Проскурин сергей георгиевич. Курский дирижер Сергей Проскурин зажёг «Пламя классики

) - российский музыкант, солист-трубач, педагог и дирижёр.

Проскурин Сергей Георгиевич Основная информация Дата рождения Место рождения Страна Профессии Инструменты Жанры Награды rco.k46.ru
26 января (1957-01-26 ) (62 года)
Старый Оскол
Россия
Солист-трубач, педагог, дирижер
труба
классическая музыка
Биография

Образование

  • 1964-1970 - Старооскольская музыкальная школа им. М. Г. Эрденко.
  • 1971-1975 - Губкинское музыкальное училище по классу трубы.
  • 1975-1980 - Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, стажировка по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1985-1987 - ассистентура-стажировка (аспирантура) в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1988 - Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, стажировка по классу трубы заслуженного артиста РСФСР Л. В. Володина.

Работа, творческая биография

  • 1976-1977 - Симфонический оркестр Саратовского академического театра оперы и балета.
  • 1977-1978 - Симфонический оркестр Саратовской областной филармонии.
  • 1979-1991 - Ростовская областная филармония
  • 1985-1987 - Саратовская государственная консерватория.
  • 2001-2004 - Главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра Курской областной филармонии.
  • 2007-2018 - профессор Курского государственного университета. Основатель и заведующий кафедрой инструментального исполнительства.

С 2018 г. по настоящее время - профессор Саратовской государственной консерватории, заведующий кафедрой дирижирования.

С 2002 г. по настоящее время художественный руководитель и дирижер Русского камерного оркестра

Общественная деятельность

Член общественного совета при УМВД России по Курской области

Вице-президент спортивной федерации кикбоксинга Курской области

Награды премии

  • 1987 - Дипломант Международного конкурса Брасс квинтетов. Специальный приз за исполнение музыки Молдавских композиторов (Саратов)
  • 2003 - «Человек года-2003», в номинации «Новые имена» награждён премией «Курская антоновка»
  • 2004 - «Менеджер года-2004», в номинации «Культура» с вручением почетной медали в Кремле
  • 2011 - Памятный знак «За труды и Отечество»
  • 2011 - Медаль ордена Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца «За заслуги в благотворительности»
  • 2012 - Почетный знак «За особые заслуги перед городом Курском»
  • 2013 - Присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Указ президента РФ от 20 мая 2013.
  • 2013 - Знак почета Курского государственного университета
  • 2014 - Медаль за значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр г. Сочи. Президент России В.В. Путин
  • 2014 - Действительный член (академик) Международной академии творчества г. Москва
  • 2016 г. – Премия имени Натальи Сац и медаль Международной академии творчества за выдающийся творческий вклад в музыкальное искусство, г. Москва, от 15 апреля 2016.
  • 2017 г. – Медаль " Верность России, Честь, Достоинство" Фонда ветеранов госбезопасности. Президент фонда генерал-майор В.Круглов
  • 2017 г. – Орден Святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца "За выдающиеся заслуги в делах благотворительности и милосердия, во славу Земли и народа российского" Орден № 335
  • 2017 г. – Удостоен медали "Слава и честь" 1 степени Русской православной церкви за вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе 26 января 2017 г. награда № 83. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

December 11th, 2017 , 11:51 am

Праздником итальянской культуры стал состоявшийся в Курском государственном университете концерт Русского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина на фоне открывшейся здесь же выставки современной фотохудожницы и графика из Неаполя Паолы де Паскале. Это первая акция, проведенная в результате соглашения о культурном сотрудничестве между Кафедрой инструментального исполнительства КГУ и Культурной ассоциацией «Максим Горький», заключенного в сентябре этого года.
()

Художница, чьи работы неоднократно выставлялись в галереях Неаполя, Рима, Брюсселя, Парижа, Вены, Чикаго и других культурных центров, представляет направление, занимающее ныне ведущее положение в арт-пространстве Европы и Америки. Это «contemporary art» или современное искусство. Оно мало понятно широкому кругу, однако ухватить его энергетическую и смысловую сущность не так уж и сложно - для этого достаточно провести параллель с творчеством российских художников-концептуалистов начала ХХ века - и прежде всего Василия Кандинского и Казимира Малевича.
Курским зрителям персональную выставку Паолы де Паскале под названием «Миндалины народов» представила доктор искусствоведения Елена Яковлева. Экспериментами с формой и цветом художница стремится выработать универсальный язык, ведущий к изначальным истокам, глубокому внутреннему знанию, с помощью которого можно преодолеть бытующие в обществе стереотипы и конфронтацию между народами.
Продолжением итальянской темы, направленным в глубь времен, стало выступление Русского камерного оркестра. Курским любителям музыки хорошо известен интерес Сергея Проскурина к эпохе барокко. На этот раз в центре его внимания оказался 4-частный concerto grosso итальянского композитора XVIII столетия Франческо Джеминиани. Именно эту музыку композитор использовал в 1754 году при постановке в Париже балета «Заколдованный лес» на сюжет великого Тассо. Благодаря выразительной игре на скрипке приобретший прозвище «неистового», Джеминиани считал, что хорошая музыка выражает движения души, в то время как плохая - не выражает ничего. С чем трудно не согласиться.
А победную точку в итальянской теме поставила на этот раз солистка РКО Наталья Вакуленко, исполнившая арии из опер Франческо Чилеа и Винченцо Беллини, в том числе знаменитую каватину Нормы.

Олег Качмарский


October 8th, 2017 , 07:18 pm

Договор о культурном сотрудничестве решили подписать кафедра инструментального исполнительства Курского государственного университета и неаполитанская консерватория Сан-Пьетро-а-Майелла.
()
Здесь, в центре Южной Италии проводит свою деятельность - организацию научных конференций, различных творческих мероприятий - Культурная ассоциация «Максим Горький», правопреемница общества итальянско-советской дружбы. Эти места связаны с судьбой выдающегося русского писателя - длительное время, находясь в эмиграции, Горький жил на острове Капри, неоднократно посещал Неаполь и его окрестности, - отсюда и название ассоциации. По приглашению ее президента Луиджи МАРИНО и при содействии члена ассоциации Валентины ОЛЕЙНИКОВОЙ доктором искусствоведения, доцентом КГУ Еленой ЯКОВЛЕВОЙ была организована международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура современной России», в которой приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Курска, Кемерово, Астрахани и других городов. Символично, что событие это совпало с 240-летним юбилеем установления дипломатических отношений Неаполитанского королевства с Россией.
Конференции сопутствовала обширная культурная программа - знакомство с Казертой - «итальянским Версалем», морская прогулка на Капри, вояж через Помпеи, Бари - где хранятся мощи святителя Николая Чудотворца, - вдоль Амальфитанского побережья с его жемчужинами Сорренто, Амальфи, Майори, Равелло, посещение культурных заведений Неаполя, в частности, прославленного оперного театра Сан-Карло. В одной из старейших в Европе консерваторий Сан-Пьетро-а-Майелла в рамках конференции была представлена монография Елены Яковлевой , посвященная музыкально-просветительской деятельности Русского камерного оркестра под управлением Сергея ПРОСКУРИНА.
Это уже вторая книга о коллективе, где рассказывается о культурных проектах, имеющих прежде всего социальную направленность. Здесь и «Марьинские музыкальные ассамблеи», на которых был возрожден пласт усадебной дворянской культуры XVII - XVIII веков, в том числе найденная Сергеем Проскуриным в архиве, восстановленная и впервые за 200 лет исполненная Увертюра Ивана Барятинского. И международный фестиваль классической музыки «Мариинские ассамблеи», уже самим названием восстанавливающий связь с культурными традициями Мариинской женской гимназии, на базе которой был организован КГУ. И направленные на просвещение детей и молодежи проекты «Русский камерный оркестр - детям» и «Дети - будущее России» (совместно с Благотворительным фондом Владимира Спивакова). Все то, что призвано реализовать утвержденный президентом Владимиром Путиным закон об основах государственной политики в сфере культуры.
Итальянской стороной культурно-просветительская деятельность Русского камерного оркестра КГУ была воспринята с полным пониманием.
- Как по сути, так и по форме это полностью соответствует европейскому опыту, - отметила Эльза ЭВАНГЕЛИСТА, ректор консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла. - У нас тоже есть зал, где мы проводим для жителей Неаполя бесплатные концерты, на которые приезжают известные мастера, тоже есть подобные коллективы…
Что, впрочем, неудивительно, если взять во внимание факт, что до своего появления в КГУ Сергей Проскурин более 20 лет проработал в Европе и в своей деятельности взял за основу соединение традиций русской и европейской музыкальных культур. И потому вполне логичным стало соглашение о сотрудничестве, позволяющем организовывать совместные проекты, конкурсы, фестивали, научные конференции, перекрестные мастер-классы, стажировки и так далее. Текст договора уже составлен, переведен на итальянский язык и отправлен на утверждение в Неаполь.
А уже на ноябрь-декабрь нынешнего года запланирован первый проект нового соглашения - «Вечер итальянской музыки», где кроме выступления Русского камерного оркестра будет представлена экспозиция работ современных неаполитанских художников и фотографов.

Олег Качмарский
на фото: участники конференции в консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла

February 12th, 2017 , 01:00 pm

В концертном зале торгово-развлекательного комплекса МЕГА ГРИНН состоялся концерт Русского камерного оркестра Курского государственного университета под управлением Сергея Проскурина, приуроченный к 20-летию коллектива и 60-летию его бессменного руководителя.
()
За годы творческой деятельности оркестра было записано 10 компакт-дисков, дано более 1200 концертов, значительная часть из которых - благотворительные. Огромное количество произведений, не исполнявшихся ранее в России, прозвучали в исполнении Русского камерного оркестра. Благодаря подвижнической деятельности Сергея Проскурина российский зритель смог услышать и увидеть замечательных солистов, дирижеров, композиторов мирового уровня из Швеции, Дании, Канады, Германии, Великобритании, Тайвани, Франции, Японии, Ирландии, США и других стран. Сегодня оркестр входит в число ведущих музыкальных коллективов России, его выступления проходят в лучших концертных залах страны, в том числе Московской государственной консерватории, Московском международном доме музыки, Храме Христа Спасителя, в залах музея Московского Кремля, в концертном зале Национального музея имени Глинки.
Главная особенность фирменного стиля Сергея Проскурина заключается в синтезе двух школ исполнительского искусства - с одной стороны, европейской тонкости и точности, с другой - русской глубины. Разнообразием отличается музыкальная палитра коллектива: здесь музыка народная, легкая и джазовая, но в основе, конечно же, классика. Показательным в этом смысле стал и юбилейный гала-концерт, на котором прозвучали произведения Жоржа Бизе, Георга Фридриха Генделя, Сергея Рахманинова, Джакомо Россини; неаполитанская песня в исполнении народного артиста России Заура Тутова; прекрасные голоса Илоны Коржевич, Людмилы Воробьевой и Натальи Вакуленко; Бородин и Чайковский в подаче скрипичного виртуоза Родиона Замуруева; выступили скандинавские гости Альбин Ол и Ларс Карлин…
И столь же многообразными оказались поздравления в адрес юбиляров: от представителей Православной церкви и замминистра культуры Александра Журавского, от народного мэра Севастополя Алексея Чалого и главного российского коммуниста Геннадия Зюганова, от Никиты Михалкова, Владимира Спивакова, Василия Ланового, Анатолия Карпова, Владимира Винокура и даже… от Джеки Чана, с которым маэстро Проскурин успел подружиться, будучи на гастролях в Гонконге и на Тайвани.

Олег Качмарский

January 21st, 2017 , 09:25 pm

60 лет исполняется замечательному курскому музыканту - солисту, дирижёру и педагогу, - профессору Курского государственного университета, основателю и заведующему кафедрой инструментального исполнительства, художественному руководителю Русского камерного оркестра КГУ Сергею Проскурину.
Родился будущий музыкант 26 января 1957 года в городе Старый Оскол новообразованной Белгородской области. Здесь он закончил музыкальную школу, после чего решил стать трубачом. И потому первый наш вопрос к маэстро касался судьбоносного выбора инструмента.
()
- Сергей Георгиевич, почему именно труба? Что предопределило выбор?
- В музыкальной школе я учился по классу баяна и фортепиано. Но потом мне очень понравилась труба. Почему? Да потому что она очень красиво блестела, то есть привлекала чисто визуально. Кроме того, из неё можно было извлекать очень громкие звуки. Ну и к тому же, это один из самых демократичных инструментов, на котором можно играть на улице - по традиции духовых оркестров, играющих для народа. А так как тогда в Губкинском музыкальном училище открылось отделение духовых инструментов, то я поехал туда и поступил на «трубу».

- Возможно, уже тогда проявилась у вас тяга к музыке барокко, где труба играет немаловажную роль?
- Это уже потом, после аспирантуры. Когда жил и работал в Швеции, я стал изучать происхождение трубы - написал несколько книг, в частности «Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции» и «Труба золотого века». Я даже собрал собственный музей старинных инструментов. А так как жил я в самом эпицентре Европы - Германия, Дания, Швеция - где очень популярно барокко, то и впитал в себя эту музыку.

- Однако труба сегодня больше ассоциируется с джазом. Ведь даже первое лицо джаза - Луи Армстронг - трубач. А вот в классической традиции она где-то в глубинах…
- Именно так - что-то находится в глубинах, а что-то на поверхности. Дело в том, что классическая музыка, в общем-то, элитна. К ней нужно быть готовым, как к знанию какого-то языка. Можно слышать мелодию французского языка, но не знать о чём идёт речь, потому как нужно знать грамматику, то есть быть в глубинах. Поэтому и труба с классической музыкой ассоциируется у тех, кто в теме. Это не на поверхности, а гораздо серьёзней и глубже. Есть музыка более доступных жанров - она не требует большой подготовки слушателя. Не в том смысле, что элитное лучше. Краски не бывают лучше или хуже, нельзя сказать, что жёлтый выше красного. Но лично меня на протяжении последних 30-40 лет увлекала классическая серьёзная глубокая музыка. Хотя я играл и поп-музыку, и работал со многими джазовыми музыкантами. Мало того, в своё время я был заведующим кафедрой джазовой музыки в Кишинёве, руководил биг-бэндом, и на телевидении у меня есть много записей джазовой музыки.

- Но существование в одно и то же время неизбежно приводит к взаимодействию музыкальных стилей и жанров…
- Взаимовлияние очевидно. Даже если взять начало ХХ века, когда только формировался джаз как стиль, очень трудно отличить музыку Дюка Эллингтона от импрессионистов, в частности, от фортепианных произведений Дебюсси или Равеля. Они очень близки по гармонии, по содержанию, элементы импрессионизма присутствуют в джазе, и наоборот. У Шостаковича можно увидеть элементы джаза, недаром многие джазовые музыканты считают его своим. Поэтому я предпочитают делить музыку на хорошую, то есть качественную и… менее качественную. А чёткую границу по стилям и жанрам провести проблематично. Потому что все эти стили друг друга дополняют, составляя единую палитру музыки.

- На каком этапе творческого пути произошёл у вас переход от солирующего музицирования к дирижерскому?
- В качестве солиста я играл в духовых оркестрах, симфонических, камерных, в биг-бэндах, в Большом театре, в разных странах, записал очень много музыки для трубы. И в конце концов пришёл к выводу, что для дальнейшего диалектического развития нужно попробовать режиссировать музыку, предложить музыкантам то звучание, которое я вижу и слышу. И дирижёрская профессия стала следующим этапом моего развития как человека.

- Происходило это в заграничный период вашей жизни?
- На дирижёра я начал учиться, когда уже преподавал в Королевской академии Копенгагена. Хотя первые уроки дирижирования я получил ещё в детстве от своего дяди -дирижера симфонического оркестра, одного из тех, кто повлиял на мою жизнь. Ещё одним таким человеком стал румынский дирижёр Думитру Гойя - личность воистину выдающаяся. Играя как-то с ним в германских концертах, я был покорён его стилем дирижирования - очень строгим, глубоким, сдержанным, лишённым внешних эффектов. И он стал моим учителем в Национальном университете музыки в Бухаресте. Но не он один - дирижёрскому мастерству я учился также у двух народных артистов РФ - Юрия Кочнева в Саратовской консерватории и у Равиля Мартынова в Санкт-Петербургской консерватории. Таким образом, я учился у трёх больших мастеров. И когда я решил переехать в Россию и что-то сделать дома, то был уже практикующим дирижёром.

- Желание вернуться домой возникло по какой причине?
- Я себя ощущаю русским, поэтому мне очень дороги русская культура, русский язык, русская музыка. Корни мои из Старого Оскола, рядом с Курском, здесь похоронены мои родители, близкие… Но как исполнитель я многому научился в Европе, как трубач и дирижёр проходил стажировку в Лондоне, Нью-Йорке, поэтому многое мною почерпнуто из европейской культуры. В результате получился своеобразный сплав - фьюжн - русской и европейской исполнительских школ, которые очень хорошо дополняют друг друга. Синтез русского и европейского.

- Ещё один аспект вашей деятельности - педагогический…
- Это идёт параллельно. Я преподавал в Саратовской консерватории, Кишинёвской консерватории, Кишинёвском институте искусств, Шведской государственной консерватории, Королевской академии Копенгагена, Венской консерватории имени Бетховена. Вот и получается, что педагогической работой занимаюсь ровно столько, сколько исполнительской. Это органично сочетается и неизвестно что важней. Хочешь хорошо научиться - начинай преподавать, потому как много полезного можно почерпнуть и у собственных студентов.

- Сергей Георгиевич, на ваш взгляд, что такое музыка?
- Аристотель сказал гениальную фразу: речь дана оратору, чтоб скрывать мысли, а музыка - это правда. В музыке нельзя подразумевать что-то - ты делаешь то, что есть. Написано мажор - нельзя играть минор. Музыка - это очень искренне, очень чисто, это то, что формирует человека. Я уверен: человек, который слушает хорошую классическую музыку, становится лучше, гармоничнее, спокойнее. Это не только лекарство, а что-то другое - контакт с законами космоса, причём самый прямой контакт.

- Можно ли музыку передать словесно? Содержится ли в ней некая конкретная информация?
- Да, музыка очень програмна. Люди с тонкой психикой, с не совсем устойчивой - реагируют на неё наиболее остро. Музыка может быть агрессивна, она может человека вдохновить… ведь люди шли на бой, пели песни, били в барабан - и становились бесстрашными. И наоборот - музыка расслабляет и заставляет совершенно по-другому воспринимать мир. Если взять нашу цивилизацию и рассмотреть, в какой области человек достиг наибольших высот - я думаю, в музыке. Это апогей развития человеческого интеллекта. Представляете, что такое полифония у Баха? Одновременно звучит 5 разных мелодий - и ни одна не мешает другой, всё уживается, всё работает, можно слышать второй голос и быть под впечатлением третьего или пятого, и так в самых разных соотношениях.
Конечно, есть у музыки и другие стороны. Сейчас модно говорить о музыкальном дизайне. Есть музыка-фон - когда приходишь в кафе и там что-то гудит… или музыка для машины - чтобы не заснуть... Но в высшем своём проявлении музыка заставляет переживать, размышлять, думать, чувствовать.
У меня любимая музыка - это Иоганн Себастьян Бах. Она вне национальностей, направлена только в космос, на божественное начало, содержит в себе информацию о происхождении мира. А из русских композиторов - Рахманинов, Чайковский… Сергей Васильевич очень близок, потому что это наше состояние души - где мы что-то должны преодолевать, где эмоциональное берёт верх над рациональным. А Пётр Ильич - тоже очень эмоциональный, динамичный композитор, очень мелодичный, что также созвучно нашей природе, нашей местности, нашему характеру, нашей какой-то неустойчивости. В этой музыке я нахожу всё то, что характерно для русского человека.

"Я всего лишь трубач и не участвую в битве. Наша труба зовет людей не к взаимным распрям и сражениям, а к тому, чтобы они заключили мир между собой…" эти слова Френсиса Бэкона, английского философа, любит повторять Сергейп Проскурин - профессор, педагог, дирижер и руководитель русского камерного оркестра Курского Госуниверситета и, кстати, трубач-виртуоз.

Наша встреча с Сергеем Георгиевичем произошла накануне сразу трех юбилеев в его жизни: 55-летия со дня рождения, 35-летия творческой деятельности и 10-летия создания его любимого детища - Русского камерного. О жизни, семье, музыке и многом другом мы и решили поговорить с маэстро.

- Сергей Георгиевич, наверное, начнем с того, как вы пришли в мир музыки?

В жизни каждого человека все начинается с семьи. Мне повезло, потому что я родился в музыкальном семействе: мама, Полина Тимофеевна, учительница начальных классов, играла на фортепиано и гитаре, папа, Георгий Тимофеевич, работал электриком на заводе, а также умел играть на гитаре и баяне. Кроме того, мама хорошо знала немецкий язык, любила рассказывать сказки и пела, поэтому в нашем доме никогда никто не скучал. В три года папа научил меня играть на балалайке, а сам с мамой подыгрывал мне на гитаре - это было первое в моей жизни трио. А уже в шестилетнем возрасте они отдали меня в музыкальную школу.

- Так рано? Но музыкальная школа - это часы занятий, а так хочется побегать?..

А я все успевал: и нотную грамоту осваивал, и во дворе бегал, и даже посещал секции по футболу, гимнастике в школе - одно другому не мешало.

- А как увлеклись игрой на трубе?

Это уже позже произошло, когда я покинул родной Старый Оскол и поехал учиться в музучилище в Губкин. Я выбрал трубу благодаря своему дяде, который тоже был музыкантом, преподавал и дирижировал симфоническим оркестром, он очень поддерживал меня, направлял, можно сказать, был моим идеалом.

- Почему именно музыка? Ведь это не очень выгодное занятие?

Еще Рахманинов писал: "Музыка - плохой бизнес ". Но ведь произведения, которые исполняет наш оркестр, слушают уже более 300 лет! А если они "прожили" несколько веков и по-прежнему волнуют публику - значит, их надо играть.

- Но вы не только виртуозный трубач, вы еще и дирижерскую профессию освоили, причем с блеском…

Вы знаете, руководить оркестром - это как управлять маленьким государством - тяжелая, серьезная мужская работа. В вашем распоряжении люди с разными характерами, подготовкой, школой, и вам надо их объединить, подчинить одной идее и при этом не подавить индивидуальности.

Я начал осваивать дирижерское дело потому, что, будучи солистом, насмотрелся на руководителей, которые были недостойны своих оркестров. Причина проста: сначала надо самому несколько лет поиграть в коллективе, понять, как он устроен. Лично я считаю, что полностью состоялся как дирижер только в 50 лет.

- Как создавался Русский камерный оркестр?

Однажды я понял, что в Черноземье нет ни одного камерного оркестра, а ведь у него множество преимуществ: он маленький, гибкий, мобильный. Кроме того, найти музыкантов для него намного легче, ведь 15 человек - это не 80, как в симфоническом. Я поделился своими идеями с Вячеславом Гвоздевым, ректором Курского государственного университета, и нашел у него поддержку. Вот так и родился наш коллектив, в котором изначально было 12 человек, а в данный момент - 20. Просто так "сошлись звезды", а точнее - два человека: один - дальновидный, обладающий редким деловым чутьем, а другой - профессиональный музыкант, сочетающий в себе европейскую и российскую школы. Результатом этого синтеза и стал наш оркестр.

- По каким критериям проходит отбор в ваш коллектив?

В первую очередь трудолюбие, профессионализм и, конечно, коммуникабельность. Есть люди, которые являются потрясающими музыкантами, но не могут работать в коллективе. Оркестр - это как дорогой автомобиль известной марки: попалась деталь другого производителя - и машина не поедет!

В последнее время я заметил еще одну интересную особенность нашего Русского камерного: раньше музыкант, как бы он ни был подготовлен, втягивался в ритм оркестра минимум за год, теперь же этот временной промежуток намного сократился и занимает несколько месяцев, видимо, заданная планка заставляет людей работать над собой и расти.

- А есть те, кто с вами играет со дня основания?

Конечно! К сожалению, их осталось не так много - Сергей Сорокин, Лада Аверьянова, Карина Проскурина, Ирина Сорокина. Бывает, музыкант получает более выгодное в финансовом отношении предложение и уходит, это нормально. Конечно, мне очень хочется, чтобы оркестранты получали достойную зарплату, но зачастую это остается мечтой. Очень горько наблюдать за ситуацией, когда нужда заставляет профессионального музыканта заниматься другим делом, например, торговлей. Это неправильно, ведь, чтобы получить диплом оркестранта, человеку надо учиться 20 лет!

- Сергей Георгиевич, оркестр - это семья, а в каждой семье есть свои традиции, обычаи. А как у вас?

Мы вместе отмечаем все праздники, летом организуем пикники с потрясающим шашлыком. И еще никогда не говорим плохо о своих коллегах. Музыкальная среда располагает к критике, но мною изначально были пресечены все попытки к обсуждению. О нас ведь тоже говорили, что мы развалимся через годик-другой после основания. Десять лет пролетело, а мы и не думаем. Потому что создать оркестр нетрудно, а вот сделать с ним за эти годы много хорошего по силам не всем.

Помимо всего прочего, мы дорожим друг другом, стараемся не обижать даже словом. Например, можно спросить у музыканта: "Что ты там играешь?! " И тем самым настроить его на агрессию и желание защищаться. А если задать вопрос по-другому: "А что у тебя в нотах? " Согласитесь, звучит не так обидно и вызывающе.

- И все же в чем уникальность Русского камерного?

За десять лет оркестр обрел собственное лицо и индивидуальное звучание. Ведь мы не пытаемся никому подражать, а живем, развиваемся, постоянно создаем новые проекты, которые опять же были бы просто невозможны без поддержки университета, ведь он приобретает для нас уникальные старинные инструменты, подарил возможность создать мини-консерваторию и основать собственную студию звукозаписи. Без его помощи мы бы не имели возможности приглашать на наши концерты известных музыкантов и композиторов не только из-за рубежа, но и из России.

- Расскажите о самых интересных площадках, на которых приходилось играть.

Пожалуй, это Московская консерватория и Национальный зал Мадрида. Неповторимое звучание оркестр обретал в различных храмах - католических, протестантских. Вообще, для наших музыкантов не имеет значения, в каком месте играть.

- Сергей Георгиевич, что мы все о музыке… Давайте немного о вас. Думаю, наши читатели неоднократно задавались вопросом: а почему вы вернулись из-за рубежа в Россию?

Во-первых, потянули корни, а во-вторых, ностальгия замучила. Сейчас не 80-е, когда творческим людям не давали писать, играть, высказываться. У каждого есть возможность поехать, например, в Америку, Италию, куда угодно, посмотреть, как живут люди, даже немного поработать, а потом вернуться. К тому же в России остались мои престарелые родители. Вернувшись, я столько хорошего в своей жизни обрел: создал новую семью, ведь у меня трое детей, повстречался с прекрасными людьми.

- Скажите, а вы в семье тоже лидер?

Наверное, нет. Хотя в армии и в школе я постоянно проявлял лидерские качества, потому что создавал либо спортивные команды, либо музыкальные коллективы.

- У вас бывают творческие кризисы?

Нет, я такой человек, который всегда найдет что делать.

- А как вы отдыхаете от музыки?

Обожаю фотографировать. Недавно в Швеции в горах "поймал" в кадр оленя. Занимаюсь спортом, учу языки, вот сейчас итальянский осваиваю. Еще у меня есть одно увлечение - коллекционирую виниловые пластинки, причем имеется и комплект старой аппаратуры в хорошем состоянии (даже ламповые усилители), на которой их прослушать можно. Гордость моей коллекции - записи Николая Геды.

Стараюсь проводить больше времени с детьми. Вообще, их у меня четверо, кстати, недавно я стал дедушкой - моему внуку уже четыре месяца. Знаете, мне так хочется пожить дольше, чтобы иметь возможность порадоваться за детей и внуков!

- Сергей Георгиевич, как вы считаете, музыкант должен быть верующим человеком?

Вопрос веры всегда очень непростой, но я считаю, что с появлением Христа изменился мир, а вместе с ним и музыка, которая не появилась бы без Творца.

- Ваша профессия дарит вам редкую возможность знакомиться с интересными людьми. Расскажите о самых запомнившихся встречах.

Меня всегда поражало то, что чем больше человек делает и умеет, тем проще и скромнее он в общении. Не так давно я познакомился с Ларисой Удовиченко. Казалось бы, актриса, звезда, но насколько она искренняя - никакой заносчивости, спеси. То же самое могу сказать и о Василии Лановом, Евгении Светланове, Мстиславе Ростроповиче, Маринэ Яшвили. Да, судьба подарила мне много интересных встреч. Общение с такими людьми делает нас лучше и богаче духовно.

- Что бы вы пожелали участникам Русского камерного на десятилетие?

Уважать и любить свою профессию, гордиться ею, потому что мы действительно заняты очень серьезным, пусть даже и невыгодным в экономическом плане делом. Но ведь связывает нас нечто другое - гораздо более важное, я бы сказал, вечное, та музыка, что мы играем.

Справка

Сергей Проскурин окончил детскую музыкальную школу имени Эрденко в Старом Осколе, затем поступил на духовое отделение в Губкинское музыкальное училище, после была Саратовская консерватория и две аспирантуры.

В 30 лет Сергей Георгиевич создал и возглавил первую в Молдавской Республике кафедру оркестровой музыки в Кишиневском государственном институте искусств имени Музическу. Кроме того, в Молдове Сергей Проскурин организовал брас-квинтет, а также симфонический оркестр при Государственном русском драматическом театре имени Чехова.

В Швеции маэстро Проскурин занимает должность заведующего кафедрой духовых инструментов в Государственной консерватории города Фалюне, преподает, гастролирует с созданным при консерватории брас-квинтетом по городам Европы, а также активно занимается музыкой как трубач. Сергей Георгиевич также пишет музыку, и его произведения исполняет знаменитый джазовый музыкант Макс Шульц. В наступившем году состоится премьера "Рождественской кантаты " для детского хора и симфонического оркестра, написанной маэстро.

21 марта кукольники всего мира отмечают профессиональный праздник. В Курском театре кукол праздник начнется в 10.00.
Планируется, что открытие нового памятника состоится в четыре часа утра 22 июня.
13.03.2019 Курская правда Завтра курянам будет представлена новая программа - "Мелодии, сошедшие с экрана".
13.03.2019 Курская правда

В Курской картинной галерее имени Александра Дейнеки открывается выставка «Планета жизни».
13.03.2019 Курская правда На выставке, которая откроется 15 марта, представлены произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания галереи.
13.03.2019 ИА KurskCity

ПРОСКУРИН , Сергей Георгиевич (род. 26.I.1957) – трубач-виртуоз, дирижер, профессор, заведующий кафедрой инструментального исполнительства Курского государственного университета (КГУ) и Венской консерватории имени Бетховена, главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра КГУ (2013).
Первоначальное профессиональное образование получил в музыкальном училище г. Губкин (Белгородская область) по классу трубы. Затем продолжил образование как трубач и дирижер в консерваториях: г. Саратова, по классу трубы профессора А.Д. Селянина, Санкт-Петербурга, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Р.И. Мартынова. Стажировался в классе оперно-симфонического дирижирования профессора Бухарестской консерватории Д.С. Гоя.
В 1988 г. - лауреат первого международного конкурса брасс – квинтетов, в г. Саратове.
На международном джазовом фестивале-конкурсе «Кишинев-90» завоевал первую премию как дирижер и художественный руководитель оркестра Молдавской государственной консерватории имени Музическу, стал обладателем гран-при как солист-трубач.
С 1988 г. - является членом всемирной организации Интернациональной гильдии трубачей.
В 30 лет он создал и возглавил первую в Молдавской ССР кафедру эстрадно-джазовой музыки в Кишиневском государственном институте искусств им. Г. Музическу. Воспитал плеяду талантливых трубачей, лауреатов республиканских и международных конкурсов – Владимира Каверду (лауреат республиканского конкурса, 1987), Юрия Тараненко (лауреат первого всероссийского конкурса брасс-квинтетов, Саратов, 1988), Петра Стрельчука, Олега Грицева (дипломанты международного конкурса в Таллине, 1988), Сергея Караймана.
В 1984 г. организовал первый в республике брасс-квинтет Молдовы, ставший лауреатом первого международного конкурса брасс-квинтетов в г. Саратове. Параллельно создал оркестр в Государственном русском драматическом театре им. А.П. Чехова, где занимал должность дирижера и художественного руководителя.
Более 20 лет Проскурин работает в Европе. Преподавал, заведовал кафедрой духовых инструментов в государственной консерватории Щвеции в г. Фалюн. Организовал брасс-квинтет, гастролирующий по городам Скандинавии и Европы, работал первым трубачом в камерном оркестре Далярна, возглавлял класс трубы и ансамбля в Королевской Академии музыки Копенгагена (1995-1997).
В 1990 гг. проводит серию мастер-классов в рамках престижных семинаров ITG (Интернациональной гильдии трубачей), совмещая их с концертными выступлениями: Лондон (1995,1996), Гетеборг (1996), Осло (1997), Нью-Йорк (1997), Чикаго (1998).
Среди учеников Проскурина - лауреаты международных конкурсов, ставшие солистами ведущих оркестров Европы: Йоран Кристенсен – солист Королевского оркестра в Стокгольме, Лаш Карлин – солист Берлинской оперы, Николай Вильтофт – солист Парижской оперы, Карл Хюсум – солист государственного симфонического оркестра радио и телевидения Дании, Лаш Хансен – солист Королевского оркестра Дании, Константин Стрельчук – дирижер Президентского оркестра Молдовы, Петр Стрельчук – солист Молдавской государственной филармонии.
С 2001 г. - работает в Курске, на должности художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Курской областной филармонии. Параллельно создает свой коллектив – Русский камерный оркестр, который, получил статус университетского оркестра.
С 2004 г. - преподает в Курском государственном университете, совмещая работу с должностью профессора в консерватории им. Людвига ван Бетховена в Вене (Австрия). Среди его учеников наиболее известны: Павел Пазон (международный конкурс юных композиторов «Хрустальный камертон», Москва), Юрий Пастухов (дипломант XVII международного фестиваля классической музыки, Эль-Джем, Тунис), Андрей Гончаров, Валерий Яковлев (лауреаты I премии международного фестиваля студентов, КГУ, 2004). некоторые из них стали и педагогами: Ю. Пастухов - преподаватель кафедры инструментального исполнительства КГУ, А. Гончаров – преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова, В. Яковлев – заместитель директора того же колледжа.
Проскурин - автор более 200 научных, научно-методических и творческих работ, в числе которых две монографии: «Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции», «Труба золотого века».
На базе КГУ организовал несколько успешно действующих творческих коллективов: Русский камерный оркестр, брасс-квинтет КГУ, струнный студенческий ансамбль. Брасс-квинтет КГУ является дипломантом международного фестиваля творческой молодежи и студентов (Алушта, 2004, 2006), лауреат международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (Санкт-Петербург, 2006), лауреат международного конкурса «Mozart-wunderkind» (Мюртцешлаг, Австрия, 2007), обладатель гран-при международного конкурса «Wiener-klassik» (Вена, Австрия, 2007). Струнный ансамбль, организованный в 2009 г. и состоящий из студентов факультета искусств, ежегодно занимает призовые места на областном конкурсе «Студенческая весна Соловьиного края», является обладателем гран-при.
В 2011 г. по инициативе Проскурина и при активном его участии в КГУ была открыта кафедра – инструментального исполнительства.
Благодаря Проскурину в КГУ стали проходить лекции и мастер-классы, уникальные концерты мировых музыкантов и дирижеров: Думитру Гоя (Румыния), Джонатана Брэтта (Великобритания), Матса Оберга (Швеция), Мак Ко Лака (Тайвань), Алекса Шрамека (США), Владимира Каверды (Ирландия), Уинстона Фогеля (США-Израиль), Франца Шотски (Германия), Сергея Кальянова (Франция), Дмитрия Лооса (Испания) и др. известных российских и зарубежных исполнителей.
Творческие коллективы, созданные Проскуриным, ведут активную концертную деятельность. Выступают на престижных концертных площадках: г. Москвы, Европы и Америки.
Проскурин записал 16 компакт-дисков как солист и дирижер. По итогам конкурса – отбора компакт-дисков классической музыки, дирекция Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки отметила диск Русского камерного оркестра КГУ, как лучшую запись 2010 г.
Концертные программы коллективов, которым руководит Проскурин, отличаются широким репертуаром. Они содержат не только известные сочинения, но и малоизвестную музыку старинных и современных композиторов.
Он явился инициатором и организатором мировых и российских музыкальных премьер в Курске. На сцене КГУ впервые прозвучали сочинения современных американских (Гриффис, Нельсен, дирижер Алекс Шрамек) и канадских композиторов (Стив Шенет), старинного шведского композитора Йохана Романа (сюита, скрипичный концерт в оркестровке Проскурина) и композитора нашего времени Йорана Агдура (сюиты, музыка, написанная специально для РКО «Йоран Агдур в Курске») и др. Был организаторм эксклюзивного концерта, где впервые прозвучала музыка, созданная в 1822 г. князем И. Барятинским . Проскурин в столичном архиве нашел партитуру его Увертюры, отредактировал, переинструментовал ее и представил слушателям. Премьера получила широкий общественный резонанс.
В Курске Проскурин много занимается общественной деятельностью. Постоянно оказывает поддержку общеобразовательным и музыкальным школам города, организует благотворительные концерты в детских домах и интернатах, больницах и домах престарелых.
Он автор пяти крупных ежегодных культурно-творческих проектов: «Музыкальные сезоны в Марьино», проходит в дворцово-парковом ансамбле " Марьино ", музыкальный фестиваль «Русский камерный оркестр – детям», международный фестиваль классической музыки «Мариинские Ассамблеи», «Мост дружбы» совместно: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского и КГУ, «Дети – будущее России» совместно с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова. Много гастролирует, участвует в фестивалях и конкурсах в качестве члена жюри по всему миру.
В 1980 гг. член жюри международных и республиканских конкурсов камерной и современной музыки в Кишиневе (Молдова).
В 1990 гг. член жюри международного конкурса «Живая музыка» (Стокгольм, Швеция).
В 2000 гг. – член жури международного конкурса для незрячих музыкантов-исполнителей (Курск, Россия, 2005) и международных конкурсов «Моцарт-вундеркинд» (Мюртцешлаг, Австрия, 2007), «Вена классическая» (Вена, Австрия, 2007).
Награды: международная премия епископа Лютеранской церкви Швеции, музыкальный инструмент - труба фирмы «Бах-Страдивариус», международная премия «Приз культуры Далярна» (Швеция, 1994), медаль губернатора Красного моря Baka El-Rashidy, «Человек года» (Курск 2003), премия «Курская антоновка», титул «Менеджер года-2004» с вручением медали, почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (16.11. 2009 приказ № 859), памятный знак «За труды и Отечество» (2012) почетный знак «За особые заслуги перед городом Курском» (2012).
20.05.2013 указом Президента РФ N 497 Проскурину присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Сквозь белоснежные тюлевые шторы солнечные лучи веселыми зайчиками плясали по замысловатым узорам набранного из разных пород дерева паркету, соперничая с теми, что резвились на шелковых сине-голубых обоях по стенам большой залы с двумя каминами. Через ту же белую паутинку штор выплескивались за окна звуки скрипок, флейт, виолончелей, собираясь воедино под ультрамариновым высоким небом в шедевры Баха и Моцарта, Генделя и Равеля.

“Стоп! Стоп! Куда вы так спешите? -суровый голос нарушил круговорот звуков и солнечных зайчиков. - А вы - громче! С третьего такта!»

Равновесие восстановилось, все завертелось, как будто не было этого внезапного перерыва. Музыка растекалась по тенистым аллеям усадебного парка, обгоняя неторопливо прогуливающихся дам - в соломенных шляпках, с вуалями и веерами и кавалеров во фраках и цилиндрах. Как будто не было последних 150 лет: в поместье Марьино князей Барятинских летним субботним утром началась двадцать шестая ассамблея. Сейчас этот бал так и называется - «Мариинские ассамблеи».

Накануне поздно вечером нас, гостей из Москвы, встречал в аэропорту Курска тот самый обладатель сурового голоса - в клетчатой рубашке с коротким рукавом и летних брюках. Он ни за что не хотел отдавать нам наши чемоданы, все нес сам, и в его голосе не было и следа суровости:

Нет, нет, нет! Не дам! Позвольте мне самому, вы - гости, а я вас встречаю, - говорил известный всему музыкальному миру маэстро, трубач-виртуоз, дирижер, профессор Сергей Георгиевич Проскурин. Ослушаться не было никакой возможности, пришлось покориться. На следующее утро вместе с музыкантами курского Русского камерного оркестра и гостями мы погрузились в машины и отправились в Марьино. Казалось бы, завезли в глухомань, в провинцию. Что тут может быть интересного? Но в полутора часах езды от Курска находится старинная усадьба, а точнее - один из шедевров русской архитектуры XIX века.

Как царь ассамблеи придумал

«…Балы введены в Россию Петром Великим, по возвращении его из-за границы, в 1717 году. Французский двор и высшее Парижское общество тогда, как и теперь, были законодателями моды, вкуса, любезности и светского общения, - все это было заманчивою новостью для Русского Монарха. Великий Преобразователь сразу понял, какое благородное влияние окажет на полуобразованное русское общество и на смягчение грубости тогдашних нравов уничтожение затворничества женщины» - можно прочесть в главе V «Балы и театры» сборника советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни (Санкт-Петербург, 1889). Результат не заставил себя долго ждать. В 1719 году был издан указ о неслыханных до того времени собраниях обоего пола, названных ассамблеями, где, в числе прочего, значилось:

«В ассамблеи могут приходить: чиновные особы в котором часу угодно, ходить, танцевать, сидеть или играть. Так же и все дворяне, известнейшие купцы, корабельные мастера и канцелярские служители с женами и детьми. Преступивший правила подвергается наказанию осушить кубок большого орла».

Заключенные в высоких теремах будущие невесты, которые лишь по праздникам только и осмеливались подходить к окнам посмотреть на уличные гуляния, втайне радовались предстоящей свободе. Воспитанные же по старине их маменьки с большой неохотой повиновались Государевой воле, жаловались на развращенное время, когда молодым девушкам вдруг стало позволено не только говорить, не краснея, с молодыми мужчинами, но даже и прыгать с ними в танце.

Ассамблеи же были устроены следующим образом. В одной комнате-зале танцевали, в другой были шахматы и шашки, в третьей - трубки с деревянными спичками и рассыпной табак, бутылки с ценными винами. Дам угощали чаем и кофе, миндальным молоком и вареньем. Музыка на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои, литавры. Изумительная музыка в исполнении приглашенных виртуозов покоряла всех, говорили, что «тот праздник не праздник, где не играли Голштинские музыканты».

Музыкальный князь

Почти три века спустя в бывшем княжеском дворце прошла первая Мариинская ассамблея, а в июне этого года мы были участниками 26-ой. В той или иной мере часть программы посвящена князю И. И. Барятинскому, который возвел поместье и парковый ансамбль как символ достоинства и величия княжеского рода; по счастливому стечению обстоятельств оно практически в неизменном виде сохранилось до наших дней.

Концертная музыкальная жизнь в начале XIX века все же не была общедоступной. Ее ограниченность восполнялась домашним музицированием, что стало неотъемлемой принадлежностью жизни образованной части русского общества как в столицах, так и в провинции. Да и было ли это разделение на провинции и столицы? Значительная часть общества лишь летом проводила время в загородных домах. Музыка развивалась и процветала в литературно-художественных кружках и салонах Москвы, Санкт-Петербурга, в домах графов Шереметьевых, Виельгорских, княгини Волконской и многих других известных фамилий. Особое место в этой череде занимали и дворянские усадьбы, которые были вполне самодостаточными культурными центрами, где звучала не только камерная музыка, но и опера, и крупные симфонические жанры.

В XIX веке стараниями князя Ивана Ивановича Барятинского его усадьба пре­вратилась в один из бриллиантов на карте культурных сокровищ России. За свою жизнь (1767–1825) князь сумел с размахом воспользоваться преимуществами своего происхождения и положения, найти применение своим незаурядным музыкальным и художественным способностям.

С отроческих лет Иван Иванович Барятинский находился на военной службе: в 13 лет он был зачислен поручиком в Екатерининский гусарский полк и определен адъютантом к генерал-фельдмаршалу князю Потемкину. Позже служил в Семеновском полку, был волонтером польской армии и отличился при штурме и взятии Праги войсками Суворова, работал в Русской дипломатической миссии в Лондоне, затем - в Мюнхене. После смерти обоих родителей Иван Иванович в 1812 году удаляется от дел, возвращается в Россию и поселяется в унаследованном поместье Ивановское Рыльского уезда Курской губернии. Это в полутора километрах от Марьина, здесь в 1811–1820 гг. на берегу реки Избицы строится княжеская резиденция.

С этих пор в имении процветает полнокровная и насыщенная жизнь. Князь успешно занимался сельским хозяйством, применяя последние достижения европейской агрономической науки, но интересы его были весьма обширны. До нас дошли превосходные художественные коллекции, значительное собрание книг, музыкальный архив. Сохранились и сочинения самого князя: увертюра для большого симфонического оркестра, соната в четыре руки и контрдансы. Без сомнения, все эти произведения звучали на ассамблеях в Марьине, в том числе и танцевальная музыка. По сохранившимся об этом сведениям можно судить о музыкальных пристрастиях во дворце.

Князь жил очень открыто: к нему беспрестанно съезжались гости, во дворце устраивались шумные балы и театральные представления. В Марьине был постоянный театр, где ставились пьесы на русском и французском языках. Причем в постановках на родном языке участвовали крестьяне, а на французском - члены семьи, гувернеры, помещики, жившие по соседству. Оркестр же состоял из 40-50 музыкантов, в основном крепостных. И не только из своих. Барятинские слыли покровителями искусств. Одного талантливого крепостного скрипача князь Иван Иванович выкупил за десять тысяч рублей - астрономическую по тем временам сумму. К музыкальному образованию одаренных крестьянских детей Иван Иванович подходил очень обстоятельно: их отсылали для обучения в Санкт-Петербург.

Куда ты едешь!

Два века спустя Сергей Проскурин пришел в Российскую государственную библиотеку, чтобы лично изучить архив князя Барятинского.

Я нашел три сочинения, принадлежащие его перу. Это настоящие жемчужины музыкального архива! Я листал ноты с восторгом и волнением первооткрывателя. Разбирал оркестровые партии, читал записи музыкантов на полях нот, всматривался в почерк князя. Кстати, когда мы проводили первую нашу Ассамблею в 2005 году, Русский камерный оркестр впервые исполнил найденную Увертюру ре минор для симфонического оркестра. Что поражает меня больше всего? Высочайшая музыкальная образованность князя. По нашим меркам - это уровень консерватории, не ниже!

Соответствовать высокой планке исполнительского мастерства, заданной князем Барятинским, сегодня, в XXI веке, стремятся музыканты оркестра Сергея Проскурина.

Русские музыканты играют очень эмоционально. Европейские оркестры играют более точно, виртуозно. Я думаю, что наш оркестр отличается от других провинциальных оркестров, тем, что мы играем по-европейски технично, но с русской энергией, - говорит дирижер.

Почти четверть века Сергей Проскурин проработал в лучших оркестрах Европы и Америки. Он родился в 1957 году в Старом Осколе, окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Собинова, проходил стажировку в Московской консерватории, а также в разных городах мира, среди которых Нью-Йорк и Лондон, работал со многими оркестрами мира, записал более двадцати компакт-дисков. Композитор, дирижер, основатель и руководитель Русского камерного оркестра в Курске, профессор Курского государственного университета, основатель и заведующий кафедрой инструментального исполнительства, профессор в консерваториях Вены, Копенгагена и Стокгольма. Блестящая карьера, о которой можно только мечтать! А в начале 2000-х годов он удивил своих европейских коллег - уехал в Россию, в провинцию и с нуля создал собственный - Русский камерный - оркестр.

После двухчасовой репетиции маэстро прогуливается с гостями по огромному парку и делится воспоминаниями. Конечно же, нам очень интересно узнать, как это он взял и вернулся в русскую глушь?

Знаете, как-то получилось так, что я все время жил в столицах: то в Дании, то в Австрии, то в Молдавии, но мне всегда хотелось жить в России. Может, это и покажется немножечко странным. Когда я вернулся в Россию, мой друг - музыкант из Швеции Гюнар Гранц - написал мне: «Ты уже столько лет здесь прожил, ты не знаешь, куда ты едешь! Россия - другая страна. Ты через год приедешь обратно - и работы не будет. Давай мы составим документ, что ты поехал в Россию на стажировку, чтобы ты мог через профсоюз вернуться домой».
Сергей Георгиевич говорит очень просто, как будто сложилось все именно так, как и должно было.

Но у меня была мечта - выразить накопившееся в душе за долгое время: прочитанные книги, может, какие-то сны детские, ранние мои впечатления от музыки… Мне хотелось создать такой оркестр, чтобы я от начала до конца мог за него нести ответственность - свой коллектив, ну, как своя семья.

В этих словах на прогулке после репетиции в прекрасном сосновом бору слышится главное - своя семья. Отношение к каждому в оркестре как к родному.

Возвращение домой

Моя мечта сбылась, - с радостью в голосе говорит Сергей Георгиевич, - я полностью отвечаю за этот оркестр. Это необыкновенно сложно, потому что провинция - это не Москва, где и Консерватория, и столько учебных заведений, и столько музыкантов можно привлечь. Приходится заниматься чуть ли не с каждым в отдельности, и парами, и группами. Конечно, есть и опытные музыканты. Но я испытываю необыкновенную радость, что в провинции есть такой оркестр. Мне кажется, это очень важно - что моя мечта оказалась нужной кому-то.
Слова эти западают в душу сразу. Прогуливаемся все вместе, не спеша. В конце нашей нестройной колонны идет, что-то рассказывая собеседнику, владыка Иоанн, митрополит Белгородский, - тоже гость. Бесподобный аромат живого леса пьянит, под ногами прелые листья, иван-чай, хвоя, таинственный запах болотных цветов, и звуки - листьев, ветра, воды. Сам маэстро в обычной белой футболке и льняных брюках, уже слегка утративших утреннюю наглаженность, выглядит близким и родным. Да так оно и есть.

Почему же Вы вернулись? - с репортерской настойчивостью задаю банальный вопрос.

Россия мой дом, и лучше, чем Россия, места для меня нигде нет. Я уверен, что наши люди - это носители действительно самостоятельно сформировавшейся цивилизации. Мы не Европа и не Азия. Когда мы сможем осознать, кто мы такие на самом деле, все начнет налаживаться, - Сергей Георгиевич говорит так убедительно, что веришь и радуешься такому совпадению во взглядах.
Сегодня Курский камерный оркестр известен во всем мире. С ним выступают солисты «Ковент-Гарден», Берлинской и Стокгольмской королевской оперы. С восторгом маэстро вспоминает, как оркестр в мае этого года выступал в Москве, в зале храма Христа Спасителя, когда отмечалось тезоименитство Патриарха Кирилла:

Выступать в пристуствии Святейшего - большая ответственность, но и неменьшая радость и для меня лично, и для музыкантов, которые приехали в самое сердце нашей страны из далекого города.

Воспитанники Проскурина играют сейчас на лучших сценах мира. Сергей Георгиевич принимает это как должное, набирает в свой коллектив новых талантливых музыкантов из провинции. Всей своей работой он доказал, что и в российской глубинке можно создать оркестр, гастроли которого расписаны на год вперед. Но самая любимая публика ждет его здесь - на «Мариинских ассамблеях».

Чудо рождается

Как же ваши друзья, коллеги-музыканты приняли вашу мечту?

Меня не понимали. Ведь многие мои студенты работают и в Парижской опере, и в Лондоне, и в Королевской опере Стокгольма играют, на радио и телевидении Дании -более чем в десяти ведущих оркестрах мира. А теперь, знаете, как все обернулось? Сейчас европейские музыканты - певцы, солисты - мечтают приехать сюда, сыграть с нашим оркестром!

А простые люди могут попасть на ассамблеи?

Конечно, просто надо накануне известить, что приедут. Если на два дня, с ночевкой, то заранее договориться с санаторием в Марьине, это наши друзья, они предоставляют места.

В течение двух дней директор санатория выступает главным массовиком-затейником, проводя конкурсы, чаепития и лотереи. В безукоризненном костюме, с бабочкой, в перчатках Сергей Леонтьев не то что играет роль, но и на самом деле является радушным хозяином.

В самом Курске оркестр Проскурина тоже дает концерты, часть из них совершенно бесплатные.

Мы в городе даем более 20 бесплатных благотворительных концертов в год. Все могут прийти! Очень жаль, что иногда залы не могут вместить всех желающих и по 200, 300, 400 человек вынуждены стоять в фойе. Я вижу совершенно новых людей на концертах, - делится Сергей Георгиевич. - Я надеюсь, что мы смогли сформировать, воспитать часть публики, которая не знала раньше о том, что есть камерная музыка, есть классическая музыка, и что ее нужно слушать вживую. Многие из тех, кто бывает на наших концертах, говорят: «Мы просто клад какой-то открыли для себя!» Видимо, это и есть ответ на вопрос, зачем я вернулся.

Вот и вечер, сейчас начнется концерт. Круглый зал дворца, стены возносятся вверх, к небу, под крышу из узорчатого стекла, и время словно вернулось на 200 лет назад. Музыканты преобразились: мужчины в костюмах, дамы - в бальных платьях. Но само чудо рождается в тот момент, когда дирижерская палочка взмывает вверх, замирает, как бы предчувствуя, что через мгновение в этот зал, в этот дом, спрятанный в глухом уголке огромной страны, ворвется - как ветер, как те самые утренние лучи солнца, - настоящая, хотя и незримая, красота.

Сергей Георгиевич Проскурин

главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра, солист-трубач, педагог, ученый, профессор Курского государственного университета и консерватории им. Людвига ван Бетховена в Вене (Австрия). Получил музыкальное образование в консерваториях Саратова (по классу трубы) и Санкт-Петербурга (по классу оперно-симфонического дирижирования). Стажировался в Лондоне и Нью-Йорке, затем в Бухаресте. Наряду с концертной деятельностью солиста-трубача и дирижера занимался педагогической работой. Преподавал в консерваториях Саратова, Кишинева, Фалюна (Швеция), в Королевской Академии музыки Копенгагена (Дания). Гастролировал по городам России, в бывших республиках Советского Союза, в Японии, Тайване, США, Гонконге, Швеции, Дании, Норвегии, Германии, Испании, Франции, Австрии и многих других странах. Записал 20 компакт-дисков как солист и дирижер. Имеет более 200 научных и творческих публикаций. Сергей Проскурин является автором крупных международных культурно-творческих проектов: «Марьинские музыкальные сезоны», которые ежегодно проходят в дворцово-парковом ансамбле «Марьино», ежегодного музыкального фестиваля «Русский камерный оркестр - детям», международного фестиваля классической музыки «Мариинские ассамблеи» и других.

Текст и фото Юлии Маковейчук