Театральные здания — памятники архитектуры. Муза танца Терпсихора

Архитектура

Русская архитектура первой половины 19 в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор - самое большое здание России того времени. Именно в первой половине 19 в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета, Манежа и Александровским садом под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. На берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.

К концу первой половины 19в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями .

Театр и музыка

В первой половине 19в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которая постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия 19в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов наиболее был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. В 30-40-е годы 19в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

В России складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса - особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. Опера "Жизнь за царя" Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине 19в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине 19в., развивались и приумножались в последующее время .

В середине XVIII века в Ярославле был открыт первый русский театр. Позже театр во главе с Сумароковым (драматургом) стал императорским. Помещики создавали свои театры крепостных актеров. В театре графа Шереметьева прославилась певица П.И.Ковалева (Жемчугова). Вообще, одной из особенностей культурного процесса этого периода было существование крепостной интеллигенции: художников, музыкантов, композиторов, артистов, архитекторов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, и жизнь их нередко кончалась трагически.

В живописи преобладали парадные портреты, созданные Рокотовым (вольноотпущенник из крепостных князя Репнина), Боровиковским, Левицким. Выдвинулись крепостные художники графа Шереметьева - Аргуновы. В XVIII веке появилась скульптура «Медный всадник» (автор Фальконе) по заказу Екатерины II.

В архитектуре XVIII века преобладающим стилем было барокко. Во второй половине XVIII века наряду с барокко появляется стиль классицизм – строгий, сдержанный, математически точный. Было увлечение античным искусством.

Крупнейшим зодчим XVIII века был Ф.Б.Рострелли. Знаменитые творения его: Зимний дворец в С.-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, дворец в Царском селе. Позолоченная резьба и лепнина, бронза и живописные плафоны дополняли великолепие дворцовых помещений. В Москве работали Ухтомский Д. И., а в провинции его ученики - В.Баженов и М.Казаков.

При Екатерине II вышел указ (1763 г.), по которому все города должны строиться по специальному плану. Государством вводились «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу на дома для «подлых», «зажиточных» и «именитых» граждан. Общественные здания и крупные инженерные сооружения строились по государственному заказу.

Во второй половине XVIII века усиливается разрыв между культурным уровнем «верхов» - образованного дворянства и народной культурой «низов» - крестьянских масс, что приводит к их качественному разделению и складыванию двух типов культур.

32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.

В первой половине XIX века Россия отставала от передовых стран в социально-экономическом и политическом развитии, но в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

На развитие культуры и общественной мысли XIX века огромное воздействие оказали:


· Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания

· Восстание декабристов

· Европейские буржуазные революции.

Распространяется просвещение и образование. Выделялись следующие типы учебных заведений:

1. приходские школы для детей крестьян;

2. уездные училища для горожан;

3. губернские гимназии для дворянских детей;

4. университеты.

Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Появился Царскосельский лицей. Таким образом, в начале XIX века в России уже было 6 университетов. Однако в них обучалось всего лишь 4 тысячи студентов.

Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях. В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно. В области математики: Н.И.Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внесли: В.В.Петров, Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби. Петровсоздал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу. Б.С.Якоби сконструировал несколько электродвигателей, а также занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций. ИнженерП.Д.Шиллинг раньше американского изобретателя С.Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург – Царское село. Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П.Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и, на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина, который применяется в производстве синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений. Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки – в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

Большими достижениями отмечено развитие медицины. Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И.Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Хирург Н.Ф.Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

Большие достижения были в астрономии. Под Петербургом была построена Пулковская обсерватория, ставшая одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я.Струве. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Первым профессором астрономии Казанского университета был Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.

Развивалась география. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описаны территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

Успешно развивались общественные науки, ведущей из которых была история. Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М.Карамзин создал 12-томную «Историю государства Российского»; С.М.Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах.В.О.Ключевский написал «Курс русской истории».

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.

