Практикум на тему роль искусства в обществе. Значение искусства в современном мире и перспективы его развития

Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
__________________________________________________________________
Заведующий ПЦК
Социогуманитарных дисциплин
С.В. Щербакова
_______________
(подпись)
«___»__________ 20__ г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема проекта: «Роль искусства в современном обществе»
Дисциплина Обществознание
Выполнил:

_____________
(Подпись) (ИО Фамилия)
Д. Д. Мудрук
специальности: 43.02.02
Парикмахерское искусство

группы: Пр­1711
Руководитель проекта: _____________ Е. О. Легкая

(Подпись) (ИО Фамилия)
Работа защищена: «___» ___________ 20___ __________________

(Оценка)

Барнаул 2017

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой
современного образования,
является формирование культуры личности.
Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и
художественно­эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего
поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных
обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна
необходимость изучения основ истории искусств.
Тема искусства, его предназначения и значимости является одной из самых
актуальных тем для человеческого общества. В наше время, мало кто задумывается
над его глубоким смыслом. В наш век бурного развития искусства, казалось бы,
трудно удивить чем­то новым. А новое каждый день неумолимо и шумно вторгается
в нашу жизнь. Но тем не менее многие люди неправильно понимают роль искусства в
нашей жизни и общества в целом, так что же такое искусство? И почему оно так
важно для нас?
Цель исследования заключается в том, что бы разобрать что же такое
искусство, что оно значит для нас, в чем его смысл, как оно себя проявляет, и есть
ли от него польза. Достижение поставленной цели обеспечивается решением
следующих задач:
­Изучить, проанализировать и систематизировать информационные источники
по теме искусства и всё что его касается;
­Рассмотреть его разновидность (проявление);
­Провести социологический опрос по теме.
Объектом исследования является искусство и все что связанно с ним
Предметом исследования является значимость, применение, использование
искусства и эстетики в современном обществе.
Методы исследования: теоретические – изучение литературы, интернет­
ресурсов, соответствующих теме; практические – изучение общественного мнения,
анализ статистических данных.

Теоретическая часть

Человек со средним образованием и даже художник, не занимавшийся
специально эстетикой, ответит на этот вопрос так; «Искусство - это деятельность,
которая проявляет красоту»1
Для среднестатистического человека кажется ясным и понятным то, что
искусство, это проявление красоты, и красотою объясняются для него все вопросы
искусства. Тогда что же такое красота, которая составляет, по его мнению, термин
искусство? Под словом «красота» мы разумеем только то, что нравится нашему
зрению. Что по эстетике нам приятно. Для того, чтобы точнее понять стереотип о
красоте, приведу ряд цитат европейских философов:
 По Мендельсону (1729–1786):
Доведение прекрасного, познаваемого смутным чувством, до истинного и
доброго. Целью искусства является совершенство.
 По Винкельману (1717–1767):
Красота же бывает трех родов: 1) красота форм, 2) красота идеи и 3) красота
выражения, которая возможна только при присутствии первых двух условий; эта
красота выражения есть высшая цель искусства, которая и осуществлена в античном
искусстве, вследствие чего искусство современное должно стремиться к
подражанию древнего.
 По Гому (1696–1782)
Красота есть то, что приятно. И потому красота определяется только вкусом.
 По Бате (1713–1780):
Искусство состоит в подражании красоте природы и цель его есть наслаждение.
 По Гемстергюису (1720–1790):
Красота есть то, что доставляет наибольшее наслаждение, а доставляет
наибольшее наслаждение то, что дает нам наибольшее число идей в наикратчайшее
время.
1
Источник: Л.Н. Толстой Собрание сочинений в 22 т. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 15.
Л.Н. Толстой «Об искусстве». Дата создания: 1889, опубл.: «Толстой о Толстом», № 3. М., 1927, с. 24-34.

