Как называется главный инструмент дирижера. Рассказ о дирижерах и об их роли в оркестре. То есть дирижер нужен прежде всего, чтобы задавать правильный ритм

«Дирижера можно сравнить сразу с двумя людьми: во-первых, с режиссером в драматическом театре, во-вторых - с регулировщиком движения. Техническая функция дирижера заключается в том, чтобы координировать между собой различные группы в оркестре. В симфоническом оркестре может быть от 60 до 120 человек, это многолюдное собрание. На сцене все эти люди сидят таким образом, что друг друга они зачастую не видят и не слышат. Скажем, через звуковую стену, которая разделяет первые скрипки, сидящие по переднему краю, и тромбоны в глубине, в правом дальнем углу, до них попросту не доходит, что играют другие. Если оркестранты при этом разойдутся - будет катастрофа, начнется какофония.

Чтобы предотвратить это, как раз и нужен дирижер - чтобы музыканты были скоординированы между собой, чтобы они играли слаженно, в едином темпе и настроении, что называется, «дышали вместе». Плюс ко всему этому дирижер должен заблаговременно показать вступление тех или иных инструментов. Конечно, музыканты сами умеют считать паузы, могут отсчитать 25 тактов и снова вступить, но иногда количество тактов в паузе измеряется сотнями, а иногда у некоторых инструментов в произведении всего несколько нот, а между ними минуты полнейшего молчания. Дирижер должен точно знать партитуру и указать музыкантам момент вступления. Функция дирижера в таком виде существовала не всегда, только с начала XIX века. До этого в оркестре, конечно же, было первое лицо, но это был либо первый скрипач, либо человек за клавесином - нередко это был сам композитор, дирижирующий собственное произведение. Но оркестры во времена барокко были меньше, ими было гораздо проще управлять, и инструментов было меньше - и не только в количественном отношении. В XVIII столетии в оркестре было гораздо меньше разновидностей духовых и ударных инструментов, чем в романтическом оркестре времен Чайковского и Вагнера.

Клаудио Аббадо дирижирует Первую симфонию Густава Малера

Но не надо забывать про вторую, творческую функцию дирижера. Вообще, если назвать любого дирижера в лицо регулировщиком, это будет как пощечина, и плохих дирижеров оркестранты называют именно так, имея в виду, что они только умеют показывать темп и ритмическую сетку - и ничего более. Хороший же дирижер сродни хорошему режиссеру в театре: это человек, который выстраивает форму спектакля, задает темп, ритм, настроение, обрисовывает характеры героев - в данном случае разных инструментов симфонического оркестра. А самое главное, он создает интерпретацию произведения, которое ему доверено.

Дирижеры, как и музыканты других специальностей, учатся в консерватории - но считается, что это возрастная профессия. Говорят, что 40–50 лет для дирижера - это молодость, зрелость наступает позже. В консерватории работают над дирижерской техникой, над тем, чтобы движения рук и корпуса были максимально понятными, четкими и ясными. Это своего рода хиромантия, или, более примитивно, сурдоперевод: ты должен не произнося ни слова, объяснить свои намерения музыкантам - темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры, какие группы инструментов в данный момент более важны, какие - менее. Это невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, который осуществляется не только руками, но и всем корпусом. Некоторые особо колоритные дирижеры даже танцуют за пультом, но это ни о чем не говорит - иногда такие активные телодвижения абсолютно бесполезны, хорошие дирижеры часто ограничиваются очень экономными жестами - а звучание оркестра при этом может напоминать извержение вулкана.

Леонард Бернстайн дирижирует Шестую симфонию Бетховена

Симфонический оркестр - не машина, а партитура - не точная инструкция к применению, не все указания, которые там есть, точно применимы к музыке. Да, конечно, там есть обозначения темпа, штрихов, детали артикуляции и фразировки, но это скорее руководство к действию, не цель, а средство ее достижения. Скажем, темп adagio, медленно, - в нем одном есть свои градации и изменения, и у каждого дирижера время в adagio пульсирует по-разному - это и есть простор для интерпретации. Авторский текст не воспринимается как непреложная данность. Это точка отсчета для дирижера, для создания его собственного прочтения и видения: так же, как пьеса Чехова, Гете или Ибсена - точка отсчета для режиссера. Только в классической, академической музыке есть незыблемое правило: авторский текст дается без конструктивных изменений. Нельзя поменять инструментовку, поменять части симфонии местами, кардинально изменить темп, поменять характер на противоположный. Вы создаете интерпретацию в рамках тех границ, которые даны композитором. Режиссеры в драматическом театре свободнее: они делают с пьесой, что хотят, - для них авторский текст - это гипс, из которого они могу слепить то, что им угодно. Дирижеры имеют дело с законченным произведением искусства, их задача - придать ему новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию. Это сложнее - но так еще интереснее».