Неожиданный подъем, и расцвет переживает художественная культура, которая стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина. Героем художественных произведений стал простой человек. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А.Жуковского . В это время жили и творили русские реалисты И.А.Крылов и А.С.Грибоедов. В развитии русской литературы особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину . «Евгений Онегин» (1833 г.) явился первым реалистическим романом в русской литературе. Творчество Пушкина принадлежит не только XIX веку, и не только России. В ХХ веке он пришел к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств. Традиции Пушкина продолжил М.Ю.Лермонтов . Роман «Герой нашего времени» (1841 г.) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев пристальное внимание уделяли жизни народа. В своих произведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нравы. Например, цикл рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева. В эти годы работал и Н.В.Гоголь.

На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр и Большой театр в Москве и Александринский в Петербурге.

Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов: А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Н.Верстовский, М.И.Глинка. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, среди которых романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская» и др.

Глинка считается основоположником русской классической музыки и русского симфонизма. По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место равное Пушкину в литературе.

Расцвет наблюдался и в живописи. Известны портретисты О.А.Кипренский, В.А.Тропинин. В эти годы жил выдающийся русский художник К.П.Брюллов («Последний день Помпеи»). А.Г.Венецианов создал свою школу в русской живописи и способствовал развитию бытового жанра. Его работы: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др.

В развитии архитектуры был стиль классицизм, а после Отечественной войны 1812 года – стиль ампир. Основная особенность ампира – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики – мечами, венками, щитами, копьями. Искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Происходило увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Стиль «ампир» использовался для выражения идеи независимости, величия российского государства. Среди российских архитекторов наиболее выдающимися были: А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси . Большое строительство продолжалось в С.-Петербурге. Также и Москва интенсивно отстраивалась после пожара 1812 г. По проекту архитектора К.А.Тона был возведен храм Христа Спасителя.

Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия и др.

Крупнейшим скульптором России конца XYIII - первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является И.П.Мартос . Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Постановка памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема.

На здании Адмиралтейства в Петербурге можно увидеть портретное изображение Петра I, и аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда. Это произведение скульптора И.И.Теребенева . Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства подготовил скульптор Ф.Ф.Щедрин . В аллегориях, созданных мастером, воспето величие России как морской державы, передано торжество человека над силами природы. Выдающаяся роль в скульптуре принадлежит П.К.Клодту. Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге. В этих копиях выражена идея покорения человеком природы. П.К.Клодт является создателем памятника И.А.Крылову. Скульптор считался виртуозным мастером литья. Все свои работы П.К.Клодт отливал сам и долгое время, являясь профессором Академии художеств, руководил ее литейной мастерской. Достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.

В целом достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.

Ученые:

Н.И.Лобачевский - математик

В.В.Петров, Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби, П.Д.Шиллинг – физики

В.Я.Струве, Литров, И.М.Симонов - астрономы

П.П.Зинин и К.К.Клаус, Н.Н.Бекетов – химики

Н.И.Пирогов, Н.Ф.Склифосовский – медики

И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев – географы и путешественники

Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский - историки

Композиторы и музыканты:

А.А.Алябьев «Соловей»

А.Е.Варламов «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет…»

А.Н.Верстовский «Аскольдова могила»

М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская»

А.С.Даргомыжский опера «Эсмеральда», опера «Русалка», опера «Каменный гость»

Живописцы:

О.А.Кипренский – портретист «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С.Пушкин»

В.А.Тропинин «Кружевница»

К.П.Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»

А.Г.Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно»

А.А.Иванов «Явление Христа народу»,

П.А.Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще Анкор!»

Писатели:

Н.М.Карамзмн «Бедная Лиза»

В.А.Жуковский баллады «Людмила», «Светлана»

Архитектура 19 века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием эклектика или историзм. Суть нового стиля заключается в неком подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко. Наиболее знаменитыми архитектурными сооружениями того времени являются: Большой Кремлевский дворец , а также храм Христа Спасителя , которые были построенные в русско-византийском стиле К. Тоном.

Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.

Однако сейчас, художественные достоинства XIX века рассмотрены и пересмотрены по-новому. Благодаря исследованиям Борисовой и Кириченко изменилось в лучшую сторону отношение к этому архитектурному направлению. представленапроизведениями, которым отличаются уникальным качеством исполнения деталей, огромным разнообразием художественных элементов и семантической насыщенностью композиций. Отметим также, что именно архитектура 19 века в России определила облик большей части городов страны.

Архитектура России первой половины 19 века

Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан он был с Отечественной войной 1812 г. Именно это событие во многом определило как будет развиваться архитектура первой половины 19 века.

Перед архитекторами того времени стояли четкие задачи решения градостроительных задач. В Петербурге завершают планирование основных площадей: Дворцовой и Сенатской. Великими мастерами создаются прекрасные ансамбли города. Особенно интенсивно идет восстановление Москвы после пожара 1812 г.

Идеалом для многих зодчих становится античность в ее греческом варианте; не отстает также гражданственная героика. Широко используется тосканский (или дорический) ордер, который восхищает своей суровостью и лаконизмом. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает определенное смысловое значение. Архитектура первой половины 19 века удивляет цветовым решением . Архитекторы высокого классицизма выделяют два цвета: обычно колонны и лепные статуи создают белые, а фон чаще всего - желтый или серый.

Среди архитектурных построек главное место по-прежнему занимают общественные сооружения различного характера: театры, учебные заведения, значительно реже ведется постройка дворцов и храмов. Крупнейшими архитекторами этого времени являются: А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов и многие другие

Читай также:

Архитектура России второй половины 19 века

Архитектура второй половины 19 векав России пережила сильные потрясения. Господствовавший реализм означал, что требуется определенная условность и идеализация. Поэтому интересных и по-настоящему смелых идей архитекторы предложить не смогли. Однако все же попробовали найти источник вдохновения у истоков и в традициях, попытались отобрать лучшее и создать оригинальный стиль. Однако практически получилось, что элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое условное подражание прошлой эпохи называется эклектизмом. Этим направлением и ознаменована архитектура второй половины 19 века.

В первый понедельник октября ежегодно отмечается Всемирный день архитектуры. Разобраться во всех этих барокко, рококо и конструктивизме могут лишь профессионалы, которые, впрочем, также могут иногда допускать ошибки. В рамках борьбы за ликвидацию архитектурной безграмотности АиФ.ru подготовил специальную инфографику-памятку, которая позволит вам всего за пару минут разобраться во всём многообразии основных стилей.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль в европейской культуре XVII–XIX вв. Главная особенность - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Примеры зданий: Большой театр в Москве, Дом Пашкова в Москве, Пантеон в Париже.

Апмир (от фр. empire - имперский) - стиль, возникший во Франции в период правления императора Наполеона. Главная особенность - обязательное наличие колонн, лепных карнизов и других элементов, присущих классицизму, но при этом также мотивов, репродуцирующих такие античные образы, как грифоны, сфинксы, львиные лапы и тому подобные конструкции.

Примеры зданий: Казанский собор в Санкт-Петербурге, Триумфальные ворота в Москве, Арка Каррузель в Париже.

Барокко (от итал. barocco - причудливый, странный) - стиль, возникший в Европе в XVII–XVIII веках, в эпоху Позднего Возрождения. Главная особенность - отсутствие строгости, прямых линий и следования античным канонам. При этом в зданиях этого стиля можно увидеть пышность форм и множество золотых красок.

Примеры зданий: Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны в Риме, замок Версаль в Париже.

Рококо (от фр. rocaille - дробленый камень) - стиль, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту.

Примеры зданий: Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга), базилика Фирценхайлиген в Бад-Штаффельштайне (Германия), Китайский домик в Потсдаме (Германия).

Псевдорусский стиль - стиль в русской архитектуре XIX - начала XX веков. Представляет собой стилизацию древних русских построек, но при этом с элементами классицизма или ампира.

Примеры зданий: ГУМ в Москве, Храм Христа Спасителя в Москве, Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге.

Готика - стиль, возникший в западной Европе в конце XII - начале XVI века. Главная особенность - острые формы, шпили, возможны круглые окна и квадратные башни.

Примеры зданий: Реймсский собор во Франции, Собор в Уэллсе, Собор Святого Вита в Праге.

Модерн (от фр. moderne - современный) - стиль, получивший распространение в последней декаде XIX - начале XX века, до начала Первой мировой войны. Модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» очертаний, а также использование «новых» материалов, таких как металл и стекло.

Примеры зданий: Ярославский вокзал в Москве, ЦУМ в Москве, Obecný dum в Праге, дом С. М. Грибушина в Перми.

Модернизм (от итал. modernismo - современное течение) - стиль, получивший своё развитие в архитектуре с начала 1920-х годов и по 1970-е-1980-е годы. Его основные принципы: использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств, отсутствие тенденций «украшательства» и отказ от исторических образов в облике сооружений.

Примеры зданий: музей современного искусства в бразильском Нитерое, здание Баухауз в Дессау (Германия).

Конструктивизм (от лат. constructio - построение) - стиль, получивший развитие в 1920 - первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Примеры зданий: Дом Культуры ЗИЛ в Москве, Белая башня в Екатеринбурге, Здание Центросоюза в Москве.

Деконструктивизм (от лат. deconstructio - антиконструктивный) - стиль, сформировавшийся в конце 1980-х годов. Является прямой противоположностью конструктивизму - в зданиях полностью отсутствует строгость и геометризм, для них характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы.

Примеры зданий: Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто, Танцующий дом в Праге.

Хай-тек (от англ. high technology - высокие технологии) - стиль, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х годах. Его основные черты это: использование высоких технологий в зданиях и сооружениях, широкое применение стекла, пластика и металла, а также наличие лифтов и лестниц, вынесенных наружу здания. Широко используется серебристо-металлический цвет.

Примеры зданий: Башня Федерация в Москве (комплекс Москва-Сити), Башня Мэри-Экс в Лондоне, Центр Помпиду в Париже.

Биотек (от англ. bionic tech - природные технологии) - стиль, возникший в 1980-х годах. Он, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Пространство организуется в виде форм неживой природы (яйца, гнёзда, пещеры), здания повторяют формы животных, людей или их частей, а также используются материалы, текстура которых подобна природной - в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций.

Примеры зданий: небоскрёб «Огурец» (арх. Норман Фостер) в Лондоне, художественный музей Милуоки (США), национальный космический центр Великобритании.

Из статьи Людмилы Сайгиной к каталогу выставки.

Девятнадцатый век в области театрального искусства становится временем зарождения и сложения национальной русской драматической и оперной школы , что находит отражение и в архитектуре зрелищных зданий.

В 1860–1880-е годы постепенно складывается новый облик театрального здания , в котором со всей очевидностью просматриваются влияние как предшествующей русской театральной архитектуры, так и последних достижений западноевропейских зодчих в этой области.

Ясное выражение в театральных постройках получает присущая архитектуре того времени тенденция к насыщению фасадов декоративными элементами самых разных стилей.

Вместо простых, строгих, отмеченных лишь монументальным портиком театральных фасадов первой половины XIX века появляются театры с «классически-ренессансными» или «барочными» фасадами с обилием декоративных и скульптурных деталей.

Внутренняя отделка зрительных залов отличается сложным декором в духе необарокко , их планировка при этом сохраняет прежнюю подковообразную форму.

Также в 1860–1880-е годы широко распространилась практика строительства летних театров большой вместимости в городских садах и дачных местностях.

И если в первой половине XIX века архитектура деревянных театров имитировала формы каменных (это, например, петербургский Каменноостровский театр или московский театр Петровского парка), то позднее она приобретает оригинальные формы.

Своеобразный тип деревянного театра представлял собой павильон с обнаженной легкой каркасной конструкцией, зрительным залом круглой или многоугольной формы и минимальным количеством обслуживающих помещений.

Примером такого стремления к выявлению легкости, «павильонности» подобных сооружений является Летний театре в Павловске, построенном в 1876–1877 годах архитектором Н. Л. Бенуа.


В Москве наиболее популярным был сад «Эрмитаж» на Старой Божедомке, знаменитую антрепризу в 1850–1860‑х в нем держал француз Жан-Батист Морель, а с 1878 года — М. В. Лентовский.

В «Эрмитаже» был создан целый ансамбль летних павильонов разного назначения, проложены аллеи и организованы площади с парковой скульптурой, работало великолепное освещение, гладь садовых прудов использовалась для всевозможных действ.

Руководил строительством архитектор М. Н. Чичагов, соорудивший первое здание для оперетты - Театр-Буфф, разбивкой сада занимался Ф. И. Демюр.


В конце XIX века число театров увеличивается , качественные изменения происходят в их архитектуре, многие здания переживают существенные перестройки.

В планировке театральных зданий конца XIX века преобладала схема многоярусного зрительного зала с глубинной кулисной сценой, сложившаяся в Европе. По этой схеме строились и крупнейшие городские театры во Львове, Одессе и Киеве, на здания двух последних были объявлены международные конкурсы.


В конце XIX века в строительной практике Москвы появляются театральные здания, решенные в формах кирпичного варианта «русского стиля»: это построенные в 1885 году частные театры Георга Парадиза и Ф. А. Корша.

Театр Ф. А. Корша, построенный М. Н. Чичаговым по заказу А. А. Бахрушина , стоит в Богословском (ныне Петровском) переулке обособленно: его объем четко выявлен. Театр был ориентирован на русскую драму - антрепренер Корш открывал сезон в новом здании постановкой из фрагментов «Ревизора», «Горя от ума» и «Доходного места».


Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке демонстрирует совершенно новый подход к театральному искусству и строительству. Не имея возможности строить новое здание для труппы К. С. Станиславского, Ф. О. Шехтель вынужден был ограничиться приспособлением стоявшего здесь небольшого театра.

На средства С. Т. Морозова архитектор в течение одного строительного сезона 1902 года сумел по-новому оформить театральное пространство с максимальным удобством для актеров и зрителей при помощи скромных средств, без традиционных ярусов позолоты, бархата и мишуры.

Был увеличен зрительный зал, полностью создана новая сцена с порталом на всю ширину зала , в оборудование которой входили вращающиеся пол и трюм. Декоративное убранство зала изысканным оформлением в стиле модерн не отвлекало внимания зрителя от происходящего на сцене.

Спокойный тон окрашенных стен, ненавязчиво украшенных графикой, темное дерево ограждения балконов и мебели, простой формы светильники - все это было новым и непривычным для театралов.

Серый занавес сцены, отделанный понизу орнаментом, имел лишь одну выразительную деталь — аппликацию с мотивом летящей чайки, ставшей символом нового театра.


Новизной решения и рафинированностью фасада отличалось новое здание Московского купеческого собрания на Малой Дмитровке, выстроенное Ивановым-Шицем в 1909 году.

Клубная часть Собрания, согласно конкурсной программе изолированная от общедоступной, была расположена в первом этаже; театральный зал и фойе заняли двусветное пространство второго и третьего уровней.

В симметричном решении фасада разработана тема ионической шестиколонной лоджии в центре с оконными проемами в два яруса, вдоль которой располагается зрительный зал. Она фланкирована по сторонам двумя ризалитами с отдельными входами в клуб и в театр.

Декорация фасада в целом представляет собой стилизацию в духе рационального модерна с использованием форм классики. Вестибюли обоих входов получили великолепное оформление в виде стилизаций на египетские мотивы.

Исключительную роль в пространстве интерьеров играла настенная живопись , размещенная в виде панно над входами в зрительный зал и фойе. На эскизах Иванова-Шица изображены театральные аллегории в антикизирующем стиле, заимствованном из работ Густава Климта.


В 1910-е годы модерн вступает в свою последнюю фазу - неоклассицизм . Показательны в этом отношении один из последних конкурсов перед началом Первой мировой войны и последовавшее за ним строительство нового здания для старейшего в России театра в Ярославле.

Из множества проектов, исполненных в самых разнообразных стилях, жюри остановилось на предложении архитектора Н. А. Спирина, повторившем на фасаде театра, возведенного в 1911 году, композицию музыкального павильона в усадьбе Кузьминки Д. Жилярди.

Обращение к классике прослеживается также в здании Концертного зала и клуба в Нижнем Новгороде и кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади в Москве архитектора Ф. О. Шехтеля.