“Путь героя” для повседневного употребления. Лицом к лицу со своими демонами и тенями

Пост №0, подготовительный


Здравствуйте, меня зовут Маша. Вообще я сценарист компьютерных игр, но меня, также как вас, интересует само искусство рассказывать истории - сторителлинг. Я большой фанат концепции “пути героя” и в качестве подведения итогов года изложила события своей жизни в похожей форме (можно почитать ). Формат автобиографического “пути героя” заинтересовал создателей сообщества. Так родилась идея серии постов о “пути героя” применительно к собственной жизни, к личной ситуации, а не просто для сюжета кино или книги.

Вступление с исторической справкой, кучей имен и теории


В 2013 году мне повезло участвовать в масте-классе Кристофера Воглера . Это матерый редактор сценариев из Голливуда, приложивший руку к “Королю Льву”, “Бойцовскому клубу”, “Рестлеру” и другим известным фильмам. А еще он автор учебника для киносценаристов и писателей “ Writer’s Journey ” - “Путь писателя”, к сожалению, на русский не переведенного.

У каждого автора сценарных учебников есть свой конек - у кого-то структура, у кого-то проработка персонажей. Кристофер Воглер известен адаптаптацией работ Джозефа Кэмпбелла , мифолога и антрополога, для кино.


“Путь писателя” подробно разбирает открытый Кэмпбеллом “путь героя” или по-другому “ мономиф ” в применении к современным историям, которые рассказывает нам кино и литература.


Что такое мономиф? Это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Это история путешествия героя, преодоления им препятствий и возвращения домой. Это история о каждом из нас и о всех, кто жил до нас и будет жить после.


Казалось бы, где мы и где создатели мифов и легенд? Как связаны современность и седая древность сказок? Как мономиф может оставаться актуальным для людей нашей эпохи (ну, помимо экранизаций сказок)? Воглер считает (и не только Воглер, сторонников теории мономифа полно), что путь героя живет и в современных историях.


Один из самых ярких хрестоматийных примеров “нового” мономифа - “Звездные войны” Джорджа Лукаса. Кстати сказать, Лукас - большой поклонник Кэмпбелла, а вот с Воглером и его адаптацией на момент создания фильма он не был знаком. Наоборот, “Звездные войны” стали рабочим материалом для Воглера, который в работе Лукаса увидел подтверждение своим мыслям - что мономиф актуален и по сей день, что его можно и нужно использовать в своих историях.




Я хочу рассказать о применении “пути героя” в повседневной жизни . Этому нас тоже научил Воглер и это стало для меня открытием. Без общей теории, конечно, не обойдется. Так что, чтобы не превращать материал в здоровенный кирпич текста, я решила поделить его на куски, которые буду публиковать по очереди.

Цели и план путешествия

Прежде чем начать путь, нам надо сделать несколько подготовительных шагов.


Во-первых , поговорить о цели путешествия. Зачем нам нужен путь героя, что он нам даст, что мы надеемся получить от этого знания?

Во-вторых , определить маршрут - в данном случае порядок публикаций. Я также предлагаю к каждому посту выполнять небольшие упражнения (ведь так принято в этом сообществе?), чтобы закрепить материал.


В-третьих, прежде чем начать, надо усвоить несколько правил - помните, как в сказке, герою обычно всегда выдаются правила, которые нельзя нарушать, он их конечно же нарушает, после чего собственно и начинается все веселье. В работе с мономифом тоже есть правила. ;)



Итак, цели.


Зачем нужен путь героя в повседневной жизни?

Истории, мифы, архетипы неспроста имеют такое сильное влияние на нас. Древнегреческие боги и герои русских народных сказок, тотемы индейцев и даже персонажи городского фольклора - все это персонификации конкретных явлений природы, свойств человеческой личности. Мы все сталкиваемся с ними, но в разные эпохи называем разными именами.


Каждый человек в течение жизни проходит свой путь героя, является главным героем собственного сценария. Вы, наверное, знаете, что свой сценарий мы получаем в наследство от родителей и часто приговорены к нему задолго до того, как научимся говорить и критически мыслить. Сценарии бывают счастливые и не очень, бывают трагические. Но каждый сценарий можно изменить, самому, собственной волей. Можно выбрать и прожить свою историю, а не навязанную кем-то другим.


Путь героя - это тот же персональный сценарий, но взятый с другого ракурса. Это точка связи со всеми людьми, когда-либо жившими на планете. Знание о том, что ты не одинок, и каждый в свое время испытывает схожие чувства, оказывается в похожей ситуации.


По мне так даже эта простая мысль имеет некоторый терапевтический эффект.


Идея связи всех людей через архетипы - ситуации и переживания, сходные настолько, что их модели закрепились глубоко в наших генах - восхищает и успокаивает меня. А вас?


Мы рассказываем собственную сказку, формулируем свой путь героя, чтобы разобраться в себе, пережить тяжелые времена или подготовиться к ним, сделать выводы, обобщить собственный опыт и передать его дальше.


Не надо думать, что только выдающиеся личности, харизматические лидеры и избранные достойны того, чтобы о них складывали истории. Скорее наоборот - в их историях мы видим себя, и поэтому они ценны для нас.


Вы - уже герой собственной истории. Расскажите ее самому себе - узнаете много интересного)))



План-маршрут

0. Подготовительный пост - о том, что такое путь героя и зачем он нужен вам


    Персонажи мономифа - Герой и Тень


    Персонажи мономифа - Ментор и Хранитель порога


    Персонажи мономифа - Вестник, Перевертыш, Союзник, Трикстер


    Этапы пути - Обычный мир, Зов к приключениям, Отказ от зова


    Этапы пути - Встреча с Ментором, Пересечение порога


    Этапы пути - Проверки, враги и союзники, Приближение


    Этапы пути - Суровое испытание и Награда


    Этапы пути - Дорога назад, Воскрешение, Возвращение


Как я уже сказала, в конце каждого поста будет небольшое практическое задание.

Некоторые правила “Пути героя”

Не беспокойтесь, это не какие-то супер суровые вещи, которые ни в коем случае нельзя делать. Это просто ряд положений, которые надо держать в голове, пока вы знакомитесь и используете путь героя.

Во-первых, тот “путь”, о котором я буду вам рассказывать - это один из множества вариантов структуры мономифа. Структура Воглера и структура Кэмпбелла сильно отличаются друг от друга, есть и другие виды структуры, где множество разных вариантов и сочетаний основных пунктов пути. Где-то есть “искушение” и “встреча с отцом”, где-то нет. Для нас сейчас это не так уж важно. Структура Воглера - это во многом “упрощенная” модель для кинопроизводства, мы будем придерживаться ее из-за скорости и потому что я с ней лучше знакома))) Вы вольны использовать любую структуру, которая вам приглянется - в конце концов, все это одна и та же история.



Во-вторых, ни в коем случае нельзя считать модель строгой зацементированной последовательностью. При первом знакомстве с теорией Воглера некоторые считают, что это упрощение истории, шаблонизация. Но все наоборот. Модель - это только модель, это лишь набор деталей - а как их использовать, использовать ли все или только некоторые, в каком порядке и так далее - это на усмотрение автора.


На мастер-классе Воглер специально предупредил нас, чтобы мы ни в коем случае не писали сценарий под кальку с его модели - тогда он будет схематичный, безжизненный. Наоборот - усвоив модель, надо менять ее, мять под себя, как пластилин или ортопедический матрац. Как говорят в “Пиратах Карибского моря” - это лишь свод указаний, а не строгих правил.


Если вы будете анализировать разные истории с точки зрения пути героя, вы увидите, как творчески авторы обращаются с последовательностью и количеством этапов. Так что не бойтесь, это не прокрустово ложе, это лишь инструмент, один из многих к слову.


В-третьих, путь героя можно применять не только и не столько ко всей своей жизни сразу. Отдельные события и периоды можно также представлять себе цельным путем героя. Например, устройство на новую работу, переезд в другой город или вступление в брак, прохождение учебного курса, путешествие, отпуск или командировку, рождение ребенка, перенесенный опыт взросления или болезни, в общем - любого изменения , которое с вами произошло. Ведь в том и есть суть мономифа - в том, как человек меняется на своем жизненном пути, меняет что-то в себе или вокруг, а часто сразу и там, и там.


Вот и все, как в сказке, остановимся на трех пунктах. Как видите, они не про исполнение и нарушение, а чтобы просто иметь ввиду.

___________________________________



Итак, теоретическая подготовка завершена. А чтобы подготовиться практически, я предлагаю вам сделать следующее задание.


Задание №0 “Своя сказка”


Вспомните сказки, без разницы русские ли, европейские, или азиатские. Герой какой сказки вызывает у вас наибольшее сочувствие и сопереживание, связь? Героем какой сказки вы могли бы быть? Какая сказка, из уже существующих, про вас? Почему именно эта сказка?


Моя сказка - о Финисте, ясном соколе. Я расскажу, почему выбрала именно ее, но позже. Сейчас ваш черед рассказывать!

Экология познания. Психология:Джозеф Кэмпбелл, американский мифолог, который в течение многих лет изучал различные легенды и мифы с участием мужчин и женщин из разных культур на протяжении всей истории. Кэмпбелл заметил, что во всех этих историях присутствует определенная единая «глубинная структура», которую он назвал «путешествием героя».

Герой отважно пускается в путь из мира повседневности в
область сверхъестественного чуда: здесь он встречается со
сказочными силами и одерживает решающую победу: герой
возвращается из этого таинственного приключения
наделенным силой приносить блага своим соплеменникам.

Джозеф Кэмпбелл. «Герой с тысячью лиц»

Джозеф Кэмпбелл, американский мифолог, который в течение многих лет изучал различные легенды и мифы с участием мужчин и женщин из разных культур на протяжении всей истории.

Кэмпбелл заметил, что во всех этих историях присутствует определенная единая «глубинная структура», которую он назвал «путешествием героя». Это путь, который проходит душа, по мере своего развития. Следующие шаги представляют собой простой вариант карты Путешествия Героя, предложенной Кэмпбеллом.

1. Зов

Путешествие начинается с зова. Мы входим в мир, и мир предлагает нам обстоятельства, которые призывают или притягивают нашу уникальную жизненную силу. Экхарт Толле, который написал книгу«Сила момента «здесь и сейчас», говорит, что основная функция души в том, чтобы пробудиться. Мы входим в этот мир не для того, чтобы бездействовать. Мы пришли, чтобы пробудиться и еще раз пробудиться и расти и развиваться.

Часто призыв к действию исходит от проблемы, кризиса или от кого-то, нуждающегося в помощи. От чего-то утраченного, что нужно восстановить, или какая-то сила в мире ослабла - и ее нужно обновить, некая центральная часть жизни была повреждена - и требуется ее исцеление, брошен вызов - и на него нужно ответить.

Но, вместе с тем, зов может прийти от вдохновения или радости: вы слышите отрывок какой-нибудь великой музыки, и пробуждаетесь к миру красоты, которую страстно хотите проявить в этом мире; вы чувствуете удивительную любовь к воспитанию, и она зовет вас, чтобы проявить эту архетипическую силу в обществе; вы влюбляетесь в свою работу, и это - все, о чем вы можете думать. Как мы увидим, призыв к путешествию героя может исходить и из большого страдания, и из большой радости, иногда одновременно из того и другого.

Спросите себя: «К чему призывает меня жизнь?» Вероятно, это призвание не так уж и просто, вероятно, это не приглашение пойти прогуляться в парке. Призвание - это, вероятно, самое трудное, это красивый, но сложный путь. Этот путь обычно разрушает статус-кво. Призвание - это не просто улучшение настоящего. Призвание и предвидение привносят будущее в настоящее и могут полностью разрушить настоящее, лишив вас возможности действовать привычным образом.

Ключевая часть путешествия героя - это принятие призыва и обязательства совершить путешествие.

2. Отказ от призвания

Именно потому, что призыв может оказаться вызывающе сложным, часто он сопровождается тем, что Кэмпбелл называет «отказом». Герой хочет избежать всех хлопот, которые это вызовет. «Нет, спасибо. Пусть кто-нибудь еще это делает. Для меня это слишком трудно. У меня нет на это времени. Я не готов».

Это типичные высказывания, которые используются для того, чтобы отказаться от призвания. И в то время, как некоторые из негативных ответов на призыв могут возникать изнутри, некоторые приходят снаружи - от семьи, друзей, критиков или от общества. Вам могут сказать: «Это нереально», или «Это было бы эгоистично», или «Это неэкологично» и т.п. Такие слова иногда вынуждают вас отвернуться от своего призвания, хотя, к счастью, не всегда.

3. Пересечение порога

Как только вы отвечаете на призыв и принимаете на себя обязательства встать на путь и пройти путешествие героя, это приводит к тому, что Кэмпбелл называет «пересечением порога». Теперь вы находитесь в путешествии, вы находитесь в испытании. Слово «порог» имеет несколько значений. Одно из них подразумевает, что за порогом лежит новый рубеж, новая территория, неизвестная, неопределенная и непредсказуемая.

Другое значение порога - то, что вы достигли внешних пределов зоны вашего комфорта. Перед порогом вы находитесь на известной территории, вы находитесь в своей зоне комфорта, вы знаете рельеф этой местности. Как только вы пересекаете порог, вы оказываетесь вне зоны своего комфорта. Поэтому все становится трудным, опасным, часто болезненным, а возможно - даже фатальным. Ступить на эту сложную новую территорию - решающий момент путешествия героя.

Третье значение порога - то, что он является роковой чертой: вы не можете вернуться. Однажды переступив порог, для вас существует только одна возможность - идти вперед.

Таким образом, порог - это такой момент, когда вы собираетесь ступить на новую и сложную территорию - туда, где вы прежде никогда не бывали и откуда нельзя вернуться назад.

И вот тут есть один очень важный момент. Именно в этом месте ваш обычный интеллект вас подведет. Ваше обычное сознание знает только, как создавать различные версии того, что уже происходило. Оно не может создавать новые реальности. Поэтому ваше обычное сознание не может являться ведущей системой в путешествии. Только ваше высшее «Я» способно поддержать вас мудростью и храбростью и проложить курс вашего путешествия героя.

4. Обретение хранителей

Кэмпбелл указывает, что, когда вы собираетесь отправиться в путешествие героя, вы должны найти себе хранителей. Кто они - те, кто споет мою песню и напомнит мне о том, кто я такой? Кто они – те, у кого есть знания и средства, которые мне понадобятся и о которых я ничего не знаю?

Кто сможет напомнить мне, что путешествие возможно, и предложить мне свою поддержку, когда я буду больше всего в ней нуждаться? Кто они – мои учителя, мои наставники, мои покровители? Хранителями могут быть реальные люди – друзья, наставники, члены семьи. Ими могут быть также исторические фигуры или мифические существа.

5. Лицом к лицу со своими демонами и тенями

Демоны – это сущности, которые пытаются помешать вашему путешествию, временами угрожая даже самому вашему существованию и существованию тех, с кем вы связаны. Одна из основных задач в путешествии героя – то, как обходиться с «негативной инаковостью» и внутри, и вокруг себя.

Герой призван сделать нечто такое, что преобразит не только его самого, но еще и относительно большую область, в которой он живет. Во многих отношениях кульминация путешествия героя – это конфронтация с тем, что мы называем «демоном», с тем, что воспринимается как недоброжелательное присутствие, которое угрожает вам и настроено воспрепятствовать вам достичь своего призвания.

Кэмпбелл указывает, что первоначально демон воспринимается как нечто, находящееся вне вас и настроенное против вас, однако путешествие героя приводит вас к пониманию, что проблема не в том, что находится вне вас, а в том, что внутри вас. И демон, в конечном счете, – это просто энергия, которая ни хороша и ни плоха. Это всего лишь энергия, феномен.

А то, что превращает это нечто в демона – это наше к нему отношение. Это то, за счет чего проблема кажется такой трудной. Демон служит нам зеркалом, он разоблачает нашу внутреннюю тень - реакции, чувства или части нашего собственного Я, с которыми мы не знаем, как быть. И суть данного этапа – трансформация и интеграция тени.

6. Развитие внутреннего Я

Таким образом, путешествие героя - это всегда путешествие преобразования, особенно - преобразования самого себя. Тимоти Голви называет это «внутренней игрой». Успех в любой деятельности - является ли это спортом, вашей работой, близкими отношениями, требует определенной степени совершенного владения внешней игрой (например, состав игроков, окружение, правила, необходимые навыки).

Многие люди могут довольно хорошо освоить внешнюю игру, но самого высокого уровня исполнения можно достичь только при овладении внутренней игрой. Это зависит от способности человека справляться с напряжением, неудачами, давлением, критикой, кризисом, потерей доверия и т.д.

Один из навыков, которым должен научиться герой, как играть в эту внутреннюю игру. Она включает в себя намного больше, чем наш когнитивный разум. Она является функцией эмоционального и телесного интеллекта, а также духовной мудрости, которая включает в себя установление связи с широким полем сознания - глубинное восприятие информации за рамками эго и интеллекта. В путешествии героя вы должны расти. Вы не можете быть героем и отказаться расти и учиться.

7. Преображение

По мере того, как вы развиваете внутри себя новые возможности и находите своих хранителей, вы становитесь готовы встретиться со своими демонами (и в конечном счете - со своими собственными внутренними тенями) и участвовать в большой трансформационной задаче путешествия. Кэмпбелл называет такие задачи вашими «испытаниями».

Это время большой борьбы, преданности и сражений, которое ведет к появлению новых знаний и новых средств. Именно здесь вы создаете внутри себя и в мире то, что никогда не существовало прежде. Этовыход за рамки того, что когда-то уже существовало, чтобы создать нечто совершенно новое. Этот процесс, конечно, может занять длительный период времени.

Он может занять двадцать лет брака, целую жизнь, посвященную работе, или годы исследований и инноваций. Будет много отступлений и неудач, будет время, когда будет казаться, что все потеряно и будущего нет. Все это предсказуемые элементы путешествия героя. Герой - это тот, кто может ответить на этот вызов и породить новые способы и возможности, чтобы с успехом с ним справиться. Стадия преображения - это когда вы преуспели в своем путешествии.

8. Возвращение домой

Однако даже на данном этапе может возникать большое сопротивление. Иногда герой не хочет возвращаться. Он устал, возможно, он беспокоится, что другие его не поймут, или возможно - он возвеличился в своем новом состоянии более высокого сознания. Или общество не ждёт его возвращения. Поэтому иногда должен появиться какой-то другой человек или существо и позвать героя вернуться домой.

Итак, теперь вы знаете базисную структуру путешествия героя, и можете использовать её в качестве своей собственной карты. Если, конечно, у Вас хватит для этого смелости и приверженности. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» стала одной из самых известных психологических книг современности. О чем же может рассказать данное произведение? Что же, попробуем в этом разобраться.

Основные моменты

Если рассматривать содержание «Тысячеликого героя» (Джозеф Кэмпбелл), то сказать можно следующее: книга рассказывает читателю о тех героях, которые стали персонажами различных сказок, фильмов и рассказов в стиле фантастики. Автор называет этих героев избранными. На самом деле в каждом художественном произведении существует тот самый главный герой, который ищет приключений. Джозеф Кэмпбелл в «Тысячеликом герое» выделяет всего три этапа, пройдя через которые персонаж меняет свою жизнь кардинальным способом.

Первый этап

В книге «Тысячеликий герой» Джозеф Кэмпбелл называет этот этап «Исходом». Начинается он именно тогда, когда главного героя приключения прямо-таки зовут. Отличным примером для этой части этапа можно привести появление старого Гендальфа в повести «Хоббиты». Именно старый маг является своеобразным приглашением в волшебный мир, где главного героя ждут новые приключения. Или же можно посмотреть на Гарри Поттера, которого навстречу новой жизни зовут письма, засыпающие дом семейства Дурслей. В этот раз главного героя тянет в неизвестность.

Следующий шаг

Следующий шаг героя тоже вполне предугадывается: как правило, он просто отмахивается от призыва попробовать что-то новое из-за своего страха перед неизвестностью. Это вполне нормально, такие чувства испытывает абсолютно каждый, кому приходится сталкиваться с чем-то неведомым, необычным. Кроме того, магические приглашения всегда вызывают сомнения у персонажа, ведь невозможно сразу поверить старику, которого видишь впервые, что он - великий маг, который готов проводить тебя в мир необыкновенных странствий.

Отсутствие выбора

Несмотря на то что главный герой отчаянно сопротивляется переменам, приключения все равно его зовут. Они приходят к персонажу в виде различных знаков: куча невоспитанных гномов, которые готовы выломать дверь; сумасшедшие потоки писем, льющиеся из всех щелей в доме. В итоге, для того чтобы, в конце концов, обрести покой, главному герою приходится смириться и отправиться навстречу новым и незабываемым приключениям.

Второй этап

Продолжаем описание. В «Тысячеликом герое» Джозеф Кэмпбелл рассматривает и второй этап, который получил название «Инициация».

Этот этап содержит в себе основную часть всего произведения. Здесь главный герой либо потерпит поражение, либо вступит в сильнейшее противостояние с врагом и выйдет из него победителем. Любой исход этой борьбы станет либо легендой, либо показателем морали для будущих поколений.

Особенностью этого этапа является то, что здесь развитие сюжета целиком и полностью зависит от желания автора книги. В данном случае ведущая роль отдана именно фантазии автора, который сам распоряжается судьбой главного героя. Именно на этом этапе центральный персонаж встречает новых друзей, врагов и просто знакомых, которые будут его сопровождать какое-то определенное время. Очень вероятно, что центральный персонаж попадет под их влияние, что приведет его к новым открытиям или же неприятностям.

На этом же этапе главный герой часто встречается с оборотной стороной своей души - так называемой тенью. Он видит темную сторону своей души, заглядывает в нее, как в зеркало, отчего приходит в полнейший ужас. Справится ли герой со своими недостатками и страхами - известно только автору произведения.

На этом же этапе главный герой доходит до кульминации своего приключения. Именно в этот момент решается, останется ли центральный персонаж на той стороне или все же перейдет на другую. Часто персонажи не могут справиться со своей тенью, которая уводит их на сторону зла. Те же, кто не желает становиться злодеем, должны отказаться от своих эгоистичных целей и действовать во имя всего мира.

Часто перед героем стоит и сексуальный соблазн, однако автору удается направить своего персонажа в нужное русло, заставив его на время отказаться от своих фантазий о наслаждениях, которые могут привести к плачевному концу.

Третий этап

Продолжаем краткое содержание. «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла завершается этапом под названием «Возвращение». На этом этапе главный герой наконец возвращается домой. Но вернуться прежним жителем той местности ему уже вряд ли удастся. Кроме того, если центральный персонаж возвращается в родные края, то возвращается он для того, чтобы поведать своему народу о том ужасе, который может встретиться каждому, с которым он собственноручно боролся, спасая народ от гибели. То есть главный герой возвращается домой уже гораздо более мудрым, серьезным, взрослым.

Иногда случается так, что центральный персонаж решает остаться в этом вымышленном мире, чтобы когда-нибудь встретить следующего искателя приключений и помочь ему с его испытаниями. В таком случае, персонаж меняет роль главного героя на роль учителя, мудреца, способного быть путеводителем по волшебным и мистическим мирам.

На этом же этапе главный герой получает награду за свои заслуги. Часто эта награда выражается в том, чего очень не хватало герою. Или же, что часто случается в мифах или легендах, главный персонаж получает в качестве награды тот артефакт, ради которого и было пройдено столько испытаний.

Для специалистов по написанию сценариев не секрет, что в основе подавляющего большинства популярных киноисторий лежит героический миф . В этом нет ничего странного - миф делает историю усваиваемой, а структура его (мифа) всегда одинакова и заложена в нашем бессознательном. Если бы это не было так, мы бы не переживали с детства за сказочных героев, в юношестве - за Гарри Поттера и Фродо, а, будучи взрослыми, - за Нео, Люка Скайуокера, чего греха таить, Тора. Скажем больше - героический миф практически всегда работает и в жизни, разве что не все принимают вызов судьбы. Собственно, поэтому мы и любим фильмы о супергероях, а еще больше - о неудачниках, ставших королями.

В начале XX века Карл Густав Юнг выдвинул теорию «коллективного бессознательного». Он утверждал, что в уме каждого человека содержатся общечеловеческие первообразы, архетипы . Теория Юнга объясняет, почему мифы народов, никогда не соприкасавшихся друг с другом, схожи. Сказки - упрощённый вариант героического мифа.

Известные и уже многажды изученные здесь учителя по сценарному мастерству предлагают лишь слегка подкорректированные версии героического мифа в применении к кино. Однако мы предлагаем также обратиться если не к первоисточнику, то к первому, кто систематизировал этапы героического мифа и представил их широкой публике.

Американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой» доказал, что среди мифов всех культур, континентов и времен есть свои мифы о героях, и все они укладываются в одну и ту же схему. В ней 17 элементов, умещающихся в трёх фазах . Выглядят эти фазы примерно так:

Отчуждение - герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира;

Инициация - преодолев сопротивление «привратников» на границе миров, герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем;

Теперь давайте рассмотрим фазы и этапы Пути Героя в подробностях.

ФАЗА 1

Первая фаза путешествия героя - это разогрев, предыстория. В ней 5 элементов.

1. ЗОВ К СТРАНСТВИЯМ

Тут всё просто. Герою дают понять, что пора отправиться в путешествие.

2. ОТВЕРЖЕНИЕ ЗОВА

Себе и односельчанам герой кажется самым обыденным человеком, призыв к путешествию он считает явной ошибкой, так что пытается улизнуть от судьбы. Если отвержение зова - не минута слабости, а окончательное решение «героя», то он обрекает себя на прозябание в тесном мирке обыденности, скуку и мелкие страхи. В мифах такое происходит редко, в реальной жизни - намного чаще.

3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО

Если герой встаёт на предначертанный путь, ему будут помогать волшебные силы. К примеру, наставник, учитель, добрые существа, наследство родителя-героя и т.д.

4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕРВОГО ПОРОГА

Это момент, когда герой пересекает границу между своим безопасным мирком и «зоной действия более мощных сил», неизведанной и опасной. «Привратник» на границе миров подвергает героя испытанию, если герой справился - оказывает помощь, если нет - не просто не пускает, а ещё и пинка может дать.

5. «ВО ЧРЕВЕ КИТА»

Часто мифических героев проглатывают огромные звери или рыбы. В брюхе зверя герой обнаруживает нечто ценное, например, целый мир с лесами и реками, полями и городами, либо просто полезный артефакт, после чего разрубает брюхо зверя и освобождается, к удивлению односельчан, заочно похоронивших его. Итак, в конце первой фазы герой переживает «ложную смерть», в результате наступает окончательный разрыв с обыденным прошлым.

ФАЗА 2

Вторая фаза, говоря языком любителей ролевых компьютерных игр, посвящена «прокачке». Это странствия в волшебном мире, уже с действительно серьёзными опасностями, а не игрушечными в стиле «всё равно Том Бомбадил за нами присмотрит». Она содержит 6 элементов.

6. ПУТЬ ИСПЫТАНИЙ

Собственно, первые испытания на пути героя. На этом этапе мы обычно узнаем, чего стоит герой сам по себе - без посторонней помощи. Здесь же он демонстрирует и слабые стороны.

7. ВСТРЕЧА С БОГИНЕЙ

Кэмпбелл пишет: «Встреча с богиней (которая воплощена в каждой женщине) является последним испытанием способности героя заслужить благо любви, которая, как оболочка вечности, присуща самой жизни».

8. ЖЕНЩИНА КАК ИСКУСИТЕЛЬНИЦА

На этом этапе герой встаёт лицом к лицу с тайными желаниями, которые могут помешать выполнить миссию и которые часто - но не всегда! - олицетворяются женщиной.

9. ПРИМИРЕНИЕ С ОТЦОМ

Кэмпбелл был неофрейдистом и рассматривал мифы как аллегорию взросления, поэтому считал, что кульминация пути героя символизирует момент в жизни, когда сын становится равен отцу и преодолевает эдипов комплекс. Это не единственная возможная трактовка, и сам Кэмпбелл пишет, что речь идёт о приобретении контроля над самой страшной силой в жизни героя, и символизировать её может любой персонаж или предмет, обладающий властью над жизнью и смертью.

10. АПОФЕОЗ

Это блаженство героя, когда все трудности уже позади, а возвращение домой ещё только предстоит. Нирвана Будды, познавшего наконец мудрость десяти тысяч миров. А на бытовом языке - пиршество на поле славной битвы.

11. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В КОНЦЕ ПУТИ

Часто то, ради чего затевалось путешествие, выражено материально: меч, склянка с эликсиром, растение и так далее.

ФАЗА 3

Третья фаза - это путь назад, препятствия на котором страшны для простого смертного, но почти незаметны для героя, обретшего божественную силу.
И здесь есть опциональные этапы.

12. ОТКАЗ ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ

Герой навсегда остается пировать с богами, лишая своих соотечественников шанса на лучшую жизнь. Соблазн велик, и даже Будда сомневался, стоит ли идти назад и показывать людям путь к Нирване, ведь этих-то даже плетью в царствие небесное не загонишь.

13. ВОЛШЕБНОЕ БЕГСТВО

Этап, более всего характерный для сказок, когда герой, завладев артефактом в замке тёмного властелина, бежит обратно, чудовища преследуют его, а добрые волшебники помогают спастись.

14. СПАСЕНИЕ ИЗВНЕ

Силы добра, помогавшие герою на пути к сокровищу, оставляют его в самый трудный момент - в момент решающего сражения, ведь что это был бы за подвиг, если бы за героя его совершили боги? Но как только последнее испытание состоялось, силы добра могут развернуть спасательную операцию и быстро эвакуировать героя с места событий.

15. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОРОГА В МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Сложность здесь в том, чтобы в обыденном мире сохранить сокровище, добытое в мире «волшебном», а по-простому - не зазнаться, не отказать людям в помощи, не впасть в рутину повседневности. Для многих героев древних мифов это испытание становилось более сложным, чем собственно завоевание сокровища.

16 И 17 ЭЛЕМЕНТЫ НАЗЫВАЮТСЯ В КНИГЕ КЭМПБЕЛЛА «ВЛАСТЕЛИН ДВУХ МИРОВ» И «СВОБОДА ЖИТЬ»

Речь идет о счастливой жизни «бога» среди людей. Он может в любую секунду сходить на прогулку в мир волшебный, всё равно что из дома в сад. В его жизни нет суеты и лихорадочных планов, он живёт настоящей минутой и находится в полной гармонии с собой. Это счастливый конец, классическое «и стали они жить-поживать…»

Разумеется, в применении к киносценариям, эту схему нужно упрощать, а где-то, наоборот, усложнять актуальными деталями. Но большая часть всех киносценариев структурирована по схеме классического Пути Героя. Отметим также, что Путь Героини заметно отличается от Пути Героя , что нужно учитывать при написании сценария с главным персонажем-женщиной. Об этом - в следующей статье.

Джозеф Джон Кэмпбелл (Joseph John Campbell, 26 марта 1904, Нью-Йорк — 31 октября 1987, Гонолулу) — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению.

Джозеф Кэмпбелл приобрёл большую популярность после ряда телевизионных интервью с журналистом Биллом Мойерсом (англ. Bill Moyers) в 1985 и 1986 году, а также благодаря тому, что именно он со своей книгой «Герой с тысячью лицами», по словам Джорджа Лукаса, явился вдохновителем фильма «Звёздные войны».

Джозеф Кэмпбелл родился в ирландской семье. Родители Чарльз и Джозефина Кэмпбелл обеспечили ему хорошее образование. Кэмпбелл изучал католицизм в приходской школе. Он также проявлял большой интерес к индейским традициям. В детстве он много читал, и как говорил в одном из интервью, ещё тогда заметил, что мифы индейцев имеют сходные с Библией мотивы. После поступления в Колумбийский университет в 1921 году Кэмпбелл продолжает изучение иностранных языков и литературы, а также антропологии и философии.

После получения в 1926 году степени магистра в области средневековой литературы Джозеф Кэмпбелл два года жил в Париже и Мюнхене, изучая романскую филологию и санскрит. Большое впечатление на него произвели книги Джеймса Джойса и Томаса Манна, учение об элементарных идеях Адольфа Бастиана, идея культурных циклов этнолога Лео Фробениуса и теории сновидений и бессознательного Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

Преподавательская карьера Кэмпбелла началась в 1934 году в Колледже Сары Лоуренс, где он проработал до 1972 года.

Увлечение Кэмпбелла мифами, восточными религиями и юнгианской психологией в итоге вылилось в его знаменитое исследование мифов о герое — «Герой с тысячей лиц» («Герой с тысячью лицами», 1949). Вскоре последовали и другие значительные работы по сравнительной мифологии.

После ухода из Колледжа Сары Лоуренс в 1972 году Кэмпбелл переехал в Гонолулу, где продолжил писательскую деятельность. К этому периоду относятся работы «Мифы, в которых нам жить» (1972) — о необходимости новых мифов в современном мире, «Мифический образ» (1974) — исследование связей между снами, мифами и искусством, «Внутренние просторы космоса: метафора как миф и как религия» (1986) — сборник лекций по мифологии, «Исторический атлас всемирной мифологии» (1983, 1989) — попытка проследить происхождение и распространение мифов, а также «Сила мифа».

Джозеф Кэмпбелл умер от рака в Гонолулу в 1987 году.

Книги (6)

Герой с тысячью лицами

Рождение и смерть, жизнь и небытие, зарождение и исчезновение мира — все это подчиняется единой модели путешествия мифологического героя и космогонического круга. Эта схема остается неизменной и в обрядах инициации примитивных народов, и в развитой мифологии древних цивилизаций, и в знакомом нам с детства мире сказок, и в сновидениях наших современников.

Используя материал сотен мифов со всех уголков земного шара, от древнейших времен до дня сегодняшнего, крупнейший американский мифолог нашего века Джозеф Кэмпбелл разворачивает в своей захватывающей книге величественную и масштабную картину путешествия многоликого героя, переходящего из обыденного мира в запредельную тьму, обретающего там покровителей и врагов, встречающегося с богиней-матерью и богом-отцом и добивающегося в результате своих приключений окончательной награды — щедрого дара, способного облагодетельствовать и спасти человечество.

Мифический образ

В своем программном труде «Мифический образ» американский ученый, исследователь природы мифа и символа Джозеф Кэмпбелл, проводя сравнительный анализ мифологий различных народов мира, а также мифологической литературы, затрагивает такие темы, как идея космического порядка, преображение внутреннего света, искупление через самопожертвование и жертвоприношение, духовное пробуждение.

Опираясь в работе на аналитическую психологию К.Г.Юнга и идеи традиционалистов, автор приходит к выводу, что, несмотря на видимое разнообразие культурных и религиозных традиций, в основе каждой из них лежат общие архетипические образы — Великой матери, Горы Мира, Владыки смерти и бессмертия, Святого Семейства и т.д.

Мифы и личностные изменения. Путь к блаженству

Книги Кэмпбелла по мифологии и психологии мифа давно стали бестселлерами во всем мире, разойдясь миллионными тиражами.

Автор рассматривает миф как путеводитель по жизненному пути человека, от рождения к полной самореализации, которую он называет блаженством. Объединив историю с современной психологией, он показывает, как мифы формируют жизнь и ведут нас по пути счастья или беды.

Произведения Кэмпбелла вдохновили многих творцов из мира искусства, в том числе Джорджа Лукаса — на создание «Звездных войн».

Мифы, в которых нам жить

Рождение и смерть, жизнь и небытие, зарождение и исчезновение мира — все это подчиняется единой модели путешествия мифологического героя и космогонического круга.