Л.Толстой «После бала». Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни. Рассказ Л.Н.Толстого"После бала". Основные мотивы рассказа. Художественное время. Приемы создания образов

«Критическое мышление» - Учебник Р.Н.Бунеева и др. 1.От общего впечатления к частным деталям (с включением антитезы). 4. Закрепление ЗУН. Есть ли другие варианты? Союзы соединяют части сложного предложения, а предлоги – однородные члены предложения. ВЫЗОВ Что за странная фраза? Озвучь данную схему. Напиши-ка, племянник, ведь зря Париж, затопленный цунами, отнят у немцев?

«Устройства ввода и вывода информации» - Звуковая карта и микрофон. Необходимо беречь от ударов. Информация вводиться в виде алфавитно-цифровых символьных данных. Типы персональных компьютеров. предназначены для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации. Информационная ёмкость велика – целая библиотека (несколько тысяч книг).

«Устройства ввода вывода» - Матричный, струйный, лазерный – это…? Клавиатура. Цифровые камеры и ТВ-тюнеры. Разрешение экрана. Колонки и наушники. Принтер. На главную. Манипуляторы. Трекбол. Цифровые камеры позволяют получать видео-изображение и фотоснимки в цифровом формате. Ход работы: 1. Приготовьте в тетради таблицу и сядьте за компьютеры:

«Развитие критического мышления» - Основные контуры ТРКМ. Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими. ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно. Ведущий. Осмысление. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше. Перепутанные логические цепочки. Вопрос интерпретация. «Бортовые журналы». Критическое мышление.

«Вывод войск из Афганистана» - Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ. Пропали без вести и были захвачены в плен 330 человек. Война длилась девять лет,один месяц и девятнадцать дней. 27 декабря 1979 - штурмом дворца Амина началась Афганская война. Родимая земля! Добряков Валерий Викторович. 25.12.1979 – 15.02.1989.

«Устройства вывода информации» - Информация на экране монитора формируется из отдельных точек – пикселей. Лазерные принтеры. Недостатки струйных принтеров: Большой расход чернил; Высокая стоимость заправки. Струйные принтеры. Чем больше разрешающая способность монитора, тем выше качество изображения. Устройства вывода информации. Лазерные принтеры применяются в офисах для печати документов.

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о пережива­ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест­вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде­ний о том, как от очарования, которое охва­тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги­ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови­нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер­тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае­мые на страницах рассказа.

Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

Рассказ распадается на две контраст­ные картины и каждая из них резко отли­чается своей тональностью, которая за­метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща­тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро­шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок­рое, красное, неестественное», во что пре­вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо­бражению, лишь усиливают эмоциональ­ное воздействие картин.

Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?

Образ полковника на балу и после ба­ла — образ одного и того же человека, ко­торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо­бразить из себя, отступить от своих при­вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга­ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во­просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка­кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе­нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас­сказе?

В рассказе «После бала» автор дает чет­кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт­растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо­яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю­страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от­ношения отца и дочери на балу. Их красо­та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы­вают благодарный отклик всех, кто их ви­дит. И столь же эмоционально выразитель­ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад­ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

Каким предстает Иван Васильевич в харак­теристике своих собеседников? Какую роль в жиз­ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу­чай»? Как характеризует героя его решение не слу­жить в военной службе и нигде не служить?

Ивана Васильевича мы видим челове­ком, которому не чужды радость от сопри­косновения с прекрасным, способность от­клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри­совке автора представлен добрым, поря­дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока­зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже­ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на­стойчиво подчеркивал контраст в облике полков­ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

Хотя Толстой расширял описание экзе­куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа оче­виден и сила описания экзекуции все рав­но подавляет светлые и радостные краски бала.

Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

Если бы в тексте рассказа осталось та­кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва­рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди­нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

В чем вы видите критическую силу рассказа?

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

Тема урока : «Рассказ Л.Н.Толстого"После бала". Основные мотивы рассказа. Художественное время. Приемы создания образов».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока :

1. Обучающие:

1) расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;

2) познакомить учащихся с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»;

3) рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов; 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3)воспитание духовно-нравственной личности, уважающим человеческое достоинство,с толератным отношением к национальному вопросу, отчетливо понимающим понятие « честь».

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя, презентация урока.

Опережающее задание:

Материалы и оборудование:

учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений по литературе для 8 класса (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя . Сегодня мы обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика Л.Н. Толстого. В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.

II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884) . «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идет о рассказе «После бала» . Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть .

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа?Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

III. Аналитическая работа по произведению. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

(Ответы учащихся).

Прочтите вступление. Какова его роль?

(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь».

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).

В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа. (В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика).

Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича? (Сцены бала и экзекуции).

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают беглого татарина).

А зачем писателю понадобилась первая часть? (Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).

Как называется такой прием? (Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

Какие образы, ситуации противопоставляются писателем? (Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

А какие образы объединяют части рассказа? (Образы полковника и Ивана Васильевича).

IV. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).

Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен).

Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога, предупреждение).

Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные? (Они наказывают человека, черный цвет – цвет отрешения от чувств, от сострадания, от сопереживания, цвет, символизирующий смерть).

Что они ему несут? (Боль, страдания, муку).

Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? Что они символизируют? (Красный – жизнь, страдания, кровь, белый – невинность, непорочность, духовная чистота).

Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (Мука, боль).

На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина).

Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой).

Вспомните, что полковник при этом говорил? («Надо все по закону»).

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника? (Жестокость. Уверенность в том, что подобная жестокость может быть оправдана).

Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? (Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).

Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? (Божеский).

В какой день разворачиваются все события? (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

Что за праздник Прощеное воскресенье? (Надо всех простить, надо покаяться).

Почему понедельник называют Чистым? (Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать? («Братцы, помилосердуйте»).

Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд 7). (Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).

Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»? (Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).

V. Подведение итогов урока . Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы: «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь» (Л.Н. Толстой. «Николай Палкин») (слайд 8).

VI . Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Полковник на балу и после бала».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема урока : «"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока :

1. Обучающие:

1) расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;

2) познакомить с его взглядами на ближайшую историю, с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»;

3) рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;

4) показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

5) увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения;

6) раскрыть его гуманистический пафос.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

4) развивать коммуникативные компетенции.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать гармоничную и духовную личность;

2) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, метод словесного рисования, иллюстративный метод.

Опережающее задание: прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Материалы и оборудование: учебник по литературе для 8 класса Г.С. Меркина, мультимедийная презентация.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала» – 5 мин.

III. Аналитическая работа по произведению – 10 мин.

IV. Беседа о главных героях – 20 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя . Сегодня мы вновь обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика Л.Н. Толстого. В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата (слайд 1) . Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.

II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884) (слайд 2). «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идет о рассказе «После бала» (слайд 3). Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть (слайд 4).

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа? (слайд 5). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

III. Аналитическая работа по произведению. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

(Ответы учащихся).

– Прочтите вступление. Какова его роль?

(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь».

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).

– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа.

(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика) (слайд 6).

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции).

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?

(Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).

– Как называется такой прием?

(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

– А какие образы объединяют части рассказа?

(Образы полковника и Ивана Васильевича).

IV. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен).

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога, предупреждение).

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном ? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека).

– Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?

(Красный, белый).

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?

(Мука, боль).

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?

(«Надо все по закону»).

– Толстой использует прием зеркального отражения : полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

(По закону военной жизни).

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

(Жестокость).

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд ).

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон , по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?

(Божеский).

– В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым?

(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день ? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?

(Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан).

– В чем корень этих противоречий, по мнению Толстого?

(В том социальном и политическом порядке, который был в России в николаевское время).

В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд 7).

(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).

– Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

(Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).

V. Подведение итогов урока . Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы: «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь» (Л.Н. Толстой. «Николай Палкин») (слайд 8).

Д/з: Написать сочинение на одну из тем:

1. «Полковник на балу и после бала».

2. «Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала».


Цели: воспитать личность,

  • имеющую представление о творчестве Л.Н. Толстого, о композиции рассказа “После бала”, об особенностях использования приема контраста.
  • умеющую анализировать произведение, работать в группе, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, слушать и слышать.
  • воспитанную в уважении к русской литературе и ее наследию.

Тип урока: изучение новых знаний

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, текст произведения, стикеры, клей, ватманы, фломастеры.

План урока:

1. Тренинг на создание коллаборативной среды

2. Вводная часть

3. Презентация нового материала

4. Физминутка

5. Практическое применение нового материала(задание на саморегуляцию)

6. Заключение

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Тренинг на создание коллаборативной среды

Учащиеся становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет любое существительное, прилагательное или глагол. Тот, кто поймал мяч, должен бросить его другому товарищу, назвав антоним. Таким образом, учащиеся настраиваются на разговор о контрастах на уроке.

2. Вводная часть

Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884).

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни...Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".

Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идёт о рассказе "После бала". Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19 века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным". Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат, и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

3. Презентация нового материала

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Какова роль вступления?

(Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель)

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа.

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение . Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе" , потому что произведение написано рассказчиком так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика.

Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции )

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина ).

А зачем писателю понадобилась первая часть?

Как называется такой приём?

(Антитеза - противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция .)

4. Физминутка

5. Практическое применение нового материала

Наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата:

Бал у губернского предводителя Экзекуция
-зала у предводителя

Бал был чудесный

зала прекрасная

буфет великолепный

разливанное море шампанского

-описание улицы

что-то большое, черное

звуки флейты и барабана

какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

кузнец в засаленном полушубке и фартуке

-хозяева бала

добродушная жена в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове

-солдаты

много черных людей.

черные мундиры

барабанщик и флейтщик не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

братцы не милосердовали

солдат выступил вперед, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина.

-Варенька

была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках

все смотрели на нее и любовались ею

грациозная фигура

маленькие белые атласные ножки.

-наказываемый

что-то страшное

оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его.

Дергаясь всем телом

шлепая ногами по талому снег

сморщенное от страдания лицо

он не говорил, а всхлипывал

“Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”.

что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное

-полковник

высокая статная фигура

серебряными эполетами

очень красивый, статный, высокий и свежий старик

лицо очень румяное, с белыми подвитыми усами

ласковая, радостная улыбка была в блестящих глазах и губах

сложен был прекрасно

-полковник

высокий военный в шинели и фуражке

твердая, подрагивающая походка

втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.

Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?

сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата

грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.

-Иван Васильевич

очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый

главное удовольствие составляли вечера и балы.

танцевал хорошо и был не безобразен.

восторг и благодарность.

был не только весел и доволен, был счастлив, блажен, добр

обнимал в то время весь мир своей любовью.

-Иван Васильевич

было стыдно

опустил глаза и поторопился уйти домой

всю дорогу в ушах била барабанная дробь и свистела флейта

на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Учащиеся делятся на 5 групп по 5 человек. Им предлагается определенный набор слов, фраз, словосочетаний, а также иллюстраций из рассказа “После бала”.

Задание: самостоятельно систематизировать предложенный языковой материал, исходя из выведенного художественного приема, а затем представить полученную картину так, как посчитают нужным – в виде схемы, таблицы, кластера, иллюстрации и т.п.

Беседа о главных героях:

  1. На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
  2. Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
  3. В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
  4. Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
  5. Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл “случай”?
  6. Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

6. Заключение

В чём вы видите критическую силу рассказа?

ИТОГОВЫЙ ВОПРОС. - В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"?

Примерный вывод: Значение рассказа "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы:

"Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь". (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Самостоятельная работа. Л.Н.Толстой “После бала”.

1."После бала" Л.Н.Толстого является:

1) рассказом;

2) повестью;

3) романом;

4) комедией; трагедией.

2. "После бала" Л.Н.Толстого следует отнести к:

1) лирике;

3. "После бала" Л.Н.Толстого - произведение:

1) реалистическое;

3) романтическое;

4) классицистическое.

4. Главного героя "После бала" зовут...

5. Повествование в "После бала" ведется в основном от лица:

3) другого лица.

6. Главный художественный прием, который используется в рассказе "После бала":

1) сравнение;

2) сопоставление;

3) контраст.

7. Героиню рассказа "После бала" зовут...

8.Г лавной темой рассказа "После бала" является:

1) сцена наказания солдата;

2) изображение социальной несправедливости;

3) любовь молодых людей;

4) картина бала.

9. Писателями-реалистами можно назвать:

1) Пушкина, Достоевского, Толстого;

2) Достоевского, Толстого, Карамзина;

3) Карамзина, Гоголя, Радищева;

4) Радищева, Карамзина, Пушкина.

10. Каков тип композиции в рассказе?

11. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

12. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

13. Основная идея рассказа...

14. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

7. Рефлексия

8. Домашнее задание