Самые необычные кладбища. Какое путешествие обходится без фотографий

С начала XX в Москве были ликвидированы крупные городские кладбища. Захоронения сдерживали развитие города и нарушали санитарные нормы: размещать кладбища в районе жилой застройки стало незаконно. Высвобожденная земля отдавалась под транспортные узлы, микрорайоны, промышленные предприятия и парки.

В общей сложности на территории старой Москвы были ликвидированы 12 погостов

Самое известное расформированное кладбище - Дорогомиловское . Территория погоста тянулась вдоль современной набережной Тараса Шевченко, от моста «Багратион» до двенадцатых домов по Кутузовскому проспекту. Ближе к центру располагались входящие в состав кладбища еврейские и караимские секции. Погост был основан вместе с семью другими еще в 1771 году в ходе эпидемии чумы, когда Сенат принял решение о запрете погребений в черте города. Кладбищу удалось просуществовать до конца 1940-х года, начала массовой жилой и промышленной застройки района. В начале десятилетия родственникам усопших было предложено перезахоронить прах на Востряковском кладбище, а в 1948 году власти сами демонтировали оставшиеся могилы. Одновременно была снесена установленная на входе в кладбище елизаветинская церковь, возведенная в 1770-м году по проекту архитектора Василия Баженова. В 1990-х концепцию развития микрорайона снова пересмотрели: на месте бывшего кладбища появился офисный центр «Башня 2000» и торговый мост. В ближайшем будущем другие прилегающие к набережной территории могут быть отданы под элитную застройку.

Неподалеку, на сегодняшней улице 1812 года располагалось небольшое Филевское кладбище . На картах начала XX века погост отмечен как деревенский - по всей видимости, общий размер кладбища был не слишком большим. Сейчас на месте предполагаемого погребения находится здание Гохрана, возведенное в середине 1950-х годов.

По соседству, на территории нынешнего района «Фили-Давыдково», было ликвидировано и другое, Мазиловское кладбище , названное в честь одноименно поселения. Захоронения тянулись вдоль сегодняшней Малой Филевской улицы, сейчас на их месте расположены жилые дома и перегон между станциями метрополитена. Кладбище ограничилось вестибюлем современной станции метро «Пионерская» и улицей Олеко Дундича. Вдоль тянулось русло реки Фильки, которая сейчас заключена в коллектор. Решение о полной ликвидации кладбища было принято в 1962 году, когда началась массовая застройка микрорайона.

Братское кладбище , расположенное на пересечении современных Песчаной и Новопесчаных улиц просуществовало совсем недолго. Погост, открытый в 1915 году для героев Первой мировой войны, уже в 1925 году оказался закрыт для захоронений. В законсервированном состоянии участок простоял до 1932 года, когда был реорганизован в Чапаевский парк. По соседству, в Малом Песчаном переулке располагалось другое солдатское кладбище, в народе получившее название «Арбатец». Погост так же был переформатирован в парк в 1960-х годах из-за застройки микрорайона.

Детский парк «Фестивальный» разбит на месте знаменитого Лазаревского кладбища в Марьиной роще. Свою историю захоронение ведет с 1657 года, созданное как кладбище для бедняков, в 1771 году погост стал одним из мест массового погребения умерших в ходе эпидемии чумы. В XIX века погост получил статус элитного и на кладбище появились могилы купцов и аристократов. Хоронить на Лазаревском перестали с начала 1930-х годов, когда территория приобрела крайне запущенный вид. А в 1932 году было принято решение о реорганизации территории. На новые места была перенесена лишь малая часть захоронений - о большей части могил за давностью лет никто не позаботился.

Другое небольшое кладбище на проспекте маршала Жукова ликвидировали в середине прошлого века с более практическими целями. Хорошевский погост , который отмечен на картах начала XX столетия, был заменен на автобусную станцию.

Дворец культуры и другие строения предприятия ЗИЛ были построены на месте кладбища при Симоновом монастыре . Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сам дворец творчества в связи с реконструкцией заводский территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ».

Другой частично сохранившийся некрополь располагается на Преображенском валу . Братское кладбище для монахов и служителей Никольского единоверческого монастыря действовало с 1866 года. В 1920-м покои переделали в общежитие завода «Радио». В это же время хоронить на погосте перестали. В 1931 году, руководствуясь санитарными нормами, местные власти приняли решение о ликвидации кладбища. Захоронения и надгробия преимущественно были вывезены за территорию города. Сейчас на месте бывшего некрополя можно найти лишь небольшие элементы могил и единственный уцелевший памятный знак, поставленный в 1921 году на могиле революционерки Александры Александровой.

Семеновское кладбище, созданное в 1771 году, вплоть до 1935 было одним из самых популярных мест для захоронений. В частности, на погосте действовала отдельная солдатская секция, где покоились герои многочисленных войн. Но в 1935 году было принято решение ликвидировать захоронения для строительства зданий промышленного предприятия «Салют». К 1966 году оставшуюся часть кладбища ликвидировали при прокладке трамвайных путей. Два года назад Мосгордума приняла решение об организации мемориала на месте бывших воинских захоронений, но проект так и не перешел в стадию реализации.

Примерно в тот же период были уничтожены два соседних, Кожуховское и Холерное кладбища , созданные в 1771 и 1817 годах, соответственно. Территорию бывших погостов занимают промышленные здания и предприятие «Мостелефонстрой». На территории так же располагаются рестораны быстрого питания.

Созданное одновременно Бирюлевское кладбище просуществовало до 1978 года, после чего на его месте был разбит сквер. Одновременно удалось сохранить приписанный к погосту храм Святителя Николая Чудотворца, который был восстановлен после пожара силами советских властей.

Бывшее Дегунинское кладбище в 1987 году вытеснил расположившейся в глубине Коровинского шоссе МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова. До начала 1990-х на территории погоста был свален бытовой мусор и размещены бытовки рабочих, занятых возведением гостиницы «Ирис конгресс отель». Позже на освободившейся территории обустроили сквер.

Еще Бенджамин Франклин отметил, что в мире нельзя быть ни в чем уверенным, кроме неотвратимости смерти и налогов. Обычно люди стараются максимально предпринять все необходимые обряды и ритуалы, когда свершается то самое неизбежное.

Церемония похорон стара, как и сама цивилизация, но от региона к региону наблюдаются заметные отличия в ее проведении. Многие культуры и религии предусматривают кладбища для сохранения останков умерших людей. Именно тут происходят траурные и памятные церемонии.

Однако есть у кладбищ и другое предназначение - наиболее необычные из них стали туристическими достопримечательностями. Появился даже "темный" туризм, который ставит перед собой цель посещение именно такого рода мест. Расскажем о 10 самых необычных кладбищах мира, привлекающих так много посторонних посетителей.

