Толкование имени: Иосиф. Значение имени Осип (Иосиф)

Т айна происхождения Иосифа Сталина до сих пор ожидает своего исследователя архивов. Сегодня, как это всегда бывает с известными людьми, выдвигаются самые разнообразные версии - от южноосетинской до известного путешественника Николая Пржевальского .

Е сли верить записи в приходской учетной книге, Иосиф Виссарионович родился не 21 (9 - по старому стилю) декабря 1879 г., как официально принято считать, а за год до этого - 6 декабря 1878 (вероятно, затем уход от этой даты связан с "пржевальской версией" происхождения Сталина, о которой пойдет ниже). Доминирует трактовка, что "Сталин" - простой перевод на русский язык грузинского корня "Джуга" - якобы "сталь".

В .В. Похлебкин выдвигал версию о происхождении псевдонима от фамилии Е.С. Сталинского - переводчика "Витязя в тигровой шкуре", издания 1889 года (юный поэт Сосело это произведение очень любил).

Д жордан, магистр истории Кэмбриджского университета, и ряд других историков развивают версию о еврейском происхождении рода отца Сталина: "Имя Сталина - Джугашвили - по-грузински означает "сын израелита", так как "джуга" - это израелит, а "швили" - сын.

С емья Джугашвили, христианского вероисповедания, происходит от горских евреев Кавказа, обращенных в христианство в начале XIX века". Эта ныне популярная версия идет от вышедшей по-французски книги Ивана Крылова "Моя карьера в советском Генштабе" (Париж, 1951; см.: парижский журнал "Новый Прометей", май 1951).

С охраняет отчасти истину и версия, что отец Сталина происходит из южноосетинского рода Дзугаевых. На это будто бы намекал в своем легендарном стихотворении 1933 года "Мы живем, под собою не чуя страны..." Осип Мандельштам.

А рмянская версия происхождения связана с матерью Сталина. Вроде бы обедневшая Екатерина работала в молодости прачкой у богатого купца Арамянца (в честь него в Тифлисе назвали больницу). Соблазненную и беременную ее спешно выдали замуж за Виссариона Джугашвили, малолетние дети которого до этого быстро умирали.

П о аналогичной грузинской версии , настоящий отец Сталина - грузинский князь Эгнатошвили (сыновья князя затем имели контакты со Сталиным, когда тот был уже во власти).

" Р усская" версия - отцом Сталина будто бы мог быть и смоленский дворянин Николай Пржевальский, известный путешественник и ученый. Весной 1878 года он заболел и был вынужден лечиться на Кавказе, в городе Гори, где был принят грузинским аристократом Маминошвили. Здесь Пржевальский и познакомился с дальней обедневшей родственницей князя, Екатериной, которой после разорения пришлось выйти замуж за сапожника Виссариона Джугашвили.

В иссарион первоначально был уважаемым человеком, но семейную жизнь четы Джугашвили омрачила смерть трех малолетних детей. Виссарион стал пить и бить жену, которой пришлось пойти работать. Измученная семейными неурядицами, молодая женщина, тем не менее, очаровала путешественника, который проникся к ней большой симпатией. И даже после отъезда высылал ей деньги.

Р усская версия происхождения Сталина считается наиболее уязвимой. Правда, она даже и не совсем "русская", ведь Пржевальский ведет происхождение от белорусского рода. Сами родственники "отца народов" не считают себя потомками Пржевальского, хотя и признают поразительное сходство между ними. Кстати, в послевоенном 1946 г Сталин ближе к своему 70-летию распорядился отлить медаль имени Н.М. Пржевальского, несмотря на то, что последний считался в СССР "классово чуждым элементом".

С талин осознавал, что все убеждены (отчего пил и отец) в его незаконном происхождении. До самой смерти сын избегал своей матери, держа ее в черном теле, по сути, впроголодь. Упоминается письмо этой полуграмотной, несчастной женщины в котором она просит сына (первого человека в стране) отпроситься у "начальника" на несколько дней и приехать ее навестить.

К огда Сосо было 11 лет, его отца убили в трактире во время пьяной драки. "Ранняя смерть отца не произвела на парня никакого впечатления. Он ничего не потерял со смертью человека, которого должен был называть отцом" - писал затем Иремашвили, один из его школьных приятелей.

По Д. и Н. Зима

Значение и происхождение имени: "Бог приумножит" (библейск.). Дословно имя переводится как "он приумножит", но часто в древнем Израиле местоимением "Он" заменяли название Бога, чтобы лишний раз не упоминать его имя всуе. На Руси имя Иосиф трансформировалось в его народную форму Осип.

Энергетика имени и характер: Несмотря на общий корень, имена Иосиф и Осип по своей энергетике разительно отличаются друг от друга. Вернее будет сказать, они представляют как бы два полюса одного магнита, что и позволяет рассматривать их в одном разделе. На этом примере, кстати, очень хорошо видно, насколько сильно может изменяться характер человека в зависимости от звучания его имени.

Нетрудно заметить, что имя Иосиф не обладает излишней твердостью и не потому ли величайший диктатор коммунистической эпохи Иосиф Джугашвили взял себе псевдоним Сталин? По своей энергетике оно довольно спокойно, однако в нем чувствуется значительная сила, похожая на силу морской волны, неторопливо накатывающей на гранитный берег и методично превращающей непобедимую скалу в песок. Иосиф обычно умеет ждать, он никуда не спешит, как будто впереди у него вечность. Странная, немного завораживающая мелодия имени способна пробудить у человека с таким именем довольно могучее воображение, жаль только, что при этом фантазии Иосифа нередко окрашены в темные тона. Причина этого в том, что основная сила имени направлена на преодоление каких-либо препятствий и предполагает склонность к недовольству. Другое дело, что уравновешенный Иосиф обычно не торопится излить свое недовольство, однако при этом и не накапливает негативные эмоции, направляя свою энергию на постепенное продвижение к цели.

Иосиф очень настойчив и вряд ли когда легко отступит от своего. Вместе с тем он незлобив и даже в спорах предпочитает отстаивать свои убеждения спокойно. Часто вся его жизнь посвящена какому-либо одному делу и с таким характером он, конечно же, имеет все шансы на достижение успеха. Его спокойствие способно заворожить и одновременно обеспечить ему симпатии окружающих.

