Скульптура посейдона в порту австрии. Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Пещера Пентели или Врата Конца

    На юго-восточном склоне горы, на уровне 720-ти метров находится вход в пещеру Пентели. В переводе на русский язык это слово звучит как «Врата Конца». В глубине пещеры начинается сложная сеть различных коридоров и подземных штолен, которая тянется на многие километры под землей. Многочисленные аномалии и паранормальные явления, которыми богато это место не дают покоя ученым, и по сей день.

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 1)

    Сказать, хотел увидеть Грецию всю жизнь, наверное, было б неправильно, но за последние 35 лет, я ручаюсь. А тут и повод подвернулся - 18 июня 2006 года в пригороде Афин концерт Роджера Уортерса. Прямо напротив моего дома - турфирма. Перехожу улицу, захожу, говорю: «Так, мол и так. Хочу. Это возможно?» «Скорее всего - да, но позвони через три дня. Скажем точно» - говорят. Звоню, договариваюсь, жду, получаю визу, билеты, инструкции… И рано утром 16/VI’06 на Boeing-737 «Пулковских авиалиний» лечу в мечту… CUT16/VI’06.Небо чистое только над Питером и Грецией, остальное прикрыто облаками.

    Родос. Родосская крепость

    Если Вы планируете посетить сказочный остров Родос, то непременно уделите свое внимание Родосской крепости – с 1988-го года объекту всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот поразительный памятник талантливой инженерной мысли был построен в средние века рыцарями-госпитальерами, которые захватили остров во время крестовых походов. Почти 220 следующих лет эта твердыня считалась самой неприступной и наиболее защищенной во всем христианском мире.

    Тайное общество-"Филики Этерия" в Одессе

    Александруполи

    Многим людям не чуждо стремление летом поехать куда-нибудь на юг. Даже если они едут в Грецию, то все равно хотят отдохнуть именно на южной ее части. Предлагаю Вам посетить фракийский город Александруполи, расположенный на северо-востоке Эллады. Город основал Великий полководец и завоеватель Александр Македонский в 340-м году до н. э.

Не буду тянуть, расскажу о жемчужине Афин Национальном археологическом музее, к счастью там разрешено фотографировать.

Первый археологический музей Греции был открыт в 1829 году на острове Эгина. После обретения независимости, когда Афины стали столицей Греции, было решено построить новое здание под музей в Афинах. Оно строилось в период с 1866 по 1889 год, еще до окончания строительства в 1874 году, когда было завершено только западное крыло началось размещение экспозиции. В 1932 - 1939 годах к зданию было пристроено восточное крыло в два этажа. Во время Второй мировой войны коллекция музея была перемещена в хранилища самого музея, банка Греции, а также в природные пещеры, после окончания войны экспозиция музея была перепланирована. В 1999 году из-за землетрясения здание было серьезно повреждено и было закрыто на реконструкцию на 5 лет и открылось в преддверии Олимпиады в июне 2004 года. В музее собрана богатейшая коллекция древностей, начиная от доисторической эпохи 6 тысячелетия и заканчивая 1 тысячелетием нашей эры. В том числе такие находки, как троянское золото Шлимана, Антикитерский механизм и Антикитерский юноша.

Здание музея.

В этой части расскажу о коллекция скульптуры покажу залы и расскажу о самых известных экспонатах.


Скульптуры выстроены в хронологическом порядке архаический период 6 - 5 века до н.э.

Классический период 5 - 2 век до н.э.

Зал с удивительными сосудами.

Ваза 350-325 гг. до н.э. с растительным рельефом.

Ваза около 340 г. до н.э. с рельефом, изображаюшем роды, обнаружена на кладбище Керамикос и возможно была установлена на могиле умершей при родах женщины, ее имя написано сверху.

Статуя марафонского юноши, выловленная рыбаками в 1925 году в марафонском заливе. Датируется последней четвертью 4 века до н.э. Предположительно это Гермес, хотя какие либо атрибуты этого бога отсутствуют.

Очень выразительное лицо.

Бронзовая статуя юноши, обнаруженная в 1900 году на затонувшем корабле в Антикитерском заливе к югу от Пеллопонеса, датируется серединой 4 века до н.э.
Из-за значимости находки ей отведен отдельный зал с описанием истории находки

Было найдено две отдельные части верхняя и нижняя, фото исходного состояния скульптуры.

Слепки фрагментов первоначальных частей скульптуры.

Геленистический период 3 - 1 век до н.э.

Статуя Посейдона, обнаруженная на острове Милос, датируется 2 веком до н.э.

Неопознанная, но очень выразительная женская статуя.

Неопознанная бронзовая голова, но также очень выразительная, поэтому решил поместить ее.

