«Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева): современное произведение с опорой на лучшие традиции

В Москве прошла премьера второй версии оратории “Страсти по Матфею” митрополита Илариона Алфеева. Впечатлением об оратории с Правмиром поделился выпускник Московской консерватории, автор цикла статей о музыке И.С. Баха игумен Петр (Мещеринов).

"Cтрасти по Матфею" митрополита Илариона. Фото: mospat.ru

Прежде всего для меня было очень значимо оказаться в своей alma mater, в том зале, в котором я провёл всю свою юность – я в годы учёбы работал в оркестре Большого зала консерватории.

Правда, то, как зал отремонтирован, меня огорчило – но это другой разговор.

Я уже был знаком с произведением владыки Илариона в видеозаписи (в первой редакции); а «вживую» слушал первый раз.

Мне очень понравилось.

Вторая редакция, в которой сам автор читает Евангелие, более сжатая, более концентрированная, чем первая; и, на мой взгляд, для концерта это хорошо – а развёрнутая версия лучше слушается дома, где больше удобств для индивидуального прослушивания. Владыка несколько расширил «канонические рамки» Страстей; согласно традиции, евангельский текст заканчивается на том, как гроб Господа запечатывается и к нему приставляется стража; здесь же владыка Иларион довёл повествование до самого конца Евангелия от Матфея, до Воскресения. Для небогослужебного, концертного произведения это, конечно же, более логично.

Мне очень понравилось и то, как Владыка читал евангельский текст, и то, как удачно Евангелие ложилось на музыку.

В некоторых фрагментах «Страстей» зал просто замирал; мне особенно из таких моментов запомнился хоровой фрагмент «Тебе поем» – просто замечательная музыка.

Хотелось бы лучшей дикции от хора – но тут, может быть, виновата акустика, которая, на мой взгляд (вернее, «слух») всё-таки изменилась после ремонта не в лучшую сторону.

Очень меня впечатлила проповедь, которой автор предварил исполнение; редкий в наше время образец христоцентричного пастырского слова.

– Иоганн Бах и митрополит Иларион – это повтор, развитие, продолжение?

– Да, конечно, когда мы (в музыкальном контексте) произносим слово «Страсти», невозможно не вспомнить величайшего в истории музыки «певца Страстей Господних» – Иоганна Себастьяна Баха. Я знаю, что вл. Иларион – знаток и любитель творчества Баха, и он сам говорил, что одним из важнейших источников вдохновения для него было именно баховское творчество (не помню точной цитаты).

"страсти по Матфею" митрополита Илариона. Фото: mospat.ru

«Страсти» вл. Илариона – не «повтор» Баха; надо сказать, что музыка Владыки обладает своим стилем, своим звучанием, она не является эклектическим подражательством.

А вот какое место (на мой взгляд) это произведение занимает в сегодняшней культурной жизни – это очень интересно.

С одной стороны, «потолком» музыкальной культуры для очень многих людей сегодня являются мюзиклы и саундтреки – так что если мы назовём нашу музыкальную эпоху «временем мюзикла», это будет довольно точно (о «попсе» я, разумеется, и говорить не хочу).

С другой стороны, собственно академическая музыка сегодня всё ещё по большей части продолжает линию, я бы сказал, излишней «элитарности»; в основном эта музыка атональна и предназначена скорее для интеллекта, чем для непосредственного восприятия. И здесь появляется произведение, которое, с одной стороны, написано в лучших академических традициях, а с другой стороны – доступно для людей, доступно в самом лучшем смысле этого слова, без всякого «снижения» (я вспоминаю, как Гайдн специально заботился именно о доступности своей музыки, хотя мог написать и самое сложное учёнейшее произведение).

Ещё мне представляется очень важным удачное сочетание в «Страстях» вл. Илариона западной традиции – вот то, что Вы спросили о «продолжении» Баха – и православного богослужебного творчества: страстные песнопения очень удачно легли в западную форму «Страстей». Это замечательный пример выраженного музыкальными средствами христианского универсализма, единства общехристианской культуры – то, чего, на мой взгляд, сегодня нам очень не хватает.

Я уже не говорю о миссионерском значении «Страстей». Лично для меня является очень отрадным то, что вл. Иларион показал, что не только рок-среда или молодёжная субкультура – пространство миссии; им может быть и высокая культура.

Классическая музыка и духовная жизнь – как они для вас связаны?

Я музыкант по образованию (и даже, может быть, больше, чем по образованию); для меня музыка очень важна, как некий душевный хлеб. Мои любимые композиторы – Бах и Гайдн. Но будучи одновременно монахом и священником, я отдаю себе отчёт, что духовная жизнь идёт своим чередом. Музыка может ей способствовать на условиях, так сказать, общего развития личности, утончения души, воспитания вкуса.

Творческий дар – конечно же, дар Божий, и великие композиторы отображали в своих произведениях, несомненно, небесную гармонию. Музыка вышла из богослужения, будучи изначально его сопровождением. Но смешивать сферу эстетики и собственно духовную жизнь, ну например – молитву, я бы не стал.

– Можно ли говорить о современной эпохе классической музыки?

Современная эпоха всё же, на мой взгляд – это некое «межэпохье» (вот такой неологизм получился). Трудно сказать. Вот композитор и философ Владимир Мартынов говорит о «конце времени композиторов». Обычно о культурных эпохах говорят в историческом контексте, а время, в которое человек непосредственно живёт, ему очень трудно оценить «глобально». Потом, эпоху в музыке составляли прежде всего великие композиторы (что не умаляет значения среды, в которой они формировались). А препятствий Богу, чтобы Он одарял Своими дарами, кого Он хочет, разумеется, невозможно поставить.

