Развитие культуры в период феодальной раздробленности кратко. Культура руси периода политической раздробленности

После распада Киевской Руси в ее культуре произошли известные изменения, связанные с развитием отдельных русских княжеств. Это прежде всего отразилось на русском летописании, так как уже с XI в наряду с общерусским летописанием появляется и местное. Особенно ярким было новгородское летописание. Его создателей интересовали лишь местные новгородские события, но они запечатлены с поразительной наблюдательностью и непосредственностью, каких мы не встретим в «Повести временных лет»

Памятником церковной литературы города Киева является «Киево-Печерский патерик», написанный в начале XIII в., чтением которого так увлекался А.С. Пушкин! Он составлен в форме переписки между суздальским епископом Симоном и печерским монархом Поликарпом. В этой переписке содержатся увлекательные и назидательные рассказы (их всего 24). Некоторые из них относятся к ранним этапам истории монастыря (середина XI в.)

Наряду с церковной литературой значительной развитие в XII в. Получило ораторское искусство - проповедничество. Прославленным проповедником этого времени был Кирилл Туровский (2-я половина XII в.) Поучения Кирилла посвящены главным образом церковным праздникам и притчам.

Было бы совершенно неверно только церковной средой ограничивать литературные очаги Древней Руси. В летописях содержится немало чисто светских сочинений. Особенно изобилует ими Ипатьевская летопись, составленная в пределах Галицко-Волынской Руси. Характеристика князей, их военные походы, описания хода государственных дел - все это по своему духу выдает светские, иногда просто «рыцарские» (воинские), источники своего происхождения.

Вершина древнерусской литературы - эпическая поэма «Слово о полку Игореве». Она посвящена походу русских войск во главе и новгород-северским князем Игорем Святославичем на половцев в апреле - мае 1185 г. Сам по себе этот поход не был каким-то исключительным по своему значению событием, но гениальный автор, оставшийся неизвестным, разглядел в нем и в его последствиях то, что так волновало русское общество того времени: необходимость борьбы с половцами, но непременно общим, а не разрозненным усилиями. Поход Игоря становился как бы суровым уроком и предостережением другими князьями. Таков общественно-политический смысл «Слова». Могущество и единство Руси в прошлом автор «Слова» противопоставляет времени усобиц.

«Слово» - это памятник национальной и одновременно мировой культуры. Появление профессиональной литературы произошло на Руси не позже чем во Франции, Германии и Англии.

Новые черты приобретают в период раздробленности и другие стороны культуры, в частности архитектура. Черниговские архитекторы были преисполнены творческих исканий и в самом конце XII в. Создали принципиально новую архитектурную форму, воплотив ее в храме Пятницы на торгу.

Особый путь развития прошло белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси. На раннем этапе в начале XII оно было тесно связано с киевскими традициями. Но постройки середины XII в. (время Юрия Долгорукова) имеют уже самостоятельный характер. В эти годы освоения Залеской земли возводятся прежде всего крепости - опорные пункты княжеской власти, примером чему могут служить мощные валы Переяславля Залесского. Черты романского стиля в полной мере расцветают во владимирском зодчестве второй половины XII в.(правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо). В это время сооружается Успенский собор, первоначально построенный в 1158-1161 гг.и значительно расширенный в 1185-1189 гг.

Изобразительное искусство тоже претерпело известные изменения. Так, в XII в. на Руси искусство мозаики прекратило свое существование, зато фреска в это время получает самое широкое развитие. Особенности этого искусства позволяли более гибко отражать запросы и идеалы, формирующихся в это время школ. Суровость и внутренняя напряженность приземистых фигур с острым взглядом - образец новгородских фресок XII в. Во владимирских фресках, как и в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси, больше возвышенного и духовного аристократизма и изысканности.

Во второй половине XII в. во Владимире появляется собственная школа иконописи, для произведений которой характерен отход от византийских канонов. Образцом здесь может служить Спас Нерукотворный, поражающий своей экспрессивностью, выраженной в необычном построении лица и в огромных выразительных глазах. В начале XIII в. прославилась Ярославская школа иконописи. В монастырях и церквях Ярославля было написано немало икон-шедевров.

Прикладное искусство Руси XII в. достигло высокого уровня. Его изделия ценились и пользовались широким спросом не только на Руси, но и за рубежом. Тончайшим мастерством отличались и русские изделия из скани, перегородчатой эмали, зерни.

Анализируя итоги развития культуры XII - начала XIII в. можно сказать, что ей удалось догнать в это время Византию - культурнейшую страну того времени. Все более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ.

Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность и даже монголо-татарское нашествие не прервали культурного развития народа и не привели его к упадку. Напротив, жившие в XII-XII вв. художники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства. Это был второй «золотой век» русской культуры.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII--XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент, такой, как ослабление военного потенциала Руси, но в то же время она способствовала совершенствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в региональных центрах.

2. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности

Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., – единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их.