Одна из самых значительных находок всадник с мыса Артемисион, найден ныряльщиками за губками в 1928 году. Датируется 2 - 1 веком до н.э. Мальчик 10 лет предположительно раб-жокей, непропорционально маленького роста 0,84 м, судя по лицу эфиоп, скачет без седла. В левой руке он держал хлыст, а в правой поводья (не сохранились), к ногам привязаны шпоры.

Поближе c одной стороны,

и с другой.

Скульптурная группа Афродита, Пан и Эрос, датируется 1 веком до н.э. Обнаженная богиня Афродита отбивается сандалией от домогательств козлоногого бога Пана, Эрос приходит ей на помощь.

Романский период вторая половина 1 век до н.э. - 4 век н.э.

Мраморный рельеф датируемый 2 веком н.э. Юноша предположительно идентифицируется, как Polydeukion (не знаю как по русски звучит) возлюбленный Герода Аттика эх развращенный Рим! умер в раннем возрасте. Герод организовал культ в его честь.

Неопознаный бюст юноши. 3 век н.э.

Неопознанная женская голова. 2 век н.э.

Статуя спящего Менада - гермафродита, лежащего на тигровой шкуре, датируется 2 веком н.э. Предположительно украшала роскошную резиденцию на юге Акрополя. Когда рассматривал и фотографировал был в полной уверенности, что это женщина, только сейчас в описании прочел, что это гермафродит.

Напоследок покажу совершенно удивительные фрески датируемые 16 веком до н.э. обнаруженные во время раскопок поселения бронзового века Акротири на острове Санторини, фрески очень хорошо сохранились, поскольку также, как знаменитые Помпеи, были засыпаны пеплом во время извержения вулкана около 1500 года до н.э.

Боксирующие юноши и антилопы. Левый юноша имеет более богатые украшения, что было истолковано как более высокий его социальный статус. Потрясает изящество линий, которыми написаны антилопы.

Фреска Весна предположительно украшала комнату сакрального значения, поскольку в ней были обнаружены сакральные сосуды. Между растениями причудливой формы, предположительно это лилии, можно разглядеть несколько ласточек

Деревянная кровать найденная в одной из комнат недалеко от комнат, где были обнаружена фреска Весна.

Зевс был царём богов, бог неба и погоды, закона, порядка и судьбы. Он был изображён, как царственный человек, зрелый с крепкой фигурой и тёмной бородой. Его обычными атрибутами были молнии, королевский скипетр и орёл. Отец Геракла, организатор Троянской войны, борец со стоглавым монстром. Он затопил мир, чтобы человечество начало жить заново.

Посейдон был великим олимпийским богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений, а также покровителем лошадей. Он был изображен, как зрелый мужчина крепкого сложения с тёмной бородой и с трезубцем. При разделении мира Хроном между сыновьями, получил правление над морем.

Деметра была великой олимпийской богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Она также председательствовала в одном из мистических культов, обещающих своим посвященным путь к благословенной загробной жизни. Деметра была изображена, как зрелая женщина, часто коронованная, держащая в руке пшеничные колосья и факел. Она принесла на Землю голод, но и она же послала героя Триптолемоса учить людей тому, как обрабатывать землю.

Гера была королевой Олимпийских богов и богиней женщин и брака. Она была также богиней звёздного неба. Она обычно изображается, как красивая женщина в короне, держащая королевский посох с наконечником из лотоса. Иногда она держит королевского льва, кукушку или ястреба в качестве компаньонов. Была женой Зевса. Родила младенца-калеку Гефеста, которого сбросила с Неба, лишь взглянув. Он сам был богом огня и искусным кузнецом и покровителем кузнечного дела. В Троянской войне Гера помогала грекам.

Аполлон был великим богом олимпийских пророчеств и оракулов, исцеления, чумы и болезни, музыки, песен и стихов, стрельбы из лука и защиты молодежи. Он был изображен, как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными атрибутами, такими как венок и лавровая ветвь, лук и колчан, ворона, и лира. Аполлон имел храм в Дельфах.

Артемида была великой богиней охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней родов и покровительницей юных девушек. Ее близнец — брат Аполлона, был так же покровителем мальчиков-подростков. Вместе эти две бога были также вершителями внезапной смерти и болезни - Артемида нацеливалась на женщин и девочек, и Аполлон на мужчин и мальчиков.

В древнем искусстве Артемида, как правило, изображается в виде девушки, одетой в короткий до колен хитон и оснащенной охотничьим луком и колчаном со стрелами.

После своего рождения, она сразу же помогла своей матери родить брата близнеца Аполлона. Она превратила охотника Актеона в оленя, когда тот увидел её купающейся.

Гефест был великим Олимпийским богом огня, металлообработки, каменотеса, и искусства скульптуры. Он обычно изображался, как бородатый человек с молотком и клещами - инструментами кузнеца, и верхом на осле.

Афина была великой олимпийской богиней мудрых советов, войны, обороны городов, героических усилий, ткачества, гончарного и других ремёсел. Она была изображена увенчанная шлемом, вооруженная щитом и копьём, и одетая в плащ, отделанный змеей, обернутый вокруг её груди и рук, украшенный головой Горгоны.

Арес был великим олимпийским богом войны, гражданского порядка и мужества. В греческом искусстве он был изображён либо как зрелый, бородатый воин, одетый в боевые доспехи, или обнажённый безбородый юноша с шлемом и копьём. Из-за отсутствия отличительных признаков, его часто бывает трудно определить в классическом искусстве.

Миллесгорден можно рассматривать как произведение искусства с тщательно продуманной сценографией, которую составляют террасы, фонтаны, лестницы, скульптуры и колонны. Всё это дополняет разнообразная растительность и широкая панорама, открывающаяся на залив Вэртан с высокой скалы Херсерюд.

В 1906 году скульптор Карл Миллес приобрёл участок земли на острове Лидингё, а в 1908 году архитектор Карл М. Бенгтссон, с которым он познакомился во время учёбы в Мюнхене, построил по его заказу жилой дом с ателье. Поселившись в этом красивом доме, Карл и Ольга Миллес прожили в нём до 1931 года, после чего уехали на 20 лет в Америку. Но и в Америке Миллес не забывал свою любимую усадьбу - Миллесгорден. Он ежедневно писал домой, отдавал распоряжения о том, что следует посадить в парке и как за ним ухаживать. Постепенно, по мере того, как ему позволяли финансовые возможности, он приобретал соседние земельные участки. Выросшее таким образом имение стало делиться на несколько террас. Сегодня общая площадь, занимаемая парком и музеем, составляет почти 18.000 квадратных метров. Последней, в начале 1950-х годов, была создана Нижняя терраса. После этого супруги Миллес возвратились из США и до самой смерти Карла Миллеса, последовавшей в 1955 году, проводили летний сезон во вновь построенном по проекту архитектора Эверта Миллеса - сводного брата скульптора - одноэтажном доме, находившемся на Нижней террасе. В зимнее время адресом скульптора была Американская Академия в Риме.

В 1936 году благодаря щедрому дару супругов Миллес был создан фонд "Дом Карла и Ольги Миллес в Лидингё" и уже к концу тридцатых годов музей стал доступен для публики. Фонд, в который входят представители шведской государственной власти и коммуны Лидингё, и сегодня руководит деятельностью музея Миллесгорден.

Уникальный парк ежегодно привлекает тысячи посетителей и является одной из главных туристических достопримечательностей Швеции. Миллесгорден открыт круглый год. Здесь организуются различные выставки и мероприятия, имеющие целью воплотить в жизнь мечты Миллеса.

Рассмотрим подробнее некоторые из достопримечательностей Миллесгордена.
Первое, что встречает посетителя, - это величественный вход. Мраморный портал служил когда-то входом в старый стокгольмский отель "Рюдберг", который был снесён в 1914 году.

Войдя на территорию, мы проходим через чугунные ворота, на которых можно прочесть слова, ставшие девизом всей жизни и деятельности Карла Миллеса: “Дай мне творить, пока не меркнет день". Они взяты из стихотворения художницы Рут Миллес (1873-1941) - сестры Карла. Кованая ограда вокруг первого дворика была исполнена по эскизам архитектора Эверта Миллеса - сводного брата Карла, построившего несколько зданий в Миллесгордене. На стене, окружающей этот маленький дворик, установлено несколько белых парковых урн, над которыми художник работал в 20-е годы. Эти урны послужили образцами для миллесовских кашпо, которые можно купить в магазинчике при музее.

Прогулка по саду обычно начинается от стены на Верхней террасе , где установлена одна из юношеских работ Миллеса, созданных в Париже, - Под звёздами (1900). В то время Миллес находился под влиянием романтико-реалистического стиля французского скульптора Огюста Родена. Трогательную деталь представляет маленькая фигура, лежащая свернувшись комочком, за парой на скамейке. Она изображает самого Миллеса, напоминая о том, как он бедствовал в годы учёбы в Париже. Большинство скульптур Миллеса, выставленных в Миллесгордене, являются слепками различных заказных работ, оригиналы которых находятся в других местах Швеции или за границей. Это относится и к маленькой фигуре-фонтану Тритон (1916), выдувающему воду из раковины. Оригинал этого фонтана был куплен принцем Эуженом и находится в Вальдемарсудде. Изящно рифлёная ванна фонтана исполнена из чёрного гранита (диабаза), а фигура тритона - из бронзы. Совсем рядом находится ещё один из декоративных фонтанов Миллеса, плодов его богатой фантазии - Маленькая наяда (1916).

Прежде чем продолжить путешествие по Верхней террасе, загляните в Малое Ателье - пристройку к главному зданию. Оно было построено в 1920-е годы и дополнено снаружи лоджией. Украшающая его фреска с мотивом Неаполитанского залива написана Юргеном Врангелем (1881-1957).

В нишах установлены фигуры Двух муз (1925-1927), находящихся в Стокгольмском Концертном зале. Малое Ателье, созданное по проекту брата Карла, архитектора Эверта Миллеса, при жизни хозяина Миллесгордена использовалось как мастерская. В наши дни здесь находится выставка портретов Ольги Миллес и скульптур Рут Миллес.

По пути к Пруду Сусанны посетители проходятсреди других работ, - мимо бронзового торса Фольке Фильбю тера (деталь центральной фигуры Фонтана Фолькунгов в Линчёпинге, 1927), Бегущего кабана и Бегущей косули (часть фонтана "Диана", находящегося во дворе Дворца спичек в Стокгольме, 1928). Обязательно остановитесь у Пруда Сусанны, где всё лето цветут красные и белые водяные лилии, и отдохните в прохладной зелени четырёх плакучих ив под журчание фонтана. Сусанна изваяна из одного блока чёрного гранита (диабаза), добытого в Глимокре, в провинции Сконе. За этот фонтанМиллес был удостоен Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.

Ниже большого дома, у пруда, находится каменный стол на мраморной подставке, исполненный Акселем Валленбергом. На столе - несколько портретов известных деятелей культуры и близкиз друзей Миллеса, среди них главного интенданта Эрика Веттергрена (1911), композитора Хуго Алъвена (1911) и архитектора Фердинанда Буберга (1906). На одной из колонн можно увидеть предложенный Миллесом вариант Памятника Энгельбректу, предназначенного для Ратуши в Стокгольме. Радикальный лаконизм фигуры ярко выражает характерную для старого борца за свободу волю к борьбе. Архитектор Рагнар Эстберг, строивший Ратушу, остался, однако, недоволен предложенным вариантом и передал заказ скульптору Кристиану Эрикссону. Миллес представлял своего Энгельбректа в чёрной бронзе, стоящим с позолоченным мечом высоко на колонне перед Ратушей. Одна копия этого варианта хранится в Ратуше, а другая в музее Зорна в Муре.

В Миллесгордене есть колонны, взятые от различных известных зданий, например, старого Драматического театра, дворца Макалёс и кафедрального собора в Упсале.Высокая колонна из песчаника, как и та, что стоит у входа, взята от здания оперного театра, построенного Густавом IIIна площади Густава Адольфа в Стокгольме (снесён в 1891 году). Коринфский капителий этой колонны был выполнен Сергелем. Две овальные чаши изваяны из серого шведского гранита.

У подножия окаймлённой кипарисами лестницы расположена Средняя терраса , на которой мы можем полюбоваться Певцом солнца, стоящим на высоком четырёхугольном цоколе из гранита. Это торс, который был создан специально для Миллесгордена. Установленный на одной из набережных Стокгольма оригинал был создан по заказу Шведской академии в 1920-е годы и посвящен поэту Эсайасу Тегнеру. Певец солнца стоит лицом к востоку, в сторону восхода солнца. О том, что Миллесу было присуще чувство юмора, свидетельствует маленькая черепашка, выглядывающая из-под правой ноги Певца солнца.

Подобная идея пришла в голову Миллесу и когда он работал над своими двумя Кабанами (1929). На передней ноге одного из них сидит жук, а на другом - маленькая ящерица. Эти кабаны являются копией скульптуры, заказанной лордом Мелчеттом в Лондоне, а затем купленной Густавом VI Адольфом. Теперь они находятся в дворцовом парке Ульриксдаль под Стокгольмом. Склонность Миллеса к шуткам проявилась и в группе, изображающей учёного-путешественника Свена Хедина (1932), сидящего на верблюде в пустыне Гоби в Азии. Поставив на якорь "корабль пустыни" он измеряет высоту солнца. На Средней террасе, обрамлённой длинным рядом гранитных колонн, находятся также фонтан Венера и раковина (1917), бронзовый эскиз к Гению (1940), а в самом конце - слепок головы Посейдона (1930).

Прежде чем продолжить путь вниз по величественной Небесной лестнице , сверните влево, чтобы зайти в Маленькую Австрию и на Ольгину террасу . Терраса Маленькая Австрия обладает особой атмосферой, живо напоминающей о родных местах Ольги в Австрии. Терраса была готова к 50-летию Ольги в 1924 году. Это был подарок Карла. Здесь есть две часовни, в каждой из которых находится Мадонна с мёртвым Христом . Пиета XVI века, находящаяся в меньшей часовне, - французского происхождения, а та, что находится в большей часовне, служащей местом захоронения супругов Миллес, сделана в XV веке в Германии из окрашенного камня.

Одна из американских учениц Миллеса, Фрэнсис Рич, выполнила бронзовую скульптуру, изображающую покровителя зверей Франциска Ассизского. Эта скульптура подарена художницей Миллесгордену.
Деревянное распятие является современной копией с более старого оригинала, находящегося в одной из церквей в провинции Вестманланд.

Прямо под Маленькой Австрией расположена Ольгина терраса с фонтаном. Этот фонтан был создан Миллесом для музея Метрополитен в Нью-Йорке в начале 1950-х годов, но сейчас перенесён в Брукгрин Гарденс недалеко от Чарлстона в Южной Каролине, США. Миллес часто заимствовал мотивы из греческих мифов о богах и давал им своё, в высшей степени индивидуальное толкование. В данном случае речь идёт об источнике водной нимфы Аганиппы на горе Геликон в древней Греции, вода которого дарила вдохновение художникам. Три фигуры символизируют различные виды искусства: Музыку, Живопись и Скульптуру. Лежащая женская фигура изображает Аганиппу, отражающуюся в своём источнике.
У подножия Ольгиной террасы, слева, расположено Бистро Миллесгордена , во дворе которого выставлена скульптура Принцессы-конькобежки (1948).

Небесная лестница ведёт вниз, к Нижней террасе , создание которой началось ещё в 1940-е годы и было почти закончено ко времени кончины Карла Миллеса в 1955 году. Эта терраса сияет красивым красным песчаником, добытым в местечке Эльвдален, в провинции Даларна. Миллесу хотелось, чтобы это место напоминало римскую пьяццу с играющими фонтанами.

Прежде чем спуститься с последних ступенек, остановитесь у находящегося слева фонтана Святой Мартин (1955). Святой Мартин, который жил в IV веке, символизирует здесь Милосердие. Он изображён отрезающим мечом кусок своей мантии, чтобы отдать его распростёршемуся на земле нищему. Оригинал находится в Канзас Сити, США. Внизу, в пруду, справа от святого Мартина, можно увидеть фавна, а слева - ангела, являющего некоторые человеческие черты. Ангел почёсывает укушенную комаром ногу, а на руке у него надеты часы. Здесь же находится эскиз к монументу, который должен был быть установлен перед зданием ООН в Нью-Йорке. Это Бог-отец на Радуге (1949), занятый укреплением звёзд на тверди небесной. В самом низу, на цоколе, стоит ангел, помогающий Богу в его работе. Он подаёт звёзды Богу-отцу, бросая их вверх одну за другой. Спустившись на Нижнюю террасу, сверните направо, чтобы посмотреть на группу Музицирующих ангелов (1949-1950). Все они были созданы в США для различных фонтанов. Одной из крупнейших работ Миллеса в США является фонтан Воскресение (1939-1952) на кладбище церкви Фоллс Чёрч в пригороде Вашингтона. Фонтан насчитывает три десятка фигур. Его тема - воссоединение родственников и близких друзей после смерти. Некоторые из скульптур этого фонтана окажутся, если мы повернёмся лицом к Небесной лестнице, перед нами, на маленькой террасе. Прототипами различных фигур были люди, с которыми Миллес когда-то встречался, например, Отшельник со своими двумя собаками, Слушательница и Сестры.

Одно из центральных мест в творчестве Миллеса занимает Рука Бога (1954). Копии этой работы находятся в разных концах света: в США, Японии, Австралии, Индонезии. Оригинал выполнен для шведского города Эскильстуны.

Миллес стремился к тому, чтобы скульптуры на Нижней террасе вырисовывались, как силуэты на фоне неба, поэтому все они установлены на высоких цоколях. Он был первооткрывателем в своих хитроумных конструкциях, возносящих скульптуры ввысь. Бронзовые фигуры снабжены внутри несущими конструкциями из нержавеющей стали. Неискушённому глазу кажется, что скульптура свободно парит в воздухе, балансируя на острие. Следуя дальше по направлению к мосту на Лидингё, посетители проходят мимо головы Орфея (1936) на колонне из красного песчаника, Ангелов, катающихся на коньках (1948), а также скульптуры Человек и единорог (1938). Среди журчащих водных каскадов нетрудно заметить Иону и кита (1932). Фантазия Миллеса снабдила пророка Иону шкиперским венком и фигурой, удивительно напоминающей фигуру Будды.

Одной из самых грандиозных работ Миллеса является конная статуя Фольке Фильбютера, входящая в Фонтан Фолькунгов в Линчёпинге (1927). На создание несколько жутковатой фигуры Фильбютера Миллеса натолкнул эпизод из книги Вернера фон Хейденстама “Дерево Фолькунгов".В книге рассказывается о том, как в XIII веке основоположник рода Фолькунгов Фильбютер изъездил всю страну в поисках своего пропавшего внука. Когда его конь должен был перейти вброд реку, он поскользнулся на мокром камне. Именно это движение хотелось передать Миллесу. Динамичность и изогнутость форм он позаимствовал в китайском искусстве. Миллесу принадлежало значительное собрание конных фигур из Китая, познакомиться с которым можно в находящейся в главном здании Монашеской келье. Добавим, что цоколь статуи из чёрного диабаза украшен сценами, связанными с историей рода Фолькунгов. Так, мы видим здесь святую Биргитту на пути в Рим.

Отсюда видна и деталь другого монумента, выполненного Миллесом. Это Голова индейца из чёрного гранита, входящая в Монумент мира (1936) в Сент-Поле, штат Миннесота, США. Этот монумент высотой примерно 12 метров высечен из светло-жёлтого мексиканского оникса. В самом верху, перед домом, виден ещё один Индеец. Это одна из самых последних работ Миллеса, выполненная в Детройте, США. Статуя, изображающая индейца, несущего на плече каноэ, называется Spirit of Transportation .

Древнегреческий бог моря Посейдон (1930) семиметровой высоты установлен на площади Ётаплатсен в Гётеборге. Экземпляр, находящийся в Миллесгордене, является копией, подаренной Миллесу шведским государством на 80-летие скульптора в 1955 году. Миллес умер в сентябре того же года. До последнего дня своей жизни он занимался украшением Нижней террасы. К моменту своей смерти он жил вместе с Ольгой в низком, похожем на бунгало здании - Доме Анны , построенном в конце 1940-х годов.

Человек и Пегас (1949) является одним из поздних шедевров художника. Крылатый конь Пегас символизирует полёт фантазии и жажду свободы. Оригинал этой скульптурной группы находится в Де Муане, штат Айова, США, а копии, кроме Миллесгордена, в Токио, Антверпене и Мальме. Большая рыба из красного гранита не окончена. По замыслу Миллеса на рыбе должны были сидеть несколько каменных фигур. На восточной стене есть плита из красного песчаника, добытого в Эльвдалене, на которой можно прочитать духовное завещание Миллеса. В нём он описывает свою любовь к Ольге и Миллесгордену.

Светлая женская фигура неподалёку изображает прорицательницу Кассандру. Она изваяна из экебергского мрамора скульптором Акселем Валленбергом. Валленберг был учеником Миллеса в 1920-е годы и на протяжении нескольких лет его ближайшим сотрудником в Миллесгордене.

В пруду вытянутой формы скачет на дельфине Солнечный блик (1918), за которым следует группа Тритонов (сыновей Посейдона в греческой мифологии), а также мощная и элегантная Европа и бык, оригинал которой находится на площади Стура Торьет в Хальмстаде, где эта скульптура была воздвигнута в 1926 году. Греческий миф вдохновил здесь Миллеса ещё на одно величественное произведение. В нём рассказывается о том, как финикийская принцесса Европа была похищена богом Зевсом, обратившимся в прекрасного быка. У Миллеса бык облизывает протянутую руку принцессы. Наверху, у дома Анны, находится слепок с античной скульптуры волчицы с близнецами Ромулом и Ремом. Миллес получил специальное разрешение города Рима на снятие слепка с этой скульптуры. Оригинал является этрусской работой V века до нашей эры.

Большое главное здание на Верхней террасе было домом и мастерской супругов Миллес в 1910-1920-е годы. В конце 1930-х годов дом, в связи с передачей Миллесгордена шведскому народу, открыли для публики. Супруги Миллес жили тогда в Америке.

Из магазинчика при музее можно подняться по лестнице в буфетную и комнату, где Карл и Ольга Миллес завтракали. Эта часть музея стала доступной для посетителей после реконструкции здания зимой 1985 года. В комнате для завтраков Ольга Миллес выполнила декоративные росписи в синих тонах на дверцах буфетов, а стены облицованы синим дельфийским кафелем XVIII века. В буфетах выставлена часть собранной супругами Миллес коллекции стекла и фарфора.

Интерьер Галереи с колоннами и пилястрами с ионическими капителями, а также красивыми стенами из искусственного мрамора выдержан в стиле строгого классицизма. Этот интерьер был создан в 1920-е годы при перестройке всего нижнего этажа. Обратите внимание на мозаичный пол, созданный, как и алебастровые светильники на потолке, по эскизам Миллеса. В этой комнате демонстрируются небольшие эскизы и слепки работ Миллеса. Однако из-за периодических перестановок в коллекциях экспозиция здесь не является постоянной.

Большое Ателье было рабочим местом Миллеса в 1910-1920-е годы. Здесь он работал над моделями для многих своих монументальных работ, таких, например, как Орфей и Европа и бык. В 1950-е годы ателье использовалось для хранения большой античной коллекции, принадлежавшей Миллесу. В настоящее время здесь выставлена часть гипсовых моделей Миллеса, позволяющих проследить всё его творчество. В последнее время этим моделям не раз приходилось уступать место для временных экспозиций, которые организуются музеем.