В другой своей форме – Осип – имя звучит значительно тверже, однако в этом случае его устойчивая энергетика не имеет четкой направленности на достижение цели. Скорее, наоборот, имя Осип представляет собой тот самый берег, о который разбивается волна. Осип тверд и самолюбив, однако ему не хватает некоторой активности и открытости. При этом замкнутая энергетика имени предполагает накопление эмоций, а значит, и достаточную силу чувств, граничащую со страстностью. Не исключено, что самолюбие Осипа будет чересчур болезненным, при этом если Иосиф сглаживает свое самолюбие поисками решения возникших проблем, то Осип просто носит свои обиды внутри себя, что иной раз очень сильно может осложнить ему жизнь и превратить в нервного, раздражительного человека.

В обоих случаях энергия имени способна обеспечить успех в карьере, особенно в творческих областях, однако для того, чтобы обеспечить себе полноценное счастье и избежать проблем в семейной жизни, и Иосифу, и Осипу не помешает стать чуть более открытыми и чуть веселее относиться к жизни.

Секреты общения: Если вам вздумается пошутить над Осипом или Иосифом, то лучше сделать это поосторожнее или же вообще не делать. В первом случае вы можете нарваться на довольно жесткий ответ, а во втором – рискуете тем, что, если шутка ему не понравится, Иосиф будет очень долго вспоминать об этом, то и дело в разговоре возвращаясь к неприятному инциденту, словно волна к берегу.

След имени в истории:

Иосиф Кобзон

После выхода в свет фильма "Семнадцать мгновений весны" с песней «У каждого мгновенья свой резон», блистательно исполненной Иосифом Кобзоном (род. в 1937 г.), в народе тут же появилась шутка: "У каждого мгновенья свой Кобзон". Да и вообще сколько их было – шуток, анекдотов, сплетен по поводу жизни и творчества знаменитого певца. Пожалуй, единственное, о чем говорит такое людское неравнодушие, – это о непреходящем интересе ко всему, что касается личности Иосифа Кобзона.

"Документ эпохи" – так уважительно назвал певца художник Илья Глазунов. Однако для того, чтобы стать таким "документом", Кобзону пришлось пройти долгий и трудный самостоятельный путь: сначала горный техникум, потом работа на радио с параллельной учебой в институте Гнесиных... Быть может, именно благодаря богатому жизненному опыту он так непритязателен (по словам жены) в быту и так легок в общении? Воплощение респектабельности, светскости и обаяния в сочетании с талантом, Иосиф Кобзон на советской эстраде был одним из немногих по-настоящему ярких звезд, кумиром и символом своего поколения.

В настоящий момент Иосиф Кобзон является не только популярным певцом, но и преуспевающим бизнесменом. О планах же, связанных с политикой, он предпочитает лишь отшучиваться: "Больше ни в какие партии вступать не собираюсь. Разве только кто-нибудь создаст партию честных людей... И то только в том случае, если меня туда примут".

По Хигиру

Древнееврейского происхождения, означает: приумножение, прибыль.

В раннем детстве Иосиф бывает раздражителен. Этому мальчику трудно угодить: то каша не та, то игрушка не такая, какую он видел в витрине магазина. К школьному возрасту это качество незаметно проходит.

Из Иосифов вырастают покладистые, добрые, сердечные люди, отзывчивые на любую беду, всегда готовые прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Они хорошие мужья и отцы. Причем у Иосифа обычно бывает не менее двух детей, которых он очень любит и о которых неустанно заботится до конца своих дней. Хотя многие Иосифы в первом браке несчастны - им почему-то попадаются жены с плохим характером. Второй брак, как правило, удачен. Чаще всего Иосифы работают в искусстве и в торговле. На старости лет многие приобретают полиартрит.

1. Личность: те, кто приходят к нам

2. Цвет: красный

3. Основные черты: воля - активность - восприимчивость - нравственность

4. Тотемное растение: каштан

5. Тотемное животное: горлица

6. Знак: стрелец

7. Тип. Это один из самых таинственных типов характера. Они уравновешенны, способны решать проблемы. Кажутся предназначенными для какой-то особой миссии.

8. Психика. Их тотемным растением является каштан, скрывающий свой плод под колючей скорлупой, которую можно разбить, лишь приложив усилия. Тактичны и не поддаются влиянию, так как уверены в своем предназначении.

9. Воля. Сильная, но проявляется лишь тогда, когда это действительно необходимо.

10. Возбудимость. Служит разуму, а не страстям.

11. Скорость реакции. Никогда не выплескивают своих эмоций, не выказывая их ни гневом, ни ранящим словом. Объективны, могут целиком отдаться делу, но без признаков фанатизма.

12. Поле деятельности. Это старательные ученики и студенты. Мы не даем советов родителям, как их воспитывать, такие мальчики сами берут ответственность за свою судьбу. Тщательно выбирают специальность и будут всегда там, где необходим компетентный и бескорыстный человек. Ценность профессии в их глазах определяется не престижностью, а полезностью для общества,

13. Интуиция. Не нуждаются в ней, так как прекрасно знают, к чему стремятся.

14. Интеллект. Глубокий, позволяющий им мыслить глобально. Обладают хорошей памятью, но не любопытны; создается впечатление, что им не интересно то, что не связано с их предназначением.

15. Восприимчивость. Несут окружающим любовь и чуткость. Не любят обращать на себя внимание.

16. Нравственность. Подобные мужчины на редкость высоконравственны. Они не меняют своих убеждений, не поддаются влиянию окружающих, как в общественной, так и в личной жизни должны верить, что поступают по совести.

17. Здоровье. Очень хорошее. Считают, что если человек хочет чего-то достичь, то у него нет времени болеть. Слабое место - органы дыхания.

18. Сексуальность. Никогда не позволяют себе поддаваться желаниям, порывам и искушениям.

19. Активность. Это мужчины заразительного темперамента, излучающие тепло и доброжелательность. Возле них отогреваются сердца.

20. Общительность. Если такие люди приглашают вас к себе, то для того, чтобы обогреть у домашнего очага, а не ошеломить великолепием.

21. Заключение. Это незаурядные личности: сильные, мудрые, щедрые, живущие богатой внутренней жизнью.

Казалось бы, с национальностью у отца народов с отеческой фамилией Джугашвили вопросов нет. Сам Ленин много лет протежировал уроженцу Гори и называл его «чудесным грузином».

«ШИРОКАЯ ГРУДЬ ОСЕТИНА!»

Многие наверняка слышали про стихотворение Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны», стоившее поэту жизни. Оно считается одним из самых знаменитых в ХХ веке. Первые строчки поныне часто цитируют. А помнит ли кто финальную строку?

«…и широкая грудь осетина.»

