История села холуй. Творческая группа - ооо "холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры"

ХО’ЛУЙ
Старинное с. Холуй, расположенное по обоим берегам р. Теза, вблизи ее впадения в Клязьму, документально известно с 16 столетия (из жалованной грамоты Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю от 1546 г.), хотя народные предания начинают его историю еще с 13 в. В суздальских писцовых книгах нач. 17 в. Холуй назывался слободой, часть которой - с 23 крестьянскими и 24 бобыльскими дворами, соляными варницами и вотчинным двором - числилась за князем Д.М. Пожарским, получившим ее в 1613 г. от царя Михаила Федоровича "за царя Василия московское осадное сидение". В перечне строений Холуя - деревянная клетская церковь Троицы, кабак, два торга с лавками и монастырский двор. В 1650 г. по завещанию Д.М. Пожарского рядом со слободой основана Борковская пустынь. На развитие Холуя повлияли его выгодное территориальное положение на Тезе, известной как судоходная речка с 1614 г. (до конца 17 в. по всей Тезе ходили струги), близость Борковской пустыни, привлекавшей многочисленных богомольцев и торговых людей, и проходящие рядом границы четырех уездов - Вязниковского, Ковровского, Шуйского и Гороховецкого.
В 1674 г. Холуйская слобода упоминается в составе Суздальского уезда. По переписным книгам 1678 г. в ней 118 дворов и 325 душ мужского пола; главным промыслом жителей становятся существующие здесь издревле иконописание и строчевышивание. При Петре I на Тезе была устроена система простейших шлюзов, действовавшая до 1731 г., когда судоходство было прекращено из-за постройки мельниц. Холуй становится центром ярмарочной торговли, рынком сбыта своей продукции и товаров текстильного производства края. Этому в значительной степени способствовал проходивший через слободу Балахнинский тракт. Большая часть населения занималась торговлей на стороне (коробейники-"офени"). Планировочная структура не менялась на протяжении всей истории села, поскольку с самого начала была определена природными условиями. Низкая болотистая территория, слегка приподнятая в излучине Тезы, во время разливов реки представляет собой группу небольших островков, сообщение между ними осуществляется на лодках. Эта особенность ландшафта сформировала свободную, не подчиненную никаким правилам планировочную схему, лишь некоторую организацию в которую вносит река. Большая часть поселения разместилась в широкой излучине на правом берегу. Центр сформировался на двух берегах, обе его части соединялись мостом.
Храмовый комплекс на левом берегу, сложившийся на протяжении 1-й пол. 18 и в 19 в., состоит в настоящее время из двух церквей - Троицкой 1748-50 гг. (ее барочный декор был позднее изменен) и Введенской 1775 г., построенной по образцу Борковской Казанской церкви 1764 г.,- и окружен оградой с небольшими поздними часовнями. Самый ранний кирпичный храм - Тихвинский 1739 г. (разобран в 1930 г.) - стоял напротив, на торговой площади на другом берегу Тезы, композиционно связывая обе разделенные рекой части Холуя.
В 18 в., с образованием Владимирской губ., Холуй вошел в состав Вязниковского уезда. В 1837 г. вновь открылось судоходство по Тезе, для чего были устроены пять деревянных шлюзов; один из них, на окраине Холуя, действует до настоящего времени. Количество ярмарок сразу выросло от двух до пяти, и для их проведения в слободе был сооружен постоянный деревянный гостиный двор на 300 мест - всего 14 корпусов (известно, что последние два были построены в 1853 г.). Кроме того, во время ярмарок по необходимости строилось до 100 временных сооружений - "балаганов". Лавки располагались около церквей, на торговой площади и у Турова озера (на западной окраине села).
По сведениям 1856 г. - в слободе 900 жителей, 568 из них принадлежали графине Бобринской, а 332 были казенными крестьянами. Каменных зданий всего четыре, самые ранние выстроены в сер. 19 в. (например, двухэтажный жилой дом на набережной - ныне ул. Кавказ, 3, - с поребриком во фризе и карнизом большого выноса, а также здание почты). Остальная застройка деревянная, в качестве декора применялись тонко тянутые штукатурные наличники. Здания (в основном двухэтажные или одноэтажные с мезонином) использовались под жилье и мастерские. В одном из описаний села посл. четв. 19 в. отмечено, что "дома офеней отличаются чистотой и щеголеватостью. Они крыты тесом, высоки, всегда в несколько комнат, часто с мезонином. Наличники и коньки на домах вырезные, иногда окрашенные".
В 1868 г. была построена железная дорога Новки-Иваново, нанесшая удар по судоходству на Тезе и здешней торговле, переместившейся в центры промышленного производства. Но еще в 1873 г. холуйские ярмарки процветали. Обе части слободы соединялись двумя деревянными мостами, разводящимися для прохода судов; в слободе было три церкви, 345 дворов, 2449 жителей, "гостиный ярмарочный двор" с более чем 500 лавками. Жилые дома в основном деревянные, но крупные, со множеством комнат. В 1882 г. в Холуе были открыты рисовальные классы, на основе которых в 1884-85 гг. образовалась школа иконописания, с 1892 г. возглавляемая Н.Н. Харламовым (окончил Академию художеств в Петербурге). При въезде в село со стороны Палеха, на повороте дороги в 1882 г. была сооружена часовня Александра Невского в русском стиле. К нач. 20 в. в Холуе было построено небольшое число каменных зданий. До настоящего времени они выделяются на общем фоне деревянной застройки своими краснокирпичными стенами и деталями декора, свойственными каменной архитектуре (поребрик, двойное окно с гирькой и др.). Среди деревянных зданий интересен своей историей маленький, сложенный из бревен в обло амбар. Расположенный на торговой площади, он служил книжной лавкой известному издателю И.Д. Сытину; боковые части его разорванного карниза поддержаны деревянными колонками (по две с каждой стороны). Самый старый деревянный дом стоит на ул. Фрунзе, 17. Его стены сложены всего из шести венцов бревен, но окна к настоящему времени растесаны, кровля понижена, что сильно исказило первоначальный облик.
В советское время в Холуе стала работать художественная артель (постоянно -с 1934 г.), и скоро село наравне с Палехом и Мстерой стало известно как центр лаковой миниатюры на папье-маше. В 1959 г. в Холуе открылся музей, где собраны старинные иконы, а также оригинальные работы мастеров-миниатюристов, вышивальщиц (их артель возродилась в 1925 г.), резчиков по дереву, чеканщиков. В 1962 г. музей разместился в одном из кирпичных двухэтажных домов на левом берегу Тезы, а в 1968 г. под экспозицию древнерусской живописи ему было передано здание Троицкой церкви.
Современная застройка села, с 1946 г. получившего статус рабочего поселка, - преимущественно одноэтажная, мягко вписанная в рельеф, - свободно и живописно расположилась на слегка приподнятых его участках. Несколько более организована планировка левого берега (порядок домов вдоль реки и прямая линия автомобильной дороги, ведущей к мосту около церкви). Деревянные дома Холуя по-прежнему украшаются наличниками и карнизами, выполненными в сквозной и накладной (на тонированные доски) резьбе (мастера Вагины, Липатовы и Денисов). Наличники работы В. Вагина имеют вид полуциркульного фронтона, опирающегося на точеные колонки.
По проекту планировки и застройки, разработанному в "Ивановогражданпроекте" в 1965 г., исторически сложившаяся структура сохранена, незначительные изменения коснулись лишь центральных улиц, которые на отдельных участках были спрямлены и благоустроены. Основные композиционные оси проектного плана - набережная-бульвар вдоль правого берега Тезы и перпендикулярные ей существующие ул. Фрунзе и Московская на левом берегу. Между последними двумя, около моста через Тезу, размещается, как и раньше, главная площадь. Поселок сохраняет застройку сельского типа в виде уличных порядков одно-, двухэтажных домов. В сквере на площади установлен памятник В.И. Ленину, а неподалеку - обелиск в память о жителях, погибших в Великой Отечественной войне.
В панораме Холуя, сохранившего облик старинного села, главную роль по-прежнему играет Троицкая церковь - замечательный ориентир в сложной запутанной планировочной сети. С окраины, от действующего шлюза виден комплекс зданий Борковского монастыря с высоким объемом Троицкой соборной церкви, имеющей выразительный барочный силуэт. Меньшая по размеру Казанская церковь, утратившая завершение, в настоящее время от Холуя не видна.

Елшин, 1852; Лядов, 1854; Голышев, 1868а; Голышев, 18686; Пантюхов, 1877; Гациский, 1897, с. 1-61; Березин, Добронравов, 1898, с. 408-412; Шошин, 1945, с. 112-118; Кукулиев, Стариков, 1973; Шлычков, 1983, с. 145-151; Проект планировки и застройки пгт. Холуй, "Ивановогражданпроект", 1966 г.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 688-692

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ТРОИЦЫ И ВВЕДЕНИЯ, 18-19 вв.
Расположен в центре поселка, на левом (северном) берегу Тезы. Состоит из летней Троицкой и зимней Введенской церквей и сторожки, окруженных оградой с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами. Церковь Троицы построена в 1748-50 гг. вместо прежней деревянной на средства прихожан и пожертвования астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя. Его же "иждивением" в 1775 г. рядом сооружена зимняя церковь Введения. На рубеже 18-19 вв. комплекс обнесен металлической оградой на каменных столбах с угловыми башенками и двумя воротами с востока и запада. Во 2-й пол. 19 в. у западных ворот возведена часовня-сторожка, а расширившийся за счет кладбища участок получил новую ограду с западной, северной и восточной сторон - с двумя часовнями на юго-западном и северо-восточном углах. Часть восточной стороны ограды была заменена на рубеже 19-20 вв.
В плане территория комплекса образует неправильный четырехугольник. В ее южной части, обращенной к реке и обширной ярмарочной площади, находящейся на другом берегу, расположены основные постройки, а северную занимает кладбище. Вытянутый вдоль южной стороны ограды летний Троицкий храм чуть сдвинут с главной оси, которую определяют поставленные почти друг против друга восточные и западные ворота. Его объем - более крупный, обладающий выразительным силуэтом, - полностью господствует над невысокой и приземистой церковью Введения, расположенной за ним, на территории кладбища. Хорошая сохранность, сочетание в архитектуре традиций 17 в. с барочными формами, делают комплекс одним из наиболее интересных в области.

ВГВ. 1855. № 2, с. 13; № 7, с. 2; 1864. № 27, с. 154; 1867. № 52, с. 476-477; Голышев, 1868а; Голышев, 18686; Березин, Добронравов, 1898, с. 408-412; Глебов, Зайцева и др., 1958, с. 92; Шлычков, 1983, с. 146-147.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 692-696

Холуйская миниатюра

История Холуйской миниатюры

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.

Холуй, поселок в Ивановской области, расположен он по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много - её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.

Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.

Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.
Весной на Тезе широкие разливы и Холуй превращается в Венецию.

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».

Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).

К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляются в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.

Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар - иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени - в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5–2 миллиона икон. К XVIII веку вся округа - Холуй, Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием народного ремесленного иконописания.

Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. И в наши дни он еще не завершен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 гада. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.

Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.

Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная "картинность". Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.

Третье направление - орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.

Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилось различие их творческих манер, которое проявлялось в работах над миниатюрой и в дальнейшем. С.А. Мокин тяготел к станковой живописи, хотя и принимал участие в стенных росписях в Москве, Кишиневе, Нижнем Новгороде, в сельских местностях. В работе над миниатюрой В.Д. Молева сказалось его увлечение монументальной живописью. Ему посчастливилось работать по эскизам и под руководством знаменитых русских художников И. Я. Билибина и М.В. Нестерова в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. Более молодому К.В. Костерину недолго пришлось работать иконописцем, но он лучше двух других владел темперной техникой. Как это ни странно, но монументалист Молев интереснее других связывает миниатюрную живопись с формой украшаемых вещей. В орнамент он вводит изобразительные детали, а архитектуру, предметы обстановки, одежды в сказочных композициях покрывает узорочьем. В его миниатюрах нет статичных фигур. Все персонажи заняты каким-либо действием. Шкатулка "Выход на работу" (1935) относится к первому году освоения Молевым миниатюрного письма. Это одна из ранних попыток передачи в холуйской миниатюре темы новой колхозной жизни, новых форм социалистического общественного труда. В ней использована та реалистическая манера композиции, о которой говорилось, чистые открытые цвета миниатюры определяют ее мажорный тон, никакие лишние детали не отвлекают зрителя от важности сюжета.

Шкатулка "Выход на работу". В.Д. Молев. 1935 г.

Костерин любит пейзаж, видит в нем важное средство раскрытия образа и вводит его в композиции на разные темы. Шкатулка "Возвращение бригады с работы" (1935) характерна в этом смысле. Решение чисто живописное, без условного черного фона. Художник тонко передает красоту природы с мягкими тонами зелени на розовом закатном небе, сине-голубыми водами, словно отраженными в голубой одежде юноши. Пространственная глубина пейзажа не нарушает плоскости крышки шкатулки. Фигуры людей органично входят в пейзаж.

Шкатулка "Возвращение бригады с работы". К.В. Костерин. 1935 г.

К сожалению, приходится сказать, что собрание Русского музея не богато работами холуйских мастеров. В нем нет произведений Мокина, Молев представлен одной вещью, Костерин - двумя.

К числу холуйских миниатюристов старшего поколения принадлежит П.И. Ивакин (1915-1968). Его работы напоминают крестьянские росписи по дереву. По словам самого художника, он нигде не учился живописи. Одаренный от природы, живя в атмосфере творчества, он стал значительной фигурой среди холуйских миниатюристов.

На крышке квадратной шкатулки он изобразил злую сказочную Жар-птицу так удивительно просто и выразительно, как это свойственно именно народному искусству. Ивакин этой простотой выделяется среди мастеров Холуя.

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые "бисерницы", и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.

В миниатюрах холуйские художники отражают и современные темы, и народные сказки, и литературные сюжеты и эпизоды исторических событий. Так например художник А.М. Костерин поместил на круглой пудренице изображение поединка между русским монахом Пересветом и татарским богатырем Челубеем перед началом Куликовской битвы.

В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.

Особонности стиля Холуйской миниатюры

Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.

Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.

Технология изготовления Холуйской миниатюры

Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе . Поэтому расскажу здесь лишь об основных операциях.

Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.

Сначала изготавливается папье-маше из древесного картона. Картон, разрезанный на ленты накручивают на болванки для предания формы изделиям.

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Зоготовки грунтуют

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.

Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

Рисуют на специальной подставке

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золота же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Наглядные примеры Холуйской миниатюры

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

"Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!"…

Р. Рождественский

Русская земля испокон веков славилась мастерами, которые создавали и создают сказочную красоту. В России среди огромного разнообразия народных художественных промыслов особое место занимает лаковая миниатюра, представленная четырьмя артелями в Московской, Ивановской и Владимирской областях.

Однажды у нас созрела идея проехать по маршруту всех центров лаковой миниатюры, узнать об истории возникновения промысла, полюбоваться работами старинных и современных мастеров, научиться отличать росписи; а самое главное - пополнить коллекцию колокольчиков с лаковой миниатюрой, хотя последнее казалось совсем нереальным, так как на протяжении развития лаковой миниатюры, мастера совсем не расписывали колокольчики, в основном это были шкатулки, панно, иконы.

Мир фантазий миниатюрной росписи села Холуй

Село Холуй – культурный феномен мирового значения живописно раскинулось на берегах реки Тезы, неподалёку от места её впадения в реку Клязьму. Этим обстоятельством объясняется быстрый рост Холуя как богатого торгового села, ибо водный путь Теза – Клязьма – Ока – Волга долгое время играл важнейшую роль основного торгового пути, связывавшего Северо-Восточную Русь с Поволжьем.

Иконописное мастерство существовало в Холуе издревле. Об этом свидетельствуют писцовые книги 1630-х годов, в которых упоминаются иконописцы, в основном мужчины, писавшие иконы на протяжении всего года и их производство достигало около 2 миллионов в год. Сейчас, прогуливаясь по набережной реки Тезы и рассматривая удручающий вид некогда величественной, возведенной Дмитрием Пожарским, храмовым комплексом Троицкой церкви, едва ли верится, что именно здесь был центр иконописи, что сюда приезжали купцы, обменивали свои товары на иконы и пушнину. Так село стало и крупным торговым центром, где ежегодно проводились большие ярмарки, на которых продавалось до 2 миллионов икон.

За подробной информацией об истории иконописи и развития промысла непременно стоит заглянуть в Государственный музей Холуйского искусства (ул. Путилова, д. 10). В небольшом двухэтажном домике расположилась экспозиция, рассказывающая об иконописи, пути ее развития от мастеров-иконописцев до разделения труда на "личников" и "доличников", и до появления крупных хозяев, в руках которых стало сосредотачиваться иконописное дело. В 1883 году для поднятия иконописания в Холуе открывается школа под руководством Н.Н. Харламова, ученики которого позже будут расписывать церкви в Петербурге, Вене, Варшаве. В начале XX века школой руководил ученик И.Е. Репина – Е.А. Зарин. Когда после Великой Октябрьской социалистической революции мастера села Холуй снова взялись за кисть, они не пошли по пути, которым шел Палех, не взялись за самостоятельную работу, используя опыт работы харламовской школы, они начали работать над "ковриками". Они копировали маслом на холсте рождественские и пасхальные открытки, переписывали картинки из других иллюстрированных журналов, и лишь в последние годы занялись копированием советской живописи. Благодаря этому, бывшие иконописцы усвоили принципы композиции, у них накопился богатый опыт, создалось своеобразное представление о мире, лежащем за пределами их села.

Никонов Л.Л. Скупщик времени, 2011 г. (всё внимание на колокол!).

Признаюсь, в этом музее мы уже второй раз, но информации так много, что все узнается как в первый раз. Тем более, в этот раз нам повезло принять участие в мастер-классе по росписи снеговика.

Пока ребенок осваивал технику смешивания цветов и нанесения краски на деревянную скульптуру, экскурсовод продолжала свой рассказ о промысле: "Путь к искусству лаковой миниатюры был сложным. Бывшие иконописцы, стремясь найти применение своему мастерству, пробовали свои силы в росписи токарных изделий и настенных ковриков на полотне, пока пример их старших братьев – палешан и мстёрцев – не привел их к росписи изделий из папье-маше". Признание искусства Холуя пришло не сразу. Только в 1937 году художникам Холуя были присуждены бронзовые медали за участие в выставке в Париже. Далее годы войны, большой временной пробел в развитии промысла, но благодаря оставшимся художникам промысел сохранялся. В работах того периода со всей очевидностью выступают характерные черты времени, основная тема живописи – патриотизм. Так появились произведения "Разгром немцев под Москвой" (1942 г.), "Князь Игорь" (1943 г.), "Отомстим" (1943 г.) и т.д.

В 1943 году в самый разгар войны было открыто Холуйское художественное училище. В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, художники нашли свой путь, отличный от Палеха, Мстёры и Федоскино. Холуйская лаковая миниатюра – это реалистические картины малых размеров, они блестают яркими красками Федоскино, в них нет волшебного пейзажа Мстёры, им несвойственны игра линий и красок, богатая техника Палеха. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато–зеленого и коричнево–оранжевого тонов. В 1950–60-х годах XX века в холуйской лаковой миниатюре наступает период расцвета: разнообразие тем, сюжетов. Сейчас в музее с помощью экспонатов можно проследить много направлений в холуйской миниатюре: сказки, былины и другие жанры фольклора, архитектурные пейзажи, природа, исторические сюжеты.

Изготовление холуйской шкатулки очень трудоемкий и длительный процесс, секрет которого сохраняют мастера с самого начала становления производства и эти секреты известны узкому кругу мастеров. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье–маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись.

Правильно приготовленные краски – важнейшая из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Художники всю миниатюру пишут тончайшими беличьими кистями, после наносят орнамент сусальным золотом с добавлением вишневой смолы. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры (kholuy.ru)

В музее также имеется коллекция деревянной скульптуры, которая считается одной из лучших. В ней находится около пятидесяти предметов XVIII-XIX веков. Это всевозможные распятия, евангелисты, ангелы и херувимы. Все скульптуры выполнены из дерева, покрыты левкасом, позолочены и расписаны. Вероятно, их выполнили холуйские умельцы и передали в Тихвинскую церковь, а после ее разрушения в 1930-х годах, скульптуры были сохранены и переданы в музей.

Время экскурсии пролетело незаметно, на подходе многочисленная группа, ожидающая своей очереди. У нас досушиваются наши снеговики, мой блокнот полон информации, сделаны фотографии, осталось найти колокольчик в коллекцию, но в сувенирном магазине при музее колокольчики не продаются.

Колокольчик, п. Холуй

Чем занять себя кроме посещения музея в Холуе? Конечно, есть еще сама фабрика и частные иконописные мастерские, но мы решили оставить это на следующий раз. Альтернативой стала чудесная прогулка по набережной, несколько кадров на вид храмового комплекса Троицы Живоначальной, восхищение деревянными домиками и резными наличниками. В этот раз нам повезло, и мы смогли перейти через мост реки Теза и посмотреть на село с другого берега. Весной этот мост так затапливается так, что местные жители переправляются только на лодках, наверное, это выглядит романтично и именно по этой причине Холуй называют "среднерусской Венецией", но если вы турист и приехали в музей именно с противоположного берега, то придется возвращаться в объезд, другого способа попасть нет.

Три промысла

Русь вся лежит на "трёх китах"
По рангу – Палех, Холуй, Мстёра.
"Киты" в заботах и делах,
Даётся результат не скоро.

Протопать тысячи дорог
По камню, жиже, там, где пыльно
И сотни пар сносить сапог,
Да потом окропить обильно.

Иметь своё лицо – печать,
Ведь, как и Бог, мы – триедины.
Весь мир искусством впечатлять –
Иконы, сказки и былины…

Нас красота обворожит,
И результат есть – факт – без спора.
Земля на "трёх китах" лежит
По праву – Палех, Холуй, Мстёра!

Холуй - один из центров русской лаковой миниатюры. Село Холуй находится в Южском районе Ивановской области в10 километрах от районного центра г. Южа. Оно стоит на берегу реки Тезы, левом притоке реки Клязьмы. Население - примерно 1 тысяча жителей.

Холуй - старинное село, имеющее богатую историю уходящую корнями в славное прошлое нашего государства. Название села может показаться неблагозвучным, но к человеку низкого достоинства оно никакого отношения не имеет. В различных словарях, слово «холуй» толкуется по разному: коряга, торчащая в реке, песчаный нанос, плетень рыболовный, сор дрязг от разлива коим заволакиваются луга. Исходя, из этих толкований, строились всевозможные предположения о происхождении названия, но единого мнения не было. Ключом к разгадке загадочного названия может служить то, что в Вологодских говорах существительное «холуй» употребляется в значении «одинокий поселок».

Первое дошедшее до нас документальное упоминание о Холуе относится к 1543 году. В грамоте Великого Князя Московского Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря сказано: «У них новыя соли на Холуе, в Ряполовском Стародубе». В начале XVII века, в «Смутное время» жители Холуя принимали активное участие в освободительной борьбе с иноземцами и изменниками Родины. Холуйский отряд под командованием Илейки Деньгина входил в состав объединенной дружины городов Юрьевца, Гороховца, Решмы и сражался с врагами за Лух, Дунилово, Шую, Суздаль. Сам Холуй в марте 1609 года стал местом битвы с отрядом изменника Федора Плещеева. В 1612 году Холуйский отряд присоединился к народному ополчению, шедшему на освобождение Москвы от интервентов. Холуй, принадлежащий Дмитрию Пожарскому, стал одним из пунктов сбора всенародной дружины. В память об этом событии Дмитрий Михайлович завещал построить на месте сбора войск, монастырь. Повеление было исполнено его сыном Иваном Дмитриевичем в 1650 году, построившим деревянную Борковскую пустынь. В XVIII веке вместо сгоревшего деревянного храма строятся каменные. Деньги на строительство выделил уроженец Холуя епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий. При его помощи построены и украшены не только храмы Борковской пустыни, но и Троицкая церковь в Холуе. Знаменит был Холуй своими ярмарками. За год в селе проходило пять ярмарок. Самые крупные Тихвинская и Введенская славились на всю Россию. По количеству продаваемого на них товара (данные начала XIX века) они были крупнейшими во Владимирской губернии. Одним из основных товаров на ярмарке были иконы, разносимые офенями и коробейниками по всем концам России.

Историю Холуя, как торгово-промышленного села можно разделить на три периода по принципу занятости населения в определенной профессиональной деятельности. Солеварение, иконописание и лаковая миниатюра в разное время составляли основу благосостояния жителей и развития села.

Первоначально Холуй прославился в XVI веке, как место добычи соли. Добывали ее здесь известные в России монастыри: Троице-Сергиева Лавра, Киржачский Благовещенский, Суздальский Спасо-Ефимьевский, Владимирский Рождественский монастыри. Часть солеварен принадлежала Дмитрию Михайловичу Пожарскому, получившему Холуй от царя Василия Шуйского в 1609 году. Одновременно с добычей соли на монастырских дворах начали писать иконы и занятие это становилось все более распространенным. На развитие иконописания в Холуе повлияло несколько факторов. Во-первых, солеварение со временем перстало приносить прибыль (дешева соль в Россию стала поступать из соляных озер). Поэтому население, состоявшее в основном из монастырских крестьян, вынуждено было переключиться на другую сферу деятельности. Плодородной земли, способной прокормить людей в Холуе не имелось. Мосным безземельным крестьянам «бобылям» ничего не оставалось делать, как перенимать у живших в селе монахов-иконописцев их искусство. Связь с крупными монастырями позволяла получать все необходимые материалы для производства икон. Немаловажное значение заключалось и в том, что с XVI века по всей России начался глобальный процесс перехода иконописи из монастырей в «мир». Те города и села, в которых были монастыри, становились центрами иконописания. От них иконописание распространялось повсюду. В больших и малых городах, слободах, селах и даже деревнях появились свои мастера. Холуй в XVII веке становится крупным центром иконописания. Начиная, с XVIII века иконописью занимается, здесь практически все местное население.

Побывавший в Холуе в 1855 году писатель Сергей Максимов вспоминал: «пишет образа и мой хозяин, у которого с нанял светелку; пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник, и то потому, что сделался мельником». Примерно так же описан Холуй в учебном пособии для учащихся «Отечествоведение» 1879 года. «Оброков не платят, хлебопашества не имеют; следовательно, с плугом и сохою вовсе не знакомы; редкий найдется, кто бы умел запрячь лошадь или вспахать землю, посеять и собрать хлеб … с малых лет до глубокой старости житель Холуя не расстается с кистью, имея оную постоянно в руках… А какое огромное количество в Холуе пишется икон, это достойно удивления: от полутора до двух миллионов в год».

Революция 1917 года круто изменила судьбу жителей Холуя. Развернувшиеся гонения на веру делают профессию иконописца запретной. Мастера Холуя долго не могли найти свое место в искусстве. Бывшие иконописцы пробовали расписывать деревянные коробки, токарные изделия, металлические подносы, настенные коврики… И только в 1934 году открылась Холуйская художественная артель, в которой начали писать лаковую миниатюру. основоположниками холуйской миниатюры стали С.А. Мокин, К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молев и М.Д. Добрынин. Первые шаги на новом поприще были трудными. В поисках своего стиля холуйские художники опирались на хранимые продолжаемые ими традиции древнерусского искусства и опыт художников Федоскино, Палеха и Мстеры. В результате был выработан свой собственный художественный стиль. Его особенностями являются, прежде всего, живописный характер миниатюры, четкость рисунка, ясность сюжета. Характерный стиль холуйского письма и сегодня продолжает развиваться, опираясь на непрерывный творческий поиск талантливых и самобытных художников. Славу искусства составляют народные художники России Н.И. Бабурин, Б.И. Киселев; заслуженные художники В.А. Белов, Н.Н. Денисов, В.А. Фомин, П.А. Митяшин, В.А. Елкин; известные мастера А.а. Смирнов, В.Н. Седов, Б.В. Харчев, М.М. Веселов, В.В. Живностка, В.М. Веселов и многие другие. На сегодняшний день в Холуе работают две организации ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» и ООО «Русская Лаковая Миниатюра», выпускающая изделия с лаковой миниатюрной живописью. Новые поколения художников получают образование а Холуйском филиале Высшей школы народных искусств г. С.Петербурга.

Творческая группа Холуйской художественной фабрики

Родился в 1952 году в городе Южа. Окончил Холуйскую художественную профтехшколу в 1977 году, его преподавателем по лаковой миниатюре был Бугаёв В. П. Работал в творческой группе Холуйской художественной фабрики. Основной тематикой в творчестве художника стали сказочные и былинные сюжеты, народный фольклор, литературные произведения. Мастер исповедует классический стиль, основанный на безупречном рисунке и высокой технике миниатюрного письма. В последнее время наряду с миниатюрой, часто обращается к искусству иконописания. С 1988 года член Союза художников России. Вместе с ним трудится его супруга Бабаева Людмила Андреевна, в 1994 году ей было присвоено звание "Народный мастер".

Работы художника:

Родилась в 1968 году в городе Балхаш республика Казахстан. Училась в Холуйском художественном училище, преподавателями мастерства у неё были Гурылёва Г. Н. и Шубин Н. П. композицию вёл Митяшин П. А. После завершения обучения в 1989 году Викторию приняли в мастерские Холуйского отделения Союза художников России. Работа в одном коллективе с известными художниками промысла оказала благотворное влияние на развитие молодого мастера. Основной тематикой в творчестве стали сюжеты сказок, литературные произведения. Чаще всего обращалась к сказу Бажова "Хозяйка медной горы". Начиная с 2002 года главное место в творчестве занимает иконопись. В 2013 году стала членом Союза художников России.

Работы художника:

____________________________ ______


Родилась в 1953 году в поселке Мугреевский Ивановской области. С 1968 по 1972 год обучалась в Холуйской художественной профессионально-технической школе (учителями были такие знаменитые художники, как А.И. Семенов, А.М. Костерин, И.И. Турунов, В.П. Бабаркин, В.П. Бугаев). После окончания учебы работала на Холуйской художественной фабрике лаковой миниатюры художником-копиистом. Авторские работы стали появляться в 1990-е годы. Темы работ самые разнообразные: пейзажи, архитектура, произвольные темы, русская и иностранная классика, русские и иностранные сказки. Работы высококвалифицированного художника находятся в частных коллекциях России, Америки, Германии, Англии, Италии, Польши.
Умение сохранить стиль и традиции Холуйской школы, а также внести свою индивидуальную яркость и своеобразие в искусство лаковой миниатюры - все это выделяет работы Бабаркиной Н.Д. среди многих.

Работы художника:

______________________________________________________________________________________________________________________

Родился в 1930 году в Холуе. Его отец потомственный иконописец. С 1943 по 1947 год учился в Холуйской художественной профтехшколе. Его преподавателями были основоположники лаковой миниатюры, наибольшее влияние на творчество оказал Мокин С. А. На долю Бабурина Н. И. и художников его поколения выпало формирование стиля Холуйской миниатюры. На работах мастера можно изучать этапы развития искусства Холуя. Сказки, фольклор, исторические сюжеты, любая тема решена талантливо. Поражает вертуозная техника миниатюрного письма мастера. В 1964 году стал членом Союза художников. Награждён орденом "Знак почёта" (1966 г.) В 1976 г. Николаю Ивановичу было присуждено звание заслуженный художник РСФСР в 1997 году народный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина (1970)

Работы художника:

Белов Владимир Андреевич (1923-1997)

Родился в 1923году в городе Южа. В 1940 году устроился на работу в Холуйскую художественную артель, учился писать живописные коврики у мастера Костерина П. А. В 1943 году стал учеником Мокина Сергея Александровича. Следуя творческим принципам своего учителя, выступал за более декоративный подход в миниатюре. В творческом диапазоне художника исторические сюжеты, сказки, космическая тематика. Большое внимание уделял работе над декоративным панно. Знаменитая "Жар-птица" стала символом искусства Холуя. Член Союза художников с 1966 г. Награждён орденом Ленина (1966). В 1968 году ему присвоено почётное звание заслуженный художник РСФСР.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Белова Тамара Николаевна

Белова Тамара Николаевна родилась 29 марта 1968 года в городе Шуя Ивановской области. С 1984 по 1988 год училась в Холуйской художественной профтехшколе. С 1988 года работала на Холуйской художественной фабрике.

Первые работы мастера были выполнены в традиционной для Холуя классической манере. Постепенно главным в её творчестве становился портретный жанр. Лёгкость с которой художница передаёт портретное сходство позволяет добиваться значительных результатов в этой области искусства. Портрет одного из основоположников лаковой миниатюры Холуя, Костерина Константина Васильевича написанный в красивой гармоничной цветовой гамме, отличающийся высоким исполнительским мастерством, находится в постоянной экспозиции холуйского музея.

Последнее десятилетие Белова Т. Н. основное внимание в своём творчестве уделяет иконописанию. Она одинаково качественно выполняет как миниатюрные иконы так и крупные монументальные образы. Причём у мастера нет стилевых предпочтений, в её исполнении одинаково совершенно получаются иконы классического стиля и "фряжского письма". Обладая высоким художественным вкусом она избегает эклектики и "рыночной" красивости.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блинов Владимир Константинович (1960), художник-миниатюрист. Родился в д. Русиновская Ивановской области. В 1985 году окончил Холуйскую художественную профтехшколу (учился у Б. И. Киселева) и поступил на Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры, принят в Холуйскую организацию Союза художников РСФСР (1988). Участник выставок с 1989 года.
Основные произведения: «В ночь на Ивана Купалу» (1989), «Свадьба» (1990).



__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родилась в 1975 году в городе Южа. В 1996 году окончила Холуйское художественное училище. Преподавателями мастерства у Елены были Гурылёв В. М. и Шубина М. А. композицию вёл Ёлкин В. А. Пришла на работу сначала на Холуйскую фабрику, затем в мастерские Холуйского отделения Союза художников России. Основные темы произведений сюжеты сказок, любимыми для исполнения стали сказки А. С. Пушкина. Сейчас главное место в творчестве занимает иконописание. В 2008 году Боровкова Е. И. стала членом Союза художников России.

_____________________________ __________________________________________________________________________


Родился 19 ноября 1956 г. в селе Свободное Нижегородской области. В 1973 году поступил в Холуйскую художественную профтехшколу, которую окончил в 1977 году.
Учился у основоположников промысла: Костерина А.М., Белова В.А., Живностки Л.М., Семёнова А.И. В 1978 году поступил работать на Холуйскую художественную фабрику.
В 1989 году перешёл в творческую группу. Награждён дипломами за участие во всесоюзных выставках. В 1994 году работа «Св. Серафим Саровский» была приобретена Московским Государственным Историческим музеем.
Любимые темы: нар. фольклор, лирика, исторические, православно исторические. Занимается иконописью, пейзажной живописью-акварель,масло.

__________________________________ ____________________________________________________________


Веселов Михаил Михайлович (1959), художник-миниатюрист. Родился в с. Андреевка Приморского края. В 1981 году окончил Холуйскую художественную профтехшколу и поступил на фабрику художественной лаковой миниатюры. Член Холуйской организации Союза художников РСФСР (1988), Союза художников РСФСР (1989). Участник выставок с 1985 года.

Основные произведения: «Василиса Микулична и Ставр Годинович» (1985), «Хлеб» (1987), «Апександр Невский» (1988), «Деревня» (1990), «Спящая царевна» (1990).


_______________________________________________________________________________________________________


Власов Евгений Александрович родился в г.Ужуре Красноярского края 06.11.1967. В 1988 году с отличием закончил Холуйскую художественную профтехшколу, а в 2008 году – Шуйский государственный педагогический университет. С ноября 2006 года работает в ООО «Русская лаковая миниатюра», художником миниатюрной живописи. Участвует в многочисленных выставках с 1992 года. Работы находятся в частных собраниях России и за рубежом.

_______________________________________________________________________________________________________

Р одился в 1971 году в городе Зеленокумске Ставропольского края. Учился в Холуйском художественном училище у Ёлкина В. А. После завершения обучения в 1990 году работал в творческой группе художественной фабрики, затем в мастерских отделения Союза художников России. Основным направлением в творчестве стали сказочные и былинные сюжеты. Работая в классических традициях миниатюры, нашёл свой определённый художественный стиль. Особая пластика фигур, умение решать сложные многоклеймовые композиции, превосходная техника миниатюрного письма, отличает работы художника. В последние годы мастер уделяет много времени искусству иконописания. Член Союза художников России .


_______________________________________________________________________________________________________


Грачёв Евгений Юрьевич родился 10.01.1965 в г.Южа Ивановской области. В 1986 году окончил Холуйское художественное училище и начал работать на Холуйской художественной фабрике. С 1996 года член союза художников России. Член комиссии по храмовому искусству и член комиссии по народному искусству Союза Художников России. Действительный член Общества Иконописцев Великобритании. Имеет ряд государственных наград. С 1988г. постоянный участник художественных всесоюзных, всероссийских, зарубежных выставок. Работы находятся в российских и зарубежных музеях.


_______________________________________________________________________________________________________


Грязнов Михаил Германович родился в 1971 году в п.Холуй. Окончил Холуйское художественное училище в 1992 году и сразу же был принят на работу в Холуйскую художественную фабрику именуемую в то время "Холуйские художественные мастерские".
Михаилу Германовичу легко даются работы как больших размеров, так и очень маленьких и отличаются своей тонкостью письма.

_______________________________________________________________________________________________________

Девяткин Сергей Борисович (1961-2005)

Родился в селе Холуй. Его отец Борис Сергеевич был известным художником-миниатюристом, писавшим архитектурные пейзажи и орнаментальные композиции. Сергей Борисович учился в Холуйской художественной профтехшколе с1976 по 1982 год. Работал на Холуйской художественной фабрике, в творческой группе. Основной темой работ был фольклор, сказки и жанровые сцены. Отличительной чертой художника является орнамент, как правило богатый и красивый, написанный уверенной рукой мастера. Этот стиль орнамента стал популярным на промысле. Девяткин С. Б. был членом Союза художников России .


_______________________________________________________________________________________________________

Денисов Николай Николаевич (1929-2013)

Родился в селе Шаховское Самарской области, в семье холуйского иконописца уехавшего на заработки. Учился в Холуйской художественной профтехшколе с 1944 по 1948 год.

Его учителями были Костерин К. В. и Пузанов-Молёв В. Д. Одним из направлений в творчестве стал архитектурный пейзаж, сказки, былины, исторические сюжеты, всё подвластно его кисти. Любимой темой в творчестве стал "Тихий Дон".Поражает своей изысканностью богатейшая цветовая гамма в работах мастера, блистающая всевозможными оттенками. Член Союза художников с 1964 г. Награждён орденом Ленина в 1966 г. Имеет почётное звание заслуженный художник РСФСР (1978)



_______________________________________________________________________________________________________


Дмитриев Сергей Михайлович (1963), художник-миниатюрист. Родился в г. Южа Ивановской области. В 1984 году окончил Холуйскую профтехшколу, учился у Б. И. Киселева, тема дипломной работы - «Александр Невский». Тогда же поступил на Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры. Участник выставок с 1985 года. Основные произведения: «Александр Невский» (1985), «Сказка о спящей царевне» (1986), «Илья Муромец» (1985), «Масленица» (1987), «Снегурочка» (1989).



_______________________________________________________________________________________________________

Родился в п. Холуй 21.02.1985г. В 2000 году поступил в Холуйское художественное училище имени Н.Н. Харламова. на специальность Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Специализация - миниатюрная живопись. 29 июня 2004 года защитил дипломный проект.

_______________________________________________________________________________________________________

Родился в 1950 году в городе Иваново. Учился в Холуйской художественной профтехшколе у Костерина А. М. После завершения обучения в 1975 году пришёл в творческую группу художественной фабрики, которой руководил Белов В. А. Яркая одарённость, стремление к поиску новых решений, проявились с первых шагов в творчестве. Кроме традиционных сказочных и былинных сюжетов пишет много композиций на современые темы, к воплощению которых подходит смело и оригинально. Безупречный рисунок, продуманная до мелочей композиция, отличительные черты его творчества. Член Союза художников. В 1982 году Ёлкину В. А. присвоено почётное звание заслуженный художник РФ .


_______________________________________________________________________________________________________

Родился в 1963 году в городе Южа. Окончил холуйскую художественную профтехшколу в 1984 году, учился композиции у Митяшина П. А. Основными направлениями в творчестве стали исторические сюжеты, сказочная и былинная тематика, архитектурный пейзаж. Для миниатюр художника характерно стремление к изяществу и изысканности. Элегантность во всём, рисунке, цветовых отношениях, построении композиции. До мелочей продуманы позы и жесты главных героев, декоративные элементы орнаментов. В последние годы много трудится в области иконописания. Член Союза художников Росии с 1988 года.

_______________________________________________________________________________________________________

Родился в 1928 году в Москве. Его отец, был венгерским революционером, мать уроженка Холуя. В 1941 году семья из Москвы переехала в Холуй. Учился в Холуйской художественной профтехшколе в 1947 году пришёл на работу в Холуйскую художественную артель. После службы в армии работал ретушёром в издательстве "Правда". В 1957 году вернулся в Холуй, в эти годы написал ряд миниатюр очень высокого уровня. Сюжеты сказок, былин, современная тематика, его миниатюры отличает уверенный рисунок, отличная техника миниатюрного письма. Главным делом для него стало преподавание в Холуйском училище специальных дисциплин. С 1961 по 1963 год был директором профтехшколы. Член Союза художников России .

_______________________________________________________________________________________________________

Жуков Анатолий Львович родился в 1968 году в д.Черепово Ивановской области. В 1989 году окончил Холуйскую художественную профтехшколу. Работает на Холуйской фабрике лаковой миниатюры. Его работы отличает яркая плотная цветовая гамма, своеобразная обработка деталей и насыщенность создаваемого орнамента.
_______________________________________________________________________________________________________

Родился 28 мая 1963года в с.Протопопово республика Татарстан. Учился у народного художника Б.Н. Киселёва, в 1986 году окончил Холуйскую профтехшколу и поступил на работу на холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.

Участвует в выставках с 1990года. С 1993 года Член союза художников РСФСР.

С 2004 по 2008 год преподавал композицию в холуйском училище.

Основные произведения: «Золотой петушок»; «Емеля»; «Иван-царевич и серый волк»; «Санкт-Петербург»; «Русские народные легенды и предания».

_______________________________________________________________________________________________

Ивакин Павел Иванович (1915-1968)

Родился в деревне Меленки Владимирской области. Специального художественного образования не получил. В 1946 году приехал в Холуй, устроился на работу в Холуйскую художественную артель, писал коврики маслянными красками. Первые шаги в лаковой миниатюре сделал в конце 50-х годов. Большую помощь в освоении миниатюры ему оказал Бабурин Н. И. Основу сюжетной линии в творчестве составляет сказочная и историческая тематика, а также жанровые композиции. Цветовое единство, высокая техника письма, характерны для всех миниатюр художника. Павел Иванович оставил заметный след в искусстве Холуя.

_______________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________________________

Киселёв Борис Иванович (1928-2007)

Родился в городе Южа. Учился в Холуйской художественной профтехшколе с 1944 по 1948 год. Его учителем был Пузанов-Молёв В. Д. Большое место в творчестве художника занимает сказочная тематика, исторические сюжеты, архитектурный пейзаж. Находясь в постоянном творческом поиске, мастер создавал сложные многоклеймовые композиции и миниатюрные изящные ларцы. В совершенстве владел техникой миниатюрного письма, не случайно его называли "Левшой". Член Союза художников с 1964 г. В 1977 году Киселёву Б. И. было присвоено звание заслуженный художник РСФСР, в 1984 год народный художник РСФСР.

_______________________________________________________________________________________________________

Комаров Михаил Владимирович (1965), художник-миниатюрист. Родился в г. Кинешма Ивановской области. В 1986 году окончил Холуйскую художественную профтехшколу (учился у Б. И. Киселева и В. Н. Седова) и был принят на Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры. С 1991 года состоит в Холуйской организации Союза художников РСФСР.
Основные произведения: «Михаил Ломоносов» (1987), «Ермаковы лебеди» (1989), «Микула Селянинович» (1991).
_______________________________________________________________________________________________________

Родился 23 января 1961г в городе Новый Оскол Белгородской области В 1984 закончил Холуйскую художественную профтехшколу, с 1984г работает на Холуйской художественной фабрике лаковой миниатюры. Женат, имеет дочь.

Работы в находятся в частных коллекциях Англии, Америки, Испании, Австралии, Голландии, Германии и России.
С 2000 года начал писать портреты, в том числе Образцовой Е, Долиной Л...
_______________________________________________________________________________________________________

Костерин Константин Васильевич (1899-1985)

Один из основоположников Холуйской лаковой миниатюры

Родился в семье иконописца. Окончил Холуйскую учебную иконописную мастерскую в 1913 году, его учителями были Зарин Е. А. и Шахов И. Д. Работал иконописцем в мастерской Терентьева, принимал участие в росписи храмов. В 1934 году стал одним из главных организаторов Холуйской артели. Большое место в творчестве уделял современным темам. В 1937 г. на всемирной выставке в Париже удостоился бронзовой медали. Внёс большой вклад в развитие художественного образования, разработал учебные программы для Холуйской художественной профтехшколы, преподавателем которой был долгое время. Член Союза художников с 1934 года.

_______________________________________________________________________________________________________

Кротов Валентин Александрович (1928-1981)

Родился в городе Шуя. Учился в Холуйской художественной профтехшколе. После завершения обучения в 1951 году пришёл в холуйскую художественную артель. Первоначально занимался творчеством под руководством Белова В. А. Композиции художника наполнены движением, он прекрасно чувствует ритмику линий, отсюда и тематика произведений: "Скачки", "Первый стог", "Тачанка". Работы мастера отличаются блестящим мастерством миниатюрного письма, гармоничным сочетанием чёрного фона шкатулки с живописью. Миниатюры Кротова В. А. стали классикой искусства Холуя .

_______________________________________________________________________________________________________

Родился в 1951 году в городе Фурманов Ивановской области. Учился в Холуйской художественной профтехшколе с 1968 по 1971 год. На Холуйской художественной фабрике, сначала писал копии, затем работал в творческой группе, которой руководил Белов В. А. В его творчестве отразились классические традиции лаковой миниатюры Холуя. Высокое исполнительское мастерство позволяет решать самые сложные творческие задачи. Художник создал ряд миниатюр посвящённых русским умельцам, в его диапазоне сказочные и фольклорные сюжеты. Гармоничная композиция, тонкий рисунок, красивая цветовая гамма, эти качества присущи всем миниатюрам мастера. В 1982 году Лапшин Н. М. стал членом Союза художников России.

_______________________________________________________________________________________________________


Милюшина Татьяна Леонидовна (1958), художник-миниатюрист, родилась в. г. Йошкар-Оле Марийской АССР. В 1978 году окончила Московское художественно-промышленное училище, в 1987 году - Всесоюзный государственный институт кинематографии. С 1978 года по 1982 год и с 1987 года - на Холуйской фабрике художественной лаковой миниатюры. Участник выставок с 1980 года. Основные произведения: «Заморский гость» (1980), «Лесной царь» (1980), «Слово о полку Игореве» (1986), «Левша» (1988), «Сказки Холуя» (1988), «Сон Святослава» (1991).
_______________________________________________________________________________________________________

Родился в 1948 году в колхозе Труд Шумерлинского района Чувашской АССР. В 1971 году окончил Холуйскую художественную профтехшколу, пришёл на Холуйскую художественную фабрику, первые шаги в искусстве делал под руководством Белова В. А. Поражает многообразие тем в творчестве мастера. Сказочные, былинные, исторические и библейские сюжеты, работы передающие личные переживания художника. Его миниатюры основаны на классическом понимании композиции, чистоте стиля. Отсутствие лишних деталей придаёт работам черты монументальности. Член Союза художников России, в 1994 году Митяшину П. А. присвоено почётное звание заслуженный художник РФ.

_______________________________________________________________________________________________________

Мокин Сергей Александрович (1891-1945)

Один из основоположников лаковой миниатюры Холуя,

сын потомственного холуйского иконописца. Учился в Холуйской учебной иконописной мастерской у Зарина Е. А. В 1909 году уехал в Москву продолжать обучение в иконописной палате Синодального ведомства, где познакомился с Кориным П. Д. Работал иконописцем, расписывал храмы.В 1934 году стал одним из главных организаторов Холуйской художественной артели. Его творчество стало во многом определяющим в формировании стиля лаковой миниатюры Холуя. Основу творчества составляют композиции связанные с героической историей русского народа, сюжеты сказок, фольклор. В 1937 году получил бронзовую медаль на всемирной выставке в Париже.

_______________________________________________________________________________________________________

Морозов Александр Алексеевич (1942-2016)

Родился в городе Шуя. В 1962 году закончил Холуйскую художественную профтехшколу, пришёл работать на Холуйскую художественную фабрику. Первые шаги в творчестве делал под руководством Белова В. А. Писал на темы сказок, есть работы посвящённые космосу, но главной стала былинно-историческая тематика. Шкатулки и декоративные панно художника наполнены героическим пафосом, стремлением к монументальности. В композициях нет случайных деталей, всё продумано, начиная от главных героев и до орнамента. С 1977 года Морозов А. А. является членом Союза художников России.

_______________________________________________________________________________________________________

Родился 4 декабря 1972 года в г.Шуя Ивановской обрасти. В 1995 году окончил Холуйское художественное училище, летом того же года был принят на работу в ООО "Х.Х.Ф.Л.М." Женат, воспитывает дочь.

Творчество Владимира Владимировича отличается высоким профессионализмом и своеобразным подходом. Основная тематика произведений - зимний сюжет.

В 2012 году был назначен мастером участка живописи производства.

Его работы: "Снегири", "Масленица", "Снегурочка"(порядка 5-ти сюжетов)

_______________________________________________________________________________________________________

Родился 21 января 1961года в деревне Попово Юрьевецкого р-на Ивановской обл. В 1985году окончил Холуйскую художественную профтехшколу. Учился у Б.И. Киселёва.
В 1995году принят в союз художников РСФСР последние 20лет пишет работы на охотничьи темы. Участник многих зарубежных и союзных выставок. Работы находятся в «Холуйском музее» и частных Зарубежных коллекциях.
_______________________________________________________________________________________________________

Новоселов Борис Кириллович родился в 1946 году в г.Иваново. Окончил Холуйскую художественную профтехшколу и художественный факультет по декоративно-прикладному искусству Технологического института г.Москва. Долгое время являлся художественным руководителем и главным художником холуйских мастерских. Заслуженный член Союза художников России. Участник многочисленных художественных выставок. Работы находятся в крупнейших музеях России.
_______________________________________________________________________________________________________

Потурайко Лариса Болеславовна родилась в 1969 г. в гор. Енисейске Красноярского края. Училась в Холуйском художественном училище с 1987 по 1992 г. тематика произведений: фольклор, жанровые сцены, фантастические и гротесковые композиции. Участвует в выставках с 1999 г. Работы в частных собраниях России и за рубежом .
_______________________________________________________________________________________________________

Пузанов-Молёв Василий Дмитриевич (1892-1961)

Один из основоположников Холуйской лаковой миниатюры,

Родился в селе Холуй в семье сапожника - кустаря. Окончил Холуйскую учебную иконописную мастерскую в 1909 г. Продолжал обучение в Московской иконописной палате Синодального ведомства, вместе с Павлом Дмитриевичем Кориным. Принимал участие в росписи Марфо-Мариинской обители под руководством Нестерова М. В. В 1934 году вступил в Холуйскую художественную артель, начал работу в области лаковой миниатюры. Тематика произведений сказки, фольклор, литературные произведения, пейзаж. Получил звание заслуженный деятель искусств РСФСР, бронзовая медаль на всемирной выставке в Париже(1937), награды на выставках Нью-Йорке(1939), Брюсселе (1958)

Работы находятся в музеях: Холуя; Палеха; Иванова; Русском музее С-Петербурга, в музее Д.П.И. г Москва. В частных коллекциях Англии, Франции, США, Бельгии, Японии и т.д.

Занимался педагогической деятельностью. С 1996года являлся секретарём правления Холуйской организации Союза Художников России. В настоящее время на ряду с миниатюрной живописью увлекается практическим изучением традиционной холуйской школой иконописи.

_______________________________________________________________________________________________________
Смирнов Александр Алексеевич (1955), художник-миниатюрист. Родился в д. Окатиха Ивановской области. С 1972 по 1978 год учился в Холуйской художественной профтехшколе, затем стал работать на Холуйской фабрике художественной лаковой миниатюры. Член Союза художников РСФСР (1982). Участник многих выставок.
Основные произведения: «Богатырь» (1983), «На Волге-реке» (1987), «Атаман Платов» (1988).

_______________________________________________________________________________________________________

Сотсков Акиндин Николаевич (1934-2008)

Родился в Холуе, в семье художника было много потомственных иконописцев. В 1958 году закончил Холуйскую художественную профтехшколу. Его наставником в творчестве стал Белов В. А. Увлечённость декоративным панно обусловило стремление художника к лаконизму, и декоративности. Сказочная и былинная тематика, сюжеты воспевающие природу, освоение космического пространства, революционная романтика и исторические события, составляли широкий диапазон его творческих поисков. Многие из миниатюр мастера стали образцами для копирования на холуйской художественной фабрике.

_______________________________________________________________________________________________________

Род ился в ноябре 1952 года в г. Кохма Ивановской области. В 1977 году закончил Ивановское Художественное училище. Работал в Костромской области, Костроме, Кохме.
В 1981 году впервые попал в Холуй и с этого момента его творчество связано с лаковой миниатюрой этого народного промысла. В последние годы особое место занимает тема старинных русских городов и памятников архитектуры прошлого.. .
Акварель, графика, иллюстрация - еще одна из составляющих творчества художника.
Член Союза Художников России, участник многих отечественных и зарубежных выставок, награждался дипломами и грамотами. Персональные выставки неоднократно проходили в Москве, Иванове, Холуе, а также Костроме, Плесе, Шуе, Суздале.. .
Работы хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом. Фомин Валентин Иванович (1930-2005)

Родился в городе Южа. В 1950 году закончил Холуйскую художественную профтехшколу, учился у Костерина К. В. и Пзанова-Молёва В. Д. Фомин прославился как мастер сложных многофигурных композиции на сказочные, исторические и современные темы. Крепкий рисунок и особая цветовая гамма построенная на ярких контрастных отношениях, раскованная техника миниатюрного письма отличает его творчество. Член Союза художников РСФСР(1967). В 1967 году присвоено почётное звание заслуженный художник РСФСР.

_______________________________________________________________________________________________________

Родился в 1948 году в посёлке Мугреевский Ивановской области. После завершения обучения в Холуйской художественной профтехшколе в 1972 году пришёл на художественную фабрику. Активная творческая деятельность началась в 1976 году. Миниатюры художника выделяются своим особым видением сюжетного построения, живописной манерой письма. Кроме сказочных и исторических сюжетов в творчестве мастера есть миниатюры посвящённые Холую. Немало времени уделяет искусству иконописания. Член Союза художников России с 1988 г. Вместе с ним трудится его супруга Харчева Галина Николаевна 1952 года рождения. После учёбы сначала работала копиистом, затем приступила к исполнению творческих работ. Член Союза художников России с 2006 года.