"роль библиотек в обществе"


Роль школьной библиотеки в идеологической и
идейно-воспитательной работе


Библиотека является структурным подразделением школы.
Главной задачей библиотеки является информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования пользователей библиотеки, путем формирования библиотечного информационного банка на различных видах носителей информации и его максимального использования
Сегодня школьной библиотеке отводится важная роль в системе идеологической и идейно-воспитательной работе.
Идейно-воспитательная работа в условиях библиотеки включает в себя

  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Идеологическое;
  • Нравственное;
  • Эстетическое ;
Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
  • Культура здорового образа личности;
  • Гендерное;
  • Семейное;
  • Трудовое;
  • Профессиональное;
  • Экологическое;
  • Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
  • Культура быта и досуга
В библиотеке оформлен тематический уголок «В помощь классному руководителю», где собрана литература по педагогике, воспитанию и внеклассной работе
Имеются календари государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, экологический календарь, профессиональный
Все это используются при выборе тематики информационных часов в школе.
Большое внимание уделяется часам информирования. Еженедельно проводится подборка литературы к часам информирования для постоянно действующей выставки «Информационный час». Материал подбирается отдельно для начальной, средней и старшей школы.
Библиотекарь должен сам постоянно знакомиться с новостями книжного рынка, а также рекомендовать для изучения на информационном часе достойные внимания учащихся материалы и документы. Существуют основные критерии отбора информации:
  • актуальность
  • объективность
  • значимость
  • достоверность
  • оперативность
  • убедительность .
Материал к часам информирования, собран в папку
«Идеологическая и воспитательная работа»
Газеты и журналы Республика Беларусь.
Библиотека выписывала 28 наименований газет и журналов в 2011 г. и 25 наименований газет и журналов выписывает в 2012 г
Информация об общественно-политической жизни и текущих событиях в нашей стране отражена в картотеке статей опубликованных в периодической печати.
Картотека насчитывает более 160 рубрик:
  • Символы государства
  • Беларусь и мир
  • Республика Беларусь - суверенное правовое государство
  • Минск
  • Октябрьский район столицы
  • Детские общественные организации
  • Избирательная система Республика Беларусь
  • Верность великой победе
  • Энергосбережение
  • Экономика
  • Беларусь - страна туризма
  • Здоровый образ жизни и др.
Библиотека составляет списки литературы по идеологии и проблемам воспитания.
В библиотеке оформлено более 20 тематических папок, которые регулярно пополняются новыми материалами:
  • Про Беларусь и белорусов
  • Я - минчанин
  • Подросток и закон
  • В мире профессий
  • Мы выбираем здоровье
  • Экономия и бережливость
  • Основы православной культуры
  • Всё о ВИЧ/СПИДе
  • О нас пишут, нас печатают
  • Помним имя войны
В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки:
  • Беларусь - страна твоего будущего
  • Пра Беларусь і беларусаў
  • Мой родной город Минск
, которые постоянно пополняются новой литературой.
При организации книжных выставок, тематических полок, просмотров литературы используются книги, рассказывающие о государственной символики для формирования авторитета и уважения к государственным символам
Литература по правовому воспитанию учащихся представлена на выставках: «Ты о законе - закон о тебе», «Ребенок в мире прав».
Библиотека располагает достаточным количеством правовой литературы: Конституция Республики Беларусь, Всеобщая декларация прав человека, Кодексы (Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Гражданский кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье), Законы (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка») и другими нормативно-правовыми документами Республики Беларусь
Культура здорового образа личности
С целью пропаганды здорового образа жизни и воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам в библиотеке были оформлены книжные выставки:
  • Твое здоровье - в твоих руках
  • Здоровый я - здоровая страна
  • Скажи сигарете - НЕТ
  • СПИД. Что мы знаем о нем?
  • Будущее без наркотиков
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности:
  • Азбука городской улицы
На книжные выставки, организованные в библиотеке, обращается внимание читателей при индивидуальных посещениях библиотеки.
Библиотека имеет мультимедийные материалы:
  • О Беларуси - 34 презентации
  • О Минске - 8 презентаций
  • Об экономике - 4 презентации
  • О природе - 12 презентаций
  • О здоровом образе жизни - 136 презентаций
  • О культуре безопасной жизнедеятельности - 3 презентации
Всего более 200 наименований
Мультимедийные материалы помогают воздействовать на огромный мир чувств учащихся, формировать их убеждения и гражданскую позицию
Цитата:
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной » (Р. Эмерсон)
В дальнейшем необходимо продолжить работу по оснащению библиотеки более совершенной компьютерной техникой, с возможностью выхода в Интернет. Следует также обратить внимание на более активное приобретение литературы, так как из-за недостатка выделяемых средств на комплектование не в достаточной мере пополняется фонд литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Открытое акционерное общество «Российские Железные дороги»

Иркутский Государственный Университет путей сообщений

Реферат по предмету информационная культура.

«Роль библиотек в современном обществе»

Выполнила: студентка

Ропперт Ж.В.

Шифр:И-В-04-1-472

Проверил:преподаватель

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека - что это? …………………………………………стр.2

Глава 1

Великая библиотечная держава. ………………………………стр.4

Глава 2

Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. ………………стр.7

Глава 3

Новые технологии в библиотечном деле…………...................стр.11

Библиографический список ……………………………..стр.15

Введение.