Странно, откуда вдруг возник осетин? Ведь все ж знают, что герой стихотворения - кремлевский горец с тараканьими усищами и сверкающими голенищами - грузин! Раз, второй внимательно перечитываю Мандельштама. Ошибки нет. Широкая грудь осетина - сталинская! Вот это поворот!

Намедни патриот Кургинян в телепоединке с либералом Гозманом сообщил, что эти стихи Мандельштам написал по просьбе Троцкого . Не знаю, как на самом деле с просьбой, ведь к моменту сочинения самоубийственного, по выражению Пастернака, стихотворения (ноябрь 1933 г.) Троцкий уже 4 года находился за пределами СССР . В статусе высланного. Хотя злой демон революции действительно хлестко охарактеризовал своего врага в книге «Сталин »: «…грубая неотесанная фигура, как и все осетины, живущие в высоких кавказских горах.» Походя оскорбив, оклеветав этой фразой целый народ, мужественный, культурный. Впрочем, что для высокомерного Льва Давидовича были народы? Так, щепки в костер мировой революции. Это ж он устроил расказачивание в России .

В 1933 г засветил отца осетина Джугашвили еще один эмигрант - писатель Григол Робакидзе в изданном в Германии романе о вожде «Чаклули сули» («Убиенная душа»).

Упоминал о родителях Сталина и Анатолий Рыбаков в нашумевшем перестроечном романе «Дети Арбата »: «Мать была властная женщина, чистокровная грузинка картвели, а отец вроде бы из южных осетин, населявших Горийский уезд. Предки его огрузинились, и дед осетинское «ев» в своей фамилии Джугаев сменил на грузинское «швили».

Зацепило слово «вроде». Может, действительно Троцкий в бессильной злобе запустил ложный слух о «грубом осетине», чтобы хоть как-то досадить «чудесному грузину», одержавшему верх в жестокой схватке за лидерство в партии и стране? А остальные подхватили.

ВЛАДЕЛЬЦЫ ОТАР

Продолжаю расследование.

«Джугашвили - грузинская фамилия осетинского происхождения, - утверждал известный филолог-славист, профессор Оксфордского университета Б.Унбегаун в книге «Русск ие фамилии» (скорее, «советские». - Е.Ч.), опубликованной в Лондоне в 1972 г. - Исходная форма - осетинская фамилия «Дзугата » (русск. Дзугаевы ). На грузинской почве имела место метатеза «з-ж» с добавлением на конце грузинского «швили» (сын).» Это уже не домыслы - наука!

Любопытные подробности нахожу в книге З. Гаглоевой «Осетинские фамилии». Впервые род Дзугаевых зафиксирован в документах в 15 веке. В селе Цамад Алагирского ущелья Северной Осетии . Оттуда они расселились позже по другим ущельям. В селении Дзомагъ у них был собственный околоток (хутор) Дзугаты къулдым.

«Огрузинились» предки Сталина по отцовской линии явно не по своей воле. До революции осетинские фамилии в Южной Осетии, за редким исключением, писались с грузинскими окончаниями. Особенно после крещения. Как отмечал исследователь Г.Д. Тогошвили в работе «Грузино -осетинские взаимоотношения в ХУ-ХУШ вв., «…если он христианин, то осетином в полном смысле этого слова уже не является, он уже считается грузином.» Эта работа, между прочим, была издана в Тбилиси .

Что означает фамилия? «Дзуг» - по-осетински - отара. Возможно, дальние предки вождя имели большие отары овец.Короче, Отаровы . Но Дзуга - это еще и осетинское имя. Так что Дзугаевы (Джугашвили) могли пойти от пращура Дзуги. Как русские Ивановы , Петровы , Сидоровы …

Довелось прочитать у одного историка экзотическую версию происхождения фамилии якобы от осетинского слова «дзуц» - еврей. «В связи с этим не исключено, что Джугашвили были - как евреи, - способные и находчивые люди, или… даже сами произошли от горских евреев! Не потому ли при Сталине, как никогда в России, был расцвет и слава еврейской нации, хотя и спрос был особый?! Ибо исповедывал Сталин библейское правило: кому много дано, с того много и спросится!»

Да уж, кому-кому, а Льву Давидовичу Троцкому эта версия точно не понравилась бы. Хотя в Сети она популярна.

Откровенная фонетическая и смысловая подтасовка, - объяснил мне знакомый филолог-осетин, помогавший в расследовании. - Причем, грубая. По-осетински еврей - «дзутаг». А евреи как нация - «дзут». Но не «дзуц». К «дзугу» никакого отношения это слово не имеет. Это как русские «год» и «гот», «род» и «рот»… Поменяли одну букву - и превратили Сталина в иудея. (По-грузински «еврей» и вовсе «уриа » или «ебраели», еще дальше от Джугашвили. - Е.Ч.)

СЫН БЕСА?

Открываю историко-биографический справочник «Вокруг Сталина», подготовленный историком В.А.Торчиновым и кандидатом философских наук А.М.Леонтюком. Первый известный предок вождя - прадед Заза Джугашвили. Он участвовал в крестьянском восстании в Анануре (Душетский уезд Тифлисской губернии), был арестован, бежал в Горийский уезд и здесь стал крепостным князей Эристави . Проживал в осетинском селе Гери. Принял участие в восстании под руководством князя Элизбара Эристави против русских, снова бежал. .. Видимо, его гены бунтовщика и передались правнуку, тоже немало бегавшему из-под стражи.

Священник Иосиф Пурцеладзе 8 декабря 1805 г. дал показания майору Рейху об участниках антирусского восстания: «Я знаю и видел, что к сыну кулар агаси Элизбару хаживали осетины, жившие по ту и сю сторону; не проходило и ночи, чтобы одни из них не приходили, другие не уходили, Элизбаром посылаемые люди были Заза Джука-швили и Таури-хата, но Заза чаще хаживал днем и приводил осетин по ночам.» В 1805 г Зазу вновь арестовали, посадили в Метехский замок.

После его смерти сын Вано (Иуане) перебрался в село Диди Лило Тифлисского уезда. Выращивал виноград. Согласно ведомости 1802 г о разделе Грузии на уезды, в этом селе проживали крестьяне - внимание! - «окрещенные из осетин». Фамилия Джугашвили впервые упоминается в документах Диди Лило в 1819 г.

Около 1850 г у Вано родился сын Бесо.

