Цезарь кюи краткая биография. Краткая история жизни и творчества цезаря кюи и его музыка

Цезарь Антонович Кюи по-особому выделяется среди композиторов «Могучей кучки». По количеству написанных опер он уступает только – но ни одна из них не вошла в «золотой фонд», как обе народные драмы Модеста Петровича Мусоргского или единственная опера . Его романсы не поражают меткостью речевых интонаций – но очаровывают утонченным благородством, как, впрочем, и все, что создано Кюи. И никто из кучкистов не уделил столько внимания юным слушателям: Мусоргский писал о детях, но не для детей – Кюи же создал четыре детских оперы.

Родина Цезаря Кюи – город Вильна (ныне Вильнюс). Его отец – в прошлом барабанщик французской армии – остался в Российской империи после войны 1812 г. и работал в костеле в качестве органиста. Кроме того, он сочинял музыку, интересовался литературой, наряду с русским языком выучил польский и литовский. Мать умерла рано, ее Цезарю заменила старшая сестра. Именно она стала для одаренного мальчика первой учительницей фортепианной игры, затем он обучался частным образом. Любимым композитором Кюи был , именно под его влиянием четырнадцатилетний композитор создал свое первое сочинение – мазурку. Вскоре появились другие мазурки, а также ноктюрны, романсы, песни. Эти произведения он показал Станиславу Монюшко, жившему в то время в Вильне. Видя одаренность Цезаря и зная о непростом материальном положении семьи, композитор стал обучать его бесплатно. Занятия длились семь месяцев, и конец им положил отъезд в Санкт-Петербург, где Цезарь поступил в Главное инженерное училище.

В столице юноша не учился музыке, но в музыкальных впечатлениях недостатка не было. В 1856 г. он познакомился с , позднее – с Александром Сергеевичем Даргомыжским. Окончив училище, он продолжил образование в Николаевской инженерной академии. Успехи его были так велики, что по окончании учебы он был оставлен при учебном заведении как репетитор по топографии, а позднее преподавал фортификацию. Кюи стал со временем видным специалистом по фортификации, во время Русско-турецкой войны принимал участие в укреплении позиций в районе Константинополя. Однако эта деятельность не мешала музыкальному творчеству. Он создает оперы «Кавказский пленник», «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», «Анджело». В двух последних операх выявились новые для того времени музыкально-драматургические принципы: ориентация на напевный речитатив, симфонизация оркестровой партии. В поэме Генриха Гейне, ставшей основой «Вильяма Ратклифа», композитора привлек, по его словам, «страстный, подверженный роковым влияниям характер героя». Опера не имела большого успеха, однако горячо одобрялась друзьями-музыкантами, даже утверждал, что поэма Гейне – «ходуля», а опера Кюи – «тип бешеной страсти». В опере «Пир во время чумы», задуманной раньше «Каменного гостя» Даргомыжского, своеобразно интерпретирована одна из «Маленьких трагедий» Пушкина.

В одном из оркестровых сочинений Кюи – скерцо Фа-мажор – реализована идея, идущая от : в буквенных обозначениях темы частично воспроизводится фамилия супруги композитора. И все же в наибольшей степени талант Кюи раскрывался не в произведениях крупной формы, а в миниатюрах, прежде всего – вокальных. Печатью подлинного вдохновения отмечены его романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Константиновича Толстого, Адама Мицкевича и других поэтов. Среди инструментальных сочинений Кюи выделяются фортепианные прелюдии, сюита «Калейдоскоп» для скрипки.

Под влиянием Марины Станиславовны Поль – специалиста по эстетическому воспитанию – Кюи увлекся таким новым для того времени делом, как создание опер для детей. Свою первую детскую оперу – «Снежный богатырь» – он создал в 1905 г., в последующие годы было создано еще три сочинения такого рода – «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и «Иванушка-дурачок».

Еще одно, не менее важное направление деятельности Кюи – музыкальная критика. Статьи, написанные им, играли роль рупора идей «Могучей кучки» не в меньшей степени, чем статьи Стасова. Перу Кюи принадлежат очерки о вагнеровском «Кольце нибелунга», о развитии русского романса и другие сочинения.

Прожив дольше всех прочих кучкистов, Кюи стал свидетелем Первой мировой войны, трех революций и зарождения новых тенденций в искусстве. Не все из них он принял – так, в своей последней статье, написанной в феврале 1917 г., Кюи дает иронические советы тем, кто желает стать модерн-композитором: нотную грамоту знать необязательно, достаточно взять лист нотной бумаги и «ставить ноты, где случится, без разбору». И все же нельзя сказать, что композитор смотрел в будущее без надежды: «А в сущности, какой интересный исторический момент мы переживаем», – говорил он в ноябре 1917 г. Но книга его воспоминаний завершается вопросом без ответа: «Доживу ли я до более светлых дней?»

Кюи скончался в марте 1918 г. В Петрограде и других городах прошли концерты и музыкальные вечера, посвященные его памяти.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Кюи, Цезарь Антонович - инженер-генерал, замечательный русский композитор. Родился 6 января 1835 г. в городе Вильне; сын француза, оставшегося в России после похода 1812 г., и литвинки Юлии Гуцевич.


Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильно Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего полгода. В 1851 г. Кюи поступил в инженерное училище, через четыре года был произведен в офицеры, а еще через два окончил инженерную академию. Оставленный при ней репетитором топографии, потом преподавателем фортификации, он в 1878 г., после блестящей работы о русских и турецких укреплениях (1877), был назначен профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: генерального штаба, инженерной и артиллерийской. Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 г. ("6 Польских песен", изданы в Москве, в 1901 г.), но серьезно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.А. Крылова, "Исторический Вестник", 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: "Тайна" и "Спи, мой друг", на слова Кольцова - дуэт "Так и рвется душа". Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи. В 1858 г. Кюи женился на ученице Даргомыжского, М.Р. Бамберг. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы ее фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) - идея, явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 г.) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы "Кавказский Пленник" (1857 - 1858), позже переделанной в трехактную и поставленной в 1883 г. на сцену в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре "Сын Мандарина" (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично - в Клубе Художников в Петербурге (1878). Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского, в противовес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере "Вильям Ратклиф" (на сюжет Гейне), начатой (в 1861 г.) еще ранее "Каменного Гостя". Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не столько кантилены (все же являющейся там, где требует текст), сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора, как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения - все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной (особенно в гармонии) сделали "Ратклифа" новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка "Ратклифа" и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры "Ратклифа" была оркестровка. Значение "Ратклифа", поставленного в Мариинском театре (1869), не было оценено публикой, может быть, и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор (письмом в редакцию "Санкт-Петербургских Ведомостей"), прося публику не посещать представлений его оперы (о "Ратклифе" см. статью Римского-Корсакова в "Санкт-Петербургских Ведомостях" 14 февраля 1869 г. и в посмертном издании его статей). "Ратклиф" вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 лет (на частной сцене в Москве). Подобная же участь постигла "Анджело" (1871 - 1875, на сюжет В. Гюго), где те ж

е оперные принципы получили свое полное завершение. Поставленная в Мариинском театре (1876), опера эта в репертуаре не удержалась и возобновлена была лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 г., в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех "Анджело" имел в Москве (Большой театр, 1901). К тому же времени (1872) относится и "Млада" (1 акт; см. Бородин). Рядом с "Анджело" по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу "Flibustier" (русский перевод - "У моря"), написанную (1888 - 1889) на текст Жана Ришпена и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Opera Comique (1894). В музыке ее французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский - в русских операх Кюи. В остальных произведениях драматической музыки: "Сарацин" (на сюжет "Карл VII у своих вассалов" А. Дюма, соч. 1896 - 1898; Мариинский театр, 1899); "Пир во время чумы" (соч. 1900; исполнена в Санкт-Петербурге и Москве); "M-lle Фифи" (соч. 1900, на сюжет Мопассана; исполнена в Москве и Петрограде); "Матео Фальконе" (соч. 1901, по Мериме и Жуковскому, исполнена в Москве) и "Капитанская Дочка" (соч. 1907 - 1909, Мариинский театр, 1911; в Москве, 1913) Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдает (отчасти в зависимости от текста) явное предпочтение кантилене. В отдельную рубрику следует выделить оперы для детей: "Снежный Богатырь" (1904); "Красная Шапочка" (1911); "Кот в сапогах" (1912); "Иванушка-Дурачок" (1913). В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации, остроумия. - После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические - область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи дает целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейшем периоде творчества Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта (Ришпэна, Пушкина, Некрасова, графа А.К. Толстого). К вокальной музыке относятся еще около 70 хоров и 2 кантаты: 1) "В честь 300-летия Дома Романовых" (1913) и 2) "Твой стих" (слова И. Гриневской), в память Лермонтова. В инструментальной музыке - для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов - Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны: 4 сюиты (одна из них - 4 - посвящена M-me Mercy d"Argenteau, большому другу Кюи, для распространения сочинений которого во Франции и Бельгии она сделала очень много), 2 скерцо, тарантелла (есть блестящая фортепьянная транскрипция Ф. Листа), "Marche solennelle" и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего издано (до 1915 г.) 92 opus"a Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения (свыше 10), между прочим, конец 1-й сцены в "Каменном Госте" Даргомыжского (написанный согласно предсмертной воле последнего). Талант Кюи - более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Все грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен он в ритмике, редко обра

щается к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полета мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера. - Начавшаяся в 1864 г. ("Санкт-Петербургские Ведомости") и продолжавшаяся до 1900 г. ("Новости") музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и "новой русской школы", литературный блеск, остроумие, создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав статьи свои из "Revue et gazette musicale" (1878 - 1880) отдельной книжкой "La musique en Russie" (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков (Моцарта, Мендельсона) и отрицательное отношение к Р. Вагнеру.

Цезарь Антонович Кюи

Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член « », но и как профессор фортификации – военной науки о создании фортификационных построек. Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года он не вернулся на родину во Францию, но остался в России. Он был ранен, а потому у него просто не оставалось другого выхода. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.

Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке. Впрочем, как сказать – с юности, скорее – с младенческих лет: ему и пяти-то не было, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.

В 1851-м году, когда будущему композитору было всего шестнадцать, Цезарь поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив в 1857-м году николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. Именно в Петербурге Цезарь познакомился с , а также и с остальными членами русской пятерки.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус – Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года. Она скончалась в 1899.

Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно он вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу.

Продолжение краткой истории жизни и творчества Ц.А. Кюи.

Влияние

В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Одним из первых предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела.

Портрет Ц.А. Кюи

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с , который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.

Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Хотя тот был со своими причудами. Однако именно он был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, и Бородин. В конце концов Цезарь Антонович стал членом кружка, со всеми вытекающими последствиями.

Слабой стороной Кюи были оркестровки, а потому Балакирев стал ему с ними помогать, став, таким образом, не только его педагогом, но и соавтором. Впрочем, как вы можете судить из других статей о композиторах “Могучей кучки”, Балакирева и просить-то о помощи не надо было. Порой композиторам приходилось его убеждать, чтобы он им НЕ помогал, не исправлял и не переделывал их произведения по своему усмотрению. Как бы то ни было, Балкирев оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены “Могучей кучки” (вторым после Стасова). Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было “***”. Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку “Бориса Годунова”, больно ранившую Мусоргского. Существует пародийный комикс по некоторым публикациям, сделанным в течение его жизни, с надписью на латыни: “Радуйся, Цезарь Кюи, мы, на смерть идущие, приветствуем тебя”.

Прожил Кюи долгую жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.

Был даже эпизод в его творческой карьере, когда он просил публику не ходить на премьеру его новой оперы.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения.Тем не менее, он создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы.

Примерно таких же успехов Кюи добился на поприще музыкальной критики. Его манера была откровенно агрессивной. Но свое дело сделала. Даже больше того, его критические произведения, насыщенные остроумием и блестящим литературным даром, оказали немалое влияние на развитие музыки России тех времен. В своих произведениях он отстаивал принципы реализма и народности в музыке (что было вполне характерно для членов «Могучей кучки»), частенько разносил в пух и прах творчество Чайковского и, в целом, полностью отражал идейные воззрения «Могучей кучки».

Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной. Его сочинения на тему военно-инженерного дела обрели широкое признание в свое время. Хотя сейчас его помнят в основном по его деятельности в составе знаменитых кружков.

Це́зарь Анто́нович Кюи́ (фр. César Cui , при рождении Цезарий-Вениамин Кюи ; 6 января , Вильна - 13 марта , Петроград) - русский композитор и музыкальный критик , член «Могучей кучки » и Беляевского кружка , профессор фортификации , инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина » (), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне , ), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго , ), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца , ), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину , ), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано , скрипки , виолончели ; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Фортепиано, Ц.Кюи, "Вальсик"

    ✪ "Кот в сапогах" лучшие моменты.

    ✪ Цезарь Антонович Кюи прелюдия op.64 №16

    ✪ Ц.А.Кюи. Восточная мелодия.

    ✪ Cesar Cui - Sonata for violin and piano

    Субтитры

Биография

Родился 6 января 1835 года в городе Вильна (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии . Раненый в 1812 году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года , обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич, дочери знаменитого литовского архитектора Лауринаса Гуцявичюса , преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Антон Кюи общался на французском, с другими членами семьи на литовском либо на польском, а с братьями гимназистами с 5 лет общался на русском. Старший брат Цезаря, Александр (1824-1909), стал впоследствии известным архитектором .

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II , а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала .

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В. А. Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова - дуэт «Так и рвётся душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг , ученице Даргомыжского. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы её фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) - идея, явно навеянная Шуманом , имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 года) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857-1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в лёгком жанре «Сын Мандарина» (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично - в Клубе Художников в Петербурге (1878).

Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке . В 1896-1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почётным членом Императорского Русского Музыкального Общества.

В Харькове именем Цезаря Кюи названа улица.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1867-1868 - доходный дом Синебрюховой - Гагаринская набережная, 16, кв. 11
  • 1891 - 26.03.1918 года - доходный дом Степанова - набережная реки Фонтанки, 38.

Музыка

Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского, в противовес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере «Вильям Ратклиф» (на сюжет Гейне), начатой (в 1861 г.) ещё ранее «Каменного Гостя». Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не столько кантилены (всё же являющейся там, где требует текст), сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения - все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной (особенно в гармонии) сделали «Ратклифа» новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка «Ратклифа» и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры «Ратклифа» была оркестровка. Значение «Ратклифа», поставленного в Мариинском театре (1869), не было оценено публикой, может быть, и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор (письмом в редакцию «Санкт-Петербургских Ведомостей»), прося публику не посещать представлений его оперы (о «Ратклифе» см. статью Римского-Корсакова в «Санкт-Петербургских Ведомостях» 14 февраля 1869 г. и в посмертном издании его статей). «Ратклиф» вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 лет (на частной сцене в Москве). Подобная же участь постигла «Анджело» (1871-1875, на сюжет В. Гюго), где те же оперные принципы получили своё полное завершение. Поставленная в Мариинском театре (1876), опера эта в репертуаре не удержалась и возобновлена была лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 г., в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех «Анджело» имел в Москве (Большой театр, 1901). К тому же времени (1872) относится и «Млада» (1 акт; см. Бородин). Рядом с «Анджело» по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу «Flibustier» (русский перевод - «У моря»), написанную (1888-1889) на текст Жана Ришпена и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Opera Comique (1894). В музыке её французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский - в русских операх Кюи. В остальных произведениях драматической музыки: «Сарацин» (на сюжет «Карл VII у своих вассалов» А. Дюма, соч. 1896-1898; Мариинский театр, 1899); «Пир во время чумы» (соч. 1900; исполнена в Санкт-Петербурге и Москве); «M-lle Фифи» (соч. 1900, на сюжет Мопассана; исполнена в Москве и Петрограде); «Матео Фальконе» (соч. 1901, по Мериме и Жуковскому, исполнена в Москве) и «Капитанская Дочка» (соч. 1907-1909, Мариинский театр, 1911; в Москве, 1913) Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдаёт (отчасти в зависимости от текста) явное предпочтение кантилене.

В отдельную рубрику следует выделить оперы для детей: «Снежный богатырь» (); «Красная Шапочка » (); «Кот в сапогах » (); «Иванушка-дурачок » (). В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации, остроумия.

После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепианной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические - область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи даёт целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта (Ришпена, Пушкина, Некрасова, графа А. К. Толстого).

К вокальной музыке относятся ещё около 70 хоров и 2 кантаты: 1) «В честь 300-летия Дома Романовых» (1913) и 2) «Твой стих» (слова И. Гриневской), в память Лермонтова. В инструментальной музыке - для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов - Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны: 4 сюиты (одна из них - 4 - посвящена M-me Mercy d’Argenteau, большому другу Кюи, для распространения сочинений которого во Франции и Бельгии она сделала очень много), 2 скерцо, тарантелла (есть блестящая фортепьянная транскрипция Ф. Листа), «Marche solennelle» и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего издано (до 1915 г.) 92 opus’a Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения (свыше 10), между прочим, конец 1-й сцены в «Каменном Госте» Даргомыжского (написанный согласно предсмертной воле последнего).

Талант Кюи - более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Всё грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен он в ритмике, редко обращается к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полёта мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.

Музыкальный критик

Начавшаяся в 1864 г. («Санкт-Петербургские Ведомости ») и продолжавшаяся до 1900 г. («Новости») музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и «новой русской музыкальной школы», литературный блеск, остроумие создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав статьи свои из «Revue et gazette musicale» (1878-1880) отдельной книжкой «La musique en Russie» (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков (Моцарта, Мендельсона) и отрицательное отношение к Рихарду Вагнеру. Отдельно изданы им: «Кольцо Нибелунгов» (1889); «История фортепианной литературы» курс А. Рубинштейна (1889); «Русский романс» (СПб., 1896).

С выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки , А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской школы», а также новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского . Опера Кюи Мариинский театр , Санкт-Петербург) отразила эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем Кюи как критику присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные его творчеству и в дальнейшем. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг.

Труды по фортификации

Кюи - автор капитальных научных трудов по фортификации , создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генерального штаба . Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.

Сочинения Кюи по военно-инженерному делу: «Краткий учебник полевой фортификации» (7 изданий); «Путевые заметки инженерного офицера на театре войны в европейской Турции» («Инженерный Журнал»); «Атака и оборона современных крепостей» («Военный Сборник», 1881); «Бельгия, Антверпен и Бриальмон» (1882); «Опыт рационального определения величины гарнизона крепости» («Инженерный Журнал»); «Роль долговременной фортификации при обороне государств» («Курс Ник. Инженерной Академии»); «Краткий исторический очерк долговременной фортификации» (1889); «Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ» (1892); «Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения» (1892). - См. В. Стасов «Биографический очерк» («Артист», 1894, № 34); С. Кругликов «Вильям Ратклиф» (там же); Н. Финдейзен «Библиографический указатель музыкальных произведений и критический статей Кюи» (1894); «С. Cui. Esquisse critique par la C-tesse de Mercy Argenteau» (II, 1888; единственное по обстоятельности сочинение о Кюи); П. Веймарн «Цезарь Кюи как романсист» (СПб., 1896); Коптяев «Фортепианные произведения Кюи» (СПб., 1895).

Награды

  • Орден Святого Станислава 3 ст. (1863)
  • Орден Святой Анны 3 ст. (1870)
  • Орден Святого Станислава 2 ст. (1873)
  • Орден Святой Анны 2 ст. (1878)
  • Орден Святого Владимира 4 ст. (1881)
  • Орден Святого Владимира 3 ст. (1883)
  • Орден Святого Станислава 1 ст. (1886)
  • Орден Святой Анны 1 ст. (1891)
  • Орден Святого Владимира 2 ст. (1901)
  • Орден Белого Орла (ВП 6.12.1911)
  • Орден Святого Александра Невского (ВП 6.12.1916)

Иностранные:

  • Командорский крест Ордена Почетного Легиона (1896)

Оперы

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)

  • Кавказский пленник (по Пушкину)
  • Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин и Минкус)
  • Вильям Ратклиф (в трёх действиях, либретто В. Крылова по одноименной драматической балладе Генриха Гейне в переводе А. Н. Плещеева ; премьера дана 14 февраля 1869 года в Мариинском театре)
  • Анджело (по
    • Избранные статьи . Ленинград : Гос. муз. изд-во, 1952. (На с. 624-660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864-1918».)
    • Избранные статьи об исполнителях . Москва: Гос. муз. изд-во, 1957.
    • Музыкально-критические статьи . Т.1. Со портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Петроград : Музыкальный современник, 1918.

    Монографии

    • История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888-1889. 2-е изд. Спб: И. Юргенсон, 1911. (Статьи впервые напечатались в 1889 г. (1) в Недели под загл. Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки ; в L’Art, revue bimensuelle illustree под загл. Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg .)
    • Кольцо Нибелунгов, тетралогия Рихарда Вагнера: Музыкально-критический очерк. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1909. (1-й монографическое изд. 1889. Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество .)
    • La musique en Russie . Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатались в 1880 г. в Revue et Gazette Musicale de Paris .)
    • Русский романс: очерк его развития . Спб: Н. Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Неделе .)

    Разные

    • «A Historical Sketch of Music in Russia» ["Исторический очерк музыки в России" (на английском языке)], The Century Library of Music . Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197-219.

    По фортификации

    • «Атака и оборона современных крепостей (Разработка этого вопроса в Пруссии)». Спб: Тип. Деп. уделов, 1881. (Из Военного сборника за 1881, No. 7)
    • «Бельгия, Антверпен и Бриальмон». Спб: Тип. Деп. уделов, 1882. (Из Инженерного журнала , 1881, No. 11)
    • Долговременная фортификация: исторический очерк. Курс Михайловской арт. акад. . Спб.: 187-?.
    • Записки фортификации младшего юнкерского класса Николаевского инженерного училища . Спб.: 186-?
    • Краткий исторический очерк долговременной фортификации . 3., доп. изд. Спб.: Тип. Императорской Академии наук, 1897. (1-й изд. 1877.)
    • Краткий учебник полевой фортификации . 9-е просм. изд. Спб.: В Березовский, 1903. (1-й изд.: Записки полевой фортификации. Курс младшего класса Николаевск. инж. и Михайловск. артил. училища , 1873; 2-й изд.: Полевая фортификация. Курс Николаевск.-инж., Михайловск.-артил. и Николаевск.-кавалерийск. училищ , 1877.)
    • Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей . Спб: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899.
    • «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции» , Спб.: Тип. Деп. уделов, 1878. (Из Инженерного журнала , 1878, Nos. 8, 9.)
    • «Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий». Спб: 1901. (Овщество ревнителей военных знаний , No. 37, 24 янв. 1901 г.)
    • Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ . Изд. 2-е, просм. и доп. Спб.: Воен. тип., 1899. (1-й изд. 1892)

    Письма

    • Избранные письма . Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1955. (На с. 624-660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864-1918».)
    • Аири Муселак, [Французское происхождение русского композитора Цезаря Антоновича Кюи]. Советская Музыка. 1979 n°10

    на 15 апреля 1914. - СПб, 1914.

  • В. В. Стасов. Цезарь Антонович Кюи . Биографический очерк. 1894.
  • Бернандт, Г. Б. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736-1959 . Москва: Советский композитор, 1962.
  • Mercy-Argenteau, (La Comtesse de), César Cui: esquisse critique . Paris: Fischbacher, 1888.
  • Edward Wrocki, Cezary Cui. Życie i działalność. 1835-1918. Warszawa 1925.Nakład Rytmu.
  • Назаров, А. Ф. Цезарь Антонович Кюи . Moskva: Muzyka, 1989.
  • Neef, Sigrid. Handbuch der russischen und sowjetischen Oper . 1. Aufl. Kassel: Bärenreiter, 1989, c1985.
  • Neef, Sigrid. Die Russischen Fünf: Balakirew, Borodin, Cui, Mussorgski, Rimski-Korsakow . Berlin: E. Kuhn, 1992.
  • Neff, Lyle Kevin. Story, style, and structure in the operas of César Cui . Ph.D. dissertation, Indiana University, United States - Indiana. Retrieved June 20, 2010, from Dissertations & Theses: A&I. (Publication No. AAT 3054368) (Abstract)
  • Norris, Geoffrey and Neff, Lyle. "Cui, César , " Grove Music Online . Ed. L. Macy. (Accessed 26 November 2005),

Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации — военной науки о создании фортификационных построек.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года был ранен и обморожен и вынужден был остаться в России. На родину во Францию он так и не вернулся. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.
Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке, скорее — с младенческих лет: ему не было еще и пяти, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.
В 1851-м году, когда ему исполнилось всего шестнадцать, поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив Николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. В Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, и с остальными членами "Могучей кучки."

В 1858 году Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус — Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года.
Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу. В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела..

Прелюдия оп. 64, №2.




Прелюдия оп.64, № 6, 7, 8.




Joan Sutherleand. Ici bac.



Струнный квартет №2 (1/4).



Продолжение краткой истории жизни и творчества Цезаря Кюи.

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии. Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Балакирев был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин.

Слабой стороной Кюи были оркестровки и Балакирев стал, не только его педагогом, но и соавтором, и оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения. Тем не менее, Кюи создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Примерно таких же успехов Кюи добился на поприще музыкальной критики. Его манера была откровенно агрессивной. Даже больше того, его критические произведения, насыщенные остроумием и блестящим литературным даром, оказали немалое влияние на развитие музыки России тех времен. В своих произведениях он отстаивал принципы реализма и народности в музыке (что было вполне характерно для членов «Могучей кучки»), частенько разносил в пух и прах творчество Чайковского и, в целом, полностью отражал идейные воззрения «Могучей кучки». Характерная черта творчества Кюи - миниатюризм, определивший его удачи в области малых форм, особенно романса.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены «Могучей кучки». Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было «***». Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку «Бориса Годунова», больно ранившую Мусоргского.

Прелюдия "Флибустьер."



Концертная сюита оп.25.



Короткий фильм "Цезарь Кюи"



Калейдоскоп для скрипки и фортепиано.



Прожил Кюи долгую и насыщенную жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.