21 ответ

Прежде всего, дирижер отвечает за единую художественную трактовку произведения всеми музыкантами оркестра. Трактовка классической (в том числе старинной, современной, некоторой эстрадной) музыки - очень тонкая и своеобразная работа со своими традициями, новшествами, находками, нюансами. 30-100 участников оркестра никогда не договорятся о всех мелочах, демократия в таких вопросах неуместна.

После того, как художественная генеральная линия определена, задача дирижёра - организовать идеальное воплощение задумки оркестрантами. Определить баланс громкости оркестровых голосов (а их может быть несколько десятков), выверить единый темп исполнения, синхронные вступления и своевременные выключения голосов - рутинная работа. Но время исполнения музыки дирижёр также жестами обозначает своеобразную сетку координат, которая даёт музыкантам представление о точном моменте звучания. Таким образом, дирижёр заставляет оркестр работать как единое целое, где каждый слышит и понимает работу каждого, а не просто бестолково играет свои ноты.

Есть ещё один очень прозаичный момент. Концертные залы бывают очень большие. И сцены в них - тоже большие. А акустика зачастую - так себе. Музыканты в таких залах не слышат друг друга. Задние ряды не слышат передние, с одного фланга звук не долетает до другого. Или ещё хуже: слышат не то, что реально играется, а то, что долетело до конца зрительного зала и эхом вернулось обратно. Учитывая относительно небольшую скорость звука, запоздание может быть 0,5-1 секунды, что по музыкальным меркам очень много. И тут на помощь приходит скорость света, благодаря расторопности которой мы видим дирижёра и по его жестам точно понимаем, в каком моменте исполнения находимся.

Прокомментировать

Роль дирижера в оркестре.

1. Руководить процессом исполнения, так как для дирижера оркестр - инструмент, как для пианиста - рояль, скрипача - скрипка, но намного более богатый по тембру и возможностям, чем сольный инструмент.

1.1 С технической стороны - показывать вступления, задавать темп, характер, динамику, баланс звучания инструментов.

1.2 С художественной стороны - раскрывать замысел автора, и интерпретировать его со своей точки зрения.

2. Заниматься творческим планированием.

Очень часто в коллективе постоянный дирижер (иногда главный дирижер) является художественным руководителем.

Он отвечает за планирование сезона - где и какие концерты оркестр будет играть, каких солистов приглашать, с кем сотрудничать, в каких фестивалях участвовать. Так же на нем лежит ответственность за все совершенные в этом направлении шаги.

Истории существования оркестров без дирижера имеются, но обычно коллективы были маленькие (например струнные или духовые оркестры, либо барочные ансамбли) и в них был яркий лидер, который нес на себе описанные выше функции, просто по какой-то причине не назывался дирижером.

Выше упомянутый Первый Симфонический Ансамбль имеет о своей деятельности очень разные отзывы. Но что бы иметь некоторое представление, о восприятии его, как симфонического оркестра без дирижера приведу цитаты Кусевицкого и Петри по книге Арнольда Цуккера Пять лет Персимфанс и «Интервью с С.А. Кусевицким», «Последние Новости», Париж, 4 мая 1928.

Кусевицкий узнал о существовании Персимфанса из писем московских друзей и из газет. С интересом прочитал он в парижской русской прессе статью о Персимфансе Виктора Вальтера. Он разделял доводы критика о том, что трактовка музыкального произведения не может быть коллективной, что «...Цейтлин – <...> не только талантливый скрипач, но <...> артист, обладающий дирижерскими данными, не только музыкальными, но и психическими, то есть умением повелевать», что «...он и есть душа Персимфанса, или, иначе говоря, этот оркестр без дирижера имеет тайного дирижера»

На вопрос парижского журналиста, не смущают ли его опыты Персимфанса, Кусевицкий отвечал, что они только облегчают работу дирижерам, так как приучают оркестровых музыкантов к внутренней дисциплине. «Ибо все равно без нас, дирижеров, не обойтись, если хотят не механического, а одухотворенного исполнения. Признавая, что, работая без дирижера, оркестр может достигнуть, хотя и ценой гораздо больших усилий и большего количества репетиций, хорошей согласованности в игре, Кусевицкий подчеркнет однако главное:" «...здесь нет индивидуального творчества, нет руководящего одухотворяющего начала»

Таким образом мнение Кусевицкого, которому не довелось слышать игру Персимфанса, полностью совпало и с мнением, высказанным в Москве Прокофьевым, и с парадоксальным комплиментом выступавшего с оркестром пианиста Эгона Петри: «Каждому дирижеру я желаю такого замечательно выученного оркестра, как Ваш, но и Вам также желаю гениального дирижера»

Да, это возможно. С 1922 по 1932 год в Москве играл уникальный оркестр Персимфанс (Первый симфонический ансамбль Моссовета). Он был создан именно для этой цели - стать первым оркестром без дирижера. Музыканты отлично справились с этой задачей, они профессионально исполняли свои произведения.

Этот проект был создан на общественных началах по инициативе его участников, у каждого из них было основное место работы и они могли репетировать только в свободное время. Оркестр со временем стал очень популярен и имел большой успех, но тут появились завистники и стали появляться бюрократические проблемы, критические публикации, в прессе пытающиеся разоблачить «шарлатанов», не все готовы были смириться, что можно обойтись без дирижера. Основные обвинения заключались в том, что музыканты оркестра тратили на разучивание партий намного больше времени, чем классические оркестры. Но в действительности это было не так, нескольких репетиций было достаточно на разучивание музыкальных произведений.

На энтузиазме музыкантов оркестр смог просуществовать 10 лет, несмотря на постоянные бюрократические барьеры и травлю. К тому же в 1932 году в стране сложилась другая идеологическая обстановка и такие эксперименты стали нежелательны. После этого были попытки создать нечто подобное, но такого профессионального уровня никто достичь не смог.

Как следует из ответа выше, оркестр без дирижера - это возможно, но только как исключение. Классическая музыка достаточно консервативна и массово отказываться от дирижеров никто не спешит, с ними гораздо легче координировать и задавать темп игры десятков человек. Также дирижер исполняет роль руководителя оркестра. Создать профессиональный коллектив гораздо легче, имея того, кто несет за всех ответственность и принимает решения, анархические идеи пока не получили широкого распространения.

Во-первых, дирижер нужен для того, чтобы произведение звучало согласно своей эпохе и чтобы все музыканты играли про одно и то же, а не так, что арфистка играет про спокойное море, а струнники - про траурное шествие в конце второго действия Ромео и Джульетты. Оркестр сам с собой не договорится, а когда дирижер скажет, то так и будет.

Во-вторых, дирижер всегда (ну почти) показывает ритмическую сетку, почти всегда показывает вступления. Да, музыканты не тупые и сами считают, но: нужно вместе начать, вместе закончить; бывают места, где хрен ты сам посчитаешь.

В-третьих, это только современная попсятина идеально ровная, академическая же музыка изобилует изменениями темпа. Больше всего их в музыке романтиков. Само сабой 80 человек синхронно про себя одинаково не замедлят и не ускорят. Нужно, чтобы это делал кто-то один.

В-четвертых, игра с солистом (будь это игра с солирующим инструментом или, в качестве возведения в абсолют, опера, где солистов хоть пятой точкой жри, и все норовят показать, как они умеют вокализировать) - это чертово минное поле, в котором оркестровое сопровождение должно быть именно так, как написано. В смысле не раньше и не позже солиста. И вот этим ловцом солиста тоже выступает дирижер.

В-пятых, дирижер должен знать каждую партию (а их от пяти и до >40 может быть), следить, чтобы все партии шли по ритмической сетке вовремя, выстраивать балланс звука, и т.д.

Изначально, дирижеров не было, и оркестром управлял во время игры первый скрипач или клависинист. Потом появился капельмейстер - человек, который стоял перед оркестром лицом в зал и БИЛ ПАЛКОЙ ПО ПОЛУ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, отстукивая ритм! Первым лицом к оркестру повернулся Вагнер.

И на примере постановки новой оперы:

  1. Дирижер дает распоряжение библиотекарю найти такие-то ноты
  2. Изучает литературу касательно данного спектакля (либретто, историю написания, биографию композитора, изучает время, в котором разворачивается действие спектакля и т.д.)
  3. Затем он сверяет каждый экземпляр каждой партии с партитурой
  4. Проводит рояльные репетиции с солистами
  5. Проводит рояльные репетиции с хором
  6. Проводит репетиции с хореографами (если есть что танцевать)
  7. Проводит репетиции с оркестром
  8. Проводит сводные репетиции
  9. Дирижирует спектакль

А еще дирижер является представителем оркестра: если есть какие-то проблемы - их решает дирижер, за оркестр заступается дирижер, лещей раздает дирижер, фестивали и конкурсы ищет дирижер.

В общем, дирижер - это не только выйти перед всем оркестром помахать, сорвать все апплодисменты и уйти с цветами.

Слушая концерт, Вы видите финальную часть процесса, который растягивается на много дней, а то и недель и в ходе которого оркестр под управлением сначала концертмейстера, а затем и самого дирижёра разучивает новое или репетирует уже известное произведение. Эти репетиции - нудная черновая работа, в ходе которой отрабатываются многочисленные детали. Дирижёр добивается от исполнителей правильных, с его точки зрения, нюансов и акцентов, пауз и ритма - всего того, что и делает живое исполнение неповторимым и привлекательным. Но если присмотритесь к музыкантам во время исполнения, то заметите, что они регулярно отрываются от партитуры для того, чтобы следить за дирижёром. Это - всегда его концерт, его интерпретация, роль музыкантов - важная, но подчинённая.

Конечно, каждый музыкант в отдельности уже является профессионалом и может безошибочно исполнить свою партию. Но задача дирижер такова - он должен вдохновить весь оркестр, передать его участникам свою энергию и харизму, чтобы получился не какой-то шум, а настоящая музыка! Оркестр - это инструмент, можно сказать, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Расскажу немного дирижёрской палочке. Сначала это была баттута такая, трость, которой колотили об пол, отбивая ритм. Не знаю, правда ли, уж больно страшно звучит, хотя историки, вроде, согласны. Дирижёр и композитор Люлли умер, шарахнув себе по ноге этой баттутой и подхватив чего-то эдакое, смертельное, от гангрены.
Палочки Направника и Чайковского - это такие изящно оформленные дубины кило на полтора. Ясно дело, что первый скрипач боялся.
Но дальше стало проще, с приходом на рынок фиберглассовых палок страдать стали сами дирижёры. Ашкенази (вероятно, от блестящего владения техникой дирижирования) проткнул себе ей руку насквозь. А вот Гергиев как-то дирижировал почти что карандашом, палкой, длиной сантиметров 20. Страшно подумать, что же будет дальше. Некотрые дирижёры вообще не пользуются палочкой, может быть это и лучше, по-моему, руки выразительнее.
Основная функция дирижёра, разумеется, не отбивание такта, а именно вдохновение всего оркестра, как я уже написал выше. Интересно то, что один и тот же оркестр с разными дирижёрами будет звучать абсолютно по-иному.
Музыка, можно сказать, это не то, что написано в партитуре, и даже не то, что играют оркестранты, а это то, что за всем этим лежит. Именно дирижёр должен из нот и звуков создать нечто такое, что будет заставлять слушателей испытывать сильные эмоции.
Бывают оркестры и без дирижёра, это называется ансамблем. Здесь каждый музыкант должен слышать каждого коллегу, выстраивая музыку в общий замысел. С оркестром это просто невозможно, в оркестре очень много музыкантов, и слишком они все разные.
Хороший дирижер может заставить плохой оркестр играть так хорошо, как никогда до этого. Плохой дирижер способен развалить даже то, что было не так плохо. По-моему, 90 % успеха зависит именно от дирижера. По-настоящему профессиональный дирижер сумеет создать уровень исполнения оркестра если не хороший, то по крайне мере приличный.

Я играла в оркестре в этом году. У нас был очень хороший дирижёр. Он показывает где надо вступать, какие штрихи и оттенки делать. Он руководит всеми инструментами, то есть оркестром.

Дирижёр видит партии всех инструментов. Следит над общим настроением оркестра.

Это то что самое, что отдел был бы без руководителя)

Зачем сайту поиск?

===============================================================================================================================================================================================================

Дирижер - это человек, который управляет оркестром в целом. "Махание руками" помогает оркестрантам считать такты, и не потеряться в партитуре (которая может насчитывать сотни тактов в каждой своей части).

Да, у оркестрантов есть ноты, у каждого свой кусочек общей партии оркестра. Но именно дирижер "слышит" все произведение в целом. От дирижера зависит, как будет прочитано произведение, "написанное" на бумаге его автором. Его можно просто быстро пробубнить без выражения (при этом все слова, написанные автором, будут вроде бы прочитаны, а впечатления никакого). А можно сделать это с выражением, красиво. Но когда видишь только свою строчку (причем разные инструменты могут видеть разные кусочки в разных местах полного произведения, да еще и надо считать такты до вступления) сделать это довольно сложно. Дирижер слышит произведение целиком (а отдельный музыкант обычно только себя, соседа, в лучшем случае свою группу, например духовых), и помогает музыкантам сыграть все произведение в целом, выразительно.


Играющие смотрят и на ноты, и на дирижера. Я уже отвечал на этот вопрос здесь (поиск по слову дирижер). Дирижер - это как режиссер в театре, или в фильме. Он видит картину произведения в целом (а актер - только текст своей роли, музыкант - своей партии), и соответствующе строит спектакль или фильм, ставит акценты, задает и создает эмоциональную картину произведения, помогая произведению "зазвучать" а не быть просто пробубненным "по нотам".


Роль дирижёра огромна. Без него ни один оркестр ничего не исполнит, во всяком случае, путного. Поставьте небольшой эксперимент в домашних условиях: возьмите небольшой фрагмент литературного текста и по очереди прочитайте его со своими родными - Вы будете поражены тем, что это один и тот же текст: различные интонации, акценты, темп чтения будут существенно менять Ваше восприятие содержания. А теперь послушайте одно и то же музыкальное произведение в исполнении разных дирижёров - тот же эффект.

Дирижер – представитель одной из сложнейших музыкальных профессий. Слаженность выступления всего коллектива зависит от его знаний, опыта и способности руководить работой каждого хориста или музыканта. Именно он распределяет партии в выбранном произведении с учетом возможностей участников коллектива. Профессиональный дирижер способен придать произведению необычное звучание и особую выразительность.

Корни происхождения данной профессии уходят во времена Древнего Египта. Слово «дирижер» во многих языках обозначает «кондуктор», в переводе с французского — «руководить, управлять».

Барельефы многих зданий древности украшены изображениями, где дирижер — это человек с жезлом в руках, руководящий группой музыкантов. Одним из первых «задавателей ритма» Древней Греции был Ферекид из Патр. Исторические источники указывают, что он руководил коллективом из восьмисот музыкантов еще в 709 г. до н.э.

Что делает дирижер и зачем он нужен

Если проводить аналогию, то руководитель музыкального коллектива – это как тренер для спортивной команды. Основная цель его работы – прекрасный результат всей группы. Оркестр или ансамбль может обойтись без дирижера, но все же предпочитает выступать под его руководством.

Функции работников данной профессии менялись на протяжении тысячи лет, но по-прежнему остаются важным фактором слаженной работы сотни инструментов. Для того чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо пройти специальную подготовку и обладать специфическими чертами характера. Работа дирижера заключается не только в руководстве коллективом во время выступления, но и в постановке всего спектакля, распределения ролей, выбора исполнителей, составления плана репетиций и графика выступлений.

Во время выступления с помощью определенных жестов дирижер управляет музыкантами и целостным звучанием произведения.

Для этого ему необходимы следующие знания и навыки:

  • музыкальный слух и чувство ритма;
  • интуиция и врожденная музыкальность;
  • совершенное знание нотной грамоты;
  • отличная память;
  • гибкие, подвижные пальцы рук и хорошая координация;
  • академические музыкальные знания;
  • знание истории и технические характеристики инструментов;
  • наличие лидерских качеств;
  • организаторские способности;
  • наличие собственного стиля управления.