 По Бергману:
Красоту определить объективно невозможно: красота познается субъективно, и
потому задача эстетики состоит в том, чтобы определить, что кому нравится.2
Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек
сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им
чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их «Искусство
начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им
чувство, вызывает его известными внешними знаками».
Например, если мальчик, испытавший страх от встречи с волком, рассказывает
эту встречу и, для того чтобы вызвать в других испытанное им чувство, изображает
себя, свое состояние перед этой встречей, обстановку, лес, свою беззаботность и
потом вид волка, его движения, расстояние между ним и волком и тому подобное.
Все это, если мальчик вновь при рассказе переживает испытанное им чувство,
заражает слушателей и заставляет их пережить все, что и пережил он сам - есть
искусство.
Вызвать в себе знакомое чувство посредством движений, линий, красок, звуков,
образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то
же самое, заразились тем же чувством, в этом и заключается задача искусства.
Сегодня же мало кто задумывается над предназначением искусства.
Кто­то, услышав слово «искусство», представляет себе картины, кто­то
кулинарию, спорт, музыку, танец, скульптуру. Я думаю, что искусством также
является понимание произведений, неважно каких: кулинарных или литературных,
музыкальных или изобразительных, театральных или кинематографических.
Оказаться как бы ""внутри произведения"" – это для меня настоящее волшебство.
Например, читая книгу, невольно оказываешься героем произведения и пытаешься
понять характеры героев. Думаю, слушая музыку, человеку необходимо отойти от
своих проблем и обязанностей. Его душа должна отдыхать. А смотря на картины,
каждый человек думает о своём. Например, когда мы видим натюрморт, мы можем
увидеть сочность и спелость фруктов, ощутить привкус молока налитого в стакан из
глиняного кувшина и ощутить прекрасный запах сирени изображённой на картине.
Кто­то вспоминает деревню, в которой он провёл все свое детство. Думаю, это
2
http://www.petrick.ru/chto­takoe­iskusstvo, свободный 18.12.2017.
Л.Н. Толстой «Что такое искусство?». – [Электронный ресурс]: Режим доступа:

действительно возможно, если картина по­настоящему хорошая, если автор вложил в
нее частичку своей души и передал максимум эмоции.
Воспитательная функция искусства протекает из его гуманистической природы.
Главный предмет исследования искусства - человек. Искусство создаётся
человеком и для человека. Воспринимая искусство, он ориентируется на
определённые ценностные, нравственные и мировоззренческие идеалы. Искусство не
может не затрагивать человеческий мир и быть нейтральным по отношению к нему.
отсюда протекает его воспитательная функция. Искусство оказывает воздействие на
наш образ жизни, идеалы, ценности, строй чувств и мыслей. Существуют три
особенности воспитательного воздействия искусства на человека:
1.В отличие от других форм сознания и общественной жизни искусство
воздействует на человека комплексно. Оно способно вызывать волну чувств, создать
особую логику мыслей, затронуть своим влиянием все наше существо.
2.Искусство способно воспитывать не воспитывая. Произведения искусства
воспринимаются всегда субъективно, личностно. Воздействует искусство и
ориентирует в жизни человека как бы исподволь, незаметно. Ведь никто с экрана
кинозала или со страниц книги не говорит: делай так, не делай то, иди туда, дружи с
тем, люби того. К собственным воспитательным установкам человек приходит сам
без морализаторства и дидактизма. Так же, как человек учится ходить, говорить, он
учит и воспитывает в себе любовь, добро, правду, усваивая опыт искусства.
3.Искусство имеет эмоционально­катарсическую природу. Аристотель ввел в
эстетику понятие катарсиса, понимая под ним очищение посредством «подобных
аффектов» или чувств. Сопереживая искусству посредством катарсиса, люди
достигают эстетической реакции, амбивалентной произведению искусства, и как бы
очищают «путем сострадания и страха» собственный мир. Путем катарсического
воздействия могут переживаться трагедия и пошлость. Самыми сильными формами
катарсического аффекта выступают экстаз и шок. Чаще всего они связаны с
восприятием постмодернистского искусства. Не только личностно­индивидуальное,
но и общественное значение и воздействие искусства раскрываются в его
катарсической природе.
Так звуки маленькой мелодии способны расцветить мир прекрасными
красками и не дать человеку погибнуть. Красота с далеких высот, когда человек
способен уловить ее и ответить на нее, преображает смысл жизни. Так рассуждает и

поэтически и эстетически писатель. И он прав, поскольку, исповедуя причастность
к красоте, он исповедует причастность человека к гуманизму и культуре, которые
глубоко эстетичны по своей антропологической сути.
«Жизнь коротка, искусство долговечно» - писал Гиппократ. Главное
предназначение искусства - позволить человеку познать самого себя. Каждый
человек должен понимать и любить искусство, найти свою собственную эстетику. Он
станет полноценной личностью в том случае, если раскроет для себя мир
прекрасного.3
Можно выделить несколько функций искусства:
эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам
красоты, формирует эстетический вкус;
социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное
воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
компенсаторная функция позволяет восстановить душевное равновесие,
решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности,
компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
гедонистическая функция отражает способность искусства приносить
удовольствие человеку;
познавательная функция позволяет познавать действительность и
анализировать ее при помощи художественных образов;
прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы
и предугадывать будущее;
воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства
формировать личность человека.
Что такое “Искусство”? Наверное, большинство ответит: Искусство - это
архитектура, живопись, музыка, поэзия во всех ее видах, - предполагая, что дело, о
котором они говорят, одинаково воспринимается всеми людьми. Но в архитектуре
бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства, и
постройки, имеющие претензии на предмет искусства, но им не являющиеся ввиду
3
i­p­tsybulko­sbornik/variant­10­problema­priobshheniya­k­iskusstvu, свободный 18.12.2017.
Проблема приобщения к искусству. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sochinenienatemu.com/ege­

своего уродства. Так в чем же признак предмета искусства? Искусство это не навык,
это нечто всеохватывающее, то что есть во всем, но его нужно уметь увидеть, нельзя
говорить, что искусство это только красота, искусство одновременно может быть
прекрасным, восхитительным и замораживающим, ужасным, отвратительным и
оцепеняющим, дарить счастье и погружать в смятение, вдохновлять и останавливать,
это целый мир, в котором мы живем.
Для того чтобы точно определить искусство, надо перестать смотреть на него
как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий
человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы увидим, что искусство есть
одно из средств общения людей между собой. Как слово, передающее мысли и опыты
людей, служит средством единения людей, так точно действует и искусство.
Особенность же этого средства общения, отличающая его от общения посредством
слова, состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли,
искусством же люди передают друг другу свои чувства.
Виды искусства:
Виды искусства ­ это исторически сложившиеся, формы творческой
деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного
содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в
литературе, звук в музыке, пластические и колористические
материалы в
изобразительном искусстве и тому подобное).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема
и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они
относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три
группы
В первую ­ входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой
группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии
художественного образа ­ Изобразительное искусство, Декоративно­прикладное
искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй ­ группе относятся временные или динамические виды искусств. В
них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция ­
Музыка,
Литература.
Третью – представляют пространственно­временные виды, которые называются

также синтетическими или зрелищными искусствами ­ Хореография, Литература,
Театральное искусство, Киноискусство. 4
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них
своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую
картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура
человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
1.
2.
Архитектура (зодчество) - монументальный вид искусства, целью
которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и
деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Скульптура (лепка) ­- придание формы пластическому материалу
(пластилину, глине, пластике, пластмассам и др.) с помощью рук и вспомогательных
инструментов - стеков и тому подобных. Один из базовых приёмов широкого
жанрового диапазона станковой и декоративно­прикладной скульптуры. Существует
две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
­ горельеф ­ высокий рельеф,
­ барельеф ­ низкий рельеф,
­ контр рельеф ­ врезной рельеф5
3.
Живопись
-плоскостное изобразительное искусство, специфика
которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на
поверхность изображение реального мира,
преобразованных творческим
воображением художника. Существует несколько видов живописи: 1) Станковая –
рисованная на мольберте. 2) Монументальная ­ живопись выполняется
непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом
преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска).
3)Декоративная ­ ее основное предназначение – украшать здания или предметы, то
есть она напрямую связана с архитектурой или произведениями прикладного
искусства.6 4) Для театрально­декоративной живописи характерны эскизы
художников, помогающие зрителю понять содержание спектакля, характеры
4
https://www.vigivanie.com/nauka/1935-vidi-iskusstva.html свободный 18.12.2017.
5
http://открытыйурок.рф/статьи/517176/ свободный 18.12.2017.
6
18.12.2017.
Виды искусства – [Электронный ресурс]: Режим доступа:
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://artseven.ru/Styles/decorative/ свободный

действующих лиц и тому подобное. 5) Миниатюрная живопись ­ в изобразительном
искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а
также искусство их создания. 6) Портрет ­ основная задача передать представление
о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его
индивидуальность, психолого­эмоциональный образ. 7) Пейзаж ­ воспроизводит
окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа
определяется термином маринизм. 8)- Натюрморт ­ изображение предметов быта,
орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад
определенной эпохи. 9)Исторический жанр ­ рассказывает об исторически важных
моментах жизни общества. 10)Бытовой жанр ­ отражает повседневную жизнь людей,
нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. 11)Иконопись (в переводе с
греческого "молитвенный образ") ­ основная цель направить человека на путь
преображения. 12)Анимализм ­ изображение животного, как главного героя
художественного произведения.
4.
Мультимедийное искусство - В XX в. характер живописи меняется
под влиянием средств технического прогресса (появление фото­ и видео
аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства 7
5.
Декоративно­прикладное искусство (ДПИ, поделки) - широкий
раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с
утилитарными и художественными функциями. Основными народными промыслами
России являются:
­Резьба по дереву ­ Богородская, Абрамцево­кудринская;
­Роспись по дереву ­ Хохломская, Городецкая, Полхов­Майданская,
Мезенская;
­ Декорирование изделий из бересты ­ тиснение по бересте, роспись;
­ Художественная обработка камня ­ обработка камня твердой и мягкой
породы;
­ Резьба по кости ­ Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
­ Миниатюрная живопись на папье­маше ­ Федоскинская миниатюра, Палехская
миниатюра, Мастерская миниатюра, Холуйская миниатюра
7
свободный 18.12.2017.

­ Художественная обработка металла ­ Велико устюжское черневое серебро,
Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
­ Народная керамика ­ Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская
игрушка, Каргопольская игрушка;
­ Кружевоплетение ­ Вологодское кружево, Михайловское кружево,
­ Роспись по ткани ­ Павловские платки и шали
­ Вышивка ­ Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.8
6.
Литература - Совокупность написанных художественных
произведений.Основными жанрами литературы являются:
­ Лирика­ один из трех основных родов художественной литературы, отражает
жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность
лирики стихотворная форма.
­ Драма­ один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное
произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.
­ Эпос­ повествовательная литература, один из трех основных родов
художественной литературы, включает в себя:
­ Эпопея­ крупное произведение эпического жанра.
­ Новелла­ повествовательный прозаический (гораздо реже ­ стихотворный) жанр
литературы, представляющий малую повествовательную форму.
­ Повесть(рассказ) ­ литературный жанр, который отличается менее
значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и
широтой
­ Рассказ­ Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от
новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.
­ Роман­ большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.
8
свободный 18.12.2017.
– [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/517176/

­ Баллада­ лирико­эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное
строфами.9
­ Поэма­ сюжетное литературное произведение лирико­эпического характера в
стихах.
7.
М узыка - Искусство, в котором переживания, чувства и идеи
выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами
произведения этого искусства.
8.
Театр - зрелищный вид искусства представляющий собой синтез
различных искусств ­ литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного
искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение
действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка,
утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического
действия, главным носителем которого является актёр.
Основа театра ­
драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный
характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера,
художника, композитора, хореографа, актера
9.
Цирк - зрелищное предприятие для устройства представлений с
участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных.
10.
Балет - театральное представление, состоящее из танцев и
мимических движений, сопровождаемых музыкой.
11.
Кино - Кино ­ искусство воспроизведения на экране запечатленных на
пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.
Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в
области оптики, электротехники и фототехники, химии, и так далее.
Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством
выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней
логике. Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства,
театра и музыки. Кино можно условно подразделить на научно­документальное и
художественное.
Определены также жанры кино:
­ драма,
9
свободный 18.12.2017.
– [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/517176/

­ трагедия,
­ фантастика,
­ комедия,
­ историческое и так далее.
12.
Фотоискусство - основанное на технологиях фотографии искусство
создания художественной фотографии - то есть фотографии, отражающей
творческое видение фотографа как художника. Специфика фотоискусства состоит
в том, что оно дает изобра­зительный образ документального значения.
Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью
запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.
Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об­работки переносятся
из сферы действительности в сферу художественную.
13.
Эстрада - Музыкально­драматическое искусство, связанное с
исполнением небольших произведений на открытой, концертной сцене.
14.
Графика – Графика (в переводе с греческого ­ "пишу, рисую") ­ это,
прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра,
литография).
Она основана на возможностях создания выразительной
художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и
пятен, наносимых на поверхность листа.
15.
Хореография - вид искусства, материалом которого являются
движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во
времени и пространстве, составляющие художественную систему. Танец
взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально­хореографический
образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу
собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны
танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки ­ в сопровождении
хлопков, выстукивание каблуками и тому подобное. Танец всегда, во все времена,
был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духувыставки (77 %), то есть мало посвящают себя искусству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Может быть, в этом и заключается проблема того, что искусство стало менее
востребовано обществом? Сейчас очень много информации, которая доступна почти
всем людям без исключения. Эта доступность объясняется просто – интернет. С его
помощью, люди могут знакомиться и с творчеством мастеров искусств. Это не так
хорошо, как может показаться на первый взгляд. Доступность - это прекрасно, но
ведь раньше, для того чтобы увидеть хороший спектакль или же картинную вставку
нужно было выйти из дома, купить билеты, потратить время на ожидание и
специально идти на представление предвкушая событие. То же самое можно сказать
и про книги. Сейчас в интернете можно скачать любую литературу за несколько
минут. Люди, в наши дни, не затрачивают много усилий на поиск впечатлений и
работу мысли при встрече с прекрасным.
Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании
её индивидуальной картины мира.

Список вспомогательной литературы:
1.
Материал взят из книги Льва Николаевича Толстого «Об искусстве».
Дата создания: 1889, опубл.: «Толстой и о Толстом», № 3. М., 1927, с. 24-34.

Горина Елена, 17 лет

БОУ НПО «ПУ №33» г. Называевск

Руководитель Бондарькова Татьяна Викторовна,

Преподаватель русского языка и литературы

Роль искусства в жизни общества

(эссе)

Многие века складывалась культура народа. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Оно тем и прекрасно, что создаётся избранными, а принадлежит миллионам и передаётся из поколения в поколение. Бессмертны прекрасные творения Рафаэля и Айвазовского, Данте и Шекспира, Моцарта и Чайковского, Пушкина и Лермонтова. «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле», - справедливо заметил Бертольт Брехт. Культура прошлых поколений создала нас теперешних. Без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Вопросы о роли искусства в обществе, об ответственности художника за свой труд нашли отражение в повести Н.В.Гоголя «Портрет». Образом художника Чарткова писатель показывает, что на пути истинного творца имеются преграды: это и желание прославиться, и стремление к быстрому обогащению деньгами. Художник, как и любой человек, подвержен соблазну. «В страсти к искусству, - говорил Гоголь,- много искушающей прелести увлечения – но только в соединении с любовью к добру, к светлому в человеке может просветить она и творящего, и тех, для кого он творит».

Главный герой избирает другую дорогу. Он губит красивые полотна, убивает добро. А талант, расставшийся с добром, - это разрушитель личности. И автор выносит приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил». Ведь талантом наделён не каждый человек, потому свои способности и силы он должен умело направлять, должен распространять любовь, свет, тепло, поучать. Вообще, Н.В.Гоголь рассматривал искусство даже как разновидность государственной службы. Кто имеет талант, тот должен быть чище.

Талант без веры, без покаяния в грехах не принёс пользы ни Чарткову, так и не сумевшему очистить свою душу и сошедшему с ума, не принесёт пользы и людям.

Истинное искусство должно иметь доброе гуманное начало с вековыми традициями. А сегодняшнему обществу, где утеряны многие нравственные ценности, где человека чаще всего оценивают по материальному положению, нужно научиться видеть прекрасное, уметь восхищаться им, самосовершенствоваться. Нужно прислушаться к мудрым словам писателя, актёра, режиссёра и просто человека Василия Макаровича Шукшина:

« Литература должна помочь нам понять, что с нами происходит». Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного – в наших силах.

Я уверена, что замечательное художественное произведение способно повлиять на человека, может сделать его более добрым и чистым, честным и чутким.

Введение

1 Понятие "искусство"

Заключение

Ведение

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Цель данного реферата - суметь разобраться, в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшим условием духовного развития человека.

Формирование личности во всей многогранности её культурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.

Изучение искусства разных народов и разных эпох, при условии понимания его сущности, позволяет понять общий характер соответствующих культур.

В реферате сделана попытка определить место искусства в пространстве культуры, дать представление о видах искусства, и его месте в современном обществе.

1. Понятие "искусство"

Искусство -- процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

В масштабах всего общества искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Этимология слова "искусство", как в русском, так и в греческом языке (греч. ????? -- "искусство, мастерство, умение, ремесло") подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.

Искусство, как плод художественной деятельности, запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается и к которой принадлежит и целостно представляет.

1.1 Искусство, как часть культуры

Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство - часть художественной культуры, ее вершина.

В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить "Рабочего и колхозницу" В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому "пересказать".

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Слово "искусство" многозначно. В качестве художественного творчества оно отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло - мастерство плотника, врача и т.д.). Вернее было бы назвать искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение.

Искусство имеет творческий характер. Творчество - это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же - во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей - вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.

1.2 Многообразие видов искусства

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством";"воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта","самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства.

В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно- историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.д.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура - искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.

Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.

Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Временные искусства в системе художественной культуры - литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова - практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств - слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых проследований. Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

Кроме перечисленных видов искусства, выделяют также зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства - синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

2. Роль искусства в жизни человека и общества

2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества

Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.

Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.

Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.

2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века

В начале ХХ века в мире произошла эстетическая революция, связь которой с социальными потрясениями того времени очевидна. Классическая изобразительная система перестала работать там, где сама картина мира лишилась ясных очертаний. Изменилась идеология, образ жизни людей, ее ритм. Научно-технический прогресс также неузнаваемо преображает человеческое общество. В начале столетия возникает массовое стандартизированное производство, вкусы и предпочтения людей все больше меняются, что в итоге приводит к распространению массовой культуры и массового искусства. На историческую сцену выходят массовый потребитель, массовое сознание, массовая культура.

Итак, в ХХ в. характер художественного творчества радикально меняется, и это, прежде всего, связано с практикой модернизма (авангардизма) и постмодернизма. Искусство предшествующего времени воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Оно претендовало не менее как на миссию спасителя рода человеческого (что особенно ярко проявилось в эстетических воззрениях романтиков). Современное искусство, с одной стороны, ощущает бесструктурность и невыразимость современных реалий, с другой - остается неодолимым желание художника встать над схваткой, превратить хаос в порядок.

Модернизм строился на отрицании предшествующего искусства, но одновременно являлся броском в будущее, вырабатывал адекватный художественный облик эпохи. Это была "переработка современностью собственного смысла".

Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Художники-модернисты (авангардисты) экспериментируют с художественным материалом, создают новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.

Искусство ХХ века все более усложняется. Отсутствие устойчивых стилевых течений (таких как классицизм, романтизм и т.д. в предшествующие эпохи), заметное с начала ХХ века, нередко делает весьма проблематичным сам процесс художественного контакта.

Рост образованности населения привел к вторжению масс в искусство, в результате чего в ХХ столетии произведения стали ориентироваться на определенные слои потребителей - на высоко эрудированную элиту и не слишком грамотную массовую аудиторию. Так получают распространение элитарная и массовая культура (соответственно, высокое и массовое искусство).

Разделение культуры на культуру для всех и культуру для избранных существовало издавна. Жрецы и шаманы уже в древние времена составляли культурную элиту. Когда возникла письменность, появилась грань между культурой образованных людей и народной культурой (фольклором).

Народная культура и народное искусство отражают высшие духовные, эмоционально пережитые и закрепленные в чувствах и вкусах состояния человека и его удовлетворенность и неудовлетворенность миром, устремление к гармонизации отношений с ним, воплощает идеальные представления масс. Именно в народной культуре формируются представление о добре и зле, о герое и злодее, о прекрасном и ужасном и т.д.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества (критики, литераторы, постоянные посетители музеев, театралы, художники и т.д.), то есть специалисты в какой-либо области высокой культуры.

Классическое, высокое или элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются, и будут создаваться ценности, пополняющие духовный арсенал человечества.

В отличие от элитарной культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное потрясение.

Массовое искусство бесконечно тиражирует суррогаты и подделки, что притупляет вкус публики. В качестве примеров массового искусства можно привести эстраду, клиповую культуру, индустрию моды, определенные жанры кино - и телеискусства (мелодрама, боевик и пр)

Массовая культура была, есть и будет всегда. Объем информации, содержащийся в современной культуре, необъятен. Глубокие по содержанию произведения часто сложны для восприятия и требуют для освоения значительных усилий, эмоциональных и интеллектуальных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство.

Конечно, высокое и массовое искусство ориентируются на преимущественное удовлетворение разных потребностей людей. Так, массовое искусство направлено, прежде всего, на удовлетворение рекреативной и компенсаторной потребностей при безусловной реализации отдельными его произведениями и других функций, тогда как высокое искусство - хранилище эстетических ценностей, созданных человечеством, - является источником удовлетворения самого широкого круга людских потребностей (познавательной, воспитательной, социальной и т.д.).

Заключение

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

Искусство существовало еще с древних времен. Оно сопровождало человека на протяжении всего его существования.Первыми проявлениями искусства были совсем примитивные рисунки на стенах пещер, сделанные первобытными людьми. Еще тогда, когда каждый день нужно было бороться за свою жизнь, человек тянулась к искусству, уже тогда проявлялась любовь к прекрасному.

В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и т.д.. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно, раньше не было таких возможностей, как в наше время, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

И все же, почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека? Образное воссоздание реальности создает нашу личность. Культурное и духовное развитие имеет большое влияние на нашу жизнь.Действительно, в большинстве случаев людей оценивают не по внешнему виду, а по тому, что у них внутри. Человек с очень непривлекательной внешностью может оказаться прекрасным, стоит лишь познакомиться с ним поближе. Всесторонне развитые, богатые духовно люди всегда вызывали интерес у окружающих, с ними интересно и приятно общаться. Все мы должны развиваться, самосовершенствоваться, а искусство помогает нам в этом нелегком деле. Оно помогает лучше познать окружающий мир и самих себя.

Познание себя — один из важнейших этапов становления человеческой личности. Часто искусство — это способ самоутвердиться, сказать что-то всему миру. Это как послание в будущее, своеобразное обращение к народу. Каждое произведение искусства имеет свою цель: ознакомить, научить, побудить к размышлениям. Искусство требует понимания. Бездумное созерцание картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла. Нужно понимать, что именно хотел сказать художник, с какой целью появилось то или иное творение. Только при этом условии искусство выполнит свою задачу, научит нас чему-то.

Часто говорят, что в наше время люди почти перестали интересоваться искусством. Я считаю, что это не так. Времена меняются, меняются поколения. Не остаются без изменений и взгляды, вкусы. Но есть темы, которые будут актуальными во все времена. Конечно, наше общество придает большее значение материальном обогащению, чем духовному. Но это не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство. Мы не должны забывать об искусстве, ведь оно играет важную роль в нашей жизни.


Что такое искусство? Искусство особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Предмет искусства- мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования - художественное произведение. Цель искусства двойственна: для творца это художественное самовыражение, для зрителя наслаждение красотой. Способы осмысления мира искусством – использование художественных образов. Направлена на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.


Кратко о видах искусства. Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Бывает монументальная, декоративная, станковая. Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Существуют множество жанров.


Кратко о видах искусства. Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Фотография - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Хореография - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему. Музыка - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.


Виды искусства Пространственные (живопись, скульптура, архитектура), которые развертывают свои образы в пространстве, они неизменны, и временные (музыка, театр, литература) Речевые и изобразительные Зрительные и слуховые Классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. А так же…


Особенности искусства. Образность. Художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности. Чувственное восприятие окружающего мира. (Человек обращается прежде всего к чувствам и сердцу. Для искусства необходимы эмоциональность, глубина переживаний). Субъект ивность. (искусство не стремится объективно отразить реальность) Индивидуальное создание произведений искусства и их восприятие. (у каждого человека существуют свои эстетические предпочтения, вкусы; каждый может оценивать по-своему различные произведения искусства) Законченность авторских произведений (например, картина останется такой, какой нам её представил автор, она неизменима). Процессы в искусстве напрямую не зависят от научных знаний, материальных потребностей общества. Изучением искусства занимаетс я наука эстетика. Искусство многолико и вечно.


Функции искусства. Гедонистическая (отражает способность искусства приносить удовольствие человеку); Воспитательная (проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека); Познавательная (позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов); Компенсаторная (позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы); Эстетическая; (позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус); Коммуникативная; Социальная (проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность);


Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Искусство тем и прекрасно, что оно создаётся избранными, а принадлежит миллионам. Сейчас невозможно представить, чтобы нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах.


Роль искусства огромна. Помогает людям открыть больше себя, реализовать себя. Помогает оторваться от той действительности, которая есть, и попасть в совсем другой, противоположный мир, мир своих представлений и мечт. Помогает морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Помогает смотреть на мир с разных точек зрения, по - другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Помогает осваивать науки и постепенно углублять свои знания. Т.е оно является важнейшей частью человеческого развития. Развивает глубокое понимание красоты природы, окружающего мира, способности беречь эту красоту. Прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, … Формирует навыки использовани я средств искусства для познания жизни людей, самой природы.


Афоризмы, высказывания об искусстве. Искусство призвано служить не мечте, а жизни. Под влиянием зрелища, изображающего действие, должна родиться и воля к действию. Искусство призвано служить не мечте, а жизни. Под влиянием зрелища, изображающего действие, должна родиться и воля к действию. Ромен Роллан. Ромен Роллан. Искусство живёт принуждением и гибнет от свободы. Искусство живёт принуждением и гибнет от свободы. Андре Жид Андре Жид «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство» «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство» психолог Н.Е Румянцева психолог Н.Е Румянцева Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека «Искусство даёт крылья и уносит далеко- далеко!» Чехов А.П «Искусство даёт крылья и уносит далеко- далеко!» Чехов А.П


Вывод. Итак, искусство - форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах, о которых было сказано выше на слайдах(живопись, литература, музыка,...) Оно имеет ряд особенностей, присущих лишь ему и выполняет множество функций. Искусство играет большую роль в нашей жизни, влияет на неё со всех сторон, делает её разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества.


Использованная литература. 1.Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л. Н. Москва: Просвещение 2006 г. Стр РОЛЬ ИСКУССТВА В ОБЩЕСТВЕ iskusstva iskusstva 3.Искусство. 4.Искусство как вид духовного производства tvo.html tvo.html