Библиотека - что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку - в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках - все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно - это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга - это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей». Деже Косталани- венгерский писатель ХХ века.

Глава 1

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия - в традиционном понимании этого слова - в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены - вследствие национализации библиотек частных и церковных - большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах - нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках - союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни - ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее - печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР - это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек - это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong - my country». «Это моя страна - права она или нет».

В 90-е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

Глава 2

Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий.

В последнее десятилетие и в профессиональных кругах, и в общественном мнении доминируют два противоположных тезиса о происходящем в библиотеках.

Тезис первый - библиотеки в России гибнут.

Тезис второй - библиотеки в России активно развиваются.

Едва ли такие объективные критерии и методы анализа деятельности библиотек, используя которые можно было бы поставить короткий и понятный всем диагноз тому, что же, действительно, происходит сегодня в российских библиотеках?

Современная библиотековедческая наука выработала достаточное количество и таких критериев, и таких методов. Но даже самым добросовестным образом используя весь этот инструментарий, простой, однозначной, понятной и разделяемой всеми оценки получить не удастся.

Развитие библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России в 1990-е годы отмечено серьезными противоречиями - несомненными достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других.

Но ведь это не только в библиотеках - всё в России до предела противоречиво.

Не так давно один наш известный политик сказал что-то вроде того, что, анализируя происходящее у нас, строя прогнозы и принимая политические решения, надо постоянно иметь в виду: Россия - это одновременно Европа и Азия, Запад и Восток, Север и Юг, страна очень богатая и в то же время очень бедная, ещё тоталитарная, но уже демократическая, по-прежнему закрытая для мира, но и открытая до незащищенности, с высокими технологиями и в то же время отсталая, высокоразвитая и развивающаяся.

Наши библиотеки существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки слабые, умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям.

В последние годы мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне.

Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным сетям и банкам.

Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.

Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде - состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, - от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.

Только библиотеки стремятся отслеживать весь национальный репертуар печати, приобретают выходящие в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование.

Библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые берут на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов такой огромной страны.

В нынешний момент обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям и информации бесплатно.

С конца 1980 года, востребованость в библиотеках заметно возросла. При значительном сокращении сети других учреждений культуры, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей.

По данным на 1 января 1999года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек

Крупнейшими в стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации - Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук. Все три библиотеки относятся к сонму мировых библиотечных гигантов.

Наиболее обширна и разветвлена сеть публичных библиотек, в которую входят девять библиотек федерального ведения:

· Российская государственная библиотека;

· Российская национальная библиотека;

· Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино;

· Государственная публичная историческая библиотека;

· Государственная общественно-политическая библиотека;

· Российская государственная библиотека по искусству;

· Российская государственная юношеская библиотека;

· Российская государственная детская библиотека;

· Российская государственная библиотека для слепых.

Частью этой сети являются 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации.

В системе высшего и среднего специального образования имеются примерно три тысячи библиотек университетов, академий, институтов, школ, колледжей.

В системе общего образования действуют более 63 тысяч школьных библиотек.

Крупная сеть исследовательских библиотек создана Российской академией наук. Она включает 375 библиотек.

В советский период каждое отраслевое министерство (здравоохранения, сельского хозяйства и т.д.) создало свою сеть специализированных библиотек, которую возглавляла центральная отраслевая библиотека. Научно-методическим центром для всех библиотек являлась Государственная публичная научно-техническая библиотека СССР, с универсальными фондами по науке и технике.

Одной из крупнейших библиотек мира в своей сфере является Всероссийская патентно-техническая библиотека

Для обслуживания высших органов государственной власти созданы Библиотека Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации.

Разветвлённой сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.

Библиотеки России, по сути, представляют собой целостный единый организм и традиционно взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, при необходимости обмениваясь документами и информацией о них.

Практически каждая отрасль народного хозяйства имеет центральное книгохранилище на федеральном уровне.

В отличие от других стран государственный библиографический учет российской печатной продукции ведут не национальные библиотеки, а специализированное библиографическое учреждение - Российская книжная палата (РКП). Она издает текущие указатели и ежегодники выходящих книг, журнальных и газетных публикаций, нотных изданий, географических карт. С 1994 года российская национальная библиография выпускается на CD-ROM.

Из-за того, что наука в СССР развивалась в основном не в университетах, а в специальных научно-исследовательских институтах, вузовские библиотеки России гораздо беднее и несопоставимы по своему значению с западными, поскольку они изначально были ориентированы в основном на учебный процесс и никогда не были открыты для широкой публики.

В силу этого и некоторых других обстоятельств каждая из территорий, составляющих ныне Российскую Федерацию, имеет одну открытую для всех центральную региональную библиотеку с универсальным фондом, включающим и основной репертуар научной литературы. По типу и по составу коллекций такие библиотеки представляют собой сочетание публичной и академической библиотеки в западном понимании, что-то вроде

общенациональной мини - библиотеки.

Многие административные центры краев, областей и районов открывали специальные библиотеки отдельно для детей и отдельно для юношества. Основной упор делался на специфику работы с этими категориями читателей.

Экономические реформы вызвали уменьшение общей численности библиотек.

Больше всего пострадали партийные, профсоюзные и научно-технические библиотеки. Во многих случаях эти библиотеки были полностью приняты на бюджетное финансирование органами культуры, либо их книжные фонды были переданы в публичные библиотеки.

Глава 3

Новые технологии в библиотечном деле.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же всё чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, удваивающейся количественно каждые восемь лет.

Входящая в третье тысячелетие современная библиотека- это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей библиотек так же, как и предоставление информации из удаленных источников, в библиотеках западных стран стало нормой.

Что произойдет с библиотеками в условиях интеграционных процессов? Будут ли наши учреждения включены в единую международную систему? На этот вопрос трудно дать точный ответ и тем более вряд ли возможно указать какие-то, хотя бы приблизительные сроки.

Начнем с того, что технологические предпосылки для этого уже существуют, и подобный процесс идет - особенно в развитых странах. Наша страна переживает тот же процесс.

Библиотеки все больше и больше будут насыщаться техникой. Здесь ещё произойдут резкие повороты и скачки. В России ныне совершается переход от стадии, когда многие библиотеки, особенно сельские, не имеют даже телефона, не говоря уже о множительной технике, к стадии включения этих учреждений в информационные системы, в том числе - глобальные.

Чем только, технически и технологически, не обеспечивается в библиотеках серьёзный читатель! Находясь в стенах одной из них, он может обращаться к богатствам других и пользоваться электронной доставкой нужных ему источников; к его услугам - машиночитаемые базы данных. Он может работать с компьютером и получать копии материалов - как в печатной, так и в электронной версиях. Крупная библиотека способна обеспечить переводами читателя с одного языка на другой. Особые условия все чаще создаются для специфических категорий пользователей - возрастных, с физическими недостатками и т.д.

Каковы же социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире. Из учреждения, которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленном на материальных носителях и хранящихся на полках, библиотека превращается в полноправного совладельца информационных богатств других учреждений, а ее сотрудники - в собственников знаний, подлинных крезов.

Это привело к изменению состава библиотекарей по специальностям. Появляется много новых профессий, меняется структура учреждений, формы и методы управления им. Во всем этом большую роль играют как электроника и автоматикой, так и педагогические и психологические подходы.

Успешно шествует по планете Интернет. Интернет - продукт человеческого гения, являясь глобальной системой, создает новый информационный климат на планете, олицетворяет свободу слова, плюрализм, дает возможность широкого обмена мнениями между отдельными людьми и между народами. Отмечается и большое значение Интернета как средство образования, научно - технического и экономического прогресса, а в политическом отношении - как символа демократии. Интернет - этап в развитии самого человека.

Для библиотек Интернет создал и продолжает создавать, расширять условия для использования их справочного и энциклопедического потенциала. То, что до сих пор требовало огромных усилий по поиску источников информации и баз данных в почти дух сотнях существующих стран и тысячах мест - библиотеках, архивах, музеях и т.п., ныне входит в повседневную жизнь наших учреждений, усиливая их социальную роль.

Вместе с тем на основании практики специалисты заметили, что Интернет не может заменить библиотек. Более того, заметили его негативные стороны. Он таит в себе угрозу пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического; отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического характера.

Многих людей в мире волнуют и проблема информационной безопасности связанной с общедоступностью Интернета.

Но вернемся к библиотекам, которые обязаны использовать то, что им необходимо, исходя из запросов и потребностей человека, обратившегося к ним. Переход читателя под власть Интернета часто меняет его потребности, воздействует на психику, отвлекает его от тех побудительных мотивов, которые привели его к нам.

«Хотя библиотека и является по своей природе одним из носителей консервативных ценностей, она не имеет права отказаться от Интернета. Но в тоже время она и не может принимать все его ресурсы и все его «правила игры» без разбора. Библиотека должна осторожно менять традиции классификации поиска, хранения и потребления информации. Поэтому она не вправе довериться Интернету в том виде, каков он есть. Скорее ей следует воспользоваться теми его возможностями, которые не столько отменяют привычные формы его работы, сколько совершенствуют и упрощают их». В.Агаджанян- специалист в области библиографии.

«Интернет- это стремительный, бурно несущийся поток. Надо найти вначале свой брод, потом свой островок, чтобы закрепиться, устоять, а затем поплыть со всеми вместе, не утонув и не будучи выброшенным на берег». Я.Шрайберг- российский специалист в области информатизации библиотек.

«Всё равно самым доступным и самым качественным передатчиком информации остаётся на долгие времена великое изобретение Гуттенберга - книга… Если люди отказываются от книги, виноват отнюдь не Интернет… Только безумец будет читать «Божественную комедию» с экрана или множить её на принтере… Никакой Интернет не заменит альбом с литографиями Доре. Не следует предаваться очередной маниловской грёзе. Нет царского пути в царство мировой информации. Дорога туда идет через школу, вуз, аспирантуру. Единственное, чем Интернет опасен,- это иллюзорной причастностью к науке или культуре всякого электронного зеваки, умеющего открывать файл. Нынешние электронные «Митрофанушки» и « кислотники» часами пялятся в экран, думая, что вот так, не учась, легко и свободно, они станут равными собеседниками богов. Они забывают, что «боги»- всего лишь виртуальные миражи, а потому доступны всем и каждому. Побеседовать с виртуальным Эйнштейном может и пятиклассник. Только надо помнить, что такой Эйнштейн ничем не отличается от Микки Мауса.» К.Кедров- отечественный академик, гуманитарий, философ.

Каковы же социальные последствия новшества? Уже сегодня они позволяют сделать доступными для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире.

Библиотека уже в течение многих веков шла дорогой глобализации, постепенно ускоряя ее и приближаясь к тому, что, по мнению тех же ученых, должно привести к возникновению единой универсальной культуры. Библиотеки еще во времена глубокой древности предоставляли друг другу свои сокровища для переписывания.

Начиная с эпохи Возрождения, особенно в Новое время, получили развитие регулярный импорт и экспорт книг, количество которых в наши дни исчисляется десятками миллионов экземпляров. Возникли международный книгообмен, международный межбиблиотечный абонемент - как постоянные и регулируемые специальными соглашениями и инструкциями процессы. В течение веков развивается переводческая деятельность, играющая, особенно в наши дни, огромную роль в обмене духовными ценностями. Благодаря переводам до нас дошли многие памятники античной науки, философии, литературы.

Фонды на протяжении истории библиотек становились все более интернациональными, в том числе многоязычными. Но дело этим не ограничивалось: в течении многих веков взыскательный читатель стремился попасть в библиотеку, обладающую максимумом духовных сокровищ. Так что не только источники знания доставлялись к человеку, но и сам человек «доставлялся» к подобным источникам. Многие приезжали в ту же Александрийскую библиотеку, особенно в пору её наивысшего расцвета (2 в. до н. э.- 1 в. до н.э.), со всех концов античного мира В библиотеках Арабского халифата - Багдада, Дамаска, Триполи, Кордовы и др. - также было много «иногородних» читателей. В крупнейших библиотеках Европы - Сорбонны, Оксфорда, Кембриджа, Французской национальной, особенно - Британского музея, - занимались и занимаются тысячи читателей - представителей разных стран, в том числе не только европейских, но также Азии, Африки, Австралии. В недавнем прошлом, вплоть до начала 1990-х гг., только за год для занятий в Государственную библиотеку СССР имени В.И.Ленина приезжало со всех концов Советского Союза, включая Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию и Закавказье, до 90 тыс. читателей. В наши дни для пользования любой библиотекой любым человеком, создаётся всё больше условий, в том числе, и потому, что количество людей, владеющих другими языками помимо родного, исчисляется уже миллионами.

Всемирная система библиотек как звено глобализма технически и технологически подготовлена. Важно, чтобы политические и особенно экономические условия нового века, всё мировоустройство способствовали её созданию в соответствии с общечеловеческими интересами.

Библиографический список .

1. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом. - М.: Либерия, 1999.-

2. Фонотов Г.П. Библиотеки - общество - Россия. Исследование социокультурной среды.- М.: Либерия, 2002.-

3. Андреева И.А. На пороге радикальных перемен .- // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52.

4. Еляпов Б., Соболева Е., Кожевникова Л. На пути к непрерывному образованию.- // Библиотека.-1999.-№5.-с.6-9.

5. Г.Фонотов И явится всемирная библиотечная система. - // Библиотека.-2003.-№2.-с.9-11.

Подобные документы

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Понятие и назначение библиотек в современном обществе, основные этапы их возникновения и развития, тенденции на сегодня, функции. Электронные технологии в библиотеке, особенности их использования. Информационные ресурсы библиотечной сети России.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Сущность библиотеки как современного информационного пространства. Необходимость знания о формировании библиотечной статистики в существующей организации библиотечного дела. Задачи библиотечной статистики и оценка эффективности работы библиотек.

    реферат , добавлен 29.04.2009

    Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Библиотечная статистика-составляющая управленческого учета. Основные задачи библиотечной статистики. Статистика-оценка эффективности работы библиотек. Библиотечная статистика и закон. Основы проведения статистического исследования. Основные показатели.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2008

    Библиотека – один из древнейших культурных институтов, ее место и назначение в прошлом и настоящем. Социокультурные изменения, происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Создание библиотек с древних времен и до наших дней. Государственная национальная библиотечная система США. Национальные библиотеки Китая, Великобритании и России. Самая богатая в мире монастырская библиотека. Процесс оцифровки библиотечных архивов.

    презентация , добавлен 18.01.2012

    Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности – главные задачи в работе библиотеки. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня. Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время. Профессиональное обучение кадров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2008

    Развитие культуры - формирование образа жизни, системы ценностей, традиции и мировоззрения. Библиотечная система, сформировавшаяся в Беларуси к настоящему времени. Создание Совета по информационному взаимодействию при НББ. Профессиональный уровень кадров.

О роли библиотеки в жизни современного общества

Библиотека в жизни современного общества.

Гарафутдинова Ильсия Саляховна,

Зав .библиотекой гимназии №15

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека эволюционировала от хранилища знаний для немногих избранных до самого популярного и универсального источника информации.

В настоящее время ощущается заметное отставание в развитии библиотек от уровня современного общества, и поэтому в традиционном своем понимании в жизни современного общества библиотека играет все меньшую роль. Вот, например, я, даже будучи библиотекарем, не пойду за интересующей меня книгой в библиотеку: если это относительно давно выпущенная книга, то я скачаю пиратский вариант в Интернете, а если это новинка, то я просто куплю ее (и, возможно, что тоже через Интернет).

Вы можете сказать, что электронная библиотека в Интернете - это тоже в некотором роде библиотека. Но на самом деле схожесть заканчивается названием: в ней нет ни библиотекарей, ни формуляров, ни срока возврата. Да и вообще ее создают сами читатели. Это просто свободное хранилище информации, из которой ее можно получить за считанные минуты, не вставая с дивана (на котором вы будете потом и читать эту книгу).

Так что же такое библиотека в современном обществе? По-моему, в настоящее время библиотека (по крайней мере в России) приближается к функции музея. Это хранилище уже не информации (как было раньше), а книг. Это именно хранилище книг как предметов. Ценность все больше и больше представляет книга как экземпляр, как артефакт, если хотите. А информацию, которая в ней находится, вы уже практически всегда можете получить, даже не открывая ее. В современном обществе книга вообще все более и более превращается в своего рода фетиш для искушенных.

Конечно, остаются еще научные библиотеки и библиотеки в школах, но я думаю, что оцифровка научных библиотек - это вопрос времени. И уже сейчас в научных библиотеках вам практически не выдают книгу на дом, вы работаете с ней в читальном зале. Ну в точности как вам не выдают экспонаты музея! Хорошо еще, что они не спрятаны в витрины и к ним можно прикасаться, но, возможно, это тоже вопрос времени.

Процессы, происходящие в современном обществе, влияют на библиотеки и заставляют менять не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.

В современном мире библиотека должна постоянно развиваться. Уже недостаточно просто хранить и выдавать книги. Ритм жизни современного общества сейчас очень быстр и читателю теперь не просто нужны КНИГИ, ему нужны возможности. По-настоящему современные библиотеки начали внедрять информационные технологии: создают электронные каталоги, оцифровывают книги и даже запускают Интернет-аналоги библиотеки.

Представьте себе идеальную библиотеку: вы сидите в читальном зале за компьютером. Вы можете одновременно работать с книгами в этой библиотеке и обращаться за дополнительными данными другой библиотеки по специальной межбиблиотечной сети через Интернет (Библиотеки конгресса в США, например), быстро получать эти данные, распечатывать интересующие вас фрагменты книг и делать копии.

Вот что нужно сейчас современному пользователю библиотеки, такие требования предъявляет сейчас общество к библиотекам. В свою очередь происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки, что меняет всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, ставится вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим библиотекам, с другой - сама становится интерактивной, оцифровывая свои фонды и сотрудничая с другими библиотеками через интернет. Получается своего рода межбиблиотечный абонемент, только без пересылки книг и даже без непосредственного постоянного участия библиотекаря, библиотекарь лишь моделирует этот процесс.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Роль сельской библиотеки [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Уникальность роли сельских библиотек в общественной жизни страны подчеркивается за счет усложнения задач информационно-библиотечной деятельности, которая предопределяет необходимость разработки новых подходов к управлению библиотеками. Прежние методы управления этой сферой, изначально нацеленные на решение проблем ее выживания, уже неэффективны. В последние годы отмечена возрастающая роль сельских библиотек в жизни местного сообщества.

Деятельность сельской библиотеки

Успешное решение задач построения социального государства, формирования регионального социально-культурного пространства требует активного участия библиотек в этих процессах. Отсюда и необходимость изучения особенностей деятельности сельских библиотек в современных российских условиях.

Библиотека сегодня является информационным, культурно-просветительным, образовательным учреждением, организующий общественное пользование произведениями печатного издания. Библиотека обеспечивает сельским жителям свободный доступ к информации, знаниям. В обслуживании граждан библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство, содействует формированию информационного общества. Библиотека заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Однако, в последние годы прослеживается печальная тенденция согласно которой количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч .

Сегодня мы все чаще говорим о сельской библиотеке как учреждении, которое выполняет социальные функции, работает с группами людей, нуждающихся в социальной поддержке: ветеранами войны и труда, инвалидами, безработными.

В своей деятельности сельские библиотеки опираются на федеральные и локальные нормативно-правовые акты.

  • Гражданский кодекс РФ
  • "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
  • Модельным стандартом деятельности Общедоступной библиотеки
  • Федеральный закон N 78-ФЗ "О библиотечном деле"
  • Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
  • Постановления, приказы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность библиотек на определенной территории.

Деятельность сельских библиотек осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Согласно данному закону, сельские библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Закон четко регламентирует недопустимость государственной или иной цензуры, которая могла бы ограничить права пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах. Однако, исключение составляют те случаи когда сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Кроме того, закон настаивает на том, что все библиотеки, в том числе и сельские, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

В случае если в фондах библиотеки имеются книжные памятники, то учреждение обязано обеспечивать их сохранность и несёт ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников .

В настоящее время библиотеки в сельской местности стали не только центрами чтения и общения, но и "центрами притяжения" увлеченных и любознательных людей, местных авторов – сочинителей и рукодельниц – мастеров прикладного искусства.

Роль сельской библиотеки в жизни местного сообщества

В последние годы не утихают споры о дальнейшей судьбе библиотек из-за падения посещаемости. Сторонники реформ предлагали повысить популярность библиотек путём проведения развлекательных мероприятий, однако эта позиция была раскритикована специалистами и общественностью, которые настаивают, что библиотеки должны сохранить культурно-просветительную функцию и заявляют, что переведение библиотек в торгово-развлекательную сферу погубит саму суть библиотек, как мест для культурного развития и совместного творчества.

Общественности частично удалось отстоять роль библиотек, как собирателей и хранителей наследия, и в январе 2015 года Министерство культуры РФ приняло Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, в котором была прописана культурно-просветительная и образовательная функция .

Однако не следует забывать, что библиотеки – это древнейший институт общества, выполняющий широкий спектр разнообразных функций и играющий огромную роль в жизни общества. В наши дни библиотека- это социальный институт, который играет огромную роль в жизни людей, особенно в отдаленных уголках нашей страны и в селах. Современная библиотека включает в себя информационные и культурные компоненты .

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют ключевые элементы библиотечного дела, представленные разными авторами и на которых базируется роль библиотек в обществе:

  • структурно-функциональная: библиотека представляет "документальный ресурс", а не информационный;
  • когнитивная: предмет труда библиотекарей – "знание";
  • информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему.

Библиотеки являются центрами исторической и духовной памяти, культурно-краеведческими и просветительскими центрами. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи:

  • формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу;
  • преодоление потребительского отношения к природе;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • воспитание любви к природе.

Особая категория читателей сельских библиотек – инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села такая помощь является актуальной и своевременной .

Среди жителей современных сел много безработных – как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

В последние годы за сельской библиотекой все больше закрепляется статус не только образовательного, информационно-культурного, но и социального учреждения. Социальное партнерство – залог реализации одного из приоритетных направлений в работе библиотеки: "Культурно-досуговая деятельность пожилых людей".

Неоценима роль книги в деле духовно-нравственного воспитания и становления человека. Неоспорима необходимость с детских лет прививать любовь к книге, к постоянному общению с накопленными человечеством знаниями через чтение.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль займет книга в обществе.

Своей деятельностью сельские библиотеки помогают людям познать прошлое своей территории, оценить сегодняшний день, не утратить связь времён.

Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Библиотека на селе является центром не только культурной жизни, но и центром общения сельчан. Сюда приходят за духовной пищей, за советом, с пользой провести свободное время.

Необходимо отдавать предпочтение интерактивным видам, предполагающим взаимодействие библиотекаря и пользователя. В работе с молодежью важно использовать игровые формы, помогающие доносить мысль о важной роли книги, чтения, библиотеки для интеллектуального и нравственного развития человека .

Именно взаимодействие сельских библиотек с новейшими технологиями является индикатором успешного развития библиотеки и уровня её продвижения литературы "в народ". Сегодня без мультимедийных ресурсов не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Рекомендуем использовать DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения, обеспечивает активное взаимодействие. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

При этом нужно помнить, что независимо от формы работы, тематики, в центре любого мероприятия всегда должна находиться книга и чтение, даже если это чисто развлекательное действо. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.

Однако информатизация библиотечных процессов требует развитой материальной базы: компьютеров, сканеров, принтеров, презентационного оборудования, цифровой видеотехники.

В последние годы в работе любой сельской библиотеки возросла роль и значение досугового направления деятельности. Востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам.

Во всех сельских библиотеках должны быть стенды с актуальными для жителей села подборками нормативно-правой информации. Для повышения популярности и роли сельской библиотеки нужно особое внимание уделить развитию традиций семейного чтения. Рекомендуется реализовать программы семейного чтения с различной тематикой. Например: "Взрослые читают детям, дети читают взрослым", "Возьмите книгу в круг семьи", "Современная семья выбирает книгу", "Дружим с книгой всей семьей". Благодаря этому, библиотекарь сможет привлечь к активному сотрудничеству взрослых в плане привития и поддержки интереса к книге и чтению их детей и внуков, проводя совместные мероприятия, поможет посредством литературы воспитать и развить ребенка.

В рамках государственной программы доступная среда рекомендуется провести мероприятия совместно с СДК ориентированные на людей с ограниченными возможностями. Необходимо оказать посильную помощь нуждающимся посредством духовного обогащения и исцеления. В этом помогут мероприятия из серии "Через книгу – к добру и свету", "Без друзей меня чуть-чуть".

Следует придать всем формам поддержки книги общественный и публичный характер, организовывать общесельские мероприятия, повышающие статус чтения и библиотеки.

Продвижение библиотеки и чтения невозможно без изучения ситуации с чтением. В библиотеках необходимо использовать основные методы получения информации: индивидуальные и групповые опросы, анкетирование. Социологические исследования проводятся как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Например, опросы жителей могут стать составной частью городских мероприятий. Исследования позволят выяснить отношение населения к библиотеке и чтению, определить причины снижения интереса к чтению, выявить информационные потребности и читательские предпочтения различных возрастных групп пользователей, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению. Ориентировочная тематика социологических исследований: "Поговорим о чтении", "Что значит чтение в вашей жизни", "Современный читатель. Каков он?", "Молодежь и чтение в современной библиотеке", "Чтение в кругу семьи", "Читаем классику", "Художественная литература: что читает провинция". Популярными могут стать рейтинговые опросы на лучшую книгу, самую любимую книгу.

Литература

  1. Минкультуры РФ: каждый год в России закрывается около тысячи библиотек // [Электронный ресурс] Режим доступа6 http://special.tass.ru/kultura/3328627
  2. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ // Справочная правовая система Гарант
  3. Верина Т.В. Об опыте работы библиотек по "модельному стандарту деятельности" // Официальный ресурс министерства культуры РФ Режим доступа: http://mincult12.ru›sites/default/files/doc/plan…8).docx
  4. Информатизация сельских библиотек: проблемы и пути их решения (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение Выпуск № 2 (14) / 2014. С. 54-62
  5. Кузоро К.А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 41-45.
  6. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю.П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009.
  7. Фонотов Г.П. Организатор и теоретик библиотечного дела // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2004. – N 2. – С. – 84

Все большее внимание информированию населения по различным аспектам общественной жизни уделяют учреждения культуры, которые ведут активный поиск новых форм позитивного воздействия на человека, организуют досуг населения. Учреждения культуры проводят с населением идеологическую работу посредством современных методов, разнообразных по содержанию и рассчитанных на все категории населения. Одна из задач этой работы – возрождение и развитие исторических традиций народного творчества, народных праздников, традиций и обрядов, организация полноценного досуга населения.

Проходят беседы, вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты, повсеместно проводятся праздники деревень, отмечаются государственные и профессиональные праздники, праздники обрядов и фольклора. Все это приобщает людей к духовным традициям, формирует любовь к родному краю, отечественной истории.

В практике работы с населением закрепились и стали традиционными сельские сходы, вечера-рапорты, вечера династий, сельские вечерки «Добрый вечер, соседи». На таких мероприятиях люди отдыхают, встречаются с руководителями, обсуждают и разрешают наболевшие вопросы.

Вечера-рапорты, праздники деревень, сельские вечерки и другие методы общественно-политической работы получили широкое признание и поддержку среди населения. И это, прежде всего, потому, что на них живо и интересно ведется разговор о лучших людях села, передовиках производства, разумно сочетается взыскательный разговор о проблемах сегодняшнего дня с чествованием ветеранов войны и труда. В целях совершенствования идеологической работы в районе практикуется проведение выездных отчетных концертов самодеятельных художественных коллективов в сельские населенные пункты.

Цикловые мероприятия, заключающие массовые театрализованные праздники, посвящаются возрождению народных обрядов и традиций. К их числу относятся купальские и рождественские праздники, масленица и дожинки, театрализованные новогодние представления. Совместно с общественностью проводятся мероприятия, посвященные Дню матери и Дню семьи. Во время таких мероприятий проводится продуманная информационная и воспитательная работа среди женщин.

Основная цель таких мероприятий – возвеличить человека труда, показать его лучшие моральные качества, дать возможность интересно отдохнуть, получить хороший заряд энергии для будущей работы.

В процессе поиска новых форм и методов организации общественно-политического информирования населения во многих сельсоветах созданы сельские информационные центры. В них сосредоточена достаточно разнообразная информация по различным аспектам деятельности, имеются республиканские, областные и местные периодические издания. Здесь же сельчане могут посмотреть телевизор, послушать радио. В информационных центрах органами власти проводятся различные общественно-политические и культурно-массовые мероприятия.

Особое значение в организации идеологической работы с населением имеют мероприятия, связанные с проведением государственных, общереспубликанских и профессиональных праздников и памятных дат. Они эффективно влияют на поведение людей, являются важным фактором нравственного совершенствования личности, повышения ее внутренней и внешней культуры, формирования убеждений. Свидетельством этого стали мероприятия, посвященные 60-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Первостепенное значение придается приобщению населения к истинным культурным ценностям белорусского народа, возрождению и дальнейшему развитию лучших национальных традиций, народных промыслов и обрядов, воспитанию духовности и уважения к истории своего государства. При учреждениях культуры созданы и работают любительские объединения активную работу осуществляет детская школа художественных ремесел по привлечению детей и подростков к занятиям народными промыслами.

На пути к информационному обществу неуклонно повышается значимость библиотеки. Информационное обеспечение всех слоев населения с учетом социальных, хозяйственных, демографических изменений, оперативное информирование по актуальным проблем жизни общества – важнейшее направление деятельности библиотеки. В работе с населением широко используются общественно-политические чтения, лектории, доклады и беседы, тематические вечера, дни специалистов, коллективные просмотры, а также дискуссии и круглые столы.

В настоящее время в библиотеках сконцентрирована информация любого содержания – и политическая, и, что важно, профессиональной направленности. Специальная литература так необходима для повышения профессиональной квалификации работников сельскохозяйственных, промышленных предприятий и организаций.

Например, за центральной библиотекой г. Солигорска прочно закрепилась роль посредника между руководящими структурами и населением города: на базе читального зала периодики действует Информационный центр по вопросам местного самоуправления, в котором собирается, систематизируется и предоставляется в пользование прежде всего местная информация. Стали доброй традицией совместная подготовка и проведение «круглых столов» по важнейшим политическим, общественным проблемам.

Библиотека постоянно участвует в проведении единых дней информирования. В информационном центре оформлена папка «Примерная тематика единых дней информирования». Библиотека ведет информирование руководителей горисполкома по системе ТОР – тематическое обслуживание руководителей.

Библиотека является центром правовой и деловой информации. Понятие «правовое просвещение» становится все более актуальным, тем более, что законодательная база страны интенсивно обновляется. Центр оснащен эталонным банком данных правовой информации Республики Беларусь и другими официальными изданиями Национального центра правовой информации. Ежемесячно на базе ЦБ организовываются встречи адвокатов с пользователями библиотекой. В рамках маркетинговой программы «Современный читатель: проблемы и интересы» разработана подпрограмма «Информационная поддержка образования», задача которой – информирование и развитие информационной культуры учителей и учащихся.

Сегодня для библиотеки главное – организовать досуг молодежи, увлечь ее новыми идеями. Поэтому при юношеском абонементе начало свою работу молодежное клубное объединение «Поколение NЕХТ».

Значительный вклад в информировании населения вносят культурно-просветительные учреждения города: детская школа искусств, городской Дворец культуры, краеведческий музей, центральная библиотечная система города. На высоком организационном уровне проходят городские мероприятия, посвященные государственным праздникам.

Управление образования и отдел идеологической работы Барановичского горисполкома проводят большую идейно-воспитательной работу с учащимися и студенческими коллективами города. В управлении образования создан информационный центр по обеспечению координации информационно-пропагандистской работы, куда вошли работники управления образования, городского методического кабинета, представители учебных заведений города.

Все материалы, которые разрабатывает и получает отдел идеологической работы, передаются в информационный центр управления образования. Далее информация передается, пересылается, в информационные центры учебных заведений города, которые возглавляют заместители директоров по воспитательной работе. Во всех учебных заведениях города внесены дополнения в функциональные обязанности заместителей директоров по воспитательной работе, связанные с организацией и проведением информационно-идеологической работы среди учащейся и студенческой молодежи.

В учреждениях образования города разработаны мероприятия по совершенствованию информационно-идеологической работы, налажена система контроля. Контроль осуществляется во время фронтальных и тематических проверок, при посещении учебных заведений кураторами. Информационный центр управления образования периодически запрашивает сведения из центров учебных заведений.

Вопросы информационно-идеологической работы внесены в планы работы кафедр, методических объединений учителей-предметников, классных руководителей.

В учебных заведениях города имеются единые дни для проведения информационных занятий. В расписание учебных занятий заложены информационные и классные воспитательные часы. Используются в работе с учащимися такие формы внеклассной работы, как семинары, лектории, круглые столы, дискуссии, на которые приглашаются работники городского исполнительного комитета, компетентные в основных вопросах и направлениях социально-экономической политики.

В рамках информационно-идеологической работы в учреждениях образования созданы лектории и лекторские группы информаторов, политклубы. Их целью является не только информирование о государственной внутренней и внешней политике, но и обучение молодёжи навыкам анализа текущих событий. В учебных заведениях имеются информационные уголки, выставки методической литературы в помощь организаторам идейно-воспитательной работы. Большую работу в этом направлении ведут библиотеки школ и учебных заведений, музеи.

Весьма интересным является опыт работы в данном направлении Чаусского райисполкома. В районном отделе образования ведена должность заместителя начальника отдела по идеологической работе. В учреждениях образования идеологическая работа возложена на заместителя директора по воспитательной работе. В годовых планах работы отдела и учреждений образования идеологическая работа спланирована в отдельном разделе: «Идеологическая работа».

Для оказания методической помощи классным руководителям в районе создано методическое объединение классных руководителей. Среди множества рассматриваемых вопросов особое внимание уделяется вопросам идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками. Аналогичные методические объединения созданы во всех школах района. На них рассматриваются вопросы и оказывается методическая помощь классным руководителям с учетом возможностей данного учебного заведения, заслушиваются отчеты классных руководителей о проделанной работе, обобщается опыт лучших, подводятся итоги конкурсов.

С целью оказания методической помощи заместителям директоров по идеологической и учебно-воспитательной работе по организации информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях в отделе образования создан Информационно-пропагандистский центр.

Ежегодно в школах района утверждаются планы идейно-воспитательной работы на новый учебный год, пересматриваются составы координационных советов по вопросам идейно-воспитательной работы и планы их работы.

Для оказания помощи классным руководителям аналогичные центры созданы во всех школах района. Ими разрабатывается тематика классных часов, тематические планы проведения Дней информирования для учащихся, тематика тематических информационных часов, готовятся методические материалы.

В учебных заведениях определены часы информирования, которые внесены в расписание уроков. При их проведении используются различные формы политического просвещения учащихся всех возрастов; чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, тематические и обзорные информации, беседы, диспуты, заочные путешествия, устные журналы, деловые игры. В каждом классе школ оформлены информационные уголки, созданы лекторские группы. Проводятся смотры-конкурсы на лучший информационный уголок.

Информационно-пропагандистская работа в учебных заведениях основывается на пропаганде и осмыслении символов государства: герба и флага. Герб и флаг имеются в актовых залах, классных комнатах, кабинетах администрации. Проводятся специальные уроки, посвященные государственной символике Республики Беларусь, праздники Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Большинство школ района имеют свою символику: эмблему и гимн школы.

Большая работа в школах района осуществляется по воспитанию гражданственности и патриотизма. В районе разработана программа «Сыны Отечества», над реализацией которой работают все учреждения образования района. В рамках этой программы проводятся определенные мероприятия на различную тематику. Особое внимание уделяется оформлению информационных стендов. На них располагается всевозможная информация, которая позволяет учащимся свободно ориентироваться в общественной и политической жизни страны.

С целью проверки состояния идеологической работы в учреждениях образования проводится анкетирование среди учащихся, мониторинг уровня идеологической работы.

Главная цель – посредством идейно-воспитательной и идеологической работы, проводимой на основе принципа системности, вовлечь белорусскую молодежь в социально-экономические и политические процессы построения сильной и процветающей Беларуси.