
- военно – патриотические игры.
Техника безопасности
1. Занятия проводятся согласно расписания и плана работы клуба.
Учащиеся допускаются на занятия в составе группы во главе со старостой клуба.
2. Инструктаж по технике безопасности и ведение журнала осуществляется по каждому виду в отдельности.
3. Ответственность за организацию и проведение занятий возлагается на руководителя клуба, а во время соревнований – на главного судью.
4. Во время проведения стрельб в тире свободные от стрельбы ученики находятся в специально отведенном помещении и соблюдают установленный порядок.
5. Ученики, нарушающие меры безопасности и правила поведения на занятиях, немедленно удаляются с занятий.

ПАСПОРТ
Дополнительной образовательной программы детско-юношеского объединения
«ПАТРИОТ

1. По степени авторского вклада: авторская.
2. По направлениям образовательной деятельности: военно-патриотическая.
3. По уровню освоения содержания: профессионально-ориентированная.
4. По уровням освоения содержания программы и организации педагогической деятельности: комплексная.
5. По уровням освоения теоретического материала: специализированная.
6. По форме организации детских формирований: групповая.
7. По возрасту обучения детей: основного общего образования.
8. По приоритетному целеполаганию: учебно-воспитательная.

Наверняка вы встречали счастливые семьи, где бережно хранят традиции: собираются за праздничным столом, устраивают детские спектакли, рисуют генеалогическое древо… Неужели и вы сможете так же? О том, почему важны традиции, «ДО» рассказала семейный психотерапевт Инна Хамитова.

Праздничные традиции и семейные ритуалы важны и для детей, и для родителей. Детям совместные праздники помогают увидеть не строгих родителей, которые все время воспитывают, а людей, с которыми, оказывается, бывает интересно. Кроме того, ритуалы дают возможность почувствовать общность, осознать, что семья — единое целое.

Найдите в своей семье традиции

Традиции и ритуалы существуют в любой семье, просто они могут быть гласными и негласными. О гласных традициях говорят, ими гордятся, их сознательно поддерживают и стараются передавать из поколения в поколение. О негласных традициях никто не говорит вслух, но на самом деле они могут быть не менее устойчивыми. Кто в вашей семье укладывает детей спать? А кто их купает? Кто отправляется за продуктами или готовит завтрак в субботу утром? Все это негласные традиции. Иногда достаточно просто осознать, что они есть, чтобы превратить привычный ритуал в повод для гордости.

Рассказывает Алена: «У нас дома завтрак по субботам всегда готовят папа и старший сын, а мы с дочкой нежимся в кровати подольше. Потом мы собираемся за столом, говорим о том, что интересного случилось у всех за неделю. В будни мы редко едим вместе, а в субботу никуда не нужно торопиться. Честно говоря, утро субботы — мое любимое время».

Не позволяйте традициям конфликтовать


Не зря говорят: кто мыл посуду в первый месяц после свадьбы, тот будет мыть ее всю жизнь. В этом есть доля правды. Ритуалы и правила, по которым будет жить семья, вырабатываются постепенно. Причем каждый из супругов приносит привычки и традиции из семьи своих родителей. И, если оказывается, что представления о том, как нужно строить жизнь, у супругов не совпадают, появляется повод для конфликтов.

В каких-то семьях по воскресеньям все дружно отправляется на прогулку в лес, а где-то, наоборот, спят до обеда. И каждому из супругов ритуалы его семьи кажутся единственно возможными, просто потому что они привычные. Выход из этой ситуации только один — все проговаривать вслух, искать компромиссы и постепенно создавать свои собственные традиции. Когда проблемы замалчиваются, это в конечном итоге приводит к ссорам, которые тоже могут стать своего рода семейным ритуалом.