– А Вы не пробовали сами писать музыку?

В студенческие годы пробовал, конечно. Но понял, что это не моё призвание.

Спасибо Вам за это интервью!

Слово митрополита Илариона перед началом оратории

«Сегодня мы услышим евангельский рассказ о страданиях, смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом страдания и смерти. Он испил до дна чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, – одиночество и оставленность. Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном, Он был один на суде первосвященников, на допросе у Ирода и на суде Пилата, ибо ученики Его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу; случайный прохожий, а не любимый ученик помог нести Крест. Он был один на Кресте, один умирал, оставленный всеми.

На Кресте Иисус взывал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27; 46). Этот крик вместил боль всего человечества и каждого человека – боль всякого, кто чувствует, что он одинок, и кому кажется, что он оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, что непреодолимая стена встает между Богом и тобой и Он словно не слышит, не видит, не замечает…

Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние часы Своей земной жизни. Если близкие и ученики твои отвернулись от тебя, если ты подвергся незаслуженной клевете, если против тебя лжесвидетельствуют и объявляют тебя повинным смерти, вспомни, что Сам Господь прошел через это.

Если тот, кто жил с тобой под одной крышей, причащался от одной Чаши, ел твой хлеб, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, – если этот человек предал тебя, вспомни, что и Господь пережил это.

Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, если близкие твои не хотят разделить его с тобой, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути.

Если волна богооставленности накрыла тебя с головой и кажется тебе, что Бога нет или же Он отвернулся и не слышит тебя, то не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот страшный и горький опыт.

Если осуждают тебя и оскорбляют, ударяют по лицу и плюют на тебя, пригвождают ко кресту и вместо воды дают горькую желчь, молись за распинающих тебя, ибо они не знают, что творят.

Вслушиваясь в рассказ евангелиста Матфея о страданиях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса, возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы не были одиноки мы, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании мы чувствовали, что мы не одни, но что Сам Спаситель с нами до скончания века».

страсти по Матфею митрополита Илариона. Фото: mospat.ru

Митрополит Иларион (Алфеев) Оратория Страсти по Матфею
для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра

Либретто

1. Совет первосвященников, предательство Иуды.
ХОР Плач священный, приидите, воспоим Христу. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 261-5) Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить но говорили только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе.
ХОР Господи, Боже мой Воспою Тебе надгробную песнь. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2614-16) Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников и с того времени он искал удобного случая предать Его.
ХОР Плачет и рыдает Матерь Твоя. Аллилуйя.

2. Тайная вечеря
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2617-19) В первый же день опресночный прступили ученики к Иисусу и сказали Ему где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал пойдите в город к такому-то и скажите ему Учитель говорит время Мое близко у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
ХОР На вечери Твоей, Христе Боже, глаголал еси Твоим учеником един от вас предаст Мя. (На вечери Твоей, Христе Боже, Ты сказал Своим ученикам один из вас предаст Меня.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2622-25) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них не я ли, Господи? Он же сказал в ответ опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал не я ли, Равви? Иисус говорит ему ты сказал.
ХОР Скорбяще зело, начаша глаголати Ему един кийждо их не аз ли, Господи? Иуда же вопроси не аз ли, Равви? Глагола Иисус ты рекл еси, Иудо. (Весьма опечалившись, они начали говорить Ему, каждый из них не я ли, Господи? Иуда же спросил не я ли, Равви? Иисус отвечал ты сказал, Иуда.)

3. Иисус на Тайной вечери
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2626-29) И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил... и, раздавая ученикам, сказал приимите, ядите сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

4. Предсказание об отречении Петра
ХОР Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова, от слова научившеся, Егоже величаем. (Гостеприимства Владыки и бессмертной трапезы на высоком месте, верные, придите, насладимся, возвышенными помыслами познав превысшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2631-35) Тогда говорит им Иисус все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано поражу пастыря, и рассеются овцы стада по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

5. Иисус в Гефсиманском саду
МЕЦЦО-СОПРАНО Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. (Чертог Твой уготованный вижу, Спаситель мой, но не имею одежды, чтобы войти в него.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2636) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсима

Лжесвященника продолжет нести или Поцелуй Иуды... Еще раз о лже-миссионерском "литургическом творчестве" Илариона и его заказчиках

Пресс-служба Нижегородской епархии сообщает, что театральную постановку оратории митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» 10, 17 и 24 апреля 2016 года исполнят артисты Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина . В центре сюжета - заключительные главы Евангелия от Матфея , описывающие последние дни земной жизни Христа .


Верующие не раз выступали против таких лжемиссионерских проектах, выносящих сокровенное на сцену театров. Почему нельзя инсценировать Евангельский сюжет, сочинять на эту тему небогослужебные, далекие от православного мировосприятия произведения, чадам Церкви понятно без слов и лишних объяснений. Если же такого осознания нет, - пишет православный сайт Антиэкуменизм , - то значит человек либо совершенно невоцерковлен и не стремится к этому, либо же утратил благоговение перед божественным.


Трудно сказать, к какому из предложенных вариантов относится митрополит Иларион (Алфеев), никогда не носивший бороды и длинных волос (что, по слову священноисповедника Патриарха Тихона, является первым признаком обновленчества) и непринужденно разговаривающий на итальянском с римским папой, главой еретиков-латинян. Но слова самого Илариона, приравнявшего богослужение к концерту, говорят сами за себя:


«"Страсти по Матфею" создана в просветительских, миссионерских целях. Произведение призвано дать верующим возможность еще раз прочувствовать, осмыслить, пережить искупительные страдания Иисуса Христа. Светские же люди, которые не ходят в церковь регулярно, смогут пережить те же чувства, какие испытывают православные верующие, когда присутствуют на богослужениях Страстной седмицы ».




О МУЗЫКАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ОПУСА ИЛАРИОНА


В своё время писал редактор отдела культуры издания «Коммерсантъ Weekend»–СПб композитор Борис Филановский : «Это поделка недоучки. Отчасти корявые стилизации под Баха или Моцарта — не потому, что они такие духовные, а просто что на слуху, под то и стилизуем. Отчасти честное богослужебное пение - в концертном зале, однако, звучащее как напыщенная паралитургическая вампука, лопающаяся от сознания собственной духовности… Быть немножко композитором - это все равно что быть немножко священником... »


Тогда же, ещё при первом исполнении иларионовских "Страстей" в Большом Концертном зале Консерватории в 2007 году, этот опус отметил и музыкальный критик Петр Поспелов в своей статье " Примитив из Оксфорда ":


"Священник в рясе, раскланивающийся со сцены в ответ на аплодисменты переполненной аудитории и принимающий цветы от восторженных поклонников, - такое увидели консерваторские стены, где Владимир Федосеев дирижировал «Страстями по Матфею» епископа Илариона...

Сочинение музыки не является главным делом жизни епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева)... В середине 80-х Алфеев (тогда ещё носящий фамилию литовского иудея Дашевского - прим. ред. ) закончил гнесинскую десятилетку и даже поступил в Консерваторию в класс композиции. Осознав иное призвание, музыку он оставил и вернулся к сочинению лишь через двадцать лет...


Качество музыкальной композиции неравноценно. Многие хоры выдержаны в стилистике православной хоровой музыки. В этой традиции автор чувствует себя органично, естественно идет за складом текста. Нередко попадаются красивости в духе Гречанинова , «Вокализ» Рахманинова заползает сам собою, приходится вспоминать и хоры из опер Мусоргского . В последней части, особенно в арии Богородицы , убеждаешься, что автор знаком с мюзиклом Эндрю Ллойда Уэббера Jesus Christ Superstar, а может быть, и с киномузыкой Майкла Наймана . И, вея где пожелает, по страницам партитуры разливается дух музыки советского кино.

Но без Баха в «Страстях» православный композитор тоже не обошелся. И не в оркестровых фугах: они-то как раз выглядят ученическими упражнениями... Но в целом ряде номеров автор впрямую переносит к себе ключевые баховские куски - не только из «Матфея», но и из «Иоанна» . Знаменитая ария Erbarme dich, заимствованная процентов на 70, становится Надгробной песнью - правда, не для альта, а для тенора и сильно короче, но с такой же солирующей скрипкой. Это не цитирование и не рекомпозиция, не пародия и не деконструкция. Здесь вообще неуместно применять термины из арсенала современного искусства, где художник, бывает, использует материал классического искусства, устанавливая по отношению к нему сознательную дистанцию. Здесь неуместно вспоминать и самого Баха, который переписывал Вивальди, не волнуясь об авторстве, - это были творческие заимствования равного, искушенного коллеги. Это скорее похоже на то, как деревенский певец перепевает на свой лад городской романс. Или художник из народа изготавливает рукописную книгу, подражая печатным изданиям.


...человек, изучавший философию в Оксфорде, на стезе музыкального творчества епископ выступает как наивный художник. Примитив - уважаемый род искусства, но в академической музыке не принят. Сама природа ремесла делит композиторов на профессионалов и недоучек, не оставляя вариантов.


...«Страсти по Матфею» не имеют системного единства, которое присуще как классике, так и примитиву.. опус епископа неудачен... ".


Оставим музыкальную сторону...





"ОКСФОРДСКИЙ ПРИМИТИВ"



"Дорогой владыка Иларион, с чувством глубокой скорби начинаю это письмо. Неужели ты не понимаешь и не чувствуешь, что, давая всенародную огласку трагедии, которая разыгралась в Сурожской епархии со времени твоего прибытия в Англию, ты не только расшатываешь стройную (до твоего приезда) жизнь епархии, но подрываешь многолетний труд, положенный другими, и всенародно позоришь имя Русской Церкви во всей Европе и Америке? А картина, которую ты даешь, большей частью не соответствует действительности. И сколько озлобления и мстительности может непредубежденный читатель прочесть в твоих личных нападках на владыку Василия и других!


Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе как в сане епископа. Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой. В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: "Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ". Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать. Я обратил на это твое внимание, но, видно, безуспешно: с самых первых дней твоего пребывания в нашей среде ты своим авторитарным обращением настолько восстановил против себя все лондонское духовенство, что у меня попросили разрешения устроить встречу между нами, на которой они могли бы высказать тебе свои переживания.
Эта встреча благого результата не имела, ты не сумел "услышать" крик раненых душ и только вынес вражду против тех, кто с искренностью и правдивостью говорил тебе правду. То же самое случилось и тогда, когда другая группа духовенства (владыка Анатолий , опытный и правдивый архиепископ, протоиереи Сергий Гаккель и Михаил Фортунатто ) встретилась с тобой и высказала свои недоумения, к которым я прибавил и свои критические замечания. Ответить нам ты отказался. Смущение, связанное с тобой, стало шириться и "темнеть". Ты начал, пользуясь всеми встречами с прихожанами, собирать вокруг себя почитателей и сторонников, все больше разделяя приход на "своих" и "иных". Я попросил тебя посещать провинциальные приходы, что ты и сделал очень успешно, однако и в них после твоих посещений началось разделение на "своих" и "чужих" не только среди мирян, но и среди духовенства.

Впервые после 53 лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение. Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям - самая большая честь, которая может выпасть на долю человека, и отмечал крестом лишь многолетнее служение и саном протоиерея многолетние труды.)