Кладбище домашних животных. Кладбище de Chiens для собак и других домашних питомцев считается самым старым такого рода в мире. Оно располагается в коммуне Аньер-сюр-Сен, что на северо-западе Парижа. Еще в 1898 году был принят закон, который запрещал выбрасывать трупы умерших животных и предписывал хоронить их в специальных могильниках. В итоге в 1899 году появилось такое кладбище - теперь хозяева питомцев были избавлены от необходимости сбрасывать трупы в Сену. Сейчас на кладбище захоронено около 40 тысяч животных. В начале 20 века вход на кладбище был украшен памятников сенбернару Барри, который спас около 40 человек. Самой же большой звездой de Chiens является собака-актер Рин Тин Тин (1918-1932). Считается, что именно этот пес спас кинокомпанию Warner от банкротства.

Шоссе в Ад. Кладбище Stull, расположенное в Канзасе имеет репутацию одного из самых посещаемых в мире туристами. Некоторые люди даже полагают, что именно тут располагается одно из семи врат Ада. Вокруг кладбища существует так много легенд, рассказов о колдовстве, сверхъестественных происшествиях и призраках, что якобы сам Папа Римский Иоанн Павел II приказал своему частному самолету облететь это место стороной, когда побывал на публичном выступлении в Колорадо в 1995 году. Папа посчитал это место "проклятой землей". Однако насколько это правда, и действительно ли это место так страшно? По этому поводу ведутся многочисленные споры, говорят, что тут похоронен сын дьявола со своей земной матерью. Именно поэтому Сатана и посещает это место один или два раза в год, начиная с 1850 года. Однако Трейси Моррис, автор юмористических рассказов о сверхъестественном, логично вопрошает: "Почему бы госпоже Люцифер со своим сыном после смерти не отправиться в ад, где их ждет отец семейства? Возможно, они тогда все вместе посещают свои могилы на своих каникулах?"

Посмотрите на Винчестерских гусынь. Кладбище скрещенных костей называют еще и кладбищем женщин-одиночек. Его история восходит к средневековью. Именно это место стало местом упокоения проституток, которых в Англии прозвали Винчестерскими гусынями. Женщины легально работали в публичных домах Лондона и для них выделили собственное кладбище. Железный забор здесь украшен цветными лентами, брелками, стихами и фотографиями, перьями и шелковыми чулками. Историк эпохи Тюдор Джон Стоу написал в своем обзоре Лондона 1603 года: "Этим одиноким женщинам было запрещено участвовать в церковных обрядах, пока они вели свою греховную жизнь. Их даже исключали из христианского погребения, если они занимались своим ремеслом до самой смерти. Поэтому участок, выделенный для их погребения, и называется кладбищем одиноких женщин. А создано оно было на отдалении от приходской церкви".

Природные мумии. Чтобы увидеть мумии не обязательно ехать в Египет. В Урбании, Италия, находится церковь мертвых. Сама церковь возникла тут в 1380 году, ее украшает красивый готический портал. В 1567 году здесь возникло целое братство, которое помогало людям умереть в тепле, спокойствии и заботе. А в 1833 году здесь появилось кладбище мумий, известное тем, что здесь представлены образцы не человеческой мумификации, а естественной. За алтарем были выставлены останки 18 человек, история каждого из них сохранилась до сих пор. Выделяется бывший настоятель братства, женщина, умершая во время родов и молодой парень, похороненный во время анабиоза. Туристов любят пугать рассказом, что эта мумия иногда просыпается. Специалисты полагают, что такой эффект стал возможен благодаря плесени, которая полностью вобрала влагу из трупов, поспособствовав высыханию органов. В год кладбище-музей посещает около 13 тысяч туристов.

Кладбище мафии. В 90-е годы Екатеринбург был известен в качестве криминальной столицы России. В этом городе жили многие лидеры преступных группировок, со временем Широкореченское кладбище стало место последнего успокоения для многих из них. Большинство могил здесь очень дорогих, отделанных черным мрамором. Нередко можно встретить драгоценные камни, на надгробиях часто встречаются лазерные гравировки усопших в полный рост. На могилах указаны не только имена бандитов, но и их псевдонимы, а также их таланты: "он был экспертом в использовании ножей". Коллеги отдавали дань уважения своим друзьям, стараясь максимально показать свое уважение - здесь можно встретить и семиметровую стелу, и вечный огонь. Стоимость могил и мавзолеев тут доходит до десятков тысяч долларов. Интересно, что тут же захоронен и отец Бориса Ельцина, чья могила намного скромнее.

Первое подводное кладбище в мире. В 2007 году около побережья Майами-бич был создан Мемориальный риф Нептуна, также известный как риф Атлантиды или Атлантический мемориальный миф. Это первый в мире подводный мавзолей для хранения кремированных останков и самый большой техногенный риф в мире. Он был создан на 16 акрах бесплодного дна океана и располагается на глубине около 12 метров. Несомненно, это место является идеальным кладбищем для тех, кто при жизни любил море. Посещать своих усопших родных близкие могут или путем погружения с аквалангом, или же на сайте кладбища. Комплекс является совершенным с архитектурной точки зрения - здесь есть множество колонн, столбом, статуй львов и ворот. Средняя стоимость похорон тут составляет 7 тысяч долларов, кремированные останки смешиваются с цементом и встраиваются в структуру рифа, а на этом месте устанавливается бронзовая табличка. Сегодня на рифе Нептуна похоронены уже сотни людей.

Веселое кладбище. Казалось бы, кладбище является печальным местом, но некоторые предприимчивые люди решили сделать его развлекательным. Веселое кладбище располагается на севере Румынии, в деревне Сапанта. Сегодня это место вошло в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО. Надгробия выглядят красочно, на них в поэтической и веселой манере рассказано о жизни человека. Обычные цвета здесь зеленый, синий, красный, а не унылые серый и черный. Надгробия украшают большие дубовые кресты, на которых и выгравированы смешные эпитафии. Начало этой местной традиции положил местный мастер Иоанн Стэн Патра, который установил первый крест со стишком еще в 1935 году. Возникновению такого кладбища поспособствовал тот факт, что древний народ даков, румынских предков, считал смерть лишь освобождением бессмертной души. Смерть для них была торжественным и радостным событием в ожидании лучшей жизни.

Мост в рай. Это кладбище единственное в своем роде, ведь оно является мостом в вечность. В Мексике располагается парк, который славен такой достопримечательностью. Структура кладбища основана на Григорианском календаре. Само же оно выглядит холмом, в котором есть семь уровней, представляющих семь дней недели. Кладбище, именуемое "Мостом в рай", содержит в себе 365 гробниц, внешняя сторона которых отображает соответствующее время года. Лестниц главного входа состоит из 52 ступенек - именно столько недель в году. Каждая могила здесь уникальна - отличия кроются в самом проектировании, используются различные строительные материалы. На "Мосту в рай" есть как копии знаменитых соборов, так и могилы в виде дивана или кровати с подушками в изголовье.