Рассказывает Ирина: «Мы с Андреем встречались три года, и все было прекрасно, но, когда мы поженились и стали жить вместе, проблемы начались почти сразу. Дело в том, что Андрей — коренной москвич и вырос вдвоем с мамой. Я же родом из Краснодара, и у нас всегда была большая дружная семья. По праздникам за столом у бабушки собиралось по сорок человек и все были счастливы друг друга видеть. Когда после института я вышла замуж и осталась жить в Москве, все мои родственники стали приезжать, чтобы меня навестить, тут и начались первые ссоры с Андреем. Он не понимал, почему нельзя остановиться в гостинице, он даже предлагал ее оплатить. Но я не понимала, как можно не приютить своих родных! Ведь я каждое лето проводила каникулы у тети! Не было бы счастья, да несчастье помогло. Через две недели после родов я попала в больницу, и Андрей оказался с крошечным Сашкой на руках. Моя тетя и ее старшая дочь прилетели на следующий день. Тетя нянчилась с Сашкой, а двоюродная сестра каждое утро ездила через всю Москву ко мне в больницу, чтобы забрать сцеженное молоко. В больнице я пробыла почти полтора месяца, и все это время, возвращаясь домой, Андрей видел ухоженного малыша, идеально чистую квартиру и вкусный ужин. После этого его отношение к моим родным кардинально изменилось. Но и я сделала свои выводы. Теперь, если родные приезжают надолго, мы снимаем для них квартиру неподалеку от нас».

Не бойтесь создавать свои собственные традиции


Итак, ритуалы есть в любой семье, но как быть, если вам хочется чего-то нового, праздничного и приятного? Откуда берутся все эти ежегодные детские спектакли, карнавалы и выезды на природу? И где взять силы, если все, что вам хочется делать в праздники, — это просто лежать на диване и спать до обеда? Если вы хотите создавать ваши собственные семейные традиции, очень важно понять: по‑настоящему ценные ритуалы — те, которые доставляют радость всем членам семьи. Разве вы не захотите ненадолго встать с дивана для того, чтобы заняться чем-то по‑настоящему приятным? Конечно, захотите! И время у вас найдется.

Но откуда в семьях берутся традиции? Иногда они возникают сами собой. Например, однажды вы позвали к себе первого января соседей с детьми. Дети затеяли игру в шарады, взрослые ее подхватили, и всем было так весело, что на следующий год вы подумали: почему бы не пригласить их опять? А заодно двоюродную сестру с семьей, и друзей, и, может быть, даже коллегу с детьми подходящего возраста. Вот вы и положили начало первой новогодней традиции.

Иногда традиции появляются благодаря необычным обстоятельствам, которые выбивают вас из привычной колеи. «Однажды первого января у нас сломался телевизор, — рассказывает Александра. — Мы за месяц до этого закончили ремонт, потратились на новогодние подарки. И вот оказалось, что денег на новый телевизор прямо сейчас нет, а впереди — целых десять дней. Что делать? Мы вспомнили, что где-то на антресолях валяется диапроектор и старые диафильмы, мы все это достали и запустили. Дочка пришла в восторг! Нам с мужем тоже понравилось. Каждый вечер, как только темнело, мы словно возвращались в детство. Когда приближался следующий Новый год, дочка потребовала: «Доставайте диафильмы!» Это стало нашей традицией: все долгие праздники по вечерам смотрим диафильмы. Теперь Лиза сама читает подписи и даже приглашает подружек».

Позвольте традициям меняться вместе с вашей семьей


Дети растут, и незаметно приходит момент, когда маме и папе больше не стоит переодеваться Дедом Морозом и Снегурочкой. Дети выросли, а значит, традиция должна измениться. В каких-то семьях она может стать ритуальным новогодним весельем, в котором с удовольствием участвуют повзрослевшие дети. Но часто на смену одной традиции приходит другая. В 6−7 лет ребенку не так важно видеть Деда Мороза своими глазами, зато написать ему письмо, а потом получить посылку с подарком будет очень интересно. Не бойтесь менять ритуалы. Если одна традиция уходит, это не значит, что ваша семья теряет нечто важное. Наоборот, появляется возможность приобрести новый, не менее захватывающий ритуал.

Важно быть готовыми к тому, что подростки чаще всего не хотят праздновать Новый год с родителями. Самая верная тактика в этом случае — отпустить детей, позволить им праздновать с друзьями, порадовавшись тому, что у ребенка есть свой круг общения. И, наоборот, если вашему ребенку исполнилось двадцать и при этом у него нет друзей, с которыми он хотел бы отпраздновать Новый год или пригласить их к себе, это повод для беспокойства.

Со временем мы теряем чудесных малышей, с которыми так приятно возиться, но мы приобретаем друзей. И есть множество примеров, когда взрослые дети вместе со своими малышами возвращаются в родительский дом, чтобы отпраздновать Новый год вместе, именно так, как это было много лет назад.