Освоить профессию можно в консерваториях, институтах культуры и колледжах искусств. Трудоустроиться достаточно сложно, так как данную профессию трудно назвать востребованной на современном рынке труда. Карьерная лестница дирижера формируется из разрядов: стать профессионалом 13-го разряда сможет талантливый дирижер с не менее 10 летним опытом работы по профилю.

Сообщества музыкантов, играющих ту или иную музыку, известны с глубокой древности, и, конечно, у этих ансамблей часто были свои формальные или неформальные лидеры.

На египетских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, который руководит музыкантами, а в Древней Греции руководители хоров (корифеи) отбивали ритм при помощи специальной сандалии с железной пяткой.

И чем больше становились оркестры (в Средние века и эпоху Возрождения они назывались капеллами, слово «оркестр» распространилось позже), чем сложнее - практика оркестровой игры, тем необходимей оказывалась фигура регулировщика - человека, который отбивает ритм и следит за тем, чтобы все играли слаженно и вступали вовремя. Раньше это делали при помощи массивной трости-«баттуты», которой ударяли в пол - самые ранние изображения этого процесса датированы XV веком.

Дело это было довольно тяжелое и не всегда безопасное - великий французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687) поранил себе ногу наконечником такой трости и скончался от гангрены.

Именно композиторы, исполнявшие с капеллами собственную музыку, зачастую и были первыми дирижерами. Они могли отбивать ритм ногой или размахивать нотным свитком, как Бах. Нередко эту функцию исполняли клавесинисты или первые скрипачи, подававшие сигналы взмахами смычка.

Бывало, что дирижеров было несколько - в опере хормейстер мог управлять певцами, а концертмейстер - оркестром. Важно, что почти всегда дирижер был и музыкантом тоже - пел или играл.

Концертмейстеры исполняли партию первой скрипки и подавали сигналы остальным музыкантам глазами и кивками головы, или же, прервав игру, отстукивали ритм смычком.

А как у них в руках появилась дирижерская палочка?

Дело случая. В сущности, палочка была заменой уже привычному смычку или нотному свитку.

Дирижеры начали использовать палочку в начале XIX века и, судя по описаниям, палочки эти поначалу были довольно увесистыми. Именно XIX век становится веком рождения дирижеров как отдельной профессии - они окончательно отделились от оркестров, занялись исключительно дирижированием, встали на специальные возвышения и, что было особенно необычно, повернулись спиной к публике.

Первым это сделал либо Гектор Берлиоз, либо Рихард Вагнер - кому принадлежит первенство, доподлинно неизвестно. Невероятно разросшемуся и усложнившемуся симфоническому оркестру XIX века, число участников которого могло исчисляться сотнями, специальный человек-регулировщик был жизненно необходим - возможности что-то играть параллельно с дирижированием у него уже не было.

Фигура дирижера, безусловно, была еще и порождением романтической традиции - только в ней мог органично существовать вознесшийся над толпой черный силуэт гения-одиночки, который одним движением руки управляет невероятной массой звука и эмоциями слушателей.

То есть дирижер нужен прежде всего, чтобы задавать правильный ритм?

Как минимум, задавать ритм и сигнализировать, кто в какой момент вступает - это действительно важно.

Музыканты, конечно, и сами могут следить за происходящим по нотам, отсчитывать такты и прислушиваться к коллегам, но это не всегда просто, а в большом симфоническом оркестре музыканты просто не могут услышать все партии. Однако этим задачи дирижера, разумеется, не ограничиваются: он отвечает за все параметры исполнения, за то, чтобы все было объединено единым темпом и настроением.

И за трактовку - ведь одно и то же сочинение можно сыграть совершенно по-разному. С разной скоростью, расставляя разные акценты, по-разному трактуя настроения частей, уделяя разное внимание партиям.

Этим дирижер и занимается на репетициях, разбирая, иногда очень въедливо, партитуры с музыкантами, пока не будет удовлетворен звучанием и общим смыслом сочинения.

Это особенно важно, когда традиция исполнения прервана - произведения многих великих композиторов XVII и XVIII века долгое время не исполнялись, и как они звучали при их жизни, мы можем только догадываться.

Если современный композитор может разобрать с дирижером всю партитуру, объясняя, как именно нужно исполнять его сочинение (хотя и тут у дирижера есть право голоса и свобода воли), а, скажем, в Вене еще живы музыканты, которые учились у людей, игравших вальсы Иоганна Штрауса под управлением самого Штрауса, то на вопрос «Как правильно сыграть сочинения Баха, Вивальди или Люлли» однозначного ответа нет.

Ноты того времени крайне скупы на пояснения, а множество деталей, не указанных в нотах, но очевидных музыкантам того времени, для нас, возможно, утеряны навсегда. Просто «сыграть по нотам» в этом случае невозможно: проблема дешифровки барочной партитуры сродни сложному музыковедческому детективу.

Достаточно прочитать любую книгу , чтобы в этом убедиться - фактически, он говорит о том, что нужно изучить все известные источники того времени, а затем, одновременно учитывая и игнорируя то, что написано в нотах, попытаться понять не букву, но дух произведения.

«Верным произведению в настоящем понимании этого слова будет лишь тот, кто найдет в нотах замысел композитора и в соответствии с ним сыграет эти ноты. Если композитор пишет целую ноту, имея в виду шестнадцатую, то верность не нотам, а произведению сохранит тот, кто сыграет шестнадцатую, а не тот - кто целую»,

Пишет Арнонкур.

То есть звучание одного и того же сочинения зависит от того, кто дирижирует?

Именно. Два разных дирижера могут исполнить одну и ту же симфонию очень похоже (хотя и никогда - идентично), а могут - совершенно по-разному.

Вот очень красноречивый ролик проекта Arzamas: что происходит со знаменитым бетховенским «Та-та-та-та» в руках главных дирижеров мира.

Еще один пример: одно и то же сочинение Баха, которым дирижирует Карл Рихтер:

И Николас Арнонкур:

Всегда ли дирижеры – страшные тираны?

Необязательно. Но работа эта непростая и ответственная, и без некоторого нажима и решительности не обойтись, а в отношениях дирижера и оркестра нетрудно увидеть метафору отношений правителя и толпы (феллиниевская «Репетиция оркестра» построена на ней практически целиком).

В XX веке многие дирижеры не избежали соблазна управлять своими оркестрами, упирая на диктат, давление и атмосферу страха. Великие дирижеры века - Герберт фон Караян, Вильгельм Фуртвенглер, Артуро Тосканини - были людьми, о работе с которыми музыканты вспоминают со священным ужасом.

Случалось ли вам, ребята, задуматься: зачем нужен в оркестре дирижёр? Стоит перед оркестром какой-то человек спиной к публике, размахивает руками, а сам ни на чём не играет. Нужен ли он музыкантам? Оказывается, нужен. И от того, как и что дирижёр показывает своей палочкой, зависит очень многое.
Представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд... И вдруг вместо выстрела им кричат: "Ну, давайте, бегите, что ли!" Как, по-вашему, смогут бегуны по такой "команде" оторваться от старта одновременно?
Вот и считайте, что первую обязанность дирижёра мы выяснили. Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть. Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять по знаку дирижёра.
Но этим не ограничиваются обязанности дирижёра. Вы знаете, что в одной и той же музыкальной пьесе есть и громкие и тихие места. И вот играет эту пьесу оркестр. Один музыкант начнёт играть тихо несколько раньше, чем надо; другому покажется, что тише надо играть, наоборот, позже; а третий вообще позабудет, где надо играть тише... Представляете, какая неразбериха получится?
И здесь опять на первый план выступает командир – дирижёр. Именно по его сигналу все музыканты, сколько бы их ни было, могут одновременно сыграть "тихо" или "громко". Это ещё одна обязанность дирижёра.
Вы знаете разные музыкальные пьесы. Например, марш – музыка всегда громкая, чёткая, бодрая. У колыбельной музыка совсем другая – тихая, нежная, убаюкивающая, А теперь представьте, что эту колыбельную не мама поёт, а играет оркестр в сто человек! Все музыканты знают, что надо играть тихо, но без чьего-либо постороннего наблюдения сделать это очень трудно, и здесь, оказывается, очень нужен дирижёр, который сам не играет, а слушает, оценивает со стороны, как звучит оркестр, показывает, кому надо играть чуть громче, а кому потише, – "выравнивает" звучность оркестра. Это его третья обязанность.
Есть и четвёртая. Если мы делаем утреннюю зарядку под музыку и под руководством тренера, он нам считает: "раз, два, три", чтобы мы не сбились с темпа. А для чего гремит барабан, когда идут строем? Для того, чтобы все шли в ногу, ровным строем. Иначе один пойдёт чуть быстрее, другой отстанет. Вот музыка и организовывает всех.
А теперь представим, что оркестр играет вальс. Кто-то из музыкантов немного заторопился, кто-то замедлил темп. И если перед глазами музыкантов не будет дирижёра, то очень скоро они перестанут играть вместе, "разойдутся". Дирижёр сделать этого не позволит. Он всё время следит, чтобы музыканты держали нужный темп, чтобы не затянуть вальс, как похоронное шествие, или, наоборот, не кончить его бешеным галопом.
Но и на этом не кончаются обязанности дирижёра.
Музыку, которую играет оркестр, нужно хорошо, как говорят, "с душой" исполнить. А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Даже одну и ту же песню разные артисты поют по-разному, каждый со своим "выражением". Но когда музыкантов в оркестре много, нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им "выражением", – нужен дирижёр. Только по его знаку можно будет где-то замедлить, а где-то, наоборот, ускорить темп для того, чтобы музыка звучала выразительнее. И получается, что музыку как бы исполняет один дирижёр на одном огромном инструменте, в который слились десятки других, исполняет её по-своему, так, как он её чувствует.
Вот почему, слушая одно и то же музыкальное произведение в исполнении одного и того же оркестра, но управляемого разными дирижёрами, мы каждый раз замечаем что-то новое.
Возьмём в качестве примера первый жест дирижёра, когда он даёт начало пьесы. У одного – это скупой, строгий жест кистью руки, у другого – лишь едва заметное движение двумя пальцами; у третьего – широкий жест двумя руками. Это различие, может быть, выглядит на бумаге несколько механическим. Зато посмотрите на руки дирижёров и на их лица! Здесь язык жестов, выражение глаз оказываются самыми доступными, самыми доходчивыми и понятными, невзирая на то, что дирижёры могут принадлежать к разным национальностям, говорить на разных языках. И этот язык понятен не только любому исполнителю, любому музыканту. Он может очень многое, просто человеческое сказать и слушателю, внимательно следящему за дирижёром, чувствующему вместе с дирижёром.
Как дирижёр разговаривает с оркестром? Жестами: движениями палочки (которой дирижёры пользуются уже около 200 лет), движениями рук, одних только пальцев. Да и сам он не стоит неподвижно: он ритмично раскачивается, наклоняется, делает различные движения головой. Даже лицо и глаза помогают его работе – и здесь выражения могут быть разнообразными до бесконечности.
Дирижёр не может говорить, потому что, во-первых, это будет отвлекать музыкантов и слушателей от музыки, во-вторых, часто ему в громких местах пришлось бы просто кричать, чтобы музыкантам было слышно. Представляете себе такую картину!
Дирижёров можно сравнить с немыми людьми, которые тоже объясняются жестами рук и мимикой. Дирижёр обречён на полное молчание, и тем красноречивее становятся его жесты, выразительнее мимика.
– А как же, – спросите вы, – играют оркестры без дирижёра?
Здесь секрет простой. Оказывается, и там есть дирижёр, только мы его не замечаем, потому что он сидит и сам играет на каком-нибудь инструменте, а все свои дирижёрские обязанности выполняет заранее – на репетициях. Такие оркестры исполняют обычно небольшие музыкальные произведения, и на репетициях их можно разучить так, чтобы потом играть просто наизусть. А команду начала подаёт один из оркестрантов.
Теперь вы представляете себе, какова роль дирижёра. Это роль человека, несущего огромную ответственность и перед композитором, чьё произведение он исполняет, и перед оркестром, который целиком ему доверяет, и перед слушателями, которые только через дирижёра могут познакомиться с произведением, полюбить его или остаться равнодушными.

Рисунок Ю. Лобачёва.