Цветы и фрукты. Главный специалист по раю, наивный художник елена волкова Наивный художник елена волкова

8 апреля 2015, 12:28

Елена Волкова родилась в 1915 году в Чугуеве, там же, где Илья Репин, в простой семье. Её мать была из сельских жителей, отец работал спасателем на реке Северский Донец.
Судьба сложилась таким образом, что Волкова начала писать картины лишь в 60-е годы возрасте 45 лет (*где-то написано в 65), не имея художественного образования, впоследствии ее творчество было отмечено многими критиками и искусствоведами.

Елена Волкова является первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, кому устроили персональную выставку в Третьяковской галерее.

Работы Волковой есть во многих художественных галереях мира.


Наивные художники - это люди, которым Бог дал видеть и чувствовать красоту, но не дал возможности выучиться на художника.

Очень точно о процессе творчества сказала старейшая наивная художница Елена Андреевна Волкова: "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись - не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой".

Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму...

Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет..."

Внутри ее картин есть счастье: счастливы яблоки и груши, все твари земные, счастлива и сама старушка. При чем ей веришь, она в здравом уме и прожила тяжелую жизнь.

И для неё это состояние тотального благодушия настолько просто, что она не понимает, как это оно всем остальным недоступно.

"Мир всем!" – это пожелание несет творчество Елены Андреевны. Не просто художницы, а национальной гордости России.

Ее имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства, о ней издают книги в разных странах, она стала первым наивным художником, чью прижизненную выставку устроили в Третьяковской галерее.

Елене Андреевне 94 года (* умерла 8 октября 2013 г., на 98 году жизни) , но возраст не играет роли: творчество её несет тепло и радость, духовную чистоту и саму жизнь во всей её многогранности.

Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так, – объясняет - А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню.


В чем же потрясающая сила наивного искусства? Все произведения «наивные» глубоко личностные. Это – своего рода автобиография в глубокой образной форме. Тем более что художница представила и саму себя во многих своих работах. Картины Елены Волковой – уникальное явление. Ее живопись не ставит никаких насущных проблем, она лишь призывает к нежности, доброте и сочувствию.

Кстати, давно замечено, что «наивные» живут долго. Почти все такие художники - это пожилые люди, которые начали заниматься творчеством в пенсионном или предпенсионном возрасте. И, видимо, как-то особенно благотворно влияет на них возможность красками выразить себя. А может, все дело в том, что наивное искусство - удел оптимистов, к которым хвори и так меньше пристают.
«Чем больше добра сделаешь,- объясняет Елена Андреевна,- тем дольше будешь жить на свете. Меня так папа учил. А я только хорошее людям показываю, чтобы и вам, и мне радость была».

На вопросы, в чем волшебство и сила ее картин, художница отвечает:
- В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя – и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…

Магической чертой картин являются глаза животных. Такие добрые, такие жалостливые, умоляющие, просящие внимания и участия. Становится как-то не по себе от этого взгляда, от этой мольбы. Как будто ты в чем-то виноват перед зверями. И действительно, мы виноваты перед ними, перед всем миром. Ведь зло идет только от человека, от него все напасти и утраты.

источник - культурология.рф

Мир Всем! и добро! ну и бобра))

Елена Волкова родилась в 1915 году в Чугуеве (место рождения Ильи Репина), в простой семье. Её мать была из сельских жителей, а отец был спасателем на реке Северский Донец. В 1934 году она начала работать помощником киномеханика на передвижной киноустановке. Во время войны была в числе пострадавших, проходила лечение в госпитале. Её муж умер во время войны. Волкова начала писать картины в 60-е годы возрасте 45 лет, несмотря на то, что не имела художественного образования. Её профессиональный рост отметил Василий Ермилов - один из основателей Украинского авангарда, - который приобрёл ряд её картин. Её творчество было отмечено Михаилом Алпатовым, известным московским критиком.

Сергей Тарабаров из московской галереи наивного искусства «Дар» в 2000 году признал Волкову одной из наиболее интересных художниц, работающих в стиле наивного искусства в России.

Елена Волкова является первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, кому устроили персональную выставку в Третьяковской галерее.

В настоящий момент Елена Андреевна Волкова живёт в Москве.

Творчество

Работы художницы представляют естественные, приятные вещи, созерцание которых может доставить человеку удовольствие - это различные животные, люди, фрукты, обнаженная натура.

Выставки

  • 1973 - первая персональная выставка, Омск.
  • 1990 - постоянная экспозиция в галерее наивного искусства «Дар».
  • 2001 - выставка в Московском музее современного искусства «Мир всем!».
  • 2005 - ретроспективная экспозиция творчества в Третьяковской галерее. Представлено около 50 живописных работ и 12 рисунков из собрания Волковой и частных коллекций. .

«Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки – не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина. Иногда долго ищу нужный цвет на холсте, множество перепробую красок, убираю те, которые не подходят. Не получается! А через некоторое время посмотрю – все цвета на своем месте. А как это получилось, сама не знаю. Думаю, что краски сами способны смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».


«Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так. А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню: «Мы с тобой родные братья, оба мы трудом живем, оба рвемся к светлой доле…» Ой, забыла… «Рвемся к светлой доле…» Нет, не знаю что дальше». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Когда я пишу, со мной ни одного животного рядом нет. Даже волка нет. Мне натура не нужна, я просто обвожу силуэты, я их вижу. Какие краски из тюбиков беру, не ведаю. Они сами на холсте смешиваются, пока не просохли. А когда все готово, то картина сама тебя отпускает. Бывает, и хочешь что-то подправить, добавить, а мольберт отодвигается. Или написанный олень как начнет бить копытом, отталкивает руку с кистью, отгоняет меня». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Так она сама пишется, я только кисточкой проведу, а она уже и получилась. Я чуть-чуть прикоснусь с этой стороны, и уже чашечка выделилась и блюдце, и каждая конфеточка». Елена Волкова (Elena Volkova)


«В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя — и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…» Елена Волкова (Elena Volkova)

«Я уже не вижу своих картин, а все помню. Так интересно их вспоминать… Вижу волка своего, ушки, мордочку, животик. Животик коричневый, а для волосиков особый цвет я выдумала. А глазки там, откуда он на меня сам посмотрел». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Чем больше добра сделаешь, тем дольше будешь жить на свете. Меня так папа учил. А я только хорошее людям показываю, чтобы и вам, и мне радость была». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все у меня ладное, спелое, живое. Ничего плохого я никогда не нарисую, даже веточки кривой». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Животные как будто улыбаются мне». Елена Волкова (Elena Volkova)

«Когда я увидела, что под кистью возникают предметы, то даже заплакала от радости». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все должны друг другу подпевать или помогать, как в хоре». Елена Волкова (Elena Volkova)

«Характер у меня такой жизнерадостный. Все, что я вижу вокруг себя, очень красивое, все необыкновенное: растения прекрасные, земля усеяна цветами необыкновенной красоты, люди чудесные все». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Мы жили на полуострове. Чтобы попасть к нам во двор, надо было перейти сказочный мостик, который был перекинут между двумя живописными буграми. Под мостом плавали красивые расписные лодки и бесчисленное количество домашней и дикой птицы красивейшей расцветки». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все в саду, все в радости, все как дети…» Елена Волкова (Elena Volkova)


«Я сама не понимаю, как быстро года пролетели. Мне кажется, что вот только-только я была маленькая…» Елена Волкова (Elena Volkova)

Что еще можно добавить после просмотра таких удивительно добрых и красочных картин? К работам я подобрала самые, на мой взгляд, подходящие цитаты из Натальи Радуловой с наивной художницей Еленой Волковой. Рассказы и воспоминания о том, как она рисует и живет, как подписи к ее сказочным картинам.

До чего же красиво и ласково чувствует художница. Ее «Лошадь в серебряном бору» способна меня ввести в транс. Когда ее созерцаешь, то не покидает ощущение, что мысли твои окутывает что-то нежное и мягкое, светлое и заботливое… А картина «Два друга»? Шедевр доброты, чуткости и взаимопонимания. Меня не оставила равнодушной ни одна из ее картин.

Вот, например, «Сибирская красавица» — какое спокойствие и умиротворение вызывает, не описать словами. Пышная девушка (отдыхающая на синих волнах жизни под цветущим деревом), как-будто говорит мне молча словами самой художницы: «В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя — и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…»

Необыкновенно хорошие, чудесные картины рисует художница. Ее «Серый Волк на берегу Москва-реки» с такими добрыми и понимающими глазами смотрит, что догадываешься сразу, что Волк — лучший друг Лошади, а Старый лис к ним в гости ходит просто по душам пообщаться. Да похоже, что все дружат друг с другом в этом нарисованном раю. Очень трогателен «Автопортрет с сыном», где Елена Волкова в осеннем парке, рядом с мольбертом, на котором появляется одна из ее чудесных, самопишущих картин. Иногда так приятно оторваться от реальности и погрузиться в идеальный мир, в котором «получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».

/Елена Андреевна Волкова с сыном/

Замечательная русская художница Елена Андреевна Волкова из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. В 2005 году, когда ей исполнилось 90 лет, ее персональная выставка прошла в Третьяковке. Работы Волковой есть во многих художественных галереях мира.
Наивные художники - это люди, которым Бог дал видеть и чувствовать красоту, но не дал возможности выучиться на художника. Очень точно о процессе творчества сказала старейшая наивная художница Елена Андреевна Волкова: "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись - не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой".
Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму... Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет...".
Внутри ее картин есть счастье: счастливы яблоки и груши, все твари земные, счастлива и сама старушка. При чем ей веришь, она в здравом уме и прожила тяжелую жизнь. И для неё это состояние тотального благодушия настолько просто, что она не понимает, как это оно всем остальным недоступно.
"Мир всем!" – это пожелание несет творчество Елены Андреевны. Не просто художницы, а национальной гордости России. Ее имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства, о ней издают книги в разных странах, она стала первым наивным художником, чью прижизненную выставку устроили в Третьяковской галерее. Елене Андреевне 94 года, но возраст не играет роли: творчество её несет тепло и радость, духовную чистоту и саму жизнь во всей её многогранности.
- Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так, – объясняет - А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню.
В чем же потрясающая сила наивного искусства? Все произведения «наивные» глубоко личностные. Это – своего рода автобиография в глубокой образной форме. Тем более что художница представила и саму себя во многих своих работах. Картины Елены Волковой – уникальное явление. Ее живопись не ставит никаких насущных проблем, она лишь призывает к нежности, доброте и сочувствию
Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки - не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина... Думаю, что краски сами могут смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует", - так говорит о своем творческом процессе художница Елена Андреевна Волкова.

Елена Андреевна Волкова родилась в 1915 году в городе Чугуеве, неподалеку от дома, где родился Илья Репин. Ее мать была крестьянкой, отец работал спасателем на реке Северский Донец. В 1934 году она начала работать помощником киномеханика на передвижной киноустановке.

Художественного образования Волкова не получила. Начала писать картины в 60-е годы в возрасте 45 лет. «Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки - не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина... - рассказывала художница. - Думаю, что краски сами могут смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».

Определяющим для Елены Волковой стало знакомство с харьковским художником Василием Ермиловым, одним из родоначальников украинского авангарда. Он первым среди авторитетных профессионалов оценил творчество художницы, стал первым покупателем ее произведений. В конце 60-х - начале 70-х картины Волковой получили известность в Москве, привлекли внимание профессора МГУ, искусствоведа Михаила Алпатова.

Первая персональная выставка художницы состоялась в 1973 году в Омске, где она жила несколько лет. Позже Волкова переехала в Москву. С 1974 года она постоянно участвовала в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Ее творчеству посвящены многие телепередачи, публикации в прессе. В международных справочниках наивных художников имя Елены Волковой стоит в одном ряду с Анри Руссо и Нико Пиросманишвили.

Работы Елены Волковой есть во многих художественных галереях мира. Она стала первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, чья персональная выставка состоялась в Государственной Третьяковской галерее (2005).