Произведения цезаря кюи. Значение кюи цезарь антонович в краткой биографической энциклопедии

Цезарь Антонович Кюи (фр. Csar Cui, при рождении Цезарий-Вениамин Кюи ; 6 января 1835, Вильна - 13 марта 1918, Петроград) - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Биография

Родился 6 января 1835 года в городе Вильна (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненый в 1812 году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич, дочери знаменитого литовского архитектора Лауринаса Гуцявичюса, преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Антон Кюи общался на французском, с другими членами семьи на литовском либо на польском, а с братьями гимназистами с 5 лет общался на русском. Старший брат Цезаря, Александр (1824-1909), стал впоследствии известным архитектором.

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году - заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В. А. Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова - дуэт «Так и рвётся душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

Русский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации.

Чрезвычайно обширно и разнообразно музыкальное наследие Кюи: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Кюи - автор свыше 700 музыкально-критических работ.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года он не вернулся на родину во Францию, а остался в России. Он был ранен, а потому у него просто не оставалось другого выхода. Поселился он в Вильне (ныне Вильнюс, Литва), там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.

Цезарь Кюи родился 6 (18) января 1835 года в Вильно. Уже с младенческих лет мальчик стал проявлять интерес к музыке: ему и пяти лет не было, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять лет, его стала обучать музыке старшая сестра.

В 14 лет, еще гимназистом, Кюи под влиянием музыки Шопена, оставшегося навсегда его любимым композитором, сочинил свое первое сочинение — мазурку на смерть одного из учителей. Затем последовали ноктюрны, песни, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их , жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту и композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого мастера, сама его личность запомнились ему на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны в 1850 году из-за отъезда в Петербург для поступления в Главное инженерное училище.

О систематических занятиях музыкой в училище не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Кюи как композитора и критика. Окончив в 1857 году николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора.

Началась многотрудная педагогическая и научная деятельность: в 1859 году Ц.А. Кюи стал преподавателем фортификации. За первые 20 лет службы Кюи прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами училища. Это было связано с тем, что военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность.

Именно в Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, а также и с остальными членами русской пятерки.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц , которой посвятил свой первый опус - Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы фамилии Мальвины) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) — идея, явно навеянная Шуманом, имевшим большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге 14 декабря 1859 года в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества было первым публично исполненным сочинением Кюи как композитора.

В 60-е гг. Кюи работал над оперой (поставлена в 1869 г. на сцене Мариинского театра), в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне. Публика оперу не оценила, возможно, ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор. Письмом в редакцию «Санкт-Петербургских Ведомостей» он просил публику не посещать представлений его оперы. «Ратклиф» скоро был снят с репертуара и вновь появился на сцене лишь спустя 30 лет на частной сцене в Москве.

Подобная же участь постигла и 4-актную оперу «Анджело» (1871-1875). Опера была написана на сюжет драмы В. Гюго (действие происходит в XVI веке в Италии).

Когда началась русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно он вел обзор фортификационных работ. В 1878 году, после этой блестящей работы о русских и турецких укреплениях, Кюи был назначен адъюнкт-профессором фортификации, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: Николаевской Академии Генерального Штаба, Военно-инженерной академии и Михайловской Артиллерийской Академии. Его военно-преподавательская деятельность продолжалась почти до конца жизни. В 1880 году Кюи стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской Военно-инженерной академии, он был произведен в генерал-майоры.

Когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с , который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.

Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Слабой стороной Кюи были оркестровки, а потому Балакирев стал ему с ними помогать, став, таким образом, не только его педагогом, но и соавтором. Впрочем, Балакирева и просить о помощи не надо было. Порой композиторам приходилось его убеждать, чтобы он им не помогал, не исправлял и не переделывал их произведения по своему усмотрению. Как бы то ни было, Балакирев оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Наибольшее художественное значение в творчестве Кюи имеют его романсы, которых композитор создал более 400 . В них композитор отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические — область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи дает целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремился выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта — «20 стихотворений Ж. Ришпена» (1890), «25 стихотворений Пушкина» (1899), «21 стихотворение Некрасова» (1902), циклы романсов на стихи Майкова, Мицкевича, Лермонтова, графа А.К. Толстого. В композиторском наследии Кюи выделяются романсы «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» на слова Пушкина, «Эоловы арфы» на слова А. Н. Майкова, 13 музыкальных картинок, вокальный цикл «Отзвуки войны» (1904-1905).

Музыкально-критическая деятельность Ц. А. Кюи началась в 1864 году, когда композитор стал постоянным сотрудником «Санкт-Петербургских Ведомостей». В этой газете Кюи работал до 1875 года, а затем статьи его появлялись в «Музыкальном обозрении» (1885-1888), «Артисте» (1889-1895), а также в «Голосе», «Неделе», «Новостях» и многих других русских и иностранных изданиях вплоть до 1900 года, пролагая дорогу молодому русскому искусству. Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены «Могучей кучки» (вторым после Стасова). Темы его газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Кюи (особенно в 1860-е годы) в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка.

Кюи публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было «***». Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку , больно ранившую Мусоргского. Существует пародийный комикс по некоторым публикациям, сделанным в течение его жизни, с надписью на латыни: «Радуйся, Цезарь Кюи, мы, на смерть идущие, приветствуем тебя».

Одним из первых русских критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку за рубежом. Он сотрудничал во французской прессе и издал свои статьи из «Revue et gazette musicale» (1878-1880) отдельной книжкой «Музыка в России» («La musique en Russie», Париж, 1880). Эта книга, вышедшая на французском языке, в сжатом виде излагающая эстетическое кредо автора, немало содействовала распространению русской музыки на Западе. В книге «Музыка в России» Кюи утверждал всемирное значение творчества , которого называл одним «из величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен». Кроме этой книги, Кюи издал отдельные брошюры: «Кольцо Нибелунгов» (1889, отчет о представлении в Байрейте), «История фортепианной литературы. Курс А. Рубинштейна» (1889), «Русский романс» (1896). Помимо перечисленного, Кюи — автор статей по музыке в «Энциклопедическом словаре» Березина (1873-1880).