В Музыкальной комнате организуются концерты для небольших групп слушателей. Во время таких концертов приходится как следует поработать роялю фирмы "Стейнвей", принадлежавшему Карлу Миллесу. Рояль этот был подарен Миллесу друзьями на его 50-летие. В 1986 году для Музыкальной комнаты Миллесгорден получил в дар новый пол из итальянского травертина. Миллесу с самого начала хотелось, чтобы пол в этой комнате был каменным, но при жизни у него не было возможности осуществить эту идею.

Во время своих поездок по Европе в 1920-е годы супруги Миллес покупали различные произведения искусства. Со временем из них сложилась значительная коллекция живописи, скульптуры и прикладного искусства. Из сокровищ этой коллекции можно отметить мраморный репьеф Мадонна с младенцем Донателло (1386-1466). Акварельный эскиз работы Огюста Родена был подарен автором Карлу Миллесу в 1906 году. Среди других работ привлекает внимание вид на Венецию с мостом Риальто художника Каналетто-старшего, а также пейзаж, приписываемый французскому мастеру XVII века Клоду Лоррену.

На одной из стен висят тканые обои из Бовэ (Северная Франция). Эти обои XVI века были отреставрированы в 1920-е годы после того, как Миллес обнаружил их в одной из антикварных лавок Старого города в Стокгольме в очень плохом состоянии.

Старый орган происходит из женского монастыря в Зальцбурге, и говорят, что на нём играл отец Моцарта. Два современных стеклянных канделябра изготовлены фирмой Стебен Гласе в Нью-Йорке. Среди деревянных скульптур религиозного содержания обращают на себя внимание два рельефа на алтарных шкафах XVI века: Богородица на смертном одре и Святая Анна.

В одной из витрин по пути в Красную комнату выставлено несколько ранних работ Миллеса. Некоторые из них носят реалистически-бытовой характер, как, например, Нищенка (1901), Девочка с котом (1901), Женщина против ветра (1903). В этих небольших скульптурах Миллес изобразил бедных и простых людей с такой симпатией и сочувствием, которые свидетельствуют о его интересе к социальным вопросам. Стены в Красной комнате выполнены в технике "stuccolustro" итальянским штукатуром Конте, рабо-тавшимв Стокгольме в 1920-е годы. Декоративный мозаичный пол составлен самим Карлом Миллесом по мотивам, заимствованным им из жизни моря.

Вдоль стен представлено несколько скульптур Миллеса, а в центре - прекрасный зелёный Солнечный блик (1918). Миллес часто предпочитал для своих бронзовых скульптур зелёный цвет или, как в скульптуре химика Карла Вильхельма Шееле (1912), глубокий тёмный, почти чёрный. Тот же тёмный цвет отличает Сведенборга (отвергнутый проект памятника Сведенборгу в Лондоне, 1928) и Бога всех религий (1949).

В переходе, ведущем к античной коллекции, привлекает внимание рельеф из изввстняка Танцующая менада (1912). В этот период Миллес испытывал сильное влияние античного искусства, прежде всего древнегреческого. Мраморный портал, купленный Миллесом в Мюнхене в 1906 году, происходит из Северной Италии. Находящаяся под порталом римская мраморная статуя Венеры зовёт нас дальше, к античной коллекции.

Маленькая комната, временами использовавшаяся Ольгой Миллес как ателье для её портретной живописи, называется Монашес кой кельей. В настоящее время там демонстрируются небольшие произведения различных культур, входящие в античное собрание.

Большой конь из жёлто-зелёной глазированной керамики в нише справа относится к династии Тан (618-906). Здесь же установлены китайские конные статуи из различных пород камня. В витрине, сделанной в форме пирамиды, показаны небольшие египетские скульптуры из базальта, бронзы и фаянса.

В трёх витринах напротив представлены статуэтки из бронзы и мрамора, а также золотые украшения и монеты из Древней Греции, Рима и Египта. Сервиз для вина из аттических амфор с чёрными фигурами оформлен мотивами, напоминающими о культе греческого бога вина Диониса.

Во время поездок по Европе в 1910-1920-е годы на Миллеса произвело сильное впечатление античное искусство. Много раз, бывая в музеях, он заполнял один альбом за другим зарисовками античных скульптур и разного рода предметов искусства. С большим интересом изучал он и восточное искусство. Когда доходы Миллеса в 1930-1940-е годы значительно возросли, он начал выделять большие суммы на приобретение античных скульптур и фрагментов. В результате сложилась большая античная коллекция, которая демонстрируется в длинной и узкой галерее, расположенной над фонтаном Сусанна . Попасть в галерею можно из Монашеской кельи. Пока Миллес жил в США, коллекция, состоящая, в основном, из греческих и римских мраморных скульптур, была выставлена в его доме в Крэнбруке. В 1948 году она была выкуплена шведским государством и передана Миллесгордену.

Текст: Ёран Сёдерлунд
Фото: Щеглов Михаил ,

Греческим ваятелям, как и всем античным художникам, тема моря никогда не была чуждой, так как храмы Посейдона находились не только во многих прибрежных городах Эллады, но даже в глубине суши (например, в Аркадии и Беотии). А каждый храм или святилище в античной Греции, как известно, украшался статуей бога или героя, ради поклонения которому его и строили. Не были исключением и храмы морского владыки. И хотя скульптурных изображений, стоявших в его святилищах, до нас дошло не так уж много, все же иконография этого божества, т. е. набор определенных изобразительных качеств, формирующих в целом представление об этом образе, в данном случае довольно устойчива.

Посейдона мы узнаем, прежде всего, по его атрибутам: трезубцу, дельфину, изображению частей корабля или его оснастки — якорю или веслу, а также, правда, это встречается не часто, венку на голове, как правило, из веток сосны. Вероятно, это связано с тем, что знаменитые Истмийскией игры — спортивные состязания в честь Посейдона, проходили на Истме (перешейке, связывавшем Пелопоннесский полуостров с материковой Грецией) в сосновой роще и венок из сосновых веток был наградой победителю. Однако, если атрибуты указывали лишь на функции изображенного персонажа, то о его божественной сути свидетельствовали, прежде всего, атлетически совершенная фигура, торжественная поза, исполненная величия и достоинства, и благородное строгое лицо. Таким предстает перед нами Посейдон в творениях мастеров эпохи расцвета греческой культуры.

Наибольшее распространение в античном искусстве получили два типа статуй — так называемый латеранский тип, представленный статуей Посейдона в коллекции Латеранского музея в Ватикане, и тип «Мелос», названный так по находке на острове Мелос (датируется концом II в. до н.э., хранится в Афинском национальном музее).

Римская работа II в. н.э. по греческому оригиналу конца IV в. до н. э. Мрамор. Выс. 80,0 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Первый тип, восходящий к греческому бронзовому оригиналу середины IV в. до н.э., отличается характерной постановкой фигуры Посейдона, изображенного обнаженным: он стоит, поставив правую ногу на нос корабля и наклонившись вперед. Левой рукой владыка морей опирается о трезубец; его голова, повернутая вправо, слегка наклонена вниз. Второй тип — мелосский, распространившийся, начиная со II в. до н.э., демонстрирует прямую постановку корпуса и головы. Посейдон облачен в плащ, спускающийся с левого плеча на спину и закрывающий нижнюю часть тела. Правой рукой, поднятой вверх, он опирается о трезубец, в левой держит дельфина.

Восточное Средиземноморье. II-I вв. до н.э. Серебро. Выс. 6,5 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Римские копиисты, создавая статуи Нептуна, активно использовали греческие варианты изображений Посейдона, дополнив иконографический ряд еще одним, близким к мелосскому, с той лишь разницей, что у его правой ноги помещалась фигура дельфина с высоко поднятым хвостом.

Статуи Посейдона ставились в его храмах часто вместе с другими скульптурами, олицетворявшими морскую стихию. Так, греческий писатель и путешественник II в. Павсаний писал, что в Коринфе, в храме Посейдона, «в храме, по величине не очень большом, стоят медные тритоны. В преддверии храма находятся статуи: две — Посейдона, третья — Амфитриты и еще одна — Талассы (Моря), тоже медная» (Павсаний. II. I. 7).

Изображения Посейдона-Нептуна и его морского окружения создавались греческими и римскими ваятелями не только в круглой скульптуре или свободно стоявших на открытом пространстве скульптурных группах, но и в рельефной пластике, в том числе на саркофагах — римских погребальных памятниках: вместе с супругой Амфитритой он плывет по волнам в колеснице, в которую впряжены морские кони — гиппокампы, а рядом их сопровождают тритоны и дочери старца Нерея — морские нимфы нереиды. В таких сценах Посейдон-Нептун воспринимался в сознании зрителя как проводник душ умерших в загробное царство, где правил его брат Аид.

Среди легенд и мифов, связанных с морем, особое место занимают рассказы о чудесных спасениях людей или героев во время их плавания по морским просторам, когда в роли спасителя выступали, например, дельфины (миф об Арионе). До нас дошли и рассказы о преданной дружбе дельфинов и детей: один из них мы знаем в передаче римского писателя I в. Плиния, о другом повествует Павсаний: «...я сам видел дельфина, выказывающего благодарность мальчику за то, что он вылечил его, когда рыбаки его ранили; я видел этого дельфина, как он слушался зова мальчика и носил его на себе, когда ему хотелось покататься» (Павсаний. III. XXV. 7). Именно такие истории вдохновляли скульпторов, создававших статуэтки, подобные той, что представлена на выставке (кат. 3). Правда, вместо ребенка верхом на дельфине плывет Эрот, бог любви, но это лишь причуда реставратора XVIII в., дополнившего античную фигуру ребенка крылышками божественного сына Афродиты.

Римская работа по греческим образцам III в. до н.э. Мрамор. Выс. 87,0 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж