Романтическое мировосприятие. Романтизм в культуре XIX века. Романтизм в русской литературе XIX века

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

В процессе эволюции мировоззренческих ориентаций общества, духовной культуры огромную роль играет феномен романтизма.

Подходы к пониманию сущности романтизма

Определение 1

По своей сути романтизм представляет собой новое историческое мышление, определенный тип культуры, общекультурное движение, оказавшее влияние на все сферы общественной жизнедеятельности.

Романтическое мирочувствие, мироощущение нашло свое выражение в художественной практике, эстетических теориях, которые при универсальности эстетических идеалов, философском обосновании, принципов воплощения в каждой стране имели свою национальную специфику.

Эпоха романтизма характеризуется особым пониманием сущности личности, ее возможностей и роли в истории. Акцентируя внимания не уникальности, неповторимости каждого человека, романисты углубляют традиции индивидуализма, формируют романтический культ личности.

Субъективизм как доминирующая черта романтического мировосприятия

В качестве отличительной особенности художественного мироощущения романтизма можно назвать высокий уровень субъективизма. Все внимание творца сосредоточено на личности, ее внутреннем мире, внутренней жизни. Соответственно, в центре эстетики романтиков – «Я» художника, «Я» творца. На первый план выдвигается ценность, значимость самого субъекта, индивидуальная психология личности, сам человек. В произведениях искусства культивируются сильные лирические переживания, страсти, воплощающие универсальный опыт человечества.

Особенности романтического мировосприятия проявляются в трагическом переживании противоречий между идеалом и реальностью, их несовместимостью. Романтикам свойственно постоянное чувство неудовлетворенности, вызванное невозможностью воплощения мечты в реальность, томление по идеалу, поиски которого составляют смысл жизни и творчества. Обостряется ощущение антонимичности бытия и внутренней природы личности.

Романтический герой всегда носит черты неудовлетворенности, раздвоенности. Сам конфликт разворачивается в рамках внутреннего мира личности, в рамках личностного мироощущения.

Оппозиция «бесконечное – конечное» в творчестве романтиков

Детализируя описания субъективного мироощущения, перемещение акцента на субъективно значимое начало направлено на моделирование идеального мира, бесконечных пространственно-временных категорий, противостоящих конечности и ограниченности мира реального,

Определение 2

Конечное – нечто замкнутое, воплощенное в телесной форме, имеющее границы и утратившее возможности движения, творчества.

Бесконечное же нестабильно, находится в процессе постоянного движения, способно принимать любую форму. Принцип бесконечного заложен в самом универсуме.

Определение 3

Бесконечное – некий универсальный синтез, в котором существуют все в целокупности, в нерасчлененности; синтез, не имеющий границ, пределов и форм воплощения; тождество противоположных начал – духовного и природного, субъективного и объективного

Таким образом, для романтического мировосприятия характерно:

  • глубокое субъективное,
  • личное,
  • интимное,
  • религиозное переживание таинственного, непознанного, религиозно-мистического.

Дихотомия «конечное – бесконечное» пронизывает все уровни романтического художественного мироощущения, сознания, выражаясь в оппозициях «наивное – сентиментальное», - «гармония – хаос» и пр.

На уровне видов искусств дихотомия находит свое отражение в оппозиции «скульптура – музыка»: музыка есть образное текучее; скульптура же – образная твердь. Живопись занимает промежуточную позицию между указанными видами искусства.

Замечание 1

Таким образом, романтизм представляет собой сложный синтезный феномен, который проявляется как в специфике художественного мышления, так и в мировосприятии в целом. В центре течения – личность, человек в его противостоянии с миром; конфликт идеала и реальности, конечного и бесконечного.

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки. У этого термина существуют и другие значения, см. Романтизм (значения) .

(1770-е - 1890-е) - литературно-общественно-религиозное движение, претендующее на целостное мировоззрение в духе естественного сверхъестественного .

Романтизм охватывает собой не только искусство , но и массовую науку , массовую культуру и массовую религию . В области идеологий центральной фигурой романтизма является Наполеон.

влияния

«Если говорить о „ключе“ к раннему романтизму, то его следует искать в творчестве одного из мыслителей античности, в философии Плотина. Ибо этот мыслитель явился вдохновителем не только всей системы Новалиса , рассеянной по бесчисленным фрагментам, и многих из идей Шеллинга в его средний период; его влияние простиралось еще дальше: через Новалиса и Шеллинга он повлиял, хотя и невпрямую, на обоих Шлегелей и без знания этого факта многие места в берлинских лекциях „О литературе и искусстве“ (Вильгельма Шлегеля) останутся загадкой» .

На идеологию (политическую философию) романтиков оказал исключительно важное влияние Иоганн Готфрид Гердер . На эстетическую теорию оказал влияние Фридрих Шиллер. Среди прочих воздействий следует указать Иоганна Готлиба Фихте.

Романтизм оказал сильнейшее влияние на натурфилософию, богословский модернизм (основатель которого Фридрих Шлейермахер сам принадлежал к кругу романтиков), славянофильство, движение литургического обновления. Богословие Серена Кьеркегора также носит на себе отпечаток романтической мысли.

Органицизм романтиков обнаруживается и в нравственном монизме, и в парижской школе, и в богословии общения митр. Иоанна (Зизиуласа) .

Антибуржуазная полемика романтиков впоследствии встречается у Федора Достоевского , фашистов , анархистов , авангардистов и вообще у гностических революционеров .

характеристика

Романтизму присуще:

Безмерное умножение жанров и стилей; признание эстетической легитимности genre mixte (смешанных жанров); goût de la nuance (вкус к нюансам); натурализация «гротескного» в искусстве; внимание к оттенкам; стремление воссоздать с помощью воображения специфику внутреннего мира людей прошлых эпох, стран, культур; étalage du moi (выставление себя напоказ); отказ от буквальной точности в описании пейзажа; отвращение к простоте; недоверие к универсальным формулам в политике; эстетическая антипатия к стандартизации; отождествление Абсолюта с «определенным видом конкретной реальности» в метафизике; чувство «великолепия несовершенного»; культивирование индивидуальных, национальных, расовых особенностей; пренебрежение к очевидному и, в целом, высокое место (совершенно несвойственное большинству прежних эпох), отводившееся оригинальности, а также доходящее до абсурда стремление к обладанию этим качеством оригинальности. Но не так важно, прилагаем ли мы к этим, бытовавшим тогда представлениям о ценности, обозначение «романтизм» или нет; важнее помнить, что эти изменения произошли и что они, как ничто другое, отличают (к лучшему ли, к худшему ли) господствующее мировоззрение и в девятнадцатом столетии, и в нашем веке, от мировоззрения предшествующего периода интеллектуальной истории Запада. Изменения эти, коротко говоря, состояли в том, что в большинстве нормативных областей мысли в качестве руководящей установки на смену, униформитаризму пришло то, что может быть названо диверсификационизмом .

Артур Лавджой

«Ранний романтизм проникнут эсхатологическим ожиданием новой эпохи, обновления человечества, возвращения "золотого века". Это обновление мыслится прежде всего под знаком эстетики, ибо эстетика, по определению Ф. Шлегеля, “это философия целостного человека". <…> Подобно Новалису и Шеллингу, Ф. Шлегель развивался в направлении объективного идеализма: соединение Фихте и Спинозы становится для него программным. Я и мир, индивидуальность и универсум (понятие, отражающее влияние Я. Бёме) – два полюса в пантеистической метафизике Ф. Шлегеля и Шлейермахера конца 90-х годов. Философия – это "эллипс с двумя центрами, один – идеальное разума, другой – реальное универсума"; отношения между ними мыслятся динамически, как реализация идеального и идеализация реального. Универсум – это непрерывно становящийся бесконечный организм, его неисчерпаемая динамика проявляется во множестве индивидуальных форм-символов универсума. Ведущую роль в постижении мира играет продуктивное воображение: живую динамику "бесконечного" нельзя фиксировать в мертвых понятиях, ее можно только "открывать и созерцать" в намеках и предчувствиях – в художественных образах-символах и в "высших первопонятиях" - идеях-символах» .

идеологии

Бесконечный и недостижимый идеал романтического искусства у романтиков имел определенный политический смысл. Это фихтеанский идеал высшего блага, совпадения справедливости и счастья, разума и природы, Царство Божие на земле :259 .

Очертим главные стороны романтической политической философии: акцент на коллективизме (общинности), резкое различение между государством и обществом, государство как продукт истории, утверждение уникальной ценности каждой культуры :189 .

коллективизм

Коллективизм романтиков с самого начала истории романтизма принимает политическую форму. Романтическое искусство у Фридриха Шлегеля получает одну из основных целей: возрождение современного человека, через восстановление у него чувства общности, чувства принадлежности к коллективному целому. Чувство любви должно стать «невидимо видимым» не только в искусстве, но и в обществе. Афинская республика была для Шлегеля образцом такого художественного сообщества, где стала видимой связующая всех любовь.

Коллективизм романтиков сочетается с глубоким сокрушением по поводу эгоизма и материализма современного им буржуазного (еще не массового, дореволюционного) германского общества : 231-232 .

органическая концепция общества

Органическая концепция общества у романтиков - это ожившая (или оживающая) метафора такого целого, которое больше суммы своих частей. Это Царство Божие на земле, золотой век единства людей друг с другом и с природой. В политическом смысле эта концепция побуждает романтиков к действиям по созиданию религиозно-политического тела .

Органицизм противопоставляется у романтиков механицизму просвещенцев, хотя органическая метафора принадлежит эпохе Просвещения в не меньшей степени.

Фредерик Бейзер указывает четыре основные стороны органической концепции общества:

Романтики рассматривали революцию и государство как средство воспитания. Для этого революция (по образцу Французской революции) должна стать источником духовного роста, но одновременно укрощена, ограничена и превращена в перманентную революцию. Монархия, согласно Новалису, должна быть сохранена, но теперь ее целью должно стать воспитание народа для будущих свободы и равенства. Аристократия должна отказаться от своих привилегий и влиться в число руководителей человечества : 266 .

Организующим принципом, по Новалису, должна стать светская харизма правителя. Такая харизма не имеет в себе ничего сверхъестественного,это вымысел, продукт творческого воображения , фикция, обеспечивающая покорность масс : 273 .

Новалис подчинял акт познания воле. В этом состоял его магический идеализм, когда человек может создать такой мир, какой он хочет. Воля является всемогущим средством по созданию нового государства, как образца второй реальности : 270 .

Светская харизма правителя возникает благодаря пропаганде с помощью художников-романтиков. Монарх - обычный человек, но в том-то и задача романтического искусства, чтобы придать обыденному высший смысл, обычному - таинственность, и бесконечному - атмосферу бесконечного. Монарх превращается в художественное произведение, живой романтический символ : 272 .

Согласно Ф. Шлегелю, отношения в обществе должны характеризоваться «взаимностью» (Wechselwirkung), дополненной иерархическим принципом, который пронизывает всю органическую структуру и наполняет все части жизнью :41 . Впрочем, иерархический принцип является лишь полезной фикцией, вполне легитимно упраздняемой во время революций :41-42 .

Из органической концепции вытекал антиюридизм (полемика против внешнего авторитета и внешнего закона).

Bildung

Одной из центральных тем романтизма было образование, воспитание (Bildung).

Цель образования, в частности для Фридриха Шлегеля и Фридриха Шиллера, бесконечна и недостижима. Это бесконечный идеал, высшее благо, Царство Божие на земле, акт светского мистического рождения человека к новой жизни в единстве с мирозданием : 256-257, 259 .

Романтическое искусство, религия (в светском религиозно-общественном смысле) служат целям такого образования. В собрании афоризмов «Ideen» () Шлегель пишет: «Религия не просто одна из составляющих частей образования (Bildung), одна из сторон человечности. Религия стоит в центре каждой части образования, в каждом аспекте первая и последняя, абсолютно оригинальная» : 240 .

В концепции Новалиса свобода и равенство даны не как природные свойства человека, а как идеалы, цели, достигаемые в процессе воспитания. Отсюда возникало то сочетание, которое впоследствии встретится у славянофилов: республиканские, революционные требования совмещаются с мнимым монархизмом. У Новалиса и монархия, и закон, и сословные различия исчезнут вместе с осуществлением человечеством идеалов воспитания : 266-267, 259 .

антибуржуазная полемика

Соперником и врагом романтика является филистер (der Philister), который порожден современным романтикам буржуазным обществом и, в свою очередь, создает в обществе скуку и материализм, гасит энтузиазм.

Филистер описывается как продукт эгоизма и материализма. Филистер способен воспринимать искусство только как форму развлечения, и никогда в форме сверхэстетизма , как полагается романтику. Религия для филистера лишь средство успокоения и комфорта. Жизнь филистера - повторяющийся круг обязанностей и развлечений, внутри которого господствует комфорт и чувство безопасности : 234 .

романтическое государство

В творчестве романтиков возникает довольно определенное представление об идеальном государстве, особенно в сочинении «Вера и любовь, или Король и королева» Новалиса.

Образцом такого государства служит мифическое Средневековье , но при этом определенно утверждается, что это государство будущего, а не прошлого.

Во многом романтическое государство определяется отрицательно, как лишенное свойств современного романтикам традиционного общества.

В новом государстве не должно быть места эгоизму, материализму и отчуждению. Вместо этого в обществе должны господствовать любовь, долг, духовность, чувство принадлежности к целому. Средневековое общество было якобы большой семьей.

светский мистицизм

холизм

При этом полнота не только созерцается в редкие мгновения душевного подъема, но ставится как практически решаемая задача.

Романтическая целостность выражается прежде всего в тавтологиях и в самозамкнутой структуре произведений:

Для Кольриджа, как и для современных ему немецких философов-идеалистов, «научный метод», которым должно руководствоваться любое познание, также следует путем спирали. Процесс рассуждения, утверждает Кольридж, начинается с самообоснованного утверждения, которое оказывается доказанным лишь в конце рассуждения. Мы приходим к тому же, с чего начали, и за счет этого наше рассуждение образует всеобъемлющее и самостоятельное целое: «С этого мы начали (или нам только казалось, что начали, поскольку результат рассуждения двигался все время перед нами, как невидимый хранитель и руководитель), и к этому же и пришли в заключение нашего кругового пути». Действие воображения также (поскольку эта сила души «жизненна в своем существе», в отличие от механистической «фантазии», в которой «нет никаких противоречий, а только определенности и данности») описывает путь, который приводит нас к тому же, с чего мы начали. «Принцип воображения, - цитирует Хезлитт Кольриджа со смесью иронии и восхищения, - напоминает эмблематическую змею, которая своими кольцами вливается сама в себя, замкнутая на себе, без начала и конца». И живой плод, как и процесс, поэтического воображения имеет ту же форму уробороса (змеи, кусающей свой хвост). Так Кольридж оправдывает в терминах своей тотальной метафизики типично романтический жанр круговой поэмы, конец которой есть одновременно ее начало: «Общая цель всех повествовательных (нет - всех) поэм - превратить цепь в Целое: сделать так, чтобы события, которые в реальной или воображаемой Истории двигаются по прямой, приняли в нашем сознании круговое движение - змея, с хвостом в своем рту :271 .

Культ целостной всесторонне развитой личности возникает скорее в эпоху романтизма, а не в эпоху Возрождения, поскольку фигуры Гете или Наполеона не несут в себе момент самоуспокоенности, самодостаточности и спокойного самолюбования, присущего мифу о титанах Возрождения, хотя эти мифы и связаны.

грех и самоискупление

Одна из основных мифологем Нового времени - трехчастный миф о первоначальном единстве человека с природой и обществом, которое потом разрушилось в своеобразном гностическом первородном грехе .

Во многих местах, где Сэмюэль Кольридж развивает похожие мысли, он противопоставляет «интуицию вещей, которая возникает, когда мы обладаем сами собой как частью целого», что дарует полноту жизни и радость, - нашему опыту, когда «мы мыслим о себе как об отдельных существах, и противополагаем природу и рассудок, как объект и субъект, вещь и мысль, смерть и жизнь»…

Основной целью Уильяма Вордсворта как поэта и Кольриджа как и поэта, и метафизика было помочь человеку искупить и оправдать самого себя, побудив его к примирению с природой, которая стала ему чуждой и враждебной из-за того, что сам человек разорвал первоначальное единство с природой. Эта проблематика породила сеть взаимосвязанных идей, которые получили широкое распространение в начале XIX в. и которые стали диагнозом основной болезни и нашего времени.

Этот диагноз звучит так: человек некогда был здрав, а теперь он болен, и в корне его современной болезни лежит его разделенность, разъединенность, отстраненность или (в самой резкой формулировке из перечисленных) отчуждение. Личность, как гласит общепринятая точка зрения, коренным образом расколота в трех основных отношениях. Он разделен внутри себя, он отделен от других людей, и он отделен от окружающего мира. Для тех, кто еще верит в возможность исцеления, единственная надежда состоит в том, что человек найдет пути для восстановления единства с самим собой, с обществом ближних и вновь подружится с чужим и враждебным миром природы. Эти идеи в наше время разделяются богословами, философами, экономистами, социологами, психологами, художниками, писателями, критиками, читателями журналов «Лайф» и «Ридерз дайджест». Писатели и философы эпохи романтизма усвоили себе именно такую общую схему истории и бедственного положения современного человека :145 .

магия

Романтизм подготовил почву для оккультного возрождения середины XIX века. Перестает активно развиваться лишь с приходом декадентства.

эволюция

Для романтизма характерен «различительный холизм » (diversitarian holism), который служит обоснованием для нового для своего времени понятия об эволюции.

Античный, средневековый и возрожденческий холизм «предполагал существование гармонично устроенной вселенной, которая совершенна и законченна, поскольку представляет собой совершенное Божество». В эпоху романтизма к холизму присоединяется эволюционизм, то есть начало движения и прогресса. Этот «романтический эволюционизм предполагает, что вселенная еще не достигла своего совершенства и лишь стремится к высшим осуществлениям. Это уже новый, современный элемент. Так возникает дилемма, которую проще всего сформулировать в этических терминах: если раньше „благое“ означало собой „совершенное“, то в новой системе координат „благое“ – это „совершенствующееся“» .

культ искусства

культ радости

Как в традиционном Христианстве осуждается отчаяние, так и для романтиков отчаяние осуждается за то, что оно порождает творческое бесплодие. Пребывать в апатии и утратить надежду значит находиться в состоянии, которое Кольридж называет «смерть-в-жизни». Питать надежду (по Кольриджу, надежда - это «витальность и целостность нашего Существа») - это основной моральный долг, без которого мы обречены на погибель. Надежда, открытая новым возможностям, высвобождает творческие силы человека, его воображение и действие… «Давайте же, - сказал Шелли, - верить в такой оптимизм, в котором мы будем богами для самих себя» :447 .

Восхищение поэта полнотой своей жизни побуждает его выражать, изображать и творить жизнь. Соответственно, значение поэзии состоит в том, что она расширяет жизнь читателя, доставляя ему наслаждение, которое в свою очередь является основным движущим началом во всех живых существах. И не следует считать такую цель поэзии как непосредственного источника наслаждения унизительной для искусства поэта. Все как раз наоборот... Это акт уважения к природному и чистому достоинству человека, к великому элементарному началу наслаждения, с помощью которого человек познает, ощущает, живет и движется. Поэтому Шиллер, как и Вордсворт, считает, что наслаждение ведет к радости, а высочайшая радость означает, что наше сознание полностью овладело своими жизненными силами. Любящий искусство, пишет Шиллер в 1803 г., должен искать наслаждения, потому что все искусство посвящено радости, и нет более высокого и более серьезного предназначения, нежели сделать человека счастливым. Подлинное искусство – вот что только и творит высочайшую радость. Но высочайшая радость – это и есть свобода духа, погруженного в жизнь :433 .

культ страдания

«Поклонение страданию» возникает как осознанная мифологема в романе «Sartor Resartus» Томас Карлейля.

романтизм и Христианство

Романтики предлагают широкий выбор различных способов интегрировать Христианство в новую сверхрелигию, в новое романтическое государство и новую романтическую «церковь»:

Подчинение Христианства искусству, подчинение искусства и всех идеалов модернизированному Христианству, основание новой религии, антихристианство и атеизм.

В частности, у Новалиса мы находим признание того, что Французская революция разрушала веру. Однако Новалис видит в этом необходимый диалектический момент в процессе создания новой более духовной религии, в которой будут примирены разум и вера

  • Лейтон, Лорен Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Декабризм и масонство. - СПб.: Академический проект, 1995.
  • Людвиг, Эмиль. Гете. - М.: Молодая гвардия, 1965.
  • Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. - Пг.: Всемирная литература, 1922.
  • Тютчев, Федор. Лирика: В 2-х т. - М.: Наука, 1965.
  • Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. . : ,
  • Abrams, M. H. Natural supernaturalism. Tradition and revolution in romantic literature. - New York: W. W. Norton, 1971.
  • Armstrong Charles I. Romantic organicism. From idealist origins to ambivalent afterlife. - Houndmills, U.K., New York: Palgrave Macmillan, 2003.
  • Beiser, Frederick C. Enlightenment, revolution, and romanticism. The genesis of modern German political thought, 1790-1800. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992.
  • Bortoft, Henri. The wholeness of nature. Goethe"s way toward a science of conscious participation in nature. - Hudson, N.Y: Lindisfarne Press, 1996.
  • Gibson, Matthew. Yeats, Coleridge and the romantic sage. - Houndmills, New York: Macmillan Press; St. Martin"s Press, 2000.
  • Halmi, Nicholas. The genealogy of the romantic symbol. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2007.
  • Hanegraaff, Wouter J. Romanticism and the Esoteric Connection // Gnosis and hermeticism from antiquity to modern times. - Albany: State University of New York Press, 1998.
  • Hanegraaff, Wouter J., Faivre Antoine, Broek, R. den; Brach, Jean-Pierre. Dictionary of gnosis & Western esotericism. - Leiden, Boston: Brill, 2006.
  • Herder, Johann Gottfried. Selected writings on aesthetics. - Princeton University Press, 2006.
  • Kompridis, Nikolas. Philosophical romanticism. - London, New York: Routledge, 2006. . :,
  • Löwy, Michael; Sayre, Robert. Romanticism against the tide of modernity. - Durham: Duke University Press, 2001.
  • Novalis. Notes for a romantic encyclopaedia. Das Allgemeine Brouillon. - Albany: State University of New York Press, 2007.
  • Praz, Mario. The Romantic Agony. - London: Oxford University Press, 1951.
  • Priestman, Martin. Romantic Atheism. Poetry and Freethought, 1780–1830. - Cambridge University Press, 2004. - P. 3.
  • Riasanovsky, Nicholas V. The emergence of romanticism. - New York: Oxford University Press, 1992.
  • Vassányi, Miklós. Anima mundi. The rise of the world soul theory. - Dordrecht, London: Springer, 2001.
  • Романтика, безусловно, является осно­вой Романтизма в искусстве. Романтичес­кое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направле­ниях, течениях и стилях. Романтизм свой­ствен искусству вообще и является неотъ­емлемой основой художественного созна­ния. Но в различные исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижи­мого в действительности принимает разли­чные формы. Немецкий философ-романтик Ф. Шлегель говорил, что и «обращение к античности порождено бегством от удру­чающих обстоятельств века» 2.

    Благодаря всепроникающему романти­ческому началу художественного творчест­ва, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтика­ми Классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были Ремб­рандт и апологет академического класси­цизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому существует да­же такой термин «романтический класси цизм». Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции g начале XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно-истори­ческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное художественное на­правление конца XVIII - начала XIX вв сторонники которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчест­во Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм как художественное направление оформил­ся впервые в английской живописи еще в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторст­во живописной техники Т. Гейнсборо поло­жило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ. picturesque - живопис­ный). Этим термином обозначали живо­пись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в пар­ковом искусстве,- типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в приро­де. Вслед за Англией Романтизм получил распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую ок­раску. Великий немецкий поэт Гете выра­зил противостояние Классицизма и Роман­тизма следующим образом: «Античное - идеализированное реальное, со вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;

    романтическое - невероятное, невозмож­ное, которому лишь фантазия придает ви­димость действительного.» 3. Немецкие романтики, прежде всего Ф. Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о вечном стремлении души к «Бесконечности, превосходящей лю­бую форму», которое они также называли «бесконечным желанием души». Под фор­мой имелась в виду художественная форма;

    Классицизма. Отсюда особый интерес не­мецкого Романтизма к национальному средневековью и традициям готического искусства, а также фольклору кельтов, скандинавов. «Поэмы Оссиана» Дж. Мак-ферсона (1760-1773) явились в этом смыс­ле «сигналом» к всеобщему увлечению Ро­мантизмом. Молодые немецкие романтики,

    Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66.

    до выражению Г. фон Клейста, «рвались сдернуть венок с чела Гёте». Программ­ным органом немецких романтиков был -Журнал «Атенеум» (Athenaum) под редак­цией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800). Отсюда же романтическое увлечение католическим Барокко. Не случайно неко­торые течения Романтизма в архитектуре яачала XIX в. называли «рецидивами ба­рокко».

    Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой ду-ine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш. Бодлер в статье «Что такое романтизм?» подчерки­вал, что Романтизм заключается «в вос­приятии мира, а вовсе не в выборе сюже­тов», и обрести его можно «не на сторо­не, а только в своем внутреннем мире» и поэтому «романтизм есть искусство совре­менности». Но вместе с тем, «Романтизм - дитя севера» склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг классичен, «ибо его природа столь пре­красна и ясна, что человеку там нечего больше желать. а болезненный и тревож­ный север тешит себя игрой воображения» и поэтому «Рафаэль. материалист, он хлассичен, а Рембрандт, напротив,- могу­чий идеалист», он «повествует о страдани­ях рода человеческого» . Об этом же пи­сал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал раз­личие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. «Они давали жизнь, мы же - только ее проявления. Они изображали ужасное, мы изображаем с ужасом; они - приятное, мы - прият­но» 3. Романтизм часто противопоставля­ют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист, заявляет: «Я хочу изо­бражать вещи такими, каковы они есть в Действительности, независимо от моих ощу­щений, т. е. «мир без человека», то роман--тйк-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их воспринимает именно он и стремится передать свое личное виде­ние другим.

    Идеи романтизма закономерно возни­кают на почве неудовлетворенности дейст­вительностью, кризиса идеалов Классицизма и рационалистического мышления, стре­мления уйти в мир идеальных представле-, ний, утопических мечтаний о совершенст­ве мира. Как ни в каком другом "направ­лении искусства, художники-романтики убеждены, что их направление - единст­венно верный путь. Главной идеей роман­тического художественного мышления яв­ляется стремление к иррациональному, не­познанному:

    В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно.

    Так писал Гёте.

    Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII - начала XIX вв.- время наибо­лее действенного проявления романтичес­кого художественного мышления, лишь от­части вызванного кризисом академическо­го Классицизма, а, в более глубоком смысле,- результат периодического «ка­чания маятника» от одного полюса к Дру­гому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое искусство: раннехристи­анское, византийское, романское, готичес­кое - типичный Романтизм! В опреде­ленном смысле романтическим является и искусство эллинистической эпохи как зако­номерная реакция на догматизм классици­стических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в своей основе романтично. Вот почему все попытки ис­ториков искусства ограничить понятие Ро­мантизма рамками одной исторической эпохи оказываются безрезультатными.

    Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, «сна и бодрствования» породило и некоторые формальные качества, общие для всей ро­мантической архитектуры, живописи, де­коративного и прикладного искусства, на­пример: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение ориенти­ров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман зрения, неясность ориента­ции - это и есть формальные критерии романтики. Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характер­ный прием использования форм архитекту­ры в уменьшенных размерах для мебели, реликвариев и напротив - архитектурные

    формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора. Типично также использование света и цвета для создания пространственных иллюзий, эф­фекта беспредельности пространства - черта также общая для искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В антично­сти и искусстве Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.

    романтического мировоззрения в выражении " :="" xix="">

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Галкина Анна Александровна. Роль романтического мировоззрения в выражении "русской идеи" : на примере отечественной музыкальной культуры XIX века: диссертация... кандидата философских наук: 24.00.01 / Галкина Анна Александровна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2010.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/261

    Введение

    ГЛАВА 1 Романтическое мировоззрение как основа выражения «русской идеи» в музыке

    1.1. «Русская идея» в генезисе и развитии 11

    1.2. Романтизм как мировоззрение, близкое русскому национальному характеру 36

    1.3. Проявления романтического мировоззрения в искусстве, способствующие выражению «русской идеи» в музыке 57

    ГЛАВА 2 Выражение «русской идеи» через черты романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века

    2.1. Специфика русского романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века 74

    2.2. Диалектика национального и общечеловеческого в музыкальной культуре России XIX века 95

    2.3. «Русская идея» в романтических произведениях отечественных композиторов XIX века 118

    Заключение 149

    Список литературы 154

    Введение к работе

    Актуальность исследования. За последние десятилетия существенно возрос интерес к проблеме национального самосознания. Она стала особенно актуальной, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию национальных культурных особенностей.

    Повышенное внимание к национальным традициям, попытка выработки интегрирующего национального идеала в новых социальных условиях - все это стало своеобразной реакцией на тенденции нарастающей унификации культуры в условиях глобализации. Процесс глобализации наблюдается и в музыкальной культуре: предельная унификация её технических средств и методов, социальных задач, формальных и содержательных её аспектов. Глобальная музыкальная культура - это, в основном, массовая культура, в которой происходит снижение уровня творчества и понимания музыки. Если элитарная музыка теряет свою связь с национальным в силу усложнения, то массовая становится вненациональной, как правило, в результате предельного упрощения.

    В поисках духовных ориентиров общества современная российская философия обратилась к наследию отечественной философско-исторической мысли, где одной из центральных тем является «русская идея». По мнению современных исследователей, именно в её адекватной интерпретации содержится «логический ключ» к пониманию целого ряда духовных проблем России XXI века.

    В рамках «русской идеи» рассматривался важнейший философско-исторический вопрос о смысле существования и своеобразии российской культуры. Постановка этой проблемы совпала по времени с распространением романтического мировоззрения в России и стремительным взлетом отечественной музыкальной культуры. По мнению автора, мировоззренческие основы романтизма тесно связаны с выражением

    «русской идеи» в музыкальной культуре России XIX века, поэтому и сегодня неоромантизм и течения, близкие к нему, могут стать наиболее перспективными для возрождения и сохранения лучших традиций национальной музыкальной культуры. Русская музыкальная культура XIX века привлекает внимание все большего количества исследователей, так как она представляет собой органический синтез отечественных и зарубежных музыкальных достижений, отражая, таким образом, «русскую идею» в общечеловеческом аспекте. Опыт создания целостной музыкальной культуры, творчески объединяющей в себе различные самобытные элементы, имеет принципиальное значение в условиях обезличивания, унификации современной культуры.

    Степень разработанности проблемы. Сложность и многогранность изучаемой проблемы определила выбор источников. В диссертации используются работы исследователей, дающие возможность рассмотреть «русскую идею» в генезисе: Иллариона, Нестора, Филофея, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Г.П. Федотова, Н.Н. Алексеева, И.А. Кириллова. В них содержатся важные сведения, позволяющие проследить и понять многие аспекты последующего философского осмысления наследия прошлого и, в частности, «русской идеи». Труды отечественных философов и писателей (К.С. Аксакова, Д.Л. Андреева, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, В.И. Иванова, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, В.В. Кожинова, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.С. Трубецкого, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева) отражают более чем столетний опыт философских дискуссий вокруг «русской идеи», получивших особый импульс для её переосмысления в работах современных исследователей (П.Е. Бойко, О.Д. Волкогоновой, Г.Д. Гачева, А.В. Гулыги, С.Г. Кара-Мурзы, И.М. Клямкина, М.А. Маслина, А.С. Панарина, Ю.В. Перова, А.А. Петрова, Е.С. Троицкого).

    Изучение романтизма как мировоззрения обусловило обращение к

    фундаментальным трудам ряда исследователей: В.Ф. Асмуса, Н.Я.

    Берковского, В.В. Ванслова, В.М. Жирмунского, И.И. Замотина, Ф.З.
    Кануновой, Г.А. Гуковского, В.И. Сахарова. Для анализа проявлений
    романтического мировоззрения в искусстве использованы

    искусствоведческие и музыковедческие работы следующих авторов: Л.М. Абдуллаевой, М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, Б.Р. Виппера, С.Л. Гинзбурга, Ю.И. Габая, Г.Л. Головинского, А.А. Гозенпуда, Г. Маркези, Е.А. Маймина, А.А. Ларина, Д.В. Сарабьянова, Л. А. Серебряковой, И.И. Соллертинского, В.В. Стасова, Г.Ю. Стернина, B.C. Турчина.

    Публикации биографического характера Е.Н. Абызовой, С.А. Базунова, Л.А. Баренбойма, Н.Н. Берберовой, А.А. Григорьева, Л.З. Корабельниковой, В.И. Музалевского, Л.С. Сидельникова, А.А. Соловцова позволяют в большей степени понять процессы, происходившие в музыкальной культуре России XIX века, а также проследить замысел и подробности создания отдельных музыкальных произведений.

    Эмпирической базой для теоретических обобщений послужили музыкальные произведения русских композиторов М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского.

    В последнее время появилось большое количество диссертационных работ, посвященных отдельно «русской идее», романтизму и музыкальной культуре России XIX века. Проблема же связи этих явлений нуждается в дополнительных исследованиях. Автором изучены близкие по тематике к данной работе диссертации: Л.Н. Рупаковой «Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ» (2000 г.), А.П. Юдина «Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века» (2004 г.), А.П. Ноздриной «Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков» (2004 г.), СР. Аминова «Русская идея в отечественной культуре XIX века» (2005 г.) и К.С. Шарова «Музыка как средство формирования национальных сообществ» (2005 г.).

    В данных диссертационных работах большое внимание уделяется проявлению национальной идеи в музыке России XIX века. Однако остается не раскрытой роль романтизма в этом процессе. До сих пор недостаточно изучена роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» в музыкальной культуре России XIX века.

    Объект исследования: музыкальная культура XIX века.

    Предмет исследования: роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» на примере отечественной музыкальной культуры XIX века.

    Цель работы - раскрыть роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» на примере отечественной музыкальной культуры XIX века. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

    Рассмотреть «русскую идею» в генезисе и развитии.

    Представить романтизм как мировоззрение, близкое русскому национальному характеру.

    Выявить проявления романтического мировоззрения в искусстве, способствующие выражению «русской идеи» в музыке.

    Обозначить особенности русского романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века.

    Показать основные направления выражения «русской идеи» через черты романтического мировоззрения в отечественной музыкальной культуре XIX века.

    Теоретико-методологическая основа и методы исследования. Теоретический базис исследования формируют следующие идеи, теории и концепции:

    Трактовка романтизма как мировоззрения (А.А. Григорьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, А.А. Блок, А.С. Дмитриев, Н.Я. Берковский, B.C. Турчин);

    Тезис о романтическом двоемирии (В.В. Ванслов, В.И. Сахаров, B.C.
    Турчин, Н.Я. Берковский, В.М. Жирмунский, И.И. Соллертинский);

    Разработки в области философии музыки западноевропейских
    романтиков (В. Вакенродер, Г. Гейне, Э. Гофман, Р. Шуман, Ф. Ницше) и
    отечественных исследователей (В.Ф. Одоевский, А.Ф. Лосев), которые
    позволили выявить специфику выражения в музыке национальной идеи;

    Концепции проявления романтического мировоззрения в искусстве
    (В.В. Ванслов, Н.Я. Берковский, В.М. Жирмунский, B.C. Турчин, Ю.М.
    Лотман, А.И. Мазаев, М.П. Неклюдова, Ю.И. Габай), которые помогли
    раскрыть роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» в
    музыке;

    Принцип двух романтических линий русской музыки М.Г.
    Арановского, разработанный в исследовании «Расколотая целостность».

    С помощью диалектического метода выявлены противоречия в характеристиках понятий «русская идея» и «романтическое мировоззрение», которые позволили обозначить их общую основу, выраженную в противопоставлении идеала и реальной действительности. Тема исследования предполагает применение междисциплинарного и системного подходов.

    Сравнительно-исторический метод дает возможность рассмотреть «русскую идею» и романтизм в генезисе и развитии и сопоставить их по ряду существенных признаков. Герменевтический метод применяется в интерпретации смыслового содержания музыкальных произведений.

    Научная новизна исследования состоит в следующем:

      Установлено, что романтизм способствовал мощному подъему отечественной музыкальной культуры в XIX веке потому, что мировоззренчески был близок русскому национальному характеру.

      Выявлено, что воплощение романтического мировоззрения в искусстве способствовало выражению «русской идеи» в музыке.

      Предложен новый взгляд на соотношение романтизма и реализма в музыке России XIX века. Результаты предпринятого исследования позволяют рассматривать вторую половину XIX столетия в отечественной музыкальной культуре как непосредственное развитие романтических традиций, а не преодоление романтизма в пользу реализма.

      Обозначены основные направления выражения «русской идеи» на примерах произведений отечественных композиторов XIX века через две романтические линии: поиск национальной самобытности и внимание к внутреннему миру личности.

      Доказана общность двух, на первый взгляд, противостоящих музыкальных объединений: «кучкисты» («Могучая кучка») и «консерваторы» (музыканты консерваторской группы), заключающаяся в обращении к ценностям романтического мировоззрения, связанного в отечественной культуре с «русской идеей».

    Положения, выносимые на защиту:

      Романтизм в России нашел благодатную почву, поскольку был близок русскому национальному характеру как мировоззрение, основанное на противопоставлении идеала и реальной действительности: романтическая идеализация прошлого выражена в концепциях славянофилов; мечты романтиков о будущем свободном обществе содержатся в идеях русской революционной общественно-политической мысли; романтика индивидуалистического бунта выражается в русском анархическом сознании.

      Романтическое мировоззрение обрело систематическое воплощение в искусстве: идеализм проявился в абсолютизации преобразующей роли искусства; порыв к свободе стал основой культа самовыражения; стремление к полноте и целостности бытия реализовалось в форме синтеза музыки с литературой и другими видами искусства. Текст выражает «русскую идею» на уровне сознания, а музыка, обладая специфическим внепонятийным языком, отражает национальные черты на интуитивно-подсознательном

    уровне средствами музыкальной выразительности (метр, ритм, лад, тембр, интонационная структура).

      Основные характеристики романтического мировоззрения проявлялись в русской музыкальной культуре на протяжении всего XIX столетия, сочетаясь с чертами других направлений. Это был синтез противоположных начал: классицизма, сентиментализм, романтизма и реализма, соединившихся в новую художественно-синтетическую реальность.

      Две романтические линии в русской музыке XIX века - поиск национальной самобытности и обращение к внутреннему миру личности -отразили соответственно два основных вопроса «русской идеи»: во-первых -о смысле существования и своеобразии культуры России, во-вторых - о проблеме спасения мира через духовное преображение человека. Первая линия выражена в жанрах оперы - народной музыкальной драмы, оперы-сказки, оперы-былины, программной симфонии эпического типа, программной инструментальной миниатюры. Вторая линия - в жанрах исповедального характера: романса, песни, оперы и программной симфонии лирико-драматического типа.

      Вопрос о смысле существования и своеобразии культуры России отражен в полемике двух музыкальных объединений: «консерваторов», включающих русское музыкальное искусство в общеевропейское движение, и «кучкистов», утверждающих его национальную специфичность. Поскольку в сюжетах музыкальных произведений каждая из противостоящих сторон обращалась к ценностям романтического мировоззрения, связанного в отечественной музыкальной культуре XIX века с нравственно-этическим и эсхатологическим аспектами «русской идеи», закономерным явилось дальнейшее их объединение в единую русскую национальную композиторскую школу.

    Теоретическая значимость исследования в философском аспекте

    заключается в том, что основные пути выражения «русской идеи» в

    отечественной музыкальной культуре XIX века связываются с

    романтическим мировоззрением. Показано, что романтическое мировоззрение, близкое русскому национальному характеру, способствовало как выражению «русской идеи» в музыке, так и расцвету русской музыкальной культуры. В аспекте теории и истории культуры примененный системный подход позволяет преодолеть некоторую шаблонность деления отечественных композиторов на различные направления.

    Практическая значимость исследования. Данная работа может быть использована в преподавании курсов философии культуры, философии искусства, теории и истории культуры, теории и истории искусства, истории Отечества, эстетики, истории музыки. Исследование имеет значение для музыкально-педагогической деятельности, так как способствует более глубокой интерпретации идей и образов произведений русских композиторов XIX века.

    Апробация работы была проведена в докладах и выступлениях на Международных конференциях (г. Барнаул - 2005, 2007 гг.), Всероссийской научной конференции (г. Кострома - 2006 г.), межрегиональных и региональных конференциях (г. Барнаул - 1999, 2002, 2005-2010 гг.), школах повышения квалификации (г. Новосибирск - 2002, 2003, 2006 гг.), в лекциях-концертах Алтайского отделения Философского общества РФ (2000-2009 гг.), в выступлениях в телепередачах о роли искусства в жизни человека и общества на канале «Катунь» (2005 г.), аспирантском семинаре БГПУ (г. Барнаул), педагогической деятельности автора.

    Результаты проведенного исследования отражены в 13 публикациях автора объемом 5 печатных листов.

    Романтизм как мировоззрение, близкое русскому национальному характеру

    Изучению романтизма посвящено большое количество исследовательских работ. Несмотря на это, в понимании романтизма имеются расхождения.

    Существует точка зрения, согласно которой романтизма как единого исторического явления не существовало, поскольку представители разных стран, видов искусств столь разнятся между собою, что для них не может быть найдено никакого общего определения. Так, исследователь романтизма Е.А. Маймин считает, что в вопросе о романтизме невозможно ничего решать окончательно, так как это историческое явление не сведено к единым или даже к однозначным началам . С этим не согласен искусствовед В.С. Турчин. Он утверждает, что определить природу романтизма можно лишь в поиске его сущности, его «главного принципа». А все остальное только производное, только вторичное .

    Огромное количество течений внутри самого романтизма, часто противоположных друг другу, несомненно, затрудняет поиски единой философско-эстетической концепции. Однако возможно выделить общие черты, характерные для этого явления, равно как и показать сложность и диалектику вопроса: «романтизм и его эстетику следует рассматривать не как сумму пестрых и разнородных конкретно-исторических явлений, а как единое и цельное направление историко-художественного процесса, но при этом направление внутренне противоречивое, выражавшееся в многообразных формах, развивавшееся во взаимодействии и борьбе различных группировок, течений, школ» . Автор монографии о романтизме В.В. Ванслов считает, что романтизм представляет собой, прежде всего, одно из крупнейших, имеющих эпохальное значение направлений в истории искусства . Направление рассматривается как явление, выраженное в категории, охватывающей единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни и связанной со своеобразным художественным стилем (например: классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм). Такое единство часто охватывает все или многие виды искусства, причем некоторые из них оказываются ведущими (в романтизме это музыка и лирика). Принадлежность художников к одному направлению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. Однако большинство ученых склоняется к пониманию романтизма, как универсального духовного движения (Н.Я. Берковский, А.С. Дмитриев, В.С. Турчин): «Романтизм, бывший определенным типом мировоззрения, нуждается при своем анализе именно в широкой перспективе, панораме, масштабе» . Соглашаясь с данной группой исследователей, мы думаем, что понятие романтизма принадлежит не только сфере искусствоведения. Мы сталкиваемся с ним во многих различных сферах частного и общественного бытия. Художественное начало романтизма сказалось во всех областях, начиная от политики и философии вплоть до мелочей жизни: до «байронической маски скучающего денди и культа экзальтированных чувств» . А.А. Блок писал, что романтизм - определенный «способ жить» . В период расцвета этого движения под романтизмом прямо понимали мировоззрение. Об этом в русской традиции говорили В.Г. Белинский и А.И. Герцен. В это мировоззрение входили и широкие художественные представления, и социальные убеждения, и философские взгляды на жизнь. Мировоззрение трактуется как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. Тем не менее, надо признать, что искусство вобрало в себя почти все грани романтического мировоззрения, став своеобразной энциклопедией романтизма вообще: «Сила таланта в романтизме часто проверялась возможностью выразить себя наиболее полно и ясно в искусстве» . На наш взгляд, это вполне закономерно, поскольку мировоззрение отнюдь не безразлично для творчества. Оно проявляется в нем и определяет его. Ещё одно доказательство того, что романтизм был именно мировоззрением, во все более возрастающей актуальности этой проблемы, в том, что столь далекий от нас хронологически романтизм простирает свое эстетическое, идейно-философское влияние до наших дней. Мы полагаем, что ключ к разгадке этой актуальности содержится в высказывании А.А. Григорьева: «романтическое является во всякую эпоху, только что вырвавшуюся из какого-либо сильного морального переворота, в переходные моменты сознания» . Из всех стилей прошлого, вероятно, ни один не был столь всепроникающим сквозь временные границы, как романтический. Г.В. Гегель в своих лекциях по эстетике говорит о романтизме средних веков, когда реальные общественные отношения в силу своей прозаичности, бездуховности вынуждали писателей, живущих духовными интересами, уходить в поисках идеала в религиозную мистику. Точку зрения Гегеля во многом разделял В.Г. Белинский, который еще больше расширил исто рические границы романтизма. Критик находил романтические черты у Еврипида, в лирике Тибулла, считал Платона провозвестником романтических эстетических идей. Во многом романтический характер носят поэзия миннезингеров, средневековые романы. Существует точка зрения, что традиции романтизма угасли ко 2-й половине XIX века. Однако такой взгляд на романтизм по нашему мнению не будет достаточно полным. В реализме возникают тенденции к романтическому преображению действительности, к утверждению действенности духовных ценностей.

    Искусство XIX – начала XX века, будучи дифференцированным на множество направлений, находится в весьма многообразных отношениях к романтизму, в зависимости, как от его собственной сущности, так и от противоречий романтизма. Исследователь романтизма В.М. Жирмунский в книге «Немецкий романтизм и современная мистика» пишет о том, что исторически между романтизмом и символизмом не существует перерыва мистической традиции; только здесь более ясно и сознательно было понято и сказано то, что там казалось мечтой и странным, может быть, невоплотившимся чаяньем . Прямое и опосредованное воздействие романтизма ощутимо в экспрессионизме и некоторых других авангардистских течениях. Романтический пафос преобразования жизни, высота романтических идеалов оказались близкими советскому искусству и обусловили обращение к наследию романтиков многих писателей социалистического реализма.

    Проявления романтического мировоззрения в искусстве, способствующие выражению «русской идеи» в музыке

    Романтическому мировоззрению и «русской идее» пришлось существовать, проявляясь в неадекватных условиях. Государственная политика подчеркивала беспомощность отдельного человека, эпоха войн, политических и социальных потрясений указывала на существование сил, не подвластных воле людей.

    Поскольку романтический идеал по самому существу своему является духовным, то естественно, что, прежде всего, на первый план выдвигалась сфера духовной жизни вообще, независимо от её конкретного проявления. «Духовная жизнь - литература, искусство, наука - едва ли не единственное, что остается романтическому поколению в таких условиях» -пишет исследователь романтизма Е.Ф. Кожина . Вся сфера эстетического в глазах современников приобретала особое обаяние и привлекательность, потому что свобода, столь притесненная в жизни, господствовала в романтической трактовке искусства. Исходя из этого, представляется закономерным, что «русская идея» нашла яркое воплощение в искусстве, тесно связанном в эту эпоху с литературой и философией.

    В романтической трактовке искусства больше всего ценились не поэтические законы, а культ самовыражения. Видимо, поэтому реальная сложность искусства в рассматриваемый период, существовавшего в разных странах и представленного разными творческими индивидуальностями, не может быть в полной мере отражена в общей типологической характеристике: «Чувствовать себя романтиком и быть им в действительности еще не значило мыслить и понимать «как все романтики». Понимать вещи «как все романтики» было просто невозможно, потому что в романтизме индивидуально-неповторимое в каждом романтике значит никак не меньше, нежели сама причастность к романтическому направлению» . Поэтому романтизм мог быть консервативным и революционным, бунтарским и созерцательным, оставаясь вместе с тем романтизмом по существенным признакам своей поэтики.

    Вместо заранее предписанных правил художественной деятельности, которые существовали во времена классицизма - например, правило обязательного соблюдения трех единств в драме, правило четкого разделения героев на положительных и отрицательных и резкого размежевания понятий добра и зла, подчинение поэта жанровым и стилистическим регламентациям - романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. Не случайно, заметил Н.Я. Берковский, лирика и была тем жанром, который в практике романтиков подчинил себе все остальные жанры . Благочестивое, почти религиозное преклонение перед искусством, поэзией, личностью поэта и художника, возможно, одна из самых характерных черт романтического мировоззрения: «Живущий в бедности и презираемый мудрецами мира сего, художник заслуживает величайшей благодарности от благодетельствуемых им людей» . В романтической трактовке искусство обладает возможностями для подлинного понимания жизни с помощью прозрения и интуиции. Однако наделен этими способностями далеко не всякий человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. В.В. Ванслов считает, что в романтизме именно художник является носителем идеала. Поэтому он – «мерило ценностей жизни, а его душа – критерий прекрасного» . Романтики страстно защищают творческую свободу художника, его фантазию и отвергают нормативность в эстетике, рационалистическую регламентацию в искусстве. Гений не подчиняется правилам, но творит их - эта мысль И. Канта развита теоретиками романтизма. Таким образом, в эстетическом аспекте романтизм выступил против обязательных норм и правил, которые были основаны на законах рассудка, выступил как свободная антитеза стесненному всякого рода ограничениями искусству классицизма. В то же время впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизмененные и переосмысленные в отдельных странах, например, во Франции. В связи с этим принято считать, что с началом XIX века кончилась эра больших художественных стилей. Богатство художественной жизни определялось развитием множества направлений, отдельных течений, школ, индивидуальностей: «Различие индивидуальное, национальное, социальное, характерное для всего искусства нового времени, романтики сделали еще яснее. Они открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, свободу творчества, выражение национального «духа» . Принципиальное новаторство романтиков заключалось в том, что, полемизируя с основополагающим тезисом просветителей, утверждающим, что искусство есть подражание природе, они выдвинули важнейшее положение о преобразующей роли искусства. Впервые оно было сформулировано А. Шлегелем в 1798 г. в рецензии на поэму Гёте «Герман и Доротея».

    Всеми романтиками подчеркивалась действенность искусства, хотя истолковывалась она по-разному. Искусствовед Е.Ф. Кожина считает, что романтики находят в искусстве средство отделить себя от обыденной жизни, от вездесущей мещанской стихии с ее «воинствующей пошлостью» . В.В. Ванслов называет искусство «духовным убежищем от зла жизни» .

    Специфика русского романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века

    Европейские страны были тесно связаны друг с другом «общим воздухом», единой атмосферой, и это провоцировало зарождение новых тенденций. Искусствовед Д.В. Сарабьянов указывает на то, что эта атмосфера, соединяясь с конкретными условиями каждой страны, порождала национальный романтизм, окраска которого зависела от собственных традиций, от постоянных национальных особенностей культур .

    По концепции И.И. Замотина, роднит русский романтизм с западным три его главные посылки: индивидуализм, национализм и универсализм: романтический индивидуализм на русской почве выразился в виде внимания к внутреннему миру человека, культа личной свободы и личного художественного творчества; романтический национализм сказался в форме поэтизации национальной старины и усиления национального самосознания; и, романтический универсализм повлиял на выработку в русском обществе, в философии и литературе, универсального идеала жизни .

    Русская интеллигенция была вовлечена уже в начале XVIII столетия в общеевропейское движение идей и социально-политических течений. К концу XVIII века французское влияние отступает на задний план: новый свет восходит из Германии. Русская творческая мысль начала раскрываться в атмосфере немецкого романтизма. Первые десятилетия XIX века были ознаменованы в России распространением философии Ф. Шеллинга, тогда же и начали формироваться основные принципы русского романтизма. Философские концепции XIX – XX века, имеющие отношение к «русской идее» рождались на встречном движении западноевропейской и российской мысли. Немецкий романтизм оказал на нашу культуру большое воздействие: под его влиянием находились В.А. Жуковский, Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский и «архивные юноши» - первые русские «любомудры», кружок Н.В. Станкевича, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев в начале своей деятельности и старшее поколение славянофилов. Величайший лирик этой поры, Ф.И. Тютчев, вырастает всецело на почве мировоззрения немецкого романтизма. В то же время, в этой заимствованной форме проявляется подлинный национальный дух, развивающийся из глубин русского самосознания. В «русской идее» славянофилов, Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева вырастает своеобразное мистическое предание, идущее чисто национальным путем Здесь, считает исследователь В.М. Жирмунский, открывается новая вера, земная и небесная одновременно, и эта вера - та самая, которую искали романтики, оказывается тождественной с глубочайшими основами исторического христианства . Романтическое мировоззрение во многих странах формировалось под влиянием идей французской революции: как прямым (в виде непосредственных общественных выступлений), так и косвенным, имеющим характер эмоционально-духовного переживания. В известной мере это влияние определяло широкое распространение романтического мировоззрения и в русской культуре: «Переживание опыта французской революции, осуществляемое как в прямой, так и скрытой форме, составило целую эпоху в «умственном» развитии страны» . Сильнейшая реакция, объединенная в Священный союз, провозгласила террор, размах которого потряс своим масштабом. Возможности социального совершенствования казались утраченными навсегда. Мир предстал «лежащим во зле»: материальный мир затемнён силами распада, в человеке воскресает «древний хаос», в практике торжествует «мировое зло». Как отмечает музыковед И.И. Соллертинский: «Среди европейской интеллигенции в эту эпоху мрачной реакции водворяется пессимизм. Властителем дум может стать лишь тот художник, который выразит этот надрыв, который выразит в художественных образах эту модную новую болезнь – мировую скорбь» . Тема «страшного мира» (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю историю романтической литературы. Ярким примером являются герои произведений английского поэта Дж. Байрона. Байрон создает образ одинокого человека, одаренного, мыслящего, но который не находит себе места в действительности, который бежит из одной страны в другую от собственной тоски. Даже среди светлых картин природы он остается погруженным в себя, мрачным. Он везде видит насилие, обман, коварство, жестокость и жаждет смерти. Чайльд Гарольд выпивает чашу с ядом спокойно, без малейшего сожаления, потому что «жизнь такова, что она вздоха не стоит».

    В 1818 году философ А. Шопенгауэр пишет книгу – «Мир как воля и представление». Книга эта проникнута глубочайшим пессимизмом. Шопенгауэр считает бессмысленной историю. В противоположность идее Гегеля о разуме как двигателе событий и создателе вселенной, Шопенгауэр говорит, что в основе мира лежит слепая, злая, бессмысленная, жестокая, стихийная воля к жизни. История – это цепь человеческих заблуждений, и нечего людям мечтать о том, чтобы создать общими силами лучшее будущее. Единственный свободный акт, который может совершить человек – это освободиться от воли к жизни. Либо физическое самоубийство, либо моральное – то есть погружение в абсолютно равнодушное, безразличное состояние. В этот период происходит ряд личных трагедий художников, композиторов, поэтов, связанных с помешательством, самоубийствами, ранним уходом из жизни (Ф. Шуберт, Р. Шуман, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). «Абсолютное неприятие, решительное отрицание современной действительности привело к широкому развитию в творчестве романтиков категорий безобразного и ужасного. Все, что не соответствует идеалу, выступает в виде уродливого или кошмарного. Гротеск становится одним из характерных приемов изображения действительности» - пишет В.В. Ванслов . Н.Я. Берковский в свою очередь характеризует это явление как «романтический натурализм». Это «мир по страшному устроенный, неодолимый в своей бесчеловечности, лежащий во зле, неустранимость которого доказывается повседневным опытом» . С одной стороны, романтизм в изображении страшного мира увидел глубину проблемы, от которой, по словам исследователя А.Л. Доброхотова «Просвещение, как правило, просто отворачивалось», с другой – романтизм частично утрачивает «этический иммунитет» Просвещения против зла. . Последним отчасти объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии XX века.

    Диалектика национального и общечеловеческого в музыкальной культуре России XIX века

    В европейской музыкальной культуре подобного разделения не было. Музыка в ней была инструментальной или вокально-инструментальной. Это обстоятельство, соответственно, иначе формировало менталитет европейских народов. Пение, зависящее от аккомпанемента, жестко метризовано. Интонационные возможности также ограниченнее, чем при пении без аккомпанемента. Поэтому европейская музыка более склонна к рационалистическому складу, в ней ослабевает элемент непосредственности высказывания, неожиданности в повороте музыкальной мысли, эвристичности и задушевности. Какова музыка – таков и менталитет. Сказанное ни в коем случае не следует понимать как некую ограниченность европейской музыкальной культуры. Гениальность великих европейских композиторов-романтиков, заключалась как раз в поиске и открытии путей преодоления этих, установившихся в ходе исторического развития, жестких рамок и стремлении вложить в свои творения как можно больше информации. «Самое великое, что создала наша музыка, - русская опера. «Слово о полку Игореве» Бородина, «Хованщина», «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» у Корсакова. Выявление национального типа, показ национального характера» - пишет великий композитор XX века Г.В. Свиридов . По словам исследователя русской оперы А.А. Парина, использование Р. Вагнером германских преданий для построения национальной оперы фактически в «общегосударственном» масштабе вдохновляло и русских деятелей культуры, каким бы ни было их отношение к Вагнеру - композитору . «Продолжая глинкинскую традицию, все кучкисты считали оперный жанр наиболее демократическим, синтезирующим разнообразные искусства - музыку, поэзию, театральную драматургию, декорационную живописность» - пишет советский музыковед Е.Н. Абызова . Кроме оперы к синтетическим жанрам относится и симфонизм программного типа, который наполняется русским тематизмом и образностью. Музыковед М.Г. Арановский выделяет два типа творчества характерных для русской музыки XIX века: объективно-эпический и субъективно-лирический. Каждый из этих типов объединял очень разных художников. Указанные два типа творчества были антагонистами (отсюда, к примеру, столь условное разделение на Московскую и Петербургскую школы). И не случайно: за ними стоят две совершенно разные картины мира. В первом случае в центре внимания оказывается Мир (в любых его формах - реальных или фантастических); во втором - сам герой, его Я. Первый случай порождает объективный аспект отображения, второй - субъективный, предполагающий исповедь. В первом случае более значима категория «Мы», а во втором – «Я» .

    «Мы» - это этническая общность, народ. Это Русь, Россия: ее древние корни, ее происхождение, история, были и сказания, песни и сказки, вера и верования, религия и обряды, природа, вплетенная в жизнь народа и неотрывная от его мифологических представлений, самосознание общности, выраженное в «русской идее» в таких категориях как соборность, всеединство.

    Напротив, «Я» - это отдельная личность, одинокая перед стихией жизни и ее жестокими законами; это ее, личности, индивидуальная судьба, наполненная борьбой за выживание и против судьбы, рока, неблагоприятных обстоятельств вообще, независимо от того, как они себя проявляют. Если Мы-сознание пребывает в полном согласии и единении с окружающим Миром, растворяется в нем, в природе и через нее объединяется с Космосом, то Я-сознание, напротив, обособлено, замкнуто на себе, отчуждено от Мира, находится в постоянном с ним конфликте. Из этого не следует делать вывод, что объективно-эпическая линия носила антиромантическую направленность. По сути, обе линии имели корни в романтическом мировоззрении, но разных его ипостасей. Как известно, именно романтизм культивировал интерес к этнической истории, к мифологии, язычеству, национальным обрядам, обычаям и фольклору. Мы-122 сознание было лишь другим, по отношению к Я-сознанию, полюсом романтического мировоззрения, как бы компенсирующим и уравновешивающим одностороннести и крайности индивидуализма. Вместе с тем каждая из этих ипостасей была относительно самостоятельна и действительно становилась мощным центром притяжения, формируя самоценную область художественных интересов. Еще раз хочется подчеркнуть, что романтизм был многолик и отнюдь не отрицал реальность, и, по сравнению с классицизмом, неизмеримо шире раздвинул ее отображаемое пространство, лишь обозначив определенный взгляд на вещи.