Как профессор и преподаватель фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету генерал Кюи приобрел большую и почетную известность. Это послужило основанием к приглашению его для чтения лекций по фортификации наследнику, впоследствии императору Николаю II, а также Великим Князьям: Сергею и Павлу Александровичам, Николаю, Михаилу, Георгию и Сергею Михайловичам, Петру Николаевичу и герцогам Г.М. и М.М. Мекленбург-Стрелицким. Среди академических учеников генерала Кюи многие занимали высшие должности в армии. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. До конца своей жизни Кюи участвовал как авторитет по вопросам фортификации в рассмотрении важнейших вопросов в инженерном комитете Главного инженерного управления. Его лекции и публичные чтения, отличавшиеся глубиной мысли вместе с простотой и ясностью изложения слушались с большим вниманием.

Большие познания Ц. А. Кюи в области фортификации составили ему большую известность в иностранных военных кругах. Известный бельгийский инженер генерал Бриальмон в течение многих лет вел с Кюи деятельную переписку, совместно обсуждая всевозможные теоретические вопросы фортификации и государственной обороны. 50 таких писем генерала Бриальмона были переданы генералом Кюи в библиотеку Николаевской инженерной академии. Может быть, под влиянием близкого знакомства с Бриальмоном Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в наших сухопутных крепостях. Но наиболее крупной заслугой генерала Кюи в военной науке является принадлежащий ему первый в России опыт составления истории русской фортификации, которая и была им включена в программу академии.

Но и о занятиях музыкой и музыкальной критикой Кюи не забывал, вел активную общественную работу. В 1896-1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 году был избран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. Он состоял членом Бельгийской королевской академии, «The Manuscript Society» в Нью-Йорке, корреспондентом Французской Академии изящных искусств, Института Франции (с 1894) и других ученых и артистических кружков.

После Октябрьской революции Кюи перешел на сторону Советской власти. Он даже вступил в РККА, продолжая оставаться профессором трех военных академий.

Правда, при новой власти он прожил совсем недолго. Умер Кюи в Петрограде 26 марта 1918 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище (впоследствии Некрополь мастеров искусств). В 1920 году на могиле композитора и генерала установили черный мраморный крест.

Кюи — один из основоположников национального движения в русской музыке, один из первых русских композиторов, уделивших большое внимание созданию музыки для детей. Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной. Он внес значительный вклад в становление и развитие русской национальной военно-инженерной школы, его труды по полевой фортификации и курс по ее истории сыграли большую роль в формировании русского и советского военного инженера-фортификатора. По его учебникам училось едва ли не большинство офицеров русской армии. За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической, научной и общественной деятельностью он занимался одновременно. Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, — бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи.

Русский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал Ц.А. Кюи родился 6 (18) января 1835 года в Вильно (в настоящее время Вильнюс, Литва). Его мать, Юлия Гуцевич, была литовкой, а отец его - француз, являлся бывшим офицером Наполеоновской армии. По завршению остался в России и стал учителем в местной гимназии. Цезарь Кюи учился в виленской гимназии, в которой его отец преподавал французский язык.

Уже в раннем возрасте у мальчика начал проявляться интерес к музыке. В 5 лет Кюи воспроизводил на фортепиано мелодию услышанного им военного марша. Перым педагогом являлась его старшая сестра, которая учила десятилетнего Кюи игре на фортепиано. Затем некоторое время занимался с частными педагогами, его учителями были Герман и скрипач Дио.

Будучи гимназистом в 14 лет Кюи, под влиянием музыки своего любимого композитора Шопена, сочинил свое первое сочинение - мазурку на смерть одного из учителей. Затем последовали ноктюрны, песни, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». Талант юноши заметил выдающийся польский композитор Станислав Монюшко. Поскольку материальное положение Кюи было незавидным, Монюшко бесплатно занимлся с ним по теории музыки, контрапункту и композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого мастера, сама его личность запомнились на всю жизнь. В 1850 году из-за отъезда в Петербург для поступления в Главное инженерное училище занятия и учебу в гимназии пришлось прервать.

В 1851 году Ц.А. Кюи поступил в инженерное училище. Четыре года Кюи учился в Главном инженерном училище, в 1855 году был произведен в офицеры, а в 1857 году окончил Санкт-Петербургскую Николаевскую Военно-инженерную академию. Выпускник академии Ц.А. Кюи был оставлен при ней репетитором по топографии.

В 1859 году Кюи стал преподавателем фортификации. За первые 20 лет службы он прошел путь от прапорщика до полковника, однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами училища. Связано это было с тем, что военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность.

Самые ранние романсы Кюи написал около 1850 года («Шесть Польских песен», изданы в Москве, в 1901 году), однако серьезное развивитие его композиторская деятельность началась лишь после окончания им академии. Огромое значение в развитии таланта Кюи имела дружба с М.А. Балакиревым, знакомство с которым состоялось в 1856 году. Эта дружба послужила толчком для возобновления серьезных занятий музыкой. Балакирев являлся для него критиком, советником, учителем. Большое влияние на выработку вокального стиля Кюи оказало знакомство с кружком Балакирева: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857). В 1858 году Кюи женился певице М.Р. Бамберг, являющейся ученицей Даргомыжского. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur для фортепиано в 4 руки, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы ее фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui). Исполнение этого скерцо состоялось в Петербурге 14 декабря 1859 года в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества. Оно было первым публичным исполненным сочинением Кюи как композитора.

К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857-1858) по Пушкину. В 1881-1882 годах Кюи переделал и дополнил третьим актом «Кавказского пленника», который в 1883 году был поставлен на сцене Мариинского театра в Петербурге и в Частной опере в Москве в 1900 году. Второй оперой Кюи стала одноактная комическая опера в легком жанре «Сын Мандарина» (1859; текст В.Крылова), поставленная на домашнем спектакле у Кюи. В роли Мандарина выступил М.Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в четыре руки. Публично опера впервые шла в Клубе Художников в Петербурге (1878), а впоследствии на Императорской сцене в Москве. Эти произведения спустя много лет станут наиболее репертуарными операми Кюи.

В 1861 году было положено начало опере «Вильям Ратклиф». В основу оперы легла одноименная поэма Г.Гейне. Характерной особенностью оперы является причудливое сплетение в характерах героев романтических и реалистических черт, что уже было предопределено литературным первоисточником.

Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них мелодического, певучего речитатива, трактовка хора, как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения - все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной, сделали «Ратклифа» новым этапом в развитии русской оперы. Трехактная опера «Вильям Ратклиф» писалась в 1861-1868 годах и отразила прогрессивные эстетические идеи «Могучей кучки». «Ратклиф» был поставлен в 1869 году на сцене Мариинского театра, но публика оперу не оценила, может быть, и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор. Письмом в редакцию «Санкт-Петербургских Ведомостей» он просил публику не посещать представлений его оперы. «Ратклиф» скоро был снят с репертуара и вновь появился на сцене лишь спустя 30 лет (на частной сцене в Москве).

Подобная же участь постигла и 4-актную оперу «Анджело» (1871-1875), где те же оперные принципы получили свое полное завершение. Опера была написана на сюжет драмы В.Гюго (действие происходит в XVI веке в Италии). Музыка «Анджело» была отмечена большим вдохновением и страстностью. Кюи умело построил музыкальную драматургию оперы, постепенно от действия к действию усиливая разнообразными художественными средствами напряжение происходящего на сцене. Поставленная в Мариинском театре (1876), опера эта в репертуаре не удержалась и возобновлена была лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 году, в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Несколько больший успех «Анджело» имел в Москве, опера была поставлена на сцене Большого театра в 1901 году. В жанре оперы Кюи создал много замечательной музыки, но высшими достижениями стали «Вильям Ратклиф» и «Анджело».

К тому же времени относится и опера-балет «Млада» (1872) - совместное произведение членов балакиревского кружка. Кюи написал первый акт, а остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус. Балет этот нигде не ставился и не был напечатан. Рядом с «Анджело» по художественной законченности и значительности музыки можно поставить трехактную оперу «Le Flibustier» (русское название - «У моря»), написанную в 1888-1889 годах на французский текст драмы Жана Ришпена, целиком положенный на музыку и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Комической Оперы (1894).

Следующая опера Кюи, четырехактная опера «Сарацин», была написана на сюжет драмы А.Дюма-отца «Карл VII у своих вассалов», и шла впервые на Санкт-Петербургской Мариинской сцене в 1898 году. В Москве опера была поставлена на Частной сцене в 1902 году. В остальных произведениях драматической музыки: «Пир во время чумы» (1900, на неизмененный текст Пушкина; исполнена в Санкт-Петербурге и на Императорской сцене в Москве); «Mademoiselle Fifi» (1900, на сюжет Мопассана и Метенье, исполнена в Москве и Петрограде); «Матео Фальконе» (1901, по Мериме и Жуковскому, исполнена в Москве) и «Капитанская Дочка» (1907-1909, по Пушкину, Мариинский театр, 1911; в Москве, 1913) Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдает (отчасти в зависимости от текста) явное предпочтение кантилене. Всего Кюи создал 14 опер, ни одна из них не имела большого успеха. Следует выделить из них четыре оперы для детей: «Снежный Богатырь» (1904); «Красная Шапочка» (1911, по Ш.Перро); «Кот в сапогах» (1912, по Ш.Перро); «Иванушка-Дурачок» (1913). В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, остроумия. Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и, прежде всего, в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии.

В творчестве Кюи наибольшее художественное значение имеют романсы (всего было написано более 400). В них композитор отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. В поздний период творчества Кюи стремился выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта - «20 стихотворений Ж.Ришпена» (1890), «25 стихотворений Пушкина» (1899), «21 стихотворение Некрасова» (1902), циклы романсов на стихи Майкова, Мицкевича, Лермонтова, графа А.К. Толстого. В композиторском наследии Кюи выделяются романсы «Сожжённое письмо», "Царскосельская статуя» на слова Пушкина, «Эоловы арфы» на слова А.Н. Майкова, 13 музыкальных картинок, вокальный цикл «Отзвуки войны» (1904-1905).

К вокальной музыке Кюи относятся еще около 70 хоров и 2 кантаты - «В честь 300-летия Дома Романовых» (1913) и «Твой стих» (слова И.Гриневской), в память Лермонтова. Ряд значительных произведений создал Кюи в области инструментальной музыки - для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов. И хотя Кюи в этом жанре не так типичен, но и в этой области им написаны 4 сюиты. Одна из них - сюита №4 для фортепиано - посвящена Л.Мерси д"Аржанто, большому другу Кюи, автору монографии о его творчестве. Помимо этого - 2 скерцо, тарантелла (в том числе блестящая фортепьянная транскрипция Ф.Листа), «Marche solennelle» и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели. Всего до 1915 года было издано 92 опуса Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения. Необходимо отметить, что Кюи закончил две оперы других композиторов. В 1870 году, согласно предсмертной воле Даргомыжского, он написал конец 1-й сцены в «Каменном Госте», а в 1916 году Кюи дописал оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

В 1864 году композитор стал постоянным сотрудником «Санкт-Петербургских Ведомостей». Этот период ознаменовывается началом музыкально-критической деятельностью Ц.А. Кюю. В этой газете Кюи работал до 1875 года, а затем статьи его появлялись в «Музыкальном обозрении» (1885-1888), «Артисте» (1889-1895), а также в «Голосе», «Неделе», «Новостях» и многих других русских и иностранных изданиях вплоть до 1900 года, пролагая дорогу молодому русскому искусству. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. В статьях и рецензиях Кюи в прослеживалась идейная платформа балакиревского кружка.

В начале своей критической деятельности, он вместе со В.В. Стасовым активно ратовал за «Новую русскую музыкальную школу». Ему была присуща некоторая ограниченность суждений, проявившаяся в проходящем через всю его жизнь враждебном отношении к Р.Вагнеру, Дж. Верди и др., непонимании творчества П.И. Чайковского, а также ряда произведений Мусоргского и Бородина. Позднее суждения Кюи стали более склонны к компромиссам. Как критик он стал более терпимым к художественным направлениям, не связанным с «Могучей кучкой». Это было вызвано определенными изменениями в его мировосприятии, с большей, чем прежде, независимостью критических суждений.

Критическая деятельность Кюи немало повредила его композиторской карьере. В своих статьях он пропагандировал М.И. Глинку, А.С. Даргомыжского последнего периода и малоизвестных тогда в России Шумана, Шуберта, Берлиоза и Листа. Своей критической деятельностью Кюи способствовал утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», пропаганде творческих начинаний А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Боевой, энергичный, прогрессивный характер (особенно в раннем периоде), литературный блеск, остроумие, создали ему, как критику, огромное влияние.

Одним из первых русских критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку за рубежом. Он сотрудничал во французской прессе и издал свои статьи из «Revue et gazette musicale» (1878-1880) отдельной книжкой «Музыка в России» («La musique en Russie», Париж, 1880). Эта книга, вышедшая на французском языке, в сжатом виде излагающая эстетическое кредо автора, немало содействовала распространению русской музыки на Запад. В книге «Музыка в России» Кюи утверждал всемирное значение творчества Глинки, которого называл одним «из величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен». Кроме этой книги, Кюи издал отдельные брошюры: «Кольцо Нибелунгов» (1889, отчет о представлении в Байрейте), «История фортепианной литературы. Курс А.Рубинштейна» (1889), «Русский романс» (1896). Помимо перечисленного, Кюи - автор статей по музыке в «Энциклопедическом Словаре» Березина (1873-1880).

Помимо музыкально-критических статей, Ц.А. Кюи написал множество трудов по военно-инженерному делу, многие из которых до сих пор пользуются большим успехом в военном мире: «Краткий учебник полевой фортификации» (8 изданий с 1874 по 1899); «Атака и оборона современных крепостей» («Военный Сборник», 1881); «Бельгия, Антверпен и Бриальмон» (1882); «Роль долговременной фортификации при обороне государств» (1883, «Курс Николаевской Инженерной Академии»); «Опыт рационального определения величины гарнизона крепости» («Инженерный Журнал», 1884, удостоена 3-й премии); «Краткий исторический очерк долговременной фортификации» (3 издания с 1889 по 1897); «Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ» (1892); «Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения» (1892, удостоена почетного отзыва «Инженерного Журнала») и др.

В 1877 году Кюи был командирован на театр военных действий на Дунае для обзора фортификационных работ по просьбе своего бывшего ученика Скобелева, участвовал в укреплении наших позиций под Константинополем и написал «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции» (1878), переведенные на иностранные языки. Перед отправлением Скобелева в Ахал-Текинскую экспедицию Кюи дал ему ряд советов по устройству коммуникационных линий и этапных пунктов.

В 1878 году, после этой блестящей работы о русских и турецких укреплениях, Кюи был назначен адъюнкт-профессором фортификации, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: Николаевской Академии Генерального Штаба, Военно-инженерной академии и Михайловской Артиллерийской Академии. Его военно-преподавательская деятельность продолжалась почти до конца жизни. В 1880 году Кюи стал профессором, а в 1891 году - заслуженным профессором фортификации Николаевской Военно-инженерной академии, он был произведен в генерал-майоры.

Большие познания Ц.А Кюи в области фортификации составили ему большую известность также и в иностранных военных кругах. Известный бельгийский инженер генерал Бриальмон в течение многих лет вел с Кюи деятельную переписку, совместно обсуждая всевозможные теоретические вопросы фортификации и государственной обороны. 50 таких писем генерала Бриальмона были переданы генералом Кюи в библиотеку Николаевской инженерной академии. Может быть, под влиянием близкого знакомства с Бриальмоном Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в наших сухопутных крепостях. Но наиболее крупной заслугой генерала Кюи в военной науке является принадлежащий ему первый в России опыт составления истории русской фортификации, которая и была им включена в программу академии.

Как профессор и преподаватель фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету генерал Кюи приобрел большую и почетную известность. Это послужило основанием к приглашению его для чтения лекций по фортификации Наследнику, впоследствии императору Николаю II, а также Великим Князьям: Сергею и Павлу Александровичам, Николаю, Михаилу, Георгию и Сергею Михайловичам, Петру Николаевичу и герцогам Г.М. и М.М. Мекленбург-Стрелицким. Среди академических учеников генерала Кюи многие занимали высшие должности в армии. В 1904 году Ц.А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. До конца своей жизни Кюи участвовал как авторитет по вопросам фортификации в рассмотрении важнейших вопросов в инженерном комитете Главного инженерного управления. Его лекции и публичные чтения, отличавшиеся глубиной мысли вместе с простотой и ясностью изложения слушались с большим вниманием.

Но и о занятиях музыкой и музыкальной критикой Кюи не забывал, вел активную общественную работу. В 1896-1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 году был избран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. Он состоял членом Бельгийской королевской академии, «The Manuscript Society» в Нью-Йорке, корреспондентом Французской Академии изящных искусств, Института Франции (с 1894) и других ученых и артистических кружков.

После Октябрьской Революции Кюи перешел на сторону Советской власти. Он даже вступил в РККА, продолжая оставаться профессором трех военных академий. Правда, при новой власти он прожил совсем недолго. Умер Кюи в Петрограде 26 марта 1918 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище (впоследствии Некрополь мастеров искусств). В 1920 году на могиле композитора и генерала установили черный мраморный крест.

Цезарь Кюи, подобно Бородину, выдвинулся на двух совершенно различных поприщах - музыкальном и военно-инженерном. Кюи - русский композитор, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», один из основоположников национального движения в русской музыке, один из первых русских композиторов, уделивших большое внимание созданию музыки для детей (4 оперы, сборник детских песен). Он - автор свыше 700 музыкально-критических работ. И в тоже время Кюи сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генеральского чина и стал специалистом в вопросах фортификации, заслуженным профессором фортификации.

Кюи внес значительный вклад в становление и развитие русской национальной военно-инженерной школы, его труды по полевой фортификации и курс по ее истории сыграли большую роль в формировании русского и советского военного инженера-фортификатора. По его учебникам училось едва ли не большинство офицеров русской армии. За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической, научной и общественной деятельностью он занимался одновременно! Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, - бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи.

Сын французского офицера, раненного в бою под Смоленском и оставшегося в России, и литовской дворянки, он родился 6 (18) января 1835 года в Вильно. Отец мальчика, преподававший французский язык в гимназии, был человеком музыкально одаренным, играл на фортепиано и органе, сочинял музыку. Его музыкальные пристрастия передались младшему из пяти детей, названному при рождении Цезарем-Вениамином.

Первые уроки игры на фортепиано мальчик получил дома у отца и старшей сестры. Затем старательно занимался с частными педагогами. Уже в 14 лет Цезарь сочинил свою первую музыкальную пьесу — мазурку. Сочинение музыки его увлекло, последовали наивно-подражательные ноктюрны, романсы, увертюры. Нотные записи его сочинений показали Станиславу Монюшко, жившему в Вильно. Талантливый польский композитор оценил дарование молодого коллеги и стал бесплатно с ним заниматься. Чуть более полугода проучился у него Цезарь, но эти уроки он вспоминал всю жизнь.

К сожалению, занятия музыкой пришлось прервать, наступило время определяться с будущей профессией. В 1851 году Цезарь по совету отца поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. В годы учебы на серьезное занятие музыкой времени не оставалось. Но столица с ее богатыми культурными традициями, несомненно, много дала будущему композитору.

Военно-инженерное дело юноша постигал старательно, по окончании в 1855 году училища молодой офицер поступил в Николаевскую Военно-инженерную академию. В 1857 году, как один из лучших выпускников, был произведен в поручики и оставлен в академии репетитором по топографии. А уже через два года стал преподавателем фортификации, которой посвятил все свою последующую военную жизнь.

Человек громадной работоспособности, он на все находил время. Педагогическую деятельность Кюи сочетал с серьезным занятием музыкой. По его словам, большое влияние на него, как на композитора, оказала дружба с М. А. Балакиревым, знакомство с которым состоялось в 1856 году. Балакирев не только стал его наставником, но и ввел в среду профессиональных музыкантов, многие из которых, как и Кюи, оказались людьми военными. Его близкими друзьями и коллегами по композиторскому труду стали Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский. На ученице Даргомыжского, певице М. Р. Бамберг, в 1858 году Кюи женился. Ей он посвятил оркестровое скерцо для фортепиано в 4 руки. Исполнение этого скерцо 14 декабря 1859 года в симфоническом концерте Императорского русского музыкального общества стало первым публичным исполнением произведения композитора Кюи.

С этого времени его произведения стали исполняться не только в России, но и за рубежом. Кюи оказался плодовитым автором. Им были написаны оперы «Кавказский Пленник», «Сын Мандарина», «Вильям Ратклиф», «Анджело», «Сарацин», «Пир во время чумы», «Капитанская Дочка». Всего Кюи написал 14 опер, из них четыре для детей: «Снежный Богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-Дурачок». Стоит отметить, что шумного успеха его оперы не имели, хотя многие из них исполнялись на ведущих российских оперных подмостках. Лучшими из созданных им опер считаются «Вильям Ратклиф» и «Анджело», которые неоднократно ставились на сцене Мариинского и Большого театров. Согласно предсмертной воле Даргомыжского, Кюи написал конец 1-й сцены в «Каменном Госте», а после смерти Мусоргского дописал оперу «Сорочинская ярмарка».

Музыковеды считают, что наиболее полно как композитор Кюи раскрылся в небольших камерных произведениях, прежде всего, в романсах, которых он создал более 400. Его романсы отличаются искренностью, лиричностью, неподдельной глубиной чувств. И сегодня можно услышать в исполнении лучших российских вокалистов его романсы, написанные на прекрасные стихи Пушкина, Лермонтова, Майкова, Мицкевича, Некрасова.

Стоит отметить, что для вокального исполнения им было создано около 70 хоров и 2 кантаты. Много интересных произведений Кюи написал в области инструментальной музыки — это сюиты, скерцо, тарантелла, 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели.

Современники хорошо знали Цезаря Кюи и как музыкального критика. Он долгие годы был постоянным сотрудником «Санкт-Петербургских Ведомостей», где освещал музыкальную жизнь России. Его статьи и рецензии печатались в таких изданиях, как «Музыкальное обозрение», «Артист», «Неделя», «Новости» и многих других отечественных и иностранных газетах и журналах. В Париже вышла его книга «Музыка в России», внесшая свой вклад в распространение русской музыки в Европе. Естественно, что в своих статьях он отражал музыкальные взгляды и идейную платформу балакиревского кружка — знаменитой «Могучей кучки», членом которой он долгие годы являлся.

Активная композиторская деятельность не мешала Кюи успешно продвигаться по служебной лестнице. Он стал профессором, признанным авторитетом в фортификации, по его учебникам учились многие поколения российских офицеров. Его труды и статьи по фортификации переводили заграницей, а известные зарубежные фортификаторы состояли с ним в переписке, обсуждая новинки военно-инженерного дела.

С началом Русско-турецкой войны 1877−78 гг. Кюи по просьбе генерала Скобелева выезжал в действующую армию, участвовал в фортификационном укреплении русских позиций. При назначении в 1880 г. командующим Ахал-Текинской военной экспедицией, генерал Скобелев неоднократно советовался с Кюи по вопросам инженерного обеспечения боев в пустыне и организации коммуникационных линий. После успешного завершения операции он писал Кюи: «Я не забыл давнопрошедшее, когда был плохим Вашим учеником, не забыл позиций под Константинополем, наконец, главное, не забыл тех ценных советов, которыми в значительной степени достигнуты наши последние успехи под Геок-Тепе».

Признанием заслуг Кюи в военной сфере послужило производство его в чин инженер-генерала (соответствует генерал-полковнику) и приглашение для чтения лекций по фортификации наследнику престола (будущему императору Николаю II) и великим князьям.

Во всех сферах своей деятельности Цезарь Кюи стал признанным авторитетом, его избрали своим членом многие российские и иностранные музыкальные общества и научные академии. Даже после революции он продолжал оставаться профессором трех военных академий. Правда, служба новой власти для него продолжалась совсем недолго.

Умер Цезарь Антонович Кюи в Петрограде 26 марта 1918 года. Его похоронили на Тихвинском кладбище (современный Некрополь мастеров искусств).

Аннотация

на произведение Ц. А. Кюи

«Уснуло всё»

Учащейся 4 курса специальности «Дирижирование. Академический хор» Пименовой Ольги

«Уснуло всё»- произведение a capella для смешанного хора. Автор музыки- Цезарь Кюи, автор литературного текста- Даниил Ратгауз.

Цезарь Антонович Кюи- русский композитор (1835-1918), музыкальный критик, деятельность которго протекала в период невиданного развития русской музыкальной культуры в 70х- 80х годах 20-го века.

Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и многообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он- автор свыше 700 музыкально- критических работ.

Ц. А. Кюи родился 6 января 1835 года в городе Вильно. Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии, волею случая остался жить в России и стал учителем гимназии. В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в ВильнеМонюшкопредложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851-55 гг.Кюи учился вГлавном инженерное училище в Петербурге. Впоследствии, в 1904 году, Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии. Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым(1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, ученице Даргомыжского. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-durиgis-mollи первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857-1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре «Сын Мандарина» (1859). В 60-е годы Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф», поставленной в 1869 г. на сцене Мариинского театра.

В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи- оперы «Анджело» на сюжет драмы В.Гюго.

Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке. В 1896-1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества.

Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, в вокальном жанре композитор наиболее полно проявил себя в миниатюре. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Мениск», «Сожжённое письмо», «Истомленная горем», «20 поэм Рипшена», «25 стихотворений Пушкина», «21 стихотворение Некрасова», «18 стиотворений А.К. Толстого» и др.

В 60-х годах в русской музыке сформировался ряд творческих школ и направлений, организовывались различные центры музыкальной жизни. Ведущее место занял кружок петербургских музыкантов «Могучая кучка», куда входили М.Балакирев, Ц.Кюи, М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков. Всех их объединяла одна цель- продолжать дело, начатое Глинкой, «создавать музыку русскую, неразрывно связанную с искусством самого народа». Как критик Ц.Кюи играл важную роль в борьбе, которую вела «Могучая кучка» за свои национально-эстетические принципы.

И всё же определяющим в творческом наследии Кюи остаётся хоровая миниатюра. По облику и характеру своего дарования Кюи- типичный миниатюрист. Он почти не выходит из круга тихих и ясных, спокойно- созерцательных настроений. Среди большого количества произведений для хора особенно выделяются лирические: «Засветилась вдали», «Встрепенитесь, птички- песни», «Сияет солнце», «Уснуло всё», «Васильки на полях».

Именно здесь раскрывается ярче всего своеобразная индивидуальность композитора, очень тонкого и изящного в своих высказываниях. Стилю Кюи свойственны красивая мелодичность, изящная гармонизация, умение использовать хоровые краски. В его манере заметно стремление к лирической сглаженности, законченности и спокойному равновесию линий.

В этом лирическом наследии выделяются и стоят особняком несколько монументальных, развёрнутых хоров: «Жизнь», «Две розы», «Грозовые тучи». Эти хоровые произведения вошли в цикл «Шесть хоров», посвященный Бесплатному хоровому классу.

Как всякий истинно национальный художник, композитор сумел отразить в своём творчестве противоречивую и напряжённую обстановку эпохи.

Кюи как музыкальный критик

Начавшаяся в 1864 г. («Санкт-Петербургские Ведомости») и продолжавшаяся до 1900 г. («Новости») музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и «новой русской музыкальной школы», литературный блеск, остроумие, создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав статьи свои из «Revue et gazette musicale» (1878-1880) отдельной книжкой «La musique en Russie» (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков (Моцарта, Мендельсона) и отрицательное отношение к Рихарду Вагнеру. Отдельно изданы им: «Кольцо Нибелунгов» (1889); «История фортепианной литературы» курс А. Рубинштейна (1889); «Русский романс» (СПб., 1896).

С 1864выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчествоМ. И. Глинки,А. С. Даргомыжскогои молодых представителей «Новой русской школы», а также новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчествоЧайковского. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг.

Творческое наследие композитора :

14 опер

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)

    Кавказский пленник (по Пушкину)

    Сын мандарина

    Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус)

    Вильям Ратклифф (в трёх действиях, либретто В. Крылова по одноименной драматической балладе Генриха Гейнев переводеА. Н. Плещеева; премьера дана 14 февраля 1869 года вМариинском театре)

    Анджело (по драме Виктора Гюго)

    Le Flibustier = Флибустьер (У моря ) (по комедии Ж. Ришпена)

    Сарацин (по драме Дюма-отца)

    Пир во время чумы (по Пушкину)

    Мадмуазель Фифи (по Мопассану и Метенье)

    Снежный богатырь

    Матео Фальконе (по Мериме и Жуковскому)

    Капитанская дочка (по Пушкину)

    Красная шапочка (по Перро)

    Кот в сапогах (по Перро)

    Иванушка-дурачок

Кюи закончил две оперы других композиторов:

    Каменный гость (Даргомыжского)

    Сорочинская ярмарка (Мусоргского)

Также- произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Хоры а капелла смешанные-23, мужские-3, женские-4, детские-7, 7 смешанных квартетов, духовные хоры- 4, мужские квартеты-9, хоры с сопровождением фортепиано, женские хоры с оркестром- более70ти названий, хоры из опер Кавказский пленник, Вильям Ратклиф, Анджело и др.

Большинство хоров- лирические миниатюры в жанре романса или песни (Засветилась вдали, Ноктюрн, Небо и звёзды, Васильки на полях, Встрепенитесь,птички-песни, Розы, Сияет солнце и др.); хоры философского содержания, иногда с элементами трагизма (неразгаданный сон, две розы, Чайльд-Гарольд и др). Есть жанровые пьесы(Баркарола, Колыбельная), восточные хоры (Дарует небо человеку, Молитва бедуина), попытки воплощения общественно-гражданской темы (Голод, На Родине, Идут). Несколько больших развитых хоров (8ми голосное Жизнь; в сонатной форме- Грозовые тучи). Мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хоровых красок, выразительное прочтение текста (трудность- разная подтекстовка). Реприза динамизирована, кульминация. Постепенное включение партий, имитация, показ темы в различных голосах и регистрах, дивизи. Заботится о плавности и логичности голосоведения.

Даниил Ратгауз

Поэт Даниил Максимович Ратгауз родился в Харькове 25 января (6 февраля) 1868 г. Окончил в Киеве гимназию и юридический факультет Киевского университета (1895). Служил присяжным поверенным. Жил в Киеве, наездами бывая в Петербурге. В 1910 г. обосновался в Москве. Отец поэтессы, прозаика и актрисы Татьяны Ратгауз-Клименко. Дебютировал в печати в 1887 г. Литературным «крестным отцом» стал Василий Немирович-Данченко. Печатался в многочисленных газетах, еженедельниках и журналах («Наблюдатель», «Новый век», «Нива», «Север», «Сцена и жизнь», «Дамский мир», «Всемирная панорама», «Весь мир», «Пробуждение», «Огонек», «Новый мир», «Журнал для женщин», «Синий журнал», «Вестник Европы» и другие). Еще студентом послал свои стихи П. И. Чайковскому, который сочинил шесть романсов на стихи Ратгауза («Снова, как прежде, одни» «В эту лунную ночь», «Мы сидели с тобой»). На стихи Ратгауза романсы писали также Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, Р. М. Глиэр, М. М. Ипполитов-Иванов, Ю. И. Блейхман, А. Т. Гречанинов. Первый сборник «Стихотворения» (Киев, 1893). За ним последовали книги стихов «Песни сердца» (Москва, 1896), «Собрание стихотворений» (Санкт-Петербург – Москва, 1900), «Песни любви и печали» (Санкт-Петербург – Москва, 1902; второе издание 1903), «Новые стихотворения» (Москва, 1904), трехтомное собрание стихотворений (1906), «Избранные стихотворения» (Киев, 1910), «Русским женщинам» (1915), «Мои песни» (1917; книга переиздана в Берлине в 1922 г.). В 1918 г. переехал в Киев. В 1921 г. эмигрировал, после недолгого пребывания в Варшаве поселился в Берлине, с 1923 г. в Праге. Участвовал в литературном кружке «Далиборка», состоял в Союзе русских писателей и журналистов в Чехословакии. Вместе с В. И. Немировичем-Данченко считался старейшим и известнейшим из живших в Праге русских писателей. Печатался в газетах «Либавское русское слово», «Слово», «Сегодня», «Двинский голос», «Эхо», журнале «Для Вас» и других изданиях. Издал сборник «О жизни и смерти» (Прага, 1927). В последние годы из-за тяжелой формы гипертонии был прикован к постели, однако продолжал писать. Незадолго до смерти начал готовить новый сборник, в который должны были войти стихотворения последних лет, а из старых - наиболее известные. Книгу издать не удалось. Умер 6 июня 1937 г. в Праге. Похоронен на Ольшанском кладбище.

Литературный текст написан Даниилом Ратгаузом:

Уснуло всё. Замолкли птицы.

Весь мир кругом объяла тишь.

Сверкают бледные зарницы,

едва колышется камыш.

Уж темноокая, немая

нисходит ночь с немых высот

И песни неба, песни рая

она задумчиво поёт.

Но без любви мертва природа,

В ней счастья нет, нам счастья нет.

Как это часто встречается у поэтов-романтиков, лирическая пейзажная зарисовка наполнена глубоким философским содержанием.

Все мы наблюдали, как природа меняется с наступлением ночи. Солнце село, темно кругом, природа спит. Кажется, что весь мир кругом объяла тишь. Прислушавшись, можно услышать, как ветер колышет листву деревьев, пение сверчка.

Образы природы проецируются на чувства человека и осмысляются с духовно-нравственных позиций:

Но без любви мертва природа,

В ней счастья нет, нам счастья нет.

Можно предположить, что любовь в понимании поэта– не только чувство, живущее в сердце конкретного человека, но и любовь Творца вселенной к своему творению, одушевляющая и животворящая все сущее.

Согласно поэтическому тексту, музыкальный материал представляет два контрастных образа: первый - спокойный, умиротворённый:

Уснуло всё. Замолкли птицы.

Весь мир кругом объяла тишь.

Второй - более действенный («Сверкают зарницы и колышется камыш»).

Музыкально- выразительные средства.

Произведение относится к жанру лирической хоровой миниатюры. Одним из стилевых истоков является присутствующая в скрытом виде танцевальность (полонез):

Хор написан в простой двухчастной форме, каждая из частей представляет собой период из трёх предложений.

В создании гармонического языка композитор опирается на традиционные гармонические средства с небольшим вкраплением альтерированных аккордов.

Ритм гармонических смен совпадает с общим ритмом.

Композиционная схема произведения

51 такт(начинается с затакта).

Кол-во тактов

16 (8+8)

16 (8+8)

Тональный план

1-9 такты - A dur , 9-16 т . Т =4 ст . (Е dur)

16т. T =5 гарм. (а moll ), мажоро-минор: 24 т. D 65 к A dur

25 т. A dur ; отклонения в D dur (31-32 т. через D 2 и 32-33 т. через D 43.)

A dur утверждается (два раза повторяется оборот D 9- D 7-Т в 42-45т, в тактах 49-51- T )

Таким образом, основная тональность произведения- A dur, а основа гармонического языка произведения – натуральный мажор с элементами мажоро-минора.

Темп moderato, умеренный(четверть =92). ¾. Все голоса фактуры богато мелодизированы, тематический материал излагается в разных партиях. Мелодическая линия выстраивается в восходящем движении, от баса к сопрано. Музыкальная фраза переходит из одного голоса в другой.

Мелодия гибкая, песенная, интонационно выразительная, не отличается ритмической сложностью, но в ней присутствуют широкие скачки:

Скачок на ч.5 не только придаёт мелодии изящества, присущего творчеству Кюи, но и как бы обволакивает слушателя, передаёт красоту и прелесть дремлющей ночной природы.

Музыке присуща звукоизобразительность:

Выключения и включения партий

Динамические контрасты

Агогика

Использование тембровых красок:

Композитор не зря отдаёт первоначальное проведение главного мотива партии басов- спокойный, низкий бархатный звук погружает нас в атмосферу ночного затишья.

Гомофонно- полифоническая фактура.

В музыке встречается гармоническая фигурация (и песни рая… 9,13 т).

Гибкое следование музыки за текстом.

Особенности хорового изложения (вокально-хоровой анализ)

Смешанный хор, 4 партии, divisi есть во всех голосах. Таким образом, в целом это восьмиголосный хор.

Диапазоны хоровых партий

В целом тесситурные условия удобные. Трудность представляет «ля» второй октавы на нюансе «f» у сопрано (т. 40), к которой нужно привести крещендо. Может возникнуть проблема форсированного, кричащего звучания в этом месте. Здесь следует петь светлым, но прикрытым звуком, добавив немного вибрато для «серебристого» звучания.

Басы выполняют в основном функцию основы, фона. Остальным же партиям поручается то аккомпанирующая, то руководящая роль.

Вокальная нагрузка хоровых партий разная. Наибольшая нагрузка приходится на партию сопрано, так как он она является ведущей.

При исполнении произведения у исполнителей могут возникнуть определённые трудности с интонированием. Музыкальный материал каждой партии содержит полутоновые ходы, широкие скачки:

Большую сложность играет разная подтекстовка партий, характерная для хорового творчества Кюи:

Здесь большую опасность представляет неясность слов при одновременном произношении разного текста. Дикция должна быть предельно чёткой и ясной, для этого нужно с каждой партией несколько раз утрированно и в темпе проговорить их текст.

Разная подтекстовка, в данном случае, стремится лучше раскрыть образ произведения.

Ночью природа не умирает, она живёт и тогда, когда всё погрузилось во мрак. Стрекочут сверчки, колышется камыш, журчит ручеёк, где- то вдали сверкают зарницы. Каждая партия олицеторяет разных живых существ, разные события, которые гармонично сочетаются и создают одно целое- атмосферу ночной умиротворённости.

Наиболее характерные особенности произведения Ц.Кюи «Уснуло всё»:

Звукоизобразительность;

Разная подтекстовка;

Агогика;

Использование хоровых красок;

Мелодическая линия переходит из одного голоса в другой, выстраивается от нижних голосов к верхним;

Мелодика песенного характера, интонационно выразительная, не отличается ритмической сложностью, но в ней присутствуют широкие скачки;

Включение и выключение партий из общего звучания;

Красочная классико-романтическая гармония.

В исполнении произведения необходимо добиваться хорошей дикции: четкого произношения согласных и максимального пропевания гласных.

Звуковедение – предельное легато.

Дыхание осуществляется преимущественно по фразам, во время пауз. На выдержанных и залигованных звуках – цепное дыхание. Есть цезуры, которые нужно сделать по логике, исходя из поэтического текста (5, 8, 29 такты).

Произведение следует исполнять светлым, но прикрытым звуком.

Для исполнения данного произведения необходим профессиональный или опытный хор желательно с большим опытом работы.

Вопросы исполнения (исполнительский план).

Произведение представляет собой хоровую миниатюру в жанре пейзажной зарисовки, поэтому музыка имеет лирико-изобразительный характер. В средней части сквозное развитие приводит к кульминации, а крайние части более статичны, так как в них представлен один музыкальный образ. Темп moderato (умеренно). Присутствует агогика - poco ritenuto в 24 такте, ritenuto в 46 такте и до конца произведения. Нюансировка: с начала произведения хор держится в нюансе «p». В 3 такте небольшое крещендо к тоническому аккорду в четвертом.

Следующий раздел («сверкают зарницы») более действенен, меняется ритм, изложение и соответственно динамика- mf. С 16 такта начинается динамическое развитие - от pp к f в 20 такте. Это кульминация произведения. В 20 такте композитор внезапно ставит нюанс p, что представляет сложность как в показе, так и в исполнении. Это обусловлено смысловым акцентом текста («и песни неба, песни рая она задумчиво поёт»).

Небольшое крещендо к последнему слову и пауза после него как бы проводят черту между разделами, делая форму произведения конкретной и ясной. Реприза начинается в первоначальном темпе и первоначальной динамике, однако в ней идёт не точное повторение музыкального материала, и крещендо приводит к отклонению в 4 ступень (33 такт). Композитор ставит marcato при проведении темы у теноров, это обусловлено тем, что обычно тенор - средний голос для заполнения фактуры, а здесь нужно, чтобы тема прозвучала ярко и весомо. Далее, в 38 такте, следует крещендо к f в 40 такте, которое также достигается путём расширения диапазона, восхождения мелодии и повышения тесситуры (к «ля» второй октавы у сопрано). Последний подраздел, 41 такт, начинается у басов на первоначальном материале и на динамике p, хор на ней остается до 48 такта, а далее- poco ritenuto и затихание вплоть до ppp, характерного для композиторов-романтиков, каковым и являлся Цезарь Кюи.

Основной исполнительский принцип в данном произведении – непрерывность развития.

Текст подчиняется музыкальной фразе.

Произведение Цезаря Кюи « Уснуло всё» представляет собой образец романтического стиля. Это проявляется как в образном содержании (природа и человек), так и в особой тональности (мажор с элементами мажоро-минора), и в особых видах аккордов, например, альтерированной субдоминанте. Стиль письма- имитационная подголосочность. Всё это- атрибуты романтического стиля, присущего Кюи.