К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стремились обладать властью на Руси, вели постоянные войны. К началу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII–XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «погибелью земли Русской». Но несмотря на сложный для Руси период, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрессивным ростом городов.

Продолжает бурно развиваться литература. В XI–XII вв. известны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовного звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература. Затруднял развитие литературы на Руси тот факт, что словесность существовала только в рамках рукописной традиции. До XV–XVI вв. продолжали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое положение сохранялось до XIX в. Вот почему из-за дороговизны материала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI–XIII вв. получил название устава. Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава – полуустав, он появился в XIV в.

Появление роскошных книг с киноварными буквами приходится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.

Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела:

1. Переводная литература, которая считалась частью национальной словесности. В основном это были церковные произведения.

2. Оригинальная литература, написанная восточнославянскими авторами.

Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, относящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назидательный характер, поэтому их часто называли поучениями. Наиболее известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», – это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством. Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поучения к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедником и писателем Серапионом Владимирским. Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия.

Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, который требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия. Ярким примером его служит написанное киевским митрополитом Илларионом «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г. на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части.

2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкование некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с законом и благодатью.

3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил.

В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, независимости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тропами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учились писцы XII–XV вв.

XII в. – время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., – «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г. московский пожар на Разгуляв унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней. Версии о недостоверности этой копии предлагаются и по сей день.

Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величайшим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета. Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народному плачу, заставляет читателя дышать учащенно. Другая важная особенность произведения – использование различных метафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д.

«Слово о полку Игореве» – уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на последующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов.

Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и нашествие Батыя. К 1238–1246 гг. относится создание «Слова о погибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем».

В целом литература XII–XIII вв. представлена произведениями, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высокой нравственности, духовности, церковной прилежности.

Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси – архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литературу, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.

Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосии и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Печерский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гнева Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а монастырские жители могли заниматься вполне мирскими занятиями. Вот почему именно монастыри долгое время оставались главными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей.

С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек – Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве. Только археологические раскопки позволили нам узнать, насколько величественное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г.

Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастерства строителей – Софийский собор в Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Руси. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками (изображениями из цветных камней) и фресками (живописью по сырой штукатурке красками).

В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построены Золотые ворота в Киеве с Надвратной церковью Благовещения, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира.

Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор (1045–1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославовича. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличающийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Чернигове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архитектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Особо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру.

Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведенная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная жителями Лукиной улицы в 1185–1192 гг., каменный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри.

Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить находящийся на высоком кремлевском холме детинец – внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище.

Большую культурную ценность имеет зодчество Владимирской Руси. Оно относится к XII–XIII в. Одна из наиболее крупных построек – Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158–1160 гг. Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образцом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всеволоде Большое Гнездо в 1194–1197 гг. во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриевский собор – это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений.

Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы является храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построенный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх.

Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами.

Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас дошло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апостолов Павла и Петра (XI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (XII в.), ставшую главной святыней Московского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др.

В XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складываться вокруг Москвы, поэтому период XIV–XVI вв. принято называть Московской Русью.

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

27. Культура Великого Новгорода и Московского княжества в эпоху раздробленности На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский

Из книги Повседневная жизнь восточного гарема автора Казиев Шапи Магомедович

28. Создание особого стиля храмового строительства и живопись XIV–XV вв. эпохи раздробленности Во второй половине XIII – середина XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Малые размеры церквей диктовались тем, что для церковных построек

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

2. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., – единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их.К началу XII в.

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Русь Известный историк Николай Михайлович Карамзин в «Предании веков» повествует о князе Владимире (980–1014): «Владимирова набожность не препятствовала ему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода

Из книги Русь – прямые потомки ариев автора Ларичев Юрий

РУСЬ Не поймешь всухую, Не накроешь склянкой Дикую, хмельную Суть души славянской Широка, как Волга В буйстве половодья… Сузить бы немного, Подтянуть поводья. В Киеве иль в Омске Песни вольной стоны. На путях содомоских Идеал

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Часть первая Киевская держава

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

Русь. Мой народ называется Русь. Слово «Россия» обозначает имя государства, а не народа. Мы русы, а не россияне. Россиянами называются граждане федеративного государства, куда входят и другие народы. Русы, русины, русичи – одно и то же. Русы принадлежат к роду русов, где бы

Из книги Известия Ибн Даста о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах автора Хвольсон Даниил Авраамович

Эпоха «Весна и осени» и эпоха Борющихся Царств Изучать шаг за шагом развитие китайских княжеств в эти эпохи достаточно тяжело. Это исследование является еще более трудным для нас, мало знакомых с китайскими патронимами и топонимами. Согласно Сыма Цяню, государство Ци,

Из книги Московский проспект. Очерки истории автора Векслер Аркадий Файвишевич

РУСЬ - РОС - РОД Исторической наукой XX в. доказано, что Русское государство сложилось из 15 крупных областей, населенных восточными славянами. Каждая область представляла собой объединение нескольких мелких племен, имевших свои названия, многие из которых утратили

Из книги Русь нерусская (Как рождалась «рiдна мова») автора Из книги автора

Белая Русь Наименование «Белая Русь», откуда ведет свое начало и название народа белорусов, впервые исторически засвидетельствовано в XIV в., но можно полагать, что оно возникло значительно раньше. Термин «Белая Русь» был хорошо известен в XIV в. соседям белорусов –

Из книги автора

Русь Восточная и Русь Западная Единство русского народа исчезло еще в Средние века, но память о нем осталась на Руси Московской и на Руси Литовской.В 1478 году Великий князь Московский Иван III принял титул «государя всея Руси». С тех пор в Москве смотрели на Западную Русь


Культура Руси периода политической раздробленности

Период феодальной раздробленности является временем широкого каменного строительства во всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурные сооружения , и число их составляло более десяти. В архитектуре периода феодальной раздробленности появляются свои отличительные черты. Постройки XII - XIII вв. отличались от сооружений предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Со второй половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Русь в это время приобщается к общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храма, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
Элементы романской архитектуры распространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в. галицко-волынские земли вошли в состав католических государств - Польши и Венгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры, поэтому восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. Зодчие Галича использовали белый камень - местный известняк, а также брусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане - ротонды. Круглые церкви - ротонды - свидетельство влияния западной раннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей.

Общая демократизация новгородской жизни периода феодальной раздробленности сказалась и на новгородской архитектуре . В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины, охраняющей город с его владениями. Князь был выселен за пределы города - на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри - крепости с храмами.Самый замечательный из княжеских храмов - Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119) , построенный по заказу Всеволода Мстиславича. Храм имеет три ассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно для православных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшей каменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородский известняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. История не донесла до нас имена зодчих того периода, но имя зодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях - "мастер Петр". Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца. В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931-1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).

Первая каменная церковь Параскевы Пятницы на Торгу (святая Параскева-Пятница считалась покровительницей торговли) была построена в 1207 году на месте деревянной, возведенной в 1156 году заморскими купцами. В документах сохранилось 15 известий о постигших храм пожарах и поновлениях. Современный облик храм приобрел в результате послевоенной реставрации, в процессе которой были выявлены многие древние формы.

Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII в. По праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице . Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьяхНесмотря на сравнительно небольшие размеры она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на 3 нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Характерную особенность ее композиции составляют резко пониженные боковые апсиды. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг: ни одна деталь не нарушает гармонии целого. ЕЕ единственное украшение – аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, - усиливает впечатление простоты и величия.
Мировую известность церкви Спаса Преображение на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетаниями желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. К сожалению, в годы Великой Отечественный войны церковь на Нередице была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956-1958 гг. здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII в. На месте языческого святилища в Перыни (по имени бога Перуна) создаётся новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV – XV вв. К высшим достижениям новгородских зодчих можно отнести церкви Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Федора Стратилата на Ручью (1360-1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Симеона Богоприимца в Зверином монастыре (1467).
Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями – частыми холодными дождями, снегопадами. Новгородские храмы строили целиком из кирпича или разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича – плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.
Украшали храмы очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типичным псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные только новгородским церквам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

В период раздробленности, с середины XII в., крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество . Окраинная область Киевской Руси, лежавшая в междуречье Оки и Волги, начинает свое бурное развитие. Широкомасштабное строительство новых городов развернулось во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157-1174), сына Юрия Долгорукого. Помимо древних городов – Ростова, Суздаля и Ярославля – выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Кидекша, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства, многие из которых сохранились до наших дней.
Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно к этому времени относится создание общерусского типа храма, обладающего сложной динамичной композицией. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими с восточной стороны апсидами. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор , возведенный в 1158-1160 гг., был расписан на следующий год. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году. 21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.До возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалеку от которой, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, в 1165 г. Был возведен белокаменный храм Покрова Богородицы . Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.Изящный четырехстолпный храм с членением наружных стен на 3 неравные прясла (часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками) венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал. Четкий ритм аркатурно-колончатого пояса на поверхности барабана, основном объеме и галереях, резные изображения составляют главное декоративное украшение храма.Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
В конце XII – начале XIII в. На владимиро-суздальских землях были возведены столь же прославленные архитектурные шедевры, такие как: Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.), Рождественский собор в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234).
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. В стремлении выразить собственное отношение к миру, к красотам природы резчики по камню проявили подлинное мастерство. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор. Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, - главная примечательность собора, придающая ему особую легкость и изящество. Фигуры Христа, пророков и апостолов, христианских мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Простенки между окнами украшены переплетенными медальонами с изображениями «горних» птиц.
Рельефы нигде не повторялись и располагались сверху вниз. Верхние изображения были крупнее нижних, что способствовало их лучшему рассмотрению с земли. В целом скульптурное убранство Дмитриевского собора – это одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять . Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли , товарно-денежных отношений .
Русь и раньше называли «страной городов» . Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение.
Города играли на Руси огромную роль. Прежде всего, город - это средоточие власти: здесь находился князь или его наместник. В городах жили бояре и другие знатные люди, здесь находились их усадьбы. Велико также военное значение городов: в хорошо укрепленных крепостях находился военный гарнизон, а жители городов формировали свои ополчения - городовые полки. Город был религиозным центром окрестных земель, сюда назначался митрополит, которому подчинялись протопопы и приходские священники. В городах или рядом с ними возникали монастыри. Город являлся также центром культуры.

Древнерусские города чаще всего вырастали на возвышенностях, на месте слияния рек или реки и оврага. Реки в то время были основными торговыми путями, а их крутые берега - естественной защитой города. Сначала на возвышении возникала крепость (её также могли называть «детинец» или «кром», «кремль» ), поселение обносилось укрепленной стеной для защиты от врагов, первоначально деревянной, в более позднее время - каменной. Внутри укреплений располагались княжеский дворец, храмы, административные учреждения, приказы, подворья, торг, дома жителей.
Приведем в качестве примера город Псков , где детинец, называвшийся Кромом, располагался на скалистом мысу при впадении реки Псковы в реку Великую и представлял собой грозную крепость, отрезанную от посада рвом. Во Пскове это был вечевой центр - сердце и страж всех городских «концов» (кварталов) и всей псковской земли. Суровая неприступность городского ядра адресовалась врагам. Для хозяев же Кром был надежным убежищем, хранителем их святынь, имущества и самих жизней. Нечто подобное можно видеть и в других древнерусских городах, где во время вражеских набегов жители посадов и пригородных сел затворялись в детинцах, а свои посадские дворы зачастую сжигали собственными руками.


Псковский Кремль

Если в IX-X вв. территория русских городов в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев . (Внутренний замок - детинец - получил своё название от «детских», дружинников, составлявших его гарнизон.) То к XII-XIIIв. города значительно выросли и вскоре перестали вмещаться в узкие пределы детинцев. Рядом с детинцем вырастали поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный). Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров даёт Киев . В летописных известиях явно выступают две части Киева - Гора и Подол. Посады впоследствии присоединялись к городу, и их окружали новой стеной. Она составляла внешний укреплённый пояс. В больших центрах в черту города постепенно включались городские предместья, окружённые лёгкими укреплениями в виде частокола, поставленного на невысоком валу. Такое укрепление называлось «острогом».

В местах пересечения улиц с оборонительными сооружениями строили башни с проездными воротам. Их количество зависело от размеров поселения. В Киеве было, по меньшей мере, 4 ворот, во Владимире-на-Клязьме - 4, в маленьких крепостях довольствовались одними воротами. Значение ворот для города подчеркивается тем, что термин «отворити ворота» обозначал сдачу города. В больших княжеских городах заметно стремление к выделению особых парадных ворот. В Киеве они получили название Золотых, в подражание Золотым воротам в Константинополе. В средневековой Руси над воротами всегда или сооружались церкви, или устанавливались в киотах иконы. Часто рядом с воротами ставились церкви и часовни - для их духовной защиты.

Исключительно большое значение для города имели монастыри , располагавшиеся как вдали от городов, так и в их центрах, и среди посадов, и на ближних и дальних подступах к городам, где они иногда становились «сторожами» - передовыми форпостами, говоря языком другой эпохи. Стены монастырей могли приобретать крепостной характер. Но монастыри имели и другое значение в жизни городов: именно в монастырях протекала культурная жизнь городов, здесь писались летописи и книги, создавались прекрасные произведения искусства.
В центре древнерусского города находились храм и княжеский дворец - символы двух властей, духовной и светской. В дохристианское время религиозным центром города было языческое капище, с приходом христианства на Русь в городах стали возводить православные церкви. Крупнейшие соборы домонгольской Руси были возведены в Киеве. Вторые по величине княжеские и епископские соборы появились в Новгороде, Чернигове, Полоцке, а несколько позднее - в Ростове, Суздале, Владимире-на-Клязьме, Владимире-Волынском, Галиче. Города меньшего значения, отдававшиеся во владение младшим князьям (или куда направлялись княжеские наместники), получали соответственно более скромные храмы. Например, собор Переяславля-Залесского получил такую величину, какую в великокняжеских столицах придавали лишь второстепенным посадским и дворцовым церквам.


Символом светской власти был княжеский дворец - «княж двор» , который был центром политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, пойманных за ночь на месте преступления, здесь разбирались князем и его тиуном (управителем) тяжбы между горожанами, сюда сходилось городское ополчение перед выступлением в поход - одним словом, «княж двор» или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредоточивалась городская жизнь. Из всех строений выделялся княжеский терем или хоромы. С жилищем князя соперничали сооружения для жилья бояр и других знатных людей. Отдельные части богатых домов высоко поднимались над бедными жилищами ремесленников и других горожан. Выдающейся частью боярских или княжеских хором был терем - высокая башня или вышка, с комнатами для женщин. На Руси известно было также слово «вежа», которым обозначались не только городские башни, но и вышки при домах. Княжеские или боярские дворы, огороженные высоким тыном, вмещали не только господские хоромы, но и подсобные помещения: медуши для хранения мёда, погреба, бани, даже темницы - порубы.

И все же основное население древнерусских городов составляли ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой. Они жили не в палатах и хоромах, а в простых домах - избах . Каждая изба, или клеть, была ли она просторной или тесной, надземной или полуподземной, находилась в особом дворе. Ограда («тын») из кольев, или плетень, отделяла один двор от другого. Дворы, огороженные плетнем и тыном, составляли пейзаж типичной городской улицы Древней Руси. Для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец» . В ряде городов (например, в Москве) можно наблюдать, что направление улиц было тесно связано с направлением первоначальных дорог, сходившихся к городу-крепости.

Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб культуре русского народа, исчезли многие ремесла, надолго прекратилось строительство, огромное количество материальных ценностей было увезено в Орду. В огне пожаров гибли тысячи рукописных книг, сотни тысячи икон, произведений прикладного искусства, потеряны многие памятники зодчества.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

В XII - XIV вв. развитие культуры проходило в сложных условиях феодальной раздробленности Руси. В древнерусской культуре этого времени наблюдается все новые успехи. К особенностям культуры этого времени относится появление местных различий в культурной жизни отдельных земель. При наличии общей основы уже в XII веке в обособившихся землях появляются диалекты с местными языковыми особенностями. Появляются местные черты в летописании, архитектуре и живописи. В то же время сохраняются и общерусские начала культуры. К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Галич, Холм и др.

Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству нашло отражение в литературных произведениях XII века. В частности, автор "Слова о полку Игореве" выразил глубокую озабоченность судьбой русской земли, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.

В период феодальной раздробленности меняется характер летописания. Возникают новые центры в Чернигове, Холме, Владимире-Волынском и др. Пишутся семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописание князей.

В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты, а также в некоторых городах бронзовые приспособления для письма на восковых дощечках, что свидетельствует о развитии образования. Образованные люди, знающие иностранные языки работали в княжеских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку. Сохранились тексты грамот галицко-волынских князей написанные на латыни, с требованием вернуть купцам города Владимира сукно с корабля, который потерпел аварию.

Большого развития достигла архитектура края. Сохранился Успенский собор в городе Владимире (1160 г.). Он повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры. В городах Галичины началось строительство церквей из белого камня, широко стали практиковать разные орнаменты.

Иконопись развивалась в Галицко-Волынских землях под влиянием Киевской школы. До нас дошла икона богоматери Одигитрии к XIII - XIV вв. (г. Луцк), икона Юрия-змиеборца на черном коне (XIVв.).

Многие ценные памятники этого времени погибли. Но и то, что нам известно говорит о подъеме в культурной жизни народа.

Таким образом, Киевская Русь была страной высокоразвитой культуры. Уже в XIвеке она достигла уровня стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Период феодальной раздробленности в развитии культуры сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Завоевание Руси монголо-татарами, хотя и замедлило темпы культурного развития, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культуры начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху.

Культурные процессы в литовско-польский период украинской истории (сер. XIV – сер. XVII в.В.) План

2. Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине.

3. Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры

1. Исторические условия развития и формирования украинской культуры. Борьба украинцев против культурной ассимиляции

В сложных исторических условиях проходило развитие украинской культуры в период, который хронологически совпадает с эпохой Возрождения в Западной Европе.

Став частью Речи Посполитой, Украина попала в сферу стимулирующего влияния Запада. В то же время борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становиться главной темой их истории, их культуры.

В Европе того времени все идейные споры и противоречия, в конце концов, сводились к религии. В Украине это была дискуссия между защитниками православия и приверженцами католичества. Роль православия в общественной жизни украинцев выросла во много раз. При отсутствии государства церковь выступала единственным средством общественного самовыражения и национального единения. Но, украинская церковь в этот период переживала тяжелые времена.

Великие князья литовские, а затем и польские короли пользовались правом патронажа. Более того, они назначали и самого киевского митрополита. Самым страшным порождением патронажной системы была коррупция. При таком положении вещей культурное влияние церкви было весьма ограниченным.

Большую роль в поддержке православия играли Братства – общественные организации купцов, ремесленников и др. слоев украинского общества. Они появились еще в XV веке. Но их роль усиливается особенно во второй половине XVI века в связи с усилившимся притеснением православной религии в Речи Посполитой.

2.Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине .

В области образования сохранились традиции Киевской Руси. Школы существовали при больших церквях и монастырях, а также в поместьях крупных магнатов. Постепенно количество школ увеличивалось. Во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Ровно, Кременчуге, Заблудове, Владимире-Волынском и в других местах.

С развертыванием реформаторского движения на Украине появляются протестантские школы. В Гоще, Белзе, Львове, Берестечке действовали школы лютеранского и кальвинистского направлений – в основном начальные, но кое-где и средние. После принятия Брестской унии 1596 г. в ряде городов появляются униатские школы. Наиболее многочисленными среди неправославных школ были католические. С 70-х годов XVI в.в на территории Речи Посполитой развернули активную деятельность по созданию школ иезуиты.

Таким образом, в конце XVI в. на Украине действовало большое количество школ, которые отличались уровнем преподавания и религиозной принадлежностью. Они способствовали развитию образования. Вместе с тем униатские и католические школы отстаивали идеологические и политические цели правящих кругов Речи Посполитой. Это понимала украинская общественность. Украинские деятели культуры взялись за организацию отечественных школ, которые бы действовали на национальной основе, а по содержанию и уровню обучения отвечали бы потребностям времени.

В 1576 г. в Остроге на Волыни возник культурно-просветительный центр. Его основателем был князь Острожский – представитель старинного украинского православного рода. Составной частью культурно-просветительного центра стала школа, основанная не позднее 1578 года. Она положила начало новому этапу в развитии школьного образования на Украине. По содержанию образования Острожская школа основала «славяно-греко-латинский тип» школ на Украине. Первым ректором школы был Герасим Смотрицкий.

Новую страницу в истории отечественного образования открыли братские школы. В 1585 году возникает первая на Украине братская школа во Львове. В конце XVI – начале XVII в. такие школы появляются также в Рогатине, Городке, Перемышле, Луцке, Виннице, Немирове, Каменец-Подольском, Киеве и в других городах и селах (всего около 30). Братские школы противостояли полонизации, воспитывая украинскую молодежь в духе патриотизма и уважения к своему народу, отечественной истории, языку, культуре, вере отцов. Значительное место отводилось изучению основ православной религии. Главное внимание уделялось изучению славянского и украинского языков. По традиции изучали греческий язык, латынь. Нелегко приживался в украинских учебных заведениях латинский язык, – поскольку с ним ассоциировалось все католическое, польское. Однако знание латыни – было влиянием времени: без нее невозможно было войти в европейскую культуру и науку. Латинский язык был тогда языком ученых, философов, поэтов, языком преподавания в университетах и международного общения. Да и украинские полемисты, которые готовились в братских школах для квалифицированных, обоснованных идеологических дискуссий, должны были досконально владеть языком противника.

Это обусловило возникновение и развитие на Украине славяно-греко-латинских школ, учащиеся которых изучали языки и овладевали программой «семи вольных наук». Таким образом, начатое в Остроге дело продолжали братские школы.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.) было создано первое высшее заведение на Украине, которое получило название коллегии (коллегиями в Польше называли учебные заведения высшего типа). Называя новую школу коллегией, Петр Могила – ее опекун и наставник – исходил, прежде всего, из уровня образования, который она могла обеспечить. Так был сделан важный шаг в становлении высшего образования в Украине

Просветительская деятельность Могилы не ограничивалась основанием Киевской коллегии. Он возглавлял кружок лаврских ученых, на протяжении 20 лет руководил книгоиздательским делом на Украине, основал школы, типографии в разных украинских городах. Свои произведения Могила большей частью писал простым языком, стремясь донести их содержание до широких народных масс. С его именем связан новый этап в развитии полемической литературы.

Киевская коллегия была высшим учебным заведением гуманитарного типа. Однако несмотря на все усилия Петра Могилы и его последователей, так и не получила от польского правительства статуса академии. И не удивительно, поскольку она не только обучала молодежь высшим наукам, но и готовила идеологов народно-освободительного движения, воспитывала защитников национальной культуры и веры.

Первым официальным документом, который получила Киевская академия в подтверждение статуса высшей школы, была царская грамота в 1701 году.

Определенную роль в развитии образования на Украине сыграл и Львовский университет (1661 г.), хотя это учебное заведение было основано с целью полонизации украинского населения.

2.Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры.

В конце XIV – в первой половине XVI ст. развитие народного творчества украинцев происходило на основе древнерусских фольклорных традиций, в условиях борьбы крестьянства и городского населения против феодального гнета и иноземных захватчиков. Вместе с тем новые исторические и общественные условия порождали и новые формы фольклора. Например, обрядовая поэзия в значительной степени освобождалась от культовых элементов. Народным языком создавались сказки, пословицы, поговорки.

Несмотря на преследования со стороны церкви сохранялись народные обряды: колядования, щедрования, праздник Купала. Церковники осуждали эти обряды, вместе с тем пытались приспособить к своим нуждам. Продолжали сохраняться веснянки, русальные обряды и песни. В обрядовой поэзии зарождаются социальные (прежде всего антифеодальные) мотивы и настроения.

В XV веке возникает эпическая поэзия украинского народа – исторические песни и думы. Исполняли их народные певцы – кобзари. Возникновение дум связано с зарождением казачества и восходит своими корнями к героическому эпосу Киевской Руси. Одна из известнейших и наистарейших – «Дума про казака Голоту». Думы и исторические песни-баллады воспитывали в народных массах чувство любви к родине, будили протест против ее врагов и панского гнета, прославляли народных героев. Устное народное творчество сыграло большую роль в формировании и развитии литературы украинского народа.

В летописании XIV - первой половины XVI вв. продолжались традиции Киевской Руси. Важными летописными произведениями этого периода были «Краткая киевская летопись XIV - XV ст.” и так называемые «литовские» или «западнорусские летописи». Краткая Киевская летопись, в которой использовались древнерусские летописи, также дает ценные сведения по истории Украины XIV - XVI вв., в частности о борьбе против крымских татар, литовско-российской войне, описывает действия князя К.Острожского на полях сражений (в частности под Оршей в 1515 г.). Завершается рассказ похвалой Острожскому. В отдельных «литовских» летописях приведены факты про «отъезды» украинских и белорусских феодалов в российское государство. Идея российского летописания об единстве исторического процесса всех восточнославянских земель находили отклик на украинских землях, порабощенных Литвой и Польшей.

В этот период появились также новые церковно-литературные произведения: послания, «слова», жития святых и т.д. Замечательным литературным памятником той эпохи был «Киево-Печерский патерик». Наряду с житием монахов и рассказами о разных чудесах в Киево-Печерской лавре в нем имелось немало фактов из общественной жизни, а также относительно быта монахов. Большое значение имели также сборники житий святых Четьи-Минеи (XV в.).

Одновременно с идеями гуманизма на Украину с Запада пришло течение Реформации. Под его влиянием происходило сближение литературного и народного языка, предпринимались попытки сделать Библию доступной для широких общественных слоев. С этой целью на народный язык переводились книги Священного писания. Например, Пересопницкое евангелие. До нас дошел ряд списков этого Евангелия, украшенного заставками, инициалами, миниатюрами, орнаментом в стиле Возрождения.

Наряду с религиозной начинает развиваться светская литература. Ярким свидетельством этого является сборник «Измарагд», в котором содержалось около ста произведений, написанных в жанре «слово», на морально-бытовые темы: о книжной мудрости, об уважении к учителям, о добропорядочности и грехах, а также о богатых и бедных. В XV в. появляются также переведенные повести об Александре Македонском (Александрия), о Троянской войне и другие. В этих произведениях раскрываются подвиги, мужество и храбрость героев, и одновременно в полной мере изображается реальная действительность того времени, взгляды разных слоев общества на современные или политические явления и события.

Во второй половине XVI века в украинской литературе появляются явления, свойственные литературе Возрождения: - формирование и развитие новых жанров: полемической публицистики, стихосложения, мемуарно-исторической прозы, школьной драматургии.

В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал «Апостол» – первую книгу украинского книгопечатания. Глубокий след в украинской литературе оставили произведения представителей полемической литературы Г. Смотрицкого, С. Зизания, Х. Филарета, М. Смотрицкого, З. Копыстенского.

Вершиной полемической литературы было творчество И. Вишенского, который заклеймил измену епископов-ренегатов, выступил с критикой всего политико-государственного строя Речи Посполитой, в защиту прав и человеческого достоинства простого народа.

Религиозная полемика с католицизмом, униатством, протестантизмом отражена в литературе второй половины XVII в. (Л. Баранович, И. Галятовский, Ф. Сафонович, В. Ясинский и другие). Ораторско – проповедническая проза нашла свое дальнейшее развитие в творчестве К.Ставровецкого, автора “Евангелия учительного” (1619 г), Даниил Корсунский в конце XVI в. описал свое путешествие к «святым местам» («Книга беседы о пути иерусалимском»).

Со второй половины XVI в. приобрели популярность новые формы исторической прозы (завещание В. Загоровского, 1577 г; воспоминание о московских событиях 1612 г. Б. Балыки; Острожская 1500 – 1636 гг.; Львовская (1498 – 1649 гг.); Хмельницкая (1636 – 1650 гг.); Густынская (20-е годы XVII в.) летописи и др).

С середины XVI в. берет свое начало украинское книжное стихосложение.

В конце XVI в. – начале XVII в. зарождается драматургия в форме декламаций и диалогов, предназначавшихся для исполнения в братских школах: «На Рождество…» П. Берынды (Львов, 1616 г.) и др.

Освободительная война украинского народа середины XVIIвека идейно и эстетически переориентировали украинскую литературу, сблизили ее с русской литературой. Литература начала освобождаться от религиозной идеологии. В художественных произведениях стали ставиться и решаться актуальные проблемы общественно – политической жизни.

В конце XIV - начале XVI в.в. в творчестве художников прослеживалась более тесная связь с жизнью и интересами народных масс. В искусстве этого времени усилился интерес к человеку, его духовному миру, а также к природе. Украинские художники творчески развивали традиции искусства прошлых веков, обогащали свое мастерство, усваивая достижения художников других стран, в частности прослеживается влияние западноевропейского Возрождения. Достигает расцвета иконопись, сохранившаяся главным образом на западно-украинских землях (Перемышль, Львов и др.). Иконы, расположенные в определенном порядке образовывали отдельную композицию – иконостас. Со временем структура иконостаса усложнилась, он стал неотъемлемой частью интерьера храма.

В украинской иконописи XV – XVI вв. проявляется влияние московской школы («Архангел Гавриил» из села Далява, Львовская область XV в.). Иногда ощутимы готические влияния западной Европы («Петр и Василий» из села Лесятичи, Львовской области XV в.).

Высокую художественную ценность имеют миниатюры рукописных произведений: «Житие Бориса и Глеба», и «Радзивиловская летопись».

Начало книгопечатания способствовало дальнейшему развитию искусства оформлению книги. В художественной культуре второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходили существенные изменения содержания и формы, развивались новые жанры искусства (в том числе светские). Появился живописный и скульптурный портрет («Портрет К. Корнякта», начало XVIIв.), надгробие К. Острожского в Успенском соборе Киево – Печерской лавры, 1579 г. Выдающимися художниками этого времени были Ф. Сенькович, Н. Петрахнович, С. Корунка.

Благодаря книгопечатанию одним из ведущих видов графики стала гравюра. Гравюрами (преимущественно на дереве) иллюстрировали книги, изданные в украинский типографиях.

В архитектуре рассматриваемого периода в Украине продолжали развиваться и совершенствоваться традиции древнерусского зодчества. Архитектура этого периода приобретает фортификационный характер, для нее характерны суровость и величие, ограничение декоративных украшений. Вокруг городов возводили крепостные стены, рвы и валы. Планировка улиц была радиальной (Луцк, Меджибож) и радиально – кольцевой (Владимир – Волынский, Путивль), часть городов имела нерегулярную планировку (Киев, Нежин).

Сформировался композиционный центр города: - главная рыночная площадь с ратушей, имевшая высокую башню и собором. Развивалась и деревянная, и каменная архитектура. В первой половине XVIв. в архитектуре появляется новая форма замков – замки-дворцы, в которых жилые помещения размещались по внутреннему периметру дворца. В них строили открытые двухэтажные аркады – галереи с большими окнами; а внешние стены замков носили оборонительный характер и имели бойницы (замок в Бережанах, Тернопольской области, серединаXVIв.).

Строились монастыри – крепости.

В связи с развитием ремесла и торговли разрастались старые и новые города, а в них общественные сооружения – ратуши, дома ремесленных цехов, новые типы двух – трехэтажных жилых домов: на первом этаже размещались лавки, различные мастерские, на верхних этажах – жилые помещения.

На западных землях Украины, находившихся в более тесных отношениях с западной Европой, в архитектуре жилых домов все больше проявлялись формы итальянского Возрождения в своеобразной местной трактовке (например, дом Корнякта, архитектора П. Барбон, 1572 – 1582 гг., Львов). В культовом строительстве распространились храмы, стены которых, сооруженные из белого камня или кирпича не имели украшений (Покровская церковь в Луцке); центрические, так называемые церкви – ротонды (с. Готряни близ Ужгорода); трехнефные церкви с 1, 3, 5-тью куполами (Богоявленская церковь в Остроге).

Новые тенденции появляются в культовой архитектуре. Главными заказчиками на строительство становятся шляхта, городские и сельские общества, чьи вкусы и эстетические идеалы оказали влияние на церковную архитектуру. Сказывались также взаимосвязь с передовой гуманистической культурой западной Европы. Все эти тенденции отразились в строительстве безкупольных храмов. Законченным типом церкви – крепости является Покровская церковь в Суткивцах (XVст.).

После освободительной войны украинского народа наступил новый этап в развитии архитектуры. Наплыв населения на Приднепровье и Слобожанщину вызвало быстрое развитие старых городов (Киев, Чернигов, Переяслав) и возникновения новых (Харьков, Сумы, Ахтырка, Лебедин, Полтава).

В XV–XVIвв. появился новый вид героического эпоса – думы, развивалось кобзарское искусство, инструментальное музицирование среди бандуристов.

В Киево – Могилянской коллегии (с 1701 г. – академия) изучалась нотная грамота, было распространено хоровое пение и игра на музыкальных инструментах, существовали хор и симфонический оркестр. Хоры были также в Черниговском, Харьковском и Переяславском коллегиумах.

В этот период на Украине появились иезуитские школьные театры (Львов, Луцк, Винница и др.). В них ставились драмы, написанные на латинском, а позднее на польском языках.

Таким образом, несмотря на сложные политические условия, тяжелый социальный гнет и религиозное притеснение, культура украинского народа продолжала развиваться. Она, опираясь на древнерусские традиции, достигла успехов во многих сферах.

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII — XIII в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI — начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII — первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной — Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств — сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена — были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме «Слова» им посвящены две пространные летописные повести).

«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей «Слова» (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати — боярству.

Основная идея «Слова» — необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» — не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью — обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка » предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции — дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати — боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли» — было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели» обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII — начало XIII в. — время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя — князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII — начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru