Сенкевич генрик биография. Генрик сенкевич - биография, информация, личная жизнь. «Без догмата» и «Семья Поланецких»

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879 и др.; например в рассказе «Za chelebem» («За хлебом»), 1880, описывается полное невзгод путешествие крестьянской семьи в Америку).

Ранние работы писателя характеризуют его как позитивиста, но, в отличие от других польских позитивистов, он был также и консерватором .

Его «Latarnik» («Фонарщик на маяке», 1881) считается [кем? ] одним из лучших рассказов в польской литературе [ ] . В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнетом оккупации.

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом » (1883-1884), «Потоп » (1884-1886), «Пан Володыёвский » (1887-1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого . Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией -1656 годов . В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия ( -).

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман при этом носит и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

Роман «Омут» (1909-1910) повествует о событиях русской революции 1905-1907 .

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки ». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

Среди польских писателей и поэтов есть несколько почетных Нобелевских лауреатов в области литературы, и один из них – , который получил эту престижную награду в 1905 г. Полное его имя – Генрик Адам Александер Пиус Сенкевич, родился 5 мая 1846 г. на востоке Польши, в деревне Воля Окшейска Люблинского воеводства в благородной, но обедневшей семье. Предки отца, Йозефа Сенкевича (1813-1896 гг.), были татарами, переселившимися в Литовское княжество еще в XV в., а мать Стефания (1820-1873 гг.) принадлежала к старинному белорусскому роду.

Детство Генрик провел в сельской местности: его семья, в которой кроме него было еще 5 детей, несколько раз переезжала из одной деревни в другую, пока в 1861 г. не перебралась в Варшаву. Здесь мальчик стал учиться в гимназии, где считался довольно посредственным учеником, показывая, впрочем, отличные результаты в гуманитарных науках, особенно в изучении польского языка и литературы.

Поскольку на финансовую помощь близких юноше рассчитывать не приходилось, Генрик устроился гувернером в семью Вейхеров. В 1866 г. Сенкевич получил аттестат зрелости и согласно воле родителей поступил на медфак в Главную школу, с 1869 г. ставшую Императорским Варшавским университетом. Правда, студентом медицинского он пробыл недолго: вскоре Генрик стал изучать право, а затем перевелся на действительно интересующий его факультет – историко-филологический.

Во время учебы юноша написал свою первую (ненапечатанную и несохранившуюся) рукопись «Жертва». Печатный дебют будущего литератора состоялся в 1869 г.: журнал «Еженедельное обозрение» напечатал его рецензию о театральном искусстве, а «Иллюстрированный еженедельник» поместил на своих страницах его историко-литературное эссе о поэте Миколае Семпе Шажинском. В связи с финансовыми трудностями Генрик не окончил университет и под псевдонимом «Литвос» начал писать статьи в варшавских периодических изданиях. В 1873 г. стал постоянным фельетонщиком колонки «Без названия» в «Газете Польской», а в 1874 г. стал руководителем литературного отдела в еженедельнике «Нива».

В 1872 г. вышла первая опубликованная повесть Сенкевича «Напрасно», а также «Юморески из портфеля Воршиллы». В 1875 г. была опубликована первая часть так называемой «малой трилогии» – рассказ «Старый слуга», за ним в 1876 г. была написана повесть «Ганя» и в 1877 г. – «Селим Мирза». К этому времени писательский талант Генрика Сенкевича стал общепризнанным в кругах варшавской интеллигенции.

В начале 1876 г. писатель вместе с группой приятелей отправился в путешествие по США, что в те дни было довольно необычно. Больше всего времени Сенкевич провел в Калифорнии. Во время поездки он написал новеллу «Эскизы углем», а также «Письма из путешествия по Америке», которые были опубликованы в «Газете Польской» и заслужили широкое одобрение читателей. На протяжении 1878-1883 гг. под влиянием турне по Штатам были написаны еще такие произведения: «Комедия из ошибок», «Через степи», «За хлебом», «В стране золота», «Фонарщик на маяке», «Воспоминания о Марипозе», «Сахем».

В 1878 г., вернувшись в Европу, Сенкевич посетил Великобританию и Францию, написал новеллу «Янко-музыкант», а в 1879 г. во Львове читал лекции «Из Нью-Йорка в Калифорнию». В том же году, в городе Щавница Генрик познакомился с Марией Шеткевич, в которую влюбился, и последовал за ней и ее семьей в Венецию. Там он познакомился с девушкой поближе и сделал ей предложение. В 1881 г. они обвенчались. В этом браке у Сенкевича родилось 2 детей: Генрик Йозеф и Ядвига Мария. К сожалению, счастливый союз длился недолго: в 1885 г. его жена скончалась от туберкулеза в возрасте 31 года. На деньги, присланные писателю анонимом, Сенкевич основал фонд помощи деятелям культуры, больных туберкулезом.

В течение нескольких лет писатель очень много разъезжал: он побывал практически во всех странах Европы, а также посетил Африку (Египет и Занзибар). В 1882 г. Сенкевич наладил сотрудничество с варшавской газетой «Слово» (первоначально даже был ее главным редактором), где с 1883 по 1884 гг. печатался его знаменитый роман о Речи Посполитой «Огнем и мечом». Одновременно сочинение публиковалось в краковской газете «Слово». Это произведение, вошедшее в трилогию вместе с романами «Потоп» (1884-1886) и «Пан Володыевский» (1887-1888), упрочнило авторитет Сенкевича, как мастера исторического романа.

После исторической трилогии, в 1891 г. в виде книги вышел роман «Без догмата», ранее печатавшийся на страницах «Слова». В ноябре 1893 г. Генрик Сенкевич заключил брак с падчерицей одесского богача Марией Романовской, однако супруга ушла от него спустя всего лишь месяц. В это время писатель работал над очередным романом – «Семья Поланецких», а в 1894 г. написал первые разделы «Quo Vadis» (известного также под названиями «Камо грядеши» или «Куда идешь»). Этот исторический роман о Римской империи печатался в варшавской «Газете Польской», краковском «Времени» и «Познаньском ежедневнике», а затем вышел отдельной книгой, прославив Сенкевича по всей Европе. «Quo Vadis» до сих пор остается очень популярной книгой в мире, переведенной на множество языков.

В 1896-1900 гг. писатель работал над новым историческим романом «Крестоносцы», повествующем о временах борьбы поляков с Тевтонским орденом. В 1900-м году Сенкевич отмечал 25-летие своей творческой деятельности, в связи с чем получил от польского народа в дар имение Обленгорек недалеко от г. Кельце. Сейчас здесь находится музей Генрика Сенкевича. Также писателю было присвоено звание почетного доктора Ягеллонского университета и звание почетного гражданина г. Львова.

В 1904 г., в 58-летнем возрасте знаменитый литератор женился третий раз – на Марии Бабской, а через год стал лауреатом Нобелевской премии за литературные достижения на протяжении жизни. В 1910 г. написал повести «В пустыне и пуще» и «Омуты».

В 1914 г., когда началась I Мировая война, писатель переехал в Швейцарию, где совместно с Игнацием Яном Падеревским основал Швейцарский генеральный комитет помощи жертвам войны в Польше.

Здесь же начал писать роман «Легионы», который остался незаконченным, поскольку Сенкевич скончался 15 ноября 1916 г. Произошло это в швейцарском городе Веве, где он и был первоначально захоронен. Но в 1924 г. прах великого писателя был перевезен на родину и погребен в крипте варшавского Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.

В 2016 году исполняется 170 лет со дня рождения и ровно 100 лет со дня смерти великого польского писателя по имени Генрик (Генрих) Сенкевич. В эпоху угнетения польского языка и культуры он с помощью своих романов заинтересовал историческим прошлым Польши не только соотечественников, но и читателей всего мира. Кроме того, его перу принадлежит один из лучших романов о христианах в Римской империи «Камо грядеши?», благодаря которому он был удостоен Нобелевской премии.

Потомок татар и белорусов - польский писатель Генрик (Генрих) Сенкевич

Всемирно знаменитый между тем имел совсем не польские корни. Предки его отца были татарами, переселившимися в Польшу и принявшими католичество. С материнской стороны в жилах писателя текла кровь белорусских дворян. Однако к моменту появления на свет Генрика его семейство вспоминало о своем происхождении лишь иногда, считая себя стопроцентными поляками.

Детство писателя

Родился будущий Нобелевский лауреат в мае 1846 года на Подляшье. Кроме него в семье было еще пятеро детей. Уже тогда у Сенкевичей начались финансовые проблемы. Пытаясь их уладить, они часто переезжали из имения в имение. Таким образом, свое детство юный Генрик провел среди живописных просторов сельской природы. Со временем, когда вся собственность была продана, обедневшим шляхтичам ничего не оставалось, как перебраться в Варшаву.

Юность и начало творческого пути

После того как семья шляхтичей разорилась, подросшему Генрику Адаму Александеру Пиусу Сенкевичу приходилось рассчитывать только на свои силы. Несмотря на финансовые проблемы, молодой Генрих Сенкевич получил достойное образование. Он окончил гимназию и по настоянию родителей поступил на медицинский факультет Однако профессия медика не интересовала пылкого юношу с живым воображением, поэтому он перевелся на историко-филологический факультет.

Первая попытка написать собственное произведение была предпринята Генрихом еще в студенческие годы. Назывался «первенец» писателя «Жертва», но это произведение не было опубликовано и не сохранилось.

Поскольку родня практически не помогала писателю, Генрих Сенкевич начал искать способы заработка. Вскоре под псевдонимом Литвос во многих газетах Варшавы стали выходить очерки, статьи и эссе молодого Сенкевича. Его талант и приятную манеру писать быстро оценили. Так и не окончив учебу в университете, Генрик Сенкевич полностью посвятил себя журналистской работе.

В 1876-м Генрих был отправлен в командировку в США. По впечатлениям от поездки Генрик Сенкевич написал немало очерков и рассказов. Наиболее популярные - «В стране золота», «Комедия из ошибок» и «Через степи».

После США писатель долго путешествовал по Европе, в результате чего им была написана новелла «Янко-музыкант».

Став достаточно известным в жанре малой прозы, Генрих Сенкевич решил попробовать взяться за более масштабные произведения.

Историческая трилогия романов Генрика Сенкевича о приключениях пана Михала Володыевского

В восьмидесятых годах девятнадцатого века Польша входила в состав Российской империи. Однако поляки мечтали обрести свободу и периодически поднимали восстания. После подавления очередного из них в Польше были введены жесткие меры: в учебных заведениях запрещено было преподавать на польском, вместо этого должен был использоваться русский язык. Кроме того, в польской литературе в то время было модно писать о современных событиях. Так что очень рискованно поступил, взявшись за написание исторического романа, Генрих Сенкевич.

«Огнем и мечом» - это первый роман писателя. Вышел он в 1884 г. в журнале «Друг народа». Успех был ошеломляющий. Читателям так он понравился, что вскоре роман был издан отдельной книгой.

В произведении рассказывалось о восстании украинских казаков под предводительством При этом главными героями были польские шляхтичи Ян Скшетуский, Михал Володыевский, Ян Заглоба и Лонгин Подбипятка. Фигурировали в романе и многие реальные исторические персонажи: Хмельницкий, Иеремия Вишневецкий, Иван Богун и Тугай-бей.

Несмотря на описания исторических битв и приключений шляхтичей, в центре романа оказался любовный треугольник между Богуном, Скшетуским и прекрасной княжной Еленой Курцевич.

После грандиозного успеха книги «Огнем и мечом» Генрик Сенкевич взялся за продолжение. В романе «Потоп» описывается период войны поляков со шведами. Были в новом произведении и полюбившиеся читателям персонажи из первой книги - Михал Володыевский и его вечный спутник пан Заглоба. Однако теперь главными героеми становятся хорунжий Анджей Кмициц и его возлюбленная панна Ольга Биллевич. При написании этого романа Генрих Сенкевич учел некоторые неожиданности, связанные с восприятием читателями его первого романа. Дело в том, что рафинированный Скшетуский не очень понравился читателям.

Главный антагонист книги оказался более ярким и любимым читателями персонажем: он был смел, благороден и горяч. Поняв, что людям нравятся такие герои, Сенкевич сделал Кмицица похожим на Богуна, при этом патриотом своей страны. И не прогадал. Популярность второго романа Сенкевича превысила популярность первого.

В третьем своем романе писатель решил сделать наконец-то главным героем Володыевского, в честь которого и назвал свое произведение. В нем описывались война Речи Посполитой с турками, любовь и героическая гибель пана Михала.

Генрик (Гених) Сенкевич: «Камо грядеши?»(Qua vadis?/«Куда идешь?»)

После успеха своей трилогии Сенкевич написал еще несколько исторических романов, однако они уже не были настолько популярны, как его первые книги. Поэтому он решил написать роман о Римской империи времен Нерона. При этом главными действующими особами стали христиане, которые отстаивали свою веру даже перед лицом смерти. Назывался новый роман в переводе с польского «Куда идешь?».

Генрих Сенкевич взял за основу сюжета древнюю легенду о пребывании апостола Петра в Риме. О том, как, спасаясь от гонений, апостол решился покинуть город, но увидел Христа, идущего в город, и, раскаявшись в своем малодушии, вернулся в Рим, чтобы принять мученическую смерть.

Кроме мужества христиан и глупости, жестокости и бездарности Нерона, Сенкевич показал в своем романе прекрасную историю любви девушки-христианки Лигии и мужественного римского патриция Марка Виниция. Как и в прошлых своих произведениях, Генрих Сенкевич использовал беспроигрышную формулу: благородный красивый молодой герой на протяжении книги изменяется в лучшую сторону и отказывается от своих заблуждений из-за любви.

Этот роман прославил писателя далеко за пределами его родины и был особо отмечен Папой Римским, благодаря чему в 1905 году писатель был удостоен Нобелевской премии.

Исторический роман «Крестоносцы»

После триумфа романа «Камо грядеши?» вернулся к своей любимой теме - истории Польши - писатель Генрих Сенкевич. «Крестоносцы» - так назывался следующий его роман. В нем он описывал период истории родной страны, когда поляки боролись с германизацией и властью ордена Тевтонских рыцарей.

На фоне широкомасштабной борьбы с чужеземной оккупацией автор рассказал о любви юного рыцаря Збыжка из Богданца и Дануси, дочери Юранда из Спыхова.

Примечательным является то, что в этом романе писатель изобразил нехарактерный для литературы того времени женский образ Ягенки из Згожелиц. Эта девушка была независимой, смелой и решительной - неудивительно, что главный герой полюбил ее.

Последние годы писателя

Роман «Крестоносцы» стал последним по-настоящему известным произведением писателя. И хотя в последующие годы выдал роман «Омуты» Генрик Сенкевич, особого успеха у читателей книга не имела.

С Генрих Сенкевич перебрался в Швейцарию. Однако здесь он не сидел сложа руки, а открыл комитет помощи полякам, ставшим жертвами войны. Здесь же в Швейцарии он намеревался написать роман «Легионы». Однако умер раньше, чем успел его завершить.

Похоронен был великий писатель в городе но позже прах усопшего перезахоронили на родине - в Варшаве.

После смерти Генрика (Гениха) Сенкевича ему поставили несколько памятников и бюстов по всему миру.

Личная жизнь Сенкевича

Несмотря на активную писательскую деятельность, Генрих Сенкевич находил время и для личной жизни - он был трижды женат.

Первой супругой стала Мария Шеткевич. Она родила писателю двоих детей, но вскоре скончалась от туберкулеза. В память о ней писатель организовал фонд помощи больным туберкулезом деятелям культуры.

Скорбь от утраты любимой жены, с которой они вместе прожили всего четыре года, вскоре прошла, и Генрик Адам Александер женился снова. Его избранницей стала одесситка Мария Володкович. Этот союз не был долгим, сама супруга подала на развод.

Последний раз писатель решился пойти под венец с Марией Бабской в 1904 году.

Экранизации произведений Генрика Сенкевича

Огромное влияние на мировую кинокультуру оказал Генрих Сенкевич. Книги этого автора практически с момента публикации так и просились на экраны. Еще при жизни писателя были сняты первые кинофильмы по мотивам его книг. Правда, это были немые черно-белые киноленты - две экранизации «Камо грядеши?», «Потоп» и «Наброски углем». Интересно, что из четырех картин была только одна польская.

Всего по мотивам произведений писателя снято 23 кинофильма. Чаще всего экранизировали Qua vadis? - семь раз. Причем только в 2001 это сделали поляки, в то время как итальянцы за сто лет трижды снимали кинокартины по мотивам книги, которую написал Генрих Сенкевич. «Камо грядеши?» стал основой для двух американских фильмов и одного французского.

Еще популярностью у кинематографистов пользуются книги из знаменитой исторической трилогии Сенкевича. В 1916 г. в Российской империи был снят кинофильм по роману «Потоп», а в шестидесятых годах - в Италии по книге «Огнем и мечом».

Однако наибольших успехов на этом поприще добился польский режиссер Ежи Гофман, сумевший за тридцать лет экранизировать всю трилогию. Интересен тот факт, что в своих фильмах режиссер добивался исторической точности во всем, так что даже пуговицы у героев соответствовали эпохе, показываемой в кинокартине.

Сегодня, как и сто лет назад, самым почитаемым и известным польским писателем является Генрик (Генрих) Сенкевич. Биография этого человека воистину удивительная и достойна соперничать с сюжетом его произведений. Как и его герои, Сенкевич всю жизнь старался оставаться достойным человеком и помогал ближним, которые нуждались в этом. Хочется верить, что многие современные деятели культуры всего мира будут брать с него пример.

К 170-летию со дня рождения Генрика Сенкевича

«Особо ценная награда для сына польского народа» , – такими словами в своей ответной речи Нобелевскому комитету по литературе отозвался писатель, получивший премию в 1905 году. «За выдающиеся заслуги в области эпоса», такова формулировка Нобелевского комитета, вручившего премию Генрику Сенкевичу. Такая высокая награда была для писателя подтверждением того, что «весь мир стал свидетелем признания достижений Польши и ее гения» , – страны, которой в тот момент даже не было на карте.


Получению Нобелевской премии предшествовал выход романа « Quo Vadis » , который стал, пожалуй, самым известным романом Генрика Сенкевича. Изначально роман печатался на страницах газет, на этот процесс ушел почти год, и только в 1896 году роман вышел отдельным изданием. С самого начала выхода романа в свет, его шествие было триумфальным. Гигантские тиражи, множество переводов на различные языки мира (роман вышел даже на идише, латыни и на эсперанто), несколько экранизаций и театральных постановок. Все это говорило о безоговорочном признании романа читательской публикой, хотя литературные критики не были столь благодушными.

Но к этому времени Генрик Сенкевич был уже сложившимся и достаточно прославленным писателем.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 5 мая 1846 года в имении Воля-Окшейска на территории Польши, в то время входившей в состав Российской империи. Воспитывался он в небогатой шляхетской семье, где наряду с устоями сословно-религиозной морали свято чтились военно-патриотические традиции. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич позже объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Костюшки, служил в легионах Домбровского. Отец, Юзеф Сенкевич, в юности участвовал в патриотических битвах 1830 года. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб под Орлеаном, сражаясь за честь Франции во франко-прусской войне. Так же в роду Генрика была известная поэтесса Мария Лущевская и знаменитый историк Иоахим Лелевель. И вообще, в его воспитании был сделан упор на сохранение национальной самобытности и воспевание культурных традиций польского народа.

В детские годы Генрик часто гостил в имении бабушки в деревне, где познакомился с деревенским диалектом, который позже использовал в некоторых произведениях. Здесь же, мальчик пристрастился к чтению, пользуясь богатой домашней библиотекой. Предпочтение отдавал чтению исторических романов.

В 1858 году семья будущего писателя переехала в Варшаву, где он начал посещать гимназию. Обучение было продолжено в Варшавском университете, с 1866 по 1870 год. Вначале Сенкевич учился на медицинском факультете, который скоро сменил на историко-филологический. Однако университет Генрик Сенкевич так и не окончил, виной тому было сложное финансовое положение семьи.

Не имея возможности продолжать обучение в университете, Генрик Сенкевич отдается журналистской и литературной деятельности. В 1872 году он публикует повесть «Напрасно», написанную еще в студенческие годы. В это же время Сенкевич работает журналистом и пишет статьи для разных газет, а чуть позже отправляется в заграничные командировки уже как представитель этих издательств. Так в последующие годы Сенкевич путешествует по Европе и Америке. Почти два года (с 1876 по 1878) он проводит в Северной Америке, колеся по ее дорогам, и пишет репортажи для польской прессы, рассказывая об американском образе и стиле жизни. Так появляются его американские репортажи, хроники событий и «Письма с дороги», которые пользуются большим успехом не только на родине писателя, но и в Америке.

Многочисленные статьи, фельетоны-хроники, рассказы – так постепенно журналистский и писательский талант Генрика Сенкевича становится общепризнанным. Выходят его ранние произведения: «Старый слуга» (1875), «Ганя» (1876), «Селим Мирза» (1877), составившие во многом автобиографическую «маленькую трилогию». Также писатель выпускает несколько произведений о жизни поляков-эмигрантов: «За хлебом» (1880), «На маяке» (1881), «Встреча в Марипозе» (1882). Первое произведение в историческом жанре вышло в 1880 году – это была повесть «Татарская неволя». Дар повествователя быстро делает Сенкевича популярным писателем, его имя становится известным не только в Польше, но и за рубежом. Но подлинный талант проявляется именно в большой исторической прозе.


Историческая трилогия Сенкевича – «Огнем и мечом» (1884), «Потоп» (1886) и «Пан Володыёвский» (1888) – литературное событие, которое сделало автора национальным достоянием. Как только первые главы романа в 1885 году появились на страницах газеты «Слово», он сразу же стал событием. Жизнь многих поляков теперь была подчинена ожиданию и беспокойству. По свидетельству современника можно увидеть, что люди ждали с нетерпением выхода каждого номера газеты, в которой печатались фрагменты романа и читали отрывки вслух прямо на почте, и только потом расходились по своим делам. Роман был настолько популярен, что читатели пытались влиять на ход событий, обращаясь с просьбами к писателю – «продлить» жизнь любимым героям. А когда один из героев все же погиб, то в стране временно наступил траур, а в костелах служили молебны об упокоении его души. Этого героя звали Лонгинус Подбипятка, а погиб он от рук татар под Збаражем, об этом можно прочитать в первой части трилогии – романе «Огнем и мечом».

В своей трилогии Сенкевич описал Польско-Литовское государство 17 века: «Огнем и мечом» – роман о борьбе шляхетской Речи Посполитой с Украиной времен Богдана Хмельницкого; «Потоп» – повествование о войне поляков со шведской интервенцией в 1655-1656 годах; «Пан Володыёвский» – изображение ратных подвигов польских рыцарей при турецком нашествии в 1672-1673 годах.

«Трилогия» Генрика Сенкевича была написана в сложную для поляков эпоху. Некогда один из самых ярких и влиятельных народов Европы оказался лишен своего государства, польский язык и культура были вне закона. Именно в этот сложный период у угнетенной Польши была велика потребность в героическом слове, на которую и откликнулся Генрик Сенкевич. «Поддержание духа» – основополагающая идея авторского замысла, о чем он и сообщил в эпилоге к последней части трилогии.

Как и полагается в историческом романе, автор заполнил его страницы множеством персонажей – как существовавших на самом деле, так и вымышленных. В центре повествования – яркая четверка героев, которая не уступала по своим подвигам мушкетерам Дюма. Это Ян Скшетуский, Анджей Кмициц, Онуфрий Заглоба и Ежи Володыёвский. Подвиги, приключения, интриги соперничество и, конечно, любовь.



И еще один немаловажный аспект – все три романа цикла Генрика Сенкевича удивительны по своей тональности, автор великолепно воссоздал старопольский язык и атмосферу тех далеких времен. Именно язык придает данным сочинениям убедительность и впечатление подлинности – богатый и сочный, обильный диалогами и разговорными оборотами, искрящийся самобытным старопольским остроумием и тонким авторским юмором.

В польской литературе «Трилогия» Генрика Сенкевича стала не только самым известным произведением, но и самым обсуждаемым, причем шкала оценок, как самой книги, так и автора, была самой разнообразной: от «экстраординарного события» и «целебного эликсира для общества» до «дешевки» и «классика отсталости и шляхетского невежества».

«Читаю Сенкевича. Мучительное занятие. Мы говорим: довольно слабо, и читаем дальше. Говорим: ну и дешевка — и не можем оторваться. Мы восклицаем: несносная опера! и, очарованные, продолжаем читать. Мощный гений! — и никогда, пожалуй, не было столь первосортного писателя второго сорта. Это Гомер второй категории, это Дюма-отец первого класса» – такую оценку творчеству Генрика Сенкевича дал другой, не менее известный литератор Витольд Гомбрович.

Споры о достоинствах книги не стихают с самого первого дня ее выхода, по день сегодняшний, а читатели… просто читали ее. Все три части «Трилогии» были экранизированы, а театральную версию «Огнем и мечом» сыграли в театре Сары Бернар в 1904 году.

Следующее крупное произведение Генрика Сенкевича увидело свет в 1889 году, это была первая часть дилогии – роман «Без догмата» , в нем автор изобразил тип декадента-аристократа, воссоздал «кусочек души сложной и больной, но подлинной » и воспроизвел человеческую натуру «глубже, чем она обычно берется в польских романах ». Герой романа – Леон Плошовский – достаточно обеспеченный молодой дворянин, умный и образованный, но лишенный жизненной силы. Он не может найти свое место в жизни и поэтому пускается в длительное путешествие по Европе. В дороге он ведет дневник, в котором дает оценку человеческому поведению. Роман существенно обогатил польскую и европейскую литературу новой, самобытной «исповедью сына века». «Без догмата» – стал модным и популярным романом среди современников и был переведен на 18 языков. В России этот роман вызвал особый интерес тем, что Плошовский очень подходил на тип «лишнего» человека русской литературы. Роману дали положительную оценку Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и А.И. Куприн.


Вторая часть дилогии, роман «Семья Поланецких» вышел в 1893 году. Его герой – Станислав Поланецкий – полная противоположность Леону Плошовскому, ему некогда сидеть без дела, он делец, но весьма своеобразного толка, в нем сочетается деловая хватка с верностью дворянской чести. Но верность и честность в делах, у Поланецкого, не подразумевает верности домашнему очагу. В отличие от «Без догмата», сделанного в монологическом, дневниковом ключе главного героя, «Семья Поланецких» сюжетно разветвлена. Но художник ярко очертил личности и главных героев, и второстепенных.

Оба романа затрагивают тему любви, нравственности, долга и семейных отношений.

« Quo Vadis » – роман, который в кратчайшие сроки приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и принес Сенкевичу мировую известность. Название в переводе с латыни на церковнославянский звучит как «Камо грядеши», а на русском – «Куда идешь».

Выбор темы для автора не был случайным. Сенкевич был давним любителем истории древнего Рима и имел многолетнюю привычку перечитывать труды римских историков. «Всего сильнее привлекал меня из историков Тацит. Вчитываясь в его «Анналы», я неоднократно чувствовал искушение изобразить в художественном произведении два противостоящих друг другу мира, из которых один представлял собой правящую мощь, всесильную административную машину, второй же – исключительно силу духа» , – так говорил сам Сенкевич».

Действие романа охватывает 64-68 годы – последние времена правления Нерона. Основной темой книги стало зарождение христианства, противопоставленного отмирающему язычеству времен Нерона. Эта тема неоднократно звучала на страницах литературных произведений. Но у Сенкевича она отличается стремительным действием, увлекательным развитием сюжета и, самое главное, – живостью литературных образов. Исторические события у Сенкевича мастерски переплетены с вымышленными. Сочными красками написан Рим, в цирках которого для развлечения знати погибают гладиаторы, а христиан заживо терзают львы. В центре повествования – любовь знатного римлянина Виниция и полонянки Лигии, христианки из варварского племени лигов. Драматургия сюжета накалена до предела, приключения молодой пары – Лигии и Виниция – в блистающем и развратном Риме увлекательны: попытка похищения, бегство возлюбленной, обращение Виниция в христианство, пленение Лигии, ее спасение на гладиаторской арене, и, наконец, воссоединение влюбленных.

«Значительные герои и масштабные образы — это, несомненно, творческие достижения автора «Камо грядеши» , – так говорил о романе исследователь творчества Сенкевича Тадеуш Жабский. Так же он отмечал искусную «латинскую» стилизацию текста. И действительно: текст насыщен терминами, которые создают многочисленные ассоциации с древностью. А аллюзии на мифологические сюжеты и тщательно реконструированная карта Рима позволяют читателю мысленно перенестись в Вечный город.

«Крестоносцы» – роман, который так же, как и предыдущие публиковался частями в периодике, с 1897 по 1900 год. События романа – важнейшие как для истории Польши, так и для соседей – славянских и балтийских народов, происходят в конце 14-начале 15 века. Это решающая борьба против немецкого католического духовно-рыцарского Ордена крестоносцев (Тевтонского ордена), увенчавшаяся в 1410 году Грюнвальдской битвой.

Роман насыщен не только историческими событиями, но и приключениями главных героев. В центре повествования образы бывалого рыцаря Мацько из Богданца и его молодого и вспыльчивого племянника Збышко. Ненавидящий крестоносцев Збышко нападает на посла Ордена, за что ему грозит смертная казнь. Есть в романе и любовная линия, и прекрасные дамы – Дануся и Ягенка.

Исторический конфликт заканчивается эпическим описанием Грюнвальдской битвы, где побеждают объединенные польско-литовские силы.

В 1900 году Генрику Сенкевичу было 54 года. Он жил и творил, много путешествовал, всегда был в гуще событий. Своим творчеством завоевал любовь читателей во всем мире. По числу переводов на другие языки Генрик Сенкевич затмил многих польских мастеров слова. Недаром в 1900 году, по случаю 25-летнего юбилея с начала литературной деятельности, писателю прислал поздравление сам Папа римский. Генрик Сенкевич умер 15 ноября 1916 года в Швейцарии. Через 8 лет его прах был перевезен на родину и погребен в крипте варшавского Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.

Интересные факты из жизни Генрика Сенкевича:

· Генрик Сенкевич много путешествовал, объехал всю Европу, совершил длительное путешествие по Америке, побывал в Египте, и в охотничьей экспедиции в Занзибаре.

· В 1911 Сенкевич выпустил роман «В пустыне и пуще», в написании которого использовал свой опыт, полученный во время путешествия по Африке. Сюжет разыгрывается в Судане во время восстания магометан против англичан. Главные герои романа – дети, которые попадают в плен к повстанцам, сбегают из него и преодолевают большую часть континента, попадая в различные приключения.

· Генрик Сенкевич был женат три раза и всех его жен звали Мария. В 1881 году писатель женился на Марии Шеткевич, но счастье было недолгим, четыре года спустя она умерла от туберкулеза, оставив ему двоих детей. Вторая жена – Мария Володкевич, третья – Мария Бабская.

· Один анонимный поклонник «Трилогии» в 1888 году выслал Сенкевичу 15 тысяч рублей, вложенных в письмо. В письме было сказано: «Это ничто – Михал Володыёвский». Писатель не хотел принимать деньги. Он пытался убедить анонима забрать подарок, дав объявление в газете, но тот так и не отозвался. Сенкевич не стал тратить деньги попусту, а организовал фонд помощи больным туберкулезом деятелям культуры.

· На 25-летие литературной деятельности Сенкевича соотечественники, собрав сообща деньги, купили и подарили мэтру имение Обленгорск.

· Сюжет романа «Камо грядеши» автор обдумывал длительное время и для того, чтобы начать ему была необходима художественная зацепка. И магическим толчком стала встреча Сенкевича на Виа Аппиа в Риме, где он был частым гостем. Он увидел часовню под названием " Quo vadis ". Она стояла на том месте, где апостол Петр встретил Иисуса. Об этом месте было сложено апокрифическое предание.

– Quo Vadis , Domine ? (Куда идешь, Преобладающий?) – этот вопрос задал апостол Петр Христу, которого встретил, спасаясь от гонений Нерона.

– В Рим, чтобы снова принять распятие, - отвечал Христос.

Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть.

Эта церковь сохранилась до наших дней, в ней был установлен бюст Сенкевича.

· В Польше 2016 год объявлен Годом Генрика Сенкевича. Такое постановление принял польский Сенат, аргументируя так: «Своим творчеством и общественной деятельностью Сенкевич пробуждал общественное сознание, учил гордиться принадлежностью к польской культуре, любить родину и уметь жертвовать собой ради нее» , а также «во времена неволи писал «для укрепления сердец», а его книги стали достоянием масс» . Также отмечается, что Сенкевич «был и остается послом польской культуры во всем мире, в частности, благодаря роману «Камо грядеши», который провозглашает универсальные ценности и который сейчас, во время столкновения цивилизаций, обрел дополнительное, современное значение».

Романы Сенкевича всегда привлекали режиссеров – по его произведениям было снято порядка 25 фильмов. Первые экранизации известного романиста появились еще при жизни писателя. Так в 1901 году был снят короткий черно-белый немой фильм по роману «Камо грядеши».

Сюжет романа «Камо грядеши» не давал покоя кинематографистам, и они обращались к нему еще четыре раза. Но наибольшей популярностью пользовалась версия 1951 года режиссера Мервина Лероя. Главные роли в картине исполнили Роберт Тейлор и Дебора Керр, а воплотивший образ Нерона Питер Устинов в 1952 году был удостоен премии "Золотой глобус". В небольшом эпизоде фильма снялась Элизабет Тейлор, имя которой в титры не попало. "Камо грядеши" был номинирован на «Оскар» в восьми категориях, но, ни одной заветной статуэтки так и не получил.

Фильм «Крестоносцы» режиссера Александр Форда, снят в 1960 году – одноименная версия романа. Эта экранизация побила все рекорды по завоеванию зрительских симпатий. Особенно фильм нравился мальчишкам, которым, конечно же, нравилось играть в рыцарей. И поэтому во многих домах пропадали крышки от различной металлической посуды – их использовали в качестве щитов. Яркие роли в картине исполнили Анджей Шалявский, Хенрик Боровский, Мечислав Каленик и Гражина Станишевска, а невероятно красивую музыку написал Казимеж Сероцкий.

Знаменитую «Трилогию» Сенкевича на экране воплотил в жизнь культовый польский режиссер Ежи Гофман. Экранизацию приключенческой «Трилогии» Сенкевича Гофман начал с конца, а именно — с «Пана Володыёвского» в 1969 году. Фильм сопровождал прекрасный актерский состав: Тадеуш Ломницкий, воплотивший образ «маленького рыцаря» Володыёвского, Мечислав Павликовский в образе Заглобы, а также Ян Новицкий, Магдалена Завадская, Барбара Брыльска и Даниэль Ольбрыхский, который сыграл демонического Азию Тугай-беевича.


«Потоп» – 1973, режиссер Ежи Гофман.

«Огнем и мечом» – последнюю часть трилогии (а вернее первую) Гофмана зрителям пришлось ждать очень долго. Фильм был снят в четыре серии и вышел на широкий экран только в 1999 году. Эта лента, сделанная с размахом и вниманием к историческим деталям, стала большим событием в польском кинематографе. Хитом стал не только сам фильм, но и прозвучавшие в нем мелодии и песни.

Книги Генрика Сенкевича ждут своих читателей во всех муниципальных библиотеках города Челябинска

До встречи в библиотеке!


Обзор подготовлен Галиной Фортыгиной


В истории польской литературы найдется немного писателей, обладавших масштабным ощущением исторического прошлого. Генрик Сенкевич принадлежал именно к таким прозаикам. Он сумел, подобно Гюго, Толстому, Дюма, описать грандиозные события минувших эпох, не упустив при этом творца этих событий - человеческую личность.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 7 мая 1846 года в польском городке Воля Окжейска в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1774 году. Отец, Йозеф Сенкевич, владел несколькими небольшими имениями, мать Стефания (урожденная Чецишовска) происходила из знатной семьи, имевшей старинные дворянские корни.

Раннее детство Генрика было беззаботным и счастливым, однако ко времени начала его учебы семья обеднела, отец вынужден был продать свои имения. Многочисленная семья Сенкевичей (у Генрика были еще старший брат и четыре сестры) переехала в Варшаву.

В школе Генрик был посредственным учеником, преуспев только в польском языке и литературе. Особенно он увлекался романами Вальтера Скотта, Александра Дюма и не без влияния этих писателей сочинил собственный роман под названием "Жертвоприношение", рукопись которого, правда, не сохранилась.

Юность Сенкевича пришлась на 60-е годы 19 века, период для Польши драматический, даже можно сказать трагический. Польское восстание 1863 года против царского самодержавия России закончилось поражением. В результате царское правительство усилило русификацию польской культуры. В частности, преподавание в Варшавском университете должно было теперь вестись исключительно на русском языке. Не желая мириться с подобными притеснениями, польская интеллигенция организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации и экономической зависимости от России. И хотя политические события не оказали непосредственного влияния на мировоззрение Сенкевича, но без них все попытки писателя пробудить в польском читателе национальное самосознание оказались бы тщетными: издатели тогда традиционно отдавали приоритет не романам, повествующим о героическом прошлом Польши, а произведениям на современные темы.

В Варшавский университет Сенкевич поступил в 1866 году, проработав перед этим некоторое время домашним учителем, чтобы заработать денег на учебу. В университете вначале он изучал право и медицину, а затем перешел на факультет истории и литературы. В 1871 году из-за хронического безденежья Генрику пришлось оставить университет, диплом он так и не получил.

Еще с 1870 года Сенкевич начал пробовать свои силы в журналистике. Он писал статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, побывал в Вене и Париже как корреспондент ряда газет и довольно быстро приобрел в кругах польской интеллигенции репутацию одного из лучших журналистов Варшавы. В 1872 г. был опубликован первый роман Сенкевича "Напрасно", написанный в студенческие годы. Несмотря на определенные слабости, это произведение начинающего автора заслужило положительный отзыв Крашевского, одного из авторитетных польских писателей того времени.

В 1876-ом Сенкевич отправился в США с целью создать польскую общину в Калифорнии, где польские эмигранты могли бы нормально жить и работать, не подвергаясь репрессиям со стороны российского правительства. Расходы на эту поездку взяла на себя варшавская "Газета Польска", заключив договор с Сенкевичем на серию статей об Америке. Сенкевич прожил в Калифорнии больше года. И хотя польскую колонию так и не удалось создать, американские репортажи, очерки и новеллы писателя, регулярно появлявшиеся в польской печати с 1876 по 1878, имели большой успех. Позже они были изданы отдельной книгой под названием "Письма с дороги". К этому времени Сенкевич стал признанным мастером психологического очерка.

В 1878 году Сенкевич побывал во Франции и Италии, где выступал с лекциями. В Италии он познакомился с Марией Шенкевич, полькой по национальности, которая через два года стала его женой. Брак оказался, хотя и счастливым, но недолгим. В 1882-ом у четы Сенкевичей родился сын Генрик Йозеф, а через год - дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии резко ухудшилось и в 1885 году она умерла от туберкулеза.

Возвратившись в 1879-ом в Варшаву, Сенкевич возглавил новую еженедельную газету, не оставляя при этом беллетристику. В мае 1882 г. он начал печатать в варшавской газете "Слово" роман "Огнем и мечом", открывающий трилогию, посвященную историческому прошлому Польши в период с конца 40-х по 70-е годы 17 века. И хотя критики укоряли писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдивость в описании событий.

Сам же писатель свой отход от современной тематики объяснял так: "Не лучше ли, не здоровее ли - вместо того, чтобы рисовать нынешнее состояние умов, нынешних людей, их бедность, несогласие с самими собою, тщетные потуги и бессилие, показать обществу, что были времена еще худшие, более страшные и отчаянные, но, несмотря на это, наступило возрождение и спасение. Первое может окончательно расхолодить и привести в отчаяние, второе - прибавляет сил, питает надежду, будит желание жить".

Последовавшие за "Огнем и мечом" романы "Потоп" и "Пан Володыёвский" завершили трилогию, упрочившую авторитет писателя. Эти произведения, вызвавшие не только огромный читательский интерес, похвалы и дискуссии, но и резкую критику, положили начало мировой славе Сенкевича. Романы "Без догмата" и "Семья Полонецких", вышедшие после трилогии, повествовали о польской действительности и были написаны в психологическом ключе ранних новелл.

В конце 1894 г. Сенкевич женился на почитательнице его таланта юной Марии Романской. Однако этот брак вскоре распался, слишком уж разные характеры и взгляды на жизнь были у супругов.

В середине 90-х годов писатель начинает работу над двумя широкомасштабными историческими произведениями - романом "Камо грядеши" - о гонениях на первых христиан во времена правления Нерона и романом "Крестоносцы" - о борьбе поляков с Тевтонским орденом на рубеже 14-15 вв. Отдельные главы романа "Камо грядеши" публиковались в периодической печати уже с середины 1894 г. А полный текст этого произведения увидел свет в 1896 г. и вскоре был переведен во многих странах Европы. В кратчайшее время роман приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и упрочил мировую известность Сенкевича. Роман "Камо грядеши" был встречен восторженно не только критиками, отмечавшими, что это произведение является лучшим из существующих литературных изображений Рима эпохи Нерона, но и католическими кругами Польши и Европы. В 1900 г. Папа Римский прислал Сенкевичу поздравление по случаю 25-летнего юбилея его литературной деятельности и 50-летия. Это поздравление в немалой степени способствовало присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе "за выдающиеся заслуги в области эпоса".

В Польше Сенкевич был настолько популярен и любим, что в 1900 г., когда отмечался 25-летний юбилей его литературной деятельности, не только состоялся целый ряд торжественных мероприятий по всей стране, но по подписке была собрана достаточная сумма денег для приобретения им небольшого имения Облегурек невдалеке от Кельце. Вскоре после юбилея Сенкевич женился на своей кузине Марии Бабской.

В 1905 г. Сенкевич завершил роман "На поле славы", явившийся продолжением его первой исторической трилогии. В начале Первой мировой войны Сенкевич переехал в нейтральную Швейцарию, где, несмотря на сильный склероз, работал в польском Красном Кресте. Писатель скончался в Вене 15 ноября 1916 г. Через восемь лет прах Сенкевича был перевезен в Польшу.

Писательская судьба Генрика Сенкевича была счастливой - критики различных стран мира восторженно отзывались о польском романисте, называя его "одним из величайших мастеров современного романа". О таланте писателя свидетельствует и тот факт, что почти все его крупные произведения были экранизированы с участием лучших польских и зарубежных актеров. А по роману "Камо грядеши" были поставлены сразу два фильма - французскими и итальянскими кинематографистами. Такой интерес кинематографа к творчеству писателя можно объяснить тем, что Сенкевич всегда мастерски увлекал читателя не только сюжетом, но и возбуждал у него интерес к тому, что произойдет в дальнейшем. В большинстве своих произведений писатель соблюдал канон благополучного конца, соединяя счастливые пары и вознаграждая самоотречение, прославляя верность, дружбу и храбрость. Тем самым он шел навстречу неискушенному читателю, призывая верить в веками обоснованное право на счастье, а также в то, что стремление к нему не безнадежно.