Краткое содержание рассказа победитель грин. Методическая копилка. И принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха

Победитель

Бедствующий скульптор уничтожает свою работу…

Александр Степанович Грин Победитель

Скульптор, не мни покорной

И вязкой глины ком…

I

– Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, – сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. – Ну, Джен, – отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

– Ох, я боюсь всего потрясающего, – сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. – Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

– На этот раз, кажется, будут, – возразил Геннисон. – Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела – вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: – «Мой милый, это ведь ваша фигура „Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках“»? – Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: – «Итак, говоря условно, что ваша, – эта статуя имеет все шансы. Нам, – заметь, он сказал „нам“, – значит, был о том разговор, – нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».

– Разумеется, тебя нетрудно узнать, – сказала Джен, – но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

– Что еще он сказал, – я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

ТВОЙ ВЫБОР
(Материал рассчитан на 3-5 учебных часа)

Общие замечания

В этом разделе подводятся итоги работы учащихся по учебно-методическому комплекту "Вокруг тебя - Мир..."

    Основные гуманистические идеи раздела:

Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях; - человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающие чрезмерное насилие.

    Этическая цель раздела:

Подвести учеников к осознанию того, что человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

Тексты для чтения с последующим анализом или обсуждением:

Рассказ А. Грина "Победитель". В центре повествования - драматичная ситуация творческого соперничества. Анализ содержательно-смыслового наполнения текста позволяет обратить внимание учащихся на проблему трудности выбора;

Рассказ Е. Носова "Тридцать зерен", несущий в себе черты притчи. В аллегорической форме в этом произведении затрагивается проблема ответственности за совершаемые поступки.

Фрагмент из книги М. Жюно "Воин без оружия" (гл. XXII).

Словарь понятий:

Гуманный - проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; человечный, человеколюбивый.

Гуманитарный - 1. Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

2. То же, что гуманный.

Гуманистический - от сущ. гуманизм - 1. Движение эпохи Возрождения (особый период в развитии стран Западной и Центральной Европы с XIV по XVI в.), провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности; 2. Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой об его благе, уважением человеческого достоинства.

К УРОКАМ ПО РАССКАЗУ А. ГРИНА "ПОБЕДИТЕЛЬ"

(Материал рассчитан на 2-3 учебных часа)

Цели :

общие - инициировать обсуждение одного из несиловых видов соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий "победитель" и "побежденный"; рассмотреть некоторые модели поведения человека в ситуации выбора;

частные - развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение и предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел.

Возможный ход уроков

Вступительное слово учителя

Острее всего проблема выбора возникает в ситуациях соперничества. В самом начале книги мы говорили о силовых формах соперничества, о правилах которые регулируют поведение противников, ограничивая чрезмерное насилие. Однако есть и другие, "несиловые" формы (например, конкурс, спортивное соревнование), в которых тоже действуют определенные правила. Участникам этих "несиловых" форм соперничества также приходится испытывать сильнейшее напряжение, эмоциональное волнение. Часто от исхода конкурса или соревнования зависит судьба человека. Он может оказаться перед необходимостью решать: какими средствами добиваться намеченной цели? Об этом рассказ А. Грина "Победитель". Учитель, по своему усмотрению, может воспользоваться дополнительной информацией о писателе, а также обратиться к тексту "автобиографической повести" А. Грина.

Грин (Гриневский) Александр Степанович (1880-1932) родился в небольшом уездном городке Слободском в Вятской губернии в семье ссыльного поляка. Мать умерла, когда мальчику было тринадцать лет. Это обстоятельство еще больше обострило крайнюю застенчивость, гордость и непокорность Александра. Он перепробовал массу занятий - был матросом, грузчиком, работником пекарни, землекопом, рыбаком, чернорабочим, лесорубом, солдатом, даже золотоискателем. Основу мира, в представлении Грина, составляет борьба противоположных сил: созидания и разрушения, самоотдачи и стяжательства, красоты и безобразия. И для писателя очень важно, что всегда находятся люди, способные противостоять "темноте", - этим, с его точки зрения, прекрасна жизнь, в этом - надежда на лучшее будущее. По М.И. Мещеряковой

Чтение фрагмента из "Автобиографической повести" А. Грина

"Потому ли, что первая прочитанная мной еще пятилетним мальчиком книга была "Путешествие Гулливера в страну лилипутов" - детское издание Сытина с раскрашенными картинками, или стремление в далекие страны было врожденным, - но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет. Я читал бессистемно, безудержно, запоем. В журналах того времени: "Детское чтение", "Семья и школа", "Семейный отдых" - я читал преимущественно рассказы о путешествиях, плаваниях и охоте. После убитого на Кавказе денщиками подполковника Гриневского - моего дяди по отцу - в числе прочих вещей отец мой привез три огромных ящика книг, главным образом на французском и польском языках; но было порядочно книг и на русском. Я рылся в них по целым дням. Мне никто не мешал. Поиски интересного чтения были для меня своего рода путешествием «...» Я хорошо помню, что специально детские книги меня не удовлетворяли. В книгах "для взрослых" я с пренебрежением пропускал "разговоры", стремясь видеть "действие". Майн Рид, Густав Эмар, Жюль Берн, Луи Жакольо были моим необходимым насущным чтением. Довольно большая библиотека Вятского земского реального училища, куда отдали меня девяти лет, была причиной моих плохих успехов. Вместо учения уроков я при первой возможности, валился в кровать с книгой и куском хлеба; грыз краюху и упивался героической живописной жизнью в тропических странах. Все это я описываю для того, чтобы читатель видел, какого склада тип отправился впоследствии искать место матроса на пароходе «...» Играть я любил больше один, за исключением игры в бабки, в которую вечно проигрывал. Я выстругивал деревянные мечи, сабли, кинжалы, рубил ими крапиву и лопухи, воображая себя сказочным богатырем, который один поражает целое войско. Я делал луки и стрелы в самой несовершенной, примитивной форме, из вереса и ивы, с бечевочной тетивой; стрелы же, выструганные из лучины, были с жестяными наконечниками и не летали дальше тридцати шагов. На дворе я расставлял стоймя поленья шеренгами - и издали поражал их каменьями в битве с не ведомой никому армией. Из изгороди огорода я выдергивал тычины и упражнялся в метании ими, как дротиками. Перед моими глазами в воображении вечно были американский лес, дебри Африки, сибирская тайга. Слова "Ориноко", "Миссисипи", "Суматра" звучали для меня, как музыка. Прочитанное в книгах, будь то самый дешевый вымысел, всегда было для меня томительно желанной действительностью".

Вопросы и задания по тексту "Автобиографической повести":

1. Знакомы ли вам те книги, которыми в детстве зачитывался Александр Грин?

2. Знаете ли вы, что означают слова "Ориноко", "Миссисипи", "Суматра" ? Как вы думаете, почему они звучали для Грина, как музыка?

3. Почему Грин сравнивает поиски интересных книг с путешествием? Приходилось ли вам испытывать подобные ощущения? Подготовка к восприятию рассказа А. Грина "Победитель" Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется "Победитель". Что означает слово " победить "? (Одержать победу над кем-то, победить в борьбе.) Какие словосочетания можно составить с этим словом? (Учитель пишет в центре доски глагол "победить", а вокруг него располагаются наиболее часто сочетающиеся с ним слова: победить (кого) врага, соперника, всех; победить (в чем) в бою, в драке, в соревновании; победить (как) легко, с трудом и т.д. (как) легко, быстро, честно \ в бою (в чем?) - победить - (кого?) врага, соперника (когда?) давно, сегодня.

Как видим, все эти примеры касаются борьбы с кем-то, тогда как в рассказе "Победитель" главный герой побеждает себя, борясь с желанием получить долгожданную премию. Нам важно перевести внимание учеников с военных и спортивных боев, во время которых конфликты между соперниками разрешались при помощи физической силы, на творческие состязания, на соперничество в области искусства, науки, учебы, когда победу определяет вовсе не физическое превосходство. Несовпадение читательских ожиданий школьников, вызванных названием рассказа, с его темой и сюжетом позволяет поддерживать устойчивый интерес к чтению.) Как вы думаете, о чем может быть произведение, которое называется "Победитель"? Какова его тема? (Учитель выслушивает догадки учеников и предлагает им проверить, ошиблись ли они в своих предположениях или нет.) Чтение текста рассказа "Победитель" Учитель читает рассказ, но не до конца.

Последней фразой будет следующая: " За н есколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему форму".

Как вам кажется, какое же решение принял Геннисон? Как бы вы закончили рассказ? Возможные варианты: 1. Геннисон ничего не предпринимает, ждет решения жюри, получает приз. 2. Жюри присуждает приз Ледану. 3. Жюри присуждает два первых места. 4. Геннисон получает приз и часть его отдает Ледану. 5. Геннисон, получив приз, отдает его Ледану. 6. Геннисон портит статую Ледана, попадает в тюрьму, где раскаивается. 7. Геннисон разбивает свою статую, и победителем становится Ледан. (Учитель кратко записывает на доске все предложенные учениками варианты. Затем рассказ дочитывается до конца.)

Продолжение чтения текста рассказа до конца

Аналитическая работа по тексту:

1. Поделитесь впечатлениями об услышанном финале. Каким вам кажется характер финала - оптимистичным, светлым или мрачным, пессимистичным? Для того чтобы лучше понять авторский замысел, идейный смысл рассказа и мотивировку поступка главного героя - словом, все то, что определило финал, необходимо провести аналитическую работу по тексту. Предлагается начать с сюжетно-композиционного анализа, постепенно переходя к разговору о системе образов и к характеристике персонажей, так как это позволит в конце уроков вернуться к анализу предложенных учениками вариантов.

2. На какие смысловые части можно разделить рассказ? Озаглавьте их. Возможный вариант плана: 1. Потрясающие новости. 2. Рано нам говорить о торжестве. 3. Информация о конкурсе. 4. Мечты Геннисона и Джен. 5. Решение посмотреть модель Ледана. 6. Разговор Геннисона и Нурса в "темнице надежд". 7. Чувство падения и восторга. 8. Уничтожение статуи.

3. Как эти смысловые части соотносятся с авторским делением рассказа? Как бы вы их озаглавили? (Например, "Радостные надежды" и "Крушение надежд".)

4. Найди в тексте детали, которые помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как жилось ему и его жене, какие надежды он связывал с победой в конкурсе?

5. Были ли у Геннисона основания надеяться на победу? Почему? Что же беспокоило Геннисона: зависть к сопернику, страх поражения, неуверенность в победе, а может быть, и что-то иное? Почему Геннисон все-таки должен был увидеть творение Ледана? (Хотя Геннисон и признавал талант Ледана, тем не менее он не сомневался в своем успехе: "я совершенно уверен в благополучном исходе дела, Ледана "не любят за крайнее самомнение", стиль которого "не в фаворе у людей положительных". Значит, Геннисона мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого волнует не столько решение "положительных людей", входящих в состав жюри и определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести, "высшей справедливости, которой не изменял никогда" Геннисон.)

6. Признает ли автор за Геннисоном право определять победителя? Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона: чудесная легкость и простота линий скульптуры Ледана, которая "живет", "дышит", размышляет", "это все равно что поймать луч" - и натянутость позы его скульптуры, "наивные недочеты," плохо скрытое старание", "отточенные напряжения". Как вы думаете, чем может быть объяснено именно такое восприятие скульптур?

7. Какая из скульптур понравилась сторожу Нурсу? Почему его мнение приводится в рассказе?

8. Трудно ли было Геннисону принимать окончательное решение? Почему? Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он уничтожил свою работу. Как вы думаете, ощущал ли он ответственность за принятое решение? Найдите в тексте слова и выражения, которые подтвердят ваш ответ.

9. Вспомните предположения, которые были сделаны вами в начале урока. Как вы оцениваете теперь предложеные варианты? Соответствуют ли они характеру главного героя рассказа А. Грина? Работа по анализу предложенных вариантов, записанных на доске в начале урока, требует внимания со стороны учителя и такой организации работы в классе, когда ученики сами отвергают тот или другой вариант. Сразу же исключаются первые три варианта, так как они не предполагают решения и вмешательства главного героя, о которых говорится в последней прочитанной фразе рассказа. У тех школьников, которые придумали подобные финалы или согласились с предложенными вариантами, слабо развито такое важное качество, как читательское внимание. Четвертый вариант противоречит увлекающемуся, открытому, эмоциональному характеру героя ("потрясающие новости", последний золотой, отданный Нурсу, и т.п.), который легко очаровывается надеждами, связанными с его работой, и столь же быстро разочаровывается в них; для которого характерно максимальное проявление чувств ("отступил с чувством падения и восторга"), а главное, Геннисон строг к себе и бескомпромиссен: "он признал бесспорное право Ледана...", поэтому вряд ли он будет делить приз между "бесспорным" победителем и собой. По этой же причине с трудом верится в благотворительный поступок Геннисона (вариант 5): ведь он признал Ледана победителем "в свете высшей справедливости", а значит, никогда не согласится быть фиктивным победителем конкурса. Вариант 6 предполагает в герое "злодейские" черты отрицательного персонажа, но в этом случае автор не писал бы о том, что Геннисон никогда не изменял высшей справедливости. Кроме того, вспомним, что Геннисон в беседе с женой вспоминает шестерых детей Ледана, "мал мала меньше", которые "тоже, вероятно, ждут премию", что говорит о его отзывчивости, сочувствии. Наконец, название рассказа ("Победитель", а не "Преступник" или " Злодей") опровергает столь мрачный финал.

10. Почему Ледан не является действующим персонажем? С кем борется Геннисон? Почему рассказ назван "Победитель"? Кто одерживает победу? Над кем или над чем одержана победа? (Вспомним записанные на доске словосочетания, из которых главное - "победить (кого) врага, соперника" и т.д.) Система образов произведения: если в 1-й части нам кажется, что конфликт происходит между двумя скульпторами (Геннисон, члены жюри - и Ледан), то во 2-й части очевидно, что борьба происходит между конъюнктурным, пристрастным мнением жюри и требованием "высшей справедливости" (члены жюри, представляющие общественное мнение "положительных людей" - и Геннисон, Ледан). Конфликт переносится во внутренний мир героя, поэтому название произведения, несмотря на то что приз достанется не Геннисону, а Ледану, наиболее полно и точно отражает смысл конфликта и его разрешение. Это задание подводит учеников к выяснению системы образов и конфликта произведения: не борьба двух соперников за премию, а борьба художника с самим собой, с желанием победить соперника во что бы то ни стало, борьба с общественным мнением - мнением "положительных людей", с которым так приятно и радостно было бы согласиться, если прикрыть глаза и заглушить голос совести. И в этой, самой мучительной и трудной, борьбе Геннисон оказывается бесспорным победителем, что подчеркивается названием произведения.

11. Как вы понимаете слова "победить любой ценой"? Считаете ли вы, что цель оправдывает средства? Дайте развернутый письменный ответ. Выводы по уроку Итак, главный герой "с мучением и тоской" смог победить в себе желание любыми средствами выбиться из нищеты, потому что всегда подчинялся "высшей справедливости, которой не изменял никогда..." Именно это наполнило его душу мужеством в решительный момент и желанием работать лучше, а вместо зависти к сопернику он испытал восторг и "признал бесспорное право" Ледана. В этом финале - оптимизм и залог будущего успеха скульптора.

Итоговое задание

Проблема цели и средств будет еще не раз затрагиваться на уроках основного курса. На данном этапе важно составить представление о первичных установках детей. Именно такую цель преследует предлагаемая для классного обсуждения итоговая письменная работа, над которой школьники работают дома. Приходилось ли вам или кому-то из ваших знакомых одерживать победу над собой? Когда? В какой ситуации? Что повлияло на ваше решение? Напишите об этом. Обсуждением письменных работ открывается следующий урок по рассказу Е. Носова "Тридцать зерен".

К УРОКУ ПО РАССКАЗУ Е. НОСОВА "ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН"

(Материал рассчитан на 1 учебный час)

Цели :

общая - обсудить проблему ответственности человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;

частные - закрепить представление о способах выражения авторской позиции; развивать умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением.

Возможный ход урока

Вступительное слово учителя (1-2 мин.)

Мир вокруг тебя полон людей, очень не похожих друг на друга. Каждый -индивидуальность. Не каждому легко строить взаимоотношения с другими. Однако все вместе мы - человечество, которое не может жить без определенных правил, ограничивающих чрезмерное насилие. Познакомьтесь с размышлениями писателя Е. Носова о том, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому должен всегда оценивать последствия своих поступков.

Чтение рассказа Е. Носова "Тридцать зерен"

Рассказ Е. Носова "Тридцать зерен" дети читают самостоятельно. Можно также предложить чтение по ролям.

Аналитическая работа по тексту:

1. "Это рассказ о взаимоотношениях человека с природой". Можете ли вы согласиться с этим утверждением?

2. Перечислите всех, кто действует в рассказе. Обратите внимание на Синичку. Проследите, как меняется ее отношение к Человеку.

3. Что помогло Синичке побороть страх?

4. "... чтобы каждый... положил бы на свое окно по тридцати... зерен..." Как вам кажется, о чем думал писатель, когда произносил эти слова?

5. Как писатель объяснил Синичке, кто такой - Человек? В каких значениях употребляется в произведении это слово? Подберите однокоренные слова к слову " человек ". Слово " человек " - многозначное. Человек : 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. //Лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу и т.п. IIВ значении единицы счета (людей). 2. Личность как воплощение высоких моральных, и интеллектуальных свойств. 3. Употребляется в значении местоимений: он, кто-то, некто. 4. Дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга. Официант, слуга в трактире в дореволюционной России. Ученики могут назвать такие однокоренные слова к слову "человек": человечек, человечество, человечный, человеческий, человечно, человеколюбие, человеколюбивый, человекоподобный, человеконенавистнический и т.п. Знаете ли вы, что в русском языке есть пришедшие из другого языка слова, близкие по значению слову "человечный"? Это такие слова: гуманный: проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; человечный, человеколюбивый; гуманитарный: 1. Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; 2. То же, что гуманный; гуманистический - от сущ. гуманизм: 1. Движение эпохи Возрождения (особый период в развитии стран Западной и Центральной Европы с XIV по XVI в.), провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности; 2. Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением человеческого достоинства. 6. Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вам хотелось проявить свою силу, власть по отношению к другому человеку? Каковы были ваши действия? Определите характер своего поступка, используя слова, значения которых приведены выше.

Знакомство с книгой " Вокруг тебя - Мир..." з авершается подведением итогов работы учеников по ознакомлению с основами норм международного гуманитарного права. На основе знакомства с фрагментом из книги М. Жюно "Воин без оружия" (гл. XXII)

(Материал рассчитан на 1-2 часа)

Цели :

познакомить учащихся с деятельностью делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; подвести итог разговору об МККК и некоторых нормах МГП.

Возможный ход беседы

Вступительное слово учителя

Правила, ограничивающие чрезмерную жестокость людей в ситуациях конфликта, в том числе и вооруженного, возникли не случайно. Они созданы на основе гуманитарных идей и принципов, отраженных в обычаях и традициях разных народов. В основе этих правил - здравый смысл и стремление людей выжить. (Далее учитель обращает внимание учеников на текст, помещенный в рубрике "Знаешь ли ты...")

Вопросы и задания

1. Вам знакомы лишь некоторые положения международного гуманитарного права. Вспомните их, перелистайте книгу и подумайте, почему оно так называется.

2. Знания о нормах международного гуманитарного права распространяет организация Международный Комитет Красного Креста. Что вы знаете о ней? (Ученики немного знают об этой организации из книги "Вокруг тебя - Мир..." для 5-го класса. Однако эти знания предельно обобщенные. Если учитель захочет подробнее рассказать своим ученикам об этой организации, он может воспользоваться помещенной ниже информацией.) Дополнительная информация для учителя Международный Комитет Красного Креста (МККК) - гуманитарная организация, основанная в 1863 г. швейцарцем Анри Дюнаном и обладающая особым статусом. Выступая в роли нейтрального посредника между сторонами в вооруженном конфликте, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера (военнопленным, раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, гражданскому населению), а также жертвам ситуации насилия внутри страны. Эмблема МККК - красный крест на белом поле.

Основные направления деятельности МККК:

1. Обеспечение защиты жертвам вооруженных конфликтов и ситуаций насилия внутри страны. Данный вид деятельности направлен на обеспечение соблюдения прав жертв вооруженных конфликтов и обстановки насилия внутри страны. Представители (делегаты) МККК посещают лиц, свобода которых была ограничена в связи с такими ситуациями (военнопленных, интернированных гражданских лиц), исключительно с целью предотвратить негуманное обращение с ними и, если необходимо, добиться улучшения условий их содержания. МККК также осуществляет розыск лиц, пропавших без вести, и содействует воссоединению семей, разлученных в результате конфликта.

2. Оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов и ситуаций насилия внутри страны. В основе деятельности по оказанию помощи лежат интересы защиты жизни и здоровья людей. Такая деятельность включает: продовольственную помощь, иную материальную помощь (строительство временного жилья, распределение одежды и т.д.), а также помощь в области здравоохранения (помощь раненым, предоставление медикаментов и медицинского оборудования, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, изготовление протезов, подготовка кадров и т.д.).

3. Содействие развитию международного гуманитарного права и распространению знаний о нем. Цель данного вида деятельности состоит в предупреждении нарушений международного гуманитарного права и ознакомлении всех групп населения с его принципами и нормами (речь идет прежде всего о следующих кате- гориях лиц: личный состав вооруженных сил, государственные служащие, персонал национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, преподаватели средних и высших учебных заведений, медицинские работники, работники средств массовой информации. Для работы в разных странах МККК направляет своих делегатов.) Один из таких делегатов, Марсель Жюно, написал воспоминания о своей жизни. Эта книга называется "Воин без оружия" и представляет собой повествование о его работе в качестве делегата МККК в период с 1935 по 1945 год. Книга состоит из нескольких глав. Познакомьтесь с одной из них, которая так и называется - "Воин без оружия". Вы не читали книгу целиком, однако постарайтесь предположить, где располагается предложенная вашему вниманию глава: в начале книги, в середине ее или же в конце. На чем будет основываться ваше предположение?

Чтение текста

Аналитическая работа по тексту:

1. Ученики отвечают на вопрос, который был задан перед чтением текста. Верными будут предположения о том, что место этой главы либо в начале, либо в конце книги. На самом же деле эта глава - завершающая, итоговая. Цель ее - "достучаться до сердец" читателей. Именно этим и объясняются пафосная, призывная интонация, обилие риторических восклицаний, эмоционально окрашенная лексика, сознательное использование синтаксически однотипных конструкций "Я снова вижу..."

2. Учитель просит учеников при ответе на помещенные ниже вопросы обязательно обращаться к тексту книги и находить необходимую цитату, доказывающую высказываемое положение. Обратите внимание на фразы: "В бою друг другу всегда противостоят лишь две стороны. Но рядом с ними - а иногда и перед ними - появляется третий боец: воин без оружия". Какую смысловую нагрузку несет словосочетание "воин без оружия"? (Выражение "воин без оружия" имеет символическое значение: оно подразумевает не столько конкретных людей - делегатов, сколько саму организацию - Международный Комитет Красного Креста.) За что "сражается" такой "воин без оружия"? (Такой "воин" "сражается" за то, чтобы всем жертвам вооруженных конфликтов была обеспечена защита и помощь в соответствии с нормами международного гуманитарного права.)

3. Воспоминания М. Жюно были написаны в 1947 году. Сохраняют ли они свою актуальность в наше время? Почему? Итоговая работа в группах Детям дается задание для работы в группе на 5-10 минут: Представьте, что вам надо придумать всего лишь один плакат на тему "Международное гуманитарное право". Вам необходимо решить, что будет изображено на плакате. С этой целью обратитесь к текстам рубрики "Знаешь ли ты..." и выберите тему вашего плаката. На плакате должна быть лаконичная запоминающаяся надпись, соответствующая по смыслу правовой информации. Дети работают в группах. Затем знакомят всех со своими проектами. Учитель записывает на доске подписи к плакатам. Дети обязательно объясняют свой выбор. Учитель должен быть готов к тому, чтобы в случае нарушения основного смысла норм корректировать тексты подписей. Мы завершаем работу по книге "Вокруг тебя - Мир...". Вспомните все тексты, в которых в той или иной мере затрагивались различные ситуации вооруженных конфликтов. (Учитель записывает в столбик на доске названия произведений и их авторов, которые вспоминают ученики.) Найдите в тексте из книги М. Жюно фразы, выражения, которые могли бы стать эпиграфами к нашим урокам по этим произведениям. Ученики предлагают разные варианты, которые обязательно записываются на доске рядом с соответствующим произведением. Каждый предложивший свое решение непременно обосновывает его. Затем выбираются наиболее удачные, точно отражающие идеи тех разделов книги для ученика, в которых освещаются некоторые нормы МГП, основные направления деятельности Движения и Международного комитета Красного Креста. Учитель может также предложить ученикам выбрать эпиграф ко всей книге.

Оборудование: портреты и фотографии А. Грина, портрет К. Паустовского, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина и К. Паустовского аудиозапись адажио из концерта “Аранхуэз” для гитары с оркестром, карточки с афоризмами, тесты.

Примечание:

– ученики предварительно прочитали рассказ А.Грина “Победитель”;
– урок состоит из трех блоков (3 часа);
домашнее задание выбирается из предложенных вариантов.

Урок первый. Диалог с К. Паустовским.

1. Вступительное слово учителя (поэтический эпиграф).

Перо бессильно дремлет,
А сердце голосу таинственному внемлет:
“Нет, не легко писать!.. Вот образы, слова...
Всю силу гордости, страданья, торжества
Уже стремишься ты излить
в поэме страстной,
Но поля ратного виденьем озарен,
Там кровь и долг, и грозный вихрь знамен,
И от стола отходишь ты, безгласный...
А. Грин “Из дневника”.

– Кто автор этих строк? Наверное, вы удивитесь тому, что стихотворение написано Александром Грином (настоящая фамилия Гриневский), более известным как мастер прозы. Может быть, потому, что Грин тонко чувствовал красоту поэтического слова, кружевная вязь его рассказов наполнена музыкальностью, поэтичностью. Рассказы Грина дарят нам романтические образы, украшающие и одухотворяющие серые будни обычного человеческого существования.

Не случайно К. Паустовский – писатель, близкий по духу, по стилю А. Грину – с восторгом вспоминал о том, как он впервые познакомился с рассказами великого мечтателя. Послушайте отрывки из его книги “Золотая роза”, которую, я надеюсь, вы захотите прочитать. В ней мы видим Грина глазами Паустовского.

2. Сообщения учащихся (звучат отрывки из книги К. Паустовского “Золотая роза”).

1-й ученик. “Во времена моей юности все мы, гимназисты, зачитывались выпусками “Универсальной библиотеки”. Это были маленькие книги в желтой бумажной обложке...

Русских писателей “Универсальная библиотека” печатала только в виде исключения. Поэтому, когда я купил очередной выпуск со странным названием “Синий каскад Теллурии” и увидел на обложке имя автора – Александр Грин, то, естественно, подумал, что Грин – иностранец.

В книге было несколько рассказов. Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где ее купил, и прочел наугад...”

2-й ученик (продолжает). “Нет более бестолкового и чудесного порта, чем Лисс. Разноязычный этот город напоминает бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости.

Свитки парусов, их стон и крылатое утро, зеленая вода, скалы, даль океана. Ночью – магнетический пожар звезд, лодки со смеющимися голосами – вот Лисс!”

3-й ученик. “Я читал, стоя в тени цветущего киевского каштана, пока не прочел до конца эту причудливую, как сон, необыкновенную книгу.

Тогда я еще не знал, что Грин сам придумывал песенки для своих рассказов.

Люди пьянеют... от солнечного сверкания, от беззаботной радости, щедрости жизни, никогда не устающей открывать нам блеск и прохладу своих заманчивых уголков, наконец – от “чувства высокого”.

Все это существовало в рассказах Грина. Они опьяняли, как душистый воздух, что сбивает с ног после чада душных городов.

Так я познакомился с Грином. Когда я узнал, что Грин – русский и что зовут его Александр Степанович, то не был этим особенно удивлен”.

3. Беседа.

Учитель. – Как вы думаете, почему? Каким вы представляете себе писателя?

4. Работа с портретами и фотографиями Грина.

– Внимательно посмотрите на портреты А. Грина. Что вы можете сказать о них? Каким видится писатель?

(О. Это портреты человека, много пережившего, повидавшего немало горя; человека, который может многое рассказать слушателям, читателям.)

Учитель. – Лев Гумилев говорил, что у Грина “суровое лицо, угрюмый взгляд”.

Современники писателя отмечали, что он редко смеялся, мало высказывался, больше слушал.

Облик писателя свидетельствует о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности.

Вот почему в книге “Золотая роза” К. Паустовский пишет о том, что он... (продолжает ученик).

5. Сообщения учащихся (по книге К. Паустовского “Золотая роза””).

4-й ученик . “...Удивился..., когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжелую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку.
Недаром он написал о себе, что “всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек”.

Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара: “Моя родина – там, где проплывают самые прекрасные облака”.

5-й ученик. “Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе “Алые паруса”, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.

Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему и за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить”.

6. Беседа.

Учитель. – Что вы узнали о писателе? Какие качества его характера, особенности его художественного стиля отмечает К. Паустовский?

Урок второй. Анализ рассказа А. Грина “Победитель”.

1. Беседа.

Учитель. – Жанр произведения известен – рассказ. Его предваряет эпиграф. Что называется эпиграфом? Прочитайте его. Как вы понимаете его смысл?

– Назовите композиционные элементы рассказа. Приведите примеры.

2. Лекция. Художественные детали (дети записывают тезисы).

Картина изображенного мира складывается из отдельных художественных деталей. Под художественной деталью понимается мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение и т.п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа; его создают детали, складываясь в “блоки” более крупного образа – целостный образ человека.

Детали могут быть внешние и психологические. Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали подразделяются на портретные, пейзажные, вещные.

– Приведите примеры из текста.

Психологические детали рисуют внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.

Внешняя деталь становится психологической, если передает, выражает те или иные душевные движения (в таком случае мы говорим о психологическом портрете) или включается в ход размышлений и переживаний героя.

3. Аналитическая беседа по рассказу.

– А теперь постарайтесь найти в тексте детали, характеризующие состояние героев.
– Случайны ли эти детали в тексте? Что они добавляют к пониманию идеи рассказа?
– Почему Геннисон говорит, что Ледан не получит премию? Какую роль играет данный эпизод в рассказе?
– Что важнее для героя?
– Опишите статую Геннисона.
– Как предварительно оценили статую критики?
– Как сказанные слова повлияли на Геннисона?
– С помощью чего автор усиливает контраст между состоянием героя и его бедственным положением?
– Как в рассказе подчеркивается напряженность ожидания Геннисона?
– Что же его мучило? Какие мысли его беспокоили?
– На сколько частей делится текст? Почему?
– Объясните выражение “темница надежд”.
– Отличается ли отношение персонажей рассказа к искусству? Кого видел Нурс? Геннисон?
– Как оценил статую Ледана Геннисон, когда увидел ее? Почему автор подробно описывает ее?
– Опишите словами чувства героя.
– “...Как живет. Как дышит и размышляет”. Объясните смысл этих слов.
– Прочитайте отрывок из рассказа от слов: “Тогда – медленно...” до “Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом”.

Как этот эпизод характеризует Геннисона?

– Легко ли ему принять решение? Докажите это примерами из текста.
– Прав ли Геннисон, сделав такой выбор? Как бы поступили вы?
– Почему Ледан не является действующим персонажем? С кем борется Геннисон?
– Кого обычно называют победителем?

4. Работа с толковым словарем.

Победитель. Тот, кто победил, одержал победу.

Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате борьбы, преодоления чего-н.

à Пиррова победа (книжн.) – победа, стоившая таких жертв, что равносильна поражению (по имени эпирского царя Пирра).

Победить. 1. кого-что . Одержать победу над кем-чем-н. 2. Перен., что То же, что преодолеть (книжн.)

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка.” М., 2003 г.)

5. Дискуссия.

– Кто одерживает победу? Над чем или кем одержана победа? Объясните смысл названия рассказа.

Урок третий. Идейно-художественное своеобразие рассказа.

1. Музыкальная ассоциация (адажио из концерта “Аранхуэз” для гитары с оркестром).

– Послушайте музыкальное произведение. Как вы считаете, созвучна ли эта музыка содержанию рассказа. Если да, то какой эпизод из произведения вы представили и почему. Если нет, объясните причину.

2. Слово учителя.

Не случайно после чтения рассказа мы обратились к музыке. Язык произведений Грина музыкален, поэтичен; действительно, в его языке, как в капле воды, отражается весь мир. Вот как сказал об этом К. Паустовский в повести “Черное море”.

3. Сообщения учеников (по повести К.Паустовского “Черное море”).

6-ой ученик. “...язык его блестящ. Беру отрывки наугад, открывая страницу за страницей:

“Где-то высоко над головой, переходя с фальцета на альт, запела одинокая пуля, стихла, описала дугу и безвредно легла на песок рядом с потревоженным муравьем, тащившим какую-то очень нужную для него палочку”.

7-ой ученик. “ Он слушал игру горниста. Это была странная поэзия солдатского дня, элегия оставленных деревень, меланхолия хорошо вычищенных штыков”.

8-й ученик. “Зима умерла. Весна столкнула ее голой розовой и дерзкой ногой в сырые овраги, где, лежа ничком, в виде мертвенно белых, оттаявших пластов снега, старуха дышала еще в последней агонии холодным паром, но слабо и безнадежно.”

Учитель. На какие художественные детали, изобразительно-выразительные особенности вы обратили внимание, читая рассказ Грина “Победитель”?

4. Слово учителя.

Наверное, вас удивили имена героев.

– Как вы думаете, почему они звучат как иностранные?

Некоторые критики упрекали писателя в “иностранщине” и недоумевали, для чего он придумывает своим героям такие странные имена...

Их Грин давал своим персонажам не случайно. Многие из них служили характеристикой гриновских героев, как, например, имя прелестной мечтательной Ассоль – героини романа-феерии “Алые паруса”.

Придуманные имена и названия лишний раз подчеркивают, что действие происходит в мире воображения, где ничто не кажется странным.

Однако Грин не все придумывал в своих произведениях. Он многое брал из реальной жизни в описаниях своих героев, городов, природы, ситуаций.

5. Работа с афоризмами.

Многие строки рассказа афористичны. Дайте определение афоризма. Приведите примеры из текста.

6. Работа в парах по вариантам (ученикам выдаются карточки с афоризмами).

– Прочитайте афоризмы. Объясните их смысл. Имеют ли данные афоризмы отношение к содержанию рассказа?

I. Лучше и безопаснее верный мир, чем имеющаяся в виду победа.
Тит Ливий.

II. Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое – правда, а все сложное – неправда.
П.Л. Капица.

III. Надежда победить приближает победу; уверенность в победе лишает нас ее.
Тит Ливий.

(О. Название рассказа, эпиграф, выбор сюжета, описание героев (портрет), речевая характеристика героев, оценочные эпитеты, внешние и психологические детали.)

8. Подбор ассоциаций.

Обратимся к теме урока. Это цитата из рассказа Грина “Победитель”. Какие ассоциации вызывает у вас ключевое слово? О чем говорится в этом высказывании? (О. “Луч” – луч солнца, радость свет, блеск и др. Речь идет об искусстве.)

9. Беседа.

Что же такое искусство? Каково его назначение? Какова его роль в жизни человека?

10. Слово учителя.

Искусство пробуждает в людях чувство собственного достоинства – такова великая сила искусства, по мнению А. Грина. Писатель стремился приблизить действительность к идеалу и гармонии в своем художественном воображении. Но особенное значение для Грина имела тема искусства, творчества. Об этом лучшие рассказы писателя: “Победитель”, “Акварель” и др.

В конце своего жизненного пути Грин сказал о себе, что никогда не изменял искусству, творчеству; ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули его с истинного пути.

Так же, как и его герои, Грин до конца остался верен своей мечте, искусству слова, недаром его до сих пор называют “рыцарем мечты”.

– Только ли об искусстве повествует рассказ Грина “Победитель”, т.е. о творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах?

У В. Леви, известного психолога, есть серия научно-популярных книг, которые называются “Искусство быть собой”, “Искусство быть другим” и др., что предполагает, на мой взгляд, обобщение – искусство быть Человеком. Надо учиться быть благородным, справедливым человеком, надо учиться думать не только о себе, но и о других людях, стараясь сделать свой нравственный выбор по совести (голосу Божьему в душе человека), – так, как это сделал герой рассказа Грина.

Своим творчеством писатель утверждал высокие нравственные идеалы: благородство, уважение к личности человека, его праву на свое видение мира. При этом книги Грина свободны от назидательности. Свои идеалы, убеждения он утверждал эстетическими средствами, на языке искусства.

11. Тестирование по рассказу. А. Грина “Победитель”.

12. Заключение.

“Наше время – самое благодарное из всех эпох жизни человечества. Если раньше могли быть забытыми мыслители, писатели и поэты, то теперь этого не может быть и не будет. Мы выжимаем ценности прошлого, как виноградный сок, и он превращается в крепкое вино. Этого сока в книгах Грина очень много...” (К. Паустовский).

Варианты домашнего задания:

1. Напишите отзыв по рассказу Грина “Победитель”.

2. По выбору учащихся:

– Как вы понимаете выражение “Победить любой ценой”? Считаете ли вы, что цель оправдывает средства? Дайте развернутый письменный ответ.

– Приходилось ли вам или кому-то из ваших знакомых одерживать победу над собой? Когда? В какой ситуации? Что повлияло на ваше решение? Напишите об этом.

3. Прочитайте рассказ А.Грина “Акварель”. Сравните его с рассказом “Победитель”.

4. По желанию: прочитайте “Автобиографическую повесть” А. Грина и другие произведения писателя.

Ответы к тесту.

1 2 3 4 5
1 3 2 4 3

Список литературы.

  1. Н.Л. Векшин. “Русский язык в афоризмах”. – М.: МГУ, 2001.
  2. Уроки литературы”, № 10, 2005, стр. 3–4.
  3. “Уроки литературы”, № 1, 2002,стр. 4.
  4. С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”. – М., 2003, 24-е изд.
  5. “100 великих имен в литературе”. – М., 1998.
  6. А.Б. Есин. “Принципы и приемы анализа литературного произведения”. – М., 2003.

"Победитель"

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь

"потрясающие" новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - "Мой милый, это ведь ваша фигура "Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках"? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - "Итак, говоря условно, что ваша, -

эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал "нам", - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды.

Поправляйте свои дела".

Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом,

Стерс еще сказал, что моя "Женщина" - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да... Так почему он не говорил о Ледане?

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать...

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет;

я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но... но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать все, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и ее, но так же, как Геннисон, она ее скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?

Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я

сяду шить.

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. -

Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И... вот она, - покажите-ка ей место в кассе "Грилль-Рума".

Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю... Если, конечно... Что делать - идем.

Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это.

Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в

Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой.

Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет".

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.

Как?! - закричал Нурс, - эту самую... и это - ваша... Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?

Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.

См. также Грин Александр - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Повесть, оконченная благодаря пуле
1 Коломб, сев за работу после завтрака, наткнулся к вечеру на столь си...

Подземное
I - Ну, что вы на это скажете? Шесть пар глаз переглянулись и шесть гр...

Конспект занятия элективного курса по направлению «Победа и поражение».

Тема: Подготовка к сочинению-допуску по рассказу А.Грина «Победитель» на тему « »

Цели урока :

Обучающая :

    обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

    закрепить умение писать сочинение-допуск,

    научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные :

    воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

    воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

    воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа рассказа Александра Грина «Победитель».

Развивающая:

    развивать познавательные навыки учащихся,

    развивать критическое и творческое мышления,

    развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задачи:

Предметные: уметь анализировать рассказ на нравственную тему.

Метапредметные

    познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.

    коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

    регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

    личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предварительное задание:

1) принести рассказ А.Грина «Победитель» (не читать),

2) узнать символику весов, кто и когда к ним обращался.

Ход занятия

I . Введение в тему...

1. Беседа с учащимися

    Сегодня мы с вами будем работать над итоговым сочинением по направлению «Победа и поражение». Скажите, как вы понимаете это противопоставление?

    Что лежит в основе победы? Где может одержать победу человек?

    Как вы понимаете выражение «Победить любой ценой»?

    Действительно ли цель оправдывает средства?

    Как вы понимаете высказывание « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »?

    Над этим высказыванием мы и будем работать, взяв его в качестве темы итогового сочинения.

    Рассказ Александра Грина, который ляжет в основу вашего сочинения, называется «Победитель». Наша задача – найти ответ на вопрос: главный герой - победитель или побеждённый ? (Проблемный вопрос)

Приём “Предмет как проблема”

Учитель предлагает представить проблему рассказа Александра Грина «Победитель» в виде обычного предмета – весов (можно использовать рисунок)

    Но начнём мы с вами не со знакомства с произведением Грина, а с весов... Да-да, с весов, которые перед вами (взять у учителя химии или физики).

    Что вы можете сказать о них?

    Какие ассоциации возникают у вас при виде этих весов?

    Что вы знаете о весах как символе справедливости и правосудия?

Примерный ответ, подготовленный дома

Весы - м ифологический символ божественного, и в особенности - загробного, правосудия.

Основные значения символа:

1) истина, правда,

2) правосудие как соответствие и равенство вины и наказания (преступление и наказание, грех и покаяние),

3) земная справедливость,

4) судья, арбитр - стрелка, язычок весов: он незначителен на первый взгляд, но может решать судьбу,

В Древней Греции :

Согласно Гомеру, Зевс на своих золотых весах определяет участь соперничающих людей или войск:

во второй битве троянцев с ахейцами, когда длившаяся с рассвета до полудня схватка не выявила победителя, Зевс взвесил судьбы обоих народов - несчастье выпало грекам;

В Тибете:

В сценах загробного суда хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.

В Иране:

Бог справедливости Рашну с богом правды и истины Митрой и богом религиозного послушания Сраоша взвешивали в золотых чашах весов людские грехи.

В христианстве :

Весы - знак вершимого суда, инструмент отделения добрых от злых, праведников от грешников.

    Можем ли мы на весах взвесить добро и зло? Почему?

    Давайте на одну чашу весов положим добро и всё, что с ним связано, а другую чашу заполним, подобрав антонимы (зло, несправедливость, зависть, ложь, грешник, поражение ).

ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

    Подумайте, что перевесит? От чего это зависит?

    Скажите, как связаны весы, о которых мы только что говорили, со словом « победитель »?

2. Работа над вступлением к сочинению на тему « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »

    Опираясь на таблицу «Что перевесит?», напишите вступление.

3. Проверка самостоятельной работы учеников.

II . Аналитическая работа над рассказом А.Грина «Победитель» с одновременной работой над сочинением.

1. Беседа

    Посмотрите на заполненную вами таблицу. Связаны ли слова, написанные в таблице, с героем рассказа «Победитель».

    Какой выбор стоит перед героем рассказа? Давайте прочитаем рассказ и ответим на этот вопрос.

2. Чтение рассказа Александра Грина «Победитель».

Приём Чтение с остановками

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь "потрясающие" новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - "Мой милый, это ведь ваша фигура "Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках"? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - "Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал "нам", - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела".

Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя "Женщина" - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да... Так почему он не говорил о Ледане?

Кто?

Стерс.

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать...

    Кто такой Геннисон?

    Продолжите заполнять таблицу, ответив на вопросы:

    Какие детали в тексте помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как живётся ему и его жене?

    С какой целью он участвует в конкурсе? Какие надежды он связывает с победой в нём?

    Какой выбор должно сделать жюри конкурса?

    Были ли у него основания надеяться на победу? Почему? Что говорит о его работе профессор Стерс?

ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но... но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать всё, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и её, но так же, как Геннисон, она её скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?

Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

    Какая мысль волнует героя?

    Почему он «совершенно уверен в благополучном исходе дела»?

    Если он так уверен, то почему его «беспокоит мысль, в которой он не мог признаться даже себе»?

    Действительно ли его беспокойство – это интерес к искусству, как сказала его жена, а не зависть к сопернику и неуверенность в себе?

    Почему Геннисон так стремится увидеть работу Ледана?

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И... вот она, - покажите-ка ей место в кассе "Грилль-Рума".

Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю... Если, конечно... Что делать - идем.

Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

    Предположите, о чём мог размышлять Геннисон? Что задумал?

Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет".

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения.

    Какими словами Грин рисует состояние Геннисона, когда тот видит статую Ледана?

    Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона, выписав цитаты в таблицу.

1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

    чудесная легкость,

    простота линий,

    наивные недочеты,

    плохо скрытое старание,

    Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

    Чем обусловлено именно такое восприятие скульптур?

    К какому выводу он приходит? (Ледан гениален)

    Почему же Ледан, несмотря на свою гениальность, обречён на поражение? (его не любят за излишнюю самоуверенность, высокое самомнение).

    Велики ли шансы на победу у Геннисона?

    Какой выбор встаёт перед героем рассказа Александра Грина «Победитель»? Предположите, как он поступит дальше, какое решение примет?

    Продолжаем знакомиться с героем.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.

Как?! - закричал Нурс, - эту самую... и это - ваша... Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?

Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.

    Почему за несколько минут Геннисон пережил вторую жизнь?

    Какое решение он принимает? Легко ли оно ему далось?

    Продолжим заполнять таблицу, ответив на вопросы:

    Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он разрушил свою работу.

    С кем борется герой?

    Можете вы предположить, что бы произошло, если бы Геннисон не разрушил свою работу?

    Найдите в тексте ответ на вопрос: зачем Геннисон разбивает свою скульптуру? Зачитайте его.

    Почему рассказ назван «Победитель»?

    Над кем или над чем одержана победа?

    Что в конечном итоге повлияло на выбор, сделанный Геннисоном?

    Подумайте, Геннисон – победитель или побеждённый? Ответ запишите в таблицу

1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

    чудесная легкость,

    простота линий,

    всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины,

    это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет.

    некоторую натянутость ее позы,

    наивные недочеты,

    плохо скрытое старание,

    отсутствие точного художественного видения,

    Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

    Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником.

    медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление

5. ВЫБОР ГЕННИСОНА

преодоление зависти и подлости, преклонение перед истинным искусством – победа над собой

власть зависти и подлости – поражение, потеря себя

3. Работа над основной частью сочинения. Составление плана.

План

Тезис (довод): в основе победы над собой – нравственный выбор каждого.

Аргументация :

1) история Геннисона: от решения бытовых проблем – к конкурсу,

2) надежда на победу в конкурсе,

3) искусство мнимое - искусство подлинное,

4) умение встать над своими амбициями,

5) преодоление зависти,

6) победа над собой.

4. Работа над заключительной частью сочинения

1. Чтение индейской притчи о двух волках.

    Ребята, каждый из нас стоит перед выбором: как поступить, что выбрать? Давайте причитаем индейскую притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков . Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Какой смысл заложен в этой притче?

    Свяжите содержание этой притчи с содержанием рассказа Грина и напишите заключение.

2. Проверка написанного заключения.

III ¸Домашнее задание

Написать сочинение на тему « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »