Плюсы и минусы профессии иллюстратор

Очень насущная тема. Не вижу смысла выдумывать новые истины, когда до тебя это сделал замечательный дизайнер и иллюстратор, съевший уже на практике не одну собаку.

Сегодня все советы от Натали Ратковски ( conjure ), которая плохого не порекомендует. ;)

Техника работы

Первое, что хочется действительно посоветовать - определиться, в какой именно технике хотелось бы работать. Я очень сожалею, что в своё время мне некому было подсказать, что иллюстрировать - это не всегда просто рисовать.

Иногда понимаешь, что было бы не менее интересно делать иллюстрации из пластилина, бумаги или в форме коллажа с элементами рисунка, но за пазухой накопилось уже достаточно толстое портфолио с работами, выполненными в определённом стиле и в ранее выбранной технике, появился определённый круг клиентов, которые ожидают на выходе работы именно в том стиле, который представлен в портфолио. Резко менять всё не хочется, а вплетать постепенно новые элементы - очень трудоёмкое занятие.

Часто ситуация «просто рисующих» ухудшается ещё и тем, что откуда-то появляется целая тьма людей, которые вдруг рисуют такими же линиями, похожими цветами и похожими текстурками. И упаси боже, если этот человек станет на каком-то отрезке пути более известнее, чем источник - на собственной карьере крест может ставить и не стоит (уж не надо наглецам доставлять такой радости), но переживания по поводу воруют отнимают очень много сил.

Иллюстрации Лизбет Цвергер

Даже если в ситуации полного копирования чужаком твоего стиля понимаешь, что твои иллюстрации отличаются от других особым подходом к процессу создания работ, особенным почерком и какими-то характерными деталями, факт остаётся фактом, что от индивидуальности и именно неповторимости техники вообще зависит очень многое.

Особенная, неповторимая техника, которая к тому же будет оттачиваться годами - это уже половина всего дела. Я понимаю, что нет смысла подходить к вопросу выбора техники методично: что требуется на рынке, что больше всего пользуется спросом, в какой технике работает меньше всего иллюстраторов - чтобы конкуренция поменьше была, но многое всё-таки нужно учитывать.

Мало того, что ситуация на рынке может резко измениться - сегодня моден вектор, а завтра все будут бегать за пластилиновыми иллюстрациями, так ещё и хочется заниматься любимым делом всю жизнь, работать так, как нравится, оставаться верным себе, но найти золотую середину, учитывающую требования рынка и собственные ожидания от жизни было бы всё-таки неплохо.

Уже давно прошли те времена, когда в иллюстраторы шли люди, обученные по всем канонам классической живописи, и это здорово! Поле деятельности современного иллюстратора настолько велико, что нет необходимости концентрироваться только на умении иллюстрировать традиционным способом.

Как выбрать свою технику работы? Просто пробовать! Попробовать всё, что только можно:
- иллюстрацию из пластилина
- иллюстрацию из бумаги
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол
- вышивку по ткани или бумаге
- коллаж
- инкрустация соломкой
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator
- иллюстрации с помощью смешанной техники - рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.

В самом начале пути лучше не принимать поспешных решений, не связывать себе руки какой-то одной техникой исполнения работ. На своём собственном опыте я столкнулась с тем, что ничего плохого в пестроте техник и стилей нет, пока речь идёт о подготовке к профессиональной деятельности.

Творческие эксперименты - один из самых важных моментов в созревании хорошего иллюстратора. Я сама перепробовала кучу всего: работа тушью, акварелью, акрилом, гуашью, простым карандашом и белилами по тёмному фону, работа растром в стиле графики 20-30 годов в графических программах, работа растром в более реалистичной манере, рисование куколок и дудликов, иллюстрации в векторных программах. Только перепробовав кучу всяких техник я пришла к своему теперешнему стилю работы, хотя, признаюсь честно, у меня нет чувства, что он полностью оформился, пока мне кажется, что я меняюсь от иллюстрации к иллюстрации, хотя какие-то отточенные приёмы уже есть.

Я уже не первая, кто советует начинающим иллюстраторам проверить, какая техника соответствует больше собственной натуре, но ведь что стоит проверить себя и попробовать? Если корм пойдёт в коня, и за достаточно короткое время в выбранной технике насобирается как минимум 10 работ, и не надоест их и дальше ваять - то можно хотя бы временно остановиться на выбранной технике и перейти ко второму шагу алгоритма - подумать, каким именно иллюстратором хотелось бы стать.

Copyright Rafal Olbinski

Если решишь стать журнальным иллюстратором, то здесь нужно уметь работать с графическими метафорами, жить в режиме стресса и сжатых сроков, уметь вычленять даже из статей с совершенно дикими и незнакомыми темами основное высказывание и поддерживать его своими иллюстрациями. К тому же и журналов есть целая куча: женские, мужские, детские, о здоровье, домашнем очаге, науке и технике, психологии и т.д. Каждый отдельный журнал выдвигает свои требования как к сложности, количеству, так и технике иллюстраций.

Как понять, каким иллюстратором хочешь стать? Только пробовать! Листать журналы, книги, просматривать сайты, но самое главное - неустанно работать над собой - рисовать много и часто, как будто каждый день последний. Любовь к чему-то конкретному нужно не только обнаружить, но и проверить на деле. Именно когда станешь проверять себя на любови или нелюбови к какому-то конкретному направлению в иллюстрации, столкнёшься с новой проблемой - объём работы.

Объём работы

Объём работы себе можно представить, только начав работать в выбранном направлении. Например, попытаться проиллюстрировать первую попавшуюся статью 2-3 иллюстрациями. Выбери статью нарочно без разбора, вне зависимости от того, нравится текст или нет, разбираешься в нём или нет, и попробуй разбить на такие части, чтобы иллюстрации к ним равномерно сопровождали и отражали текст.

Иногда мне приходят такие заказы, что я читаю их и понимаю, что ничего не понимаю. Я не знаю каких-то имён, мне ни о чём не говорят события, описанные в статье. Первое, что я делаю - иду разбираться: читаю и смотрю всё, что мне попадается по этой теме. При этом нельзя забывать, что время на сбор материала и ознакомление с ним отнимается от общего времени заказа - чем дольше провозишься с поисками и выяснениями, тем меньше времени останется на работу. Поэтому так важно иметь хорошую связь с заказчиком или артдиректором - в крайнем случае всегда можно выспросить, что именно от тебя ожидают.

Хочешь стать книжным иллюстратором, попробуй проиллюстрировать маленькую историю на 3-4 страницы или целую главу из какой-то любимой книги.

Хочешь иллюстрировать учебники, посмотри, какие уже есть на сегодняшний день, что бы сделала в них лучше, доходчивее, красивее.

Нужно себе представлять, что в зависимости от рода деятельности не сможешь выбирать, что иллюстрировать - это работа, которая должна кормить, пока не сможешь позволить себе "перебирать харчами". Нужно будет научиться чётко оговаривать условия работы, научиться доверять людям и иногда терпеть огорчения.

Получилось как-то очень много, и на деле нужно просто садиться и работать - глаза боятся, а руки делают. Ни в коем случае не унывать, сначала разобраться с основным - направлением деятельности и техникой, а остальное уже приложится.

Многие задумываются о том, кто же рисует картинки в детских, и не только, книгах. Как же называется эта загадочная профессияц и с чем ее едят? Сейчас мы попробуем разобраться в этом вопросе.

Кто такой художник-иллюстратор?

В первую очередь иллюстратор - это художник. Причем в самом широком смысле слова. Мультфильмы, рекламные ролики, рисунки в книгах, графика в компьютерных играх, фильмах, обои для рабочего стола, дизайны сайтов, открыток - это все дело рук иллюстратора. И хотя профессия одна, она разделяется на многие ветви.

Хочется отметить, что это сложная работа. Кроме умения рисовать, художнику необходимо иметь свой стиль, понимать запросы заказчика и предоставлять ему несколько разных вариантов на одно и то же задание.

Где иллюстратору найти работу?

Несмотря на то что художник-иллюстратор - это редкая и творческая профессия, на обычном рынке вакансий не так часто можно встретить такое объявление. Поиск подобной работы осуществляется с помощью портфолио на специализированных сайтах. Также профессия иллюстратор очень востребована в книжных издательствах и редакциях, в студиях дизайна и рекламных компаниях.

Редко увидишь художника на окладе. Их зарплата связана конкретно с тем, сколько они делают. Иллюстраторы книг получают деньги за конкретный проект. Именно поэтому сложно сказать, какая может быть зарплата у профессионала в этой сфере деятельности. По некоторым данным средняя з/п составляет от 20 до 70 тысяч рублей. Размах как раз и отражает то, что художники - проектные работники.

Учеба и карьерный рост

Существует два мнения на тему образования для иллюстраторов. Кто-то говорит, что окончание высшего учебного заведения - обязательное требование. Ведь где, как не в вузе, художники смогут получить представление о компьютерных программах для рисования, о техниках, методах и многом другом. Другие же, напротив, говорят о том, что образование для талантливого человека - это совершенно бесполезная вещь. И если есть желание что-то освоить, это можно сделать самостоятельно или с помощью коротких курсов.

К единому мнению не пришли даже популярные художники, чей опыт проверен годами. Возможно, действительно профессия иллюстратор не требует ничего кроме таланта.

Карьерный рост у иллюстратора весьма разнообразный. Художник может возглавлять творческую группу, открыть собственную рекламную компанию, стать начальником художественного агентства и даже добиться всемирной известности. Тут все зависит от таланта, стремлений и умения вести дела, как и в любой другой профессии.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая деятельность, профессия иллюстратор имеет плюсы и минусы. К первым можно отнести следующее:

  • Нет привязки к рабочему месту. Иллюстратору не нужно ходить каждый день в офис, и он не только может работать дома, но и путешествовать, не нарушая сроков сдачи проекта.
  • Возможность заниматься творчеством. Любой художник пишет картины с любовью, получая удовольствие.
  • Отпуск в любое время года. Никакого графика нет, только конечный срок сдачи заказа и обсуждения по ходу выполнения.
  • Начать можно в любое время. Если вам уже не 20 - это не повод проститься с карьерой иллюстратора.

  • Критика. Не все творческие люди в состоянии перенести критику, даже если она конструктивная.
  • Горящие сроки. Если вдохновение не посетило художника, бывают моменты, когда в панике приходится доделывать что-то. Это же относится и к тем, кому трудно организовывать свое время.
  • Высокая конкуренция. Несмотря на редкость профессии, талантливых и просто умеющих хорошо рисовать людей очень много.
  • Самореклама. реклама самого себя тоже входит в обязанность художника.

Любые минусы можно закрыть, если нанять человека, который смог бы контролировать время, вести записную книжку, продвигать художника и заниматься его имиджем. Такое не всегда могут себе позволить начинающие специалисты, но, как мы помним, карьерный рост возможен, ведь это профессия - иллюстратор.

Детские и взрослые художники

Часто, думая о книгах с картинками, мы представляем себе детские книжки. Но на самом деле существует большое количество книг для взрослых с потрясающими иллюстрациями. Это могут быть графические романы, которые сейчас на вершине популярности, сказки для взрослых, издания с картинками автора и многое другое.

Детские художники вспоминаются нам намного чаще, потому что именно дети - основной потребитель таланта иллюстраторов. Они любят книжки с картинками вне зависимости от возраста. Подростки переходят на комиксы, а уже взрослые довольствуются только редкими экземплярами книг, где художник помогает представить прочитанное.

Современные иллюстраторы книг

Из зарубежных современных иллюстраторов на слуху имя Криса Риддела, которого вы сможете узнать по книгам Нила Геймана («Дева и веретено», «Коралина») или его собственным («Юная леди Гот» и другие). Также русскоязычная публика знает таких художников: Кей Аседера («Лайзл и По»), Р. В. Элли («Медвежонок Паддингтон»), Арт Шпигельман («Маус») и много других талантливых имен.

Русские иллюстраторы тоже не отстают от своих зарубежных коллег. Игорь Юльевич Олейников работает не только с книгами, но и с фильмами. Это очень популярный художник как у нас, так и за рубежом. Известен по книгам «Хоббит, или Туда и Обратно», «Питер Пэн» и «Приключения барона Мюнхгаузена».

Евгений Антоненков выпустил множество книг совместно с Росмэн. Его можно узнать по иллюстрациям книг Алана Милна, Бориса Заходера и Корнея Чуковского.

Украинские коллеги из издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га» - Владислав Ерко («Снежная королева») и Евгения Гапчинская («Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье»), а также из издательства Clever - Галина Зинько (Андерсен, Перро, Пушкин) - также потрясают своими чувственными и проникновенными рисунками.

Имен великих художников очень много, поэтому, выбирая профессию иллюстратора, задумайтесь, сможете ли вы добиваться идеала в своих рисунках и конкурировать с выдающимися именами, превратив свое хобби в работу.

От автора: привет, друзья! Сегодняшнюю свою статью, я, пожалуй, посвящаю всем творческим людям, склоняющимся к выбору профессии иллюстратора. Я расскажу вам, как стать мастером своего дела, и с чего следует начать. Если вы задаетесь вопросом, как стать иллюстратором, то эта статья будет вам полезна.

В чем заключается профессия иллюстратор?

Иллюстратор - это творческий человек, создающий образы к написанным текстам и историям для журналов и книг, а также для интернет-ресурсов. Разумеется, эти иллюстрации должны не просто сухо передавать смысл текста, а визуализировать идеи, эмоции и мысли автора. Это и есть суть профессии иллюстратора - понятно, емко и кратко выразить в изображении замысел автора текста. Наиболее востребованы художники-иллюстраторы широкого профиля, умеющие создавать красивые картинки, делать дизайн, обрабатывать фотографии, находить и дорабатывать изображения.

Что входит в обязанности иллюстратора?

К основным должностным обязанностям художника-иллюстратора можно отнести:

создание иллюстраций и коллажей;

ретушь и обработку фотографий и изображений;

JavaScript. Быстрый старт

разработку шрифтов;

цветокоррекцию;

работу с растровыми и векторными изображениями.

Дополнительными функциями иллюстратора могут быть создание персонажей и отрисовка кадров для мультфильмов, разработка фирменного стиля и прочие задачи.

Что должен знать каждый художник-иллюстратор?

Суть работы иллюстратора - разработка готовых работ и эскизов для заказчиков. Перед тем как начать обучение ремеслу художника-иллюстратора, обратите внимание на такие техники рисования:

Графическая иллюстрация. Создание рисунка по технике графики черным или простым карандашом. При создании иллюстрации используются штрихи и пятна. Основное требование графики: присутствие линий одного цвета.

Техническая иллюстрация. Это чертежи, сопровождающие всю инженерную документацию.

Ботаническая иллюстрация. Такие картинки являются изображением описываемых объектов и обычно применяются в учебниках для школ и вузов.

Иллюстрации, выполненные особыми техниками. К таким иллюстрациям можно отнести вышивку, лепку, оригами, аппликацию и др.

Иллюстратору желательно овладеть всеми вышеперечисленными техниками, ведь заказчики могут предъявлять абсолютно разные требования к работе. К основным требованиям к художнику-иллюстратору также можно отнести:

умение рисовать в таких графических редакторах, как CorelDraw, Adobe Illustrator, Photoshop;

знание различных программ, например, Power Point;

умение фотографировать, делать коллажи, обрабатывать фотографии, накладывать эффекты и т. д.

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Желательно конечно выработать свой собственный, хорошо узнаваемый стиль. Некоторые издательства хотят иметь свое лицо и нанимают иллюстраторов с «изюминкой» для длительного сотрудничества.

Плюсы и минусы профессии художник-иллюстратор

Если вы настроены решительно и уже планируете пойти на курсы иллюстратора, то прежде чем это сделать, рекомендую ознакомиться с недостатками и преимуществами профессии. Возможно вы подумаете, что я не с того начинаю, но делаю я это осознанно. Да, сначала хочу перечислить минусы работы художника-иллюстратора, чтобы вы сразу понимали, готовы ли вы следовать своему призванию, несмотря ни на что.

Итак, если ваша цель - слава и легкие деньги, то советую вам выбрать другую профессию. В большинстве случаев заказчик платит за конечный продукт и никого не интересует, сколько часов вы потратили на работу.

Также иногда попадаются такие клиенты, которые очень любят вносить поправки и изменения. Плюс ко всему финансовая нестабильность. Сегодня вы не знаете, за какую работу хвататься, а завтра - затишье. Не стоит становиться иллюстратором, если вы не умеете подстраиваться под проект, клиента, ситуацию и не переносите критики.

Данная профессия, увы, предполагает первое место для клиента, поэтому придется «плясать под его дудку». Забудьте о таких вещах, как отпуск и больничный, ведь все это планируется вокруг рабочего графика. Ну и в конце концов, помимо рисования, вам регулярно придется заниматься саморекламой, участвовать в конкурсах, обновлять вебсайты.

Что касается преимуществ, то их намного меньше, но, если работа художника-иллюстратора - ваше призвание, они значительно перевесят недостатки.

Профессия иллюстратор не имеет языковых барьеров и географических границ. Вы можете работать для любых стран и в любой точке земли.

Эта профессия не позволит вам скучать, ведь каждый следующий проект не будет похож на предыдущий. С каждым заданием вы будете совершенствоваться и познавать массу новой полезной информации. Вы будете заниматься любимым делом и при этом еще получать денежки!

Но самым главным плюсом работы художника-иллюстратора является осознание того, что вы превращаете скучные буквы в прекрасные картинки. Поверьте, уж очень приятно лицезреть свои работы на сайтах, в журналах и книгах!

Где можно выучиться на иллюстратора?

Для того чтобы стать иллюстратором, нужно научиться техникам рисования. Получить необходимые навыки и знания можно, поступив в художественное училище или закончив художественную школу. Так как такой вид обучения требует достаточно много времени и финансовых вложений, поэтому большинство людей задаются вопросом, как стать иллюстратором без образования.

И тут на помощь приходят компьютерные курсы, видеоуроки и дистанционное обучение на иллюстратора. С их помощью вы сможете получить все необходимые знания, не выходя из дома.

Как устроиться на работу по специальности иллюстратор?

Профессия художника-иллюстратора достаточно востребована. Даже если не будет вакансий в ведущих компаниях, у вас всегда будет возможность поискать заказчиков в Интернете. Специальность иллюстратор-художник может быть востребована в следующих направлениях бизнеса:

Вам будет достаточно просто найти работу в какой-нибудь из этих организаций. Для этого следует периодически просматривать вакансии в интернете, фрилансерские форумы и каналы, дизайнерские сайты.

Если профессия иллюстратора вас привлекает, но вы не уверены, что сможете найти работу легко - не волнуйтесь, подработок в интернете достаточно, главное, создать себе качественное портфолио. Не стоит ожидать мгновенного признания, просто получайте удовольствие от своей работы, и мир улыбнется вам!

Если вам понравилась моя статья, жмите лайк и делитесь с друзьями!

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

KYKY: Надя, с чего ты начинала свой путь иллюстратора? В детстве рисовала, наверное?

Сейчас покажу! (убегает и возвращается с фотографиями своей первой «книги» ). Вот с таких макетов. Мне было тогда года три. Я помню только, что рисовала зайцев на параде – и все, больше ничего. Причем, тогда у меня с версткой было лучше, чем сейчас (смеется) . Компоновка шрифтовых блоков, посмотри, какая - смело, по-современному. У меня еще есть пачка рисунков, где тоже зайцы на параде и у них в лапах флаги с серпом и молотом и букеты гвоздик. Почему зайцы, почему на параде? Не помню. Родители говорят, на парады любила ходить.

Иллюстрации: , фото: Маша Храмцевич

Многие люди определяются с профессией после старшей школы, а я знала еще с детства, что моя жизнь будет связана с искусством. Девять классов я отучилась в архитектурно-художественном лицее, параллельно посещая детскую художественную школу, потом поступила в художественный колледж, позже – в Академию Искусств, где училась на отделении Графика (Художественный факультет). По жизненному пути я следовала целенаправленно.

Мне говорили: «Нарисуй ад». И я рисовала, как его себе представляла

KYKY: Что тебе дало художественное образование? Многие считают, что оно необязательно, можно быть самородком и свободно творить…

На эту тему: «Когда люди прекратят ныть и станут думать: я делаю Беларусь?» Американская мечта художника Захара Кудина

Надя: Оно может быть и необязательным, смотря чем человек хочет заниматься. Если вы хотите нарисовать академический рисунок, без образования с этой задачей вы не справитесь. Можете обучиться нескольким приемам и начать рисовать определенные вещи, например, портрет, но при малейшем отступлении от наработанного шаблона станут заметны ваши ошибки и пробелы из-за нехватки знаний по анатомии. Если же вас тянет к абстракции и коллажам – вы легко справитесь, при условии, что у вас есть чувство композиции и стиля. Этому можно первоклассно научиться за год-два.

А вот с дизайнерами другая история: я не раз сталкивалась с ребятами без художественного образования, которые были гораздо сильнее меня.

Те, у кого есть определенная хватка или навык замечать тенденции и приемы, могут за год-два стать такими крутыми, что ребята с профессиональным образованием и опытом с ними не смогут конкурировать. А если говорить об образовании как о «корочке» – она в принципе ничего не может гарантировать в данной области: здесь на первом этапе важно наличие портфолио и отлично сделанное при запросе тестовое задание. А дальше – хорошо и на уровне сделанная работа.

KYKY: Но дизайн и рисунок - совсем разные области…

Надя: Да. Дизайн - это прежде всего утилитарность. А искусство - красота и эмоции.

Надя: Мне нравится разнообразие в работе. Идеально, когда у меня есть возможность совместить и иллюстративную, и дизайнерскую часть в одном проекте. Но если выбирать между дизайном и иллюстрацией, я выберу последнее. Иллюстрацию я чувствую, могу аргументировать любое свое решение, добиться от себя именно таких результатов, которые были мной же самой поставлены.

KYKY: Помнишь рисунок, за который ты получила первые деньги?

Надя: Ой, это очень смешно вспоминать (смеется) . Когда я была в пятом классе, мама моей подруги заказывала рисунки для последующего перевода их на чайные сервизы. Помню, за эти деньги я купила себе серьги. А вот когда я поняла, что могу реализовать то, что вижу у себя в голове на первоклассном уровне? Это произошло только на втором курсе Академии.

KYKY: Ты прошла путь от штатного дизайнера до свободного художника-иллюстратора. Обрисуй свой профессиональный путь после Академии.

На эту тему: В гостях у Руси. Беседа о гостеприимстве с певицей, которая ставит голос политикам и бизнесменам

Надя: Все началось к бара-клуба «Граффити», куда меня привели друзья - я тогда еще училась в Академии, на предпоследнем курсе. В «Граффити» я рисовала на стенах, потом начала делать для ребят открытки и афиши. А через год мне уже было необходимо искать работу по распределению, и я устроилась концепт-художником в Eligame, фирму, которая занимается компьютерными играми. Параллельно работала над дипломом, который был довольно масштабен, страшно уставала. А однажды утром проснулась и поняла, что на работу просто не приду. Позвонила и сказала: «Извините, я пас» (смеется) . Через два месяца пришлось искать новое место работы, чтобы по распределению случайно не уехать учителем рисования в деревню (варианты по распределению от Академии были только такими). И я пошла в Cubincup Animation Studio концепт-художником и дизайнером. Ребята занимались 3D-райдами. Это такие ролики, которые показывают в 5D-кинотеатрах по 3-5 минут с разными эффектами: на вас надевают 3D-очки, при этом брызгают водой, кресла вращаются и так далее. Я рисовала персонажей: зомби, демонов и локации. Рисовать нужно было одного и того же персонажа со всех сторон, чтобы 3D-моделлеры знали, что сзади, например, должен быть хвост или шрам на черепе. Мне говорили, например: нарисуй ад. Я, как представляла, так его и рисовала. Эта работа мне нравилась, было интересно.

После этого я три года работала в Red Graphic. Дизайну там и училась. Изначально устраивалась на позицию иллюстратора, но постепенно меня стали привлекать к веб-дизайну. Позже мне полученные знания помогли, как минимум, сделать собственный сайт. Почему ушла? В определенный момент мне начали поступать интересные заказы по иллюстрации. Приходилось работать вечерами до ночи и по выходным. Так прошел год, и я поняла, что за лето ни разу не прогулялась с друзьями, не вышла вечером на улицу. Осознала, что нужно что-то менять. В этом решении меня поддержали близкие мне люди, которые все замечали. Я стала заниматься иллюстрацией. В какой-то момент было страшно, что запросов на иллюстрацию не будет, но люди меня находили, заказы поступали.

«К сожалению, беларуские клиенты, как правило, рассматривают иллюстрацию как дешевую замену фотографии»

KYKY: Что самое сложное для тебя в работе с заказчиком?

На эту тему: Хэндмейд по-беларуски. Как живут люди, зарабатывающие руками

Надя: Непредсказуемость. Особенно это касается сотрудничества с физическими лицами, у которых не было практики работы с иллюстраторами или дизайнерами, и которые не знакомы с процессом работы агентств. Они или не понимают четко, чего хотят в целом, или хотят чего-то очень абстрактного, что гарантирует большой шанс услышать в финале «это не то, чего мы ожидали». Правки и комментарии они сформулировать не умеют, конструктивных ответов от них не дождаться. И забраковывается результат полугодовой работы, хотя каждый этап был согласован. Это грустно.

KYKY: Получается, у беларусов нет доверия к иллюстратору?

Надя: Да, именно так. У большинства из них. Не доверяют! Европейцы и россияне к моему мнению прислушиваются, и от них необъективных правок нет. Я пишу, например, что какой-то элемент будет стилистически выбиваться. Они посмотрят и согласятся, а беларусы скажут: «Нет, мне нужно именно так. И тут еще аквариум с рыбками дорисуйте». Чувствую, что наш рынок рассматривает иллюстрацию как дешевую замену фотографии.

Если нет денег на дорогостоящую фотосессию, то просят нарисовать картинку или ряд изображений за какие-нибудь 50 долларов. Не думая о том, что это часы твоей работы.

Или не осознают это пока, или просто хитрят – не знаю. В Беларуси иллюстрация не востребована: на рекламу ее не размещают, боятся и не хотят рисковать, смотрят друг на друга и делают «как у всех». Основные заказы приходят от журналов и издательств. Я очень надеюсь, что эта ситуация скоро изменится.

KYKY: Расскажи, как ты стала иллюстратором онлайн-журнала Republic, который раньше знали как Slon.ru?

Надя: Republic я считаю одним из самых крутых своих заказчиков, это крупнейший российский онлайн-журнал о политике, экономике и бизнесе. Они меня нашли сами, написали мне через Behance с предложением о сотрудничестве. Я делаю иллюстрации к их текстам уже два месяца. Когда мне приходит задача, я, как правило, сразу вижу то, что хочу изобразить. И, не теряя времени, приступаю к работе. Рисую в Photoshop, в нем все выходит более живым. Кривее, чем в Illustrator, но живее (смеется) . Работа в этом проекте еще интересна тем, что включает образовательную составляющую. Перед стартом я изучаю вопрос: например, когда рисовала иллюстрацию к статье «Трансаэро», смотрела, что именно у них за самолеты используются, каких моделей.

KYKY: Когда ушла во фриланс, как организовала свой рабочий график? Нет ли сложностей?

На эту тему: Как выжить на $250. Рассказывает солистка Naka и актриса театра Горького Анастасия Шпаковская

Надя: Есть проблемы с нормированием графика, но я стараюсь не работать вечерами и по выходным. Приучаю себя, и стараюсь объяснить клиентам, что рабочий день длится с десяти утра до семи-восьми вечера. Стараюсь работать по офисному принципу, но иногда это получается с трудом, так как нет временного планирования, которое бы кто-то сделал за меня. Иногда случаются завалы, несколько заказов приходит одновременно, и всем, само собой, результат нужен «вчера». Несмотря на все эти нюансы, в офис возвращаться у меня желания нет. Мне очень нравится то, что я делаю. Что-то внутри меня говорит, что я довольна, когда утром просыпаюсь с улыбкой.

KYKY: Ты считаешь себя успешным иллюстратором?

Надя: Да, считаю (улыбается) .

Надя: В первую очередь, нужно верить в себя и знать себе цену. Бывает, тебе говорят: «Ты делаешь плохо», и ты с этим соглашаешься. А потом получаешь медальки на Behance, за свой якобы плохой дизайн . И получаешь личное письмо от администрации Behance на почту со словами о том, какая же ты крутая. Понимаешь, что уж если эти ребята так тебя оценили – не все настолько плохо, как тебе внушали.

А мораль такова: не стоит обвинять во всех неудачах себя и слушать всех подряд. Будьте уверены в том, что вы делаете.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Художник-иллюстратор — специалист по иллюстративному оформлению книг и журналов, использующий в большинстве своём собственные художественные работы.


Заработная плата

35.000–50.000 руб. (hh.ru)

Место работы

Художник иллюстратор может работать удалённо и выполнять заказы сразу нескольких компаний. А может работать в офисе издания.

Обязанности

Главная задача художника-иллюстратора — нарисовать смысловые изображения для книг и журналов. Иллюстрации послужат эмоциональным фоном для текста, помогая читателю быстрее уловить канву произведения, построить собственные ассоциации, лучше понять героев. В начале работы художник-иллюстратор должен прислушаться к пожеланиям редактора, подготовить эскизы, утвердить их и подготовить окончательные изображения.

Важные качества

Профессия художника-иллюстратора требует креативного мышления, художественного вкуса, а также умения правильно уловить смысл статьи или целой книги и представить подходящее видение иллюстраций.

Отзывы о профессии

«Творчество — это всегда совместный процесс: сначала, когда создают предмет внимания, а затем, когда на него смотрят. Обе стороны заинтересованы в наилучшем результате, поэтому я постоянно ставлю себя на место заказчика и не смотрю на свою работу влюбленными глазами».

Татьяна Прокофьева,
художник-иллюстратор.

Стереотипы, юмор

Работа художника-иллюстратора уникальна. По сути, художник, творческая личность, должен работать по заказу. С одной стороны, требуется креативность и богатая фантазия, с другой — есть условные рамки и требования заказчика. Не каждый художник способен на такое.

Обучение

Чтобы стать художником-иллюстратором, необходимо получить высшее дизайнерское образование в таких вузах, как: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.

Художественные вузы Москвы: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ им. В. И. Сурикова), Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова (МГХПА им. С. Г. Строганова).