28.03.2007, 22:54

Здравствуйте все!
А вот интересно, кто-нибудь был вчера на премьере "Страстей по Матфею" еп. Илариона? Мне, к сожалению, не удалось попасть, но очень хотелось бы узнать, что за стиль, какие впечатления у народа?
И каково отношение к его музыкальному творчеству вообще, например к недавно исполненным Всенощной и Литургии?

28.03.2007, 22:59

28.03.2007, 23:02

Спасибо, сейчас взгляну!

28.03.2007, 23:10

А Вы, случайно не знаете, почему в каждое мое сообщение автоматически вставляется спам (ссылка на неприличные открытки)?????? Что с этим делать??
Не знаю, увы. Обратитесь к администрации.

28.03.2007, 23:21

А в теме "Страсти по Матфею" в разделе, посвященном концертам, WALDEMAR уже высказался.

Мда... Г-н WALDEMAR не высказался, а выругался и, кажется, кому-то что-то написал в личку. Хотелось бы все же услышать нормальный отзыв. И о его богослужебных циклах тоже.

Мне, например, у владыки Илариона очень нравится Всенощная. Конечно, на новое слово в современной музыке не претендует, но истинно церковная вещь: в хорошей московской традиции, звучит все время знакомо, но не повторяет предшественников... Не перетягивает внимания от текста на себя, но звучит достойно этого текста. Хотелось бы это услышать или спеть в храме. Кто-нибудь со мной согласен?

28.03.2007, 23:26

Могу переслать Вам соотв. ЛС, но только с согласия автора.

29.03.2007, 23:44

Мда... Г-н WALDEMAR не высказался, а выругался и, кажется, кому-то что-то написал в личку. Хотелось бы все же услышать нормальный отзыв. И о его богослужебных циклах тоже.

Уважаемая Виктория,

Я был на этой премьере. Я бы ничего и не написал бы, но очень меня возмутили высказывания гг. Русакова, Вальдемара и иже с ними. Если они нерусские, то должны были бы постесняться затрагивать чужую культуру и оскорблять её, если же они русские, то им должно было бы быть стыдно за своё непонимание, оголтелость и разнузданность (типа баса-континуо на гармошке с балалайкой). Не могу не вспомнить А.Варгафтика, вещавшего всенародно по нашему российскому ТВ в передаче о Г.Свиридове, как ему обрыдла эта русская музыка с ее пресловутыми колоколами и портянками.

Теперь по существу дела. Я сам с большой настороженностью шёл на это мероприятие. Так уж сложилась история, что православная и католические (протестантские и пр.) традиции богослужения со временем сильно разошлись. И отношение верующих к религии тоже претерпело сильные изменения. В западной церкви люди ходят в храм, как в театр. Там они с удобствами сидят на скамеечках, слушают прекрасную музыку, орган, оркестр, хоры. Когда им надо стать на колени, то подкладывают мягкие подушечки, чтобы коленям не было больно. В православии все обстоит значительно аскетичнее. Человек приходит к Богу, а не на развлекаловку, поэтому отвлекающих от молитвы факторов не должно быть. (Я не берусь утверждать, что одна традиция хороша, а другая плоха, просто констатирую, что так уж сложилось). Лишь в последние годы в церквах появились по уголкам лавки для больных и престарелых прихожан, кто просто физически не в состоянии выстоять длительную службу. Музыки в православных храмах нет, лишь небольшой хор, управляемый регентом и поющий a capella. Хорошее пение теперь стало редкостью. Слава Богу, в Москве сейчас положение заметно улучшилось. Пришло много молодых людей с хорошими голосами, прекрасным слухом, теперь пение в храмах можно слушать и даже наслаждаться. Но на периферии хоры, состоящие из древних старушек с деревенскими голосами, слушать просто невыносимо. Поэтому появление такого произведения, как "Страсти по Матфею" является, на мой взгляд, просто революционным для православной церкви событием. Думаю, что епископу Илариону пришлось много убеждать своих коллег и высшее руководство, чтобы получить благословение на такое сочинение и его исполнение. Конечно, западная церковь имеет уже многовековую традицию церковной музыки. В ее лоне выросли такие корифеи как Жоскен Депре, Монтеверди, Бах, Гендель, Моцарт…

Епископ Иларион – совсем еще молодой человек (1966 г.р.). Конечно же, его произведение не сравнится с гениальным творением Баха, но, на мой взгляд, это вполне добротное и профессиональное сочинение, которое мы должны с радостью приветствовать.Произведение имеет четыре части (Тайная вечеря, Суд, Распятие, Погребение) и состоят из 48 номеров. В исполнении участвует большой хор (Гос. Третьяковской галереи), оркестр и 5 солистов: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас и баритон, исполняющий роль евангелиста. Все это сопровождается струнным составом оркестра. Духовые и ударные инструменты отсутствуют. Дирижировал всем этим В.И.Федосеев. Мне понравилось то, что написал автор для оркестра, ОЧЕНЬ понравилось написанное для хора. Роль солистов была крайне незначительная, за исключением партии евангелиста, которую исполнял протодиакон Виктор Шиловский. Остальным солистам композитор не дал развернуться. Достаточно сказать, что в 1-м отделении у меццо-сопрано было всего одна ария (сопрано даже не выходила на сцену), а во 2-м отделении не было меццо-сопрано, а у сопрано тоже была всего одна ария.

Второе отделение открылось появлением в правительственной ложе Патриарха Алексия II, который поприветствовал всех присутствующих и произнес краткое напутствие. Публика выслушала его речь стоя. Патриарха сопровождал митрополит Кирилл и еще какой-то иерарх, но я его не смог разглядеть.

В целом впечатление очень положительное. Хор был просто великолепен. Оркестр немножко показался мне слабее. О солистах я уже сказал. Интерес со стороны публики был очень велик. Зал был полностью наполнен, а лишние билетики спрашивали еще на подходах к БЗК. Меня это искренне радует.

30.03.2007, 01:58

очень меня возмутили высказывания гг. Русакова, Вальдемара и иже с ними. Если они нерусские, то должны были бы постесняться затрагивать чужую культуру и оскорблять её, если же они русские, то им должно было бы быть стыдно за своё непонимание, оголтелость и разнузданность (типа баса-континуо на гармошке с балалайкой).
Если кого обидел, то искренне об этом сожалею.
Русский или нет? Не знаю. По метрическим данным --- да, по факту, видимо, жуткая смесь.
По сути.
1. Приемлемы ли "Страсти" в православном обряде?
Именно как часть церковного культа? Или же мы имеем дело с произведением, не относящимся к обряду православной церкви?
2. Если "Да, приемлемы", то наличие оркестра является попранием православных норм исполнения церковной музыки, вне связи с тем, как лично я к этим канонам отношусь. А попрание канонов куда хуже и вреднее, чем мои едкие высказывания.
3. Увы, писал свое сообщение в крайне расстроенных чувствах после баховских "Страстей", где было уж подлинное глумление.

30.03.2007, 02:30

В западной церкви люди ходят в храм, как в театр. Там они с удобствами сидят на скамеечках, слушают прекрасную музыку, орган, оркестр, хоры. Когда им надо стать на колени, то подкладывают мягкие подушечки, чтобы коленям не было больно. В православии все обстоит значительно аскетичнее. Человек приходит к Богу, а не на развлекаловку, поэтому отвлекающих от молитвы факторов не должно быть. (Я не берусь утверждать, что одна традиция хороша, а другая плоха, просто констатирую, что так уж сложилось). Лишь в последние годы в церквах появились по уголкам лавки для больных и престарелых прихожан, кто просто физически не в состоянии выстоять длительную службу. Музыки в православных храмах нет, лишь небольшой хор, управляемый регентом и поющий a capella.
Боюсь, что во многом Ваше утверждение очень далеко от истины. А о том, где люди ходят в церковь, как в театр, можно еще спорить. Только не со мной. Я уже более-менее понял.

Сергей Невский

30.03.2007, 12:14

А Вы, случайно не знаете, почему в каждое мое сообщение автоматически вставляется спам (ссылка на неприличные открытки)?????? Что с этим делать??

Уважаемая Виктория, вероятно, это реакция Высших Сил на Вашу подпись:-)

Сергей Невский

30.03.2007, 12:24

Теперь по существу дела. Я сам с большой настороженностью шёл на это мероприятие. Так уж сложилась история, что православная и католические (протестантские и пр.) традиции богослужения со временем сильно разошлись. И отношение верующих к религии тоже претерпело сильные изменения. В западной церкви люди ходят в храм, как в театр. Там они с удобствами сидят на скамеечках, слушают прекрасную музыку, орган, оркестр, хоры. Когда им надо стать на колени, то подкладывают мягкие подушечки, чтобы коленям не было больно. В православии все обстоит значительно аскетичнее. Человек приходит к Богу, а не на развлекаловку, поэтому отвлекающих от молитвы факторов не должно быть. (Я не берусь утверждать, что одна традиция хороша, а другая плоха, просто констатирую, что так уж сложилось). Поэтому появление такого произведения, как "Страсти по Матфею" является, на мой взгляд, просто революционным для православной церкви событием. Думаю, что епископу Илариону пришлось много убеждать своих коллег и высшее руководство, чтобы получить благословение на такое сочинение и его исполнение. Конечно, западная церковь имеет уже многовековую традицию церковной музыки. В ее лоне выросли такие корифеи как Жоскен Депре, Монтеверди, Бах, Гендель, Моцарт…
В православии таких мощных традиций не было. Очень строгие каноны были.

Уважаемый Клеон,

Борис Тараканов

30.03.2007, 12:32

Приемлемы ли "Страсти" в православном обряде?

В каноническом богослужебном кругу - нет. В том смысле, что это не богослужебное, а повествующее произведение, не предусматриваюшее собственно обряда... Пожалуй, наиболее близкое для сравнения - кантата "Иоанн Дамаскин" Танеева. Текст максимально приближен к каноническому, но само произведение абсолютно художественно, а не сакрально.

Церковный регент

30.03.2007, 15:06

Kleon: "добротное и профессиональное сочинение"

Прошу прощения, я высказался уже в другой ветке. Тут только два слова:
Просто любопытно, как можно характеризовать такими словами сочинение, состоящее из дикой смеси дорогих православному сердцу богослужебных текстов и напевов (не говоря о самом Евангелии) с винегретом из подражаний всему понемногу от полифонии барокко до дешевой попсы (со всеми остановками)?
По-моему, это не "добротно и профессионально", а наспех сляпанный руками самоуверенного дилетанта "пост-модерн", удачно поданный в церковно-политическом контексте, но для уха, чуткого к русской духовно-музыкальной традиции (и не только русской, но и западной в ее хороших проявлениях) - просто оскорбительный.

31.03.2007, 20:52

31.03.2007, 20:55

В ближайшую пятницу (6 апреля, 18:25-19:10) по каналу "Культура" будет показана телеверсия "Страстей" епископа Илариона. Очевидно, сильно урезанная. В зале действо длилось почти 2,5 часа, а по ТВ будет меньше часа.
Спасибо за информацию. Заставлю себя это прослушать и просмотреть. Хотя сомневаюсь, что в плохой форме может быть хорошее содержание.

31.03.2007, 21:12

Спасибо за информацию. Заставлю себя это прослушать и просмотреть. Хотя сомневаюсь, что в плохой форме может быть хорошее содержание.

А я и не утверждал, что это шедевр. Просто, мне кажется, хулить понапрасну - это неконструктивное дело. Разумеется, в оркестровой части произведения епископа Илариона видно сильное влияние Баха-Генделя, а в хоровой части - русских православных песнопений (м.б. даже и Рахманинова, Чайковского, Гречанинова, Смоленского, Чесно(а?)кова...).

С чем я решительно не согласен, так это с утверждениями Церковного Регента, что это, дескать, халтура, состряпанная впопыхах и кое-как, с заведомо конъюнктурными целями. Мне думается, надо быть подоброжелательнее. Нужна не ругань, а полезная критика.

А эклектика..., что ж с этим поделаешь? Она встречается и у значительно более выдающихся композиторов. А что? у Шнитке, Щедрина и даже у Шостаковича иногда бывает...

31.03.2007, 21:15

А эклектика..., что ж с этим поделаешь?
Эклектика эклектике рознь... Впрчем, послушаю (не забыть бы только!), тогда будет более понятно.

31.03.2007, 21:16

Уважаемый Клеон,
а как Вам кажется, такая вот музыка, с оркестром, рассказывающая историю, могла бы стать частью православного обихода?

Мне думается, что на нашем веку это невозможно. Борис Тараканов отчетливо это сформулировал. Каноны очень трудно менять, приводит обычно к трагедиям (вспомним старообрядчество и русский раскол). Мы даже никак не можем перейти на григорианский календарь, а это, казалось бы, много проще.

31.03.2007, 21:18

Уважаемый Клеон,
а как Вам кажется, такая вот музыка, с оркестром, рассказывающая историю, могла бы стать частью православного обихода?
Но главное, нужно ли это?

Церковный регент

31.03.2007, 22:30

Нужна не ругань, а полезная критика

Во-первых, я тут выразился кратко, потому что написал подробнее в другой теме.
В бессовестное время живем:(

31.03.2007, 22:50

Во-первых, я тут выразился кратко, потому что написал подробнее в другой теме.
Во-вторых, к большому сожалению, "полезная критика" в этом случае уже невозможна. Сей молодой епископ себя воспринимает неадекватно, а это тупик. Если бы он, почти не имея опыта и с 20-летним перерывом взямшись за музыку, принес бы ее педагогу, выслушал замечания, проделал бы работу над ошибками и т.п., то при наличиии некоторых способностей (а они есть) со временем глядишь и вышло бы что-нибудь путное. А тут сразу "с колес" ищутся бабки на БЗК и Федосеева, да устраивается абсолютно неприличная пиар-кампания о "монументальном произведении" (которого ни один пишущий об этом даже и не слыхивал!), да громкая акция "Москва-Рим"...
В бессовестное время живем:(

Уважаемый Церковный регент! С удовольствием бы пожал Вашу руку в реальности, за такие, столь созвучные моим, мысли.

То Kleon:
Огорчает присутствие на форуме нездорово озабоченных национальным вопросом личностей, начинающих сразу выяснять национальность собеседника, если мнение собеседника не сходится с мнением самой "личности". Мое неприятие музЫки г-на Г.Алфеева никак не связано с моей национальностью,да будет вам известно, неуважаемый Kleon.

31.03.2007, 23:22

Мое неприятие музЫки г-на Г.Алфеева никак не связано с моей национальностью,да будет вам известно, неуважаемый Kleon.
Согласна, национальный вопрос здесь неуместен... Но позвольте уточнить: "г-на Алфеева" все же зовут владыка Иларион!

В ближайшую пятницу (6 апреля, 18:25-19:10) по каналу "Культура" будет показана телеверсия "Страстей" епископа Илариона.

Большое спасибо за информацию, но времечко они нашли, надо сказать...:-(Ведь все, кому это интересно, вечером Страстной Пятницы будут в храме!
Жалко, так пока и не услышу, о чем шла речь.

Музыки в православных храмах нет, лишь небольшой хор, управляемый регентом и поющий a capella. Хорошее пение теперь стало редкостью. Слава Богу, в Москве сейчас положение заметно улучшилось. Пришло много молодых людей с хорошими голосами, прекрасным слухом, теперь пение в храмах можно слушать и даже наслаждаться. Но на периферии хоры, состоящие из древних старушек с деревенскими голосами, слушать просто невыносимо.
Поэтому появление такого произведения, как "Страсти по Матфею" является, на мой взгляд, просто революционным для православной церкви событием.

Не вижу связи этой премьеры с состоянием церковных хоров. Все-таки надеюсь, что богослужебное пение не будет двигаться в направлении светской музыки на духовный сюжет! Тогда уж лучше пусть будут "периферийные бабушки"! Но все не так плохо, как раз сейчас церковное пение и в столицах, и еще больше в пригородах (!) движется, напротив, в сторону возрождения византийско-русских канонов! Светская же музыка с оркестром, в т.ч. произведение еп. Иланиона, в свою очередь, выходит на проповедь вне церковных стен - такое у нее призвание, не связанное с богослужением, но не менее важное!:solution:
И событие это не столь "революционное": Страсти православных русских асторов существуют! Могу назвать замечательные "Русские Страсти" Алексея Ларина, который, кстати, сумел обойтись без Баха и вообще без эклектики.:appl:

Большое всем спасибо за высказанные мнения! Извините, что цитаты без подписей, я не поняла, как цитировать из нескольких сообщений сразу, просто выделяла и вставляла...:oops:

01.04.2007, 00:02

И событие это не столь "революционное": Страсти православных русских асторов существуют! Могу назвать замечательные "Русские Страсти" Алексея Ларина, который, кстати, сумел обойтись без Баха и вообще без эклектики.:appl:

Не помню её вероисповедание, но не назвать Губайдулину здесь нельзя. Её "Страсти" "пиарились" гораздо меньше, чем того заслуживают.

06.04.2007, 21:15

Не поленился я и послушал выдержки из "Страстей" епископа Иллариона. Честно говоря, ничего хорошего. 1й и заключительный хор звучат подобно саундтрекам к голливудским фильмам ужасов, и музыка, надо признать, примитивная до крайности, особенно в заключении (заранее известны все обороты, все ясно на несколько тактов вперед). Фуги вообще не выдерживают критики, ибо, во-первых, темы не несут в себе выражения какой-либо идеи, во-вторых, якобы четырехголосные, они в лучшем случае имели 2 разработанных голоса. Про тональный план вообще молчу. Сопрановая ария с солирующим альтом была явной калькой с понятного эпизода фа-минорной мессы Антона Брукнера, а теноровая ария (вот уж это верх пошлости!) --- жалким подобием "Erbarme dich" из MP Баха. Еще надо было взять Баскова в качестве солиста, для полноты картины, так сказать.
Более говорить не хочется, ибо опус не заслуживает траты времени на то, чтоб его обсуждать подробнее.

P.S. Временами показывали вблизи лица оркестрантов, певцов хора и Федосеева. Так вот: на лицах было совершенно постное выражение. Наверное, это о чем-то говорит.

07.04.2007, 00:46

Временами показывали вблизи лица оркестрантов, певцов хора и Федосеева. Так вот: на лицах было совершенно постное выражение. Наверное, это о чем-то говорит.
видимо, о том, что все они говели нет, тогда выражение было бы не то постились.

07.04.2007, 00:59

видимо, о том, что все они говели нет, тогда выражение было бы не то постились.
Ну, конечно, ни минуты не сомневался, что кто-нибудь это сказанет. Однако подозреваю, что причина была несколько иная...:-)

01.05.2007, 22:51

Весь свой талант, всё мастерство и духовный опыт автор принёс к подножию Креста Христова. «Страсти по Матфею» являются знаковым произведением современного музыкального искусства, знаменующим поворот, обращение от внешнего к внутреннему, от бесконечных мучительных поисков в самовыражении современной композиции, к тихому глубинному созерцанию подлинной духовной реальности.

Всё произведение проникнуто невыразимой красотой и пленяет с первых аккордов, не отпуская внимания, ведя за собою к грандиозному, как приношение всех веков и музыкальных традиций Богу, финалу.

В некоторых номерах, таких как фуга второй части, музыка раскрывается с поистине «прокофьевским» размахом в звучании «взывающих из бездны» контрабасов и свободных, взмывающих прямо к небу первых скрипок.

Работая с хором и впоследствии присутствуя на общих репетициях, я ощущал постоянное состояние потрясения и одновременно тихой чистой радости. Хотелось, чтобы репетиции не заканчивались. Дома и даже во сне звучали темы «Аллилуия», «Боже, очисти мя», «Воскресни Боже».

От многих оркестрантов и певцов я слышал похожие комментарии: наконец-то мы исполняем здоровую музыку. Музыку, которая не теребит и без того уставшую душу, а ведёт её по пути богопознания, по бесконечному пути памяти первого открытия Божьего мира, пути узнавания и приобщения к до боли знакомому и всегда новому миру чистой гармонии.

Алексей Пузаков, заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Хора Государственной Третьяковской Галереи
(отзыв опубликован на сайте радиостанции "Радонеж")

02.05.2007, 21:32

Уважаемая Виктория,

Так уж сложилась история, что православная и католические (протестантские и пр.) традиции богослужения со временем сильно разошлись. И отношение верующих к религии тоже претерпело сильные изменения. В западной церкви люди ходят в храм, как в театр. Там они с удобствами сидят на скамеечках, слушают прекрасную музыку, орган, оркестр, хоры. Когда им надо стать на колени, то подкладывают мягкие подушечки, чтобы коленям не было больно. В православии все обстоит значительно аскетичнее. Человек приходит к Богу, а не на развлекаловку, поэтому отвлекающих от молитвы факторов не должно быть. .
За такие слова должно быть стыдно.

02.05.2007, 22:30

07.05.2007, 18:56

Позволяю себе вставить анонимную статью из vedomosti.ru
Пожалуй, самая важная мысль содержится в последнем абзаце о "не-авторстве" в искусстве. Что скажете?

"Примитив из Оксфорда. Епископ Иларион написал православные «Страсти по Матфею»
Священник в рясе, раскланивающийся со сцены в ответ на аплодисменты переполненной аудитории и принимающий цветы от восторженных поклонников, - такое увидели консерваторские стены, где Владимир Федосеев дирижировал «Страстями по Матфею» епископа Илариона.
Когда это было, чтобы премьера современного сочинения собирала полный Большой зал Консерватории? Разве что во времена Шостаковича, Свиридова, Шнитке. Вот на «Страсти по Матфею» Баха зал всегда собирается полный - кто бы их ни исполнял. Теперь выяснилось, что - кто бы их ни написал.

Сочинение музыки не является главным делом жизни епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева). Он - известный богослов, а также представитель Русской православной церкви в Европе, где на него возложен непростой труд наведения мостов между христианскими конфессиями. В середине 80-х Алфеев закончил гнесинскую десятилетку и даже поступил в Консерваторию в класс композиции. Осознав иное призвание, музыку он оставил и вернулся к сочинению лишь через двадцать лет. «Страсти по Матфею» стали одной из его первых партитур, прозвучавших в концертном формате.

Бывают «Страсти» латинские, бывают протестантские, ныне бывают всякие - даже карнавальные, как у аргентинца Освальдо Голихова. Епископ Иларион написал «Страсти» православные. Настоящий протодиакон (Виктор Шиловский) с подзвучкой, но в аутентичной манере читает Евангелие по-русски. Один за всех: ни Иисус, ни ученики, ни толпа своих голосов и характеров не имеют. Чтение прослаивается хорами (пел Хор Третьяковской галереи) и короткими ариями на церковнославянские тексты из Святой седмицы, оркестровыми номерами. Оркестр представляет собой внушительный струнный состав - других инструментов нет. Двухчасовая вещь условно поделена на части: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие» и «Погребение».

Качество музыкальной композиции неравноценно. Многие хоры выдержаны в стилистике православной хоровой музыки. В этой традиции автор чувствует себя органично, естественно идет за складом текста. Нередко попадаются красивости в духе Гречанинова, «Вокализ» Рахманинова заползает сам собою, приходится вспоминать и хоры из опер Мусоргского. В последней части, особенно в арии Богородицы, убеждаешься, что автор знаком с мюзиклом Эндрю Ллойда Уэббера Jesus Christ Superstar, а может быть, и с киномузыкой Майкла Наймана. И, вея где пожелает, по страницам партитуры разливается дух музыки советского кино.

Но без Баха в «Страстях» православный композитор тоже не обошелся. И не в оркестровых фугах: они-то как раз выглядят ученическими упражнениями, выполненными едва ли на твердую пятерку. Но в целом ряде номеров автор впрямую переносит к себе ключевые баховские куски - не только из «Матфея», но и из «Иоанна». Знаменитая ария Erbarme dich, заимствованная процентов на 70, становится Надгробной песнью - правда, не для альта, а для тенора и сильно короче, но с такой же солирующей скрипкой. Это не цитирование и не рекомпозиция, не пародия и не деконструкция. Здесь вообще неуместно применять термины из арсенала современного искусства, где художник, бывает, использует материал классического искусства, устанавливая по отношению к нему сознательную дистанцию. Здесь неуместно вспоминать и самого Баха, который переписывал Вивальди, не волнуясь об авторстве, - это были творческие заимствования равного, искушенного коллеги. Это скорее похоже на то, как деревенский певец перепевает на свой лад городской романс. Или художник из народа изготавливает рукописную книгу, подражая печатным изданиям.

Европейски образованный человек, изучавший философию в Оксфорде, на стезе музыкального творчества епископ выступает как наивный художник. Примитив - уважаемый род искусства, но в академической музыке не принят. Сама природа ремесла делит композиторов на профессионалов и недоучек, не оставляя вариантов. Случай епископа Илариона интересен. Но это не чистый случай.

Композитору Алфееву известны такие понятия, как «полистилистика» или «поставангард», в Европе он даже завязал знакомство с высокопрофессиональным композитором Арво Пяртом. Сходство между ними мнимое, но было бы лучше, если бы профессиональный контекст не возникал вовсе. «Страсти по Матфею» не имеют системного единства, которое присуще как классике, так и примитиву. По отношению к Баху Алфеев - наивный художник, к православной хоровой музыке - человек традиции, к современной музыке - эпигон. Эти позиции путаются друг с другом - вот почему, если не делать предположений о масштабе таланта, опус епископа неудачен.

Тем не менее он важен, и очень. <...> Примем во внимание, что не далее как сегодня «Страсти по Матфею» будут повторены в Риме по-итальянски, теперь уже с благословения Папы Римского Бенедикта XVI. Но спросим лучше, почему Владимир Федосеев захотел исполнить это произведение и почему ему благодарно рукоплескал зал?

Вечный сюжет, великопостные чувства? Конечно. Несложность музыки? Разумеется. Но есть и третье, что шире и музыки, и веры, - люди ощущают потребность в искусстве не-авторском. Выражающем не персональный взгляд художника, а - выбирайте сами - исконное общезначимое или коллективное бессознательное. Поэтому если премьера «Страстей по Матфею» епископа Илариона и не ознаменовала рождение шедевра, то выявила серьезный ментальный заказ".

Митрополит Иларион (Алфеев) Оратория «Страсти по Матфею»
для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра

Либретто

1. Совет первосвященников, предательство Иуды.
ХОР: Плач священный, приидите, воспоим Христу. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:1-5): Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе.
ХОР: Господи, Боже мой! Воспою Тебе надгробную песнь. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:14-16): Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.
ХОР: Плачет и рыдает Матерь Твоя. Аллилуйя.

2. Тайная вечеря
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:17-19): В первый же день опресночный прступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
ХОР: На вечери Твоей, Христе Боже, глаголал еси Твоим учеником: един от вас предаст Мя. (На вечери Твоей, Христе Боже, Ты сказал Своим ученикам: один из вас предаст Меня.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:22-25): Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
ХОР: Скорбяще зело, начаша глаголати Ему един кийждо их: не аз ли, Господи? Иуда же вопроси: не аз ли, Равви? Глагола Иисус: ты рекл еси, Иудо. (Весьма опечалившись, они начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Иуда же спросил: не я ли, Равви? Иисус отвечал: ты сказал, Иуда.)

3. Иисус на Тайной вечери
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:26-29): И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил... и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

4. Предсказание об отречении Петра
ХОР: Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова, от слова научившеся, Егоже величаем. (Гостеприимства Владыки и бессмертной трапезы на высоком месте, верные, придите, насладимся, возвышенными помыслами познав превысшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:31-35): Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

5. Иисус в Гефсиманском саду
МЕЦЦО-СОПРАНО: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. (Чертог Твой уготованный вижу, Спаситель мой, но не имею одежды, чтобы войти в него.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:36): Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсима