Романность в лирике Ахматовой. Лирические миниатюры Лирическая миниатюра

МИНИАТЮ́РА - (от итал. ) - небольшое прозаическое, стихотворное или драматическое (скетч, интермедия) произведение строго законченной формы. Термин широко употребляется в живописи и музыке. В русской прозе миниатюры часто носят название "картинок", "зарисовок", "набросков", "заметок", "записей" и т.п. Вот одна из многочисленных лирических заметок, вошедшая в книгу миниатюр В.А. Солоухина "Камешки на ладони": "Существует много попыток определять поэзию. Наверно, ее определяет еще и то, что нельзя пересказать словами стихотворение, строфу или строку, не затратив на пересказ гораздо больше слов, чем содержится в стихотворении, строфе, строке". Стихотворные миниатюры, являющиеся труднейшей формой лирики, доступной только подлинным мастерам, встречаются у многих русских поэтов. Примеры лирической миниатюры:

Из полутемной залы, вдруг, Ты выскользнула в легкой шали - Мы никому не помешали, Мы не будили спящих слуг... (О.Э. Мандельштам) Неслыханный голос в молчанье живет - о радости зов! Безмолвное древо в сознанье растет на кладбище слов. Незримого мира невидимый пост огнем утвержден. Всеобщее благо встает во весь рост - и счастлив закон! (Э.В. Балашов)

К поэтическим миниатюрам относятся философские четверостишия Омара Хайяма, японские танки, русские частушки.

Лирические миниатюры





Королевство осени

Недавно было лето. Но сейчас об этом можно только вспоминать. Королева осень расстелила мягкий золотистый ковер листьев. Ветер дул и наклонял деревья. Осень шла и забирала дни и отдавала ночи. Алый бисер рябины краснел, а осень снимала и нанизывала на серебряные нити ягоды. Осень шла, постукивая прозрачными каблучками своих туфелек по хрустальным корочкам замерзших лужиц.


Осень

Осень - это золотая птица. Махнет правым крылом - солнышко выглянет. Махнет левым крылом - похолодает. Полетит золотая птица провожать птичек в теплые края. Села золотая птица на иву, взмахнула своим золотым опереньем, и ива стала волшебная, красивая и яркая. Носится золотая птица, нагоняет тучи, а за ней ветер. Ветер сбивает листья, и они, обессиленные, падают на землю.




Осень

Живут на свете четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень. Все они добрые и красивые, а вот по характеру отличаются друг от друга.

Сестра Осень самая непостоянная. То она радостная, веселая, то грустная, унылая.

Я люблю солнечную Осень. Голубое небо высоко-высоко. На земле лежит бархатная шубка из листьев. Деревья очаровательны. Липа любит одеваться в костюмы лимонного цвета. Береза наряжается в чудесное золотистое платье. Красные, желтые, зеленые листья клена так и притягивают к себе.

Дождливые дни мне не нравятся. У Осени портится настроение. Она надевает серые одежды и о чем-то плачет. Может быть, грустит о том, что скоро придет ее сестрица Зима, а о ней забудут.

Музыкальная зарисовка. П.И. Чайковский «На тройке»

Мы собираемся кататься. Я очень рад, я веселюсь. Вот поехали! Бубенцы звенят, играют! Тройка резвая галопом побежала за ворота. Ветер задорный гонит снег в лицо, мы едем, точно порхаем. Снег блестит. Он серебристый, но от солнца есть снег красный, желтый, а в тенечке - голубой. Снег искрится, от этого устают глаза, но все равно они распахнуты, смотрят вокруг: поля, луга… Тройка весело несется, наезжает на сугробы, скачет по мосту через речку, льдом покрывшуюся давно.

А морозный запах бьет в нос - он свежий, ароматный, обжигает грудь мне! Как здорово прокатились!



Вид из окна, когда у меня хорошее настроение

Скоро прогулка. Все самостоятельные сделаны, поэтому меня заберут рано. На улице вывалил снег. Снег мокрый, можно будет поиграть в снежки. На улице довольно тепло, всего лишь 0 градусов. Около дороги припарковалась какая-то новая интересная машина. На улице царит суета, как перед праздником: кто-то куда-то спешит. Нет яркого солнца, и поэтому больше не придется жмурить глаза. Деревья, припорошенные снегом, напомнили мне про лес, растущий около дачи: тихое перешептывание деревьев и мягкий запах сосны. Я посмотрел в другое окно и увидел наш спокойный, степенный школьный двор, всё на дворе как будто было в ожидании прогулки.


Вид из окна, когда у меня плохое настроение

Я выглянул на улицу. Там суетливо, как муравьи, бегали туда и сюда прохожие. Так надоела их бесконечная суета, что трещит голова, да еще и солнца нет - сразу же хмурое настроение. Если будет продолжаться потепление, то вообще утонешь в грязи. В общем, все казалось противным: вороны, роющиеся в помойке, эта тупая неоправданная тишина, безжизненность и неподвижность школьного двора.

ПО КРАЮ ПРОПАСТИ

Никогда не знаешь, куда выведет тебя твоя дорога жизни: в поле широкое, привольное, где дышится полной грудью свободно, где солнце светит, щедро рассыпая лучи свои на землю, где прошлое приводит тебя к порогу сего дня и устремляется в будущее. Тихо колышутся травы, и весны сменяют одна другую.Все понятно в этой жизни, стабильно и успокоено. Но не все дороги пройдены. Не закончились еще испытания. И, пройдя поле широкое, привела Судьба тебя к Любви - краю пропасти, где каждый шаг – риск, каждое движение обусловлено… Неверный шаг – обрыв. Страшно вниз глянуть - без дна та пропасть. Осыпается земля под ногами, уносит эхо твой голос. Нельзя кричать, нельзя сотрясать воздух. Эхо теперь твой недруг, разбудит страсть в Душе. Хлынут лавиной чувства, и размеренность твоей жизни рухнет в одночасье. Только и осталось: возносить молитву к Небу: Спаси и Сохрани. Да просить уже опоздала. Не запретить теперь сердцу своему любить, не уберечься от бессонных ночей. А мысли о нем, бесконечно любимом, обреченно далеком, стали постоянными спутниками. Не покинут уже никогда, став воспоминаниями со временем. Теперь не для себя прошу. Для него. Нельзя ему в ту лавину попасть. Не готов, не может, не для него эта лавина. Не легко Душе его выбраться из лабиринта своих испытаний, не выдержать ей двойной тяжести...
А мне надо, чтобы он жил. Просто видел солнце, дышал и радовался каждому новому дню. Только знать я должна: он есть, и звезда его горит на небе. Тогда я вниз смотреть не буду, чтобы не кружилась моя голова от бесконечности в неё падения, а поднимался бы мой взор к небу, Звезду свою путеводную находя.
– О чем же просишь ты тогда?
- Спаси и сохрани его...от меня.
Печально опустились ее ресницы. Замерла слеза на щеке. Вдруг коснулись руки ее ласково, увлекая от края, где стояла она, как зачарованная. Узнала она Ангела с глазами своей матери. Уводил он ее от края ее горечи. Светилась в его глазах вечная любовь. Помнила она эти глаза из далекого детства.
-Ты не одна, - шепнул ей Ангел. В мире много дорог. Вот эта - дорога к людям, иди, ничего не бойся, не покидаю тебя в минуту горечи, и в счастье я буду рядом с тобой. Смеркалось. Зажигались на небе звезды. Но ярче других горела ее Путеводная Звезда.

ТЕБЕ ОДНОМУ ПОСВЯЩАЮ... Свечи горели на столе, вздрагивая мерцали. Огонек вдруг начинал метаться и тени беспокойно тревожились. Особенная ночь. Раз в году. Завтра пресветлый праздник. Может, это Души наши остались наедине? Там, за мерцанием свечей, твои глаза. Разве сон это? Можно протянуть руку, дотронуться до твоего плеча. Одно лишь прикосновение, чтобы понять, осознать и увериться: ты тут, рядом со мной, и любимые глаза твои напротив. Скажи мне, кто нам начертал на судьбе встретиться так случайно, так неожиданно и так навсегда... Узнать тебя среди множества. Теперь мы можем разговаривать молча. Мы знаем мысли друг друга. Слова... Боюсь говорить, боюсь терять время. Секунды уходят. А мне нужно запомнить тебя, запомнить это мгновение. Может быть, вся моя предыдущая жизнь была прологом этой встречи. Дано мне было встретить тебя, чтобы измерить глубину своей души. Повлажнел мой взгляд. Так близко ты еще никогда не был. Сейчас исчезнет видение. Знаю, привыкла. Ты приходишь из сна, покидая меня на светлый день, чтобы снова вернуться. Сколько это продолжается? Годы уже... Еще секунду, еще, чтобы запомнить тебя.Сегодня особенная ночь перед возрождением в пресветлый праздник жизни… От сутолоки жизни воскреснет душа и поймет: нет, невозможно уже нам исчезнуть, уйти или потеряться… Хочешь, я буду каплей дождя в твое окно, или мотыльком невесомым сяду к тебе на ладонь, чтобы крылышком тебя коснуться своей лаской, или утренним лучиком солнца мне быть,чтобы душа твоя согрелась от сумерек ночи. А полночью звездочкой тебе светить я буду, мечта чтобы твоя была высокой. Но более хочу я радугой твоею стать над твоим домом, чтобы был ты всегда уверен: мир разноцветный, если радуга ярко светит. Музыкой звучит нам эта ночь, окутывая нас, сокращая расстояние. Да и нет его вовсе, если есть единение Душ. Мы с тобой будем жить долго. Всегда. Никогда не теряя. Всегда обретая друг друга, любимый мой...

Фредерик Шопен Прелюдия №4.

http://www.youtube.com/watch?v=GwDpCiKBRHQ&feature=related

ОСЕННИЙ ТРЕПЕТ САДА

Старый сад прощался с летом. Шумели под осенним ветром ветви. Замирал он в своем раздумье. Листья печально прощались с последними лучами теплого солнца. Все проходит… Было лето, страстным зноем дышала земля.Аромат цветов пьянил, кружил голову своей нежностью. Еще совсем недавно…. Теперь последние краски лета блекнут, никнут к земле цветы.Покинула их любовь. Шелестела листва…прожила она целую жизнь от возрождения весеннего до печали осенней, прощальной. Падала, кружась по ветру. Отдал сад свои плоды весенней трепетной страсти…. Остались в прошлом летние дожди, очищающие своим свежим дыханием. Замолкали птицы, улетая…

Замирает вот так и сердце человеческое, прощаясь со своим прошлым, как этот сад. Все проходит: и горечь, и радость. Ложится на дно души воспоминаниями о былом. Неизбежность. Закон природы – закон жизни - уходить… Пора созерцания на смену бушующим страстям молодости. Раздумья осени о своих счастливых днях, ошибках и потерях. А жизнь человеческая – тот же сад осенний.

Вдруг порыв ветра тронул оголенные ветви, тревожно вздрогнули они, теряя свои последние листья. Вздрогнуло сердце, вспомнив, оживив дорогой образ на мгновение. Значит, ничего не ушло в забвение, только замерло до весны, до встречи, до весенних лучей солнца, до прикосновения его взгляда. Не исчезает память, не покидает Любовь …Старый сад, мудрый, терпеливый. Постою среди твоих ветвей оголенных. Мы с тобой дождемся весны…Белого твоего цветения и новой надежды. Не засыпает Душа, лишь замирает в ожидании...

ФЕВРАЛЬСКИЕ ВЬЮГИ Он торопился домой. Казалось, этой командировке не будет конца. Область большая. Проверки, акты, напряжение противостояния,усталость. Но не это сейчас его угнетало. Как там она? Пять дней ни звонка, ни ответа...Февраль таким вьюжным, холодным выдался. Из тьмутаракани окраин области не так – то просто домой вернуться.

Да не может же с ней что – то за пять дней произойти, - пытался он успокаивать себя, но аргументов сильных найти не мог для уверенности своей, а потому последние километры до города были для него испытанием терпения.
-Как там она говорила: «Некоторое время я без тебя могу, а потом не могу совсем. «. Ну потерпи, родная, минут сорок еще…
Она застряла на даче. Здесь было теплее и надежнее одной пережить эти морозы, дожидаясь его. Каждый день стояла у запорошенного окна. Была видна дорожка. Тут она его обычно ждала с работы вечерами. Он шел к дому, видел её в окне, весело махал рукой, что означало:
-Вот он я. Разрешаю себя целовать, кормить и сразу говорить обо всех женских глупостях и умностях, от которых мне всегда весело…потому что я только голос твой слушаю, а умности твои уже не анализирую – не могу, отключаю рядом с тобой интеллект свой, отпускаю и его на отдых до утра…
Она грустно улыбнулась. Вздохнула прерывисто. Пять дней отключен телефон, дороги занесло и от мира отрезало. Пять дней она стоит у окна…бесполезно. Ждет. Будет ждать всегда.
Входную дверь открывал, торопясь. Ключ не хотел слушаться замерзших его рук. В доме было тревожно – тихо. В кресле у окна увидел её, хрупкую, спящую, закутанную в его серый домашний халат…Не раздеваясь, присел на корточки перед ней.
-Ты говорила, какое – то время можешь без меня, а потом не можешь СОВСЕМ. Вот это СОВСЕМ сегодня со мной случилось, - думал, глядя в осунувшееся ее лицо. Ладошки её были теплыми по – детски. Он прижался к ним губами.
- Ты...выдохнула она, не открывая глаз. Наконец – то… Солнце мое, - просияли её глаза
–Как мне плохо без тебя, невыносимо мне без тебя, -взгляд его был задумчивым.
Вдруг он извлек из недр своего пальто нечто, разжал её руку, и положил ей это НЕЧТО на ладонь. Это было маленькое сердце. Сувенир. Символ.
–Пять дней думал я о тебе. Не было мне покоя. Сердце свое тебе отдаю. Хочу, чтобы оно в ладонях твоих было. Только им доверяю. Это тебе безвозвратный мой дар. Не могу без тебя, СОВСЕМ не могу, -удивился своему тихому голосу, своему прозрению…
Вьюги, что этим двоим теперь до вас? Можете гулять по миру, кружиться, заносить снегом дороги…Что им теперь до вас? Они нашли друг друга, дождались….
Успокоенным засыпал заснеженный мир февральский…А весна…Для неё свои сроки в душе каждого …

НОЧНАЯ СЕРЕНАДА Она проснулась. Вдруг. Что – то изменилось в тишине ночи. Проникло в ее сон. Беспокоило ее сознание. Открыла глаза,прислушалась... Простоволосая, босая, в длинном ночном одеянии, распахнула окно. Сад обрушил на нее свое цветение.Ворвался в комнату, закружил голову пьянящий аромат.Пел мужской голос. Ветви цветущих деревьев заслоняли его лицо. Присев на подоконник,слушала. Она узнала бы этот голос из множества, тот далекий и родной, узнаваемый тембр. Тихо переливы гитары вторили ему. О чем пел он? О красоте ночи и звездах, о небе и первых лучах солнца...Не разбирая всех слов,понимала: это он, ее странник. Шел он всю жизнь к ней навстречу сквозь жизненные лишения и тяготы пыльными дорогами судьбы. Теперь он рядом. Не видно в темноте его глаз – не надо. Она знала их,изучив до мельчайших подробностей лицо, могла бы по памяти написать его портрет. Долгими бессонными ночами вглядывалась она в его глаза на старых фотографиях, разговаривала. Да не мог он ответить на все вопросы, оставляя ей право самой находить ответы. Стоило ей только закрыть глаза и раньше – он был рядом, всегда с ней. А теперь пел у неё под окном о странствиях своих и прежней тоске. Как долга была его дорога к этому саду, к ней, как шел он наугад по жизни, и только ее путеводная звезда никогда не угасала, ориентиром была всю жизнь. Пел, не надеясь, что она проснется и услышит его серенаду. Услышала не она – Душа ее.Ночная прохлада обнимала ее плечи, а голос пел, как утренним ветром касается ее губ и солнечным лучиком согревает ее, ложась у ее изголовья. В полночь ей стало тепло. Тот, кого ждала, о ком мечтала перед дерзким морским прибоем, или у горящей свечи, или глядя на плывущие облака, теперь был рядом. Так близко за долгие годы впервые.В сиянии яркого серебряного света луны не спали двое. …Пел мужчина о своей любви...Трепетало женское тело то ли от ночной прохлады сада, то ли от пробуждающейся в ней желания ощутить его сильные руки,прильнуть к нему и отдать себя его ласкам.Не было теперь между ними долгих лет разлуки и неумолимого расстояния. Сердце ее радостно внимало этим звукам нехитрой мелодии. Одни они оставались в эти мгновения, и мир вокруг отступил, замер, затих, чтобы эти истосковавшиеся две души поняли: дождались они друг друга. Что это? Сказка? Нет.Это сбывшаяся их мечта...Не могла женщина оторваться от этой ночной серенады, чтобы вот так,босой сейчас же сбежать по ступеням. Голос завораживал. Мысли их, как прежде, так и теперь,пульсировали в такт сердцу: одна у них теперь дорога, одна стезя.

Я тебя никому никогда не отдам...
-Я его никогда не отпущу от своего сердца...
А луна все лила свой свет, ночь оберегала их в этом признании. Тонкие серебряные нити счастья соединяли уставшие от долгого пути две души.
-Ты вернешься через час, через день или через вечность, - помнила она его слова.
Вернулись они оба, теперь уже навсегда…

Кавычки – хитромудрое создание, не иначе. Говоришь одно, смысл другой вкладываешь. Догадайся, попробуй, доберись до смысла через эту кольчугу. Ирония там, насмешка или просто переносное значение. «Люблю «. Если в кавычках – значит - ненавижу. Разница - всего лишь две маленьких кавычки. Однако, меняют смысл на противоположный. Вот ведь, недоразумение.

Запятая – это остановка дыхания, пауза или бесконечный повтор до головокружения. Если остановить себя – задохнуться можно. Люблю, люблю, люблю… И хочется бесконечно твердить одно и то же, как заговор или как мантру

Многоточие - открытый финал, недосказанность, и есть надежда еще что – то совершить, еще отдать или еще принять. Многоточие - это время, текущее рекой между двумя берегами - тобой и мной. Разве все сказано, все решено? Многоточие - шанс дописать открытый финал отношений

Точка - это конец. Без возврата. Невозможность исправить. Безысходность. Приговор. Сказал, как отрезал.Все. Точка. Не ставь её, не торопись, задержи дыхание, засомневайся, замри. Не опусти ручку на бумагу, не стряхни чернил кляксой в конце. Не смоги её поставить. Удержись. Переживали мы невзгоды, преодолевали отчуждение, уходили, возвращались. Обиды претерпевали. Разве не причина её , беспощадную, не поставить, разве не оправдание, разве...даром все, что было?
Многоточие или точка. Вечный выбор.

Вот они, знаки. Так уж они и ничтожны? Каждый из них может означать решение или отказ от действия, насмешку или мучительные поиск. Может быть, они становятся вехами в судьбе? Никогда не задумывались?
Кого звать на помощь в выборе знака? Вечные истины.
"Любовь не перестает" - нельзя опровергнуть. Вот тут поставим точку. ЛЮБОВЬ НЕ ПЕРЕСТАЕТ. Тогда и знаки ставим в соответствии с этой истиной. Разве ошибемся?

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ИЛИ ЗНАКИ СУДЬБЫ? Слово - живительная влага. Возвращает к жизни. Вдохновляет поверить в невозможное. Отдает свою энергию надежды. Оно же яд, пощечина. Заставляет содрогнуться от жестокости сказанного, брошенного смысла тебе в лицо. Пыль, слепящая глаза. Вода, разбавляющая смысл главного, хаос мыслей.

А знаки препинания? Что есть они, поставленные после слова?

Восклицание – восторг, многократность радости. Люблю! Хочется слушать и слушать эту мелодию звуков. Это порыв Души, признание. Повторяй его, любимый. Не устану я слушать это восклицание. Сколько оттенков: радость до восторга, тихий шепот, до замирания души. Эхо памяти. Никуда не деться, не спрятаться, не обмануть себя. Открытие, вдруг озарившее тебя. Самое важное, самое удивительное в твоей жизни.Решение после мучительных раздумий. Вывод: Люблю!

Знак вопроса – бессонные ночи. Мучительные раздумья, когда вся сущность твоя ищет ответа, а он все ускользает. Ничего не можешь делать. Ходишь по замкнутому кругу. Все решаешь эту задачу. Избавляешься от сомнений, но…никак не дается тебе ответ.Люблю?

Тире – бесконечное сравнение. Поиск радужных красок, или горькое прозрение. Любовь – горечь. Любовь – счастье. Любовь – мечта. Любовь – надежда

Скобки – вынесенное размышление «за кадр» текущих событий. Не представляю я себя без этих глаз напротив, без его голоса, без его тревоги и его нежности (не мыслю уже себя по – другому) Сколько остается несказанных слов, спрятанных чувств в этих таинственных скобках. Не дают они воли словам, ограждают своими скобами, связывают, тормозят недосказанностью. Замирает слово, потом прячется за их прикрытием. Куда бы деть их? Куда забросить?

ДВА БЕРЕГА Что наша жизнь? Река. Течет. Бурно преодолевает пороги проблем. Разливается спокойной гладью, как будто останавливаясь. Полнится талыми водами наших чувств. Мы с тобой - два берега, две судьбы. Вот только мосты все сожгли сами, не глядя, не думая. Но и теперь есть выход: в брод эту реку перейти. На ощупь, шаг за шагом, медленно преодолевая эти подводные провалы и течение обстоятельств. Ты с одного берега, я – с другого. Навстречу. Рискуя. Легко по мосту было ходить. Привыкли, ценить перестали, самонадеянны в своей гордыне. Наказаны. Теперь брод - спасение, новое постижение друг друга. Не страшен тебе холод этой воды? Нет? Обжигает она неизвестностью Да что спрашивать, вошли мы снова в эту реку. Снова идем навстречу друг другу.

Где ты –ы –ы -? -Эхо по реке.
-Рядом я, здесь… Слыши-и-и-шь?! – мечется голос в ответ.
Иду на твой голос. Не боюсь я ничего. Если и не вижу тебя, все равно знаю: ты тоже шаг за шагом постигаешь дно моей души. Уготовило Провиденье нам еще одно испытание. Ничего, мы его пройдем. Имеем мы эту магию притяжения. Не ослабевает. Не покидает нас. И ориентир у меня есть – твое сердце, а у тебя – мое. Рады мы, что брод этот нашли, в бездну пустоты не провалились оба, и омуты равнодушия нас пощадили. Ты сильный, а я вдруг замру от страха тебя потерять. Тогда прошепчу в очередной раз
- Где ты? А ветер принесет мне с твоего берега:
- Дотерпи.Там остров есть посреди реки – наша Надежда. Иди, не останавливайся
- День за днем, минута за минутой постигаю тебя, мой родной, преодолевая этот брод, потому что люблю…
-Тебя…тебя… тебя… - откликается эхо

ПОЗДНИЙ ЗВОНОК Сколько дней таких было в ее учительской судьбе? Дней Последнего звонка, выпуска, конца учебного года …Множество. Но в эту весну она прощалась со своим последним классом. Семь лет жизни и они, маленькие, разные, в бантиках и вихрастые, «голуби ее сизокрылые « теперь стояли рядом с ней на линейке, прекрасные в своей юности. Сейчас прозвенит Последний звонок,и сердце ее замрет от горечи расставания. Таков закон жизни: не удержать их, ее учеников, нельзя не отпустить.Неизбежен этот круг жизни от малого до великого, от босоногого детства до высокой мечты юности...Она сегодня их отпустит, как сейчас из рук выпустит трепещущего голубя в небо. Разомкнулись ладони,и голуби взметнулись облачком белым со школьного крыльца высоко в небо. Стояли они, как завороженные на школьном крыльце: класс и их учитель. Таяли звуки последнего школьного вальса.

Тишина класса…нет родных глаз, нет детских шалостей и напряжения урока, нет их…
Телефонный звонок заставил ее вздрогнуть
- Поздравляю...Еще один выпуск...у Вас,- голос из далекого прошлого грустно вздохнул.
- Я узнала тебя.Поняла откуда ты дозвонился…Я помню эту степь твоей юности…нашей юности.И себя девчонкой с университетским дипломом помню. Тюльпаны ты мне охапками носил,а высоко в небе пел жаворонок. Первый наш выпускной, и голуби,улетающие в небо, как и сегодня. Далека она, эта весенняя степь сейчас.
- Хочу признаться...я влюблен был в Вас по уши, а сказать не мог это учителю своему - трубка замолчала,- тебе, - торопливо поправил голос себя. Я влюблен был в тебя. Не посмел сказать
Она оторопела. Трубка едва не выпала из ее рук.
- Это как?
- Но не то сейчас главное, что влюблен был. Я тебя всю жизнь люблю. Хочешь, по памяти портрет твой нарисую, как ты тетради проверяла, волосы падали волной с плеч твоих. Седой я уже. И времени мне хватило, чтобы понять эту правду: ты - единственная женщина для меня с тех пор. Понимаешь …ты и сейчас такая для меня, - он замолчал
Она прикрыла глаза, вспоминая тот первый свой экзамен в одиннадцатом классе. И стихи, которые он читал: « Я вас любил…» Отчетливо всплыло в памяти, как она трепетала, тогда молодая учительница, радуясь его успеху. Оказывалось через десятилетия – он это ей говорил стихами поэта…
- У меня сегодня был Последний звонок,- вздохнула,- а твой...уже Поздний. Опоздавший. Мы это оставим в прошлом в светлой дымке воспоминаний.
- Ничего подобного, какое прошлое? Через пять часов перелета встречай меня в аэропорту. Я тебя из тысячи узнаю, да вот меня, седого своего ученика, тебе вряд ли удастся глазами найти, как бывало. Я понял: уходит жизнь. Не будем больше мы последних звонков ждать,любимая …
Трубка замолчала. Там торопились.Ничего как будто не произошло за эти минуты.Так казалось…Но она теперь знала: там, в вышине чистого неба, их голуби нашли друг друга однажды...много лет спустя.

ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ - На кого я похож!? Что это я в зеркале вижу? Чьё лицо? Мое? Нет, я хочу другое,- знакомые вопросы отражению своему в зеркале, не правда ли? А что ждем в ответ?

Как же, покину я тебя, размечтался. Уж какое есть – терпи. Не маска – лицо твое родное. А нужно ли тебе другое? Ну шрам небольшой, ну морщинки у глаз, ну родинка не на том месте, и что? Так ведь знают тебя по твоему лицу, узнают.
- Большое дело – по лицу узнавать. Это визитная карточка:посмотрел – узнал. У меня в запасе еще одно лицо есть. Для других надобностей.
- А про надобности нельзя ли подробнее узнать?
- Ну как же, надобности разные бывают. В офис придешь – там лицо без улыбки доставать нужно,чтоб даже глаза не улыбались. У друга на кухне расслабиться можно. Больше естественности.На кухне разницы нет, что в глазах твоих таится, да там и не таится ничего. С девушкой общаться – вообще вывалять лицо нужно в сахарной пудре. Улыбаться сладостно, многообещающе. И надеяться – вдруг поверит? Экзамен пойдешь сдавать - умное лицо нужно, с оттенком трагизма ночей, что недоспал.
- Долго издеваться над собой собираешься? Про утюг забыл.
- А это еще зачем?
- Что ж тут непонятного – морщины разглаживать, чтобы глянцевой обложкой с журнала было лицо!
- Издеваешься. Понимаю. Знаешь, отражение, иногда сам устаю от своей многоликости. И так тоскливо иногда станет, хоть плачь!
- А плакать - то еще не разучился? Чтобы плакать – мало лицо только иметь. Душа нужна.
- Да, зеркало, я умел когда – то смеяться и плакать тоже умел. Когда лиц у меня много стало,Душа меня бросила, и я себя потерял. Если бы не ты, старое зеркало, я бы сам себя узнавать перестал. Почему я стал таким многоликим? Зачем?
- Лукавишь опять! Приспособился ты, и лица свои под все случаи жизни приспособил.Самому себе противен стал. Не все потеряно, значит, с тобой.
- Как же мне себя вернуть? Лицо своё найти? Мое, единственное? То,со шрамом и морщинами?
- Думай, ты ведь человек, думать способен. А я – только отражение твое в зеркале.
Может,о том, как себя не потерять среди многих лиц, стоит загодя позаботиться, пока душа от тебя не ушла? И не осталось от тебя отражение в зеркале - только и всего...


мои асоциации на миниатюру

("Отражение в зеркале" Людмила Григоращук.)

ОТРАЖЕНИЕ ЗЕРКАЛ

Зеркала судьбы, целой жизни отраженье,

Прожитому за личинами хранят ответ,

Многоликое печальное наважденье,

Создаёт на все случаи удобный портрет.

Зеркальные лица потерянных величий,

В многоликости пафосные одеваются,

Мелькают каруселью маскарад обличий.

Галереей жизни застывшей... живу ли я?.

Растаяло настоящее отраженье,

Я потерян среди множества ненужных лиц,

Как должное воспринимаю пораженье,

Ушла душа, проигран целой жизни блиц.

ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ Сад был старым. Сумрак от раскидистых деревьев не пугал, приносил отдохновение в жаркий день, радовал золотом листвы осенью. Он обладал удивительным свойством - умиротворением тишины. Там можно было не произносить слов и сидеть напротив друг друга у костра. Можно было думать каждому о своем, когда убирали сад, сжигали сухую листву, высохшую траву, иногда кипятили чайник на огне. Она собирала с веток поздние яблоки, пахнущие уходящим летом. Костер горел неярко, пламя охватывало сухие веточки, доставало дно висевшего над ним чайника, и заваривать его можно каждый раз по – новому из этих даров летнего тепла. Это молчание было нужно им обоим. Почему - они и сами не знали. Просто сидели по разные стороны неяркого пламени, глядя друг на друга. Слушали свой сад.
- Не устаю смотреть в твои глаза. Отчего грустные они? Как будто познал ты несовершенство мира. Проницателен взгляд твой,душу мою видит. О ней не разговаривают, слова излишни. Душу познают...Согласен?
Ветер, меняя направление, иногда заслонял белой завесой дыма молчаливого собеседника, прерывал ее мысль, но языки пламени вновь оживали. Чайник закипая, шумел.
- Может, нужны нам такие мгновения: посидеть вот так под старыми деревьями, без слов, вдвоем. Главное часто ускользает. Закрывают его декорации жизни. Какие – то дела, проблемы. Телефонные звонки…Мишура. И только так, молча, можно сверить биение сердца в унисон, понимая при этом: если есть эти родные глаза напротив, и не нужны слова – значит, доверие тут, рядом с нами сидит, и температура сердца стабильная. Тишина в мире. Покой окутывает теплом, знаю: не одна я в этом времени, пространстве среди зыбких теней вечерних. Твои руки не отпустят, не предадут, не исчезнут. Надежны они – опора в жизни. Мир не пошатнется, не рухнет в одночасье, а эти глаза будут всегда напротив.
Сидя у затухающего костра вдвоем,.не замечали вечерней прохлады. Чистый сад благодарно вздыхал. Звезды загорались. А им не нужен был никто. Сейчас они сами были двумя частями единства их мироздания.

Оглянувшее мгновение...

Оглянувшее мгновение уходящего лета,

Остановившееся отображение в дымке костра.

А грусть в глазах напротив, познанием души задета,

Взглядом утопая, проницательностью остра.

Вечернего времени покой, в зыбком пространстве теней,

Свет костра порождает танец химерных изваяний…

Покой счастья в глазах напротив… и нет опоры сильней,

Дым тишины окутан теплом душевных созерцаний…

Жизнь бежит мимо, и за суетой главное ускользает,

За мишурой вечных декораций сознанье как долгий сон.

Здесь слова излишны, лишь глаза напротив душу познают,

Биением сердец сливается мелодия душ в унисон.

И надежда не исчезнет, не предаст любовь за награды,

А глаза напротив, в душу, в вечность, смотреть будут всегда.

Жизнь прошла… и мы смотрящие друг в друга ей рады,

Единством хрупких мирозданий, зажжена ещё одна звезда…

Асоциации на миниатюру "эти глаза напротив"

Наше лето суетой прожитой жизни истомилось,

Томно, ленью над старым садом дымкой костра нависает,

Тайной единения в яблочном аромате разлилось,

Родственные души проницательностью сближает.

Кряжесты деревья, нашей радости отдохновенья сад,

И тени прохладой сумрачно-раскидасты старостью.

Несовершенством мира оттачиваем влюблённый взгляд,

Молчащий диалог глаз наполняет душу радостью

И в глазах напротив два мироздания утопают,

Блёклому пламени костра покачиваясь в такт,

Терновая Аня

лирические миниатюры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Волшебница – зима.

Зима - самое волшебное, самое красивое, удивительное время года.

Многие писатели находили вдохновение в этом времени года. Хотя очень часто зиму представляли злой и бесчувственной из-за вьюг. Но совсем другим становится наше представление о ней солнечным новогодним днём, когда нет ветра и есть только падающий большими хлопьями снег и мягкий морозец. В такие дни хочется выйти погулять, прийти в самый дальний и безлюдный уголок парка, лечь на снег и сделать «бабочку».

В моменты такого безмятежного счастья мы видим всю волшебность зимы. Ведь недаром люди говорят: «волшебница – зима». Даже обычный иней превращает чёрные и безжизненные деревья в прекрасные, белые и волшебные. Я уже молчу про чудеса, которые творит «добрый дедушка-мороз». Ведь окна, которых он коснулся, поражают воображение красотой и тонкостью узора. А ёлочки! Какие красивые ёлочки в снегу, словно в белых шапочках! Не менее прекрасна зеркальная гладь реки, скованной льдом. Даже снег прекрасен! Особенно, когда наступает солнечный день. Снег искрится и сверкает до боли в глазах и чуда в душе!

Но бывают и не столь частые, сколько прекрасные явления. Например, в Хабаровске я видела, как мороз и вода превратили простую старую решётку на окне в чудесное ледяное чудо!

Воистину, «волшебница – зима»!

Терновая Аня, 6 класс А. 2010 г.


Предварительный просмотр:

Прощаемся с ласковой осенью, мечтаем, чтобы она подольше не покидала нас, вслушиваемся в шёпот листьев… О чём шепчут листья?

Вот что услышали ученики 5 А класса школы №5:

Листья желтеют. Деревья опустошаются, а листья улетают по ветру. Это так красиво. Стоишь в парке или даже просто смотришь через окошко и видишь, как ветер срывает листья с веток деревьев, подхватывает один лист за другим и уносит их далеко-далеко. Особенно приятно, когда вечером выйдешь на улицу, и пройдёшь туда, где тихо, станешь, замрёшь и слушаешь, как листья шуршат, когда их ветер подхватывает! Когда он дунет на них, они как будто говорят: «Прощайте!» И летят своей дорогой. А вот листьям дуба не везёт: они не могут улететь вместе со своими братьями и сёстрами. Дуб крепко держит своих детей и не хочет отпускать их. Но рано или поздно ему придётся это сделать. И вот подул сильный ветер, и листья дуба сорвало, ветер подхватил их, и они нам хором шепнули: «До свидания…»

Мухина Лада.

Мы идём по осеннему парку. Высоко над головой красуются разноцветные кроны деревьев. Подул лёгкий ветерок, и мы услышали ласковый шёпот листьев.

О чём же они шепчутся? Наверное, об ушедшем лете. Вспоминают стайки весёлых птичек, которые щебетали на их ветках, о ватагах озорных ребятишек, которые беззаботно играли в их тени. Наверное, листья шепчутся о том, что приближаются холода и приходится проститься с тёплым солнышком. Вот некоторые из них открываются от веточек и, тихо кружась, ложатся нам под ноги красивым ковриком.

Мне немного грустно.

Долженко Аня.

Подул осенний ветерок, и листья начали шептаться: « Друзья мои, грядёт осенняя пора, нам суждено опасть на землю. Нас соберёт весёлая детвора, чтобы сложить из нас гербарий».

Никитенко Слава.

А вот лирическая миниатюра «Ласковая осень» талантливой Терновой Ани, ученицы 6 А класса:

Самое прекрасное, самое золотое время года – осень. Осень вызывает много эмоций, часто противоречивых. Её красоте посвящено множество произведений. Она, и в правду, очаровательна!

Представьте себе парк или опушку леса. Солнечный день. На земле ковёр из листьев. Солнечный свет струится сквозь обнажённые ветви. Он пронизывает оставшиеся на деревьях листья, играет на паутине. Всё вокруг такое солнечное, игривое и золотистое.

Осенний лес прекрасен! Деревья в своём уборе величественны, как монархи. Когда идёшь по тропинке, листья под ногами шуршат, будто перешёптываясь о чём-то, наверняка, о лете.

Вот пробежал лёгкий озорной ветерок. Он потрепал деревья по листьям, как по волосам, и, кажется, заставил улыбнуться.

Я люблю в такую погоду побродить по парку. Всё вокруг как будто хрустальное. Воздух чистый, а утром, кажется, звенит. Небо голубое и высокое-высокое. В него хочется упасть.

Настроение в такие ясные осенние дни просто сказочное! Но, вместе с тем, появляется тихая грусть. Вспоминаешь лето, каникулы… Появляется лёгкая хандра. Но даже это не может испортить очарование тёплого осеннего дня. Скоро придёт зима и укроет всё белым покрывалом.

Но пока ещё можно собирать золотые и багряные листья, подкидывать их высоко над головой, а потом наслаждаться игрой солнца на жилках…

Вот такая моя ласковая осень!

Валова Н.Л., учитель русского языка и литературы.

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цели:

  1. Повторить определения понятий “миниатюра” и “сочинение-миниатюра”, обратить внимание на особенности лирической миниатюры.
  2. Вырабатывать умение анализировать тексты малого объема и создавать текст-миниатюру; развивать речь учащихся;

Эпиграф к уроку: “Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К.Г. Паустовский)

Ход урока

I. Организация класса.

П. Беседа по ранее изученному материалу.

Мы с вами уже знакомы с понятием “миниатюра”. Дайте определение этого жанра.

(Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему, законченное по форме и содержанию.)

Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди и поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

Как (при помощи чего?) композитору удается создать в вашем воображении неповторимые образы, передать эмоции и чувства? Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)?

Ш. Анализ текстов .

Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему?

Текст № 1.

Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.

Текст № 2

Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.

Что объединяет эти тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему?

Чем отличаются эти тексты? В каком из них более ярко выражено чувство автора? Какой из текстов содержит то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению, отличается лиричностью?

Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора. Мастером лирической миниатюры был М. М. Пришвин.

IV. Анализ лирических миниатюр.

Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Предайте их при чтении вслух.

Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина напудрена морозом. (М.Пришвин)

Какую картину (какой образ) вы себе представили? Опишите ее.

Что помогает так ясно увидеть эту картину? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Проведем лингвистический эксперимент. Запишите первую часть лирической зарисовки М.М.Пришвина и попробуйте дописать ее вторую часть.

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том …

По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания.)

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том по скребкам дворников и в который раз уже подумал, что в крайнем случае не без удовольствия служил бы дворником. (М. Пришвин)

Сделайте вывод о том, что нужно сделать, чтобы написать лирическую миниатюру?

Обратимся к тексту еще одного мастера лирической миниатюры – А.П. Чехова. Прочитайте текст и скажите, какое настроение создается у читателя. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А.П. Чехов)

V. Составление схемы “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”.

  1. Подумайте, что вы хотите “нарисовать” словами.
  2. Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы хотите вызвать у читателей?
  3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

VI. Создание текста лирической миниатюры (работа в группах).

Перед вами – начало пейзажной зарисовки. Опираясь на разработанный нами “Порядок работы над сочинением-миниатюрой” , допишите текст.

Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка:…

(Анализ получившихся вариантов.)

Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?

VII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по первой строчке (“Входишь в лес и словно в сказку попадаешь”, “Неожиданно ударил мороз…” или свой вариант.)

Литература

  1. Дейкина А.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 1994. - № 5. – С.16-21, 34.
  2. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с.
  3. Пришвин М.М. Лесная капель: Избранное. – Краснодар: Кн. изд-во, 1983. – 213 с.