Таинственные висячие гробы. Традиции подвешивать гробы являются довольно распространенным мероприятием в Азии. Такие способы захоронения можно встретить в Китае, на Филиппинах и Индонезии. Некоторые гробы лежат на деревянных кольях, вбитых в скалу, а некоторые располагаются прямо на уступах или пещерах. Самым известным захоронением такого рода являются гробницы людей Бо в Гонгксиане, что в китайской провинции Сичуань. Здесь, в горах Уишань располагаются самое старое висящее кладбище - старейшим могилам целых 3750 лет! Как ни странно, но такой подход не лишен смысла - зачем хоронить гробы под землей, если желаешь попасть на небеса? Такое расположение захоронений ставит также своей целью не мешать живущим ныне людям, да и защитить останки от нерадивых потомков.

Грандиозные египетские захоронения. Одним из самых древних и величественных кладбищ является Кладбище в Гизе, что в долине Царей. Плато Гизы, место расположения Великой пирамиды, местный Сфинкс и тысячи могил привлекают сюда тысячи туристов, историков, археологов, математиков и просто ученых со всего света. Пирамида Хеопса, расположенная здесь, является самой крупной и старой. Сегодня это одно из семи чудес света. Здесь покоится тело фараона Хуфу, или Хеопса, а для изготовления такого величественного надгробия понадобилось более чем 2 миллиона камней и целых 20 лет работы рабов. Египтяне полагали, что такая сложная система захоронения обеспечит их вождю бессмертие в загробной жизни. Другим примечательным кладбищем этой местности является Долина Царей. Она входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Здесь с 1600 до 1100 года до нашей эры были построены гробницы для захоронения фараонов. Сегодня в долине обнаружено более 60 гробниц и 120 камер, где содержались останки членов королевской семьи Древнего Египта. Гробницы пережили череду ограблений, но и сегодня в Долине Царей обнаруживаются все новые интереснейшие захоронения. Последним же самым крупным открытием стало обнаружение гробницы царя Тутанхамона в 1922 году.

  • В прошлом в соборах и церквях Кремля хоронили правителей и членов их семей.
  • Архангельский собор в Кремле является местом захоронения многих русских правителей XIV-XVII вв.
  • После революции 1917 года Красная площадь стала местом захоронения революционеров, лидеров коммунистической партии и полководцев.
  • Самые известные погребальные комплексы в Кремле ‒ и Могила Неизвестного солдата.
  • Новодевичье, Ваганьковское, Введенское кладбища и другие представляют особый интерес, так как там похоронены многие известные люди.
  • Некоторые надгробия ‒ настоящие произведения искусства .

Традиционно мрачный ореол окружает старые кладбища. Иногда они представляются как пространства, вырванные из наш его мира, мира живых. Вокруг отдельных могил и мест захоронений часто возникают различные культы или легенды. Некрополи нередко интересны тем, кто ищет следы знаменитых исторических деятелей или любимых писателей или актеров. И сами по себе, кладбища являются особенными памятниками своей эпохи: это единые пространства, имеющие свою внутреннюю логику, а зачастую и сакральный смысл. Например, Введенское кладбище изначально было специальным кладбищем для католиков и лютеран, а некрополь Донского монастыря был создан для представителей знатных дворянских фамилий. Интересно, но при посещении главных достопримечательностей Москвы вам в любом случае не удастся пройти мимо захоронений. Например, невозможно не увидеть Мавзолей и могилы у Кремлевской стены на Красной площади, пропустить надгробия московских князей и царей в Архангельском соборе Кремля или не заметить внутренний некрополь во время экскурсии по Новодевичьему монастырю.

Естественно, что кладбища в Москве существуют столько, сколько на этом месте живут люди. Сначала мертвых хоронил и на кладбищах у приходских церквей и монастырей, но большинство таких некрополей не сохранились или дошли до нашего времени только как археологические памятники. С середины XVII века власти начали ограничивать захоронения в черте города во избежание эпидемий. Подобные указы делали исключения для знати, которую хоронили в монастырских некрополях. Обоснованность такого запрета наглядно проявилась в 1771 году, когда разразилась страшная эпидемия чумы, пришедшая, как предполагается, на плечах русской армии, воевавшей с турками. В XVIII веке под первое общегородское кладбище было приспособлено кладбище в Марьиной роще (ликвидировано в советское время), были открыты еще несколько кладбищ в пригородах. Одним из известнейших кладбищ этого периода стало Ваганьковское.

Важной и весьма трагичной вехой в истории московских некрополей стали 1930-е годы. На это время приходится пик атеистической кампании большевистского правительства, жертвой которого стали не только многие храмы, но и кладбища. Многие захоронения известных деятелей культуры с надгробными памятниками переносились на новые места, но большинство мест захоронений при монастырях и церквях, в том числе фамильные дворянские и купеческие захоронения, были уничтожены и застроены.

Советская эпоха оставила после себя несколько интересных ритуальных комплексов. Речь идет о захоронениях партийной и военной элиты и деятелей науки и искусства на Красной площади, а также «элитных» Ваганьковском и Новодевичьем кладбищах.

Некрополи Московского Кремля и Мавзолей В. Ленина

Адрес: Московский Кремль, Красная площадь

Сразу несколько погребальных комплексов, относящихся к разным эпохам, находятся в Московском Кремле. С 1264 года московская крепость стала резиденцией местных князей. Правителей и членов их семей хоронили в некрополях кремлевских храмов. Так появились родовые княжеские усыпальницы. Чести быть похороненными в этих церквях удостаивались также православные иерархи.

Самой ранней усыпальницей русских правителей является Архангельский собор Кремля . Здесь покоятся московские князья, начиная с великого князя Ивана Калиты, который умер в 1340 году. Здесь же похоронены Дмитрий Донской (ум. 1389), победитель татарского хана Мамая; великий князь Иван III Великий (ум. 1505), сделавший Москву центром объединения русских земель; Иван IV Грозный (ум. 1584), первый русский царь и один из легендарных персонажей русской истории; царь Михаил Федорович (ум. 1645), первый Романов на троне; Алексей Михайлович (ум. 1676), наиболее значительный русский правитель XVII века. Последним похороненным в соборе и вообще в Москве представителем царской династии стал император Петр II, умерший в 1730 году. В крипте собора также находятся саркофаги женщин из семейств Рюриковичей и Романовых, которые были перенесены сюда из снесенного в 1928 году Вознесенского монастыря в Кремле.

Усыпальницей церковных владык в Кремле был Успенский собор . Среди похороненных здесь 20 предстоятелей можно назвать имена митрополита Московского Филиппа II (ум. 1569), критика царя Ивана Грозного, убитого по его приказу; патриарха Гермогена (ум. 1612), уморенного голодом поляками-оккупантами за отказ сотрудничать; патриарха Филарета (ум. 1633), могущественного главы дома Романовых, отца царя Михаила Федоровича. В других кремлевских церквях также можно встретить надгробия некогда влиятельных людей.

В 1917 году на смену культу царей и патриархов пришел культ мучеников революции. Уже 10 ноября 1917 года, сразу после окончания кровопролитных боев в Москве, на Красной площади у Кремлевской стены были похоронены 238 революционеров-участников восстания. До 1927 года у Кремлевской стены появилось еще несколько братских могил революционеров. Отдельных могил удостаивались руководители партии и полководцы. В одной из таких могил лежат останки И. Сталина, вынесенные в 1961 году из Мавзолея. У Кремлевской стены похоронены советские военачальники, герои гражданской войны 1917-1922 гг. М. Фрунзе, К. Ворошилов, С. Буденный, первый чекист Ф. Дзержинский, государственный деятель М. Калинин, генеральные секретари КПСС Л. Брежнев, Ю. Андропов, К. Черненко и другие представители советской элиты. Сама Кремлевская стена также стала местом для захоронения. В нее помещали урны с прахом после кремации, а место «погребения» закрывалось памятной плитой.

Помимо властной элиты, здесь можно увидеть могилы выдающихся ученых: академика А. Карпинского (1847–1936), геолога и первого президента Академии наук СССР; академика И. Курчатова (1903–1906), создателя советской атомной бомбы; конструктора академика С. Королева (1907–1966), «отца» советской космонавтики; конструктора М. Келдыша (1911–1978). Нельзя не назвать имя покоящегося в Кремлевской стене писателя М. Горького (1868–1936).

Кроме того, некрополь у Кремлевской стены стал последним пристанищем для нескольких иностранных деятелей международного коммунистического движения, оказавшихся в конце жизни в Советской России. Среди них американский журналист Джон Рид (1887–1920), очевидец Октябрьской революции и автор книги «Десять дней, которые потрясли мир»; немецкая коммунистка и борец за права женщин Клара Цеткин (1857–1933) и другие.

Логическим центром погребального комплекса на Красной площади является После смерти В.И. Ленина его тело было решено сохранить и поместить в специально построенную усыпальницы. Мавзолей был изначально спроектирован А. Щусевым, а окончательный его вариант завершен в 1930 году. Форма мавзолея отсылает к египетским пирамидам, намекая, что перед нами храм религии будущего мира.

Еще одним известнейшим захоронением у московского Кремля является Могила Неизвестного солдата в Александровском саду . Этот мемориальный комплекс повторяет традицию парижского памятника Неизвестному солдату под Триумфальной аркой. Монумент посвящен всем погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, «чье имя неизвестно, но подвиг бессмертен». Здесь захоронены останки безымянного солдата из одной из братских могил Подмосковья. Этот лаконичный монумент также является центром воинского культа, в центре которого – трепетное отношение к павшим воинам.

Некрополь Новодевичьего монастыря и Новодевичье кладбище

Новодевичий монастырь (некрополь) . Новодевичий проезд, д. 1

Кладбище: Лужнецкий проезд, д. 2

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Московским Василием III. Комплекс монастыря относится к XVI–XVII векам и представляет собой уникальный памятник древнерусского архитектурного стиля и нарышкинского барокко.

Некрополь Нов одевичьего монастыря – одно из двух наиболее сохранившихся дворянских кладбищ в Москве. Правда, захоронений старше XIX века здесь нет. Это кладбище дает возможность пройти в тишине мимо рядов старых надгробных памятников, останавливаясь перед знакомыми именами. Сами надгробия – настоящие памятники старины, среди которых встречаются произведения искусства. Например, выделяется надгробие героя Бородинского сражения генерала В. Тимофеева (1783–1850), украшенное гербами и барельефным бюстом усопшего. Имена похороненных здесь могут многое сказать интересующимся русской историей: полководец Первой Мировой войны генерал А. Брусилов (1853–1926); герой Отечественной войны и поэт Д. Давыдов (1784–1839); писатель М. Загоскин (1789–1852); участники неудачной «дворянской революции» в декабре 1825 года, среди них один из лидеров заговора князь С.П. Трубецкой (1790–1860); историк М. Погодин (1800–1875); фил ософ В. Соловьев (1853–1900) и многие другие.

В начале XX века места на монастырском кладбище не осталось, поэтому за его стенами было открыто новое Новодевичье кладбище. Сюда же в 1930-е годы переносили могилы выдающихся деятелей культуры с уничтожавшихся кладбищ столицы. Так, здесь оказалась могила одного из крупнейших русских писателей Н. Гоголя (1809–1852), перенесенная из Данилова монастыря. Сейчас на ней стоит копия оригинального памятника, замененного в 1952 году. С Дорогомиловского еврейского кладбища перенесена могила гениального пейзажиста И. Левитана (1860–1900). Здесь же покоятся предприниматели братья Сергей (1834–1892) и Павел (1832–1898) Третьяковы, создавшие Третьяковскую галерею, одно из самых значительных мировых собраний русской живописи. Их прах также попал сюда из Д анилова монастыря.

В советское время Новодевичье кладбище было зарезервировано для номенклатурной и культурной элиты. Сейчас прогулка по Новодевичьему – знакомство с миром «Красной Москвы». Тут проходят перед глазами имена людей, определявших облик Советского Союза как в политике, так и в искусстве. Одно из самых известных захоронений – могила Н. Хрущева. Он — единственный генеральный секретарь КПСС, похороненный не на Красной площади. На момент смерти он находился в опале, и его прах оказался на втором по рангу номенклатурном кладбище.

Донской монастырь: Донская пл., 1 – 3

Кладбище Донского монастыря: Донская ул., д.1

Ритуальные комплексы вокруг Донского монастыря имеют схожую историю с Новодевичьим монастырем и кладбищем. – хорошо сохранившееся место погребения московского дворянства. Среди покоящихся здесь множество знаменитых людей. Так, здесь захоронен 61 герой Отечественной войны 1812 года. Можно также упомянуть художника-передвижника В. Перова (1834–1882), создателя аэродинамики Н. Жуковского (1847–1921), историка В. Ключевского (1841–1911). В 2005 году сюда были перевезены из-за рубежа останки деятелей Белого антибольшевистского движения генерала А. Деникина (1872–1947) и философа И. Ильина (1883–1954). А в 2008 здесь нашел последний приют писатель-нобелевский лауреат А. Солженицын (1918–2008). Монастырское кладбище представляет собой фактически музей под открытым небом и снабжено планами с указанием имен похороненных и информационными табличками на русском языке.

Введенское кладбище

Адрес: ул. Наличная, д.1

В Москве существовало несколько кладбищ для иноверцев. Все они интересны как памятники ритуальной культуры других конфессий. Но стоит уделить особое внимание Введенскому кладбищу . Его появление также связано с эпидемией 1771 года. Кладбище расположено в районе Лефортово, который граничит с Немецкой слободой, где еще с XVI века селились иностранцы. Первоначально здесь хоронили только католиков и лютеран, но в XIX веке кладбище потеряло свою «специализацию». Самыми известными историческими именами на этом кладбище являются Франц Лефорт и Патрик Гордон, иностранцы на службе у царя Петра I. Их останки перенесли сюда в XIX веке из снесенной лютеранской церкви в немецкой слободе. Также на Введенском кладбище похоронены семьи ряда немецких фабрикантов, художники Виктор (1848–1926) и Аполлинарий (1856–1933) Васнецовы, писатель М. Пришвин (1873–1954), летчики французского авиаполка «Нормандия-Неман».

Еще с XVIII века вокруг этого кладбища витал мистический дух. Отголоски тех верований живы и сейчас. Например, своеобразным местом паломничества является мавзолей фабрикантов Эрлангеров работы Ф. Шехтеля. Стены этого склепа посетители кладбища постоянно расписывают своими просьбами, обращенными к Богу. Ответ на вопрос о том, как мавзолей немецкой семьи стал местом поклонения, оказывается неожиданно простым: внутри склепа находится мозаичное панно «Христос-Сеятель», выполненное по эскизу К. Петрова-Водкина. Тема этой мозаики отсылает к профессиональной сфере деятельности семьи Эрлангеров – мукомольному делу. Мавзолей Эрлангеров является объектом культурного наследия федерального значения.

Ваганьковское кладбище

Адрес: ул. Сергея Макеева, д. 15

Wrote in February 24th, 2016

Ещё

Москва на костях
Фотограф Сергей Карпов и журналист Алексей Сочнев изучили, что теперь находится на местах, где раньше были кладбища

Корреспондент «Русской планеты» Алексей Сочнев и фотограф Сергей Карпов приглашают вас на прогулку по нескольким бывшим кладбищам Москвы.


Здание Гохрана на месте бывшего Армянского кладбища в Филях


В старину покойников в Москве хоронили при церквях и монастырях, а для умерших насильственной смертью, странников и иноверцев существовали убогие дома, которые также называли скидельницами или гноищами. К концу XVII века в Москве насчитывалось более 300 разрастающихся кладбищ около церквей, а известных убогих домов было четыре. Скидельницами назывались места, откуда брали глину («скидель» - глиняная посуда). Когда место вырабатывалось, евреи и христиане использовали яму для погребения странников, иноплеменных и убогих, погибших на войне или умерших от моровых язв.

Если трупов было слишком много, их сваливали в кучу в огромные ямы со льдом, не закапывая, не отпевая, оставляли до весны. Трупы хранились до Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи), когда тела предавали земле. К убогим домам на ритуал приходило много народу, зевак, побирушек и плакальщиц. Собравшиеся рыли могилы, вытаскивали накопившиеся мертвые тела из ямы, облекали их в саваны, клали в гробы и предавали земле. Другие в этот момент пели панихиды и молились за упокой всех погребенных. Тут же устраивали поминки, передавая из рук в руки чашу. Из-за воздействия погоды некоторые трупы подгнивали, отсюда и альтернативное название места - гноища.

В Москве известных убогих домов было четыре. Один на пересечении Пречистенки и Мертвого переулка (теперь это Пречистенский переулок). Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами, там был похоронен царевич Димитрий, сын Ивана IV (или Лжедмитрий). Третий - за Таганкой, на его месте построен Божедомский монастырь (он же Покровский). Самый старый, четвертый убогий дом, был на реке Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. В 1934 году церковь снесли, на ее месте прошел Калининский проспект (сейчас улица Воздвиженка). В 1979 году, когда через проспект строили подземный переход, культурный слой с древними гробами был вскрыт. Их сгребли в кучу экскаватором, вывезли на свалку и сожгли.

Первыми запретили хоронить в пределах Кремля цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович: во время ливней и паводка трупный яд с церковных кладбищ и убогих домов попадал в питьевую воду, вызывал заболевания, повышал смертность. Запрет на захоронение в пределах всего города издал в октябре 1723 года Петр I. Однако его указы в Москве исполнять не торопились: москвичи считали царя Антихристом, который ведет борьбу с традициями православного народа, и продолжали хоронить около церквей.

Следом за Петром борьбу с кладбищами продолжила императрица Елизавета Петровна. Ее беспокоило не только здоровье населения, но и эстетика: могилы портили пейзаж на пути от дворца на Яузе к Кремлю. Их было велено сравнять с землей, а надгробные камни пустить на строительство новых и ремонт старых церквей. Чтобы закрыть оставшиеся московские кладбища и убогие дома, было решено открыть общегородское кладбище за пределами города. Для подбора места образовали специальный комитет из авторитетных московских священников и главного архитектора Москвы князя Дмитрия Ухтомского.

Место было выбрано соответствующее: при новых убогих домах у Марьиной Рощи, близ древнего немецкого кладбища за городской чертой. В 1732 году от церкви Иоанна Воина сюда перевезли амбар для хранения мертвых тел, а затем в 1750 году выстроили деревянную церковь Св. Лазаря Четверодневного. Так общегородское кладбище стало называться Лазаревским. Москвичи не любили его, считали проклятым местом для непокаявшихся грешников. Такое отношение к нему сохранялось до знаменитой эпидемии чумы 1771 года (тогда из-за опасности распространения болезни сенат окончательно запретил хоронить в черте города, и для покойников на скорую руку были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы). А Лазаревское, оказавшееся единственным в Москве кладбищем внутри Камер-Коллежского вала, сделалось престижным. В XIX веке на нем уже хоронили купцов, духовенство, военных и артистов. На западе Москвы было разбито огромное Дорогомиловское кладбище. По соседству с ним расположилось Борейское (еврейско-караимское) и Армянское кладбища. На Востоке появились Семеновское и Военное кладбища, Братское на севере Москвы, на юго-востоке - Кожуховское, всего более 40 погостов.

После революции в 1920–1930 годах большевики в рамках борьбы с религиозными культами и смертью как таковой повсеместно упраздняют кладбища и вводят традицию открывать на их месте учебные заведения, парки и футбольные поля. После расширения Москвы в 1950-х годах под каток попадают кладбища в присоединенных к столице селах. С одних кладбищ родственникам разрешают перевезти останки в разрешенные места, с других останки сгребает экскаватор и отправляет в последний путь на пригородную свалку.


2. Кладбище Симонова монастыря

Дворец культуры и другие сооружения предприятия ЗИЛ были построены на месте внушительного кладбища при Симоновом монастыре. Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же в ряд выставлены надгробия, которые до этого использовались как бордюрный камень. Сам Дворец творчества в связи с реконструкцией заводской территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ». Под зданиями ЗИЛа похоронены представители русского дворянства. Например, Головины, Дурасовы, Муравьевы, Нарышкины, Татищевы, Шаховские и многие другие.


3. Кожуховское кладбище

Кожуховское кладбище было создано в 1771 году во времена буйства чумы. Тогда в сутки болезнь уносила 40–70 жизней, погибли тысячи людей. Кладбище действовало до 1935 года, когда было принято решение его закрыть, а захоронения убрать. Сейчас его территорию занимают школа №2056 (улица Петра Романова, дом 16) и пришкольная территория. Холерных кладбищ на старых картах Москвы удалось обнаружить ровно восемь. Сейчас на их месте находятся жилые дома (например, дом 3 корпус 5 и 3 корпус 6 по Большой Черкизовской улице), офисные здания или даже одно из старейших предприятий, входящих в структуру Роскосмоса, - корпорация ВНИИЭМ.


4. Люблинское кладбище

Сравнительно большое кладбище города Люблино, бывшего районного центра Московской области к юго-востоку от столицы. Существовало с 1635 года, находилось между нынешним Спортивным проездом, дом 3, и домом 5 (строение 3) по Краснодонской улице.

Кладбище было закрыто для захоронений в 1939 году и снесено в начале 1960-х годов, после присоединения города Люблино к Москве. На самом кладбище теперь располагаются школа № 335 (Спортивный проезд, дом 3А) и футбольное поле. Несмотря на то что это кладбище снесли сравнительно недавно, коренной житель Люблино Сергей Аникин в разговоре с РП уверял, что даже не подозревал о его существовании. Здесь же, в Южнопортовом районе Юго-Восточного округа, когда-то было Старообрядческое кладбище. Оно находилось между домами 3 (строение 10) и 3 (строение 13) по улице Мельникова.


5. Кладбище села Юрлово

Село Юрлово находилось на севере Москвы у правого притока Яузы реки Черемянки. Оно соседствовало с деревнями Подушкино, Сабурово, Козеево, Чернево, Медведково и Бибирево. В 1960 году села и деревни вошли в состав Москвы. Территории Сабурово, Подушкино, Бибирево и Юрлово сейчас входят в состав района Бибирево. Кладбище бывшего села Юрлово при вхождении в состав Москвы было застроено. Сейчас на его месте стоит дом 10 по улице Пришвина, в нем, кроме прочего, располагается судебный участок № 86.

На севере Москвы располагались еще два кладбища: Братское и кладбище поселка Сокол. Братское кладбище находилось в районе нынешней станции метро «Сокол» на землях бывшего села Всехсвятского. Оно было открыто по распоряжению Городской думы в начале 1915 года для захоронения москвичей, погибших на фронтах Первой мировой войны или умерших в московских госпиталях от ран. На нем были похоронены около 18 тысяч солдат, офицеров, врачей, сестер милосердия и летчиков. В 1925 году кладбище было закрыто для захоронений, а в 1932 году почти все надгробия были снесены, в центральной его части создали парк. В парке за кинотеатром «Ленинград» сохранился памятник на могиле студента Шлихтера. В 2004 году парк преобразовали в Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны, установили ряд монументов и открыли часовню в память о погибших.

На востоке поселка Сокол и Братского кладбища располагалось еще одно обычное городское кладбище. Сейчас на его месте разбит Чапаевский парк.

Не всем кладбищам повезло повезло так, как кладбищу района Сокол, где установили памятные знаки. Много лет градозащитники из организации «Архнадзор» пытаются добиться от властей Москвы решения построить в районе Соколиной Горы (Восточный административный округ) военный мемориал. Здесь когда-то находилось огромное Семеновское кладбище. Оно, кстати, было единственным «нечумным» из дореволюционных кладбищ, а после 1812 года часть территории кладбища была специально выделена для погребений героев и участников войн. Там погребали умерших от ранений в близлежащем Лефортовском военном госпитале солдат, офицеров и ветеранов как Отечественной войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой. Для жертв этой войны на южной окраине кладбища был даже выделен специальный участок, где все могилы и надписи на могильных плитах были оформлены по единому образцу, а кресты по одной форме. Семеновское кладбище называли кладбищем воинской славы России.

Весной 1935 года кладбище было закрыто для захоронений. Родственникам было разрешено перенести останки усопших. Их частично перенесли на ближайшее - Преображенское кладбище, но большая часть осталась на месте. Моссовет принял решение о досрочной ликвидации части кладбища размером 4,2 га, «вызванное государственной необходимостью в связи с прирезкой земель к территории завода №24».

На месте военных могил теперь находится ФГУП «ММПП "Салют"» и многоэтажные жилые дома. Котлован на кладбище под будущий завод рыли студенты. Один из них, Эмиль Кардин, вспоминает: «На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали... Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку... Иной раз останки лежали в два-три слоя».

Сейчас кладбище застроено, прямо по нему прошел Семеновский проезд и трамвайные пути, разделившие его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, - именно там теперь находится сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися несколькими надгробиями. При облагораживании сквера ежегодно находят черепа, кости и даже гробы.


6. Черемушкинское кладбище

Дом аспиранта и студента МГУ, знаменитый ДАС на улице Шверника - самое большое общежитие Московского университета, а в прошлом «Дом нового быта» архитектора Остермана - находится на пересечении Большой Черемушкинской улицы и улицы Шверника. Рядом с ДАСом, где сейчас автостоянка №3, было Черемушкинское кладбище. «Я жила в ДАСе в 2002–2003 годах, и несмотря на то, что студенты любят страшилки, о кладбище никто не упоминал. Скорее всего, о нем просто не знали», - рассказала «Русской планете» бывшая студентка МГУ Мила Дубровина.


7. Тропаревское кладбище

Тропаревское кладбище находилось в ранее существовавшем селе Тропарево на юго-западе Москвы. Сейчас на месте некрополя расположился комплекс Российского медицинского университета им. Пирогова (улица Островитянова, дом 1). Кстати, это не единственное медицинское заведение на месте погоста: медицинский центр «Практика» на 3-й Мытищинской улице стоит на месте холерного кладбища.


8. Кладбище при Алексеевском женском монастыре и богадельне им. И.Н. Геер

Главный доход обители приносило монастырское кладбище, которое было открыто в 1842 году и быстро превратилось в один из самых престижных московских погостов. Всегда украшенное цветами, оно славилось множеством часовен всех фасонов: чугунных, кованых, с литьем. Не каждое московское кладбище могло сравниться с Алексеевским по числу упокоенных знаменитостей. Здесь находились могилы историков Бартенева и Шахова, публициста и издателя «Московских ведомостей» Каткова, поэта Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Вигеля, архитектора Каминского, скульптора Рамазанова - автора скульптур Аничкова моста, горельефов Храма Христа Спасителя и посмертной маски Гоголя, художников Зарянко и Прянишникова, физика Лебедева, основателя Народного университета Шанявского, мецената Надежды фон Мекк, московских обер-полицмейстеров Огарева и Власовского, психиатра Корсакова - одного из создателей Центрального полицейского покоя для душевнобольных (НИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского). На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы Васнецова) и Алексеевых, родителей Станиславского, семейные склепы кондитеров Абрикосовых (в советское время их фабрику переименовали в честь революционера Бабаева); Перловых, Оловянишниковых, Шустовых, производивших лучший коньяк в Москве; основателя Ново-Афонского монастыря иеромонаха Арсения. Здесь упокоились известные русские литераторы, знакомые Пушкина: например, Вельтман, историк Московского Кремля и директор Оружейной палаты, и Хлюстин, племянник графа Толстого. Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова (где был запланирован стадион имени Сталина) до Ленинских гор через площадь Дворца Советов. Назначение проспекта Ильича обязывало «осуществить на нем надлежащую монументальную застройку», что значило убрать с глаз долой храмы и могилы. Так как Алексеевское кладбище было классово чуждым, никакого переноса могил не производили. Надгробия и гранит пошли на бордюрный камень и облицовочную плитку, мрамор – на гравий. На месте кладбища был устроен детский парк, а в храме святого Алексия - дом пионеров. Сейчас на месте кладбища находится футбольное поле, все тот же детский парк, некоторые дома по улице Верхняя Красносельская, по части бывшего кладбища проходит улица Гаврикова.


9. Шелепихинское кладбище

На месте Шелепихинского кладбища был построен детский сад №1929. Исследователь исторической памяти, некросоциолог, основатель блога «Археология русской смерти» Сергей Мохов считает, что практика застраивать старые кладбища не считается кощунственной. «В Европе с кладбищами происходит приблизительно то же самое. Только к XXI веку стало придаваться значение этической стороне захоронений. Все помпезные европейские кладбища начали создаваться в эпоху романтизма - в конце XVIII - начале XIX века. Филипп Арьес в книге «Человек перед лицом смерти» подробно рассказывает про эту трансформацию отношения к смерти. Средневековое европейское кладбище - это чаще всего могила, в которую без всяких гробов сваливались тела, на картах эти места никак не отмечались. Так что по большому счету все старые европейские города, как и Москва, стоят на костях», - рассказал «Русской планете» Мохов.


10. Армянское кладбище

До наших дней просуществовало лишь одно старинное армянское кладбище неподалеку от Ваганьковского, однако карты сообщают, что было еще одно - в Филях. Находилось оно между нынешним домом 14 (строение 4) по улице 1812 года и домами 16 (строение 12) и 16 (строение 1) по Кутузовскому проезду. Сейчас там стоит здание Гохрана - Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России. Кладбище было закрыто для захоронений в 1956 году. В 1957 году родственникам усопших предложили перезахоронить могилы в течение года в ускоренном порядке, так как по проекту через территорию кладбища должен был пройти тоннель метрополитена от станции «Кутузовская» до станции «Фили». Через год проект был отклонен, и пути прошли чуть ближе к берегу Москвы-реки по открытому участку Филевско-Арбатской линии. В итоге перезахоронена была лишь каждая пятая могила. В 1970 годы во время строительства Гохрана вскрывалось много захоронений, и грунт вместе с гробами вывозился на братеевскую свалку. Выше от берега Москвы-реки вскрывались массовые захоронения солдат, предположительно привезенных с Бородинского сражения. Далее по берегу экскаваторы вскрывали карьерные захоронения, где человеческие останки были захоронены вперемежку с костями животных (недалеко от кладбища на старых картах обозначена скотобойня) и пересыпаны известью. Судя по остаткам формы, которую видели очевидцы, со скотом хоронили солдат армии Наполеона.


11. Кладбище сел Коломенское и Новинки

В 1988 году в районе была основана московская средняя общеобразовательная физико-математическая школа №1170 при МИФИ (сейчас Лицей №1523), которая находится по адресу Кленовый бульвар, дом 21, стоит как раз на месте кладбища двух сел - Коломенское и Новинки. Выпускница лицея Ольга Завелева рассказала «Русской планете», что ни она, ни кто-либо из ее одноклассников не знал, что их школа построена на месте кладбища. Скорее всего, не в курсе этого исторического материала и лицейские учителя.


12. Еврейско-караимское кладбище

В 1788 году участок под кладбище получила московская община белорусских евреев. С тех пор до революции кладбище расширялось в сторону области. В период Первой мировой войны на кладбище хоронили не только евреев-горожан, но и евреев-беженцев из районов, занятых военными действиями, а также солдат иудейского вероисповедания, умерших в больницах города. Еврейско-караимское кладбище или, как его еще называли, Борейское, граничило с Дорогомиловским - их разделял только деревянный заборчик. Судьба у них тоже сложилась по-соседски. В начале 1930-х годов захоронения были прекращены, ограды и часть надгробий снесены и разобраны населением. В 1932 году еврейской общине выделили территорию вблизи поселка Востряково, куда родственники смогли перезахоронить останки своих родных. Эксгумация проводилась за счет родственников, а перевозка гробов осуществлялась централизованно за счет государства - на машинах и подводах. По воспоминаниям очевидцев, лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место, а на Борейском, несмотря на запрет, продолжили хоронить до 1940-х годов - начала массовой жилой и промышленной застройки района. В 1948 году были демонтированы оставшиеся могилы и снесена церковь святой Елисаветы на Дорогомиловском кладбище. Перезахоронения с Дорогомиловского кладбища продолжались до начала 1950-х годов. Краевед Игорь Сергеев вспоминает, что мальчишки в то время бегали на стройку в надежде найти черепа с золотыми коронками и разбогатеть. На Дорогомиловском кладбище были погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. На Еврейском кладбище находились, например, могилы художника-жанриста Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника Левитана, крупных российских предпринимателей Поляковых. С середины 1950-х годов Дорогомилово было застроено и приобрело тот вид, который сохранился и по сей день. На месте кладбищ были построены дома для партийной элиты: в них жили Брежнев, Андропов, Суслов и другие. В одном из домов был открыт кинотеатр «Киев», сейчас это Театр-студия Петра Фоменко. Относительно недавно, когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.


13. Лазаревское кладбище

Найти территорию самого древнего и одного из самых больших кладбищ Москвы, Лазаревского, легко. Большая его часть располагалась на месте нынешнего детского спортивного парка «Фестивальный», на его территории до сих пор можно найти остатки кладбищенских плит. Часть кладбища относится к огороженной территории церкви в самом центре парка. По его северной части проходит Сущевский вал, там же находится «Планета КВН» (в прошлом - кинотеатр «Гавана») и целый квартал жилых домов. На востоке по кладбищу проходит Олимпийский проспект, на нем же стоит несколько жилых домов. Историю создания кладбища мы уже излагали выше. Существовало Лазаревское кладбище до 1934 года. Оно было крупнейшее в Москве до 1917 года. Всего на нем было около 50 тысяч захоронений. В 1932 году кладбищенский храм был оцеплен и закрыт милицией, имущество конфисковали, здание передали заводу под общежитие для рабочих. Кладбище в 1934 году было закрыто для захоронений, а в 1936 году началось его уничтожение: бульдозерами срыли часть могил, последние сровняли в послевоенные годы. На другие кладбища перевезли только те могилы, чьи родственники захотели перенести останки. На расчищенном месте был разбит детский парк им. Дзержинского и танцплощадка. Демонтаж производили халатно, поэтому танцевать людям приходилось в окружении надгробий, которые были срыты только в 1953 году во время субботника.

По воспоминаниям священников кладбищенского храма, в парке даже валялись черепа, которыми рабочие иногда играли в футбол. До наших дней сохранилась только церковь. Местная жительница рассказала «Русской планете», что о кладбище не знают только приезжие: «Оно было очень старое, и на него с собаками гулять ходили даже до того, как появился парк. Здесь это никого не смущает». Она уверена, что все могилы были перенесены, но тут же сообщила, что в парке осталось два могильных камня, и рассказала, как их найти. На Лазаревском кладбище были похоронены: семья известного актера Силы Сандунова (запомнился своими банями); медик Семен Зыбелин, историк и москвовед Иван Кондратьев; авиатор Мухин, архитектор Николай Никитин, метеоролог Михаил Спасский, художник Васнецов, жена Белинского, мать Достоевского и другие. Здесь были усыпальницы бояр рода Колычевых, князей Голицыных, Оболенских, представители других знатных родов, родственники святителя Игнатия Брянчанинова; множество духовенства и монашествующих. В их числе епархиальный духовник Александр Стефановский, диакон Лефортовского кадетского корпуса Митрофан Протопопов, настоятель храма Святителя Николая на Маросейке, св. прав. Алексий Мечев и другие.

В последнем пристанище человека есть что-то мистическое и одновременно жуткое, будоражащее любопытство и воображение. Мы собрали 15 самых невероятных кладбищ со всего мира, куда стремятся туристы, желающие окунуться в атмосферу фильмов ужасов в реале.

Старое еврейское кладбище (Прага, Чехия)


Старое еврейское кладбище в квартале Йозефов в Праге появилось в начале 15-го века. Самое старейшее найденное надгробие датируется 1439 годом, а последнее - 1787 годом. Точное число могильных плит и захороненных людей неизвестно, поскольку на этом кладбище захоронения производились слоями, друг на друга. По приблизительным подсчетам, на кладбище покоятся более 100 000 евреев, при этом есть лишь 12 000 видимых надгробий. Не удивительно, что многие люди видят привидения, проходящие через плотно спрессованные надгробия.

Парижские катакомбы (Париж, Франция)


Катакомбы Парижа представляют собой огромнейший подземный склеп под столицей Франции. Сеть пещер и туннелей тянется почти на 300 км, а покоятся в них останки около шести миллионов человек. О жутких катакомбах, которые буквально устланы черепами и костями, ходит множество историй.


Якобы здесь постоянного происходят паранормальные явления. Иногда перед туристами плавают призрачные шары или туман из эктоплазмы, а иногда даже тени призраков бродят по коридорам среди груд костей.

La Recoleta (Буэнос-Айрес, Аргентина)


Кладбище Реколета, которое находится в районе Реколета столицы Аргентины Буэнос-Айреса, является одной из главных туристических достопримечательностей из-за выдающихся образцов архитектуры 19-20 века. С эти этим кладбищем связана история о "Леди в белом", которая часто посещает могилы в ночное время.


Долина Царей (Каир, Египет)


Долина Царей, в которой находятся гробницы фараонов Древнего Египта, стала известной после вскрытия неразграбленной могилы Тутанхамона и связанного с ней "проклятия фараонов". Почти все, кто принял участие во вскрытии могилы, загадочно умерли несколько лет спустя.

Крипта капуцинов (Рим, Италия)


Для украшения стен этого склепа были использованы кости четырех тысяч францисканских монахов-капуцинов. Использовались человеческие кости и для создания интерьера различных часовен. Например, есть часовни, которые называются "Склеп таза" и "Склеп Черепа".

Bachelor’s Grove (Чикаго, США)


Известное как одно из наиболее часто посещаемых мест в Соединенных Штатах, кладбище Bachelor’s Grove в Чикаго был открыто в 1844 году. Рассказы о призраках на этом кладбище были особо популярны в 1970 - 1980-х годах. Рассказывали о странных шарах, фантомных машинах и даже призрачном доме, который внезапно появлялся перед людьми и затем таял в воздухе. В 1984 свидетели также сообщали, что видели несколько призрачных фигур по всему кладбищу, одетых в мантии монахов.

Река Ганг (Варанаси, Индия)


Из-за своей близости к Гангу, Варанаси является одним из самых святых городов индусов в Индии. Знаменит этот город тем, что в нем принято сжигать трупы на берегу Ганга, а затем просто бросать их в реку. Каждый день на берегу горят костры, а Ганг загрязняется мириадами бактерий. Невероятно, но люди купаются и стирают свою одежду в реке, в то время как мимо проплывают полусожженные останки.

Кладбище Сталл, Канзас


Место захоронение, которое также называется "Врата Ада", по преданию является одним из семи порталов Ада на Земле. Легенда гласит, что если постучать по камню в развалинах церкви, то ответит сам дьявол.

Capela DOS Ossos (Португалия)


В часовне, название которой буквально означает "Часовня костей", на стене висят два скелета, закованные в цепи. При этом стены также оклеены настоящими черепами и человеческими костями.

Ведьмино кладбище штат (Теннесси, США)


Кладбище, расположенное в глубинке Теннесси, является одним из старых в штате. На каменных надгробиях часто встречаются выгравированные пентаграммы, которые, как рассказывают, содержат ведьмовскую силу. Есть также многочисленные заявления о странных огнях, наблюдаемых в лесу в ночное время, а также о призраках животных, которые были принесены в жертву во время ритуалов на кладбище.

Кладбище La Noria (Ла Нория, Чили)


Ла Нория - заброшенный шахтерский городок с пугающей историей, полной насилия и рабства. Кладбище этого города - зрелище ужасное и невероятное. Многие могилы раскрыты. Ходят холодящие слухи, что с закатом мертвые восстают из могил и начинают бродить по заброшенному шахтерскому городу. Жители Чили также сообщали, что видели детей в заброшенных школах, как будто они сидят на обычном уроке.

Седлецкое костехранилище (Кутна Гора, Чехия)


В Седлеце, предместье чешского города Кутна Гора, находится небольшая римско-католическая часовня возле кладбищенской церкви Всех Святых. В этом склепе, по оценкам, содержатся скелеты от 40 000 до 70 000 человек, чьи кости были использованы для создания украшений и мебели для часовни.

Кладбище Чамула (Сан-Хуан Чамула, Мексика)


Хотя на этом месте была католическая церковь в 1960-х годах, священник из прихода соседнего села приезжает на мессу только раз в месяц. Все остальное время местные шаманы используют эту область для создания "волшебных зелий". Часто в жертву приносятся куры по время церемоний исцеления на этом кладбище.

Кладбище в кафе (Ахмедабад, Индия)


Туристы, которые заходят перекусить в ресторан "Нью-Лаки" в западной части индийского города Ахмедабад оказываются на кладбище - по всему зданию размещены древние мусульманские могилы.

Кладбище Окуно-ин (Япония)


Окуно - священная деревня недалеко от 120 буддийских храмов. Местное кладбище связано с жуткой легендой. Кобо Дайси (Кукай), основатель буддийской школы Сингон, как говорят, отдыхает здесь и, согласно легенде, он не умер, а лишь вошел в глубокое самадхи и возродится вместе со своими последователями.

Не менее жуткое зрелище представляют кладбища техники. сразят даже видавших виды путешественников.