Любопытно, что самый первый революционный псевдоним молодого Иосифа Виссарионовича - Бесошвили. «Если только считать его корень русским, а суффикс грузинским, означает «сын беса», - сходу расшифровал партийную кличку исследователь А.Абрашкин . - Удивительно легко и просто объясняется и страсть Сталина работать по ночам - когда ещё трудиться сыну Дьявола?»

Налицо такая же грубая подмена, как и в случае с еврейством Сталина, - объяснил мне все тот же филолог. - Зачем смешивать русский корень и грузинский суффикс? Ради дешевой сенсации? Ларчик-то просто открывается. Бесо, Бесик - наше распространенное мужское имя, никак не связанное с дьявольщиной. По-осетински бес, черт - «хайраг». «Сын Бесо»- вот и вся тайна первого псевдонима Сталина. По-церковному имя Бесо - Виссарион. Поэтому Иосиф официально был Виссарионовичем.

Но Бесо, чего греха таить, был одержим бесом - пьянства. В молодости во хмелю совершил тяжкое преступление - убил родственника. За убийство по горскому обычаю полагалась кровная месть. Но это в случае, если убийца - из чужого рода. А здесь пролилась «своя» кровь. Кому мстить? Бесо подвергли страшному осетинскому наказанию - къоды. Вечному изгнанию из клана. Нечто вроде церковной анафемы. Причем, проклятый никогда не должен был общаться с родственниками. В древности такие люди без поддержки рода были обречены на верную смерть.

Уходил Бесо из села зимой. В горах сломал ногу. Так и замерз бы, да случайные путники подобрали. Но Бесо на всю жизнь остался хромым. Изгой устроился в Тифлисе на кожевенный завод Адельханова . Позже купец Иосиф Барамов заключил соглашение с военными на поставку и ремонт обуви для гарнизона в Гори, открыл свою мастерскую, куда пригласил лучших сапожников. Среди них был и Бесо Джугашвили. Он поселился у осетина Кулумбегашвили из Джерского ущелья. Вскоре посватался к грузинке Екатерине (Кеко) Геладзе , дочери крепостного крестьянина.

ЗАКЛАНИЕ БАРАШКА

«В то время Бесо считался смелым мужчиной с очень красивыми усами, и был прекрасно одет, - вспоминала на склоне лет мать вождя. - Он был из города и поэтому на нем чувствовался городской отпечаток. Одним словом, он был выше на одну голову всех женихов. У нас была большая свадьба… Бесо оказался хорошим мужем. Ходил в церковь, много работал, приносил деньги. Я была счастлива. Многие завидовали моему счастью. Через год корона нашего счастья пополнилась - родился сын. Бесо чуть не сошел с ума от радости. Но радость сменила грусть, так как ребенку было 2 месяца, когда он умер. Бесо начал пить от горя… Через два года родился второй сын. Но и тому ребенку не суждено было жить. Бесо от горя чуть не потерял рассудок…»

И стал еще больше пить. Видимо, вообразил, что смерть младенцев связана с родовым проклятьем. Но от жены изгой по-прежнему скрывал трагедию юности. «Бесо никак не рассказывал, откуда он, - писала Кеке. - Он так объяснял: «Мои предки были пастухами, так что нас называли «джоганы». А то мы раньше носили другую фамилию. Предки моих предков были генералами.» Какие генералы в горах в 15-17 веках?

Сама Кеко грешила на друга семьи, виноторговца Якова Эгнаташвили , крестного отца умерших младенцев.

« Наконец, я снова забеременела и родился третий ребенок. Мы поспешили его окрестить, чтобы он не умер некрещеным. Крестным уже сделали другого свидетеля (на их свадьбе - Михаила Цихитатришвили . - Е.Ч.), так как рука Якова оказалась несчастливой. Эгнаташвили не обиделся.»

Судя по записи на 33-м листе первой части метрической книги рожденных в 1878 г. Горийской соборной церкви Тифлисской губернии: «6 декабря у жителя Гори крестьянина Виссариона Ивановича Джугашвили и его законной супруги Екатерины Габриеловны (оба православного исповедания) родился сын Иосиф. Крестили новорожденного протоиерей Хаханов с причетником Квиникидзе … Таинство произошло 17 декабря.»

«Ребенок остался жить. Правда, был очень слабого здоровья. Он был весьма нежным и никак не прибавлял в весе. Если кто заболевал поблизости, то он заболевал следом… Однажды Сосо простыл и потерял голос. Мы рыдали так громко, что слышали все соседи. Они нам сочувствовали. Все думали, что сын тоже умер. Но он выжил…»

И тогда было решено совершить обряд заклания. Семья отправилась в родовое святилище Дзугаевых Дзеры -дзуар, расположенное в ущелье возле села Геры, где жил предок-бунтарь Заза. По древнему осетинскому обычаю принесли в жертву черного барашка. Три ритуальных пирога и чашу черного пива. Прося здоровье малышу Иосифу у Девы Марии, святого Георгия и ангелов-хранителей.

«Мы отправились молиться в Гери, - писала богобоязненная мать, не распространяясь о подробностях языческого обряда в святилище. - На заклание отдали овцу и заказали в церкви благодарственный молебен. Сосо в церкви испугался. И потом даже дома иногда вздрагивал, бредил во сне и прижимался ко мне.»

Возможно, древний осетинский обряд заклания черного барашка, молебен в церкви действительно сняли страшное проклятье с Иосифа, спасли ребенка. Хотя смерть еще долго караулила будущего вождя. «В детстве мой Сосо никак не поправлялся. А несколько раз чуть не погиб... Заболел корью. В том году было много кори, почти во всех семьях стоял плач. У нашего крестного Якова три ребенка умерло. Сосо очень тяжело болел, и мне казалось, что его потеряю. На третий день он начал бредить. По меньшей мере, я думала, что он ослепнет. Но я оказалась очень счастливой матерью…» В другой раз, долго простояв на сквозняке, малыш упал в обморок. Его долго не могли привести в чувство. В 5 лет перенес смертельно опасную оспу, оставившую отметины на лице. Отсюда прозвище «рябой». Уже школьником переходил улицу. В Иосифа врезался фаэтон. Он потерял сознание. Целых две недели не мог говорить. Как пишет Кеке, жизнь ему спасли фельдшер Ткаченко и врач Любомудров. Даже денег не взяли!

Правда, левая рука так и осталась поврежденной на всю жизнь. Оттого вождя звали «сухорукий». В 20-е годы по Москве загуляли слухи, что у Сталина на левой ноге - шесть пальцев! Так называемое «сатанинское копытце». Из-за чего Булгаков вынужден был сменить первоначальное название мистического романа «Копыто инженера» на нейтральное «Мастер и Маргарита». Хотя оставил в тексте больную левую ногу Воланда . На самом деле Иосиф родился со сросшимися 2 -м и 3-м пальцами левой ноги. Так значилось в его особых приметах у царской охранки.

… Бесо все больше и больше пил. Видно, проклятье не покидало несчастливца- сапожника. Со временем у него стали дрожать руки, что мешало ремеслу. Бесо собирался сделать сына сапожником. Но богомольная Кеко, помня про чудесное отмаливание младенца Иосифа, пошла против воли мужа. И сделала все, чтобы сын поступил в православную Тифлисскую духовную семинарию. Она мечтала стать матерью священника.

Взбешенный Бесо ушел из семьи. Бродяжничал. Не помогал жене и сыну. И вроде бы погиб в пьяной драке в 1890 г. В сорок лет! По другим данным, умер в 1906 г.

А отмоленный в святилище и храме от страшного родового проклятья Иосиф в духовной семинарии стал бунтарем. И предпочел рясе священника китель революционера, властелина шестой части света.

ЗОВ КРОВИ

Но почему вождь называл себя грузином, хотя национальность на Кавказе идет от отца? Возможно, известный марксист -интернационалист не придавал особого значения национальности. Тем более, родился-то он в Грузии, да и мать -грузинка… А после того, как Ленин в эмиграции назвал его «чудесным грузином», и вовсе поздно было давать задний ход. Не исключаю и мистического варианта. В официальной советской биографии грузина Сталина дата его рождения - 21 декабря 1879 г. Хотя на самом деле, судя по церковной записи, он появился на свет раньше на год и три дня. Несостоявшийся священник сознательно скрывал точную дату рождения, чтобы враги не могли эзотерически нанести ему вред. Сказалось влияние знаменитого мистика Гурджиева . Не по этой ли причине он утаил и национальность отца?

Но про осетин помнил. При нем в 1924 г, вскоре после смерти Ленина, была создана Северо-Осетинская автономная область. С 1936 г она стала республикой Северная Осетия.

Еще один любопытный момент в биографии «чудесного грузина». 26 февраля 1944 г. он вызвал в Кремль первого секретаря Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Кубади Кулова . И вот какой разговор состоялся между ними:

Сталин: Скажите, а что вы думаете о названии вашего города Орджоникидзе ? Как мне известно, местным жителям не совсем понятно это название, трудно произносится, не совсем ясно его историческое происхождение. Мне известно и то, что осетины раньше называли свой город по-осетински. Если не ошибаюсь, называли его Дзауджикау .

Кулов: Совершенно верно, Иосиф Виссарионович, Дзауджикау...

Сталин: Произнесите еще раз…

Кулов: Дзауджикау…

Сталин: Скажите, как покажется осетинам, если вместо Орджоникидзе назовем его прежним именем - Дзауджикау?

Кулов: Осетины это ваше предложение непременно одобрят.

Сталин: Тогда вы в кратчайший срок обсудите с кем надо этот вопрос и вышлите нам свою просьбу, мы над этим тоже подумаем и завтра примем необходимое решение.

Кулов: Хорошо, Иосиф Виссарионович, мы свою просьбу вышлем сегодня же.

Уже через два дня, 28 февраля 1944 г., указом Президиума Верховного Совета СССР № 795 столицу Северной Осетии Орджоникидзе переименовали в Дзауджикау.

На самом деле Сталин лукавил. Город так прежде официально никогда не именовали.Дзауджикау - всего лишь селение Дзауда. Осетина Дзауда Бугулова, первым пришедшего с гор сюда, на берег Терека , и построившего дом в 18 веке. В 1784 г. императрица Екатерина Вторая повелела основать здесь, у подножия гор, город-крепость Владикавказ (Владей Кавказом!) Так он и назывался до 1931 г. Когда его переименовали в Орджоникидзе. В честь большевика-грузина, верного соратника Сталина со времен кавказского подполья. Так что в СССР с этим названием как раз все было понятно.

Но Сталин вдруг переименовал город на осетинский манер. Видно, сказался зов крови. И только после его смерти Хрущев вернул столице Северной Осетии имя грузина Орджоникидзе. В 1990 г. город вновь стал зваться Владикавказом.

Считается, что именно от осетин идет знаменитый аскетизм вождя народов, откровенное пренебрежение роскошью, «баблом», ненависть к коррупции, стяжательству. У этого явления исторические корни. Кочевой народ, разбитый в 13 веке татаро-монголами, вынужден был скрываться в горах, буквально выживать в суровых условиях. Какая уж тут роскошь? По материнской линии, от грузин, Сталин взял любовь к застолью, песням.

ОТРАВА В ВИНЕ

В 16 лет семинарист Иосиф написал стихи, которые можно принять за пророчество его громкой судьбы и смерти.

В этой стране был он тенью,

Гостем, пришедшим без вести.

Трогал он вечные струны,

Пел необычные песни.

Песни, рожденные светом.

Песни, рожденные болью.

Все в них была сама правда.

Все в них дышало любовью.

Песни его волновали

Даже остывшие души,

Делали ясными мысли

К свету из мрака идущих.

Но, не способные слушать

Пение тех чудных песен,

Люди налили отравы

И, ослепленные спесью:

«Все пей, проклятый! - кричали -

Это твой рок, ангел ада…

Правда зачем нам такая?

Нам таких песен не надо!»

(перевод с грузинского - Николай Над.)

Многие исследователи склоняются ныне к версии, что в марте 1953 г. Сталина действительно отравили ближайшие соратники. Об этом прямо говорил вице-премьер в правительстве Ельцина Михаил Полторанин , возглавлявший межведомственную комиссию по рассекречиванию документов КПСС . Развивает эту тему историк Николай Над в книгах «Как убивали Сталина», «Сталин и Христос», «Как Сталин победил коррупцию». По версии Эдварда Радзинского в книге «Иосиф Сталин. Последняя загадка», Берия использовал против Хозяина разработку секретной Лаборатории Х НКВД - яд варфарин. Его якобы ввели шприцем через пробку винной бутылки. И преподнесли вождю «отраву » из юношеского стихотворения…

С тех пор чиновники, отринув вынужденный аскетизм эпохи сталинизма, стали больше заботиться о себе, любимых. И, в конце концов, ради личного обогащения, счетов и вилл на Западе развалили в 1991 г. СССР. Коррупция стала править бал.

17 мая 1874 года родители Сталина, 22-летний Виссарион (Бесо) Джугашвили и 17-летняя Екатерина (Кеке) Геладзе, обвенчались в Успенском соборе грузинского городка Гори.

Бесо был уважаемым ремесленником из мастерской Барамова и считался среди подруг Кеке завидным женихом. Кеке позже писала в своих воспоминаниях, составленных в августе 1935 вопреки желанию сына, что и она тоже «выделялась среди подруг, была желанной и красивой девушкой».

Главным из двоих друзей жениха был Яков Эгнаташвили (Коба), богатый купец и борец, местный герой. Кеке вспоминала позже, что он всегда старался помогать ей и Бесо в создании семьи».

Местный священник, отец Христофор Чарквиани, друг семьи, на церемонии так хорошо пел, что Яков Эгнаташвили подарил ему десять рублей, сумму по тем временам немалую.

Родители и невесты, и жениха были крепостными местных князей, освобождёнными царём Александром II.

Дед Бесо, Заза, осетин, крепостной князя Бадура Мачабели, в 1804 году участвовал в восстании князя Элизбара Эристави против России. Внук Зазы, Бесо, поступил работать на обувную фабрику армянина Иосифа Барамова, готовившую обувь для местных отрядов российской армии.

Отец Екатерины-Кеке, Глахи Геладзе, некогда был крепостным князя Амилахвари. Он работал горшечником и садовником, но умер молодым. После этого семья Кеке переехала в Гори.

Екатерина (Кеке) Геладзе, мать Сталина

Формальный отец Сталина, Бесо Джугашвили, поначалу казался хорошим семьянином.

Он верил в Бога и всегда ходил в церковь. Бесо был худым и смуглым мужчиной с черными бровями и усами, в черкесской бурке, остроконечной шапке и мешковатых штанах. Умный, гордый, хотя и угрюмый, Бесо говорил на четырех языках (грузинском, русском, турецком и армянском) и наизусть цитировал «Витязя в тигровой шкуре». Вскоре после женитьбы на Кеке он ушёл из мастерской Барамова и при помощи своего покровителя Эгнаташвили открыл собственный сапожный цех. Семья, где вскоре родился Сталин, жила довольно зажиточно.

Через 9 месяцев после свадьбы у молодожёнов родился сын Михаил.

Эгнаташвили, который продолжал «очень помогать» семье, стал крёстным отцом мальчика. Но через два месяца младенец умер. Бесо с горя начал пить. 24 декабря 1876 года в семье родителей Сталина родился второй сын – Георгий. Эгнаташвили вновь стал крёстным отцом, однако и Георгий умер от кори 19 июня 1877.

Бесо запил ещё сильнее. В дом принесли икону святого Георгия.

Кеке и Бесо отправились молиться в церковь, расположенную на соседней горе Гориджвари. Кеке забеременела в третий раз и поклялась, что если ребенок выживет, она отправится в паломничество. 6 декабря 1878 года она родила третьего сына.

По утверждению Саймона Монтефиоре, день 6 декабря 1878 фигурировал как дата рождения Сталина во всех сведениях о нём до 1920 года. Но в 1920 Сталин назвал одной шведской газете другую дату – 21 декабря 1879.

В 1925 он дал указание своему секретарю Товстухе считать именно её официальной. С какой целью он так поступил, непонятно. Возможно, ещё в царское время Сталин изменил число своего рождения в каких-то документах, чтобы избежать воинской повинности. Но это лишь одно из возможных объяснений.

17 декабря мальчика, которого потом узнают под именем Сталина, окрестили Иосифом, уменьшительно – Сосо.

Сосо был слабым, хрупким, худеньким, часто болел. Второй и третий пальцы на левой ноге у него были сросшиеся. Яков Эгнаташвили на сей раз не принимал участия в обряде крещения (после смерти двух детей родители Сталина стали бояться, что у него «несчастливая рука»). Однако позже Сосо и его мать неизменно называли семейного покровителя «крёстный Яков».

Молодые родители совершили обещанное паломничество. У Кеке не хватало молока, и ребёнка помогала кормить жена Эгнаташвили.

Её дети и Сосо стали молочными братьями.

Сосо рано научился говорить. Он любил цветы и грузинские мелодии. Небольшое предприятие Бесо процветало – он нанял подмастерьев и десятерых наемных работников. Богатство семьи юного Сталина, конечно, было довольно относительным. Однако позже Хрущёв воспользовался слухами о нём при разоблачении «культа личности».

«Ходил слух, что отец [Сталина] вовсе не рабочий, – писал Хрущев. – [Он] имел сапожную мастерскую, в которой работало десять или больше человек. По тому времени это считалось предприятием». Вскоре Кеке подружилась с Марией и Аршаком Тер-Петросянами. Аршак был богатым армейским поставщиком, а его сын Камо позже сделался знаменитым грабителем банков.

Кеке обожала сына и благодарила Бога за то, что он не умер, как двое её первенцев.

Но коммерческий успех Бесо вскоре обернулся для семьи неприятной изнанкой. Клиенты отца Сталина часто расплачивались с ним по грузинскому обычаю – вином. Пристрастие Бесо к спиртному всё росло. У него стали трястись руки, и он уже не мог сам шить сапоги. Закадычным собутыльником Бесо стал священник Чарквиани. Почти ежедневно они на пару возвращались из духана (кабака) в стельку пьяными.

Не исключено, что к пьянству Бесо склоняли и широко распространившиеся между жителями Гори слухи.

Официальное изображение Безумного Бесо Джугашвили, сапожника, алкоголика. До сих пор неизвестно, был ли он отцом Сталина

Они состояли в том, что Бесо на самом деле не был родителем своих сыновей.

Их отцовство многие горожане приписывали Якову (Кобе) Эгнаташвили или начальнику горийской полиции Дамиану Давришеви. Расстроенный Джугашвили стал то и дело ввязываться в пьяные драки и заслужил прозвище Безумный Бесо. Трудно сказать, насколько слухи имели под собой основание. Но постоянное и щедрое покровительство богатого Эгнаташвили бедной поначалу семье родителей Сталина не может не навести на размышления.

Яков-Коба жил на широкую ногу, владел несколькими прибыльными духанами (харчевнями), занимался виноделием. Он увлекался борьбой и был чемпионом в городе, где жило немало атлетов. Фраза из воспоминаний Кеке: Эгнаташвили «всегда старался помогать нам в создании нашей семьи» – возможно, содержит в себе некий скрытый намёк…

Яков (Коба) Эгнаташвили, борец, владелец нескольких духанов (харчевен).

Возможно, отец Сталина

Другой кандидат в отцы Сталина – полицейский Дамиан Давришеви, тоже постоянно помогал Кеке, когда та жаловалась на пьянство мужа. По воспоминаниям земляков, «все в Гори знали о связи Дамиана с красивой матерью Сосо».

Иосиф, сын начальника горийской полиции Дамиана Давришеви.

Возможно, брат Сталина по отцу

Сам Сталин однажды обмолвился, что его отцом на самом деле был священник. Таким образом, мы получаем третьего кандидата в родители – отца Чарквиани.

Кеке в своих воспоминаниях явно гордилась тем, что была «желанной и красивой девушкой». Говорят, что уже в пожилом возрасте она советовала Нине Берии, жене знаменитого Лаврентия, заводить любовников и пускалась в весьма откровенные разговоры о сексе: «Я в молодости вела хозяйство в одном доме и, познакомившись с красивым парнем, не упустила своего».

Слухи на счёт собственной матери не отвергал и Сталин. Когда в последние годы жизни он беседовал со своим грузинским протеже Мгеладзе, у того «создалось впечатление, что… Сталин является незаконнорожденным сыном Якова Эгнаташвили». А на одном приеме в 1934 году он сказал: «Мой отец был священником». В пользу кандидатуры священника говорит еще и то, что в духовное училище принимали только детей духовенства, и, по словам его матери, Сталина выдали за сына священника.

В отсутствие из семьи Бесо все три возможных отца помогали в воспитании юного Сосо: он жил у Чарквиани, его защищали Давришеви, а половину своего времени он проводил у Эгнаташвили.

Но и версию об отцовстве Бесо нельзя отвергать целиком.

Кто по национальности был Сталин?

На кремлевских попойках Сталин хвастался перед Хрущевым и другими приближенными, что унаследовал родительскую тягу к спиртному. Когда маленький Сталин еще лежал в колыбели, Бесо обмакивал пальцы в вино и давал ему пососать. Сталин делал то же со своими детьми, что приводило в ужас его жену Надежду Аллилуеву. Возможно, Кеке стала любовницей Эгнаташвили, лишь когда её семья с Бесо окончательно распалась. Как бы то ни было, в ее мемуарах Эгнаташвили появляется так же часто, как и муж, и вспоминает она его с куда большей теплотой.

Подлинных фотографий Бесо Джугашвили не сохранилось, но некоторые земляки свидетельствовали, что Сталин был очень похож на него.

Статья представляет собой краткое изложение одной из глав книги Саймона Себага Монтефиоре «Молодой Сталин». Все данные повествуются в ней так, как о них сообщает Монтефиоре, собравший много нового материала в российских и грузинских архивах.

Его книга получила высокую оценку в мировой науке. Все возможные неточности должны быть отнесены на счёт её автора

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Настоящая фамилия — Джугашвили.

Родился в 1879 году, по другим данным, 1878году в г. Гори Тифлисской губернии. Умер в 1953 году в Москве. Советский партийный и государственный деятель.

Родился в семье сапожника. Сталин вырос в обстановке материальной нужды, — в его характере рано появились ненависть и мстительность. В 1894 году окончил Горийское духовное училище, проявив энергию и большие способности к учению, и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. Здесь Сталин перестал стремиться к успехам в учебе, т.к. занялся социалистическим самообразованием и революционной деятельностью.

Войдя в 1898 году в первую грузинскую социал-демократическую организацию, вел пропаганду в рабочих кружках. В 1899 году, не видя смысла продолжать обучение в семинарии, Сталин оставил ее; официально был исключен «за неявку на экзамен». В 1901 году перешел на нелегальное положение, работая под партийными кличками «Коба», «Давид», «Сталин» и др., являлся членом Тифлисского, Батумского комитетов РСДРП. С 1902 по 1913 годы был 8 раз арестован, 7 раз сослан, но после коротких сроков несвободы Сталин бежал (кроме ссылки 1913).

Выдвигавшиеся против Сталина (как и против многих революционных деятелей) обвинения в сотрудничестве с охранкой не подтверждаются достоверными документами.

Безоговорочно приняв ленинский вариант марксизма, Сталин после II съезда партии в 1903 году стал большевиком.

В.И. Ленин узнал о Сталине, как о талантливом публицисте, вступившем в полемику с грузинскими меньшевиками; познакомились лично в декабре 1905 года на 1-й конференции РСДРП в Таммерфорсе (Финляндия).

В 1906 — 1907 годы, добывая большие деньги для партии, Сталин планировал и организовывал вооруженные ограбления банков («экспроприации») Закавказья, хотя лично в разбойных нападениях не участвовал. В 1907 — 1908 году вел большую работу, являясь членом Бакинского комитета РСДРП. В 1912 году на пленуме ЦК РСДРП Сталин был заочно кооптирован в состав ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП.

Участвовал в создании газет «Правда», «Звезда». В 1913 году Сталин написал статью «Марксизм и национальный вопрос», принесшую ему авторитет знатока национального вопроса. В феврале 1913 года был арестован и сослан в Туруханский край. Из-за полученной в детстве травмы руки он был признан негодным для военной службы в 1916 году. После Февральской революции 1917 года вернулся в Петроград, вошел в Бюро ЦК и в редакцию газеты «Правда». Не поддержав Ленина после «Апрельских тезисов», Сталин вскоре изменил точку зрения и на VII (Апрельской) Всероссийской конференции был избран членом ЦК РСДРП.

Принимал активное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота, а после его победы был избран членом ВЦИК и вошел в первое Советское правительство в качестве наркома по делам национальностей.

Кто по национальности Иосиф Сталин?

В 1918 — 1920 годы находился на военно-политической работе. Направленный на Царицынский фронт, Сталин придерживался партизанских методов ведения войны, не понял значения военных специалистов и его первые шаги на военном поприще оказались неудачными.

В 1918 году резко обострились отношения между Сталиным и Л.Д. Троцким. Убранный по требованию Троцкого с фронта, Сталин был назначен членом РВС Республики и Совета Рабоче-крестьянской обороны. За работу на Петроградском фронте Сталин был награжден орденом Красного Знамени вместе с Троцким. На Южном и Юго-Западном фронтах Сталин смог приобрести военный опыт, но не обнаружил способностей крупного военного руководителя.

(Начало легенды о Сталине — организаторе побед гражданской войны положил К.Е. Ворошилов.) Однако жесткость решений, огромная работоспособность и умелое сочетание деятельности военной с политической позволили Сталину приобрести многих сторонников. В 1922 году он был избран Генеральным секретарем ЦК и получил хорошо функционирующий аппарат, сформированный за 5 лет Я.М.

Свердловым, Н.Н. Крестинским, В.М. Молотовым. Но только Сталин смог понять решающее значение центральной партийной машины для упрочения власти.

В.И. Ленин в своем «Письме к съезду» писал: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью…

я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места…».

Опровергнув характеристику Троцкого — «наиболее выдающаяся посредственность нашей партии», Сталин в блоке с Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым добился в 1925 году снятия Троцкого с его постов и осуждения «троцкизма», а затем избавился от Зиновьева и Каменева, осудив их, как антипартийную «новую оппозицию», установив к концу 20-х годов режим личной власти.

В 1929-1933 годы Сталин осуществил «великий перелом», проведя насильственными методами коллективизацию и индустриализацию, стоившую многих человеческих жизней. Сталин установил авторитарный порядок, державшийся репрессиями и социальной демагогией (утверждение о победе социализма в «одной, отдельно взятой стране», о «самой демократической в мире» Конституции 1936 года, фальсификация истории и т.д.). Во внешней политике, всегда являющейся продолжением внутренней политики, Сталин пошел на советско-германский пакт о ненападении с секретным протоколом, поделившим сферы влияния СССР и Германии, послужившим отправной точкой второй мировой войны.

В 1941 году Сталин стал председателем СНК СССР, председателем Государственного.

комитета обороны (ГКО), Народным комиссаром обороны Союза ССР, Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. Реанимировав идеи патриотизма и народности, произведя себя в Маршалы, а затем в Генералиссимусы, Сталин, за счет массового героизма и огромной крови добившийся победы, использовал ее для укрепления собственной власти.

В послевоенные годы тотальный контроль над обществом был восстановлен. Очередной виток террора, начавшийся «делом врачей» в январе 1953 года, был прерван смертью Сталина, величайшего тирана мировой истории. Сталинизм (в словотворчестве Сталин — «марксизм-ленинизм»), несмотря на попытку Н. С. Хрущева осудить «культ личности», закончившуюся театральными действиями выноса тела из Мавзолея, переименованием городов и т.п., оставался идеологией Советского государства вплоть до его крушения.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П.

Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Тайна происхождения Иосифа Сталина до сих пор ожидает своего исследователя архивов. Сегодня, как это всегда бывает с известными людьми, выдвигаются самые разнообразные версии - от южноосетинской до известного путешественника Николая Пржевальского.


Если верить записи в приходской учетной книге, Иосиф Виссарионович родился не 21 (9 - по старому стилю) декабря 1879 г., как официально принято считать, а за год до этого - 6 декабря 1878 (вероятно, затем уход от этой даты связан с "пржевальской версией" происхождения Сталина, о которой пойдет ниже). Доминирует трактовка, что "Сталин" - простой перевод на русский язык грузинского корня "Джуга" - якобы "сталь".

В.В. Похлебкин выдвигал версию о происхождении псевдонима от фамилии Е.С. Сталинского - переводчика "Витязя в тигровой шкуре", издания 1889 года (юный поэт Сосело это произведение очень любил).

Джордан, магистр истории Кэмбриджского университета, и ряд других историков развивают версию о еврейском происхождении рода отца Сталина: "Имя Сталина - Джугашвили - по-грузински означает "сын израелита", так как "джуга" - это израелит, а "швили" - сын.

Семья Джугашвили, христианского вероисповедания, происходит от горских евреев Кавказа, обращенных в христианство в начале XIX века". Эта ныне популярная версия идет от вышедшей по-французски книги Ивана Крылова "Моя карьера в советском Генштабе" (Париж, 1951; см.: парижский журнал "Новый Прометей", май 1951).

Сохраняет отчасти истину и версия, что отец Сталина происходит из южноосетинского рода Дзугаевых. На это будто бы намекал в своем легендарном стихотворении 1933 года "Мы живем, под собою не чуя страны..." Осип Мандельштам.

Армянская версия происхождения связана с матерью Сталина. Вроде бы обедневшая Екатерина работала в молодости прачкой у богатого купца Арамянца (в честь него в Тифлисе назвали больницу). Соблазненную и беременную ее спешно выдали замуж за Виссариона Джугашвили, малолетние дети которого до этого быстро умирали.

По аналогичной грузинской версии, настоящий отец Сталина - грузинский князь Эгнатошвили (сыновья князя затем имели контакты со Сталиным, когда тот был уже во власти).


"Русская" версия - отцом Сталина будто бы мог быть и смоленский дворянин Николай Пржевальский, известный путешественник и ученый. Весной 1878 года он заболел и был вынужден лечиться на Кавказе, в городе Гори, где был принят грузинским аристократом Маминошвили. Здесь Пржевальский и познакомился с дальней обедневшей родственницей князя, Екатериной, которой после разорения пришлось выйти замуж за сапожника Виссариона Джугашвили.

Виссарион первоначально был уважаемым человеком, но семейную жизнь четы Джугашвили омрачила смерть трех малолетних детей. Виссарион стал пить и бить жену, которой пришлось пойти работать. Измученная семейными неурядицами, молодая женщина, тем не менее, очаровала путешественника, который проникся к ней большой симпатией. И даже после отъезда высылал ей деньги.

Русская версия происхождения Сталина считается наиболее уязвимой. Правда, она даже и не совсем "русская", ведь Пржевальский ведет происхождение от белорусского рода. Сами родственники "отца народов" не считают себя потомками Пржевальского, хотя и признают поразительное сходство между ними. Кстати, в послевоенном 1946 г Сталин ближе к своему 70-летию распорядился отлить медаль имени Н.М. Пржевальского, несмотря на то, что последний считался в СССР "классово чуждым элементом".

Сталин осознавал, что все убеждены (отчего пил и отец) в его незаконном происхождении. До самой смерти сын избегал своей матери, держа ее в черном теле, по сути, впроголодь. Упоминается письмо этой полуграмотной, несчастной женщины в котором она просит сына (первого человека в стране) отпроситься у "начальника" на несколько дней и приехать ее навестить.

Когда Сосо было 11 лет, его отца убили в трактире во время пьяной драки. "Ранняя смерть отца не произвела на парня никакого впечатления. Он ничего не потерял со смертью человека, которого должен был называть отцом" - писал затем Иремашвили, один из его школьных приятелей.